Приложение к АООП ООО АРП Родная литература руская

Приложение к
АОП ООО МАОУ СОШ № 92
Для обучающихся с ЗПР
Адаптированная программа по учебному предмету «Родная литература
(русская)»для обучающихся с ЗПР(7.1.)
АдаптированнаярабочаяпрограммадляобучающихсясЗПР,разработананаоснове
рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» основного
общегообразованияполитературе.Даннаяпрограммасохраняетосновноесодержаниеобразов
ания
общеобразовательной
школыпо
родной
литературе
(русской),
но
отличаетсякоррекционнойнаправленностьюобучения.Этообусловленоособенностямиусвое
нияучебногоматериаладетьми,испытывающимистойкиетрудностивобучении.Приадаптаци
и
программы
основное
внимание
обращено
на
овладение
детьми
практическимиумениямиинавыками,науменьшениеобъематеоретическихсведений,включе
ниеотдельныхтемилицелыхразделов,материаловобзорного,ознакомительногохарактера.
Всилусвоихособенностей,даннаякатегориядетейиспытываеттрудностивусвоенииуче
бногоматериала.Исходяизконтингентаобучающихсяприорганизацииобразовательнойдеяте
льностииспользуютсякоррекционно-развивающиетехнологии,разнообразные методы и
приёмы
педагогической
поддержки,
а
именно,
больший
акцентделаетсянанаглядныхипрактическихметодахобучения.Атакжеприменяютсяиндукти
вные
методы,
репродуктивный
метод,
игровые
методы,
приемы
опережающегообучения,приемыразвитиямыслительнойактивности,приемывыделенияглав
ного,приемкомментирования и пр.
ОбщаяцельизученияпредметаобеспечениевыполнениятребованийФГОСОООпосредствомсозданияусловийдлямаксимал
ьногоудовлетворенияособыхобразовательных потребностей, обучающихся с ЗПР. При
обучении детей с задержкойпсихическогоразвитияставятсяте жезадачи,что ивмассовой
школе.
Помимореализацииобщихзадач,
указанныхвООПОООШколы.АОПОООЗПРпредусматриваетрешениеспециальныхзадач:
 формироватьпознавательныеинтересыданнойгруппышкольниковиихсам
ообразовательныенавыки;
 создать условия для развития учащегося в своем персональном темпе, исходя из
егообразовательных способностей иинтересов;
 развить мышление, память, внимание, восприятие через индивидуальный
раздаточныйматериал;
 развитьнавыкичтенияиобразно-эмоциональнуюречевуюдеятельность;
 помочь школьникам приобрести (достигнуть) уровня образованности,
соответствующегоего личному потенциалу и обеспечивающего возможность
продолжения образования идальнейшегоразвития;
 научить общим принципам постановки и решения познавательных проблем:
анализуцелей и результатов; выявлению общего и различного; выявлению
предпосылок (т.е.анализусловий, обоснование, выявлениепричин).
Предметныерезультатыосвоенияпримернойпрограммыпоучебномупредмету
«Роднаялитература(русская)»должныотражать:
 понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурноязыковое пространство своего народа; осознание коммуникативноэстетическихвозможностей родного русского языка на основе изучения
выдающихсяпроизведенийродной русской литературы;
 проявление ценностного отношения к родной русской литературе
какхранительнице культуры русского народа, ответственности за
1

сохранениенациональнойкультуры,приобщениеклитературномунаследиюрусского
народав
контексте единого исторического и культурного пространства России,
диалогакультурвсехнародовРоссийской Федерацииимира;
 понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику
русскойлитературыикультурыпроизведенийрусскихписателей,втомчислесовременн
ыхавторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции
русскойлитературы;
 осмысление ключевых для национального сознания культурных и
нравственныхсмыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и
на основемногоаспектногодиалогаскультурами народовРоссии имира;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контекстекультурнародовРоссииивсегочеловечества;пониманиеих
сходстваиразличийсрусскими традициями и укладом; развитие способности
понимать
литературныехудожественныепроизведения,отражающиеразныеэтнокультурныетр
адиции;
 овладение различными способами постижения смыслов, заложенных
впроизведенияхроднойрусскойлитературы,исозданиесобственныхтекстов,со
держащихсуждения и оценкипоповодупрочитанного;
 применение опыта общения с произведениями родной русской литературы
вповседневной жизни и проектной учебной деятельности, в
речевомсамосовершенствовании; умение формировать и обогащать
собственный кругчтения;
 накопление опыта планирования собственного досугового чтения
произведенийродной русской литературы, определения и обоснования своих
читательскихпредпочтений; формирование потребности в систематическом
чтении как средствепознания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества.7класс

развитиеумениявыделятьпроблематикуипониматьэстетическоесвоеобразиер
усскихнародныхпесен(историческихилирических),выявлятьфольклорныесюжетыимотивы
врусскойлитературедляразвитияпредставленийонравственном идеале русского народа;
осмысление
ключевых
для
русского
национальногосознаниякультурныхинравственныхсмысловвпроизведенияхосибирскомкра
еирусскомполе;

развитиепредставленийобогатстверусскойлитературыикультурывконтексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях
оправославномпразднованииПасхи ио русскихумельцахи мастерах;

развитиепредставленийорусскомнациональномхарактере,истокахрусского
патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русскойдуши;
взрослых
проблемах,
которые
приходится
решать
подросткам;
обуникальностирусскогоязыка иродной речи;

развитие
умений
давать
смысловой
анализ
фольклорного
и
литературноготекстапопредложенному
плану
ивосприниматьхудожественныйтексткакпосланиеавторачитателю,современникуипотомку;
создаватьисторикокультурныекомментарииисобственныетекстыинтерпретирующегохарактеравформатесрав
нительнойхарактеристикигероев,ответанапроблемныйвопрос;подруководствомучителясоп
оставлятьпроизведениясловесногоискусстваспроизведениямидругихискусств;самостоятел
ьноотбиратьпроизведениядлявнеклассногочтения;развитиеуменийсамостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов,навыков работы с
разными источниками информации и овладения основными способамиеёобработки
2

ипрезентации.
8класс

развитиеумениявыделятьпроблематикуипониматьэстетическоесвоеобразиеп
роизведенийолегендарныхгерояхземлирусскойдляразвития
представленийонравственныхидеалахрусскогонарода;осмыслениеключевыхдлярусского
национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях
оЗолотомкольцеРоссиии великойрусской рекеВолге;

развитиепредставленийобогатстверусскойлитературыикультурывконтексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях
оправославномпраздновании Троицыи ородстведушрусскихлюдей;

развитие представлений о русском национальном характере в
произведенияховойне;орусскомчеловекекакхранителенациональногосознания;труднойпор
евзросления;о языке русской поэзии;

развитиеуменийдаватьсмысловойиидейно-эстетическийанализфольклорного
и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественныйтекст как
послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутыеисторикокультурныекомментарииисобственныетекстыинтерпретирующегохарактерав
формате
анализа
эпизода,
ответа
на
проблемный
вопрос;
самостоятельно
сопоставлятьпроизведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельноотбиратьпроизведениядлявнеклассногочтения;развитиеуменийсамостоятел
ьнойпроектноисследовательскойдеятельностииоформленияеерезультатов,навыковработыс
разными
источниками информации и овладения основными способами её обработки ипрезентации.
Тематическоепланированиепороднойлитературе.
7класс.34ч.1часвнеделю.
№ Учебныйраздел,
п\п учебнаятема

Воспитательный
потенциалраздела/те
мы.
Раздел1. РОССИЯ—РОДИНАМОЯ

Видыдеятельности

Преданьястариныглубокой
1

Русскиенародные
песни
(историческиеи
лирические):
«Назаретобыло,
братцы, на
утренней…»,«Ах
вы,ветры,ветры

Формированиемотивациикобучениюицеле
направленной
познавательнойдеятельности
:познавательныйинтерескчтению,кведени
юдиалогасавторомтекста;потребность
вчтении;Установление
учащимся
значениярезультатов
своей
деятельности
дляудовлетворения своих

Изучаютлирические
жанры
фольклора,анализир
уютинформацию,ис
пользуявсамостояте
льнойдеятельности.
выделяютхарактерн
ыепричинно-

3

2

буйные…»

следственныесвязи;
потребностей,мотивов,жизне - сравниваюти
нныхинтересов;Формированиеуважениякр сопоставляют;
усскомуязыкукакгосударственномуязыкуР - устноиписьменнопе
оссийскойФедерации,
являющемуся редаютсодержаниетек
основойроссийской
ста
в сжатом
идентичности и
иразвёрнутом
главнымфактором
виде.Объясняютзначи
мость чтения
национальногосамоопределе иизучения
ния;
роднойлитературы,
привлечение
дляаргументаци
и
собственногомнения.

Фольклорные
сюжетыимотивы
врусской
литературе:

Формированиероссийскойидентичности,
способностикосознаниюроссийской
идентичностивполикультурномсоциуме,
чувствопричастности кисторикокультурной общности российского
народаисудьбеРоссии

А.С.Пушкин.
«ПесниоСтеньке
Разине»(песня 1)

3

Фольклорные
сюжетыимотивы
врусской
литературе:
И.З.Суриков.«Ялив
поледане
травушкабыла…»

Формированиеуважениякрусскомуязыку
какгосударственномуязыкуРоссийской
Федерации,являющемусяосновой
российскойидентичностииглавным
факторомнационального
самоопределения;воспитаниеуваженияк
культуре,языкам,традициямиобычаям

Выделяютхарактер
ныепричинноследственныесвязи;
Сравнивают
исопоставляют;
Устно и
письменнопередаютс
одержаниетекста в
сжатом
иразвёрнутомвиде.
Выразительно
читаютпроизведение
Выразительно
читаютпроизведения
лирики;Участвуют в
диспутеи отстаивать
своюпозицию;

А.К.Толстой.«Моя
душа
летит
приветом…»

4

4

Сказы
П.П.Бажоваиураль
скаяфольклористик
а.

Формирование мотивации к обучению
ицеленаправленной
познавательнойдеятельности:
познавательный интерес кчтению, к
ведению диалога с
авторомтекста;потребность вчтении;

Характеризуютнравс
твеннуюпозицию
героев;Формулирую
тхудожественнуюид
ею
произведения;Форму
лируютвопросы
дляразмышления;Уч
аствуютвдиспутеи
отстаивать
своюпозицию;
Даютпсихологичес
куюхарактеристик
упоступкамгероевв
различныхситуациях;

Городаземлирусской
5

Сибирскийкрай:
В.Г.Распутин.
«Сибирь,
Сибирь…»(глава«То
больск»)

6

Сибирскийкрай:
А.И.Солженицын.
«КолоколУглича»

7

Формирование
мировоззрение,соответствующее
современному
уровнюразвитиянаукииобщественнойпрак
тики,основанноенадиалогекультур,атакже
различныхформобщественногосознания,
осознаниесвоегоместавполикультурном
мире.
Формированиероссийскойидентичности,
способности к осознанию
российскойидентичностивполикультурно
мсоциуме,
чувствопричастности кисторикокультурнойобщностироссийскогонарода
исудьбеРоссии

Сибирскийкрай:

Развитиекомпетенцийсотрудничествасо
сверстниками, взрослыми
П.П.Бажов
вобразовательной, общественно
«Ермаковы
лебеди»(Ска полезной,учебноз
об Ермаке исследовательскойдеятельности.
Тимофеевиче,
его
храбрых
есаулах,
верной
невесте
Аленушке)]

Осознанновоспри
нимаютхудожест
венноепроизведен
ие
вединствеформыи
содержания;Восприни
маютхудожественный
тексткак
произведениеискусств
а, посланиеавтора
читателю,современни
ку
ипотомку;Характериз
уютнравственнуюпози
цию
героев;Формулируютх
удожественнуюидею
произведения;Формул
ируютвопросы
дляразмышления;Выр
азительно
читаютпроизведения

Родныепросторы
8

Русскоеполе:

Формированиемировоззрение,

Воспринимаютхудоже
5

соответствующеесовременномууровню
развитиянаукииобщественнойпрактики,ос
нованноенадиалогекультур,атакже
различныхформобщественногосознания,
осознаниесвоегоместавполикультурном
мире.

И.С.Никитин.
«Поле»

9

Русскоеполе:

Формированиемотивациикобучениюи
целенаправленнойпознавательной
деятельности: познавательный интерес
кчтению,кведениюдиалогасавтором
текста;потребностьвчтении;

И.А.Гофф.
«Русскоеполе»

10

Русскоеполе:
Д.В.Григорович.
«Пахарь»
(главыизповести)

Формированиепотребноститрудиться,
уваженияктрудуилюдямтруда,
трудовымдостижениям,добросовестное,
ответственноеитворческоеотношениек
разнымвидамтрудовойдеятельности;

11

Н.Г.Никонов
«Солнышков
березе»

Формированиеуважениякрусскомуязыку
как государственномуязыкуРоссийской
Федерации,являющемусяосновой
российскойидентичностииглавным
факторомнационального
самоопределения;воспитаниеуваженияк
культуре,языкам,традициямиобычаям

12

Проверочная
работапо
итогам
изученияраздела
«РОССИЯ
—РОДИНАМОЯ»

Установление

учащимся
значениярезультатов
своей деятельности
дляудовлетворения
своих
потребностей,мотивов,жизн
енныхинтересов;Установлениесвязимежду
целью учебной
деятельности и ее мотивом –
определениетого «какое значение, смысл
имеет дляменяучение».
Раздел2.РУССКИЕТРАДИЦИИ

ственный тексткак
произведение
искусства,
посланиеавто
ра
читателю,сов
ременнику
ипотомку.
Сопоставляютпроизве
дениесловесногоискус
стваиеговоплощениев
других
видах
искусства,аргументир
ованооценивать
их;Выразительночита
ют
произведения.

Развивают
навыкиплан
ирования
иконтроляс
обственнойдеятельнос
ти:формированиеумен
ияработатьпословесно
йи
письменной
инструкции,алгоритм
у.

Праздникирусскогомира
13

Пасха:
К.Д.Бальмонт
«Благовещеньев
Москве»

Установление

учащимся
значениярезультатов
своей деятельности
дляудовлетворения
своих
потребностей,мотивов,жизн
енныхинтересов;Формированиеуваженияк
русскомуязыку

Воспринимаютхудоже
ственный тексткак
произведение
искусства,
посланиеавто
ра
6

14

Пасха:
А.С.Хомяков.
«Кремлевскаязаутр
енянаПасху»

15

Пасха:
А.А.Фет.«ХристосВ
оскресе!» (П.
П.Боткину)

16

Пасха:
А.П.Чехов.«Казак»

17

Пасха:

какгосударственномуязыкуРоссийской
Федерации,являющемусяосновой
российскойидентичностииглавным
факторомнационального
самоопределения;

читателю,сов
ременнику
ипотомку.

Формированиемировоззрение,
соответствующее современному
уровнюразвитиянаукииобщественнойпрак
тики,основанноенадиалогекультур,атакже
различныхформобщественногосознания,
осознаниесвоегоместавполикультурном
мире.

Осознанновосприним
аютхудожественноепр
оизведение вединстве
формы
исодержания;Восприн
имаютхудожественны
й тексткак
произведениеискусств
а, посланиеавтора
читателю,современни
ку
ипотомку;Характериз
уютнравственнуюпози
цию
героев;Формулируютх
удожественнуюидею
произведения;Формул
ируютвопросы
дляразмышления;
Выразительночитаютп
роизведения

Формировать уважениексвоемународу,
чувство ответственности перед
Родиной,гордости за свой край, свою
Родину,прошлоеинастоящеемногонациона
льногонародаРоссии.
Формированиенравственногосознанияи
поведениянаосновеусвоения
общечеловеческихценностей,
толерантногосознанияиповеденияв
поликультурноммире,готовностии
способностивестидиалогсдругими
людьми,достигатьвнем
взаимопонимания,находитьобщиецелии
сотрудничатьдляих достижения.
Развитиекомпетенцийсотрудничествасо

7

А.П.Чехов.«Казак»

18

К.Скворцовстихотво
рение«Златоуст»

19

Русскиемастера:
С.А.Есенин.«Ключи
Марии»(фрагмент)

20

Русскиемастера:
Ф. А. Абрамов.
«Дом»(фрагмент)

21

Русскиемастера:
В.А.Солоухин.
«Камешкиналадони»

сверстниками, взрослыми
вобразовательной, общественно
полезной,учебноисследовательскойдеятельности.
Формированиеуважениякрусскомуязыкука
к государственному языку
РоссийскойФедерации, являющемуся
основойроссийской идентичности и
главнымфактором
национальногосамоопределения;воспитан
ие уважения
ккультуре,языкам,традициямиобычаям
Теплородногодома
Формирование
мировоззрение,соответствующеесоврем
енномууровнюразвития науки и
общественнойпрактики, основанное на
диалогекультур, а также различных
формобщественного сознания,
осознаниесвоегоместавполикультурном
мире.
Развитиекомпетенцийсотрудничествасосв
ерстниками,
взрослыми
вобразовательной,о
бщественнополезной,учебноисследовательской
деятельности.Формированиепотребности
трудиться,
уваженияктрудуилюдямтруда,
трудовымдостижениям,добросовестное,
ответственноеитворческоеотношениек
разнымвидамтрудовойдеятельности;

Формулируютхудоже
ственнуюидею
произведения;Форму
лируютвопросы
дляразмышления;Вы
разительночитают
произведения.

Устные
ответынавопросы.
Участие
вколлективномдиа
логе.

Характеризуютнрав
ственнуюпозицию
героев;Формулиру
ютхудожественную
идею
произведения;Форм
улируютвопросы
дляразмышления;
Выразительночитаютп
роизведения.

Формированиенравственногосознанияи
поведениянаосновеусвоенияо
бщечеловеческихценностей,
толерантногосознанияиповеденияв
поликультурноммире,готовностии
способностивестидиалогсдругими
людьми,достигатьвнем
взаимопонимания,находитьобщиецели
исотрудничатьдляихдостижения.

8

22

23

Тип
русскогомаст
ера
впроизведения
хП.П.Бажова
Проверочная работа

Развитиекомпетенцийсотрудничествасос
верстниками, взрослыми
вобразовательной, общественно
полезной,учебноисследовательскойдеятельности.
Установление
учащимся
значения

Устные
ответы на
вопросы.Участие
вколлективномдиа
логе.

поитогамизученияраз
дела«РУССКИЕТРАД
ИЦИИ».

результатов

планирования
иконтроляс
обственнойдеятельнос
ти:формированиеумен
ияработатьпословесно
йи
письменной
инструкции,алгоритм
у

своей деятельности
дляудовлетворения
своих
потребностей,мотивов,жиз
ненныхинтересов;Установлениесвязи
междуцелью
учебной деятельности и ее мотивом –
определениетого
«какоезначение,смыслимеетдляменяучен
ие».
Раздел3. РУССКИЙХАРАКТЕР– РУССКАЯДУША

Развивают

навыки

Недоордена–былабы Родина
24

На Первой
мировойвойне:
С.М.Городецкий.
«Воздушныйвитязь»
Г. М. Иванов.
«О,твёрдость,о,мудро
стьпрекрасная…»,
«ГеоргийПобе
доносец»

25

На Первой
мировойвойне:
Н.С.Гумилёв.
«Наступление»,
«Война»

Установление

учащимся
значениярезультатов
своей деятельности
дляудовлетворения
своих
потребностей,мотивов,жиз
ненныхинтересов;Формирование
уважениякрусскому
языку как государственному
языкуРоссийскойФедерации,являюще
мусяосновой российской
идентичности иглавным фактором
национальногосамоопределения;
Формирование способности к
осознаниюроссийскойидентичностивпол
икультурном социуме, к
чувствупричастности к историкокультурнойобщности российского
народа и судьбеРоссии, патриотизм,
готовность
кслужениюОтечеству,егозащите;

Выразительно
читаютпроизведения
лирики;Участвуют в
диспутеи отстаивать
своюпозицию;

Выразительное
чтениепроизведения.
Поискнезнакомых
слов иопределение
ихзначения с
помощьюсловарейисп
равочнойлитературы.
Характеристикагерое

9

26

Формироватьуважениексвоемународу,чу
вство ответственности перед
М.
М.
Пришвин. Родиной,гордости за свой край, свою
Родину,прошлое и
«Голубаястрекоза»
настоящеемногонационального
народаРоссии.Развитие
компетенцийсотрудничества со
сверстниками,взрослыми в
образовательной,общественно полезной,
учебно-исследовательскойдеятельности.
На Первой
мировойвойне:

впроизведений.
Устные
ответынавопросы.
Участие
вколлективномдиа
логе.

Загадкирусскойдуши
27

28

Долюшкаженская:
Ф.И.Тютчев.
«Русскойженщине»

Формирование способности к
осознаниюроссийскойидентичностивпол
икультурном социуме, к
чувствупричастности кисторикокультурной

Н.А.Некрасов.
«Внимаяужасам
войны…»

общностироссийскогонародаисудьбеР
оссии, патриотизм, готовность
кслужениюОтечеству,егозащите;

Долюшкаженская:

Формированиеориентацииобучающихсян
а достижение личного
счастья,реализацию позитивных
жизненныхперспектив,
инициативности,креативности,
готовности и способностик личностному
самоопределению,способности ставить
цели и строитьжизненные планы;
способности ксаморегулированию.

Ю. В. Друнина.
«Иоткудавдругберут
сясилы…»
Ф.А.Абрамов.
«Золотыеруки»
В.М.Тушнова.«Вотг
оворят:Россия…»

Формироватьуважениексвоемународу,чу
вство ответственности перед
Родиной,гордости за свой край, свою
Родину,прошлое и
настоящеемногонациональногонародаРо
ссии.
Овашихровесниках

Выразительное
чтениепроизведения.
Устныеответынавопр
осы.
Участие
вколлективно
м
диалоге.

Выразительное
чтениепроизведения.
Поискнезнакомых
слов иопределение
ихзначения с
помощьюсловарейисп
равочнойлитературы.
Характеристикагерое
впроизведений.
Устные
ответынавопросы.
Участие
вколлективномдиа
логе.

10

29

Взрослые
детскиепроблемы
:
А.С.Игнатова.
«ДжиннСева»

30

Взрослые
детскиепроблемы
:
Н.Н.Назаркин.
«Изумрудная
рыбка»(главы
«Изумруднаярыбка»)

31

Взрослые
детскиепроблемы
:
Н.Н.Назаркин.
«Изумрудная
рыбка»(главы«Ах,ми
леди!»,
«Про
личнуюжизн
ь»).

Формированиенравственногосознанияип
оведения на основе
усвоенияобщечеловеческих
ценностей,толерантного сознания и
поведения вполикультурном мире,
готовности испособности вести диалог с
другимилюдьми, достигать в
немвзаимопонимания,находитьобщиецел
иисотрудничать для ихдостижения.

Формированиеориентацииобучающихсян
а достижение личного
счастья,реализацию позитивных
жизненныхперспектив,
инициативности,креативности,
готовности и способностик личностному
самоопределению,способности ставить
цели и строитьжизненные планы;
способности ксаморегулированию.

Развитиекомпетенцийсотрудничествасос
верстниками, взрослыми
вобразовательной, общественно
полезной,учебноисследовательскойдеятельности.

Выразительное
чтениепроизведения.
Поискнезнакомых
слов иопределение
ихзначения с
помощьюсловарейисп
равочнойлитературы.
Характеристикагерое
в
произведений.Устны
е ответы навопросы.
Участие
вколлективномдиало
ге.
Выразительное
чтениепроизведения.
Поискнезнакомых
слов иопределение
ихзначения с
помощьюсловарейисп
равочнойлитературы.
Оценка
поступковгероев.
Созданиесобстве
нныхиллюстраци
йиихзащита.
Выразительное
чтениепроизведения.
Поискнезнакомых
слов иопределение
ихзначения с
помощьюсловарейисп
равочнойлитературы.
Характеристикагеро
евпроизведений

11

32

Взрослые
детскиепроблемы
:
Е.Хоринская
«Сверстники»

33

34

Проверочная
работапо итогам
изученияраздела
«РУССКИЙХАРАК
ТЕР –
РУССКАЯДУША»

Любимоепроизведен
иеуральскогописател
я.

Формированиенравственногосознанияип
оведения на основе
усвоенияобщечеловеческих
ценностей,толерантного сознания и
поведения вполикультурном мире,
готовности испособности вести диалог с
другимилюдьми, достигать в
немвзаимопонимания,находитьобщиецел
иисотрудничать для ихдостижения.

Выразительное
чтениепроизведения.
Поискнезнакомых
слов иопределение
ихзначения с
помощьюсловарейисп
равочнойлитературы.
Характеристикагерое
впроизведений.
Устные
ответынавопросы.
Участие
вколлективномдиа
логе.

Установление

Развивают

учащимся
значениярезультатов
своей деятельности
дляудовлетворения
своих
потребностей,мотивов,жиз
ненныхинтересов;Установлениесвязи
междуцелью
учебной деятельности и ее мотивом –
определениетого
«какоезначение,смыслимеетдляменяучен
ие».
Формирование уважения к
русскомуязыку как государственному
языкуРоссийской Федерации,
являющемусяосновой российской
идентичности иглавным фактором
национальногосамоопределения;
воспитание
уваженияккультуре,языкам,традициямио
бычаям

навыкиплан
ирования
иконтроляс
обственнойдеятельнос
ти:формированиеумен
ияработатьпословесно
йи
письменной
инструкции,алгоритм
у
Созданиесобстве
нныхиллюстраци
йиихзащита

Коррекционнаяработа
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики
ипальцеврук;развитиенавыковкаллиграфии;развитиеартикуляционноймоторики.
Коррекцияотдельныхсторонпсихическойдеятельности:

12

 коррекцияразвитиявосприятия,представлений,ощущений;
 коррекцияразвития памяти;
 коррекцияразвития внимания; формирование обобщенных представлений
освойствахпредметов (цвет, форма,величина);
 развитиепространственныхпредставленийиориентации;развитиепредставленийовр
емени.
Развитиеразличныхвидовмышления:
 развитиенаглядно-образногомышления;
 развитие словесно-логического мышления (умение видеть и
устанавливатьлогическиесвязимеждупредметами,явлениями исобытиями).
Развитиеосновныхмыслительныхопераций:
 развитиеумениясравнивать,анализировать;
 развитиеумениявыделять сходствоиразличиепонятий;
 умениеработатьпословеснойиписьменнойинструкциям,алгоритму;умениепла
нировать деятельность.
Коррекциянарушенийвразвитииэмоционально-личностнойсферы:
 развитиеинициативности,стремлениядоводитьначатоеделодоконца;
 формирование умения преодолевать трудности; воспитание
самостоятельностипринятиярешения;
 формированиеадекватностичувств;формированиеустойчивойиадекватнойса
мооценки;формированиеуменияанализироватьсвоюдеятельность;
 воспитаниеправильногоотношенияккритике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция
нарушенийустной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция
диалогическойречи,расширениепредставленийобокружающеммиреиобогащениесловаря.
Планированиеработывклассе
 УпрощениезаданийдляребенкасОВЗ,делаяакцентнаосновныеидеи.
 Заменаписьменныхзаданийальтернативными.
 Выдачазаданиянавыборпосодержанию,формевыполнения.
 Уменьшениеобъемавыполняемойученикомработы.
 Организацияработывпарах,вгруппах.
 Предложениечетких алгоритмовдляработы.
 Использованиезнаковыхсимволовдляориентацииребенкомввыполнениизаданий,пл

анированиидействий.
13

 Предусмотрениевходеурокасменыдеятельностиучащихся,чередованиеактивнойраб

оты сотдыхом.
 Предоставлениеребенкувозможностивыйтиизклассаипобытьв«спокойнойзоне»,есл

ион находиться всостоянии стресса.
 Обязательноеиспользованиенаглядныхсредств.
 Вклассеинапартеребенканедолжнобытьпредметов,способныхотвлечьегоотработы.
 Дублированиезадания,записанногонадоске,враспечаткедляребенка.
 Избеганиезаданийнапереписывание.
 Группировкапохожихзаданийвместе.

Работасзаданиями
 Заданиедолжнобытьсформулированокаквустном,таки вписьменномвиде.
 Заданиедолжнобытькратким,конкретным,однимглаголом

.Ребенокдолженповторитьзадание.
 Заданиеможноформулироватьвнесколькоэтапов.
 Приформулированиизаданийнужнопоказатьконечныйпродукт(законченныйтекст,р

ешениезадачи...)
 Формулируязадание,нужностоятьрядомсребенком.
 Нужнодаватьребенкувозможностьзакончитьначатоезадание.

Система оценивания по
предметуОценкаустных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими
основнымикритериямивпределахпрограммы данногокласса:
1. знание текста и понимание идейно-художественного содержания
изученногопроизведения;
2. умениеобъяснитьвзаимосвязьсобытий,характерипоступкигероев;
3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейноэстетическогосодержанияизученного произведения;
4. знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями
прианализепроизведений,изучаемыхвклассеи
прочитанныхсамостоятельно;
5. умениеанализироватьхудожественноепроизведениевсоответствиисведущимииде
ямиэпохи;

14

6. уметьвладетьмонологическойлитературнойречью,логическиипоследовательноотв
ечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно
читатьхудожественныйтекст.
Приоценкеустныхответовпородной(русской)литературемогутбытьследующиекритерии:
Отметка«5»:ответобнаруживаетпрочныезнанияиглубокоепониманиетекстаизучаемого
произведения;

умение

объяснить

взаимосвязь

событий,

характер

и

поступкигероев,рольхудожественныхсредстввраскрытииидейноэстетическогосодержанияпроизведения;
привлекатьтекстдляаргументациисвоихвыводов;раскрыватьсвязьпроизведениясэпохой;сво
бодно владетьмонологической речью.
Отметка«4»:ставитсязаответ,которыйпоказываетпрочноезнаниеидостаточноглубокое
понимание

текста

изучаемого

произведения;

за

умение

объяснить

взаимосвязьсобытий,характерыипоступкигероевирольосновныххудожественныхсредстввр
аскрытииидейноэстетическогосодержанияпроизведения;умениепривлекатьтекстпроизведениядляобоснова
ниясвоихвыводов;хорошовладетьмонологическойлитературнойречью;однакодопускают 23 неточностивответе.
Отметка«3»:оценивается

ответ,

свидетельствующий

в

основном

знание

и

пониманиетекстаизучаемогопроизведения,умениеобъяснятьвзаимосвязьосновныхсредствв
раскрытии

идейно-художественного

содержания

произведения,

но

недостаточное

умениепользоваться
этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в
содержанииответа,недостаточносвободноевладениемонологическойречью,ряднедостатков
вкомпозиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам
дляданногокласса. Ученик опирается напредложенный алгоритм.
Отметка«2»:ответобнаруживаетнезнаниесущественныхвопросовсодержанияпроизведения;
неумениеобъяснитьповедениеихарактерыосновныхгероевирольважнейшиххудожественны
хсредстввраскрытииидейноэстетическогосодержанияпроизведения,слабоевладениемонологическойречьюитехникойч
тения,бедностьвыразительныхсредств языка.
Оценкатестовыхработ.
Припроведениитестовыхработполитературекритерииоценокследующие:
«5»-85 – 100%;
«4»-71 – 84%;

15

«3»-55– 70%;
«2»-менее54 %.
КритерииинормативыоценкиСОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления
сочиненийявляются:
-соответствиеработытеме,наличиеираскрытиеосновноймысливысказывания;
-полнотараскрытиятемы;
-правильностьфактическогоматериала;
-последовательностьилогичностьизложения;
-правильноекомпозиционноеоформлениеработы.
Нормативыоценкисодержанияикомпозициисочиненийвыражаютсявколичествефактически
х(см.1-3-йкритерии)илогических(см.4-йи5-йкритерии)ошибокинедочетов.

Так,

отметка

«5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающихперечисленные критерии, а
отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов всодержании.
Критерииинормативыоценкиязыковогооформления
Основнымикачествамихорошейречи,которыележатвосноверечевыхнавыковобучающихсяп
ринятосчитатьбогатство,точность,выразительностьречи,ееправильность,уместностьупотре
бленияязыковыхсредств,поэтомуизложенияисочиненияоцениваются

сточки

зренияследующихкритериев:
-богатство(разнообразие)словаряиграмматическогострояречи;
-стилевоеединствоивыразительностьречи;
-правильностьиуместностьупотребленияязыковыхсредств.
Показателямибогатстваречиявляютсябольшойобъемактивногословаря,развитойграммати
ческийстрой,разнообразиеграмматическихформиконструкций,использованныхвходеофор
мления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка
иречи, выбратьизряда возможныхтоязыковое средство, котороенаиболееуместно вданной
речевой

ситуации.

Точность

речи,

таким образом,

прежде всего,

зависит от

уменияобучающихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать
возможностилексическойсочетаемостислов,отпониманияразличныхсмысловыхоттенковле
ксическихединиц,отправильностииточностииспользованиянекоторыхграмматическихкате
горий
(например,личныхиуказательныхместоимений).

16

Выразительностьречипредполагаеттакойотборязыковыхсредств,которыесоответствуютц
елям,условиямисодержаниюречевогообщения.Этозначит,чтопишущий
особенностиречевой

ситуации,

специфику

понимает

условий

речи,

придаетвысказываниюсоответствующуюстилевуюокраскуиосознанноотбираетобразные,из
образительныесредства.Так,вхудожественномописании,например,уместныоценочные
слова,

тропы,

лексические

и

морфологические

категории,

употребляющиеся

впереносномзначении.Здесь
неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю
речи.Снижаетвыразительностьшкольныхсочиненийиспользованиештампов,канцеляризмов
,словсосниженнойстилистическойокраской,неумениепользоватьсястилистическимисинони
мами.
Правильностьиуместностьязыковогооформленияпроявляетсявотсутствииошибок,нарушаю
щихлитературныенормы-лексическиеиграмматические(авустнойречипроизносительные)иправилавыбораязыковыхсредстввсоответствиисразнымизадачами
высказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая –
заграмотность.
При

выставлении

оценки

за

содержание

и

речевое

оформление

согласно

установленнымнормамнеобходимоучитыватьвсетребования,предъявляемыекраскрытиюте
мы,атакжек соблюдениюречевыхнорм(богатство,выразительность, точность).
Привыставлениивторойоценкиучитываетсяколичествоорфографических,пунктуационных
и грамматическихошибок.
Грамматическиеошибки,такимобразом,неучитываютсяприоценкеязыковогооформлениясо
чиненийи изложений.
Основныекритерииоценкизаизложениеисочинение
Оценка Содержаниеиречь
1.Содержание работы полностью соответствует
«5»
теме.2.Фактическиеошибки отсутствуют.
3. Содержаниеизлагаетсяпоследовательно.
4. Работаотличаетсябогатствомсловаря,разнообразиеми
спользуемыхсинтаксическихконструкций,точностьюсл
овоупотребления.
5. Достигнутыстилевоеединствоивыразительностьтекст
а.
Вцеломвработедопускается1недочетвсодержании
1-2речевыхнедочета.

Грамотность
Допускаются:
I орфографическая, или
Iпунктуационная, или
1грамматическаяошибки

17

«4»

1. Содержание работыв

Допускаются:2(3пов
основномсоответствуеттеме(имеютсянезначительныео торяющиеся)орфогра
тклонения оттемы).
фические и
2. Содержаниевосновномдостоверно,ноимеютсяединич 2пунктуационныеош
ныефактическиенеточности.
ибки,или 1
3. Имеются
незначительные
орфографическая и
нарушенияпоследовательностивизложениимыслей.
3пунктуационныеошибк
4. Лексический и грамматический строй
и, или 4пунктуационные
речидостаточноразнообразен.
ошибкипри
5. Стильработыотличаетсяединствомидостаточнойвыра отсутствииорфографическ
зительностью.
их ошибок,а также 2
Вцеломвработедопускаетсянеболее2недочетоввсодерж грамматическиеошибки
анииине более3-4 речевых недочетов.

«3»

1.В работе допущены существенные
отклонения2.Работадостовернавглавном,новнейимеютс
яотдельныефактическиенеточности.
3. Допущены
отдельные
нарушенияпоследовательностиизложения
4. Беденсловарьиоднообразныупотребляемыеси
нтаксические конструкции,
встречаетсянеправильноесловоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством,
речьнедостаточновыразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов
всодержаниии 5 речевыхнедочетов.

Допускаются:
4орфографическиеи
4
пунктуационныео
шибки,
или 3 орфографических
и5пунктуационных,или
7пунктуационных.прио
тсутствииорфографиче
ских

«2»

Работанесоответствуеттеме.Допущеномногофактическ
ихнеточностей.
Нарушена последовательность мыслей во всех
частяхработы,отсутствуетсвязьмеждуними,работанесо
ответствуетплану.Крайнебеденсловарь,работанаписан
а короткими однотипными предложениями сослабо
выраженной
связью
между
ними,
часты
случатнеправильного
словоупотребления.Нарушеностилевоеединствотекста.
Вцеломвработедопущено6недочетовидо7речевыхнедо
четов

Допускаются:
7 орфографическихи
7пунктуационных
ошибок;или
6 орфографических и
8пунктуационных;
или
5 орфографических и
9пунктуационных;
или 8
орфографических.и5пунк
туационных, а
также7грамматических


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».