Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа АБВГД-ейка

Оглавление
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2.
2.1
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель и задачи дополнительного образования
Планируемые результаты освоения курса
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения образовательной программы дополнительного
образования
Формы подведения итогов реализации программы
Организационно-педагогические условия реализации
программы
Содержательный раздел
Содержание курса
Организационный раздел
Учебный план
Учебный график на 2023-24 учебный год
Методическое обеспечение
Материально-технические условия реализации
программы
Информационное обеспечение программы
Список литературы

3
4
5-6
6
6
6
6-7
8
9-19
19
20
20
21

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа курса «АБВГД-ейка» направлена на развитие творческого
мышления обучающихся, их интереса к математике, на формирование
системы прочных математических знаний и умений, готовности к
саморазвитию.
Курс
«АБВГД-ейка»
представляет
систематический
курс
интеллектуально-развивающих занятий для детей младшего школьного
возраста.
Отличительной особенностью данной программы является то, что, особое
внимание обращено на развитие логического, алгоритмического и
пространственного мышления младших школьников путём включения
задач, которые выходят за рамки учебного программного материала. В
основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра,
преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя,
дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа
построена так, что большую часть материала дети не просто активно
запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают,
расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных
интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать,
обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить; а также
развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется
словарный запас. Данный курс создаёт условия для развития у детей
познавательных интересов, формирует стремление ребенка к
размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих
силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по
предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм
самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов,
снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Нормативно-правовые основания для разработки программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273);
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки";
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020
годы» (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р);
- Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025) (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); образования детей (от 4
сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказ Мин просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении

рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ);
- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г.№28 об утверждении "Об утверждении санитарных правил СП
2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №92
1.2. Цель и задачи дополнительного образования
Цель программы - создание положительной мотивации к учебной
деятельности, преодоление неустойчивости внимания, непроизвольности
процесса зрительного и слухового запоминания и развитие мыслительной
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и
воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение
самостоятельно работать скнигой в заданном темпе, умение
контролировать и оценивать свою работу).
Развивающие:

Развитие речи при работе над словом, словосочетанием,
предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов
мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать,
синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц рук).

Развитие двигательной сферы.
Воспитательные:

Воспитание системы нравственных межличностных
отношений
(формирование «Я-концепции»).

Воспитание чувства уверенности в своих силах, в возможностях
своего интеллекта.
Основные принципы распределения материала:
1)
систематичность: задания располагаются в определённом порядке;
2)
принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)
принцип «от простого – к сложному»: задания постепенно
усложняются;
4)
увеличение объёма материала;
5)
наращивание темпа выполнения заданий;
6)
смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны

ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в
непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Педагогическая целесообразность
Содержание программы соответствует познавательным возможностям детей
младшего школьного возраста и предоставляет им возможность работать на
уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Новизна данной общеразвивающей программы состоит в том, что
творческие работы, проектная деятельность и другие технологии,
используемые в системе работы курса, должны быть основаны на
любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными
умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по
предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных
конкурсах.
Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Все вопросы и
задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности
работы следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим
обсуждением полученных результатов.
1.3. Планируемые результаты освоения курса.
В результате прохождения курса дети научаться:
-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы дополнительного образования
Оценка качества реализации программы включает в себя вводный,
промежуточный и итоговый контроль учащихся.
Вводный контроль: определение исходного уровня знаний и умений
учащихся в форме теста, иногда беседы.
Входной контроль осуществляется в начале каждого года обучения.
Промежуточный контроль: осуществляется в конце первого года обучения
и направлен на определение уровня усвоения изучаемого материала.
Проводится в форме создания творческой работы.

Итоговый контроль: осуществляется в конце курса освоения программы и
направлен на определение результатов работы и степени усвоения
теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств,
Анализ эффективности программы факультативного курса:
диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
анализ занятий проведенных по плану;
разработка рекомендаций.




1.5. Формы подведения итогов реализации программы
опрос
мониторинг, проводимый в конце года
игры, викторины

1.6. Организационно-педагогические условия реализации
программы
Программа рассчитана на 1 год.
Режим занятий: 8 раз в неделю, 262 часа в год
Продолжительность каждого занятия 40 минут.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческопоисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта
разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном
материале создает благоприятные возможности для развития важных сторон
личности ребенка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми
поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для
формирования у детей самостоятельности в действиях, способности
управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. Благодаря этому у детей формируется такое важное
качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий,
самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении
задач.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная
проверка решения задач, поэтому возникают условия для нормализации
самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, которые
хорошо соображают, но плохо усваивают учебный материал в классе, а также
некоторого снижения самооценки у детей, отличающихся учебными
успехами за счет прилежания и старательности.
На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное), конечно,
осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои
успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон:

раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые
задания.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети,
участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как
для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и
менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида
деятельности на другой.
Раздел 1.Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления (46 часов)
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания.
Развитие мышления. Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие
аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Совершенствование воображения.
Раздел 2. Решение логических задач (40 часа)
Задание по перекладыванию спичек. Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных операций. Развитие концентрации
внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Развитие слуховой
памяти. Тренировка зрительной памяти.
Раздел 3. Задания аналитического характера (28 часов)
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек. Развитие логического мышления. Развитие концентрации
внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Тренировка
слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти.
Раздел 4. Задания на развитие творческого мышления (26 часа)
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти и зрительной памяти.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование воображения.
Задания по перекладыванию спичек. Выявление уровня развития
внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец
учебного года.
Раздел 5. Геометрический материал (16 часов)
Построение прямоугольников, квадратов из отдельных частей. Решение
головоломок геометрического содержания.
Раздел 6. Упражнения на развитие обобщённого мышления (8 часа)
Упражнения на развитие обобщённого мышления. Задания «Узнай,
угадай». Задачи,развивающие кругозор.
Раздел 7. Разучивание упражнений, стимулирующих мыслительные
процессы (64 часа).
Разучивание упражнений, стимулирующих
мыслительные процессы. Игры по задумыванию изагадыванию чисел.
Раздел 8. Алгоритм. Составление и выполнение алгоритмов (12часов)

Алгоритм. Составление алгоритмов. Выполнение действий по алгоритму.
Решение задач требующих построения цепочки
логических
рассуждений. Отыскивание логических
ошибок в приводимых
рассуждениях.
Раздел 9. Головоломки (10 часов)
Головоломки. Математические игры.
Раздел 10. Решение нестандартных задач (12 часов)
Решение
нестандартных
задач.
Разучивание
упражнений
на
совершенствование стимулирующих операций. Составление и решение
составных занимательных задач.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
№
п/п
1

2
3
4

5
6

7

8

9
10

Название
раздела, тема
Выявление уровня
развития внимания,
восприятия,
воображения,
памяти имышления.
Решение
логических задач.
Задания
аналитического
характера.
Задания на
развитие
творческого
мышления.
Геометрический
материал.
Упражнения
на
развитие
обобщённого
мышления.
Разучивание
упражнений,
стимулирующих
мыслительные
процессы.
Алгоритм.
Составление
и
выполнение
алгоритмов.
Головоломки.
Решение
нестандартных
задач.
Всего часов: 262

Количество часов
Теория
Практика
12
34

Формы контроля

10

30

8

20

тест
игры
игры
упражнения

6

20

тест
викторина
игры

6

10

2

6

викторина
игры
игры

6

58

игры

6

6

игры

3
6

7
6

викторина
упражнения

65

197

входной контроль
тест
игры

3.2.Учебный график на 2021-22 учебный год
№ Наименование раздела
п/п программы. Тема занятия
1-2. Выявление уровня
развития внимания,
восприятия,
воображения,памяти и
мышления.
Графический диктант
3.

Развитие
концентрации
внимания.
Графический
диктант.
4-5 Тренировка
внимания.Развитие
мышления.
Графический
диктант.
6-8 Тренировка
слуховой памяти.
Развитие
мышления.
Графический диктант.
9-11 Тренировка
зрительнойпамяти.
Развитие
мышления.
Графическийдиктант.
12- Развитие
14 аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных
операций.Графический
диктант.
15- Совершенствование
17 воображения. Задание
поперекладыванию
спичек.
Рисуем по образцу
18- Развитие логического
20 мышления.
Совершенствование
мыслительных
операций.Графический
диктант.

Характеристика деятельности

Часы

Анализировать и сравнивать между собой
предметы,явления. Выявлять функциональные
отношения между понятиями.
Находить
закономерности в
последовательностях,
составлять закономерности по заданному
правилу. Классифицировать явления,
предметы. Игра «Крестики-нолики».
Описывать признаки предметов и узнавать
предметы поих
признакам. Выделять
предметов. Игра «Угадай-ка».

2

дата
02.09

1
06.09
существенные

Описывать признаки предметов и узнавать
предметы по их признакам. Выделять
существенные признаки предметов. Выявлять
закономерности и проводить аналогии. Игра
«Цифровое лото».
Определять отношения между предметами
типа
«род»
«вид».
Выявлять
функциональные отношения между понятиями.
Выявлять
закономерности
и
проводить
аналогии. Игра «Можно или нельзя?»
Анализировать состав групп предметов,
сравнивать между собой предметы, явления.
Описывать признаки предметов и узнавать
предметы по их признакам. Выделять
существенные признаки предметов. Игра
«Сложи по порядку».

2

06.09
07.09

3

07.09
08.09

3

09.09
13.09

3

13.09
14.09

Сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать,
делать
несложные
выводы.
Классифицировать
явления,
предметы.
Определять последовательность событий.
Игра «Волшебные спички».

3

15.09
16.09

Выделять существенные признаки предметов.
Сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать, делать несложные выводы. Игра
«Математическое соревнование».

Определять последовательность событий. Выявлять
3
16.09
функциональные
отношения
между
20.09
понятиями. Выявлять закономерности и
проводить аналогии. Игра «Умный дом».

при

21- Развитие
22 концентрации
внимания. Развитие
мышления.
Графический диктант.
23- Тренировка
25 внимания.Развитие
мышления.
Графический
диктант.
26- Развитие
28 слуховойпамяти.
Развитие
мышления.
Графический диктант.
29- Тренировка
30 зрительной памяти.
Развитие
мышления.
Графический диктант.
31- Развитие
33 аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных
операций.Графический
диктант.
34- Совершенствование
35 воображения. Задания
поскладыванию счетных
палочек
36- Развитие
38 логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных
операций.Графический
диктант.
39- Развитие
41 концентрации
внимания. Развитие
мышления.
Графические диктанты
42- Тренировка
44 слуховой памяти.
Развитие
мышления.
Графический диктант

2

21.09

Определять отношения между предметами.
Выявлять функциональные отношения между
понятиями. Выявлять закономерности и
проводить аналогии. Игра «Кто
быстрее?»
Давать определения тем или иным понятиям;
сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать,
делать
несложные
выводы.
Классифицировать явления, предметы.
Определять последовательность событий.

3

22.09
23.09

3

23.09
27.09

2

28.09

Сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать,делать несложные выводы.
Классифицировать явления, предметы.
Устанавливать пространственно-временные
отношения. Определятьпоследовательность
событий. Игра «Считаем уголки»

3

29.09
30.09

Сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать,
делать
несложные
выводы.
Классифицировать
явления,
предметы.
Определять последовательность событий.
Игра Динь-дон!»

2

30.09
01.10

3

01.10
04.10

Обобщать,
делать
несложные
выводы.
Классифицировать
явления,
предметы.
Определять последовательность событий.
Игра «Математические истории».

Выделять существенные признаки предметов.
Сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать, делать несложные выводы.

Определять последовательность событий.
Выявлять функциональные отношения между
понятиями. Выявлять закономерности и
проводить аналогии. Игра «Умные палочки».
Определять последовательность событий.
закономерности и проводить аналогии. Игра
«Цифровые рисунки».
Обобщать,
делать
несложные
выводы.
Классифицировать
явления,
предметы.
Определять последовательность событий.

3
Выявлятьфункционал
06.10
07.10

3

07.10
11.10

45- Тренировка
46 зрительнойпамяти.
Развитие
мышления.
Графический диктант.
47- Развитие
49 аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций.
Графический диктант.
50- Совершенствование
53 воображения. Задания
поперекладыванию
спичек.Рисуем по
образцу

54- Развитие
56 логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных
операций.Графический
диктант
57- Развитие
59 концентрации
внимания. Развитие
мышления.
Графический диктант
60- Выявление уровня
62 развития внимания,
восприятия,
воображения, памятии
мышления
63- Упражнения на
64 развитие
концентрации
внимания
65- Упражнения на
67 развитие
произвольного
внимания
68- Упражнение на
69 развитие слуховой
памяти

Определять отношения между предметами
типа
«род»
«вид».
Выявлять
функциональные отношения между понятиями.
Выявлять
закономерности
и
проводить
аналогии.

2

12.10

3

13.10
14.10

Давать определения тем или иным понятиям;
сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать,
делать
несложные
выводы.
Классифицировать явления, предметы.
Определять
последовательность
событий. Выполнятьзадания творческого
и поискового характера. Игра
«Умные спички».

4

14.10
18.10
19.10

3

19.10
20.10

3

21.10
25.10

Составлять последовательности (цепочки)
предметов, чисел,фигур по заданному правилу.
Выполнять перебор всех возможных вариантов
объектов и комбинаций, удовлетворяющих
заданным условиям. Игра «Секреты
чисел».
Игры на внимание. Выполнять
задания творческого ипоискового
характера. Игра «Кубики и числа».

3

25.10
26.10

2

27.10

Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Составлять ипреобразовывать фигуры.
Определять на глаз размеры
предмета. Логические задачи на
развитие способностирассуждать.
Сравнивать между собой предметы,
явления. Выявлятьфункциональные
отношения между понятиями.
Классифицировать явления, предметы.

3

28.10
08.11

2

08.11
09.11

Выделять существенные признаки предметов.
Сравнивать между собой предметы, группы
предметов,
явления.
Обобщать, делать
несложные выводы.

Описывать признаки предметов и узнавать
предметы по их признакам. Выделять
существенные
признаки
предметов.
Сравнивать между собой предметы, явления.
Игра «Чудеса складывания».
Сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать,
делать
несложные
выводы.
Классифицировать
явления,
предметы.
Определять последовательность событий.

Различать главное и существенное на основе
развивающих
заданий
и
упражнений,
сравнивать предметы. Называть предметы по
описанию. Тренировка зрительной памяти.
Игра «Щелкаем как семечки».
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать
причинно-следственные связи.
Демонстрировать способность
переключать, распределятьвнимание.
Определять на глаз размеры предмета.
Демонстрировать чувство времени, веса,
расположенности впространстве. Игра
«Номерные знаки».
Вычерчивание фигур, развитие
пространственного воображения, работа со
спичками (строим дом, повернитеего в
другую сторону, выкладывание фигур из
спичек по желанию), решение логических
задач.
Строить графические модели, называть,
записывать, складывать, вычитать.
Выполнять задания творческого и
поискового характера. Игра «Умные
человечки».
Определять главное и существенное на основе
развивающих заданий и упражнений, путем
логических задач и проведениядидактических
игр. Объяснять закономерности. Игра
«Смотри в оба».
Применять алгоритмы анализа объекта и
сравнения двухобъектов и оценивать
свое умение это делать. Выделять
закономерности, завершать схемы.
Разгадывать ребусы, составлять ребусы,
загадки, небольшиерассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету,
форме, размеру. Игра «Один в поле не воин».
Работа со спичками (строим дом, поверните его
в другуюсторону, выкладывание фигур из
спичек по желанию),
решение логических задач.

3

09.11
10.11

3

11.11
15.11

3

15.11
16.11

3

17.11
18.11

3

18.11
22.11

2

23.11

2

24.11

3

25.11
29.11

2

29.11
30.11

94- Решение логических
96 задач

Применять изученные способы действий для
решения задач втиповых и поисковых
ситуациях. Мозговая гимнастика.
Тренировка внимания. Игра «Три круга».

3

30.11
01.12

97- Стихотворные задачи
98

Находить неизвестные объект операции,
результат операции, выполняемую операцию,
обратную операцию.

2

02.12

70- Задания на развитие
72 зрительной памяти

73- Упражнения на
75 развитие глазомера
76- Глазомеры измерения
78

79- Вычерчивание
81 геометрических фигур
по данным размерам

82- Логически –
84 поисковые задания

85- Упражнения на
86 совершенствование
воображения
87- Графический диктант.
88 Штриховка
89- Ребусы
91
92- Задания со спичками
93

99- Знакомство
с
100 интересным
(логическими
квадратами)
101 Арифметические ребусы
-103 и головоломки
104- Магические квадраты
106
107- Логические концовки
108
109- Решение
111 занимательных задач

112- Задания на развитие
114 творческого
мышления

115- Упражнения по
116 составлению фигур –
силуэтов по
отдельным образцам
117- Задания
119 аналитического
характера. Обучение
поиску
закономерностей
120- Составление заданий на
122 поиск закономерностей

123- Построение
124 прямоугольников из
отдельных частей
125- Построение квадратов из
126 отдельных частей

Объяснять закономерности. Выполнять
задания творческого и поискового характера.

2

06.12

Определять главное и существенное на основе
развивающих заданий и упражнений, путем
логических задач и проведениядидактических
игр. Игра «Веселые пятерки».
Осуществлять перебор вариантов с помощью
некоторого правила.
Находить рациональные способы вычислений,
заполнять
таблицы, анализировать их. Игра «Хитрые
числа».
Применять изученные способы действий для
решения задач втиповых и поисковых
ситуациях. Исследовать ситуации, требующие
сравнения числовых выражений. Решение
логических задач, числовых выражений,
отгадывание чисел.Игра «Шерлок Холмс».
Знакомство с разными геометрическими
фигурами. Игра
«Внимание». Обосновывать правильность
выполненногодействия с помощью обращения
к общему правилу. Игра
«Математические соревнования».
Демонстрировать чувство времени, веса,
расположенности впространстве. Находить и
выделять признаки разных
предметов. Игра «Эрудит».
Применять изученные способы действий для
решения задач втиповых и поисковых
ситуациях. Уровень кругозора.
Мозговая гимнастика. Тренировка внимания.
Игра «Кто быстрее?»
Судить о противоположных явлениях.
Определять последовательность событий.
Выявлять функциональные отношения
между понятиями. Выявлять
закономерности ипроводить аналогии.
Вычерчивание фигур, развитие
пространственного воображения, работа со
спичками (строим дом, повернитеего в
другую сторону, выкладывание фигур из
спичек по желанию)
Описывать признаки геометрических фигур.
Находить и выделять признаки разных
предметов. Составлять и преобразовывать
фигуры. Обобщать, делать несложные выводы.
Классифицировать явления, предметы.
Определять последовательность событий.

3

07.12
08.12

3

08.12
09.12
13.12

2

3

14.12
15.12

3

15.12
16.12

2

20.12

3

21.12
22.12

3

22.12
23.12

2

10.01

2

11.01

127- Решение головоломок
129 геометрического
содержания

130- Упражнения на
131 развитие
обобщённого
мышления
132- Задания «Узнай,
134 угадай»
135- Задачи, развивающие
136 кругозор

137- Разучивание
139 упражнений,
стимулирующих
мыслительные
процессы
140- Игры по задумыванию
141 и загадыванию чисел
142- Упражнения на
144 развитие
мыслительных
процессов
145- Упражнения на
147 развитие
мыслительных
процессов
148- Упражнения на
149 развитие
мыслительных
процессов
150- Выявление уровня
151 развития внимания,
восприятия,
воображения, памятии
мышления
152- Упражнения на
154 развитие
концентрации
внимания

Исследовать и описывать признаки и
свойства геометрических фигур,
изготавливать модели. Сравнивать
геометрические фигуры, описывать их
свойства, моделировать геометрические
фигуры. Ориентироваться в пространстве
листа. Давать описание предметов, явлений в
соответствии с их признаками.
Называть предметы по описанию. Выделять
черты сходстваи различия. Узнавать
предметы по их признакам.
Ориентироваться в пространстве. Игра «Вверх
и вниз».
Составлять ребусы, загадки, небольшие
рассказы, сочинятьсказки. Давать
несложные определения понятиям. Игра
«Задом наперед».
Определять последовательность событий.
Выявлять функциональные отношения между
понятиями. Выявлять закономерности и
проводить аналогии. Определять на глаз
размеры предмета. Игра «Орел и решка».
Демонстрировать чувство времени, веса,
расположенности в пространстве. Описывать
то, что было обнаружено спомощью органов
чувств.

3

12.01
13.01

2

13.01
17.01

3

17.01
18.01

2

19.01

3

20.01
24.01

Давать описание предметов, явлений в
соответствии с их
признаками. Игра «Простая игра».
Демонстрировать целенаправленное и
осмысленное наблюдение. Излагать свои мысли
ясно и последовательно.

2

24.01
25.01

3

25.01
26.01

Различать главное и существенное на основе
развивающих заданий и упражнений,
сравнивать предметы. Игра «Царица наук».

3

27.01
31.01

Анализировать
ситуацию,
устанавливать
причинноследственные
связи.
Давать
несложные определения понятиям.

2

31.01
01.02

2

01.02
02.02

3

02.02
03.02

Сравнивать между собой предметы, явления.
Выявлять функциональные отношения между
понятиями.
Классифицировать
явления,
предметы. Игра «Угадай задуманное».
Описывать признаки предметов и узнавать
предметы по их признакам. Выделять
существенные признаки предметов. Выявлять
закономерности и проводить аналогии.

155- Тренировка памяти
156

157- Упражнение на
159 развитие слуховой
памяти
160- Упражнения наразвитие
161 мыслительных
процессов
162- Упражнения на развитие
164 зрительной памяти

165- Упражнения на развитие
166 логического
мышления
167- Задания на поиск
169 закономерностей

170- Упражнения наразвитие
171 воображения
172- Ребусы. Задания по
173 перекладыванию
спичек

174- Упражнения на
175 развитие быстроты
реакции
176- Обучение решению
178 нестандартных задач

Давать определения тем или иным понятиям;
сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать,
делать несложные выводы.
Классифицировать явления, предметы.
Определять
последовательность
событий. Игра «Кто быстрее?»
Определять отношения между предметами
типа «род» - «вид».
Выявлять
функциональные отношения между
понятиями. Выявлять закономерности и
проводить аналогии.

2

07.02

3

08.02
09.02

2

09.02
10.02

Описывать признаки предметов и узнавать
предметы по их признакам. Выделять
существенные
признаки
предметов.
Сравнивать между собой предметы, явления.
Игра «Кубики и числа».
Сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать,делать
несложные

3

10.02
14.02

2

15.02
выводы.

Давать определения тем или иным понятиям;
сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать,
делать несложные выводы;
Классифицировать явления, предметы.
Определять последовательность событий.
Игра «Крестики-нолики».
Определять
последовательность событий.
Выявлятьфункциональные отношения между
понятиями. Выявлять закономерности и
проводить аналогии.
Обобщать,
делать
несложные
выводы.
Классифицировать
явления,
предметы.
Определять последовательность событий.
Работа со спичками (строим дом, поверните
его в другую сторону, выкладывание фигур из
спичек по желанию),
решение логических задач.
Определять отношения между предметами
типа «род» - «вид».
Выявлять
функциональные отношения между
понятиями. Выявлять закономерности и
проводить аналогии.
Выделять существенные признаки
предметов. Сравниватьмежду собой
предметы, явления. Обобщать, делать
несложные выводы. Игра «Математическая
шифровка».

3

16.02
17.02

2

17.02
21.02

2

21.02
22.02

2

22.02
23.02

3

23.02
24.02

Выделять существенные признаки предметов.
Сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать, делать несложные выводы;

Кла

Описывать признаки предметов и узнавать
предметы по их признакам. Выделять
существенные признаки предметов.Сравнивать
между собой предметы, явления.
Сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать,делать несложные выводы.
Классифицировать явления, предметы.
Определять последовательность событий.
Сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать,делать
несложные

2

28.02

2

01.03

2

02.03
выводы.

Определять
последовательность событий.
Выявлятьфункциональные отношения между
понятиями. Выявлять закономерности и
проводить аналогии.
последовательность событий.
187- Простые лабиринты.Ходы Определять
Выявлятьфункциональные отношения между
189 в лабиринтах
понятиями. Выявлять закономерности и
проводить аналогии.
Обобщать, делать несложные выводы.
190- Задания на развитие
Классифицировать явления, предметы.
192 и совершенствование
Определять последовательность событий.Игра
внимания
«Апельсин».
Определять отношения между предметами
193- Задания на развитие
типа «род» - «вид».
Выявлять
194 восприятия и
функциональные
отношения
между
воображения
понятиями. Выявлять закономерности и
проводить аналогии.
195- Ребусы
Выделять существенные признаки
197
предметов. Сравниватьмежду собой
предметы, явления. Обобщать, делать
несложные выводы. Игра «Отгадай ребус».
198- Алгоритм.
Читать и строить простейшие алгоритмы,
199 Составление
записыватьпостроенные алгоритмы в разных
алгоритмов
формах (блок-схемы, схемы, план
действий), использовать для решения
практических задач. Описывать признаки
предметов и узнавать предметы по их
признакам. Выделять существенныепризнаки
предметов. Сравнивать между собой
предметы, явления. Игра «Секреты чисел».
200- Выполнение
Сравнивать между собой предметы, явления.
201 действий по
Обобщать,делать
несложные
алгоритму
202- Решение задач
Определять последовательность событий.
203 требующих построения
Выявлять функциональные отношения между
цепочкилогических
понятиями. Выявлять закономерности и
рассуждений
проводить
аналогии.
Игра
«Цифровые
рисунки».

2

03.03

3

07.03
09.03

3

09.03
10.03

2

14.03

3

15.03
16.03

179- Развитие умения
180 решать
нестандартные задачи
181- Решение головоломок
182
183- Составление и
184 решение простых
занимательных задач
185- Задания по поиску
186 закономерностей

2

Кла

16.03
17.03

2

17.03
выводы.
28.03

2

28.03
29.03

Кла

204- Решение задач
206 требующих построения
цепочки логических
рассуждений

Судить
о
противоположных
явлениях.
Определять последовательность
событий.
Выявлять функциональные отношения между
понятиями. Выявлять закономерности и
проводить аналогии.
207- Отыскивание логических Обобщать, делать несложные выводы.
208 ошибок в приводимых
Классифицироватьявления, предметы.
рассуждениях
Определять последовательность событий.
209- Математические
Выявлять функциональные отношения между
211 игры
понятиями. Выявлять закономерности и
проводить аналогии.
Выделять существенные признаки
212- Головоломки
предметов. Сравнивать между собой
213
предметы, явления. Обобщать, делать
несложные выводы. Игра «Математическая
головоломка».
Описывать признаки предметов и узнавать
214- Головоломки.
предметы по их признакам. Выделять
Геометрический
215
существенные признаки предметов.Сравнивать
материал
между собой предметы, явления.
Сравнивать между собой предметы,
216- Решение
явления. Обобщать, делать
несложные
218 нестандартных задач
выводы. Классифицировать
явления,
предметы. Определять последовательность
событий.
219- Разучивание
Определять последовательность событий.
220 упражнений на
Выявлять функциональные отношения между
совершенствование
понятиями. Выявлять закономерности и
стимулирующих
проводить аналогии. Игра «Цифровоелото».
операций
221- Составление и
Определять
последовательность событий.
222 решение составных
Выявлятьфункциональные отношения между
занимательных задач
понятиями. Выявлять закономерности и
проводить аналогии.
223- Задания
Обобщать, делать несложные выводы.
224 геометрического
Классифицироватьявления, предметы.
характера
Определять последовательность событий.
Повторить что такое изограф. Разгадывание
изографов.
225 Задания на
Выделять существенные признаки предметов.
совершенствование
Сравнивать между собой предметы, явления.
воображения. Работа с
Обобщать,
делать несложные выводы;
изографами.
знакомство с изографами, вычерчивание
фигур.
Знакомство
с
изографами,
вычерчивание
фигур,
развитие
пространственного воображения.
226- Магические квадраты
Определять последовательность событий.
227
Выявлять функциональные отношения между
понятиями. Выявлять закономерности и
проводить аналогии. Игра «Магический
квадрат».

3

29.03
30.03

2

31.03

3

04.04
05.04

2

05.04
06.04

2

06.04
07.04

3

07.04
11.04

2

12.04

2

13.04

2

14.04

1

18.04

2

18.04
19.04

228- Математические
229 игры

2

19.04
20.04

230231

2

20.04
21.04

2

21.04
25.04

2

25.04
26.04

2

26.04
27.04

2

27.04
04.05

2

04.05
05.05

2

05.05
11.05

2

11.05
12.05

2

12.05
16.05

2

16.05
17.05

1

17.05

232233

234235

236237
238239
240241
242243
244245
246247
248249
250

Определять последовательность событий.
Выявлять функциональные отношения между
понятиями. Выявлять закономерности и
проводить аналогии. Игра «Шерлок
Холмс».
Математические
Определять
последовательность событий.
игры
Выявлятьфункциональные отношения между
понятиями. Выявлять закономерности и
проводить аналогии.
Называть действия, которые можно
Выявление уровня
производить с
развития внимания,
восприятия, воображения, информацией (получать, представлять, хранить,
передавать, обрабатывать, преобразовывать,
памяти и мышления
кодировать, декодировать). Понимать смысл
действий с информацией. Игра «Ты – мне, я –
тебе».
Упражнения на
Называть виды информации по способу
совершенствование
представления (текстовая, числовая, звуковая,
мыслительных
графическая), по способу восприятия
операций
(зрительная, слуховая, обонятельная,
осязательная,
вкусовая). Игра «Закончи рисунок».
Задания на развитие
Уметь называть объекты реальной
концентрации
действительности, егосвойства. Игра
внимания
«Сыщик».
Уметь приводить примеры отношений между
Решение
объектами. Игра «Математическое лото».
нестандартных
задач
Решение
Выделять существенные признаки предметов.
Сравнивать
нестандартных
и
между собой предметы, явления. Обобщать,
нетрадиционных
делать несложные выводы.
задач
Обобщить и систематизировать материал по
Задания на развитие
теме.
наглядно-образного
мышления
Ребусы. Задания по
Работа со спичками (строим дом, поверните его
перекладыванию
в другую сторону, выкладывание фигур из
спичек
спичек по желанию), решение
логических задач.
Уметь определять предмет по заданным
Упражнения на
свойствам,
развитие быстроты
представлять информацию о предмете
реакции
различными способами.Игра «Кто быстрее?»
Лабиринты
Иметь представление о структуре деления и
различной степени
обобщения понятий. Уметь выполнять
сложности
деление и обобщение понятий.
Лабиринты
Уметь устанавливать отношения между
понятиями,
различной степени
представить отношения между понятиями в
сложности (решение
виде схемы, блок-схемы. Игра «Эрудит».
и составление их)

251- Ходы в лабиринтах:самые Понимать сущность совместимых и
252 длинные и короткие
несовместимых понятий. Уметь устанавливать
отношения между понятиями, изображать их
схематически. Игра «Хитрые девятки».
253- Задания на
Иметь представление о понятьях «истина»,
254 нахождение
«ложь». Уметь различать истинные и ложные
закономерностей
высказывания на основе анализа графически
или текстом представленной информации.
255- Задания на
Уметь выполнять умозаключение на
256 нахождение
основании одной, двух и трех истинных
принципа
посылок.
Сравнивать
между
собой
группировки
предметы, явления. Обобщать, делать
несложные выводы.
Классифицировать
явления,
предметы.
Определять
последовательность
событий.
Игра
«Математический квадрат».
Обобщать, делать несложные выводы.
257- Задачи на нахождение
Классифицировать
258 нескольких вариантов
явления, предметы. Определять
ответов
последовательность событий.
на один и тот жевопрос
259- Задачи с
260 многовариантными
решениями
261- Нахождение
262 рационального
способа решения

2

18.05

2

19.05

2

23.05

2

24.05

Обобщить и систематизировать материал по
теме.

2

25.05

Сформировать понятие модель и
моделирование. Пониматьсвязь между
текстовой и графической моделей с моделями
реального мира. Иметь представление о
назначении и свойствах моделей, о цели
моделирования.

2

26.05

3.3 Методическое обеспечение

За год

262 ч

Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу
учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением
родителей.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование
метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях,
справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
В процессе изучения курса используются элементы следующих
образовательных технологий:

развивающего обучения

личностно ориентированного образования

моделирующего обучения

здоровьесберегающих

ИКТ

Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа,
творческая работа.
3.4 Материально-технические условия реализации программы

Реализация программы осуществляется в МАОУ СОШ № 92, расположенной
по адресу г. Екатеринбург, ул. Ракетная, стр.6
Материально-технические условия реализации программы:







методическая литература
ноутбук
Магнитная доска
Экран
Мультимедийный проектор

3.5. Информационное обеспечение программы

Для реализации программы используются цифровые образовательные
ресурсы, которые разрабатываются как комплекс средств обучения, в
которые входят:
•

презентации;

•
анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме
разъясняют учащимся основные положения темы;

• творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы,
диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление
учебного материала;
•
наличие лингвистических словарей;
•
наличие карточек с играми и заданиями;
•
наличие текстов для работы на занятиях;
•
подборка видеофрагментов;
•
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет.

4. Список литературы

Холодова, О.А. Юным умникам и умницам. [Текст]/
О.А.Холодова: Учебно - методическое пособие – Москва: Росткнига,
2020. – 276 с.
2.
Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет.
[Текст]/ А.З.Зак: Учебно – методическое пособие – Москва: Новая школа,
2019 г. – 252 с.
3.
Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет.
[Текст]/ А.З.Зак: Учебно – методическое пособие – Москва: Новая школа,
2019 г. – 108 с.
4.
Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.
[Текст]/ А.З.Зак – Москва:Просвещение, 2019 г. – 318 с.
5.
Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей
школьников. [Текст]/ Л.Ф. Тихомирова - Ярославль: Академия развития,
2018. – 240 с.
6.
Левитас, Г.Г. Нестандартные задачи по математике. 1,2,3,4 класс.
[Текст]/ Г.Г. Левитас -Москва: Илекса, 2020г. – 56 с.
7.
Холодова, О.А. Юным умникам и умницам. 1 класс. [Текст]/
О.А.Холодова: Тетрадь. – М.:Росткнига, 2020.
8.
Холодова, О.А. Юным умникам и умницам. 2 класс. [Текст]/
О.А.Холодова: Тетрадь. – М.:Росткнига, 2020.
9.
Холодова, О.А. Юным умникам и умницам. 3 класс. [Текст]/
О.А.Холодова: Тетрадь.– М.:Росткнига, 2020.
10.
Холодова, О.А. Юным умникам и умницам. 4 класс. [Текст]/
О.А.Холодова: Тетрадь – М.:Росткнига, 2020.
1.

Сведения о разработчике
Ярополова Оксана Николаевна, МАОУ СОШ № 92, образование высшее,
стаж работы –30 лет, в МАОУ СОШ №92 - 25 лет
Уральский Государственный Педагогический Университет, магистр
направление психолого-педагогическое образование.
Аннотация
Программа курса «АБВГД-ейка» направлена на развитие творческого
мышления обучающихся, их интереса к математике, на формирование
системы прочных математических знаний и умений, готовности к
саморазвитию.
Курс
«АБВГД-ейка»
представляет
систематический
курс
интеллектуально-развивающих занятий для детей младшего школьного
возраста.
Отличительной особенностью данной программы является то, что, особое
внимание обращено на развитие логического, алгоритмического и
пространственного мышления младших школьников путём включения задач,
которые выходят за рамки учебного программного материала. В основе

заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит
игра,
преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя,
дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа
построена так, что большую часть материала дети не просто активно
запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают,
расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных
интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать,
конкретизировать, абстрагировать, переносить; а также развиваются все виды
памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Цель программы - создание положительной мотивации к учебной
деятельности, преодоление неустойчивости внимания, непроизвольности
процесса зрительного и слухового запоминания и развитие мыслительной
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и
воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение
самостоятельно работать скнигой в заданном темпе, умение
контролировать и оценивать свою работу).
Развивающие:

Развитие речи при работе над словом, словосочетанием,
предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов
мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать,
синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц рук).

Развитие двигательной сферы.
Воспитательные:

Воспитание системы нравственных межличностных
отношений
(формирование «Я-концепции»).

Воспитание чувства уверенности в своих силах, в возможностях
своего интеллекта.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Контингент обучающихся: программа рассчитана на детей 9-10 лет.
Продолжительность реализации программы: 1 год.
Режим занятий: 8 раз в неделю, 262 часа в год
Продолжительность каждого занятия 40 минут.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».