РП коррекционные занятия с психологом 7.1 5-9 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 92

Коррекционно – развивающая программа
для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ
(вариант 7.1)

Составитель:
Аринчехина О.А.,
педагог-психолог

г. Екатеринбург
2021

СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3
1.1.Пояснительная записка ……………………………………3
1.2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей: ……………………3
1.3 Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с задержкой
психического развития ………………………………………………………………………….4
1.4. Инструментарий определения эффективности освоения программы …………..4
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………….4
2.1. Особенности организации работы педагог-психолога …………………………..4
2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы ………………5
2.3. Критерии оценки результативности работы по программе. …………………….6
2.4. Условия для реализации программы. ……………………...……………………..6
2.5.Особенности взаимодействия с семьями обучающихся ……………………….....6
2.6.Взаимодействие со специалистами ППк …………………………………………..6
2.7. Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой
психического развития
2.7.1. Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой психического
развития 5-го класса……………………………………………………………………………. 7
2.7.2 Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой психического
развития 6-го класса …………………………………………………………………………...10
2.7.3 Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой психического
развития 7-го класса ……………………………..…………………………………………….13
2.7.3 Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой психического
развития 8-го класса…..………………………………………………………………………..16
2.7.3 Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой психического
развития 9-го класса…..………………………………………………………………………..18
2.8.Предполагаемые результаты освоения программы …………………………19
2.9 Программно — методическое обеспечение программы …………………….20

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше
детей, испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школьной не успешности
может быть, задержка психического развития (ЗПР), а может быть грубая педагогическая
запущенность, двуязычие в семье и другие причины, которые приводят к вторичной
задержке психического развития. Эта категория детей нуждается в специальной помощи
учителя-дефектолога.
Коррекционно-развивающая
работа
учителя-дефектолога,
основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером
нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и
практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее
значимое направление коррекционной работы.
Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование
у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления,
определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность
И которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных
действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Решетников и др). Специальное формирование
приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР существенно повышает возможности
их обучения в условиях общеобразовательной школы.
В современном обществе идёт тенденция к интеграции детей с какими-либо
нарушениями в коллектив нормально развивающихся детей. Представленная программа
сопутствует этому направлению.
1.2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей
Цель программы:
Формирование школьно-значимых умений и навыков, а также приёмов умственной
деятельности.
Задачи работы:
 Расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении обучающихся с
миром вещей, явлений, их свойствами и качествами;
 развитие связной речи;
 Формирование и развитие мыслительных операций;
 Коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;
 Формирование и развитие пространственной ориентировки;
 Обучение приёмам планирования деятельности, контроля и самоконтроля,
целенаправленности деятельности;
 Воспитание самостоятельности в работе;
 Формирование произвольной деятельности и развитие эмоциональноволевой сферы;
 Формирование сенсомоторных координаций.
В ряду условий, обеспечивающих успешное осуществление этих задач, следует
назвать совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной
деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям
с интересом и качественно усваивать программный материал. Результаты подобного
поиска в области развития детей младшего школьного возраста обобщены в данной
программе.

1.3 Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с задержкой
психического развития
Известно, что дети с ЗПР имеют нарушения, характерные особенности
мыслительной деятельности, затрудняющие процесс формирования приемов во время
работы на уроке. В психолого-педагогических исследованиях (Т.В. Егоровой, З.И.
Калмыковой, И.А. Коробейникова, И.Ю. Кулагиной, Н.А. Менчинской, Г.Б. Шаумарова и
др.) отмечаются поверхностность мышления, его направленность на случайные,
единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность
к копированию, подражательности. Особо выделяются дети с ЗПР церебральноорганического происхождения, у которых более выраженные нарушения умственного
развития обусловлены резидуально-органической недостаточностью центральной нервной
системы.
Как правило, у детей с ЗПР к началу школьного обучения оказываются
несформированными школьно-значимые умения и навыки. Они не приучены подчиняться
требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе
выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе. Эти дети имеют
бедный запас общих сведений и представлений, ограниченный словарный запас. У этих
детей способность к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников.
1.4. Инструментарий определения эффективности освоения программы
Динамика отслеживается следующим образом:
 первичная диагностика – выявление зоны актуального и ближайшего
развития,;
 промежуточная диагностика (в середине учебного года) — анализ динамики
коррекционной работы, в случае её отсутствия – корректировка программы;
 итоговая диагностика (в конце уч.г.) — психолого-педагогическую
диагностику развития проводят используя те же методы, что и при
первичной диагностике, но на другом наглядном и практическом материале.
При
необходимости,
КРЗ
(коррекционно-развивающие
занятия)
пролонгируются на следующий год.
На каждый вид диагностики отводится 1-3 занятия, в зависимости от возможностей
ребёнка и характера нарушений.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Особенности организации работы педагога-психолога
Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьнозначимых навыков и приемов умственной деятельности является использование
специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с
ЗПР. Данной программой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и
навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность
коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и
требованиями школьной программы.
Формирование приёмов на занятиях педагога-психолога обеспечивает постепенный
переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный
уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную
помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно,
выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор,
воспринимать помощь педагога.
Рабочая программа составлена на основании рекомендаций ТПМПК, АООП для
детей с задержкой психического развития, с учётом ФГОС ОВЗ.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид
деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной,
насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида
деятельности на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:
 планирование материала от простого к сложному,
 дозирование помощи педагога,
 постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к
самостоятельной работе учащегося.
Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается
тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания
усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп
выполнения заданий.
Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения
(КРО), где игры и упражнения, подобраны таким образом, что её задачи реализуются
одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6
направлений).
Для работы с детьми с ЗПР программой предусматривается индивидуальная и
подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционноразвивающую и предметную направленность.
Длительность занятий: 40 минут — подгрупповое, групповое. Количество занятий
– 1 раз в неделю. В середине такого занятия осуществляется динамическая пауза, игры по
правилам. Одна часть такого занятия направлена на формирование умственных действий,
вторая – на восполнение пробелов в знаниях.
Структура построения коррекционно-развивающего занятия.
Каждое занятие состоит из 5-ти частей:
1. Организационный момент. (2 мин.).
2. Повторение пройденного на предыдущем занятии. (8 мин.)
3. Основная часть. Специально подобранные игры и упражнения, исходя из

индивидуальных особенностей ребёнка и потребностей в коррекционном
воздействии. На данном этапе занятия проводятся следующие виды работы:
сообщение новых знаний (10 мин.) и закрепление полученных знаний. (15
мин.);
4. Итог. Обсуждение результатов работы на занятии (2 мин.)
V. Физкультминутка. Проводится 1-3 раза в течение занятия на любом его этапе в
зависимости от работоспособности ребёнка. (3 мин.) Может включать:
 Гимнастику для глаз;
 Гимнастику для пальцев рук;
 Психогимнастику;
 Динамические игры для развития внимания, самоконтроля, произвольной
регуляции, коррекции импульсивности.
При поступлении ребёнка на КРО педагог-психолог проводит первичную
диагностику, используя материалы для психолого-педагогической диагностики детей
(автор – Забрамная С.Д., Боровик О.В.). В подгруппы дети объединяются по схожей
нозологии нарушений.

2.3. Критерии оценки результативности работы по программе.
Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой
диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с ЗПР является
критерием эффективности реализации коррекционной программы.
Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом
развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной
деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать.
Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.
2.4. Условия для реализации программы.
Кадровые условия:
- наличие в штате учителя-дефектолога
- повышение квалификации специалиста по курсу «Реализация инклюзивных
практик в общеобразовательном учреждении».
Программно-методические условия:
-Диагностический материал с методическими рекомендациями (Стребелева Е.А.,
Забрамная С.Д.);
-Демонстрационный материал по предметам;
-Игровые коррекционно-развивающие пособия;
-Дидактический раздаточный материал для обеспечения прохождения разделов
программы;
-Учебные пособия по развитию устной и письменной речи, математических
представлений;
-Детская литература; цифровые образовательные ресурсы;
- Методическое сопровождение к материалу.
Материально-технические условия:
-Оргтехника.
-Помещение для проведения занятий, соответствующее СанПин
-Оборудование кабинета учителя-дефектолога соответствующей СанПин мебелью.
2.5. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся
 Работа с родителями начинается при зачислении ребёнка на занятия к
учителю-дефектологу и ведётся по следующим направлениям:
 Консультации для родителей:
 обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики,
 планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей работы.
2.6. Взаимодействие со специалистами ППк
Программа
коррекционной
работы
предполагает
междисциплинарное
взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в
рамках школьного ППк.
Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы
является взаимодействие сотрудников образовательной организации через службу
психолого-педагогического сопровождения, в которую входят: классный руководитель,
социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Основной
задачей ППк является сбор информации, изучение проблем ребенка, выбор форм и
методов работы по проблеме ребенка, отбор содержания обучения с учетом
индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей с ЗПР / трудностями
в обучении.

2.7. Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой
психического развития
2.7.1. Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой
психического развития 5-го класса
Основные разделы программы:
Коррекционно-развивающий курс «Развитие психических процессов: памяти,
внимания, мышления»;
Направления
работы

№
1

«Развитие
психических
процессов:
памяти, внимания,
мышления»

№ п/ п
1.

Основные задачи реализации содержания
— тренировка произвольного запоминания
зрительно воспринимаемых объектов;
— произвольное запоминание слухового ряда:
цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых
инструкций;
— развитие тактильной и кинестетической памяти.
— развитие слухо-моторной координации;
— развитие зрительно-моторной координации;
— развитие слухо-зрительной и зрительнодвигательной координации.
— регуляция простейших двигательных актов;
— формирования умения ориентировки в задании;
— формирование умения планирования этапов
выполнения задания;
— формирование основных
способов самоконтроля каждого этапа выполнения
задания;
— формирования умения осуществлять словесный
отчет о совершаемом действии и результате.

Примерное календарно-тематическое планирование по развитию
познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1)
(задержкой психического развития) 5-го класса – 34 ч.
Перспективное тематическое планирование по курсу
«Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления» 34 часов
Тема
часы
Направления работы
Занятие 1
Первичная диагностика
1

2.

Занятие 2

1

Развитие зрительного восприятия Развивающие
игры.
Работа в тетради для практических занятий.

2.

Занятие 3

1

Конструирование
геометрических
фигур
Конструирование
геометрических
фигур
и
предметов из составляющих деталей.
Работа в тетради для практических занятий.

3.

Занятие 4

1

Развитие слухового восприятия.
Работа в тетради для практических занятий.

4.

Занятие 5

1

Коррекция общей расторможенности. «Полевого»
поведения.
Работа в тетради для практических занятий.

5.

Занятие 6-7

2

6.

Занятие 8-9

2

7.

Занятие 10-11

2

8.

Занятие 12

1

Развитие концентрации внимания.
Работа в тетради для практических занятий.
Умения саморегулировать свои действия
(утомляемость).
Развитие зрительной памяти.
Работа в тетради для практических занятий.
Умения саморегулировать свои действия
(Импульсивность).
Работа в тетради для практических занятий.
Умения саморегулировать свои действия
(Медлительность).
Работа в тетради для практических занятий.

9.

Занятие 13

1

Логика мышления.
Работа в тетради для практических занятий.

10.

Занятие 14

1

11.

Занятие 15

1

Развитие слухоречевой памяти.
Работа в тетради для практических занятий.
Промежуточная диагностика.

12.

Занятие 16

1

Преодоления трудности понимания сюжетных
картинок.
Работа в тетради для практических занятий.

13.

Занятие 17

1

Аналогии. Обогащение словаря синонимами и
антонимами.
Работа в тетради для практических занятий.

14.

Занятие 18

1

15.

Занятие 19

1

Работа с пословицами.
Работа в тетради для практических занятий.
Тренажер внимания. Раскрась картинку в
соответствии со знаками.
Работа в тетради для практических занятий.

16.

Занятие 20

1

Подбери правильный ответ. Найди верное слово.
Решение ребусов.
Работа в тетради для практических занятий.

17.

Занятие 21-22

2

1.Развитие логического мышления, умения
выделять характерные признаки предметов,
понимать
суть
задачи;
2.Развитие внимания, зрительной памяти;

18.

Занятие 23-24

2

19.

Занятие 25-26

2

1.Развитие логического мышления, умения
выделять характерные признаки предметов,
понимать
суть
задачи;
2.Развитие внимания, зрительной памяти;
Развитие смекалки, находчивости, логического
мышления;
Развитие умения сосредоточенно слушать и
видеть;

Развитие способности анализировать.

20.

Занятие 27-28

2

Развитие смекалки, находчивости, логического
мышления;
Развитие умения сосредоточенно слушать и
видеть;
Развитие способности анализировать.

21.

Занятие 29-30

2

22.

Занятие 31-32

2

1. Развитие умения анализировать, сравнивать,
обобщать;
2. Развитие всех видов памяти;
3.Упражнять в счете и отсчете предметов,
закрепить порядковый счет;
4.Учить самостоятельно искать пути решения
поставленных задач.
1.Развивать зрительное и слуховое внимание.
Учить находить отличие из общего множества.
2.Развивать память, умение сопоставлять,
сравнивать.

23.

Занятие 33

1

1.Развивать логическое мышление, воображение;
2.Упражнять в выделении из общего частное и
составлять из частей целое;
3. Развивать слуховое внимание, память.

24.

Занятие 34

1

Итоговая диагностика.

2.7.2 Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой
психического развития 6-го класса
Основные разделы программы:
Коррекционно-развивающий курс «Развитие психических процессов: памяти,
внимания, мышления»;
Направления
работы

№
1

«Развитие
психических
процессов:
памяти, внимания,
мышления»

Основные задачи реализации содержания
— тренировка произвольного запоминания
зрительно воспринимаемых объектов;
— произвольное запоминание слухового ряда:
цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых
инструкций;
— развитие тактильной и кинестетической памяти.
— развитие слухо-моторной координации;
— развитие зрительно-моторной координации;
— развитие слухо-зрительной и зрительнодвигательной координации.
— регуляция двигательных актов;
— формирования умения ориентировки в задании;
— формирование умения планирования этапов
выполнения задания;
— формирование основных способов самоконтроля
каждого этапа выполнения задания;
— формирования умения осуществлять словесный
отчет о совершаемом действии и результате.

Коррекционно-развивающий курс «Развитие психических процессов: памяти,
внимания, мышления» 34 часов
№ п/ п
Тема
Направления работы
Дата
1.

Занятие 1

Первичная диагностика

2.

Занятие 2

3.

Занятие 3-4

4.

Занятие 5-6

1.Развитие логического мышления, умения
выделять характерные признаки предметов,
понимать
суть
задачи;
2.Развитие внимания, зрительной памяти;
3. Работа в тетради для практических занятий.
Развитие смекалки, находчивости, логического
мышления;
Развитие умения сосредоточенно слушать и
видеть;
Развитие способности анализировать.
Работа в тетради для практических занятий.
1. Развитие умения анализировать, сравнивать,
обобщать;
2. Развитие всех видов памяти;
3.Упражнять в счете и отсчете предметов,
закрепить порядковый счет;
4.Учить самостоятельно искать пути решения
поставленных задач.

Работа в тетради для практических занятий.
5.

Занятие 7-8

6.

Занятие 9-10

7.

Занятие 11-12

8.

Занятие 13-14

9.

Занятие 15

10.

Занятие 16

11.

Занятие 17

12.

Занятие 18

13.

Занятие 19-20

14.

Занятие 21

1.Развивать зрительное и слуховое внимание.
Учить находить отличие из общего множества.
2.Развивать память, умение сопоставлять,
сравнивать.
Работа в тетради для практических занятий.
1.Развивать логическое мышление, воображение;
2.Упражнять в выделении из общего частное и
составлять из частей целое;
3. Развивать слуховое внимание, память.
Работа в тетради для практических занятий.
1.Развивать умение обобщать, сравнивать
предметы, делать простейшие умозаключения;
2.Упражнять в разгадывании алгоритмов,
ориентировка на бумаге;
3.Развивать зрительное и слуховое внимание;
Работа в тетради для практических занятий.
1.Развивать воображение, умение фантазировать,
внимание, память;
2.Упражнять в составлении целого из частей;
3.Упражнять в умении сравнивать, выделять
сходство и различие;
4.Развивать логическое мышление.
Работа в тетради для практических занятий.
Промежуточная диагностика
1.Упражнять в ориентировке на схеме-карте;
2.Развивать зрительное и слуховое внимание,
память.
3.Упражнять в выделении частного из общего,
умение сравнивать и сопоставлять.
1.Развивать память, использовать приемы
мнемотехники для запоминания;
2.Развивать мышление, умение сравнивать,
сопоставлять.
Работа в тетради для практических занятий.
Упражнять в умении различать герб нашего
города, среди других;
1.Упражнять в составлении целого по частям;
2.Продолжать учить расшифровывать
закодированные слова.
Работа в тетради для практических занятий.
1Закрепить знания о зимующих птицах;
2.Продолжать учить ориентировке на бумаге и
схеме-карте
3.Упражнять в умении сравнивать, сопоставлять;
4.Развивать зрительную память, внимание;
Работа в тетради для практических занятий.
1.Закрепить знания о родном поселке (история,
достопримечательности)
Работа в тетради для практических занятий.

15.

Занятие 22-23

16.

Занятие 24-25

17.

Занятие 26-28

18.

Занятие 29-30

19.

Занятие 31

20.

Занятие 32

Занятие 33
Занятие 34

1.Развивать слуховое внимание;
2.Продолжать учить анализировать рисунок,
сопоставляя, сравнивая его части;
3.Развивать память;
4.Упражнять в ориентировке на карте- схеме.
1.Развитие умения сравнивать, обобщать, делать
простейшие выводы и умозаключения;
2.Развивитие воображения, умения
преобразовывать фигуры;
3.Развивитие зрительной памяти, слухового
внимания;
Работа в тетради для практических занятий.
1.Развивать творческое воображение, смекалку,
умение воссоздавать модель по образцу;
2.Развивать зрительное и слуховое внимание,
память;
3.Развивать монологическую речь, умение
доказывать свой ответ, пользуясь правильно
построенными предложениями;
Работа в тетради для практических занятий.
1.Продолжать освоение приемов мнемотехники;
2.Развивать умение выделять основные признаки
предметов; находить предметы с заданными
свойствами;
3.Развивать внимание, воображение;
4.Развивать мелкую моторику рук;
5. Развивать грамматически-правильную речь.
Работа в тетради для практических занятий.
1.Развивать слуховое внимание;
2.Продолжать учить анализировать рисунок,
сопоставляя, сравнивая его части;
3.Развивать память;
Работа в тетради для практических занятий.
1.Развивать зрительное и слуховое внимание,
память.
2.Упражнять в выделении частного из общего,
умение сравнивать и сопоставлять.
Работа в тетради для практических занятий.
1.Развивать мелкую моторику рук;
2. Развивать грамматически-правильную речь.
Работа в тетради для практических занятий.
Конечная диагностика

2.7.3 Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой
психического развития 7-го класса
Основные разделы программы:
Коррекционно-развивающий курс «Развитие психических процессов: памяти,
внимания, мышления»;
Направления
работы

№
1

«Развитие
психических
процессов:
памяти, внимания,
мышления»

№ п/
п

Основные задачи реализации содержания
— тренировка произвольного запоминания
зрительно воспринимаемых объектов;
— произвольное запоминание слухового ряда:
цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых
инструкций;
— развитие тактильной и кинестетической памяти.
— развитие слухо-моторной координации;
— развитие зрительно-моторной координации;
— развитие слухо-зрительной и зрительнодвигательной координации.
— регуляция двигательных актов;
— формирования умения ориентировки в задании;
— формирование умения планирования этапов
выполнения задания;
— формирование основных способов самоконтроля
каждого этапа выполнения задания;
— формирования умения осуществлять словесный
отчет о совершаемом действии и результате.

Календарно-тематическое планирование по развитию познавательной
деятельности у обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1)
(задержкой психического развития) 7-го класса – 34 ч.
Коррекционно-развивающий курс
«Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления» 34 часов
Тема
Направления работы
Дата

1.

Занятие 1

Начальная диагностика

2.

Занятие 2

3.

Занятие 3

4.

Занятие 4

5.

Занятие 5

6.

Занятие 6

7.

Занятие 7

Формирование временных представлений
Формирование пространственных представлений
Формирование умения ориентировки в схеме
собственного тела.
Формирование умения ориентировки в
ближайшем окружении (класса)
Формирование умения ориентировки на
плоскости (тетрадь, книга);
развитие пространственного праксиса;
Развитие навыка дифференциации
пространственно схоже расположенных объектов.
Развитие мнемических процессов

8.

Занятие 8

Развитие произвольного запоминания зрительно
воспринимаемых объектов.

9.

Занятие 9

10.

Занятие 10

11.

Занятие 11

12.

Занятие 12

13.

Занятие 13

14.

Занятие 14

15.

Занятие 15

16.

Занятие 16

17.

Занятие 17-18

18.

Занятие 19

19.

Занятие 20-21

20.

Занятие 22

21.

Занятие 22

22.

Занятие 23

23.

Занятие 24

24.

Занятие 25

25.

Занятие 26

26.

Занятие 27

Развитие произвольного запоминания зрительно
воспринимаемых объектов.
Развитие произвольного запоминание слухового
ряда: цифр, звуков, слов, предложений.
Развитие произвольного запоминание слухового
ряда: цифр, звуков, слов, предложений,
многоступенчатых инструкций.
Развитие тактильной и кинестетической памяти.
Развитие межанализаторных систем, их
взаимодействия
Развитие слухо-моторной координации.
Развитие зрительно-моторной координации.
Промежуточная диагностика
Развитие слухо-зрительной и зрительнодвигательной координации.
Формирование функции программирования и
контроля собственной деятельности: регуляция
простейших двигательных актов;
Формирование умения ориентировки в задании;
планирования этапов выполнения задания.
Формирование умения ориентировки в
задании; основных способов самоконтроля
каждого этапа выполнения задания;
Формирование умения ориентировки в задании;
формирования умения осуществлять словесный
отчет о совершаемом действии и результате.
Развивать пространственно-временные
представления
Развитие произвольного запоминания зрительно
воспринимаемых объектов.
Формирование умения ориентировки в
задании; основных способов самоконтроля
каждого этапа выполнения задания;
1.Развивать воображение, умение фантазировать,
внимание, память;
2.Упражнять в составлении целого из частей;
3.Упражнять в умении сравнивать, выделять
сходство и различие;
4.Развивать логическое мышление.
Работа в тетради для практических занятий.
Работа в тетради для практических занятий.
1.Упражнять в ориентировке на схеме-карте;
2.Развивать зрительное и слуховое внимание,
память.
3.Упражнять в выделении частного из общего,
умение сравнивать и сопоставлять.
1.Развивать память, использовать приемы
мнемотехники для запоминания;
2.Развивать мышление, умение сравнивать,

27.

Занятие 28-29

28.

Занятие 30-31

29.

Занятие 32-33

30.

Занятие 34

сопоставлять.
Работа в тетради для практических занятий.
Упражнять в умении различать герб нашего
города, среди других;
1.Упражнять в составлении целого по частям;
2.Продолжать учить расшифровывать
закодированные слова.
Работа в тетради для практических занятий.
1Закрепить знания о зимующих птицах;
2.Продолжать учить ориентировке на бумаге и
схеме-карте
3.Упражнять в умении сравнивать, сопоставлять;
4.Развивать зрительную память, внимание.
1.Развивать воображение, умение фантазировать,
внимание, память;
2.Упражнять в составлении целого из частей.
Конечная диагностика

2.7.4 Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой
психического развития 8-го класса
Основные разделы программы:
Коррекционно-развивающий курс «Развитие психических процессов: памяти,
внимания, мышления».
Направления
работы

№
1

«Развитие
психических
процессов:
памяти, внимания,
мышления»

№ п/
п

Основные задачи реализации содержания
— тренировка произвольного запоминания
зрительно воспринимаемых объектов;
— произвольное запоминание слухового ряда:
цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых
инструкций;
— развитие тактильной и кинестетической памяти.
— развитие слухо-моторной координации;
— развитие зрительно-моторной координации;
— развитие слухо-зрительной и зрительнодвигательной координации.
— регуляция двигательных актов;
— формирования умения ориентировки в задании;
— формирование умения планирования этапов
выполнения задания;
— формирование основных способов самоконтроля
каждого этапа выполнения задания;
— формирования умения осуществлять словесный
отчет о совершаемом действии и результате.

Коррекционно-развивающий курс
«Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления» 34 часов
Тема
Направления работы
Дата

1.

Занятие 1

Формирование пространственных представлений

2.

Занятие 2

Формирование временных представлений

3.

Занятие 3

4.

Занятие 4

5.

Занятие 5

6.

Занятие 6

7.

Занятие 7

Формирование умения ориентировки в схеме
собственного тела.
Формирование умения ориентировки в
ближайшем окружении (класса)
Формирование умения ориентировки на
плоскости (тетрадь, книга);
развитие пространственного праксиса;
Развитие навыка дифференциации
пространственно схоже расположенных объектов.
Развитие мнемических процессов

8.

Занятие 8

9.

Занятие 9

Развитие произвольного запоминания зрительно
воспринимаемых объектов.
Развитие произвольного запоминания зрительно
воспринимаемых объектов.

10.

Занятие 10

Развитие произвольного запоминание слухового
ряда: цифр, звуков, слов, предложений.
Развитие произвольного запоминание слухового
ряда: цифр, звуков, слов, предложений,
многоступенчатых инструкций.
Развитие тактильной и кинестетической памяти.

11.

Занятие 11

12.

Занятие 12

13.

Занятие 13

14.

Занятие 14

Развитие межанализаторных систем, их
взаимодействия
Развитие слухо-моторной координации.

15.

Занятие 15

Развитие зрительно-моторной координации.

16.

Занятие 16

17.

Занятие 17

18.

Занятие 18

19.

Занятие 19

20.

Занятие 20

21.

Занятие 21-22

22.

Занятие 23

Развитие слухо-зрительной и зрительнодвигательной координации.
Формирование функции программирования и
контроля собственной деятельности: регуляция
простейших двигательных актов;
Формирование умения ориентировки в задании;
планирования этапов выполнения задания.
Формирование умения ориентировки в
задании; основных способов самоконтроля
каждого этапа выполнения задания;
Формирование умения ориентировки в задании;
формирования умения осуществлять словесный
отчет о совершаемом действии и результате.
Развитие межанализаторных систем, их
взаимодействия
Развитие слухо-моторной координации.

23.

Занятие 24

Развитие зрительно-моторной координации.

24.

Занятие 25

25.

Занятие 26-27

26.

Занятие 28-29

27.

Занятие 30-31

28.

Занятие 34

Развитие слухо-зрительной и зрительнодвигательной координации.
Формирование функции программирования и
контроля собственной деятельности: регуляция
простейших двигательных актов;
Формирование умения ориентировки в задании;
планирования этапов выполнения задания.
Формирование умения ориентировки в
ближайшем окружении (класса)
Итоговая диагностика.

2.7.5 Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой
психического развития, вариант 7.1 9-го класса
Основные разделы программы:
Коррекционно-развивающий курс «Развитие психических процессов: памяти,
внимания, мышления»;
Направления
работы

№
1

«Развитие
психических
процессов:
памяти, внимания,
мышления»

Основные задачи реализации содержания
— тренировка произвольного запоминания
зрительно воспринимаемых объектов;
— произвольное запоминание слухового ряда:
цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых
инструкций;
— развитие тактильной и кинестетической памяти.
— развитие слухо-моторной координации;
— развитие зрительно-моторной координации;
— развитие слухо-зрительной и зрительнодвигательной координации.
— регуляция двигательных актов;
— формирования умения ориентировки в задании;
— формирование умения планирования этапов
выполнения задания;
— формирование основных способов самоконтроля
каждого этапа выполнения задания;
— формирования умения осуществлять словесный
отчет о совершаемом действии и результате.

Коррекционно-развивающий курс «Развитие психических процессов: памяти,
внимания, мышления» 34 часа
№ п/ п
Тема
Направления работы
Дата
1

Занятие 1

Начальная диагностика

2

Занятие 2

3

Занятие 3

Формирование пространственных
представлений
Формирование временных представлений

4

Занятие 4

5

Занятие 5

6

Занятие 6

7-9

Занятие 7,8,9

10-11

Занятие 10,11

12

Занятие 12

13

Занятие 13

Формирование умения ориентировки в схеме
собственного тела.
Формирование умения ориентировки в
ближайшем окружении (класса)
Формирование умения ориентировки на
плоскости (тетрадь, книга);
развитие пространственного праксиса.
Развитие навыка дифференциации
пространственно схоже расположенных
объектов.
Развитие мнемических процессов
Развитие произвольного запоминания зрительно
воспринимаемых объектов.
Развитие произвольного запоминание слухового
ряда: цифр, звуков, слов, предложений.

14

Занятие 14

Развитие произвольного запоминание слухового
ряда: цифр, звуков, слов, предложений,
многоступенчатых инструкций.

15-18

Промежуточная диагностика

19

Занятие
15,16,17,18
Занятие19

20

Занятие 20

21

Занятие 21

Развитие межанализаторных систем, их
взаимодействия
Развитие слухо-моторной координации.

22-23

Занятие 22,23

Развитие зрительно-моторной координации.

24-25

Занятие 24,25

26-28

Занятие
26,27,28

29-30

Занятие 29,30

31

Занятие 31

32

Занятие 32

33

Занятие 33

34

Занятие 34

Развитие слухо-зрительной и зрительнодвигательной координации.
Формирование функции программирования и
контроля собственной деятельности: регуляция
простейших двигательных актов;
Формирование умения ориентировки в задании;
планирования этапов выполнения задания.
Формирование умения ориентировки в задании;
основных способов самоконтроля каждого этапа
выполнения задания;
Формирование умения ориентировки в задании;
формирования умения осуществлять словесный
отчет о совершаемом действии и результате.
Развитие произвольного запоминание слухового
ряда: цифр, звуков, слов, предложений.
Итоговая диагностика

Развитие тактильной и кинестетической памяти.

2.8 Предполагаемые результаты освоения программы
У детей должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных
ситуациях, процесс обучения должен стать осознанным. Учащиеся могут испытывать
удовольствие от освоения нового, способны обобщать имеющиеся у них знания,
использовать их в повседневной жизни и на уроках.
К концу учебного года ожидаются умения учащихся:
 Проявлять познавательную и творческую активность на всех занятиях,
выражать свои мысли и чувства посредством речи.
 Соблюдать нормы поведения в процессе учебной деятельности.
 Самостоятельности и самоконтролю при выполнении учебных заданий.
 Планированию собственной деятельности.
 Вести беседу с педагогом, аргументировать свой ответ; последовательно и
логично рассказывать о факте, событии, явлении.
 Выполнять устные и письменные арифметического характер в пределах
программного материала в соответствии с ООО ООП,
 Знать смысл арифметических действий умножения и деления и уметь
использовать их на практике.
 Определять время по часам.
 Развитие коммуникативных компетенций
 Познакомить учащихся с заданиями устного собеседовании.
 Повысить культуру разговорной речи, разработать навыки чтения с
выражением.





Проверить умения школьников ясно и грамотно излагать мысли, выражая
эмоции с помощью различных интонационных средств.
Научить создавать устное высказывание в соответствии с определенным
типом речи.
Научить свободно вести диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила
общения.
2.9 Программно-методическое обеспечение программы

1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших

2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.

школьников. В 3-х ч. Ч. 2: Предложение. Текст : пособие для логопеда / под ред.
Р.И. Лалаевой. — М. : Гуманитар, изд. центр В Л АД ОС, 2008. — 302 с. : ил. —
(Коррекционная педагогика).
Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности
младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.
Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного
возраста. – М.: АРКТИ, 2000.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими
трудности при обучении письму. – М., 1991
Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с
задержкой психического развития // Дефектология. – 1986. – №4.
Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной
школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой
психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) //
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1. — с. 47 –
54
Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими
школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического
генеза в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. … канд. педагог. наук. – М.,
2005. – 23 с. 9. 8.Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителядефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д.
Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.:
Школьная Пресса, 2005. – 96с. — С. 65–73.
Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО //
Коррекционная педагогика. – 2003. — № 1. – С. 54 – 56.
Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО //
Коррекционная педагогика. — 2003. — № 1.
Вохмянина. 2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2001.
Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой
психического развития // Дефектология. – 1986. – №3.
Дробинская А.О. «Школьные трудности «нестандартных» детей» (М., изд-во
«Школьная пресса»).
Елена Чернышова: Тетрадь для практ. занятий учащихся 5-6 кл., испытывающих
трудности в усвоении шк. пр. В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. Ямбург Евгений.- М.: Владос,
2017 г.
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
Интернет ресурсы.
Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и
умственное развитие учащихся. – М., 1968.

18. Казанцева О.В. Основные направления психологической помощи учащимся

19.
20.

21.
22.

23.
24.

классов коррекционно-развивающего обучения // Коррекционная педагогика. –
2003. — № 1. – С. 51– 53.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. –
СПб., 1998
Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3 – 4 классов // В
кн. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция
умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С. 139 – 146.
Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И.
Лубовского, Н.А. Никашиной. – М., 1981.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее
обучение. Начальные классы /сост. А. А.
Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение.
Начальная щкола: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика.
Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. /Сост. С. Г. Шевченко.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».