Приложение к АОП ООО МАОУ СОШ № 92 Для обучающихся с ЗПР Адаптированная программа по учебному предмету «Родная литература (русская)»для обучающихся с ЗПР(7.1.) АдаптированнаярабочаяпрограммадляобучающихсясЗПР,разработананаоснове рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» основного общегообразованияполитературе.Даннаяпрограммасохраняетосновноесодержаниеобразов ания общеобразовательной школыпо родной литературе (русской), но отличаетсякоррекционнойнаправленностьюобучения.Этообусловленоособенностямиусвое нияучебногоматериаладетьми,испытывающимистойкиетрудностивобучении.Приадаптаци и программы основное внимание обращено на овладение детьми практическимиумениямиинавыками,науменьшениеобъематеоретическихсведений,включе ниеотдельныхтемилицелыхразделов,материаловобзорного,ознакомительногохарактера. Всилусвоихособенностей,даннаякатегориядетейиспытываеттрудностивусвоенииуче бногоматериала.Исходяизконтингентаобучающихсяприорганизацииобразовательнойдеяте льностииспользуютсякоррекционно-развивающиетехнологии,разнообразные методы и приёмы педагогической поддержки, а именно, больший акцентделаетсянанаглядныхипрактическихметодахобучения.Атакжеприменяютсяиндукти вные методы, репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающегообучения,приемыразвитиямыслительнойактивности,приемывыделенияглав ного,приемкомментирования и пр. ОбщаяцельизученияпредметаобеспечениевыполнениятребованийФГОСОООпосредствомсозданияусловийдлямаксимал ьногоудовлетворенияособыхобразовательных потребностей, обучающихся с ЗПР. При обучении детей с задержкойпсихическогоразвитияставятсяте жезадачи,что ивмассовой школе. Помимореализацииобщихзадач, указанныхвООПОООШколы.АОПОООЗПРпредусматриваетрешениеспециальныхзадач: формироватьпознавательныеинтересыданнойгруппышкольниковиихсам ообразовательныенавыки; создать условия для развития учащегося в своем персональном темпе, исходя из егообразовательных способностей иинтересов; развить мышление, память, внимание, восприятие через индивидуальный раздаточныйматериал; развитьнавыкичтенияиобразно-эмоциональнуюречевуюдеятельность; помочь школьникам приобрести (достигнуть) уровня образованности, соответствующегоего личному потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования идальнейшегоразвития; научить общим принципам постановки и решения познавательных проблем: анализуцелей и результатов; выявлению общего и различного; выявлению предпосылок (т.е.анализусловий, обоснование, выявлениепричин). Предметныерезультатыосвоенияпримернойпрограммыпоучебномупредмету «Роднаялитература(русская)»должныотражать: понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурноязыковое пространство своего народа; осознание коммуникативноэстетическихвозможностей родного русского языка на основе изучения выдающихсяпроизведенийродной русской литературы; проявление ценностного отношения к родной русской литературе какхранительнице культуры русского народа, ответственности за 1 сохранениенациональнойкультуры,приобщениеклитературномунаследиюрусского народав контексте единого исторического и культурного пространства России, диалогакультурвсехнародовРоссийской Федерацииимира; понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русскойлитературыикультурыпроизведенийрусскихписателей,втомчислесовременн ыхавторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русскойлитературы; осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственныхсмыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основемногоаспектногодиалогаскультурами народовРоссии имира; развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контекстекультурнародовРоссииивсегочеловечества;пониманиеих сходстваиразличийсрусскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературныехудожественныепроизведения,отражающиеразныеэтнокультурныетр адиции; овладение различными способами постижения смыслов, заложенных впроизведенияхроднойрусскойлитературы,исозданиесобственныхтекстов,со держащихсуждения и оценкипоповодупрочитанного; применение опыта общения с произведениями родной русской литературы вповседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевомсамосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный кругчтения; накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведенийродной русской литературы, определения и обоснования своих читательскихпредпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средствепознания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.7класс развитиеумениявыделятьпроблематикуипониматьэстетическоесвоеобразиер усскихнародныхпесен(историческихилирических),выявлятьфольклорныесюжетыимотивы врусскойлитературедляразвитияпредставленийонравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национальногосознаниякультурныхинравственныхсмысловвпроизведенияхосибирскомкра еирусскомполе; развитиепредставленийобогатстверусскойлитературыикультурывконтексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях оправославномпразднованииПасхи ио русскихумельцахи мастерах; развитиепредставленийорусскомнациональномхарактере,истокахрусского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русскойдуши; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; обуникальностирусскогоязыка иродной речи; развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературноготекстапопредложенному плану ивосприниматьхудожественныйтексткакпосланиеавторачитателю,современникуипотомку; создаватьисторикокультурныекомментарииисобственныетекстыинтерпретирующегохарактеравформатесрав нительнойхарактеристикигероев,ответанапроблемныйвопрос;подруководствомучителясоп оставлятьпроизведениясловесногоискусстваспроизведениямидругихискусств;самостоятел ьноотбиратьпроизведениядлявнеклассногочтения;развитиеуменийсамостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов,навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способамиеёобработки 2 ипрезентации. 8класс развитиеумениявыделятьпроблематикуипониматьэстетическоесвоеобразиеп роизведенийолегендарныхгерояхземлирусскойдляразвития представленийонравственныхидеалахрусскогонарода;осмыслениеключевыхдлярусского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях оЗолотомкольцеРоссиии великойрусской рекеВолге; развитиепредставленийобогатстверусскойлитературыикультурывконтексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях оправославномпраздновании Троицыи ородстведушрусскихлюдей; развитие представлений о русском национальном характере в произведенияховойне;орусскомчеловекекакхранителенациональногосознания;труднойпор евзросления;о языке русской поэзии; развитиеуменийдаватьсмысловойиидейно-эстетическийанализфольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественныйтекст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутыеисторикокультурныекомментарииисобственныетекстыинтерпретирующегохарактерав формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлятьпроизведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельноотбиратьпроизведениядлявнеклассногочтения;развитиеуменийсамостоятел ьнойпроектноисследовательскойдеятельностииоформленияеерезультатов,навыковработыс разными источниками информации и овладения основными способами её обработки ипрезентации. Тематическоепланированиепороднойлитературе. 7класс.34ч.1часвнеделю. № Учебныйраздел, п\п учебнаятема Воспитательный потенциалраздела/те мы. Раздел1. РОССИЯ—РОДИНАМОЯ Видыдеятельности Преданьястариныглубокой 1 Русскиенародные песни (историческиеи лирические): «Назаретобыло, братцы, на утренней…»,«Ах вы,ветры,ветры Формированиемотивациикобучениюицеле направленной познавательнойдеятельности :познавательныйинтерескчтению,кведени юдиалогасавторомтекста;потребность вчтении;Установление учащимся значениярезультатов своей деятельности дляудовлетворения своих Изучаютлирические жанры фольклора,анализир уютинформацию,ис пользуявсамостояте льнойдеятельности. выделяютхарактерн ыепричинно- 3 2 буйные…» следственныесвязи; потребностей,мотивов,жизне - сравниваюти нныхинтересов;Формированиеуважениякр сопоставляют; усскомуязыкукакгосударственномуязыкуР - устноиписьменнопе оссийскойФедерации, являющемуся редаютсодержаниетек основойроссийской ста в сжатом идентичности и иразвёрнутом главнымфактором виде.Объясняютзначи мость чтения национальногосамоопределе иизучения ния; роднойлитературы, привлечение дляаргументаци и собственногомнения. Фольклорные сюжетыимотивы врусской литературе: Формированиероссийскойидентичности, способностикосознаниюроссийской идентичностивполикультурномсоциуме, чувствопричастности кисторикокультурной общности российского народаисудьбеРоссии А.С.Пушкин. «ПесниоСтеньке Разине»(песня 1) 3 Фольклорные сюжетыимотивы врусской литературе: И.З.Суриков.«Ялив поледане травушкабыла…» Формированиеуважениякрусскомуязыку какгосударственномуязыкуРоссийской Федерации,являющемусяосновой российскойидентичностииглавным факторомнационального самоопределения;воспитаниеуваженияк культуре,языкам,традициямиобычаям Выделяютхарактер ныепричинноследственныесвязи; Сравнивают исопоставляют; Устно и письменнопередаютс одержаниетекста в сжатом иразвёрнутомвиде. Выразительно читаютпроизведение Выразительно читаютпроизведения лирики;Участвуют в диспутеи отстаивать своюпозицию; А.К.Толстой.«Моя душа летит приветом…» 4 4 Сказы П.П.Бажоваиураль скаяфольклористик а. Формирование мотивации к обучению ицеленаправленной познавательнойдеятельности: познавательный интерес кчтению, к ведению диалога с авторомтекста;потребность вчтении; Характеризуютнравс твеннуюпозицию героев;Формулирую тхудожественнуюид ею произведения;Форму лируютвопросы дляразмышления;Уч аствуютвдиспутеи отстаивать своюпозицию; Даютпсихологичес куюхарактеристик упоступкамгероевв различныхситуациях; Городаземлирусской 5 Сибирскийкрай: В.Г.Распутин. «Сибирь, Сибирь…»(глава«То больск») 6 Сибирскийкрай: А.И.Солженицын. «КолоколУглича» 7 Формирование мировоззрение,соответствующее современному уровнюразвитиянаукииобщественнойпрак тики,основанноенадиалогекультур,атакже различныхформобщественногосознания, осознаниесвоегоместавполикультурном мире. Формированиероссийскойидентичности, способности к осознанию российскойидентичностивполикультурно мсоциуме, чувствопричастности кисторикокультурнойобщностироссийскогонарода исудьбеРоссии Сибирскийкрай: Развитиекомпетенцийсотрудничествасо сверстниками, взрослыми П.П.Бажов вобразовательной, общественно «Ермаковы лебеди»(Ска полезной,учебноз об Ермаке исследовательскойдеятельности. Тимофеевиче, его храбрых есаулах, верной невесте Аленушке)] Осознанновоспри нимаютхудожест венноепроизведен ие вединствеформыи содержания;Восприни маютхудожественный тексткак произведениеискусств а, посланиеавтора читателю,современни ку ипотомку;Характериз уютнравственнуюпози цию героев;Формулируютх удожественнуюидею произведения;Формул ируютвопросы дляразмышления;Выр азительно читаютпроизведения Родныепросторы 8 Русскоеполе: Формированиемировоззрение, Воспринимаютхудоже 5 соответствующеесовременномууровню развитиянаукииобщественнойпрактики,ос нованноенадиалогекультур,атакже различныхформобщественногосознания, осознаниесвоегоместавполикультурном мире. И.С.Никитин. «Поле» 9 Русскоеполе: Формированиемотивациикобучениюи целенаправленнойпознавательной деятельности: познавательный интерес кчтению,кведениюдиалогасавтором текста;потребностьвчтении; И.А.Гофф. «Русскоеполе» 10 Русскоеполе: Д.В.Григорович. «Пахарь» (главыизповести) Формированиепотребноститрудиться, уваженияктрудуилюдямтруда, трудовымдостижениям,добросовестное, ответственноеитворческоеотношениек разнымвидамтрудовойдеятельности; 11 Н.Г.Никонов «Солнышков березе» Формированиеуважениякрусскомуязыку как государственномуязыкуРоссийской Федерации,являющемусяосновой российскойидентичностииглавным факторомнационального самоопределения;воспитаниеуваженияк культуре,языкам,традициямиобычаям 12 Проверочная работапо итогам изученияраздела «РОССИЯ —РОДИНАМОЯ» Установление учащимся значениярезультатов своей деятельности дляудовлетворения своих потребностей,мотивов,жизн енныхинтересов;Установлениесвязимежду целью учебной деятельности и ее мотивом – определениетого «какое значение, смысл имеет дляменяучение». Раздел2.РУССКИЕТРАДИЦИИ ственный тексткак произведение искусства, посланиеавто ра читателю,сов ременнику ипотомку. Сопоставляютпроизве дениесловесногоискус стваиеговоплощениев других видах искусства,аргументир ованооценивать их;Выразительночита ют произведения. Развивают навыкиплан ирования иконтроляс обственнойдеятельнос ти:формированиеумен ияработатьпословесно йи письменной инструкции,алгоритм у. Праздникирусскогомира 13 Пасха: К.Д.Бальмонт «Благовещеньев Москве» Установление учащимся значениярезультатов своей деятельности дляудовлетворения своих потребностей,мотивов,жизн енныхинтересов;Формированиеуваженияк русскомуязыку Воспринимаютхудоже ственный тексткак произведение искусства, посланиеавто ра 6 14 Пасха: А.С.Хомяков. «Кремлевскаязаутр енянаПасху» 15 Пасха: А.А.Фет.«ХристосВ оскресе!» (П. П.Боткину) 16 Пасха: А.П.Чехов.«Казак» 17 Пасха: какгосударственномуязыкуРоссийской Федерации,являющемусяосновой российскойидентичностииглавным факторомнационального самоопределения; читателю,сов ременнику ипотомку. Формированиемировоззрение, соответствующее современному уровнюразвитиянаукииобщественнойпрак тики,основанноенадиалогекультур,атакже различныхформобщественногосознания, осознаниесвоегоместавполикультурном мире. Осознанновосприним аютхудожественноепр оизведение вединстве формы исодержания;Восприн имаютхудожественны й тексткак произведениеискусств а, посланиеавтора читателю,современни ку ипотомку;Характериз уютнравственнуюпози цию героев;Формулируютх удожественнуюидею произведения;Формул ируютвопросы дляразмышления; Выразительночитаютп роизведения Формировать уважениексвоемународу, чувство ответственности перед Родиной,гордости за свой край, свою Родину,прошлоеинастоящеемногонациона льногонародаРоссии. Формированиенравственногосознанияи поведениянаосновеусвоения общечеловеческихценностей, толерантногосознанияиповеденияв поликультурноммире,готовностии способностивестидиалогсдругими людьми,достигатьвнем взаимопонимания,находитьобщиецелии сотрудничатьдляих достижения. Развитиекомпетенцийсотрудничествасо 7 А.П.Чехов.«Казак» 18 К.Скворцовстихотво рение«Златоуст» 19 Русскиемастера: С.А.Есенин.«Ключи Марии»(фрагмент) 20 Русскиемастера: Ф. А. Абрамов. «Дом»(фрагмент) 21 Русскиемастера: В.А.Солоухин. «Камешкиналадони» сверстниками, взрослыми вобразовательной, общественно полезной,учебноисследовательскойдеятельности. Формированиеуважениякрусскомуязыкука к государственному языку РоссийскойФедерации, являющемуся основойроссийской идентичности и главнымфактором национальногосамоопределения;воспитан ие уважения ккультуре,языкам,традициямиобычаям Теплородногодома Формирование мировоззрение,соответствующеесоврем енномууровнюразвития науки и общественнойпрактики, основанное на диалогекультур, а также различных формобщественного сознания, осознаниесвоегоместавполикультурном мире. Развитиекомпетенцийсотрудничествасосв ерстниками, взрослыми вобразовательной,о бщественнополезной,учебноисследовательской деятельности.Формированиепотребности трудиться, уваженияктрудуилюдямтруда, трудовымдостижениям,добросовестное, ответственноеитворческоеотношениек разнымвидамтрудовойдеятельности; Формулируютхудоже ственнуюидею произведения;Форму лируютвопросы дляразмышления;Вы разительночитают произведения. Устные ответынавопросы. Участие вколлективномдиа логе. Характеризуютнрав ственнуюпозицию героев;Формулиру ютхудожественную идею произведения;Форм улируютвопросы дляразмышления; Выразительночитаютп роизведения. Формированиенравственногосознанияи поведениянаосновеусвоенияо бщечеловеческихценностей, толерантногосознанияиповеденияв поликультурноммире,готовностии способностивестидиалогсдругими людьми,достигатьвнем взаимопонимания,находитьобщиецели исотрудничатьдляихдостижения. 8 22 23 Тип русскогомаст ера впроизведения хП.П.Бажова Проверочная работа Развитиекомпетенцийсотрудничествасос верстниками, взрослыми вобразовательной, общественно полезной,учебноисследовательскойдеятельности. Установление учащимся значения Устные ответы на вопросы.Участие вколлективномдиа логе. поитогамизученияраз дела«РУССКИЕТРАД ИЦИИ». результатов планирования иконтроляс обственнойдеятельнос ти:формированиеумен ияработатьпословесно йи письменной инструкции,алгоритм у своей деятельности дляудовлетворения своих потребностей,мотивов,жиз ненныхинтересов;Установлениесвязи междуцелью учебной деятельности и ее мотивом – определениетого «какоезначение,смыслимеетдляменяучен ие». Раздел3. РУССКИЙХАРАКТЕР– РУССКАЯДУША Развивают навыки Недоордена–былабы Родина 24 На Первой мировойвойне: С.М.Городецкий. «Воздушныйвитязь» Г. М. Иванов. «О,твёрдость,о,мудро стьпрекрасная…», «ГеоргийПобе доносец» 25 На Первой мировойвойне: Н.С.Гумилёв. «Наступление», «Война» Установление учащимся значениярезультатов своей деятельности дляудовлетворения своих потребностей,мотивов,жиз ненныхинтересов;Формирование уважениякрусскому языку как государственному языкуРоссийскойФедерации,являюще мусяосновой российской идентичности иглавным фактором национальногосамоопределения; Формирование способности к осознаниюроссийскойидентичностивпол икультурном социуме, к чувствупричастности к историкокультурнойобщности российского народа и судьбеРоссии, патриотизм, готовность кслужениюОтечеству,егозащите; Выразительно читаютпроизведения лирики;Участвуют в диспутеи отстаивать своюпозицию; Выразительное чтениепроизведения. Поискнезнакомых слов иопределение ихзначения с помощьюсловарейисп равочнойлитературы. Характеристикагерое 9 26 Формироватьуважениексвоемународу,чу вство ответственности перед М. М. Пришвин. Родиной,гордости за свой край, свою Родину,прошлое и «Голубаястрекоза» настоящеемногонационального народаРоссии.Развитие компетенцийсотрудничества со сверстниками,взрослыми в образовательной,общественно полезной, учебно-исследовательскойдеятельности. На Первой мировойвойне: впроизведений. Устные ответынавопросы. Участие вколлективномдиа логе. Загадкирусскойдуши 27 28 Долюшкаженская: Ф.И.Тютчев. «Русскойженщине» Формирование способности к осознаниюроссийскойидентичностивпол икультурном социуме, к чувствупричастности кисторикокультурной Н.А.Некрасов. «Внимаяужасам войны…» общностироссийскогонародаисудьбеР оссии, патриотизм, готовность кслужениюОтечеству,егозащите; Долюшкаженская: Формированиеориентацииобучающихсян а достижение личного счастья,реализацию позитивных жизненныхперспектив, инициативности,креативности, готовности и способностик личностному самоопределению,способности ставить цели и строитьжизненные планы; способности ксаморегулированию. Ю. В. Друнина. «Иоткудавдругберут сясилы…» Ф.А.Абрамов. «Золотыеруки» В.М.Тушнова.«Вотг оворят:Россия…» Формироватьуважениексвоемународу,чу вство ответственности перед Родиной,гордости за свой край, свою Родину,прошлое и настоящеемногонациональногонародаРо ссии. Овашихровесниках Выразительное чтениепроизведения. Устныеответынавопр осы. Участие вколлективно м диалоге. Выразительное чтениепроизведения. Поискнезнакомых слов иопределение ихзначения с помощьюсловарейисп равочнойлитературы. Характеристикагерое впроизведений. Устные ответынавопросы. Участие вколлективномдиа логе. 10 29 Взрослые детскиепроблемы : А.С.Игнатова. «ДжиннСева» 30 Взрослые детскиепроблемы : Н.Н.Назаркин. «Изумрудная рыбка»(главы «Изумруднаярыбка») 31 Взрослые детскиепроблемы : Н.Н.Назаркин. «Изумрудная рыбка»(главы«Ах,ми леди!», «Про личнуюжизн ь»). Формированиенравственногосознанияип оведения на основе усвоенияобщечеловеческих ценностей,толерантного сознания и поведения вполикультурном мире, готовности испособности вести диалог с другимилюдьми, достигать в немвзаимопонимания,находитьобщиецел иисотрудничать для ихдостижения. Формированиеориентацииобучающихсян а достижение личного счастья,реализацию позитивных жизненныхперспектив, инициативности,креативности, готовности и способностик личностному самоопределению,способности ставить цели и строитьжизненные планы; способности ксаморегулированию. Развитиекомпетенцийсотрудничествасос верстниками, взрослыми вобразовательной, общественно полезной,учебноисследовательскойдеятельности. Выразительное чтениепроизведения. Поискнезнакомых слов иопределение ихзначения с помощьюсловарейисп равочнойлитературы. Характеристикагерое в произведений.Устны е ответы навопросы. Участие вколлективномдиало ге. Выразительное чтениепроизведения. Поискнезнакомых слов иопределение ихзначения с помощьюсловарейисп равочнойлитературы. Оценка поступковгероев. Созданиесобстве нныхиллюстраци йиихзащита. Выразительное чтениепроизведения. Поискнезнакомых слов иопределение ихзначения с помощьюсловарейисп равочнойлитературы. Характеристикагеро евпроизведений 11 32 Взрослые детскиепроблемы : Е.Хоринская «Сверстники» 33 34 Проверочная работапо итогам изученияраздела «РУССКИЙХАРАК ТЕР – РУССКАЯДУША» Любимоепроизведен иеуральскогописател я. Формированиенравственногосознанияип оведения на основе усвоенияобщечеловеческих ценностей,толерантного сознания и поведения вполикультурном мире, готовности испособности вести диалог с другимилюдьми, достигать в немвзаимопонимания,находитьобщиецел иисотрудничать для ихдостижения. Выразительное чтениепроизведения. Поискнезнакомых слов иопределение ихзначения с помощьюсловарейисп равочнойлитературы. Характеристикагерое впроизведений. Устные ответынавопросы. Участие вколлективномдиа логе. Установление Развивают учащимся значениярезультатов своей деятельности дляудовлетворения своих потребностей,мотивов,жиз ненныхинтересов;Установлениесвязи междуцелью учебной деятельности и ее мотивом – определениетого «какоезначение,смыслимеетдляменяучен ие». Формирование уважения к русскомуязыку как государственному языкуРоссийской Федерации, являющемусяосновой российской идентичности иглавным фактором национальногосамоопределения; воспитание уваженияккультуре,языкам,традициямио бычаям навыкиплан ирования иконтроляс обственнойдеятельнос ти:формированиеумен ияработатьпословесно йи письменной инструкции,алгоритм у Созданиесобстве нныхиллюстраци йиихзащита Коррекционнаяработа Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики ипальцеврук;развитиенавыковкаллиграфии;развитиеартикуляционноймоторики. Коррекцияотдельныхсторонпсихическойдеятельности: 12 коррекцияразвитиявосприятия,представлений,ощущений; коррекцияразвития памяти; коррекцияразвития внимания; формирование обобщенных представлений освойствахпредметов (цвет, форма,величина); развитиепространственныхпредставленийиориентации;развитиепредставленийовр емени. Развитиеразличныхвидовмышления: развитиенаглядно-образногомышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливатьлогическиесвязимеждупредметами,явлениями исобытиями). Развитиеосновныхмыслительныхопераций: развитиеумениясравнивать,анализировать; развитиеумениявыделять сходствоиразличиепонятий; умениеработатьпословеснойиписьменнойинструкциям,алгоритму;умениепла нировать деятельность. Коррекциянарушенийвразвитииэмоционально-личностнойсферы: развитиеинициативности,стремлениядоводитьначатоеделодоконца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельностипринятиярешения; формированиеадекватностичувств;формированиеустойчивойиадекватнойса мооценки;формированиеуменияанализироватьсвоюдеятельность; воспитаниеправильногоотношенияккритике. Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушенийустной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогическойречи,расширениепредставленийобокружающеммиреиобогащениесловаря. Планированиеработывклассе УпрощениезаданийдляребенкасОВЗ,делаяакцентнаосновныеидеи. Заменаписьменныхзаданийальтернативными. Выдачазаданиянавыборпосодержанию,формевыполнения. Уменьшениеобъемавыполняемойученикомработы. Организацияработывпарах,вгруппах. Предложениечетких алгоритмовдляработы. Использованиезнаковыхсимволовдляориентацииребенкомввыполнениизаданий,пл анированиидействий. 13 Предусмотрениевходеурокасменыдеятельностиучащихся,чередованиеактивнойраб оты сотдыхом. Предоставлениеребенкувозможностивыйтиизклассаипобытьв«спокойнойзоне»,есл ион находиться всостоянии стресса. Обязательноеиспользованиенаглядныхсредств. Вклассеинапартеребенканедолжнобытьпредметов,способныхотвлечьегоотработы. Дублированиезадания,записанногонадоске,враспечаткедляребенка. Избеганиезаданийнапереписывание. Группировкапохожихзаданийвместе. Работасзаданиями Заданиедолжнобытьсформулированокаквустном,таки вписьменномвиде. Заданиедолжнобытькратким,конкретным,однимглаголом .Ребенокдолженповторитьзадание. Заданиеможноформулироватьвнесколькоэтапов. Приформулированиизаданийнужнопоказатьконечныйпродукт(законченныйтекст,р ешениезадачи...) Формулируязадание,нужностоятьрядомсребенком. Нужнодаватьребенкувозможностьзакончитьначатоезадание. Система оценивания по предметуОценкаустных ответов При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основнымикритериямивпределахпрограммы данногокласса: 1. знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученногопроизведения; 2. умениеобъяснитьвзаимосвязьсобытий,характерипоступкигероев; 3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейноэстетическогосодержанияизученного произведения; 4. знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями прианализепроизведений,изучаемыхвклассеи прочитанныхсамостоятельно; 5. умениеанализироватьхудожественноепроизведениевсоответствиисведущимииде ямиэпохи; 14 6. уметьвладетьмонологическойлитературнойречью,логическиипоследовательноотв ечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читатьхудожественныйтекст. Приоценкеустныхответовпородной(русской)литературемогутбытьследующиекритерии: Отметка«5»:ответобнаруживаетпрочныезнанияиглубокоепониманиетекстаизучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступкигероев,рольхудожественныхсредстввраскрытииидейноэстетическогосодержанияпроизведения; привлекатьтекстдляаргументациисвоихвыводов;раскрыватьсвязьпроизведениясэпохой;сво бодно владетьмонологической речью. Отметка«4»:ставитсязаответ,которыйпоказываетпрочноезнаниеидостаточноглубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязьсобытий,характерыипоступкигероевирольосновныххудожественныхсредстввр аскрытииидейноэстетическогосодержанияпроизведения;умениепривлекатьтекстпроизведениядляобоснова ниясвоихвыводов;хорошовладетьмонологическойлитературнойречью;однакодопускают 23 неточностивответе. Отметка«3»:оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и пониманиетекстаизучаемогопроизведения,умениеобъяснятьвзаимосвязьосновныхсредствв раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умениепользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержанииответа,недостаточносвободноевладениемонологическойречью,ряднедостатков вкомпозиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам дляданногокласса. Ученик опирается напредложенный алгоритм. Отметка«2»:ответобнаруживаетнезнаниесущественныхвопросовсодержанияпроизведения; неумениеобъяснитьповедениеихарактерыосновныхгероевирольважнейшиххудожественны хсредстввраскрытииидейноэстетическогосодержанияпроизведения,слабоевладениемонологическойречьюитехникойч тения,бедностьвыразительныхсредств языка. Оценкатестовыхработ. Припроведениитестовыхработполитературекритерииоценокследующие: «5»-85 – 100%; «4»-71 – 84%; 15 «3»-55– 70%; «2»-менее54 %. КритерииинормативыоценкиСОЧИНЕНИЙ Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочиненийявляются: -соответствиеработытеме,наличиеираскрытиеосновноймысливысказывания; -полнотараскрытиятемы; -правильностьфактическогоматериала; -последовательностьилогичностьизложения; -правильноекомпозиционноеоформлениеработы. Нормативыоценкисодержанияикомпозициисочиненийвыражаютсявколичествефактически х(см.1-3-йкритерии)илогических(см.4-йи5-йкритерии)ошибокинедочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающихперечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов всодержании. Критерииинормативыоценкиязыковогооформления Основнымикачествамихорошейречи,которыележатвосноверечевыхнавыковобучающихсяп ринятосчитатьбогатство,точность,выразительностьречи,ееправильность,уместностьупотре бленияязыковыхсредств,поэтомуизложенияисочиненияоцениваются сточки зренияследующихкритериев: -богатство(разнообразие)словаряиграмматическогострояречи; -стилевоеединствоивыразительностьречи; -правильностьиуместностьупотребленияязыковыхсредств. Показателямибогатстваречиявляютсябольшойобъемактивногословаря,развитойграммати ческийстрой,разнообразиеграмматическихформиконструкций,использованныхвходеофор мления высказывания. Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка иречи, выбратьизряда возможныхтоязыковое средство, котороенаиболееуместно вданной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от уменияобучающихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможностилексическойсочетаемостислов,отпониманияразличныхсмысловыхоттенковле ксическихединиц,отправильностииточностииспользованиянекоторыхграмматическихкате горий (например,личныхиуказательныхместоимений). 16 Выразительностьречипредполагаеттакойотборязыковыхсредств,которыесоответствуютц елям,условиямисодержаниюречевогообщения.Этозначит,чтопишущий особенностиречевой ситуации, специфику понимает условий речи, придаетвысказываниюсоответствующуюстилевуюокраскуиосознанноотбираетобразные,из образительныесредства.Так,вхудожественномописании,например,уместныоценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся впереносномзначении.Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.Снижаетвыразительностьшкольныхсочиненийиспользованиештампов,канцеляризмов ,словсосниженнойстилистическойокраской,неумениепользоватьсястилистическимисинони мами. Правильностьиуместностьязыковогооформленияпроявляетсявотсутствииошибок,нарушаю щихлитературныенормы-лексическиеиграмматические(авустнойречипроизносительные)иправилавыбораязыковыхсредстввсоответствиисразнымизадачами высказывания. Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – заграмотность. При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленнымнормамнеобходимоучитыватьвсетребования,предъявляемыекраскрытиюте мы,атакжек соблюдениюречевыхнорм(богатство,выразительность, точность). Привыставлениивторойоценкиучитываетсяколичествоорфографических,пунктуационных и грамматическихошибок. Грамматическиеошибки,такимобразом,неучитываютсяприоценкеязыковогооформлениясо чиненийи изложений. Основныекритерииоценкизаизложениеисочинение Оценка Содержаниеиречь 1.Содержание работы полностью соответствует «5» теме.2.Фактическиеошибки отсутствуют. 3. Содержаниеизлагаетсяпоследовательно. 4. Работаотличаетсябогатствомсловаря,разнообразиеми спользуемыхсинтаксическихконструкций,точностьюсл овоупотребления. 5. Достигнутыстилевоеединствоивыразительностьтекст а. Вцеломвработедопускается1недочетвсодержании 1-2речевыхнедочета. Грамотность Допускаются: I орфографическая, или Iпунктуационная, или 1грамматическаяошибки 17 «4» 1. Содержание работыв Допускаются:2(3пов основномсоответствуеттеме(имеютсянезначительныео торяющиеся)орфогра тклонения оттемы). фические и 2. Содержаниевосновномдостоверно,ноимеютсяединич 2пунктуационныеош ныефактическиенеточности. ибки,или 1 3. Имеются незначительные орфографическая и нарушенияпоследовательностивизложениимыслей. 3пунктуационныеошибк 4. Лексический и грамматический строй и, или 4пунктуационные речидостаточноразнообразен. ошибкипри 5. Стильработыотличаетсяединствомидостаточнойвыра отсутствииорфографическ зительностью. их ошибок,а также 2 Вцеломвработедопускаетсянеболее2недочетоввсодерж грамматическиеошибки анииине более3-4 речевых недочетов. «3» 1.В работе допущены существенные отклонения2.Работадостовернавглавном,новнейимеютс яотдельныефактическиенеточности. 3. Допущены отдельные нарушенияпоследовательностиизложения 4. Беденсловарьиоднообразныупотребляемыеси нтаксические конструкции, встречаетсянеправильноесловоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речьнедостаточновыразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов всодержаниии 5 речевыхнедочетов. Допускаются: 4орфографическиеи 4 пунктуационныео шибки, или 3 орфографических и5пунктуационных,или 7пунктуационных.прио тсутствииорфографиче ских «2» Работанесоответствуеттеме.Допущеномногофактическ ихнеточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частяхработы,отсутствуетсвязьмеждуними,работанесо ответствуетплану.Крайнебеденсловарь,работанаписан а короткими однотипными предложениями сослабо выраженной связью между ними, часты случатнеправильного словоупотребления.Нарушеностилевоеединствотекста. Вцеломвработедопущено6недочетовидо7речевыхнедо четов Допускаются: 7 орфографическихи 7пунктуационных ошибок;или 6 орфографических и 8пунктуационных; или 5 орфографических и 9пунктуационных; или 8 орфографических.и5пунк туационных, а также7грамматических