Приложение к
АОП ООО МАОУ СОШ № 92
Для обучающихся с ЗПР
Адаптированнаяпрограммапоучебномупредмету«Музыка»»
дляобучающихсясЗПР
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР, разработана на
основерабочейпрограммыосновногообщегообразованияпомузыке.Даннаяпрограммасохран
яет основное содержание образования общеобразовательной школы по музыке,
ноотличается
коррекционной
направленностью
обучения.Это
обусловлено
особенностямиусвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности
в
обучении.Приадаптациипрограммыосновноевниманиеобращенонаовладениедетьмипракти
ческими
умениями
и
навыками,
на
уменьшение
объема
теоретических
сведений,включение отдельных тем или целых разделов, материаловобзорного,
ознакомительногохарактера.
Цельобщегомузыкальногообразованияивоспитания:
- развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их
духовнойкультуры;
- наиболееполноотражаетзаинтересованностьсовременногообществаввозрождении
духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятияучащихся,
ихуменияориентироватьсявжизненноминформационномпространстве.
Коррекционно-развивающиезадачи:
• расширениекругозораобучающихся;повышениеихадаптивныхвозможностейблагод
аряулучшению социальной ориентировки;
• обогащениежизненногоопытадетейпутеморганизациинепосредственныхнаблюдени
йвприродеиобществе,впроцессепредметнопрактическойипродуктивнойдеятельности;
• систематизациязнанийипредставлений,способствующаяповышениюинтеллектуальн
ой
активности
учащихся
и
лучшему
усвоению
учебного
материалаподругимучебнымдисциплинам;
• уточнение,
расширениеиактивизациялексическогозапаса,
развитиеустноймонологическойречи;
• улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти,
активизацияпознавательнойдеятельности;
• активизация
умственной
деятельности
(навыков
планомерного
и
соотносительногоанализа,
практическойгруппировкииобобщения,словеснойклассификацииизучаемых
предметов изближайшегоокруженияученика).
Вкачествеприоритетныхвданнойпрограммевыдвигаютсяследующиезадачиинаправления:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому
феномену,осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой
отношения кмиру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих
духовный опытпоколений;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа
иразныхнародовмира, классическимисовременныммузыкальнымнаследием;
- эмоционально-ценностного
отношения
к
искусству,
стремления
к
музыкальномусамообразованию;
- развитие
общей
музыкальности
и
эмоциональности,
эмпатии
и
восприимчивости,интеллектуальной
сферы
и
творческого
потенциала,
художественного вкуса, общихмузыкальных способностей;
освоениежанровогоистилевогомногообразиямузыкальногоискусства,спецификиего
выразительныхсредствимузыкальногоязыка,
интонационнообразнойприродыивзаимосвязисразличнымивидамиискусстваижизнью;
- овладение
художественно-практическими
умениями
и
навыками
в
разнообразныхвидахмузыкальнотворческойдеятельности(слушаниимузыкиипении,инструментальноммузицировали
имузыкально-пластическомдвижении,импровизации, драматизации музыкальных
произведений,
музыкально-творческойпрактикесприменениеминформационнокоммуникативныхтехнологий.
Приоритетным в программе является введение ребенка в мир музыки через
интонации,темыиобразыотечественногомузыкальногоискусства,произведениякоторогорас
сматриваютсявпостоянныхсвязяхиотношенияхспроизведениямимировоймузыкальнойкуль
туры.Воспитаниелюбвиксвоейкультуре,своемународуинастроенностинавосприятиеиныхк
ультур(«Яидругой»)обеспечиваетосознаниеценностейкультурынародовРоссииимира,разви
тиесамосознания ребенка.
-
Планируемыерезультаты:
Музыка:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся с ЗПР как части их
общейкультуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего нравственного
развития,социализации,организациисодержательногокультурногодосуганаосновеосознани
яроли музыкивжизни отдельногочеловекаи общества;
2)
развитиеобщихмузыкальныхспособностей,обучающихсясЗПР,образногомышления,
воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства
наосновевосприятия музыкальныхобразов;
3)
формированиемотивационнойнаправленностинаслушаниемузыки,пение,музицирова
ли,драматизациямузыкальныхпроизведений,музыкально-ритмическихдвижений;
4) воспитаниеэстетическогоотношениякмирумузыки,осознанноговосприятиямузыкальн
ой
информации;
расширение
музыкального
и
общего
культурного
кругозора;воспитаниемузыкальноговкуса,интересакмузыке,классическойисовременнойму
зыке.
Результатыкоррекционнойработы
Коррекция –развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция
нарушенийустнойиписьменнойречи;
коррекциямонологическойречи;
коррекциядиалогическойречи;развитиелексико-грамматическихсредств языка.
Расширениепредставлений об окружающем мире и обогащение
словаря.Коррекцияиндивидуальныхпробеловвзнаниях.
Особенностидетейсзадержкойпсихическогоразвития.Задержкапсихическогоразвития(З
ПР)-этопсихолого-педагогическоеопределениедлянаиболеераспространенного среди всех
встречающихся
у
детей
отклонений
в
психофизическомразвитии.Задержкапсихическогоразвитиякомплекснегрубыхнарушенийразвитиямоторной,познавательной,эмоциональноволевойсфер,речи,стенденциейкихкомпенсации. Понятие — задержка психического
развития
употребляется
по
отношению
кдетямсминимальнымиорганическимиилифункциональнымиповреждениямицентральной
нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения,опорнодвигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственноотсталыми.
Для
них
характерны
незрелость
эмоционально-волевой
сферы
и
недоразвитиепознавательной деятельности, что делает невозможным овладение
программой
массовойшколы.Приэтомвотдельныхслучаяхуребенкастрадаетработоспособность,вдругих
случаях - произвольность в организации деятельности, в-третьих - мотивация к
различнымвидампознавательнойдеятельности.
Особенностидетейсзадержкойпсихическогоразвития,которыенеобходимоучитыв
атьвучебнойдеятельности
-незрелостьэмоциональноволевойсферы,инфантилизм,нескоординированностьэмоциональныхпроцессов;
-преобладаниеигровыхмотивов,дезадаптивностьпобужденийиинтересов;
-низкий уровеньактивностивовсехсферахпсихическойдеятельности;
-ограниченныйзапасобщихсведенийипредставленийобокружающеммире;
-снижениеработоспособности;
-повышеннаяистощаемость;
-неустойчивостьвнимания;
ограниченностьсловарногозапаса,особенноактивного,замедлениеовладенияграмматически
мстроемречи, трудности овладения письменнойречью;
- расстройстварегуляции,программированияиконтролядеятельности,низкийнавыкса
моконтроля;
-болеенизкий уровеньразвитиявосприятия;
- отставаниевразвитиевсехформмышления;
-недостаточная
продуктивность
произвольной
памяти,
преобладание
механическойпамятинадабстрактнологической,снижениеобъемовкратковременнойидолговременнойпамяти.
ОбразовательныепотребностиобучающихсясЗПР
ОбучающиесясЗПРнуждаютсявудовлетворенииособыхобразовательныхпотребностей:
•
организацияобучения с
учетом
спецификиусвоения знаний,
умений
и
навыковобучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении
материала,дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и
средств,способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальныхнедостатковразвития);
•
учетактуальныхипотенциальныхпознавательныхвозможностей,обеспечениеиндивидуа
льного темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разныхкатегорий,обучающихся сЗПР;
•
профилактикаикоррекциясоциокультурнойишкольнойдезадаптации;
•
постоянный(пошаговый)мониторингрезультативностиобразованияисформированност
исоциальнойкомпетенцииобучающихся,уровняидинамикипсихофизическогоразвития;
•
обеспечениенепрерывногоконтролязастановлениемучебнопознавательнойдеятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня,
позволяющегосправлятьсясучебными заданиямисамостоятельно;
•
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе,окружающемупредметномуи социальномумиру;
•
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний,
взакреплениии совершенствованииосвоенныхумений;
•
специальноеобучение«переносу»сформированныхзнанийиуменийвновыеситуациивза
имодействия сдействительностью;
•
постояннаяактуализациязнаний,уменийиодобряемыхобществомнормповедения;
•
использование
преимущественно
позитивных
средствстимуляциидеятельностииповедения;
•
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения
ивзаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование
навыковсоциальноодобряемогоповедения;
Особенностиорганизации образования:
2.4.
УчетработоспособностииособенностейпсихофизическогоразвитияобучающихсясОВ
З:
-замедленностьитемпаобучения
-упрощениеструктурыучебногоматериала
-рациональнаядозировканаурокесодержанияучебногоматериала
-дроблениебольшогозаданиянаэтапы
-поэтапноеразъяснениезадач
-осуществлениеповторностиразъяснениянавсехэтапах урока
-повторениеобучающимисяинструкцийквыполнениюзадания
-сокращениезадания,направленныенаусвоениеключевыхпонятий
-сокращенныетесты,направленныенаотработкунаписанияработы
-предоставлениедополнительноговременидлязавершениязадания
выполнениедиктантоввиндивидуальномрежиме,максимальнаяопоранапрактическую
деятельность и опыт ученика, опора на более развитые способностиребенка
2.5.
Использованиедополнительныхвспомогательныхприемовисредств:
- памятки;
- образцывыполнениязаданий;
- алгоритмыдеятельности;
- печатныекопиизаданий,написанныхнадоске;
- использованиеупражненийспропущеннымисловами/предложениями;
- использование листов с упражнениями, которые требуют
минимальногозаполнения,использованиемаркеровдлявыделенияважнойинформац
ии;
- предоставлениекраткогосодержанияглавучебников;
- использованиеучетныхкарточекдлязаписиглавныхтем;
- предоставлениеучащимсяспискавопросовдляобсуждениядочтениятекста;
- указаниеномеровстраницдлянахожденияверныхответов;
- предоставлениеальтернативыобъемнымписьменнымзаданиям(например,напишите
нескольконебольшихсообщений;представьтеустноесообщениепообозначеннойтеме)
;
- альтернативныезамещенияписьменныхзаданий(лепка,рисование,панорама).
Охранительныйрежим:
- созданиеклиматапсихологическогокомфорта;
- предупреждениепсихофизическихперегрузок;
- введениедостаточнойпродолжительностиперемен(неменее10минутмеждууроками
и20минут-послетретьегоурока,проведениединамическогочаса);
- особоеоформлениеклассныхкомнат,котороедолжноучитыватьспецификувосприя
тияи работоспособностиобучающихсясОВЗ).
2.6.
Особенностиадаптациирабочейпрограммыпоучебномупредмету«Музыка»
Программасоздананаосновепреемственностисуровнемначальногообщегообразован
ия
и
ориентирована
на
расширение
опыта
музыкально-творческой
деятельности,формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым
культурным
традициям.Решениеключевыхзадачличностногоипознавательного,социальногоикоммуник
ативногоразвитияпредопределяетсяцеленаправленнойорганизациеймузыкальнойучебнойд
еятельности,формсотрудничестваивзаимодействияегоучастников
в
художественнопедагогической
деятельности.Преемственность
содержанияпрограммыдляначальной
школы выражается втакихаспектах,как:
-освоениеобучающимисяосновныхзакономерностеймузыкальногоискусства
—интонационнойприродымузыки,цитрон,стилей,языкапроизведенийнародного
творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки; включениевконтекстурокамузыкиширокогокультурологическогопространства,подразумев
ающеговыход зарамки музыки;
-расширениемузыкально-слуховыхпредставленийшкольников,
-развитиеассоциативнообразногомышленияшкольниковнаосновесовершенствования«внутреннегослуха»и«внутре
ннегозрения»путемпривлеченияобразовлитературы, изобразительного искусства;
;-формированиеспособов,уменийинавыковтворческойдеятельности
Критерииоцениваниядостиженийучащихся
1. Проявлениеинтересакмузыке,непосредственныйэмоциональныйоткликнанеё.
2. Высказывание о
прослушанном или исполненном произведении, умение
пользоватьсяпреждевсегоключевымизнаниями впроцессеживоговосприятиямузыки.
3. Ростисполнительскихнавыков,которыеоцениваютсясучётомисходногоуровняподготовки
обучающегося и егоактивностивзанятиях.
Нормы оценки знаний иумений обучающихся. Результаты обучения оцениваются
попятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная
программапредполагаетосвоениеобучающимисяразличныхвидовмузыкальнойдеятельност
и:хоровогопения,слушаниямузыкальныхпроизведений,импровизацию,коллективноемузиц
ирование.
Контрользнаний,уменийинавыков(текущий,тематический,итоговый)наурокахмузыки
осуществляется
в
форме
устного
опроса,
самостоятельной
работы,
тестирования,предполагаетвыявлениеуровняосвоенияучебногоматериалаприизучении,как
отдельных разделов, так и всего предмета «Музыка» в целом. Текущий контроль
усвоенияматериала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически
знания иумения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или
тестовымизаданиями.
Притестированиивсеверныеответыберутсяза100%,тогдаотметкавыставляетсявсоответств
ии стаблицей:
Процент выполнения задания
отметка90%и болееотлично
75-90%хорошо
50-75%удовлетворительно
менее50%-неудовлетворительно.
На уроках проверяется оценивается умение обучающихся слушать
музыкальныепроизведения,даватьсловеснуюхарактеристикуихсодержаниюисредстваммуз
ыкальнойвыразительности,умениесравнивать,обобщать;знаниемузыкальнойлитературы.У
читывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения
черезсредства музыкальной выразительности;
-самостоятельностьвразборемузыкальногопроизведения;умениесравниватьпроизведенияиделатьсамостоятельныеобобщениянаосновеполученныхз
наний.
Нормыоценок.
Оценка«пять»:данправильныйи
полный
ответ,включающий
характеристикусодержаниямузыкальногопроизведения,средствмузыкальнойвыразительно
сти,ответсамостоятельный.
Оценка«четыре»:ответправильный,нонеполный:данахарактеристикасодержанияму
зыкальногопроизведения,средствмузыкальнойвыразительностиснаводящими
(1-2)
вопросамиучителя.
Оценка«три»:ответправильный,нонеполный,средствамузыкальнойвыразительност
ираскрытынедостаточно,допустимынескольконаводящихвопросовучителя.
Оценка«два»:ответобнаруживаетнезнаниеинепониманиеучебногоматериала.
Критерииоценкихоровогопения.
Дляоцениваниякачествавыполненияобучающимисяпевческихзаданийнеобходимо
предварительно
провести
индивидуальное
прослушивание
каждого
ребёнка,чтобыиметьданныеодиапазонеегопевческогоголоса.Учётполученныхданных,содн
ой стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения
ученикомпевческогозадания, сдругой стороны
учестьпривыборезаданияиндивидуальныеособенностиегомузыкальногоразвитияи,такимоб
разом,создатьнаиболееблагоприятныеусловияопроса.Так,например,
предлагая
обучающемуся исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон егоголоса и, если он не
соответствует
диапазону
песни,
предложить
исполнить
его
в
другой,болееудобнойдлянеготональностиилиисполнитьтолькофрагментпесни:куплет,прип
ев,фразу.
Нормыоценок.«5»:
-знаниемелодическойлинииитекстапесни;
-чистоеинтонированиеиритмическиточноеисполнение;-выразительноеисполнение.
«4»: -знаниемелодическойлинииитекстапесни;
-в основном чистое интонирование, ритмически правильное; -пение
недостаточновыразительное.
«3»: -допускаютсяотдельныенеточностивисполнениимелодииитекстапесни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть
ритмическиенеточности; -пениеневыразительное.
Тематическоепланированиедляобучающегося5классасЗПР
Тема(
Колкрупныетем воч
асов
ы)
8
Музыка
как
видискусства
Народноемуз
ыкальноетво
рчество
8
Характеристикаосновныхвидов
деятельностиобычныхобучающи
хся
понимать значение интонации
вмузыке как носителя
образногосмысла;
определять
характермузыкальных образов
(лирических,драматических,
героических,романтических,эпичес
ких);
творчески
интерпретироватьсодержание
музыкальныхпроизведений;
понимать значение
устногонародного
музыкальноготворчествавра
звитииобщейкультурынарод
а;
понимать
взаимосвязьпрофессионал
ьнойкомпозиторскоймузы
киинародного
музыкальноготворчества;
Планируемые виды
деятельностиобучающегос
яс ЗПР
понимать значение интонации
вмузыкекакносителяобразногосмысла;
определять характер
музыкальныхобразов(лирических,др
аматических,героических,
романтических,эпических);
понимать значение устного
народногомузыкального творчества в
развитииобщей культуры народа;
владеть навыками вокальнохоровогомузицирования;
владеть навыками вокальнохоровогомузицирования;
Русскаямузыка
от
эпохисредневек
овьядо рубежа
XIX-XXв.
10
узнавать характерные черты
иобразцытворчествакрупнейши
хрусских композиторов;
анализировать
средствамузыкальной
выразительности:мелодию,ритм
,темп,динамику,лад;
различать жанры
вокальной,инструментальной,
вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной,
симфоническоймузыки;
анализировать средства
музыкальнойвыразительности:
мелодию, ритм, темп,динамику,лад;
различать жанры
вокальной,инструментальной,
симфоническоймузыки;
Зарубежнаяму
зыка
отэпохисредне
вековьядо
рубежа XIXXXв.
8
узнавать характерные черты
иобразцытворчествакрупнейши
хзарубежных композиторов;
определять тембры
музыкальныхинструментов;
называтьиопределятьзвучанием
узыкальных
инструментов:духовых,струнных
,ударных,современных
электронных;
определять тембры
музыкальныхинструментов;
называть и определять
звучаниемузыкальных инструментов:
духовых,струнных,ударных,современ
ныхэлектронных;
34
Тематическоепланированиедляобучающегося6классасЗПР
Тема(
Колвоч
крупныете
асов
мы)
4
Музыка
как
видискусства
Народноемуз
ыкальноетво
рчество
5
Характеристикаосновныхвидов
деятельностиобычныхобучающи
хся
производить интонационнообразный анализ
музыкальногопроизведения;
понимать основной
принциппостроенияиразвития
музыки;
определять основные
жанрырусской народной
музыки:былины, лирические
песни,частушки,
разновидностиобрядовых
песен;
участвовать в
коллективнойисполнительской
деятельности,используя
различные
формыиндивидуального и
групповогомузицирования;
Планируемые виды
деятельностиобучающегос
яс ЗПР
производитьпростой
анализмузыкальногопроизвед
ения;
понимать основной
принциппостроенияиразвития
музыки;
определять основные жанры
русскойнародной музыки: былины,
лирическиепесни,
частушки,разновидностиобрядовыхп
есен;
участвовать в
коллективнойисполнительской
деятельности,
игрупповогомузицирования;
Русскаямузыка
от
эпохисредневек
овьядо рубежа
XIX-XXв.
8
анализировать
средствамузыкальной
выразительности:мелодию,ритм
,темп,динамику,лад;
владеть
музыкальнымитерминамивпреде
лахизучаемойтемы;
анализировать средства
музыкальнойвыразительности:
мелодию, ритм, темп,динамику,лад
владеть музыкальными терминам
впределахизучаемой темы;
Зарубежнаяму
зыка
отэпохисредне
вековьядорубе
жаXIX-XXв.
8
различать и
характеризоватьприемывзаимодей
ствияиразвитияобразов
музыкальныхпроизведений;
различатьихарактеризоватьприем
заимодействия и развития
образовмузыкальных произведений
Русская
изарубежнаям
узыкальнаяку
льтураXXв.
5
проявлятьтворческуюинициативу
участвуя
в
музыкально
эстетическойдеятельности;
Современная
музыкальная
жизни
4
определять
характерныеособенностимузыкал
ьногоязыка;
анализироватьпроизведения
выдающихся
композиторовпрошлогои
современности;
анализировать
различныетрактовки одного и
того жепроизведения,
аргументируяисполнительскую
интерпретациюзамыслакомпозит
ора;
анализировать
творчествоисполнителейавторс
койпесни;
пониматьспецификумузыкикакви
кусства и ее значение в
жизничеловекаиобщества;
34
Тематическоепланированиедляобучающегося7классасЗ
ПР
Тема(
крупныете
мы)
К
Характеристика
о
основных
л видовдеятельностиобычн
ых
обучающихся
в
о
ч
а
с
о
в
Планируемые виды
деятельностиоб
учающегосяс
ЗПР
Народноемуз
ыкальноетво
рчество
Русскаямузыка
от
эпохисредневек
овьядо рубежа
XIX-XXв.
3 понимать
спецификуперевоплощения
народноймузыкивпроизвед
ениях
композиторов;
владеть навыками
вокальнохоровогомузицирован
ия;
8 определять основные
признакиисторических
эпох,стилевыхнаправлений
в русской музыке,понимать
стилевые черты
русскойклассическоймузык
альнойшколы;
передавать свои
музыкальныевпечатлени
я в устнойили
пониматьспецификуперево
площениянародной музыки
в
произведенияхкомпозиторов
;
понимать
взаимосвязьпрофессионал
ьнойи
композиторскоймузыки
определять
основные
признакиисторически
х эпох,
стилевыхнаправлени
йврусской
музыке;
передавать свои
музыкальныевпечатленияв
устнойилиписьменной
форме;
письменнойформе;
Зарубежнаяму 8
зыка
отэпохисредне
вековьядорубе
жаXIX-XXв.
8
Русская
изарубежнаям
узыкальнаяку
льтураXXв.
Современна
ямузыкальн
аяжизни
7
определять основные
признакиисторическихэпох,
стилевыхнаправлений и
национальных
школвзападноевропейскойм
узыке;
размышлять о
знакомоммузыкально
м
произведении,высказ
ывать суждения
обосновной идее, о
средствах
иформахеевоплощени
я;
узнавать характерные
черты
иобразцытворчествакруп
нейшихрусскихизарубеж
ныхкомпозиторов;
различать
интерпретациюклас
сической музыки
всовременныхобраб
отках;
определять
характерныепризнакисовре
меннойпопулярноймузыки;
называть стили рокмузыки и
обосновывать
собственныепредп
очтения,
касающиесямузык
альных
произведений,исп
олнителейимузык
альныхколлективо
в;
эмоционально
проживатьисторичес
киесобытияисудьбы
защитников
Отечества,воплощае
мыевмузыкальных
произведениях;
различать
интерпретациюклассичес
коймузыкивсовременных
обработках;
определятьхарактерны
епризнакисовременнойп
опулярноймузыки;
называть стили рокмузыки и ееотдельных
направлений: рок-
ееотдельныхнаправлений:
рокоперы,рок-н-ролл
3
4
оперы,рок-н-ролл