Проектная деятельность учащихся на базе школьного музея (из опыта работы).
25.02.2025
Подготовила Левченко Л.Д.,
Педагог дополнительного образования
МАОУ СОШ № 92
Научно-исследовательская деятельность
учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она
позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и
потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных
исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение
проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.
Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и
коллективно.
Одной из целей моей работы как
руководителя школьного музея является :
1. оказание помощи ученикам определить
свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм своих действий,
2. создание условий для
личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в
процессе занятий по изучению истории в школьном музее. Данная цель достигается
через личностно- ориентированный подход к ученику, развивающие обучение
личности.
Главная
цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей
учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы смог решать
проблемы жизни самостоятельно.
По
рекомендации аттестационной комиссии 2020 года
я начала проводить работу с
учащимися 7-9 классов по проектно- исследовательской деятельности на базе музея
школы.
Школьный музей основан в ноябе 1978 года. Многие экспонаты -подлинные вещи,
принадлежащие участникам войны которые были подарены музею - это экспонаты времен Великой Отечественной войны
и участниками локальнх конфликтов.
Основные
направления работы Музея:
·
Развитие чувства патриотизма у учащихся школы.
·
Формирование интереса учащихся к поисковой деятельности.
·
Проведение работы по сотрудничеству с воинскими частями, на
территории микрорайона Кольцово
·
Проведение совместной работы и оказание помощи ветеранам Великой
Отечественной войны и труженникам тыла.
·
Организация исследовательской деятельности с учащимися.
Цель
деятельности музея школы – нравственно-патриотическое воспитание, формирование
социальной активности учащихся, интеллектуального развития детей путем их
вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Данная
цель реализуется посредством решения ряда задач:
1.овладение учащимися
системой знаний об историческом прошлом своей страны;
2.
развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников,
работы с историческими документами;
3.
воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к
историко-культурному наследию.
Исследовательской
деятельностью охвачены учащиеся 5-9 классов работающие на базе музея
школы.
Обучающиеся работают над
исследовательскими работами по тематике : «Великая Отечественная война», «
История семьи в истории страны», « Краеведение».
Одним из направлений исследовательской и патриотической работы
музея школы является связь с ветеранами Великой Отечественной войны, 64 ОМСБ и
82 ЯКСД , Кольцовцы в боях и труде. Музейный
комплекс имеет богатые фонды В экспозициях отражены личные вещи
ветеранов ВОВ и тружеников тыла, личная переписка, знаки отличия, военная форма, письма с фронта
(в т. ч. письмо на бересте из партизанского отряда), оружие, найденное в местах
боев ( в Подмосковье), материалы о секретной трассе «Ал-Сиб», «Книга Памяти»,
созданная силами учащихся. В экспозицию входит материал в
виде вещей, утвари крестьянского быта: экспонаты плотницкого мастерства,
бочарного, гончарного, лубяного, кузнечного, камнерезного, ювелирного,
ткацкого, прядильного ремесел, вязания и народной вышивки.
Ветераны
являются постоянными гостями музея школы, приходя на различные встречи, они
рассказывают о трудных и героических страницах нашей Родины. Живой пример
ветеранов пробуждает интерес учащихся объединения к исследовательской
деятельности о военном пути участников ВОВ За
период 2020-2025 годов систематически, на базе музейного комплекса « Урал.
Истоки Люди» проходят открытые классные
часы, экскурсии, посвященные годовщинам битвы за Москву, Сталинградской битвы, блокаде
Ленинграда
За
последние годы ребята, занимающиеся
в музее школы, защищают свои проекты, принимают активное участие в научно- практических конференциях:
1.
Богатырева Татьяна 9 «А» класс :«Наши земляки на фронтах Великой
Отечественной войны. Кольцовцы в боях и труде».
2. Панкова Элеонора 9 «А»
класс:
«История моей семьи в истории Великой Отечественной войны. Военный путь моего
дедушки».
3. Левченко Марина 9 «А» класс :«Лихоманов
Георгий Осипович».
3. Сизов Тимофей, 8 «Б» класс «История одного
экспоната. Самолет БИ -1».
4. Емлина Екатерина, 8 «Б»
класс « Его именем названа улица нашего города». Боевого летчика – испытателя Бахчиванджи Г.Я.
5. Долгов Константин: «Предприятия города Свердловска
в годы Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг работников тыла».
6.
Васильев Илья 9 «б» класс: « 64 ОМСБ, 82 ЯКСД».
7. Жигалова Валерия. 9
«Б»класс, «Дети и война».
8. Монина Виктория 9 «Б» класс
« История одного экспоната»
9. Васильев Илья 9 «б» класс: «Путешествие по родному краю» ».
В результате начатой работы можно
сделать выводы, что учащиеся объединения «Краеведения», занимающиеся
исследовательской деятельностью проявляют интерес к традициям нашего
народа, к культурным ценностям, входят в мир исследований
через культуру и традиции
учатся занимать авторскую позицию.
Кроме
того, исследовательская деятельность позволяет достичь признания перед
сверстниками и взрослыми. Ребята, работающие над исследовательскими
работами являются яркими звездочками музея школы.
Ежемесячно
(2 раза в месяц), экскурсоводы музея выступают со своими творческими
работами, мини- проектами перед классными коллективами школы, активно
участвуют в совместных патриотических классных часах с ветеранами,
представителями патриотических организаций города Екатеринбурга.
По
итогам работы в конце учебного года подводятся итоги конкурсов проходящих
в музее: «Лучший экскурсовод школьного музея», «Лучшее портфолио экскурсовода школьного
музея» по
результатам работы учащиеся награждаются грамотами Администрации школы.
Таким
образом, занимаясь исследовательской работой на базе музея школы, учащиеся
приобщаются к взрослой самостоятельной жизни и учатся быть настоящими
гражданами своего государства.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.02.2025
Дата обновления: 25.02.2025
Дата публикации: 25.02.2025