Приложение к АОП ООО МАОУ СОШ № 92 Для обучающихся с ЗПР Адаптированнаяобразовательнаяпрограммапоучебномупредмету «Основыдуховно-нравственной культуры народов России» для обучающихся с ЗПР АдаптированнаярабочаяпрограммадляобучающихсясЗПР,разработананаосноверабо чейпрограммыосновногообщегообразованияпопредмету«Обществознание».Даннаяпрогра ммасохраняетосновноесодержаниеобразованияобщеобразовательнойшколыпоистории,ноо тличаетсякоррекционнойнаправленностьюобучения.Этообусловленоособенностямиусвоен ияучебногоматериаладетьми,испытывающимистойкиетрудностивобучении.Приадаптации программыосновноевниманиеобращенонаовладениедетьмипрактическимиумениямиинавы ками,науменьшениеобъематеоретическихсведений,включениеотдельныхтемилицелыхразд елов,материаловобзорного,ознакомительногохарактера. Всилусвоихособенностей,даннаякатегориядетейиспытываеттрудностивусвоении учебного материала.Исходя из контингента обучающихся при организацииобразовательнойдеятельностииспользуютсякоррекционноразвивающиетехнологии,разнообразные методы и приёмы педагогической поддержки, а именно, больший акцентделаетсянанаглядныхипрактическихметодахобучения.Атакжеприменяютсяиндукти вные методы, репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающегообучения,приемыразвитиямыслительнойактивности,приемывыделенияглав ного,приемкомментированияи пр. Общая цель изучения предмета -обеспечение выполнения требований ФГОС ОООпосредствомсозданияусловийдлямаксимальногоудовлетворенияособыхобразовательн ыхпотребностей,обучающихсясЗПР,формированиеуподростковцелостнойкартины современного мира. На уроках ОДНКНР в связи с особенностями детей с ЗПР наряду с основнымизадачамирешаютсяизадачикоррекции,компенсациинарушенныхинедоразвиты хфункций. Большоезначениеимеетразвитиевнимания,наблюдательности,памяти. Особая роль принадлежит планированию работы, умению подчинить свои действияпоставленнойзадачеидоведению начатого доконца. Вцеляхобогащенияречидетейиспользуютсявыразительныесредстваязыка,рассказыописания,работанадразвитиемсловаря.Важнопоощрятьуспехидетей Средикоррекционныхзадачвыделяются: Расширение кругозора детейВоспитание познавательной активностиОбогащениечувственногооп ыта Активизацияинтеллектуальнойдеятельностипутемформированияумственныхоперац ийидействийанализа,сравнения,обобщения,группировкииклассификациипредметов. Обучениепостроениюумозаключений,выявляющихпричинноследственные,пространственные, временные связив наблюдаемыхобъектах, а также развитие речи,включающее обогащение словаря,обучение построению высказываний и составлениюсюжетных и описательныхрассказов. Изучениепредметнойобласти«Основыдуховно-нравственнойкультурынародов России»должнообеспечить: – воспитаниеспособностикдуховномуразвитию,уважительногоотношениякрелигио знымчувствам,взглядамлюдейилиихотсутствию; – знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых вкультурных традициях народов России, готовность на их основе крегуляции своихпоступков,поведения; – формированиепредставленийобосновахсветскойэтики,культурытрадиционныхрел игий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлениигражданскогообществаироссийскойгосударственности; – осознание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи иобщества. Планируемыерезультатыкоррекционнойработы: 1. Преодолениеотставания,неуспеваемости,отклонений,дефектоввизучениипредме тов 2. Восстановлениеуверенностивсвоихвозможностях-«ситуацияуспеха» 3. Стимулирующая(положительнаявнутренняямотивация). ОбразовательныепотребностиобучающихсясЗПР ОбучающиесясЗПРнуждаютсявудовлетворенииособыхобразовательныхпотребност ей: -Организация обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыковобучающимисясЗПРсучетомтемпаучебнойработы("пошаговом»предъявлениимате риала,дозированнойпомощивзрослого,использованииспециальныхметодов,приемовисредс тв,способствующихкакобщемуразвитиюобучающегося,такикомпенсациииндивидуальных недостатков развития); -учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечениеиндивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве дляразныхкатегорий, обучающихся сЗПР; -профилактикаикоррекциясоциокультурнойишкольнойдезадаптации; постоянный(пошаговый)мониторингрезультативностиобразованияисформированностисоц иальнойкомпетенцииобучающихся,уровняидинамикипсихофизическогоразвития; -обеспечениенепрерывногоконтролязастановлениемучебнопознавательнойдеятельностиобучающегосясЗПР,продолжающегосядодостиженияуровня,п озволяющегосправлятьсясучебнымизаданиямисамостоятельно; -постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса ксебе,окружающемупредметномуи социальномумиру; -постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний,взакреплении исовершенствовании освоенныхумений; -специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новыеситуациивзаимодействия сдействительностью; -постояннаяактуализациязнаний,уменийиодобряемыхобществомнормповедения; использованиепреимущественнопозитивныхсредствстимуляциидеятельностииповедения; -развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общенияивзаимодействия(счленамисемьи,сосверстниками,свзрослыми),формированиенав ыковсоциальноодобряемогоповедения; Особенностиорганизацииобразования: 2.4. УчетработоспособностииособенностейпсихофизическогоразвитияобучающихсясОВ З: -замедленностьитемпаобучения -упрощениеструктурыучебногоматериала -рациональнаядозировканаурокесодержанияучебногоматериала -дроблениебольшогозадания наэтапы -поэтапноеразъяснениезадач -осуществлениеповторностиразъяснениянавсехэтапах урока -повторениеобучающимисяинструкцийквыполнениюзадания -сокращениезадания,направленныенаусвоениеключевыхпонятий -сокращенныетесты,направленныенаотработкунаписанияработы -предоставлениедополнительноговременидлязавершениязадания выполнениедиктантоввиндивидуальномрежиме,максимальнаяопоранапрактическу ю деятельность и опыт ученика, опора на более развитые способностиребенка 2.5. 2.6. Использованиедополнительныхвспомогательныхприемовисредств: - памятки; - образцывыполнениязаданий; - алгоритмыдеятельности; - печатныекопиизаданий,написанныхнадоске; - использованиеупражненийспропущеннымисловами/предложениями; - использование листов с упражнениями, которые требуют минимальногозаполнения,использованиемаркеровдлявыделенияважнойинформа ции; - предоставлениекраткогосодержанияглавучебников; - использованиеучетныхкарточекдлязаписиглавныхтем; - предоставлениеучащимсяспискавопросовдляобсуждениядочтениятекста; - указаниеномеровстраницдлянахожденияверныхответов; - предоставлениеальтернативыобъемнымписьменнымзаданиям(например,напишит енескольконебольшихсообщений;представьтеустноесообщениепообозначеннойтем е); - альтернативныезамещенияписьменныхзаданий(лепка,рисование,панорама). Охранительныйрежим: - созданиеклиматапсихологическогокомфорта; - предупреждениепсихофизическихперегрузок; - введениедостаточнойпродолжительностиперемен(неменее10минутмеждуурокам ии20минут-послетретьегоурока,проведениединамическогочаса); - особоеоформлениеклассныхкомнат,котороедолжноучитыватьспецификувоспри ятияи работоспособностиобучающихсясОВЗ). Содержание учебного предметаРаздел1.РоссийскаяФе дерация. Понятия гражданин и гражданство. Конституция – основной закон РФ. Основныеправа и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей – гражданский долг каждогогражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства,министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб,флаг,гимнРоссийскойФедерации.Уважительноеотношениексимволамгосударства. Раздел2.Этика.Мораль.Нравственность Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочногочеловека: справедливость,внутренняястойкость,смелость,решительность.Взаимосвязьпорядочности, благородства,достоинства,великодушия.Общественнаяценностьпорядочности. Понятие совести. Совесть – важнейшая составная часть порядочности человека.Чувствоугрызениясовести.Развитиечувствасовести.Умениепонятьипростить. Правдивостьиеёцена.Взаимосвязьсовестиисострадания,совестиистыда.Совесть– «внутреннийголосчеловека».Житьпозаконамсовести.Несовместимостьсовестисэгоизмоми корыстолюбием. Кодексвзаимоотношений одноклассников. Доверие–важнейшеекачестволичности.Понятиедоверия.Признакиличногодоверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правилаустановлениядоверительныхотношений.Чтозначитпотерятьдоверие.Понятиесамод оверия.Какследуетпоступитьвэкстренныхслучаях.Телефондоверия.Психологическаяпомо щь. Понятиемилосердия.Общественнаяценностьмилосердия.Взаимосвязьсострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанностиучащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека,стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия.Умениепонять ипростить. Правдаинеправда,полуправда,ложь.Правда– то,чтосоответствуетдействительности.Ложь– намеренноеискажениедействительности.Искренность.Честность.Взаимосвязьправдивости идушевногопокоя.Святаяложь.Изисториилжи. Раздел3. Воспитаниеисамовоспитание Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания уразныхсословий.ДворянеРоссии,ихтрадициииправилаповедения.Требованияквоспитанию идомашнемуобучениюмальчиковидевочек.Дворянскийэтикет. Соблюдениенорм нравственности – важнейшее общественноетребование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела ипоступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их неповторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств.Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования исамовоспитания.Воспитаниечувствасамоуважения. Цельобучениявшколе.Приемыработыучащихсясошкольнымучебником.Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приёмы работы учеников науроке.Рекомендациипоразвитиюволи.Умениераспределятьвнимание.Совершенствовани е памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание трудаумственногои физического. Раздел4. Важнейшиекачестваличности Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести.Дворянская честь. Дуэль – способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувстводолга.Поступкидостойныеинедостойные.Достоинство.Благородство– высшеепроявлениечеловеческогодостоинства.ГероиВеликойОтечественнойвойны19411945гг.инашихдней.Патриоты России.Проявлениепатриотизмаучащихся. Отношениеклюдяминойнациональности,религии,культуры,привычекиубеждений.Р оссийскоемногонациональноегосударство.Чтотакоетерпимость(толерантность).Уважениес вободыдругогочеловека,проявлениевеликодушияирасположенностикдругимлюдям.Рольм игрантоввжизнинашихгородов.Правилатолерантногообщения.Различиепонятий терпениеи терпимость. Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий,самоконтроль,преодолениечувствастрахаинеуверенности.Убежденностьвнеобхо димости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневноепроявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей – чести, достоинства, благородства,доброты,дружбы.Примерымужества.Умениезащититьсвоихблизкихисебя.Тр енировкамужества.Героизм–высшеепроявлениемужества. КавалерыорденаМужества. Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролироватьсвои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека – высшая ценность. Насилие вотношениидетей–нарушениеправчеловека.Вред сквернословия. Раздел5.Речевойэтикет Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало,основнаячастьизавершениебеседы.Употреблениеличныхместоименийтыивы.Прави лазнакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, натранспорте.Формыобращения.Правилаобщенияподростков.Чтозначитбытьэрудированн ымсобеседником.Значимостьизлагаемойинформации.Правилабеседы.Человекакрасятнесто лько слова,сколькодела.Этикет разговорапотелефону. Раздел6.Праваиобязанности Праваиобязанностиучащихся.Соблюдениеправилшкольногораспорядка.Обязанност ь посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда.Участиевсамообслуживающемтруде.Единстводействийклассногоруководителяирод ителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по деламнесовершеннолетнихизащите ихправ. № Тематическоепланированиеуроков Темаурока Тема1.ГражданинРоссии Количествочасов 3 1. Понятиягражданинигражданство 2. РоссийскаяФедерация 3. Государственныесимволы Тема2.Этика.Мораль.Нравственность 1 1 1 9 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Порядочность Качествапорядочногочеловека Совесть Кодексвзаимоотношенийодноклассников Довериеидоверчивость Понятиемилосердия Жалостьисострадание Правдаинеправда Полуправдаиложь Тема3.Воспитаниеисамовоспитание. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Традициивоспитания Современныйэтикет Самовоспитание Самоуважение Учисьучиться Развитиеволи Сочетаниетрудаумственногоифизического Тема4.Важнейшиекачестваличности. 1 1 1 1 1 1 1 9 20. Честь идостоинство 21. Поступкидостойныеинедостойные 1 1 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Терпимостьитерпение Правилатолерантногообщения Понятиемужества Героизм–высшеепроявлениемужества Смелостьирешительность Равнодушиеижестокость Жизньчеловека–высшаяценность Тема5.Речевойэтикет.3ч. 1 1 1 1 1 1 1 3 29. Речевойэтикет 30. Средстваречииправилаихиспользования 31. Правилабеседы Тема6.Праваиобязанности 1 1 1 3 32. Моиправаиобязанности 33. Праваиобязанности учащихся 34. Итоговоеповторение Итого 1 1 1 34