Приложение к АОП ООО МАОУ СОШ № 92 Для обучающихся с ЗПР Адаптированнаяобразовательнаяпрограммапоучебномупредмету «Обществознание» для обучающихсясЗПР Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР, разработана на основерабочей программы основного общего образования по предмету «Обществознание». Даннаяпрограммасохраняетосновноесодержаниеобразованияобщеобразовательнойшколыпои стории,ноотличаетсякоррекционнойнаправленностьюобучения.Этообусловленоособенностя ми усвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности вобучении. При адаптации программы основное внимание обращено на овладениедетьмипрактическимиумениямиинавыками,науменьшениеобъематеоретическихсве дений,включение отдельных тем или целых разделов, материалов обзорного, ознакомительногохарактера. В силу своих особенностей, данная категория детей испытывает трудности в усвоенииучебного материала. Исходя из контингента обучающихся при организации образовательнойдеятельности используются коррекционно-развивающие технологии, разнообразные методыи приёмы педагогической поддержки, а именно, больший акцент делается на наглядных ипрактическихметодахобучения.Атакжеприменяютсяиндуктивныеметоды,репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развитиямыслительнойактивности,приемывыделенияглавного,приемкомментированияипр. Общая цель изучения предмета -обеспечение выполнения требований ФГОС ОООпосредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательныхпотребностей,обучающихсясЗПР,формированиеуподростковцелостнойкарт инысовременногомира. Обществознаниеявляетсяоднимизосновныхгуманитарныхпредметоввсистемеобщегоо бразования,посколькудолжнообеспечитьформированиемировоззренческой,ценностносмысловойсферыобучающихся,личностныхосновроссийскойгражданскойидентичности,соци альнойответственности,правовогосамосознания,поликультурности,толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданскойактивнойпозициивобщественнойжизниприрешениизадачвобластисоциальныхот ношений. Основойучебногопредмета«Обществознание»науровнеосновногообщегообразования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке вобществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещаетпроблемычеловекаиобществачерезпризмуосновнаук:экономика,социология,политол огия, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание насовременныереалиижизни,чтоспособствуетформированиюу обучающихсяцелостнойкартинымираи жизничеловекавнем. Освоениеучебногопредмета«Обществознание»направленонаразвитиеличностиобучаю щихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способностиобучающихсяанализироватьсоциальнозначимуюинформацию,де латьнеобходимыевыводыидаватьобоснованныеоценкисоциальнымсобытиямипроцессам,выра боткуумений,обеспечивающихадаптациюкусловиямдинамичноразвивающегосясовременного общества.НаурокахобществознаниявсвязисособенностямидетейсЗПРнарядусосновнымизадач амирешаютсяизадачикоррекции,компенсациинарушенныхинедоразвитых функций. Большоезначениеимеетразвитиевнимания,наблюдательности,памяти. Особаярольпринадлежитпланированиюработы,умениюподчинитьсвоидействияпостав леннойзадачеидоведению начатого доконца. Вцеляхобогащенияречидетейиспользуютсявыразительныесредстваязыка,рассказыописания,работанадразвитиемсловаря.Важнопоощрятьуспехидетей Средикоррекционныхзадачвыделяются: Расширение кругозора детейВоспитание познавательной активностиОбогащениечувственногооп ыта Активизацияинтеллектуальнойдеятельностипутемформированияумственныхопераций идействийанализа,сравнения,обобщения,группировкииклассификациипредметов. Обучениепостроениюумозаключений,выявляющихпричинноследственные,пространственные,временныесвязивнаблюдаемыхобъектах,атакжеразвитиереч и,включающееобогащениесловаря,обучениепостроениювысказыванийисоставлениюсюжетн ых и описательныхрассказов. Применяютсякоррекционныеигры,развивающиенаблюдательность,внимание,памятьив оображение«Сколькопредметовтызаметил?»,«Чтозачеркнутьичтоподчеркнуть»,«Запрещенно едвижение»«Чтоизменилось?»,«Ну-кавспомни!»,«Будьнаблюдательным» Изучениепредметнойобласти"Общественнонаучныепредметы"должнообеспечить: -формированиемировоззренческой,ценностносмысловойсферыобучающихся,личностныхосновроссийскойгражданскойидентичности,соци альнойответственности,правовогосамосознания,поликультурности,толерантности,привержен ностиценностям,закрепленнымвКонституции Российской Федерации; -понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важногофактораформированиякачеств личности, еесоциализации; -владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи междуприродными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния накачествожизни человекаикачество окружающей егосреды; -осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальноммире; приобретениетеоретическихзнанийиопытаихприменениядляадекватнойориентациивокружаю щеммире,выработкиспособовадаптациивнем,формированиясобственнойактивнойпозициивоб щественнойжизниприрешениизадачвобластисоциальныхотношений. Приизученииобщественно-научныхпредметовзадачаразвитияивоспитанияличности обучающихся является приоритетной. Предметныерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыпо «Обществознание»направленына: 1) формированиеуобучающихсяличностныхпредставленийобосновахроссийскойгра жданскойидентичности,патриотизма,гражданственности,социальнойответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям,закрепленнымвКонституцииРоссийскойФедерации; 2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научныхтеорийобщественногоразвития; 3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний иумений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, длярешениятипичныхзадачвобластисоциальныхотношений,адекватныхвозрастуобучаю щихся,межличностныхотношений,включаяотношениямеждулюдьмиразличныхнационал ьностейивероисповеданий,возрастовисоциальныхгрупп; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения ипоступковдругихлюдейснравственнымиценностямиинормамиповедения, установленнымизаконодательствомРоссийскойФедерации,убежденностивнеобходимост и защищать правопорядок правовыми способами и средствами, уменийреализовыватьосновныесоциальныероливпределахсвоейдееспособности; 5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление;развитиеспособностейобучающихсяделатьнеобходимыевыводыидаватьобос нованныеоценкисоциальнымсобытиями процессам; 6) развитиесоциальногокругозораиформированиепознавательногоинтересакизучению общественных дисциплин. Планируемыерезультатыкоррекционнойработы: 1. Преодолениеотставания,неуспеваемости,отклонений,дефектоввизучениипредмета 2.Восстановление уверенности всвоих возможностях-«ситуацияуспеха» 3. Стимулирующая(положительнаявнутренняямотивация). Особенностидетейсзадержкойпсихическогоразвития. Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определениедлянаиболеераспространенногосредивсехвстречающихсяудетейотклоненийвпси хофизическомразвитии.Задержкапсихическогоразвитиякомплекснегрубыхнарушенийразвития моторной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к ихкомпенсации. Понятие — задержка психического развития употребляется по отношению кдетям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральнойнервнойсистемы.Уэтихдетейнетспецифическихнарушенийслуха,зрения,опорнодвигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми.Дляниххарактернынезрелостьэмоциональноволевойсферыинедоразвитиепознавательнойдеятельности, что делает невозможным овладение программой массовой школы. При этом вотдельныхслучаяхуребенкастрадаетработоспособность,вдругихслучаяхпроизвольностьворганизациидеятельности,в-третьихмотивациякразличнымвидампознавательнойдеятельности. Особенностидетейсзадержкойпсихическогоразвития,которыенеобходимоучитыва тьвучебнойдеятельности -незрелостьэмоциональноволевойсферы,инфантилизм,нескоординированностьэмоциональныхпроцессов; -преобладаниеигровыхмотивов,дезадаптивностьпобужденийиинтересов; -низкий уровеньактивностивовсехсферахпсихическойдеятельности; -ограниченныйзапасобщихсведенийипредставленийобокружающеммире; -снижениеработоспособности; -повышеннаяистощаемость; -неустойчивостьвнимания; ограниченностьсловарногозапаса,особенноактивного,замедлениеовладенияграмматическимс троемречи,трудностиовладенияписьменной речью; расстройстварегуляции,программированияиконтролядеятельности,низкийнавыксамоконтроля ; -болеенизкий уровеньразвитиявосприятия; -отставаниевразвитиевсех форммышления; недостаточнаяпродуктивностьпроизвольнойпамяти,преобладаниемеханическойпамяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременнойпамяти. ОбразовательныепотребностиобучающихсясЗПР ОбучающиесясЗПРнуждаютсявудовлетворенииособыхобразовательныхпотребностей: Организацияобучениясучетомспецификиусвоениязнаний,уменийинавыковобучающимисясЗ ПРсучетомтемпаучебнойработы("пошаговом»предъявленииматериала,дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальныхнедостатковразвития); учетактуальныхипотенциальныхпознавательныхвозможностей,обеспечениеиндивидуального темпаобученияипродвижениявобразовательномпространстведляразныхкатегорий,обучающи хся сЗПР; -профилактикаикоррекциясоциокультурнойишкольнойдезадаптации; постоянный(пошаговый)мониторингрезультативностиобразованияисформированностисоциа льнойкомпетенцииобучающихся,уровняидинамикипсихофизическогоразвития; -обеспечениенепрерывногоконтролязастановлениемучебнопознавательнойдеятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющегосправлятьсясучебными заданиямисамостоятельно; постоянноестимулированиепознавательнойактивности,побуждениеинтересаксебе,окружающ емупредметномуи социальномумиру; -постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, взакреплениии совершенствованииосвоенныхумений; специальноеобучение«переносу»сформированныхзнанийиуменийвновыеситуациивзаимодей ствия сдействительностью; -постояннаяактуализациязнаний,уменийиодобряемыхобществомнормповедения; -использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности иповедения; -развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения ивзаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыковсоциальноодобряемогоповедения; Особенностиорганизацииобразования: 2.4. УчетработоспособностииособенностейпсихофизическогоразвитияобучающихсясОВЗ: -замедленностьитемпаобучения -упрощениеструктурыучебногоматериала -рациональнаядозировканаурокесодержанияучебногоматериала -дроблениебольшого заданиянаэтапы -поэтапноеразъяснениезадач -осуществлениеповторностиразъяснениянавсехэтапах урока -повторениеобучающимисяинструкцийквыполнениюзадания -сокращениезадания,направленныенаусвоениеключевыхпонятий -сокращенныетесты,направленныенаотработкунаписанияработы -предоставлениедополнительноговременидлязавершениязадания -выполнениедиктантоввиндивидуальномрежиме,максимальнаяопоранапрактическую деятельность и опыт ученика, опора на более развитые способностиребенка 2.5. Использованиедополнительныхвспомогательныхприемовисредств: - памятки; - образцывыполнениязаданий; - алгоритмыдеятельности; - печатныекопиизаданий,написанныхнадоске; - использованиеупражненийспропущеннымисловами/предложениями; - использованиелистовсупражнениями,которыетребуютминимальногозаполнения,ис пользованиемаркеров длявыделения важнойинформации; - предоставлениекраткогосодержанияглавучебников; - использованиеучетныхкарточекдлязаписиглавныхтем; - предоставлениеучащимсяспискавопросовдляобсуждениядочтениятекста; - указаниеномеровстраницдлянахожденияверныхответов; - предоставлениеальтернативыобъемнымписьменнымзаданиям(например,напишитен ескольконебольшихсообщений;представьтеустноесообщениепообозначеннойтеме); - альтернативныезамещенияписьменныхзаданий(лепка,рисование,панорама). 2.6. Охранительныйрежим: - созданиеклиматапсихологическогокомфорта; - предупреждениепсихофизическихперегрузок; - введениедостаточнойпродолжительностиперемен(неменее10минутмеждуурокамии 20минут-послетретьегоурока,проведениединамическогочаса); - особоеоформлениеклассныхкомнат,котороедолжноучитыватьспецификувосприяти яи работоспособностиобучающихсясОВЗ). Особенностиадаптациирабочейпрограммыпопредмету«Обществознание» Обществознание как учебный предмет способствует формированию у детей с ЗПРнавыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающейсреде, основ практической повседневной жизни (адаптация к условиям окружающей среды,обеспечениебезопасностижизнедеятельности). Впроцессеизученияобществознанияшкольникиприобретаютопытразличныхвидовдеят ельности:наблюдать,описывать,сравнивать,анализировать,объяснять идругие. Специфика коррекционной работы на уроках обществознания -формирование опытапространственного анализа и синтеза.Учителю истории следует обратить особое вниманиена детей с затруднениями в дифференциации левой и правой сторон, сложении целого изчастей.Слаборазличаяправуюилевуюстороны,детииспытываюттрудностивориентировкев пространстве рабочей тетради. Учителю следует предусмотреть индивидуальный подборзаданий, направленный на коррекцию этих умений. Система планируемых результатов пообществознаниюстроитсянаосновеуровневогоподхода:ученикнаучитсяиполучитвозможнос ть научиться. Он определяет примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предлагается обучающимся в ходе изучения каждого разделапрограммы.Достижениепланируемыхрезультатов,отнесенныхкблоку«Выпускникнауч ится», выносится на итоговую оценку и обеспечивается с помощью заданий.Выборсредств обучения направлен, в том числе, и на формирование навыков самообразования. Дляучащихся с ЗПР важным фактором приобретения опыта самостоятельной активной учебнойдеятельностиявляетсяиспользованиеинтернетресурсов.Этопозволитадаптироватьурочнуюсистемуквозможностямипотребностямкаждогоуч еникаиреализоватьиндивидуальныйхарактер освоенияучебного материала. Впрограммесохранноосновноесодержаниеобщеобразовательнойшколы,ноучитывают ся индивидуальные особенности учащихся с ЗПР.Темы, наиболее вызывающиетрудностивусвоении,даютсяознакомительно,атакжевыборочно,на усмотрениеучителя. Порядоквыставленияотметок. Отметка«5»ставитсявслучае,еслиучащийся: • показываетзнания,понимание,глубинуусвоениявсегопрограммногоматериала; • умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов ипримеровобобщать,делатьвыводы,устанавливатьмежпредметныеивнутрипредметныесвязи,т ворческиприменяетполученныезнаниявнезнакомой ситуации; • не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, приустныхответахустраняетотдельныенеточностиспомощьюдополнительныхвопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменныхработ.9 Отметка«4»ставитсявслучае,еслиучащийся: • показываетзнаниявсегоизученногопрограммногоматериала; • умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов ипримеровобобщать,делатьвыводы,устанавливатьвнутрипредметныесвязи,применятьполуче нныезнания напрактике; • допускаетнезначительные(негрубые)ошибкиинедочетыпривоспроизведенииизученн ого материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи,правилаоформления письменныхработ. Отметка«3»ставитсявслучае,еслиучащийся: • показываетзнанияиусвоениеизученногопрограммногоматериаланауровнеминимальн ыхтребований; • умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах навидоизмененныевопросы; • допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученногоматериала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устнойречи,правилаоформления письменныхработ. Отметка«2»ставитсявслучае,еслиучащийся: • показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне нижеминимальныхтребованийпрограммы,имеетотдельныепредставленияобизученномматери але; • не умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответахнавидоизмененныевопросы; • допускаетнесколькогрубыхошибок,большоечислонегрубыхошибокпривоспроизведе нииизученногоматериала,значительнонесоблюдаетосновныеправилакультурыписьменнойиус тной речи,правилаоформленияписьменныхработ. 4. Тематическое планированиеТематическоепланирование6класс(1ч асвнеделю) № п/п Раздел.Тема урока 1 Введение.Чтоизучаетнаукао бществознание 1 Человек.Деятельностьчеловека Принадлежность к Биологическое и социальное двуммир вчеловеке.Чертысх ам одстваиразличий человекаиживотного Биологическоеисоциальноев Биологическое и социальное в человеке. человеке.Чертысходстваиразличийч еловекаиживотного Индивид, Индивид, индивидуальность,личность индивидуальность, личность Человек -личность Индивид, индивидуальность, личность 17 1 2 3 4 5 Элементысодержания Колвочас ов 1 1 1 Воспитательныйпотенциал Видыдеятель ностиобучаю щихсясЗПР Формирование ответственного отношениякучению,готовностииспособнос тиксаморазвитиюисамообразованию. Формирование коммуникативной компетентностивобщенииисотрудничестве сосверстникамивпроцессеобразовательной деятельности. Ознакомиться ссодержание мкурса,основ нымизадачам иобученияи требованиями кучащимся. Формирование целостного мировоззрения,соответствующегосовреме нномууровнюразвития науки и общественной практики,учитывающеесоциальное,культу рное,языковое,духовноемногообразиесовр еменногомира; Формирование осознанного, уважительногоидоброжелательногоотнош ениякдругомучеловеку,егомнению,гражда нскойпозиции Осознание ценности человеческой жизни.Воспитание уважения к человеческойиндивидуально сти, Осознание влияния общества на формирование личностных качествконкретногочел Характеризова ть чертысильной личностиНазы ватьосновные возрастныепер иодыжизничел овека,особенн остиподростко воговозраста. овека 6 7 8 9 10 Основные Основныевозрастныепериодыжизни человека. Отношения междупоколениями. 1 Основныевозрастныепериодыжизни человека. Отношения междупоколениями. Особенности подростковоговозраста. Потребностииспособностичел Способности и овека потребностичелов ека Когда Особые потребности людей возможности сограниченнымивозможн ограничены. остями Особыепотр ебности людей сограниченн ымивозможностями 1 Мирувлечений 1 возрастные периодыжизничеловека.Отн ошения между поколениями. Отрочество– особаяпора.Особенностипод ростковоговозраста 1 1 Осознаниеважностиподростковоговозраст апридальнейшемвыборежизненногопути. Пониманиесамостоятельностииответствен ности,помочьопределитьпозитивнуюмодел ьповеденияподростков. Развитие представленияопотребностяхче ловека Оцениватьзначениезаботыолюдяхсогранич енными возможностями здоровьяФормированиепредставленияуча щихсяотом,чтовозможностиувсехлюдейра зные,расширить представление о людях сограниченнымивозможностя миздоровья,разъяснитьнеобходимостьихи нтеграциивобщество. Воспитание отзывчивости, толерантности,пониманияинтересовипотре бностейдругого (представителя иной расы, вероисповедания,культуры,человекасогра ниченнымивозможностямиздоровья). Исследоватьнесложныепрактическиеситуа ции,связанныеспроведениемподросткамис вободноговремени. Описыватьиоцениватьсобственныеувлечен иявконтекстевозможностейличностногораз вития. Планировать собственное свободное времяФормироватьпредставленияодосуге, свободном времени подростка как времениразвития своих способностей, реализацииинтересовиувлечений. Формированиеосознаниязначенияздоровог ообразажизни,занятийспортом; бесполезности пустого Называтьособ ыепотребност илюдей сограниченны мивозможност ями здоровья. Исследовать несложныепр актическиеси туации,связа нные спроведение мподросткам исвободного времени. Описывать иоцениватьсо бственныеувл ечения вконтекстевоз можностейли чностногораз вития. Оцениватьзна чениездорово гообраза жизни.Плани роватьсобстве нноесвободно евремя времяпрепровождения; неприемлемости вредныхпривычек Оценивать значение здорового образажизни. 11 Обобщающийурокпотеме: «Биологическое 14 и социальноев человеке» Деятельностьчеловека Многообразие видов деятельности. Рольдеятел ьности в жизни человека иобщества Труд–основажизни 15 Учение 12 13 – деятельностьшко 1 Понятиедеятельности. Многообразиевидовдеятельности.Иг ра,труд,учение.Рольдеятельностивж изничеловекаи общества 1 1 Многообразиевидовдеятельности.Тру д Многообразиевидовдеятельности.Уче ние. 1 1 льника 16 Сферадуховнойкультуры Системаобразованиявроссий скойФедерации.Самообразо вание Образование,егозначимостьвуслови ях информационного общества.Системаобразованиявросс ийскойФедерации.Уровниобщего 1 1 образования.Само образование 17 Человек.Деятельностьчеловека Познаниечеловекоммираисе Познаниечеловекоммираисамогосеб бя я 1 Формирование коммуникативной компетентностивобщенииисотрудничестве сосверстникамивпроцессеобразовательной деятельности:уменияработатьвгруппах,уст норецензироватьответыдругихучащихся. Оцениватьрольдеятельностивжизничелове ка иобщества Показыватьнапримерахзначениеразличны хмотивоввдеятельностичеловека. Научитьсяразличатьматериальнуюимораль нуюоценкутруда. Показыватьнапримерахзначениеблаготвор ительностиимеценатства. Оцениватьрольобразованиявсовременном обществе. Различать уровниобщего образования в России. Объяснятьнеобходимость непрерывного образованиявсовременных условиях. Оцениватьсобственноеумениеучитьсяивоз можности егоразвитияХарактеризовать значение самообразованиядлячеловекасопоройнако нкретныепримеры. Приводитьпр имерыосновн ыхвидовдеят ельностичел овека. Объяснятьзна чениетруда в жизниобщест ва ичеловека. Различатьмат ериальнуюи моральнуюоц енку трудаНаходит ь втексте рольобразова ния всовременном обществе. Моделировать собственноепо ведение вразличныхси туацияхмежли чностных отношенийОц ениватьсобств енноеумениео бщаться поплану, 18 Познаниечеловекоммираиса могосебя 19 Обобщающийурокпотеме: «Деятельностьчеловека» Социальнаясферажизниобщества Отношениясокружающими Межличностные 20 21 Межличностные отношения.Личныеиделовые отношения. Познаниечеловекоммираисамогосеб я отношения. Личныеиделовые отношения. Межличностные отношения. Личныеиделовые отношения. 1 1 13 1 1 предложенно му учителемИсс ледоватьпрос тыепрактиче скиеситуации ,связанные свыявлением местачеловек а вгруппе,проя влениеммест ачеловека вконкретнойг руппе. Выполнятьне сложныепрак тическиезада ния поанализусит уаций,связан ных сразличными Моделироватьсобственноеповедениевразл способамира ичныхситуацияхмежличностныхотношени зрешениямеж й личностныхк Осмыслениеличногоопытаучастиявразлич онфликтов.В ныхвидахмежличностныхотношений. ыражатьсобс Развитиеуважениякличностилюбогочелове твенноеотно качерезраскрытиезначениямежличностных шение отношений дляпсихологическог кразличным способам окомфорта. Оцениватьсобственныепрактическиеумени я,поступкииморальные качества,выявлятьих динамику Раскрыватьролизнанийособственныхспосо бностяхивозможностях,ихправильнойоцен кидляуспешнойсамореализацииличности. Объяснятьособенностипознаниячеловеком мира и самогосебя. Формированиеуменийоцениватьсобственн ыепоступки,личностныекачества, приводить примеры проявленияспособностей людей и сравнивать себя сдругими. Использоватьработусучебнымматериалом по теме длясовершенствования рефлексии, адекватнойсамостоятельнойоценкиправил ьностивыполнениядействияивноситьнеобх одимыекоррективывисполнениекак вконцедействия,такипоходуегореализации Эмпатия как осознанное понимание чувствдругихисопереживаниеим,поступки, 22 Общение Общение 1 23 24 Общение Социальные Общение Социальныеобщностиигруппы 1 1 Социальныеобщностиигруппы.Лидер ство. 1 25 общности игруппы Человеквгруппе направленныенапомощьиобеспечениеблаг ополучия; Умениеучитыватьразныемненияистремить сяккоординацииразличныхпозицийвсотру дничестве; Уметьдоговариватьсяиприходитькобщему решениювсовместнойдеятельности,втомчи слевситуации столкновенияинтересов. Оценивать собственное умение общатьсяОвладениенормамиитехникойоб щения,умениеопределятьцеликоммуникац ии,учитывать намерения и способыкоммуникации партнёра, выбиратьадекватные стратегии коммуникации,гибкорегули роватьсобственноеречевоеповедение; Умениеиспользоватьречьдлярегуляцииумс твеннойдеятельности Моделировать возможные последствияпозитивногоинег ативноговоздействиягруппы на человека, делать выводыОсознаниезначимостисоциальныхн ормисанкций, важности взаимодействия,взаимопоним анияисотрудничествалюдейвобществе. Формированиепроявлениеинициативы,лиде рскихкачеств. Использовать возможности темы дляосознания ответственности за своирешения и поступки, свой выбортоварищейизанятий,оцен кисобственногоотношения к людям из других группУмениеработатьвгруппе,следоватьмо разрешения семейныхко нфликтов. рально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества, приобретатьнавыки,составляющиеосновук оммуникативнойкомпетентности:уметьста витьирешатьмногообразныекоммуникатив ныезадачи;иметьвозможностьдействоватьс учётомпозициидругогоиуметьсогласовыва тьсвоидействия; Способность устанавливать иподдерживатьнеобхо димыеконтактысдругимилюдьми; Умение использовать речь для регуляцииумственнойдеятельности 26 Отношениясосверстниками 27 Отношениясосверстниками 28 Конфликты в Межличностные межличностныхотношениях разрешения Межличностныеконфликтыи Межличностные способы их разрешения разрешения 29 Социальныеобщностиигруппы.Челов еквмалойгруппе. 1 1 конфликты испособы их 1 конфликты испособы их 1 Иллюстрировать примерами значениеподдержкисве рстниковдлячеловека. Оценивать собственное умениевзаимодействовать со сверстникамиРефлекциясобственногостил яиформобщениясодноклассникамиидрузья ми,осознанию ценности товарищеской поддержкисверстников. Выражатьсобственноеотношениекразличн ымспособамразрешениямежличностныхко нфликтов Развитие культуры отношений в группе.Осознатьспособыпреодоленияобид ыкакрезультата неэффективного взаимодействиясосверстниками. Умение продуктивно разрешать конфликтна основе учёта интересов и позиций всехегоучастников,поискаиоценкиальтерн ативныхспособовразрешенияконфликта; Способностьдоговариватьсяиприходитько бщемурешениювсовместнойдеятельности, втомчислевситуации столкновенияинтересов. 30 31 32 33 34 Семья и семейныеотношен ия Семейные ценности итрадиции. Основные роличленовсемьи.Досугсем ьи. Человек в малой группе. Семья исемейные отношения. Функциисемьи. Семейные ценности и традиции.Основные роли членов семьи. Досугсемьи. Обобщающийурокпотеме: «Человеквгруппе» Обобщающийурокпотеме: «Наукаобществознание» Всероссийскаяпроверочнаяра бота 1 1 Выражатьсобственноеотношениекразличн ымспособамразрешениясемейныхконфлик тов Формированиеуучащихсяуваженияксемей нымценностям итрадициям. Характеризовать существенные черты «конфликтапоколений»в семье. Умение использовать элементы причинноследственного анализа при характеристикесемейныхконфликтов; Способность выполнять несложныепрактическиезаданияпоана лизуситуаций,связанных с различными способамиразрешениясемейныхконфл иктов;Умениевыражатьсобственноеотнош ениек различным способам разрешения семейныхконфликтов. 1 1 1 Тематическоепланирование7класс(1часвнеделю) № п/п 1 Раздел.Тема урока Элементысодержания Общество Общество как форма Общество как формажизнед жизнедеятельности людей еятельностилюдей. Колвочас ов 2 1 Воспитательныйпотенциал Видыдеятельн остиобучающи хсяс ЗПР Планировать собственную учебную деятельность приизучениикурса Различатьотдел ьныевиды 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Как устроена Общество как формажизнед общественнаяжизнь еятельностилюдей. 1 Социальныенормы Социальныенормыкакре Социальныенормыкакрегуля гуляторыповедениячелов торы екавобществе. поведения человекавобществе.Обществ енные нравы, традициии обычаи Что значит жить Социальныенормыкакрегуля поправилам торы поведения человекавобществе. Общественные нравы, традициии обычаи Экономика Понятиеэкономики.Роль Понятиеэкономики.Рольэко экономики в номикивжизниобщества. жизниобщества. Товары и услуги.Ресурсыипотребност и, ограниченностьресурсов Экономика и Понятиеэкономики.Рольэко ееоснов номикивжизниобщества. ныеучастники Товары и услуги.Ресурсыипотребност и, ограниченностьресурсов Производственнаядея Производство – тельностьчеловека основаэкон омики Производство–основа Производство – основа экономики экономики Обмен, Обмен.Торговляиеёформы.Р торговля, еклама реклама Обмен, торговля, Обмен.Торговляиеёформы. реклама Реклама 2 1 1 12 1 1 1 1 1 1 Выполнятьнесложныепознавательныеипрактическиез адания,основанныенаситуацияхжизнедеятельностиче ловекавразныхсферах общества Раскрывать роль социальных норм как регуляторовобщественнойжизнии поведениячеловека. Практическоеосвоениесоциальныхнормивозможност ь применить знания о социальных нормахдля формирования способности к самоопределению всистемеотношений вобществе. Организовыватьучебноесотрудничествопривыполнен ииигровыхзаданийобэтикетекак разновидностисоциальныхнорм,приработенадпроект ами Объяснятьсущностьпроблемыограниченностиэконом ическихресурсов. Самостоятельноевыделениеиформулированиепознава тельной цели; выбор наиболее эффективныхспособоврешениязадачвзависимостиотк онкретныхусловий; ориентация в социальных ролях; участие вколлективномобсуждении проблем. Формулироватьиаргументироватьсобственныесужде ния,касающиесяотдельныхвопросовэкономическойж изнииопирающиесянаэкономическиезнанияи личныйопыт. Использовать полученные знания при анализе фактовповедения участников экономической деятельности;Оцениватьэтическиенормытрудовойип редпринимательскойдеятельности. Раскрывать значение рационального поведениясубъектов экономической деятельностиАнализировать и оценивать с позиций экономическихзнанийсложившиесяпрактикиимодели поведенияпотребителя. социальныхнор мРаскрывать напростыхприме рахзначениерац иональногопове дениясубъектовэ кономическойде ятельностиХара ктеризоватьэкон омикусемьи,сос тавлятьсемейны йбюджет. Показыватьп оложениеРос сийскойФеде рации накартемира. Приводитьпрост ыепримерыпроя вленияпатриотиз ма изистории и жизнисовременн огообщества. Знать основныегосуда рственныесимво лы 11 Домашнее Экономические функции хозяйство. домохозяйства.Потребление Экономическиефункции домашних хозяйств. 1 домохозяйства.Сем ейныйбюджет. 12 Какимдолженбытьсовре менныйработник.Выбор профессии 13 14 Бедностьибогатство Деньгииихфункции 15 Человеквобществе:труди социальнаялестница Семейный бюджет. Источникидоходовирасходо всемьи.Активыипассивы. Личный финансовыйплан.Какимдол женбытьсовременный работник.Выборпрофессии Экономическиефункциидом охозяйства. Потреблениедомашних хозяйств. Семейный бюджет. Источникидоходовирасходо всемьи.Активыипассивы. Личный финансовый план. Каким долженбытьсовременныйраб отник.Выборпрофессии Деньгииихфункции Грамотно 1 1 1 1 применять полученные знания дляопределения экономически рационального поведенияи порядка действий в конкретных ситуацияхАнализировать структуру семейного бюджета.Сопоставлятьсвоипотребностии возможности,оптимально распределять свои материальные итрудовые ресурсы. Составлятьсемейный бюджет. Выполнятьнесложныепознавательныеипрактическиез адания,основанныенаситуацияхжизнедеятельностиче ловека Раскрыватьнапримерахпроявлениябогатстваматериал ьногоидуховного. Различатьпрожиточныйминимумипотребительскуюк орзину. Объяснять причины неравенства доходов в обществе.Описыватьразличныеформыперераспредел ениядоходов Объяснять с помощью примеров значение интересоввпродвижениичеловекапосоциальнойлестн ице.Раскрыватьвлияниесоциальногоокружениянапол ожениечеловека в обществе Обосновывать связь профессионализма и жизненногоуспеха. Выполнятьнесложныепознавательныеипрактическиез адания,основанныенаситуацияхжизнедеятельностиче ловекавразныхсферахобщества. Учитыватьобщественныепотребностипривыборенапр авлениясвоейбудущейпрофессиональной деятельности РоссийскойФеде рации.Использов атьзнания и умениядляформи рованияспособно стиуважать правадругихлюд ей,выполнять своиобязанности гражданина РФПоказывать наконкретныхпр имерахисторичес когопрошлого исовременностир оссийскогообще ствапроявленият олерантногоотно шения клюдям разныхнационал ьностей 16 17 18 19 20 21 22 23 Обобщающийурокпотеме : «Экономика» Политическаясферажизниобщества Государство, Государство, его его существенныепризнаки. существенныепризнаки. Зачем людям Государство, государство его Функции существенныепризнаки.Фун государства. кциигосударства. Внутренняяивнешняяполити кагосударства ПочемуважнызаконыВну Внутренняя и тренняяивнешняя внешняяполи политикагосударства тика государства Обобщающийурокпотем е: «Государство и егофункции» 1 Сферадуховнойкультуры Культура, ее многообразие и основныеформы Культура и еедостиж ения 2 1 Культура,еемногообразиеио сновныеформы Культура,еемногообразиеио сновныеформы Гражданинигосударство Наше государство — Нашегосударство— РоссийскаяФедерация. Российская Федерация. Гражданственность и патриотизм 4 1 1 1 1 1 8 1 Раскрыватьзадачи(функции)государстванапримересо временногоРоссийского государства. Приводить примеры жизненных ситуаций, в которыхнеобходимы документы, удостоверяющие личность иеёправа(паспорт, СНИЛС) Развитиеуменийработатьснаучнымипонятиями; поискивыделениенеобходимойинформациивисточни ках. Объяснять и конкретизировать с помощью примеровтакиезадачигосударственныхзаконов,какуст ановление и поддержание порядка, равенства всехпередзаконом Оцениватьсущностьизначениеправопорядкаизаконно сти,собственныйвозможныйвкладвихстановлениеи развитие. Осознанносодействоватьзащитеправопорядкавобщес твеправовымиспособамиисредствами Характеризоватьразвитиеотдельныхобластейиформ культуры,выражатьсвоёмнениео явленияхкультуры.Описыватьявлениядуховнойкульт уры. Находитьиизвлекатьсоциальнуюинформациюодости женияхипроблемахразвитиякультурыизадаптированн ыхисточниковразличноготипа.Описывать духовные ценности российского народа ивыражатьсобственное отношениекним. Описыватьпроцессысоздания,сохранения,трансляции иусвоениядостиженийкультуры ОписыватьположениеРоссийскойФедерациинакарте мира. Приводитьпримерыпроявленияпатриотизмаизистори и и жизни современного общества. 24 25 26 27 28 29 30 Нашастрананакартемира Нашегосударство— Российская Федерация. Гражданственность и патриотизм Государственные Государственные символыРоссии символы России Государственные Государственные символыРоссии.Герб,фла символы г,гимн России Конституция Конституция РоссийскойФедерацииРоссийской основной Федерации–основнойзакон законгосударства государства Гражданин Гражданственность России. и Гражданственностьипатр патриотизм. иотизм. Конституционныеправаисво бодычеловекаигражданинав РоссийскойФедерации. Конституционныеобязаннос ти гражданина РоссийскойФедерации Конституционныеправаи Гражданственность свободычеловекаиобязан и ности патриотизм. гражданинаРоссийскойФ Конституционныеправаисво едерации бодычеловекаигражданинав РоссийскойФедерации. Конституционныеобязаннос ти гражданина РоссийскойФедерации Обобщающийурокпотем е: «Гражданин и государство» Социальнаясферажизниобщества 1 1 1 1 1 1 2 Характеризоватьфункциирусскогоязыкакакгосударст венного ОписыватьосновныегосударственныесимволыРоссий скойФедерации. ЗнатьтекстгимнаРоссии. Использовать дополнительные источникиинформациидлясоздан иякороткихинформационныхматериалов,посвящённы хгосударственнымсимволамРоссии Использоватьзнанияиумениядляформированияспособ ности уважать права других людей, выполнятьсвоиобязанности гражданина РФ Объяснять на примерах сущность понятия «гражданственность»,«патриотизм» Приводитьпримерыпроявленияэтихкачествизистории ижизнисовременного общества. Использоватьзнанияиумениядляформированияспособ ности уважать права других людей, выполнятьсвоиобязанности гражданина РФ 31 Мы многонациональный народ – Россия многонациональное государство — 1 Характеризовать и конкретизировать примерамиэтническиеинациональ ныеразличия. 32 ЗащитаОтечества 1 33 Обобщающийурокпотеме :«Обществознание» Всероссийскаяпров ерочнаяработа 1 34 Показывать на конкретных примерах историческогопрошлогоисовременностироссийского обществапроявлениятолерантногоотношенияклюдям разных национальностей Напримерахобъяснятьсодержаниеконституционнойо бязанностизащищать Отечество. Осознавать значение военной службы какпатриотическогодолга. Конкретизироватьспомощьюпримеровзначениеипути подготовкисебяквыполнениювоинскогодолга 1 Тематическоепланирование8класс(1часвнеделю) № п/п 1 2 Раздел.Тема урока Элементысодержания Человек.Деятельностьчеловека Биологическое и Биологическоеисоциальноев социальное в человеке. человеке.Чертысходстваи Понятиедеятельности. различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Способности и потребности человека. Понятие деятельности. Многообразие видовдеятельности.Игра,труд, учение. Общение. Роль деятельностивжизничеловека иобщества. Что делает человека Биологическоеисоциальноев человеком. Роль человеке.Чертысходстваи Колвочас ов 2 1 1 Воспитательныйпотенциал Планировать собственную учебную деятельностьприизучениикурса Определять своё отношение к различным качествамчеловека. Выявлятьсвязьмеждумышлениемиречью. Объяснятьпонятие«самореализация». Определятьи конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности Видыдеятельн остиобучающи хсяс ЗПР ОбъяснятьРазлича тьбиологические исоциальныеособ енностичеловекаП риводитьпримеры основных видовдеятельност иРаскрывать напростыхпример ах деятельности в жизничел овека иобщества. 3 Общество Человек, природа. различий человека иживотного. Индивид,индиви дуальность,личность.Способн остиипотребностичеловека. Понятиедеятель ности.Многообразиевидовдеят ельности.Игра,труд,учение.Об щение.Рольдеятельностивжизн ичеловека иобщества. общество, Взаимосвязь общества иприроды. 4 1 Взаимосвязь обществаи природы 4 Общество как формажизне деятельностилюдей 5 Развитие общества Глобальныепроблемысовр еменности. Обществокакформажизнедеяте льностилюдей.Развитие общества. Общественный прогресс. Основныесферыжизниобществ а и их взаимодействие.Типы обществ. Усиление взаимосвязейстранинародов. Развитие общества. Общественный прогресс. Типыобществ. Усиление взаимосвязей стран и народов.Глобальные проблемы современности. Опасность 1 1 Раскрывать смысл понятия «ноосфера».Оцениватьутверждениеосвязиприро дыиобществаи аргументироватьсвою оценку. Характеризоватьвозможностичеловеческогораз ума. Раскрывать значение моральных норм.Конкретизироватьнапримерахвлияниепри родныхусловий на людей. Анализироватьиоцениватьтекстсзаданных позиций. Анализировать факты и обосновыватьсделанныевыводы Называтьсферыобщественнойжизниихарактерн ыедлянихсоциальныеявления. Показыватьнаконкретныхпримерахвзаимосвязь основныхсферобщественнойжизни Анализировать факты социальнойдействительн ости,связанныесизменениемструктурыобществ а.Раскрыватьсмыслпонятия «общественный прогресс». Приводитьпримерыпрогрессивныхирегрессивн ыхизмененийвобществе. Характеризовать и конкретизировать фактамисоциальнойжизниперемены,происходя значениеморальн ых норм.Анализиров ать иоценивать текстхарактерные Приводитьпример ыосновных сфержизни обществаРазличат ь явлениядуховной иматериальнойку льтуры. Находить иизвлекатьсоциа льнуюинформац ию одостиженияхку льтурыИзвлекать информацию обособенностяхи скусства изУметь применятьнравст венныенормы к реалиямсовремен нойжизни Уметь строитьустное речевоевысказыва ние,слушать ивступатьвдиалог, международноготерроризма.Эк ологическийкризисипути щиев 6 Развитие общества Современноероссийскоеоб щество,особенностиегораз вития. 7 Сферадуховнойкультуры Сферадуховнойжизни 8 Социальныенормы Мораль, ее основныеприн ципы 9 Моральныйвыбор– этоответственность Сферадуховнойкультуры егоразрешения.Современныеср едства связи икоммуникаци и,ихвлияниена нашужизнь. Типыобществ.Современныесре дства связи икоммуникаци и, их влияние нанашужизнь.Современноерос сийское общество, особенностиегоразвития. Культура,еемногообразиеиосно вныеформы. Какусваиваютсясоциальныено рмы. Общественные ценности. Уважениесоци альногомногообразия.Мораль,е еосновныепринципы.Нравстве нность.Роль морали в жизни человекаиобщества.Золотоепра вило нравственности.Гуманизм.Доб роизло.Долг.Совесть. Моральная ответственность. Моральные нормы и нравственныйвыбор. современном 1 1 1 2 1 1 5 обществе (ускорениеобщественногор азвития). Использовать элементы причинноследственногоанализаприхарактеристикеглоба льныхпроблем Определятьсущностныехарактеристикипонятия «культура». Различатьиописыватьявлениядуховнойкультур ы.Находитьиизвлекатьсоциальнуюинформаци юодостиженияхипроблемахкультурыизадаптир ованныхисточников. Характеризоватьдуховныеценностироссийског онарода. Выражатьсвоёотношениектенденциямвкультур номразвитии Объяснятьрольмораливжизниобщества.Характ еризовать основные принципы морали.Характеризоватьморальнуюсторонураз личныхсоциальных ситуаций. Использовать элементы причинноследственного анализа для объяснения влиянияморальныхустоевнаразвитиеобществаи человека. Осуществлять рефлексию своих нравственныхценностей Приводить примеры морального выбора.Давать нравственные оценки собственнымпоступкам,поведениюдр угих людей участвовать вколлективномВ ыявлять иразличать разныесоциальн ыеобщностиигру ппы. Раскрыватьприч инысоциального неравенства.Нах одить иизвлекатьсоци альнуюинформа цию оструктуреобще ства инаправлениях еёизменения изадаптированн ыхисточниковра зличного типаРазличатьп редписанный идостигаемыйст атусы. Выражатьсо бственноеот ношение кпроблемен арастанияВ ыражатьсоб ственное 10 Образование, егозначимос ть в условияхин формационногообщества. Самообразование. 11 Наука в жизнисоврем енного общества 12 Религия как формакультур ы Образование, его значимость вусловияхинформационногооб щества. Системаобра зованиявРоссийскойФедерации .Уровниобщегообразования. Государственнаяитоговая аттестация. Самообразование. 1 Наукавжизнисовременногообщ ества. Научнотехническийпрогрессвсовремен номобществе.Развитиенаукив России. Религиякакформакультуры.Ми ровыерелигии.Рольрелигиивжи зниобщества.Свободасовести. 1 1 отношение ксодержаниюсеме йныхотношенийХ арактеризоватьпр отиворечивостьме жнациональныхот ношенийОценива тьсоциальноезнач ениездорового образаПриводить примерысоциальн ойзащитынаселен ия. Объяснять Определятьсущностныехарактеристикирелигии рольморали в и её рольвкультурнойжизни. жизниобщества Объяснятьсущностьизначениеверотерпимости. . Оценивать значение образования для обществаиличности. Извлекатьинформациюотенденцияхвразвитиио бразованияизразличныхисточников.Объяснять взаимосвязьипреемственностьуровнейобразова ния. Обосновывать своё отношение к непрерывномуобразованию. Характеризоватьсопоройнапримерысовременн уюобразовательнуюполитикуРФ Характеризоватьнаукукакособуюсистемузнани й.Объяснятьвозрастаниеролинаукивсовременно мобществе Раскрыватьсущностьсвободысовести. Оцениватьсвоёотношениекрелигиииатеизму 13 Искусствокакэлементдухо вной культуры общества. 14 Обобщающийурокпотеме: «Сферадуховнойкультуры » Искусствокакэлементдуховной культурыобщества.Влияниеиск усстванаразвитиеличности. 1 1 Извлекатьинформациюобособенностяхискусст ваизразличных текстов. Классифицироватьинформациюовидахискусств аи средствахсозданияобразов. Сравниватьискусствосдругимиформамикульту ры.Характеризоватьсопоройнапримерыособенн остиискусстваиеговлияние наличность Систематизироватьнаиболеечастозадаваемыево просы. Устанавливатьпричиныактуальноститехилиин ыхвопросов для школьников. Определятьсобственноеотношениекявлениямсо временнойжизни. Уметь применять нравственные нормы канализуи оценке социальныхситуаций. Выделятьнравственныйаспектповедения.Соотн осить поступки и события с принятымиэтическимипринципами. Уметьстроитьустноеречевоевысказывание,слу шатьивступатьвдиалог,участвоватьв коллективномобсуждении 15 16 Социальнаясферажизниобщества Социальнаяструктураобщ Социальная структура ества.Социальныеобщност общества. иигруппы Социальные общностиигруппы. 7 1 Социальный Социальныйстатусличности.Со циальныероли.Основныесоциа льные роли вподростков ом возрасте.Соц иальная мобильность. Отношения междупоколе ниями 1 Семья и семейные отношения.Функциисемьи.Сем ейныеценностиитрадиции.Осн овные роли членов семьи.Досугсемьи. 1 статусличн ости.Социальныероли. Социальная мобильность. 17 Семьяисемейныеотношен ия. Функции семьи. Раскрывать причины социального неравенства.Приводитьпримерыразличныхвид овсоциальноймобильности. Характеризоватьпричинысоциальныхконфликт ов, используя межпредметные связи,материалыСМИ;показыватьпутиихразре шения. Находитьиизвлекатьсоциальнуюинформациюо структуреобществаинаправленияхеёизменения изадаптированныхисточников различноготипа Раскрыватьииллюстрироватьпримерамиролево йрепертуар личности. Объяснятьпричиныролевыхразличийпогендерн омупризнаку,показыватьихпроявлениевразлич ныхсоциальныхситуациях. Описыватьосновныесоциальныеролистаршихп одростков. Характеризовать межпоколенческие отношениявсовременномобществе.Выражатьсо бственноеотношениекпроблеменарастания разрывамеждупоколениями Знатьи правильно использовать понятия «функции семьи», «семейные роли», «ценностисемьи».Конкретизироватьсемейныер оли,функциииценностипримерами. Выражатьсобственноеотношениексодержанию семейных ролейи ценностей 18 Этносинация.Отношениям еждунациями. Социальные конфликты и путиих разрешения. Этнос и нация.Национальноесамосозна ние.Отношениямеждунациями. Россия– многонациональноегосударств о. 1 19 Социализация Социализация 1 личности. Отклоняющеесяповедение . личности.О собенностисоциализациивподр остковом возрасте.От клоняющеесяповедение.Опасн остьнаркоманиииалкоголизмад лячеловекаиобщества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальная политика Российскогогосударства. 20 Социальная политика государства 21 Обобщающий урок по теме:«Социальнаясферажиз ниобщества» Экономика 1 1 12 Знатьиправильноиспользоватьвпредлагаемомко нтексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизироватьпримерамиизпрошлогоисовр еменности значение общего историческогопрошлого,традицийвсплочениин арода.Характеризовать противоречивость межнациональныхотношенийвсовременномми ре. Объяснять причины возникновениямежнациональ ных конфликтов ихарактеризоватьвозможныеп утиих разрешения Объяснятьпричиныотклоняющегосяповедения. Оцениватьопасныепоследствиянаркоманиииал коголизмадлячеловекаиобщества. Оцениватьсоциальноезначениездоровогообраза жизни Характеризоватьгосударственныемеханизмыосу ществлениясоциальной политики. Описыватьосновныенаправлениясоциальнойпо литикигосударства. Приводить примеры социальной защитынаселения. Оценивать роль государства в развитиисоциальныхотраслей 22 Понятиеэкономики.Роль экономики в жизниобще ства. Понятие экономики. Рольэкономикивжи зниобщества. 1 Раскрыватьрольэкономикивжизниобщества. Объяснять проблему ограниченностиэкономических ресурсов. Деньгииихфункции. 23 Главные вопросы Типыэкономическихсистем.Соб ственность. 1 экономики 24 Рыночнаяэкономика Рынок и рыночный механизм.Видырынков.Рынокк апиталов. 1 25 Производство Товарыиуслуги.Ресурсыипотре бности,ограниченностьресурсо в.Производство-основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Разделение трудаиспециализация.Произво дительностьтруда. 1 Предпринимательскаядеятельн ость. Издержки, выручка,прибыль. 1 – основаэко номики 26 Предпринимательская деятельность Различатьсвободныеиэкономическиеблага.При водитьпримерыпринятиярешениянаосновеэкон омического выбора Описыватьииллюстрироватьпримерамирешени яосновныхвопросовучастникамиэкономики. Различатьисопоставлятьосновныетипыэкономи ческихсистем. Характеризовать способы координации хозяйственнойжизнивразличныхэкономически хсистемах Характеризовать рыночное хозяйство как одинизспособоворганизацииэкономическойжиз ни.Объяснятьусловияфункционированиярыноч нойэкономическойсистемы. Описыватьдействиерыночногомеханизмаформи рования цен на товары и услугиСравниватьразличные виды рынков. Формулироватьсобственноемнениеороли рыночного механизма регулированияэкономикивжиз ниобщества Объяснять решающую роль производства какисточникаэкономических благ. Называтьииллюстрироватьпримерамифакторы производства. Находитьиизвлекатьсоциальнуюинформациюо производстве из адаптированных источников.Исследоватьнесложныепрактическ иеситуации,связанныесиспользованием различных способов повышенияэффективностип роизводства Описыватьсоциальноэкономическуюрольифункциипредпринимател ьства. Сравниватьразличныеорганизационноправовыеформыпредпринимательскойдеятельн ости.Объяснятьпреимуществаи недостаткималогобизнеса. 27 Роль государства вэкономике 28 Инфляция и семейнаяэко номика 29 Банковскиеуслуги Роль государства в экономике.Экономическиецели ифункции государства. Государственныйбюджет.Нало ги:системаналогов,функции,нал оговыесистемыразных эпох. Налогообложениеграждан 1 Инфляция.Инфляция,еепоследс твия. Семейный бюджет. Источники доходов ирасходовсемьи.Активыипасси вы. Личный финансовыйплан.Сбережения. 1 Банковские 1 услуги, предоставляемыегражданам:де позит,кредит,платежнаякарта,э лектронныеденьги,денежныйпе ревод,обменвалюты. Формы дистанционногобанковскогооб служивания: банкомат, мобильный банкинг, онлайнбанкинг.Защитаотфинансовыхм ахинаций. Выражать собственное отношение к проблемесоблюденияморальноэтическихнормвпредпринимательстве. Оцениватьвозможностисвоегоучастиявпредпри нимательскойдеятельности Характеризоватьэкономическиефункциигосуда рства.Описыватьразличныеформывмешательст вагосударстваврыночныеотношения. Различать прямые и косвенные налоги.Раскрыватьсмыслпонятия«государственн ыйбюджет». Приводитьпримерыгосударственнойполитикир егулированиядоходов ирасходов Различатьноминальныеиреальныедоходыгражд ан.Показыватьвлияниеинфляциинареальные доходы и уровень жизни населения.Называтьииллюстрироватьпримерам иформысбереженияграждан. Объяснять связь семейной экономики синфляционнымипроцессамивстр ане. Оценивать способы использования сбереженийсвоейсемьисточкизренияэкономиче скойрациональности Характеризоватьиконкретизироватьпримерами основныефинансовыеуслугибанка.Объяснять экономический смыслпотребительскогокред итования. Различать виды и потребительскую полезностьплатёжныхкарт. Описыватьрольдистанционныхформбанковског ообслуживания. Выражать собственное отношение к правиламфинансовойбезопасности 30 Страховыеуслуги Страховые 1 услуги: страхованиежизни,здоровья,и мущества,ответственности. Инвестициивреальныеифинанс овые активы. Пенсионноеобеспечение. 31 Рыноктрудаибезработица Рыноктруда.Заработнаяплатаис тимулирование труда. 1 32 Современныйработник Каким 1 33 Обобщающий 34 «Экономика» Обобщающий должен бытьсовременный работник. Выборпрофессии. урок потеме: 1 урок потеме:« Обществознание» Раскрывать социальную значимостьстрахования.Прив одитьпримерывидовстрахования. Определятьцелесообразностьстрахованияразли чныхрисков. Оценивать роль страхования в формированиисвоихсегодняшних и завтрашних доходов. Называтькачествафинансовограмотногочелове ка Характеризоватьбезработицукакзакономерноея влениерыночнойэкономики. Различать экономические и социальныепоследствиябезработи цы. Оцениватьсобственныевозможностинарынкетр уд Характеризоватьтребованиякработникувуслови яхрынка труда. Называтьличностныекачестваработника.Конкр етизировать на примерах влияние уровняпрофессионализмаработниканарезультат производственнойдеятельности. Раскрыватьпреимуществапрофессионализмали чности. Обосновыватьсвязьпрофессионализмаижизнен ногоуспеха Систематизироватьнаиболеечастозадаваемые вопросы.Устанавливатьпричиныактуальностит ехилииных вопросовдляшкольников 1 Тематическоепланирование9класс(1часвнеделю) № п/п Раздел.Тема урока Элементысодержания Колвочас ов Воспитательныйпотенциал Видыдеятель ности обучающихся сЗПР 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Введение.Основныесферыжи Основныесферыжизниобществаиих зни общества и их взаимодействие взаимодействие Политическаясферажизниобщества Политика и власть. Политикаивласть.Рольполитикивжи Рольполитикивж зниобщества. изниобщества. Государство, Государство,егосущественныепризн егосуществе аки.Функциигосударства.Внутрення нныепризнаки.Функции яивнешняяполитикагосударства. государства. Внутренняяивнешняяполити кагосударства. Формагосударства:формыпра Формы правления. вления и государственноФормыгосударственнотерриториальногоустройства территориальногоустройства. Политическиережимы Политическийрежим. Демократия, ее Демократия,ееосновныепризнакии основныеприз ценности. накии ценности. Правовоегосударство Разделение властей. Правовоегосударств о Гражданское общество и Гражданское общество. государство. Местноесамоуправл Местное ение. самоуправление. Участиегражданвполитическ Выборыиреферендумы.Участиегра ой жданвполитическойжизни.Опасност жизни ь политического экстремизма. Опасностьполитического экстремизма. Политические партии и Политическиепартииидвижения,ихр оль вобщественнойжизни. движения, их роль вобщественной жизни. 1 Характеризоватьвластьиполитикукак социальные явленияАнализироватьвлияниеполити ческихотношенийна судьбылюдей. Проиллюстрироватьосновныеидеитем ы урока на примерах из истории,современныхсобытий,личног осоциальногоопыта. Описывать различные формы участиягражданинавполитическойжиз ни. Обосновыватьценностьизначимостьгр ажданскойактивности.Приводитьприм еры гражданственностиОписывать пути разрешениямеждунар одных конфликтов.Обоснов ыватьрольмеждународныхорганизаци йвмежгосударственныхотношениях. ХарактеризоватьзначимостьирольРФ в международных отношенияхУметьобъяснятьявленияи процессысоциальной действительности сопоройна изученныепонятия. Находитьнужнуюсоциальнуюинформ ацию, адекватно еёвоспринимать,п рименяяосновныеобществоведческиет ерминыипонятия,преобразовыватьэту Приводитьприм ерыосновных видовдеятельно стичеловека. Объяснятьзначен ие труда вжизниобществаи человека. Различатьматериа льную иморальнуюоцен ку трудаНаходить в текстероль образованияв современномобщ естве. Моделироватьсо бственноеповеде ние вразличныхситу ацияхмежличнос тныхотношений Оцениватьсобст венноеумениеоб щаться 11 Межгосударственные Межгосударственныеотношения.М отношения. ежгосударственные конфликты Межгосударственныеконфлик испособы их разрешения. тыиспособыих разрешения. информациювсоответствиисрешаемой задачей. 12 13 14 15 16 Обобщающийурокпотеме: «Политическаясферажизниоб щества» Гражданинигосударство Конституционныеосновыгос Конституция ударственного Российской строя Федерации– РоссийскойФедерации. основнойзаконгосударства.Констит уционныеосновыгосударственногос троя РоссийскойФедерации. Конституционныеправа,своб Конституционные права и одыиобязанностичеловека свободычеловекаигражданинавРосс игражданина вРФ ийскойФедерации. Конституционные обязанности гражданина РоссийскойФедерации. Основныемеждународныедо Механизмыреализацииизащитыпра кументы о правах висвободчеловекаигражданинавРФ. человекаиправах ребенка. Основные международныедокументыоправахч еловекаи правахребенка. Органыгосударственнойвлас Взаимоотношения тииуправлениявРоссийскойФ органовгосуда едерации. рственной власти и граждан.Способы взаимодействия с властьюпосредством электронногоп равительства. Органыгосуда рственнойвластииуправлениявРосс ийскойФедерации.ПрезидентРоссий скойФедерации, его основные функции.Федеральное Собрание Анализироватьреальные социальныеситуации. Выбиратьадекватныеспособыдеятельн ости. Уметьвыполнятьпознавательныеипрак тические задания, в том числе сиспользованием проектной деятельности Извлекать и анализироватьинфор мациюпотемеурокаизисточников. Объяснятьвзаимосвязьправанаобразов ание и обязанности получитьобразование Представлять текстовую информациюв схематической и табличной формахи наоборот Извлекать информацию по теме урокаиз правового документа (КонституцииРФ). Сопоставлятьинформациюосоциальн ыхобъектах. Определятькритерииправильности(ко рректности)выполненияучебнойзадач и. Излагатьполученнуюинформацию,инт ерпретируяеёвконтекстерешаемойзада чи. Приводить примеры деятельностиправоохран ительных органовВыполнять познавательные ипрактическиезадания,в томчислесиспользованием проектнойдеятельности. по плану,предложен номуучителемИсс ледоватьпростыеп рактическиеситуа ции,связанные свыявлением местачеловекавгр уппе,проявлением места человека вконкретнойгрупп е. Выполнятьнесло жныепрактически езадания поанализуситуаци й,связанных сразличнымиспос обамиразрешения межличностныхк онфликтов. Выражатьсо бственноеот ношение кразличным способамраз решениясем ейныхконфл иктов. РоссийскойФедерации. Правительство РоссийскойФедерации. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Россия – федеративноегосу дарство.Гражданство Судебнаясистема РФ Правоохранительныеорганы РФ Обобщающийурокпотеме: «Гражданинигосударство» Социальныенормы Рольправавжизничеловека,об ществаигосударства Россия – федеративное государство.Субъекты федерации. ГражданствоРоссийскойФедерации. Судебная система РоссийскойФедерации. Правоохранительныеорганы. Социальные нормы как регуляторыповедениячеловекавобщ естве.Право, его роль в жизни человека,общества и государства. Основныепризнакиправа.Правоимо раль: общееи различия. Основыроссийскогозаконодательства Основы Основы российского российского законодательства законодательства Системарос сийскогозаконодательства.Источни киправа.Нормативныйправовойакт. Правоотношенияисубъекты Правоотношения праваПравоспособностьидеес Правоспособностьидееспособность пособность Особенности Особенности правового правового статусанесовершеннол статусанесовершеннолетнего етнего. Праваребенка . и их защита.Дееспособност ь малолетних.Дееспосо бностьнесовершеннолетнихввозрас теот 14 до18лет. Признаки и Признаки и виды видыправона правонарушений.Понятие,видыифу рушений.Понятиеюридическ нкцииюридическойответственности ой . Работать над проектом, определяя егоцели,этапы,конечный продукт. Находитьнужнуюсоциальноправовуюинформацию,используяИКТ ;применятьприеёизложенииосновные обществоведческие термины и понятия, преобразовыватьинформациювсоотве тствиисрешаемойзадачей Объяснять,почемузаконявляетсянорма тивнымактомвысшейюридическойсил ы. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерияправомерногоповедения. Находить и извлекать информацию оправахпотребителя,предусмотренны хзаконодательствомРФ. Раскрывать на примерах меры защитыправпотребителей. Находить и извлекать информацию осемейныхправоотношенияхизпедагог ически адаптированных источников. Определять собственное отношение креалиям социальноправовойдеятельности. применять знания к анализу и оценкереальныхсоциальныхситуаций. Осознанностроитьвысказывания,слуш атьивступатьвдиалог,участвоватьвкол лективномобсуждении Показыватьп оложениеРос сийскойФеде рации накартемира. Приводитьпрост ые примерыпроявле нияпатриотизма изистории и жизнисовременн огообщества. Знать основныегосуда рственныесимво лыРоссийскойФ едерации. Использоватьзн анияиумениядл яформирования способностиува жать правадругих людей,выполня ть своиобязанност игражданина РФПоказывать наконкретныхп римерахисторич ескогопрошлого исовременности российского ответственности. Презумпцияневиновности. 26 27 28 29 30 31 32 Гражданскиеправоотношени я. Способы защитыгражданскихправ. Гражданскиеправоотношения.Осно вныевидыгражданскоправовыхдоговоров.Правособствен ности.Правапотребителей,защитапр авпотребителей.Способы защитыгражданскихправ. Правонатрудитрудовыеправоо Правонатрудитрудовыеправоотнош тношения. ения. Трудовой договориегозначениеврегулировани итрудовойдеятельностичеловека. Особенностирегулированиятрудара ботниковввозрасте до18 лет. Семьяподзащитойгосударств Семьяподзащитойгосударства.Прав а.Праваиобязанностидетейир аиобязанностидетейиродителей. одителей. Защита интересов и правдетей,оставшихсябезпопечения родителей. Особенностиадминистрати Особенности административновно-правовыхотношений. правовых отношений.Адми Административные нистративныеправонарушения. правонарушения. Виды административногонаказания. Уголовноеправо,основныепон Уголовное право, основные ятияипринципы. понятияипринципы.Понятиеивидып реступлений. Необходимая оборона.Целинаказания.Видынаказа ний. Особенности уголовной ответственностиинаказаниянесовер шеннолетних. Правовое Правовоерегулированиевсфереобраз регулирование ования. отношений в сфере образования Международноегуманитарно Международное е гуманитарноеправо. право. Международно-правовая Международно-правовая защита жертв вооруженныхконфликто обществапроявле ниятолерантного отношения клюдям разныхнационал ьностей в. 33 34 защитажертввооруженныхкон фликтов Обобщающийурокпотеме: «Основы российского законодательства» Обобщающийурокпотеме: «Обществознание»