Приложение к АОП ООО МАОУ СОШ № 92 Для обучающихся с ЗПР Адаптированнаяпрограммапоучебномупредмету«Музыка»» дляобучающихсясЗПР Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР, разработана на основерабочейпрограммыосновногообщегообразованияпомузыке.Даннаяпрограммасохран яет основное содержание образования общеобразовательной школы по музыке, ноотличается коррекционной направленностью обучения.Это обусловлено особенностямиусвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении.Приадаптациипрограммыосновноевниманиеобращенонаовладениедетьмипракти ческими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений,включение отдельных тем или целых разделов, материаловобзорного, ознакомительногохарактера. Цельобщегомузыкальногообразованияивоспитания: - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовнойкультуры; - наиболееполноотражаетзаинтересованностьсовременногообществаввозрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятияучащихся, ихуменияориентироватьсявжизненноминформационномпространстве. Коррекционно-развивающиезадачи: • расширениекругозораобучающихся;повышениеихадаптивныхвозможностейблагод аряулучшению социальной ориентировки; • обогащениежизненногоопытадетейпутеморганизациинепосредственныхнаблюдени йвприродеиобществе,впроцессепредметнопрактическойипродуктивнойдеятельности; • систематизациязнанийипредставлений,способствующаяповышениюинтеллектуальн ой активности учащихся и лучшему усвоению учебного материалаподругимучебнымдисциплинам; • уточнение, расширениеиактивизациялексическогозапаса, развитиеустноймонологическойречи; • улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизацияпознавательнойдеятельности; • активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительногоанализа, практическойгруппировкииобобщения,словеснойклассификацииизучаемых предметов изближайшегоокруженияученика). Вкачествеприоритетныхвданнойпрограммевыдвигаютсяследующиезадачиинаправления: - приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену,осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения кмиру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опытпоколений; - воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа иразныхнародовмира, классическимисовременныммузыкальнымнаследием; - эмоционально-ценностного отношения к искусству, стремления к музыкальномусамообразованию; - развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости,интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общихмузыкальных способностей; освоениежанровогоистилевогомногообразиямузыкальногоискусства,спецификиего выразительныхсредствимузыкальногоязыка, интонационнообразнойприродыивзаимосвязисразличнымивидамиискусстваижизнью; - овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразныхвидахмузыкальнотворческойдеятельности(слушаниимузыкиипении,инструментальноммузицировали имузыкально-пластическомдвижении,импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческойпрактикесприменениеминформационнокоммуникативныхтехнологий. Приоритетным в программе является введение ребенка в мир музыки через интонации,темыиобразыотечественногомузыкальногоискусства,произведениякоторогорас сматриваютсявпостоянныхсвязяхиотношенияхспроизведениямимировоймузыкальнойкуль туры.Воспитаниелюбвиксвоейкультуре,своемународуинастроенностинавосприятиеиныхк ультур(«Яидругой»)обеспечиваетосознаниеценностейкультурынародовРоссииимира,разви тиесамосознания ребенка. - Планируемыерезультаты: Музыка: 1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся с ЗПР как части их общейкультуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего нравственного развития,социализации,организациисодержательногокультурногодосуганаосновеосознани яроли музыкивжизни отдельногочеловекаи общества; 2) развитиеобщихмузыкальныхспособностей,обучающихсясЗПР,образногомышления, воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства наосновевосприятия музыкальныхобразов; 3) формированиемотивационнойнаправленностинаслушаниемузыки,пение,музицирова ли,драматизациямузыкальныхпроизведений,музыкально-ритмическихдвижений; 4) воспитаниеэстетическогоотношениякмирумузыки,осознанноговосприятиямузыкальн ой информации; расширение музыкального и общего культурного кругозора;воспитаниемузыкальноговкуса,интересакмузыке,классическойисовременнойму зыке. Результатыкоррекционнойработы Коррекция –развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушенийустнойиписьменнойречи; коррекциямонологическойречи; коррекциядиалогическойречи;развитиелексико-грамматическихсредств языка. Расширениепредставлений об окружающем мире и обогащение словаря.Коррекцияиндивидуальныхпробеловвзнаниях. Особенностидетейсзадержкойпсихическогоразвития.Задержкапсихическогоразвития(З ПР)-этопсихолого-педагогическоеопределениедлянаиболеераспространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическомразвитии.Задержкапсихическогоразвитиякомплекснегрубыхнарушенийразвитиямоторной,познавательной,эмоциональноволевойсфер,речи,стенденциейкихкомпенсации. Понятие — задержка психического развития употребляется по отношению кдетямсминимальнымиорганическимиилифункциональнымиповреждениямицентральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения,опорнодвигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственноотсталыми. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитиепознавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой массовойшколы.Приэтомвотдельныхслучаяхуребенкастрадаетработоспособность,вдругих случаях - произвольность в организации деятельности, в-третьих - мотивация к различнымвидампознавательнойдеятельности. Особенностидетейсзадержкойпсихическогоразвития,которыенеобходимоучитыв атьвучебнойдеятельности -незрелостьэмоциональноволевойсферы,инфантилизм,нескоординированностьэмоциональныхпроцессов; -преобладаниеигровыхмотивов,дезадаптивностьпобужденийиинтересов; -низкий уровеньактивностивовсехсферахпсихическойдеятельности; -ограниченныйзапасобщихсведенийипредставленийобокружающеммире; -снижениеработоспособности; -повышеннаяистощаемость; -неустойчивостьвнимания; ограниченностьсловарногозапаса,особенноактивного,замедлениеовладенияграмматически мстроемречи, трудности овладения письменнойречью; - расстройстварегуляции,программированияиконтролядеятельности,низкийнавыкса моконтроля; -болеенизкий уровеньразвитиявосприятия; - отставаниевразвитиевсехформмышления; -недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механическойпамятинадабстрактнологической,снижениеобъемовкратковременнойидолговременнойпамяти. ОбразовательныепотребностиобучающихсясЗПР ОбучающиесясЗПРнуждаютсявудовлетворенииособыхобразовательныхпотребностей: • организацияобучения с учетом спецификиусвоения знаний, умений и навыковобучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала,дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальныхнедостатковразвития); • учетактуальныхипотенциальныхпознавательныхвозможностей,обеспечениеиндивидуа льного темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разныхкатегорий,обучающихся сЗПР; • профилактикаикоррекциясоциокультурнойишкольнойдезадаптации; • постоянный(пошаговый)мониторингрезультативностиобразованияисформированност исоциальнойкомпетенцииобучающихся,уровняидинамикипсихофизическогоразвития; • обеспечениенепрерывногоконтролязастановлениемучебнопознавательнойдеятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющегосправлятьсясучебными заданиямисамостоятельно; • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,окружающемупредметномуи социальномумиру; • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, взакреплениии совершенствованииосвоенныхумений; • специальноеобучение«переносу»сформированныхзнанийиуменийвновыеситуациивза имодействия сдействительностью; • постояннаяактуализациязнаний,уменийиодобряемыхобществомнормповедения; • использование преимущественно позитивных средствстимуляциидеятельностииповедения; • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения ивзаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыковсоциальноодобряемогоповедения; Особенностиорганизации образования: 2.4. УчетработоспособностииособенностейпсихофизическогоразвитияобучающихсясОВ З: -замедленностьитемпаобучения -упрощениеструктурыучебногоматериала -рациональнаядозировканаурокесодержанияучебногоматериала -дроблениебольшогозаданиянаэтапы -поэтапноеразъяснениезадач -осуществлениеповторностиразъяснениянавсехэтапах урока -повторениеобучающимисяинструкцийквыполнениюзадания -сокращениезадания,направленныенаусвоениеключевыхпонятий -сокращенныетесты,направленныенаотработкунаписанияработы -предоставлениедополнительноговременидлязавершениязадания выполнениедиктантоввиндивидуальномрежиме,максимальнаяопоранапрактическую деятельность и опыт ученика, опора на более развитые способностиребенка 2.5. Использованиедополнительныхвспомогательныхприемовисредств: - памятки; - образцывыполнениязаданий; - алгоритмыдеятельности; - печатныекопиизаданий,написанныхнадоске; - использованиеупражненийспропущеннымисловами/предложениями; - использование листов с упражнениями, которые требуют минимальногозаполнения,использованиемаркеровдлявыделенияважнойинформац ии; - предоставлениекраткогосодержанияглавучебников; - использованиеучетныхкарточекдлязаписиглавныхтем; - предоставлениеучащимсяспискавопросовдляобсуждениядочтениятекста; - указаниеномеровстраницдлянахожденияверныхответов; - предоставлениеальтернативыобъемнымписьменнымзаданиям(например,напишите нескольконебольшихсообщений;представьтеустноесообщениепообозначеннойтеме) ; - альтернативныезамещенияписьменныхзаданий(лепка,рисование,панорама). Охранительныйрежим: - созданиеклиматапсихологическогокомфорта; - предупреждениепсихофизическихперегрузок; - введениедостаточнойпродолжительностиперемен(неменее10минутмеждууроками и20минут-послетретьегоурока,проведениединамическогочаса); - особоеоформлениеклассныхкомнат,котороедолжноучитыватьспецификувосприя тияи работоспособностиобучающихсясОВЗ). 2.6. Особенностиадаптациирабочейпрограммыпоучебномупредмету«Музыка» Программасоздананаосновепреемственностисуровнемначальногообщегообразован ия и ориентирована на расширение опыта музыкально-творческой деятельности,формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.Решениеключевыхзадачличностногоипознавательного,социальногоикоммуник ативногоразвитияпредопределяетсяцеленаправленнойорганизациеймузыкальнойучебнойд еятельности,формсотрудничестваивзаимодействияегоучастников в художественнопедагогической деятельности.Преемственность содержанияпрограммыдляначальной школы выражается втакихаспектах,как: -освоениеобучающимисяосновныхзакономерностеймузыкальногоискусства —интонационнойприродымузыки,цитрон,стилей,языкапроизведенийнародного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки; включениевконтекстурокамузыкиширокогокультурологическогопространства,подразумев ающеговыход зарамки музыки; -расширениемузыкально-слуховыхпредставленийшкольников, -развитиеассоциативнообразногомышленияшкольниковнаосновесовершенствования«внутреннегослуха»и«внутре ннегозрения»путемпривлеченияобразовлитературы, изобразительного искусства; ;-формированиеспособов,уменийинавыковтворческойдеятельности Критерииоцениваниядостиженийучащихся 1. Проявлениеинтересакмузыке,непосредственныйэмоциональныйоткликнанеё. 2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоватьсяпреждевсегоключевымизнаниями впроцессеживоговосприятиямузыки. 3. Ростисполнительскихнавыков,которыеоцениваютсясучётомисходногоуровняподготовки обучающегося и егоактивностивзанятиях. Нормы оценки знаний иумений обучающихся. Результаты обучения оцениваются попятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программапредполагаетосвоениеобучающимисяразличныхвидовмузыкальнойдеятельност и:хоровогопения,слушаниямузыкальныхпроизведений,импровизацию,коллективноемузиц ирование. Контрользнаний,уменийинавыков(текущий,тематический,итоговый)наурокахмузыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования,предполагаетвыявлениеуровняосвоенияучебногоматериалаприизучении,как отдельных разделов, так и всего предмета «Музыка» в целом. Текущий контроль усвоенияматериала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания иумения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовымизаданиями. Притестированиивсеверныеответыберутсяза100%,тогдаотметкавыставляетсявсоответств ии стаблицей: Процент выполнения задания отметка90%и болееотлично 75-90%хорошо 50-75%удовлетворительно менее50%-неудовлетворительно. На уроках проверяется оценивается умение обучающихся слушать музыкальныепроизведения,даватьсловеснуюхарактеристикуихсодержаниюисредстваммуз ыкальнойвыразительности,умениесравнивать,обобщать;знаниемузыкальнойлитературы.У читывается: -степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения черезсредства музыкальной выразительности; -самостоятельностьвразборемузыкальногопроизведения;умениесравниватьпроизведенияиделатьсамостоятельныеобобщениянаосновеполученныхз наний. Нормыоценок. Оценка«пять»:данправильныйи полный ответ,включающий характеристикусодержаниямузыкальногопроизведения,средствмузыкальнойвыразительно сти,ответсамостоятельный. Оценка«четыре»:ответправильный,нонеполный:данахарактеристикасодержанияму зыкальногопроизведения,средствмузыкальнойвыразительностиснаводящими (1-2) вопросамиучителя. Оценка«три»:ответправильный,нонеполный,средствамузыкальнойвыразительност ираскрытынедостаточно,допустимынескольконаводящихвопросовучителя. Оценка«два»:ответобнаруживаетнезнаниеинепониманиеучебногоматериала. Критерииоценкихоровогопения. Дляоцениваниякачествавыполненияобучающимисяпевческихзаданийнеобходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка,чтобыиметьданныеодиапазонеегопевческогоголоса.Учётполученныхданных,содн ой стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения ученикомпевческогозадания, сдругой стороны учестьпривыборезаданияиндивидуальныеособенностиегомузыкальногоразвитияи,такимоб разом,создатьнаиболееблагоприятныеусловияопроса.Так,например, предлагая обучающемуся исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон егоголоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить исполнить его в другой,болееудобнойдлянеготональностиилиисполнитьтолькофрагментпесни:куплет,прип ев,фразу. Нормыоценок.«5»: -знаниемелодическойлинииитекстапесни; -чистоеинтонированиеиритмическиточноеисполнение;-выразительноеисполнение. «4»: -знаниемелодическойлинииитекстапесни; -в основном чистое интонирование, ритмически правильное; -пение недостаточновыразительное. «3»: -допускаютсяотдельныенеточностивисполнениимелодииитекстапесни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмическиенеточности; -пениеневыразительное. Тематическоепланированиедляобучающегося5классасЗПР Тема( Колкрупныетем воч асов ы) 8 Музыка как видискусства Народноемуз ыкальноетво рчество 8 Характеристикаосновныхвидов деятельностиобычныхобучающи хся понимать значение интонации вмузыке как носителя образногосмысла; определять характермузыкальных образов (лирических,драматических, героических,романтических,эпичес ких); творчески интерпретироватьсодержание музыкальныхпроизведений; понимать значение устногонародного музыкальноготворчествавра звитииобщейкультурынарод а; понимать взаимосвязьпрофессионал ьнойкомпозиторскоймузы киинародного музыкальноготворчества; Планируемые виды деятельностиобучающегос яс ЗПР понимать значение интонации вмузыкекакносителяобразногосмысла; определять характер музыкальныхобразов(лирических,др аматических,героических, романтических,эпических); понимать значение устного народногомузыкального творчества в развитииобщей культуры народа; владеть навыками вокальнохоровогомузицирования; владеть навыками вокальнохоровогомузицирования; Русскаямузыка от эпохисредневек овьядо рубежа XIX-XXв. 10 узнавать характерные черты иобразцытворчествакрупнейши хрусских композиторов; анализировать средствамузыкальной выразительности:мелодию,ритм ,темп,динамику,лад; различать жанры вокальной,инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфоническоймузыки; анализировать средства музыкальнойвыразительности: мелодию, ритм, темп,динамику,лад; различать жанры вокальной,инструментальной, симфоническоймузыки; Зарубежнаяму зыка отэпохисредне вековьядо рубежа XIXXXв. 8 узнавать характерные черты иобразцытворчествакрупнейши хзарубежных композиторов; определять тембры музыкальныхинструментов; называтьиопределятьзвучанием узыкальных инструментов:духовых,струнных ,ударных,современных электронных; определять тембры музыкальныхинструментов; называть и определять звучаниемузыкальных инструментов: духовых,струнных,ударных,современ ныхэлектронных; 34 Тематическоепланированиедляобучающегося6классасЗПР Тема( Колвоч крупныете асов мы) 4 Музыка как видискусства Народноемуз ыкальноетво рчество 5 Характеристикаосновныхвидов деятельностиобычныхобучающи хся производить интонационнообразный анализ музыкальногопроизведения; понимать основной принциппостроенияиразвития музыки; определять основные жанрырусской народной музыки:былины, лирические песни,частушки, разновидностиобрядовых песен; участвовать в коллективнойисполнительской деятельности,используя различные формыиндивидуального и групповогомузицирования; Планируемые виды деятельностиобучающегос яс ЗПР производитьпростой анализмузыкальногопроизвед ения; понимать основной принциппостроенияиразвития музыки; определять основные жанры русскойнародной музыки: былины, лирическиепесни, частушки,разновидностиобрядовыхп есен; участвовать в коллективнойисполнительской деятельности, игрупповогомузицирования; Русскаямузыка от эпохисредневек овьядо рубежа XIX-XXв. 8 анализировать средствамузыкальной выразительности:мелодию,ритм ,темп,динамику,лад; владеть музыкальнымитерминамивпреде лахизучаемойтемы; анализировать средства музыкальнойвыразительности: мелодию, ритм, темп,динамику,лад владеть музыкальными терминам впределахизучаемой темы; Зарубежнаяму зыка отэпохисредне вековьядорубе жаXIX-XXв. 8 различать и характеризоватьприемывзаимодей ствияиразвитияобразов музыкальныхпроизведений; различатьихарактеризоватьприем заимодействия и развития образовмузыкальных произведений Русская изарубежнаям узыкальнаяку льтураXXв. 5 проявлятьтворческуюинициативу участвуя в музыкально эстетическойдеятельности; Современная музыкальная жизни 4 определять характерныеособенностимузыкал ьногоязыка; анализироватьпроизведения выдающихся композиторовпрошлогои современности; анализировать различныетрактовки одного и того жепроизведения, аргументируяисполнительскую интерпретациюзамыслакомпозит ора; анализировать творчествоисполнителейавторс койпесни; пониматьспецификумузыкикакви кусства и ее значение в жизничеловекаиобщества; 34 Тематическоепланированиедляобучающегося7классасЗ ПР Тема( крупныете мы) К Характеристика о основных л видовдеятельностиобычн ых обучающихся в о ч а с о в Планируемые виды деятельностиоб учающегосяс ЗПР Народноемуз ыкальноетво рчество Русскаямузыка от эпохисредневек овьядо рубежа XIX-XXв. 3 понимать спецификуперевоплощения народноймузыкивпроизвед ениях композиторов; владеть навыками вокальнохоровогомузицирован ия; 8 определять основные признакиисторических эпох,стилевыхнаправлений в русской музыке,понимать стилевые черты русскойклассическоймузык альнойшколы; передавать свои музыкальныевпечатлени я в устнойили пониматьспецификуперево площениянародной музыки в произведенияхкомпозиторов ; понимать взаимосвязьпрофессионал ьнойи композиторскоймузыки определять основные признакиисторически х эпох, стилевыхнаправлени йврусской музыке; передавать свои музыкальныевпечатленияв устнойилиписьменной форме; письменнойформе; Зарубежнаяму 8 зыка отэпохисредне вековьядорубе жаXIX-XXв. 8 Русская изарубежнаям узыкальнаяку льтураXXв. Современна ямузыкальн аяжизни 7 определять основные признакиисторическихэпох, стилевыхнаправлений и национальных школвзападноевропейскойм узыке; размышлять о знакомоммузыкально м произведении,высказ ывать суждения обосновной идее, о средствах иформахеевоплощени я; узнавать характерные черты иобразцытворчествакруп нейшихрусскихизарубеж ныхкомпозиторов; различать интерпретациюклас сической музыки всовременныхобраб отках; определять характерныепризнакисовре меннойпопулярноймузыки; называть стили рокмузыки и обосновывать собственныепредп очтения, касающиесямузык альных произведений,исп олнителейимузык альныхколлективо в; эмоционально проживатьисторичес киесобытияисудьбы защитников Отечества,воплощае мыевмузыкальных произведениях; различать интерпретациюклассичес коймузыкивсовременных обработках; определятьхарактерны епризнакисовременнойп опулярноймузыки; называть стили рокмузыки и ееотдельных направлений: рок- ееотдельныхнаправлений: рокоперы,рок-н-ролл 3 4 оперы,рок-н-ролл