Приложение к АООП ООО АРП ОДНКНР

Приложение к
АОП ООО МАОУ СОШ № 92
Для обучающихся с ЗПР

Адаптированнаяобразовательнаяпрограммапоучебномупредмету
«Основыдуховно-нравственной культуры народов России» для обучающихся с ЗПР
АдаптированнаярабочаяпрограммадляобучающихсясЗПР,разработананаосноверабо
чейпрограммыосновногообщегообразованияпопредмету«Обществознание».Даннаяпрогра
ммасохраняетосновноесодержаниеобразованияобщеобразовательнойшколыпоистории,ноо
тличаетсякоррекционнойнаправленностьюобучения.Этообусловленоособенностямиусвоен
ияучебногоматериаладетьми,испытывающимистойкиетрудностивобучении.Приадаптации
программыосновноевниманиеобращенонаовладениедетьмипрактическимиумениямиинавы
ками,науменьшениеобъематеоретическихсведений,включениеотдельныхтемилицелыхразд
елов,материаловобзорного,ознакомительногохарактера.
Всилусвоихособенностей,даннаякатегориядетейиспытываеттрудностивусвоении
учебного
материала.Исходя
из
контингента
обучающихся
при
организацииобразовательнойдеятельностииспользуютсякоррекционноразвивающиетехнологии,разнообразные методы и приёмы педагогической поддержки, а
именно,
больший
акцентделаетсянанаглядныхипрактическихметодахобучения.Атакжеприменяютсяиндукти
вные
методы,
репродуктивный
метод,
игровые
методы,
приемы
опережающегообучения,приемыразвитиямыслительнойактивности,приемывыделенияглав
ного,приемкомментированияи пр.
Общая цель изучения предмета -обеспечение выполнения требований ФГОС
ОООпосредствомсозданияусловийдлямаксимальногоудовлетворенияособыхобразовательн
ыхпотребностей,обучающихсясЗПР,формированиеуподростковцелостнойкартины
современного мира.
На уроках ОДНКНР в связи с особенностями детей с ЗПР наряду с
основнымизадачамирешаютсяизадачикоррекции,компенсациинарушенныхинедоразвиты
хфункций.
Большоезначениеимеетразвитиевнимания,наблюдательности,памяти.
Особая роль принадлежит планированию работы, умению подчинить свои
действияпоставленнойзадачеидоведению начатого доконца.
Вцеляхобогащенияречидетейиспользуютсявыразительныесредстваязыка,рассказыописания,работанадразвитиемсловаря.Важнопоощрятьуспехидетей
Средикоррекционныхзадачвыделяются:
Расширение кругозора
детейВоспитание познавательной
активностиОбогащениечувственногооп
ыта
Активизацияинтеллектуальнойдеятельностипутемформированияумственныхоперац
ийидействийанализа,сравнения,обобщения,группировкииклассификациипредметов.
Обучениепостроениюумозаключений,выявляющихпричинноследственные,пространственные, временные связив наблюдаемыхобъектах, а также
развитие речи,включающее обогащение словаря,обучение построению высказываний и
составлениюсюжетных и описательныхрассказов.
Изучениепредметнойобласти«Основыдуховно-нравственнойкультурынародов

России»должнообеспечить:
– воспитаниеспособностикдуховномуразвитию,уважительногоотношениякрелигио
знымчувствам,взглядамлюдейилиихотсутствию;
– знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых
вкультурных традициях народов России, готовность на их основе крегуляции
своихпоступков,поведения;
– формированиепредставленийобосновахсветскойэтики,культурытрадиционныхрел
игий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в
становлениигражданскогообществаироссийскойгосударственности;
– осознание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи
иобщества.
Планируемыерезультатыкоррекционнойработы:
1. Преодолениеотставания,неуспеваемости,отклонений,дефектоввизучениипредме
тов
2. Восстановлениеуверенностивсвоихвозможностях-«ситуацияуспеха»
3. Стимулирующая(положительнаявнутренняямотивация).
ОбразовательныепотребностиобучающихсясЗПР
ОбучающиесясЗПРнуждаютсявудовлетворенииособыхобразовательныхпотребност
ей:
-Организация обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыковобучающимисясЗПРсучетомтемпаучебнойработы("пошаговом»предъявлениимате
риала,дозированнойпомощивзрослого,использованииспециальныхметодов,приемовисредс
тв,способствующихкакобщемуразвитиюобучающегося,такикомпенсациииндивидуальных
недостатков развития);
-учет
актуальных
и
потенциальных
познавательных
возможностей,
обеспечениеиндивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном
пространстве дляразныхкатегорий, обучающихся сЗПР;
-профилактикаикоррекциясоциокультурнойишкольнойдезадаптации;
постоянный(пошаговый)мониторингрезультативностиобразованияисформированностисоц
иальнойкомпетенцииобучающихся,уровняидинамикипсихофизическогоразвития;
-обеспечениенепрерывногоконтролязастановлениемучебнопознавательнойдеятельностиобучающегосясЗПР,продолжающегосядодостиженияуровня,п
озволяющегосправлятьсясучебнымизаданиямисамостоятельно;
-постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса
ксебе,окружающемупредметномуи социальномумиру;
-постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний,взакреплении исовершенствовании освоенныхумений;
-специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новыеситуациивзаимодействия сдействительностью;
-постояннаяактуализациязнаний,уменийиодобряемыхобществомнормповедения;
использованиепреимущественнопозитивныхсредствстимуляциидеятельностииповедения;
-развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общенияивзаимодействия(счленамисемьи,сосверстниками,свзрослыми),формированиенав
ыковсоциальноодобряемогоповедения;
Особенностиорганизацииобразования:
2.4. УчетработоспособностииособенностейпсихофизическогоразвитияобучающихсясОВ
З:
-замедленностьитемпаобучения

-упрощениеструктурыучебногоматериала
-рациональнаядозировканаурокесодержанияучебногоматериала
-дроблениебольшогозадания наэтапы
-поэтапноеразъяснениезадач
-осуществлениеповторностиразъяснениянавсехэтапах урока
-повторениеобучающимисяинструкцийквыполнениюзадания
-сокращениезадания,направленныенаусвоениеключевыхпонятий
-сокращенныетесты,направленныенаотработкунаписанияработы
-предоставлениедополнительноговременидлязавершениязадания
выполнениедиктантоввиндивидуальномрежиме,максимальнаяопоранапрактическу
ю деятельность и опыт ученика, опора на более развитые способностиребенка
2.5.

2.6.

Использованиедополнительныхвспомогательныхприемовисредств:
- памятки;
- образцывыполнениязаданий;
- алгоритмыдеятельности;
- печатныекопиизаданий,написанныхнадоске;
- использованиеупражненийспропущеннымисловами/предложениями;
- использование листов с упражнениями, которые требуют
минимальногозаполнения,использованиемаркеровдлявыделенияважнойинформа
ции;
- предоставлениекраткогосодержанияглавучебников;
- использованиеучетныхкарточекдлязаписиглавныхтем;
- предоставлениеучащимсяспискавопросовдляобсуждениядочтениятекста;
- указаниеномеровстраницдлянахожденияверныхответов;
- предоставлениеальтернативыобъемнымписьменнымзаданиям(например,напишит
енескольконебольшихсообщений;представьтеустноесообщениепообозначеннойтем
е);
- альтернативныезамещенияписьменныхзаданий(лепка,рисование,панорама).
Охранительныйрежим:
- созданиеклиматапсихологическогокомфорта;
- предупреждениепсихофизическихперегрузок;
- введениедостаточнойпродолжительностиперемен(неменее10минутмеждуурокам
ии20минут-послетретьегоурока,проведениединамическогочаса);
- особоеоформлениеклассныхкомнат,котороедолжноучитыватьспецификувоспри
ятияи работоспособностиобучающихсясОВЗ).
Содержание

учебного

предметаРаздел1.РоссийскаяФе
дерация.
Понятия гражданин и гражданство. Конституция – основной закон РФ.
Основныеправа и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей – гражданский долг
каждогогражданина России. Управление государством. Президент, Председатель
Правительства,министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная
Дума.
Столица,
герб,флаг,гимнРоссийскойФедерации.Уважительноеотношениексимволамгосударства.
Раздел2.Этика.Мораль.Нравственность
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества
порядочногочеловека:
справедливость,внутренняястойкость,смелость,решительность.Взаимосвязьпорядочности,
благородства,достоинства,великодушия.Общественнаяценностьпорядочности.
Понятие совести. Совесть – важнейшая составная часть порядочности
человека.Чувствоугрызениясовести.Развитиечувствасовести.Умениепонятьипростить.

Правдивостьиеёцена.Взаимосвязьсовестиисострадания,совестиистыда.Совесть–
«внутреннийголосчеловека».Житьпозаконамсовести.Несовместимостьсовестисэгоизмоми
корыстолюбием. Кодексвзаимоотношений одноклассников.
Доверие–важнейшеекачестволичности.Понятиедоверия.Признакиличногодоверия.
Возникновение
доверительных
отношений.
Доверие
и
доверчивость.
Правилаустановлениядоверительныхотношений.Чтозначитпотерятьдоверие.Понятиесамод
оверия.Какследуетпоступитьвэкстренныхслучаях.Телефондоверия.Психологическаяпомо
щь.
Понятиемилосердия.Общественнаяценностьмилосердия.Взаимосвязьсострадания и
милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанностиучащихся по
отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека,стремление
ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия.Умениепонять
ипростить.
Правдаинеправда,полуправда,ложь.Правда–
то,чтосоответствуетдействительности.Ложь–
намеренноеискажениедействительности.Искренность.Честность.Взаимосвязьправдивости
идушевногопокоя.Святаяложь.Изисториилжи.
Раздел3. Воспитаниеисамовоспитание
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания
уразныхсословий.ДворянеРоссии,ихтрадициииправилаповедения.Требованияквоспитанию
идомашнемуобучениюмальчиковидевочек.Дворянскийэтикет.
Соблюдениенорм нравственности – важнейшее общественноетребование.
Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела
ипоступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их
неповторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных
качеств.Планирование
предполагаемых
действий,
оценка
результатов.
Пути
самообразования исамовоспитания.Воспитаниечувствасамоуважения.
Цельобучениявшколе.Приемыработыучащихсясошкольнымучебником.Выработка у
учеников уверенности в себе и своих делах. Приёмы работы учеников
науроке.Рекомендациипоразвитиюволи.Умениераспределятьвнимание.Совершенствовани
е памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание трудаумственногои
физического.
Раздел4. Важнейшиекачестваличности
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о
чести.Дворянская честь. Дуэль – способ решения вопросов чести. Цена честного слова.
Чувстводолга.Поступкидостойныеинедостойные.Достоинство.Благородство–
высшеепроявлениечеловеческогодостоинства.ГероиВеликойОтечественнойвойны19411945гг.инашихдней.Патриоты России.Проявлениепатриотизмаучащихся.
Отношениеклюдяминойнациональности,религии,культуры,привычекиубеждений.Р
оссийскоемногонациональноегосударство.Чтотакоетерпимость(толерантность).Уважениес
вободыдругогочеловека,проявлениевеликодушияирасположенностикдругимлюдям.Рольм
игрантоввжизнинашихгородов.Правилатолерантногообщения.Различиепонятий терпениеи
терпимость.
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность
действий,самоконтроль,преодолениечувствастрахаинеуверенности.Убежденностьвнеобхо
димости
и
полезности
действий
в
чрезвычайных
обстоятельствах.
Повседневноепроявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей – чести, достоинства,
благородства,доброты,дружбы.Примерымужества.Умениезащититьсвоихблизкихисебя.Тр
енировкамужества.Героизм–высшеепроявлениемужества. КавалерыорденаМужества.

Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание
контролироватьсвои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека – высшая
ценность. Насилие вотношениидетей–нарушениеправчеловека.Вред сквернословия.
Раздел5.Речевойэтикет
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях.
Начало,основнаячастьизавершениебеседы.Употреблениеличныхместоименийтыивы.Прави
лазнакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине,
натранспорте.Формыобращения.Правилаобщенияподростков.Чтозначитбытьэрудированн
ымсобеседником.Значимостьизлагаемойинформации.Правилабеседы.Человекакрасятнесто
лько слова,сколькодела.Этикет разговорапотелефону.
Раздел6.Праваиобязанности
Праваиобязанностиучащихся.Соблюдениеправилшкольногораспорядка.Обязанност
ь
посещения
учащимися
школьных
занятий,
добросовестного
учебного
труда.Участиевсамообслуживающемтруде.Единстводействийклассногоруководителяирод
ителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по
деламнесовершеннолетнихизащите ихправ.

№

Тематическоепланированиеуроков
Темаурока
Тема1.ГражданинРоссии

Количествочасов
3

1. Понятиягражданинигражданство
2. РоссийскаяФедерация
3. Государственныесимволы
Тема2.Этика.Мораль.Нравственность

1
1
1
9

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Порядочность
Качествапорядочногочеловека
Совесть
Кодексвзаимоотношенийодноклассников
Довериеидоверчивость
Понятиемилосердия
Жалостьисострадание
Правдаинеправда
Полуправдаиложь
Тема3.Воспитаниеисамовоспитание.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Традициивоспитания
Современныйэтикет
Самовоспитание
Самоуважение
Учисьучиться
Развитиеволи
Сочетаниетрудаумственногоифизического
Тема4.Важнейшиекачестваличности.

1
1
1
1
1
1
1
9

20. Честь идостоинство
21. Поступкидостойныеинедостойные

1
1

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Терпимостьитерпение
Правилатолерантногообщения
Понятиемужества
Героизм–высшеепроявлениемужества
Смелостьирешительность
Равнодушиеижестокость
Жизньчеловека–высшаяценность
Тема5.Речевойэтикет.3ч.

1
1
1
1
1
1
1
3

29. Речевойэтикет
30. Средстваречииправилаихиспользования
31. Правилабеседы
Тема6.Праваиобязанности

1
1
1
3

32. Моиправаиобязанности
33. Праваиобязанности учащихся
34. Итоговоеповторение
Итого

1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».