06.11.2024
Масленица на уроке
Думаю, что не ошибусь, если заявлю, что всякий учитель (ну, может быть, за очень редким исключением) всегда хочет проводить уроки эмоциональные, необычные, интересные. Чтобы сочеталось полезное с приятным.
Особенно необходимы веселые
уроки малышам, ученикам начальных классов. Для одного из таких уроков я использовала как повод старинный зимне-весенний праздник масленицу. Ребятам понравилось! Его конспект предлагаю коллегам.
Задача урока - закрепить технику выполнения упражнений с короткой скакалкой; развивать творческую инициативу, поддерживать у детей интерес к занятиям.
Под ритмичную, желательно русскую народную музыку дети вбегают в зал и строятся в шеренгу. Учитель объявляет, что сегодня все побывают на празднике, торый называется масленица. Рассказывает коротко о нем: с давних времен люди весело провожали зиму (отсюда - катания на санках и коньках, снежные бабы и снежки) и ласково встречали яркое весеннее солнце в его честь было принято печь блины). Не нарушатся традиции и на этот раз: будет и катание на лыжах, на коньках, на санях — «на тройках», будут и снежки, и «снежные бабы».
Все вместе декламируем: «За окном летят снежинки, нарисуем мы картинки! все на лыжи, на коньки! Ну по-пробуй, догони! Будем мы в слежки играть и учиться все на «пять»!
Поворот налево, ходьба в колонне по одному, дистанция 1,5 м.
Громко произношу стихи-загадку: «Два березовых коня по снегам несут меня.
Кони эти рыжи и зовут их... (лыжи)». Детям знакомы загадки, они с удовольствием хором сообщают ответы.
Имитация ходьбы на лыжах (попеременный двухшажный ход на месте и в движении, бесшажный ход), позы и движения при спуске с горы. Обратить внимание на правильность выполнения техники (ступни параллельно, туловище слегка наклонено впе-ред). Сгибая и разгибая ноги, поочередная работа руками вперед-назад, в этом же положении одновременные движения руками.
Имитация бега на коньках (одна рука за спиной, обе руки за спиной). Обратить внимание: в полуприседе руки свободно опущены; оттолкнувшись левой ногой, «скользить» на правой; приставляя левую, оттолкнуться правой.
Обязательно надо отметить тех, у кого получились движения. На празднике должно быть больше радости и шуток.
Новая загадка: «Мчусь как пуля я впе-
46
Ред, лишь поскрипывает лед. Лишь Мелькают огоньки! Кто несет меня? ... (коньки)».
Передвигаясь в колонне по одному, дети разбирают короткие скакалки. Перестроение в колонну по три для выполнения общеразвивающих упражнений.
1. И.п. - ноги вместе, скакалка, сложенная вчетверо, внизу в руках. 1 - скакалку на грудь, 2 — скакалку вверх, 3 - скакалку на грудь, 4 - и.п.
2.
И.п. - ноги врозь, скакалка над головой. 1-2-3 - пружинящие наклоны вперед. 4 — и.п.
3. И.п. - скакалка на лопатках. 1 - левую ногу на носок в сторону, наклон к ноге,
2 - и.п., 3 - правую ногу на носок в сторону. Икон в жав поворот туловища
влево, 2 - и.п., 3 - поворот туловища впра-во, 4 - и.п.
1. И.п. — скакалка сзади внизу. Вращение скакалки вперед с подскоком на обеих ногах.
2. И.п. — скакалка спереди внизу. Вращение скакалки назад с подскоком на обеих ногах.
3. И.п. - скакалка сзади внизу. Вращение скакалки с междускоками (с правой на левую).
«Кончил дело - гуляй смело». Снова декламирую загадку: «Взял дубовых два бруска, два железных полозка, на бруски набил я планки... Дайте снег! Готовы ... (санки!». Начинается катание на тройках (с использованием скакалок). Ученики в тройках берутся за руки. В центре «лошадка», по бокам «ездовые». Можно усложнить: три «лошадки» - тройка и один ездовой. Набросив на лошадок упряжки-скакалки, все отправляются в путь. Учитель маленьким колокольчиком имитирует звон бубенцов. Все стараются бежать в такт, четко обозначая шаг: громкий сигнал — с высоким подниманием коленей, тихий - обычный бег. Опять отмечаем самых ловких, хвалим красивый бег коней.
Затем класс делится на 3—4 группы, и каждая начинает катать «снежную бабу».
Гимнастические маты надо свернуть в рулоны, обвязать их скакалками и поставить вертикально. Это получается только у дружно действующей команды. Подбадриваю отстающих, называю самых умелых. Затем малыми мячами с указанного расстояния дети стараются попасть «снежками» в свою «снежную бабу». Вместе приветствуем самых метких.
Напоминаю о домашнем задании: учиться прыгать через скакалку. Ведь на празднике бывает весело только тем, кто хорошо трудится каждый день. •
Т.М.Коваленко
учитель физической культуры,
г.Екатеринбург, Свердловская область