Приложение к АООП ООО АРП Литература

Приложение к
АОП ООО МАОУ СОШ № 92
Для обучающихся с ЗПР
Адаптированная программа по учебному предмету «Литература»
для обучающихся с ЗПР (7.1.)
АдаптированнаярабочаяпрограммадляобучающихсясЗПР,разработананаоснове
рабочейпрограммыосновногообщегообразованияпоЛитературе.Даннаяпрограммасохраняето
сновноесодержаниеобразованияобщеобразовательнойшколыпоРусскомуязыку,ноотличаетсяк
оррекционнойнаправленностьюобучения.Этообусловленоособенностями усвоения учебного
материала детьми, испытывающими стойкие трудности вобучении. При адаптации
программы
основное
внимание
обращено
на
овладение
детьмипрактическимиумениямиинавыками,науменьшениеобъематеоретическихсведений,вкл
ючение
отдельных
тем
или
целых
разделов,
материалов
обзорного,
ознакомительногохарактера.
Всилусвоихособенностей,даннаякатегориядетейиспытываеттрудностивусвоенииучеб
ногоматериала.Исходяизконтингентаобучающихсяприорганизацииобразовательнойдеятельн
остииспользуютсякоррекционно-развивающиетехнологии,разнообразные
методыиприёмыпедагогическойподдержки,а
именно,большийакцентделаетсянанаглядныхипрактическихметодахобучения.Атакжепримен
яютсяиндуктивныеметоды,репродуктивныйметод,игровыеметоды,приемыопережающегообу
чения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного,
приемкомментированияи пр.
Общаяцельизученияпредмета-обеспечениевыполнениятребованийФГОСОООпосредством
создания условий для максимального удовлетворения особых образовательныхпотребностей,
обучающихся с ЗПР. При обучении детей с задержкой психического развитиярусскому языку
ставятся те же задачи, что и в массовой школе.В 5-9 классах изучениерусского языка
направлено на формирование у учащихся грамотного письма, развитие ихречии мышления,
наразностороннеестановлениеличности.
По мимо реализации общих задач, указанных в ООП ООО МАОУ СОШ № 92.
АОПОООЗПРпредусматриваетрешениеспециальныхзадач:
 формироватьпознавательныеинтересыданнойгруппышкольниковиихсам
ообразовательныенавыки;
 создать условия для развития учащегося в своем персональном темпе, исходя из
егообразовательных способностей иинтересов;
 развить мышление, память, внимание, восприятие через индивидуальный
раздаточныйматериал;
 развитьнавыкичтенияиобразно-эмоциональнуюречевуюдеятельность;
 помочьшкольникамприобрести(достигнуть)уровняобразованности,соответствующегоего
личному потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования
идальнейшегоразвития;
 научитьобщимпринципампостановкиирешенияпознавательныхпроблем:анализуцелейи
результатов; выявлению общего и различного; выявлению предпосылок (т.е.
анализусловий,обоснование,выявлениепричин).
Планируемыерезультаты.
1) осознаниезначимостичтенияиизучениялитературыдлясвоегодальнейшеголичностногоразв
ития; формирование потребности в чтении как средстве познания мира и
себя,установлениягармоничных отношениймеждулюдьми,природой иобществом;
2) понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей народа,
какспособапознанияи понимания мира;

3) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе

изучениялитературных произведений российской культуры, культуры своего народа,
мировойкультуры;
4) воспитание читателя, способного аргументировать свое мнение, создавать
развернутыевысказывания,участвоватьвобсуждениипрочитанного,планироватьсвоедосугово
ечтениес учетом рекомендаций заинтересованных в его личностном развитии лиц
(педагогов,психологов,логопедов, дефектологов, библиотекарей и др.);
5) овладениеанализомтекстанаосновепониманияпринципиальныхотличийлитературногохуд
ожественного текста от научного, делового, публицистического; формирование
уменийвоспринимать и анализировать прочитанное, на основе эмоционального восприятия
иинтеллектуальногоосмысления.
Коррекционнаяработа
Совершенствованиедвиженийисенсомоторногоразвития:развитиемелкоймоторикиипальцевр
ук;развитиенавыковкаллиграфии;развитиеартикуляционноймоторики.Коррекцияотдельныхст
орон психической деятельности:коррекция
– развитиевосприятия,представлений,ощущений;коррекция
– развитиепамяти;коррекция
– развитие
внимания;
формирование
обобщенныхпредставлений
о
свойствахпредметов(цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и
ориентации; развитиепредставленийо времени.
Развитиеразличныхвидовмышления: развитиенаглядно-образногомышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связимеждупредметами, явлениями и событиями).
Развитие
основных
мыслительных
операций:
развитие
умения
сравнивать,
анализировать;развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по
словесной иписьменнойинструкциям,алгоритму;умениепланировать деятельность.
Коррекциянарушенийвразвитииэмоциональноличностнойсферы:развитиеинициативности,стремлениядоводитьначатоеделодоконца;форми
рованиеуменияпреодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения;
формированиеадекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формированиеуменияанализироватьсвоюдеятельность;воспитаниеправильногоотношенияккр
итике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция
нарушенийустной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция
диалогической речи;развитиелексико-грамматическихсредств языка.
Расширениепредставленийобокружающеммиреиобогащениесловаря.
5 класс
- осознаниезначимостичтенияиизучениялитературыдлясвоегодальнейшегоразвития;формирован
ие потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этоммире,гармонизацииотношенийчеловекаиобщества, многоаспектногодиалога;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа,
какособогоспособапознания жизни;
- обеспечениекультурнойсамоидентификации,осознаниекоммуникативноэстетическихвозможностейродногоязыканаосновеизучениявыдающихсяпроизведенийроссийской
культуры,культурысвоего народа,мировойкультуры;
- воспитаниеквалифицированногочитателясосформированнымэстетическимвкусом,способного
аргументировать
своё
мнение
и
оформлять
его
словесно
в
устных
и
письменныхвысказыванияхразныхжанров,создаватьразвёрнутыевысказыванияаналитическогоии
нтерпретирующегохарактера,участвоватьвобсуждениипрочитанного,сознательнопланироватьсво
ёдосуговое чтение;
- развитиеспособностипониматьлитературныехудожественныепроизведения,отражающиеразные
этнокультурные традиции;

- овладениепроцедурамисмысловогоиэстетическогоанализатекстанаосновепониманияпринципиа
льныхотличийлитературногохудожественноготекстаотнаучного,делового,публицистическогоит.п
.,формированиеуменийвоспринимать,анализировать,критическиоцениватьиинтерпретироватьпро
читанное,осознаватьхудожественнуюкартинужизни,отражённую в литературном произведении,
на уровне не только эмоционального восприятия, ноиинтеллектуального осмысления.
6 класс
К концу VI класса обучающиеся должны сформировать представление о специфике
литературыкакискусствеслова,умениеосознанногочтения,способностиобщениясхудожественным
миромпроизведенийразныхжанров(впервуюочередьлирикииэпоса).Должныуметьпроизводить
сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, видетьсвоеобразие
авторской позиции. Знать теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5 классе,
восновномохватывающиевнутреннююструктурупроизведенияоттроповдокомпозиции.
Творческиеработыучащихсядолжнывключатьсочиненияразных
типов(характеристикалитературногогероя,сопоставлениеэпизодов,отзывопрочитаннойкниге), а
также
могут
включать
сочинениезагадок,
сказок,
басен,
киносценариев,
рассказов,стихотворений,баллад идр.
7 класс
К концу VII класса обучающиеся должны развить способности формулировать
иаргументированоотстаиватьличностнуюпозицию,связаннуюснравственной
проблематикойпроизведения.Совершенствоватьуменияанализаиинтерпретациихудожественногот
екста,предполагающиеустановлениесвязейпроизведениясисторическойэпохой,культурнымконтек
стом,литературнымокружениемисудьбойписателя.Иметьпредставлениеородахижанрах
литературы. Знатьтеориюлитературы, включающуювсебяизучение литературныхродов(эпос,
лирика, драма) ижанров(роман, биография, житие, притча,
проповедь,исповедь,новелла,стихотворениевпрозе,послание,эпиграмма,ода,сонет,элегия,комедия
,трагедия). Углубляютсяпредставленияо понятиях,изученных ранее.
Уметь писать сочинения усложнённые по объему и проблематике: сравнительная
характеристикагероев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов.
Обучающиеся
такжемогутсоздаватьстилизациивжанренароднойлирическойпесни,
оды,эпиграммыидр.
8 класс
КконцуVIIIклассаобучающиесядолжныразвитьспособностиформулироватьиаргументировано
отстаивать
личностную
позицию,
связанную
с
нравственной
проблематикойпроизведения.Совершенствоватьуменияанализаиинтерпретациихудожественногот
екста,предполагающиеустановлениесвязейпроизведениясисторическойэпохой,культурнымконтек
стом, литературным окружением и судьбой писателя. Иметь представление о родах
ижанрахлитературы.Знатьтеориюлитературы,включающуювсебяизучениелитературныхродов
(эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь,новелла,
стихотворение
в
прозе,
послание,
эпиграмма,
ода,
сонет,
элегия,
комедия,
трагедия).Углубляютсяпредставления о понятиях, изученных ранее.
Уметь писать сочинения усложнённые по объему и проблематике: сравнительная
характеристикагероев, сопоставление близких сюжетов
в произведениях разных
авторов.обучающиеся такжемогутсоздаватьстилизациивжанре народнойлирическойпесни,оды,
эпиграммыидр.
9 класс
КконцуIXклассаобучающиесядолжныразвитьспособностиформулироватьииаргументировано
отстаивать
личностную
позицию,
связанную
с
нравственной
проблематикойпроизведения.Совершенствоватьуменияанализаиинтерпретациихудожественногот
екста,предполагающиеустановлениесвязейпроизведениясисторическойэпохой,культурнымконтек
стом,литературнымокружениемисудьбойписателя.Уметьсистематизироватьпредставлений
о
родах
и
жанрах
литературы.
Знать
теорию
литературы,
включающую
в
себяизучениелитературныхродов(эпос,лирика,драма)ижанров(роман,биография,житие,притча,

проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет,
элегия,комедия,трагедия). Углубляютсяпредставленияопонятиях, изученных ранее.
Сочиненияусложняютсяпообъемуипроблематике:сравнительнаяхарактеристикагероев,сопоставл
ение близких сюжетов в произведениях разных авторов. Обучающиеся также
могутсоздаватьстилизациивжанре народнойлирическойпесни, оды, эпиграммы идр.

Планированиеработывклассе
 УпрощениезаданийдляребенкасОВЗ,делаяакцентнаосновныеидеи.
 Заменаписьменныхзаданийальтернативными.
 Выдачазаданиянавыборпосодержанию,формевыполнения.
 Уменьшениеобъемавыполняемойученикомработы.
 Организацияработывпарах,вгруппах.
 Предложениечетких алгоритмовдляработы.
 Использованиезнаковыхсимволовдляориентацииребенкомввыполнениизаданий,план
ированиидействий.
 Предусмотрениевходеурокасменыдеятельностиучащихся,чередованиеактивнойработ
ы сотдыхом.
 Предоставление ребенку возможности выйти из класса и побыть в «спокойной
зоне»,если он находиться всостоянии стресса.
 Обязательноеиспользованиенаглядныхсредств.
 Вклассеинапартеребенканедолжнобытьпредметов,способныхотвлечьегоотработы.
 Дублированиезадания,записанногонадоске,враспечаткедляребенка.
 Избеганиезаданийнапереписывание.
 Группировкапохожихзаданийвместе.
Работасзаданиями
 Заданиедолжнобытьсформулированокаквустном,таки вписьменномвиде.
 Заданиедолжнобытькратким,конкретным,однимглаголом
.Ребенокдолженповторитьзадание.
 Заданиеможноформулироватьвнесколькоэтапов.
 Приформулированиизаданийнужнопоказатьконечныйпродукт(законченныйтекст,реш
ениезадачи...)
 Формулируязадание,нужностоятьрядомсребенком.
 Нужнодаватьребенкувозможностьзакончитьначатоезадание.
Системаоцениванияпопредмету
Оценкаустныхответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями
впределахпрограммыданного класса:
1. знаниетекстаипониманиеидейно-художественногосодержанияизученногопроизведения;
2. умениеобъяснитьвзаимосвязьсобытий,характерипоступкигероев;
3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержанияизученногопроизведения;
4. знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при
анализепроизведений,изучаемых вклассе и
прочитанныхсамостоятельно;
5. умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими
идеямиэпохи;

6. уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать
напоставленныйвопрос,бегло,правильноивыразительно читатьхудожественныйтекст.
Приоценкеустныхответовполитературемогутбытьследующиекритерии:
Отметка«5»:ответобнаруживаетпрочныезнанияиглубокоепониманиетекстаизучаемогопроизведе
ния;умениеобъяснитьвзаимосвязьсобытий,характерипоступкигероев,рольхудожественных
средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения;привлекатьтекстдляаргументациисвоихвыводов;раскрыватьсвязьпроизведениясэпо
хой;свободновладетьмонологическойречью.
Отметка«4»:ставитсязаответ,которыйпоказываетпрочноезнаниеидостаточноглубокоепонимание
текстаизучаемогопроизведения;заумениеобъяснитьвзаимосвязьсобытий,характеры и поступки
героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; умение привлекать текст произведения
дляобоснованиясвоихвыводов;хорошовладетьмонологическойлитературнойречь
ю;однакодопускают2-3 неточностивответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание
текстаизучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии
идейно-художественногосодержанияпроизведения, нонедостаточное умениепользоваться
этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании
ответа,недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции
и языкеответа,несоответствиеуровня чтения установленнымнормамдляданногокласса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания
пизведения;неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших
художественныхсредстввраскрытииидейноэстетическогосодержанияпроизведения,слабоевладениемонологическойречьюитехникойчтения,
бедностьвыразительныхсредств языка.
Оценкатестовыхработ.
Припроведениитестовыхработполитературекритерииоценокследующие:
«5»- 90 – 100%;
«4»- 78 – 89%;
«3»- 60 – 77%;
«2»-менее 59 %.
КритерииинормативыоценкиСОЧИНЕНИЙ
Критериямиоценкисодержанияикомпозиционногооформления сочиненийявляются:
-соответствиеработытеме,наличиеираскрытиеосновноймысливысказывания;
-полнотараскрытиятемы;
-правильностьфактическогоматериала;
-последовательностьилогичностьизложения;
-правильноекомпозиционноеоформлениеработы.
Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве
фактических(см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так,
отметка
«5»ставитсяприотсутствиикакихлибоошибок,нарушающихперечисленныекритерии,аотметку
«4»можнопоставитьприналичиидвухнедочетоввсодержании.
Критерииинормативыоценкиязыковогооформления
Основными
качествами
хорошей
речи,
которые
лежат
в
основе
речевых
навыковобучающихсяпринятосчитатьбогатство,точность,выразительностьречи,ееправильность,у
местностьупотребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки
зренияследующихкритериев:
-богатство(разнообразие)словаряиграмматическогострояречи;
-стилевоеединствоивыразительностьречи;
-правильностьиуместностьупотребленияязыковыхсредств.
Показателямибогатстваречиявляютсябольшойобъемактивногословаря,развитойграмматический
строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных входе оформления
высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и
речи,выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной
речевойситуации.Точностьречи,такимобразом,преждевсего,зависитотуменияобучающихся

пользоватьсясинонимами,отуменияправильноиспользоватьвозможностилексическойсочетаемост
ислов,отпониманияразличныхсмысловыхоттенковлексическихединиц,отправильностииточности
использованиянекоторых грамматическихкатегорий
(например,личныхиуказательныхместоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые
соответствуютцелям,условиямисодержаниюречевогообщения.Этозначит,чтопишущийпонимаето
собенностиречевойситуации,спецификуусловийречи,придаетвысказываниюсоответствующую
стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства.Так, в
художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические
иморфологическиекатегории,употребляющиесявпереносном значении.Здесь
неуместнытермины,конструкциииобороты,свойственныенаучномустилюречи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов
сосниженнойстилистическойокраской,неумениепользоватьсястилистическимисинонимами.
Правильностьиуместностьязыковогооформленияпроявляетсявотсутствииошибок,нарушающихли
тературныенормы-лексическиеиграмматические(авустнойречипроизносительные) - и правила
выбора языковых средств в соответствии с разными задачамивысказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая –
заграмотность.
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным
нормамнеобходимоучитыватьвсетребования,предъявляемыекраскрытиютемы,атакжексоблюдени
юречевых норм (богатство,выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных
играмматическихошибок.
Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового
оформлениясочиненийиизложений.

Основныекритерииоценкизаизложениеисочинение
Оценка
«5»

Содержаниеиречь
1.Содержание работы полностью соответствует
теме.2.Фактическиеошибки отсутствуют.
3. Содержаниеизлагаетсяпоследовательно.
4. Работа
отличается
богатством
словаря,
разнообразиемиспользуемыхсинтаксическихконструкций
,точностьюсловоупотребления.
5. Достигнутыстилевоеединствоивыразительностьтекста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 12речевыхнедочета.

Грамотность
Допускаются:
I орфографическая, или
Iпунктуационная, или
1грамматическаяошибки

«4»

1.Содержаниеработывосновномсоответствуеттеме
(имеютсянезначительныеотклоненияоттемы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются
единичныефактическиенеточности.
3.Имеются
незначительные
нарушения
последовательностивизложениимыслей.
4.Лексическийиграмматическийстройречидостаточно
разнообразен.
5.Стильработыотличаетсяединствомидостаточной
выразительностью.
Вцеломвработедопускаетсянеболее 2недочетовв
содержанииинеболее3-4 речевыхнедочетов.

Допускаются:
2(3повторяющиеся)
орфографическиеи2
пунктуационные
ошибки,или 1
орфографическаяи3
пунктуационные
ошибки,или 4
пунктуационныеошибкипри
отсутствии
орфографическихошибок,а
также2грамматические
ошибки
Допускаются:

1.Вработедопущенысущественныеотклонения

2. Работадостовернавглавном,новнейимеютсяотдельныеф

актическиенеточности.
3. Допущеныотдельныенарушенияпоследовательностиизл
ожения
4. Беденсловарьиоднообразныупотребляемыеси
нтаксические конструкции,
встречаетсянеправильноесловоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством,
речьнедостаточновыразительна.
Вцеломвработедопускаетсянеболее4недочетоввсоде
ржаниии5 речевыхнедочетов.
Работанесоответствуеттеме.Допущеномногофактических
неточностей.
Нарушенапоследовательностьмыслейвовсехчастяхработы
,отсутствуетсвязьмеждуними,работанесоответствуетплан
у.Крайнебеденсловарь,работанаписанакороткимиоднотип
нымипредложениямисослабовыраженнойсвязьюмеждуни
ми,частыслучатнеправильного
словоупотребления. Нарушено стилевое единство
текста.Вцеломвработедопущено6недочетовидо7речевыхн
едочетов

«2»

4орфографическиеи
4пунктуационныеошибки,
или 3 орфографических и
5пунктуационных,или
7пунктуационных.прио
тсутствииорфографиче
ских

Допускаются:
7 орфографическихи
7пунктуационных
ошибок;или
6 орфографических и
8пунктуационных;
или
5 орфографических и
9пунктуационных;
или 8 орфографических.и
5пунктуационных, а также
7грамматических

Тематическое планирование для
обучающегося с
ЗПР5 класс
Разделып
рограммы

Введение

Ко
лво
час
ов
1

Измифологии

4

ХарактеристикаосновныхвидовдеятельностиобучающегосясЗП
Р

Читают и понимают
текст.Подбираютключевыес
лова..
Работаютс учебником,отвечаютнавопросы.
Читают и понимают
текст.Подбираютключевыес
лова.
Работаютсучебником,отвечаютнавопросы.Ср
авниваютмифы.
Понимают жанрово – видовые
признаки.Выбираютмифыдлясамостоятельного
чтения.

Из
устногона
родноготв
орчества

8

Читают и понимают
текст.Подбираютключевыес
лова.
Работают с учебником, отвечают на
вопросы.СравниваютмифисказкуОпределяютпризнакиск
азки.
Определяютнравственную проблематикуфольклорных
жанров.Понимаютжанрово–видовыепризнакифольклорных
жанров.
Пересказываютсказку.Используютсказочнуюлексику.Находятэле
менты сказки, определяют
нравственнуюпроблематику,выделяютнациональныечерты
сказочных героев.
Составляютрассказпокартинке–иллюстрации.
Понимают малые жанры фольклора, объясняют их
значение,используютих
вречи.Выбираютсказкидлясамостоятельногочтения.

Из
древнерусскойли
тературы

2

Басни
народовмира
Русскаябасня

7

Читаютипонимаюттекст.
Подбирают ключевые слова, находят лексическое
значениенеясных слов.
Работаютс учебником,отвечаютнавопросы.
ОпределяютжанровыепризнакипроизведенийдревнейРуси.Опред
еляютнравственнуюпроблематикупроизведений.
Интерпретируют
прочитанное.Характеризуютхудожественноеп
роизведение.
Пересказываюттекст,выражаютсвоеотношениекчеловекудревней
Руси.
Сопоставляют произведение словесного искусства и
еговоплощениевдругихискусствах;
Работают с разными источниками информации и
владеютосновнымиспособами еёобработки
ипрезентации.
Читают и понимают
текст.Подбираютключевыес
лова.
Работают с учебником, отвечают на
вопросы.Понимаютжанрово–
видовыепризнакибасни.Выражаютсвоеотноше
ниек басне.
Характеризуютбасенных героев. Находят и объясняют
мораль.Участвуютвинсценировкебасни.
Выбираютбаснидлясамостоятельногочтения.
Определяютактуальностьпроизведенийдлячитателейразныхпоко
ленийивступают вдиалогсдругимичитателями;

Из

43

Читаютвыразительноипонимаюттекст.
Подбирают ключевые слова,находятизобразительно –
выразительныеэлементывпроизведении.
Работаютсучебником,отвечаютнавопросы,составляюттаблицу.Вы
ражаютсвоеотношениекпрочитаннымпроизведениям.
Участвуютвколлективномтворческомделе.
Выявляютиинтерпретируютавторскуюпозицию,определяясвоёкне
й отношение.
Определяют актуальность художественных
произведений.Вступаютвдиалогсдругими читателями.
Работают с разными источниками информации и
владеютосновнымиспособами еёобработки.
.

28

Читаютвыразительноипонимаюттекст.По
дбираютключевыеслова
Пересказываютэпизодыпроизведениясзаменойлица.Даютхаракте
ристикугерою произведения.
Находят образно – выразительные средства и определяют их
роль.Работаютсучебником,отвечают навопросы.
Составляютцитатныйплан.Даютответнавопрос
устноиписьменно.
Сопоставляютстихотворенияпонастроениюитеме.Оп
ределяютнастроениепоэтическоготекста.
Воспринимают художественный текст как
произведениеискусства, послание автора читателю,
современнику и
потомку.Определяютдлясебяактуальнуюиперспективнуюцеличте
нияхудожественной литературы; выбирают произведения
длясамостоятельногочтения;
Читаютвыразительноипонимаюттекст.
Подбираютключевыеслова
Пересказываютэпизодыпроизведениясзаменойлица.Дают
характеристикугероюпроизведения.Составляютвопросык
тексту.
Готовятсообщениепоматериаламучебника
Работаютс учебником,отвечаютнавопросы.
Составляютцитатныйплан.Даютответнавопросустнои
письменно.
Воспринимаютхудожественныйтексткакпроизведение
искусства,рассматриваямультипликационныефильмы
Определяютдлясебяпроизведениядлячтения.

литературы
ХIХвека
А.С.ПУШКИН
ПоэзияXIXвекао
родной
природеМ.Ю.ЛЕ
РМОНТОВЕ.А.Б
АРАТЫНСКИЙ
Ф.И. ТЮТЧЕВ
«А.А.ФЕТ
Н.В.
ГОГОЛЬИ.С.ТУ
РГЕНЕВН.А.НЕ
КРАСОВЛ.Н.ТО
ЛСТОЙА.П.ЧЕ
ХОВ
Излитературы
XXвека
И.А.БУНИНЛ.Н.
АНДРЕЕВА.И.
КУПРИНА.А,
БЛОКС.А.ЕСЕН
ИНА.П.ПЛАТО
НОВП.П.БАЖО
ВН.Н.НОСОВВ.
П.АСТАФЬЕВЕ.
И. НОСОВ

Иззарубежной
литературыД.
ДЕФО
Х.К.АНДЕРСЕН
М.ТВЕН
Ж.РОНИ Старший
А.ЛИНГДРЕН
Жд.ЛОНДОН

9

ВСЕГО

10
2

Тематическое планирование для
обучающегося с
ЗПР6 класс

Разделып
рограммы

Введение

Ко
ли
чес
тв
оч
ас
ов
1

Изгреческой
мифологии

3

Из
устногона
родноготв
орчества

3

Из
древнерусскойли
тературы

4

ХарактеристикаосновныхвидовдеятельностиобучающегосясЗП
Р

Читаютипонимаюттекст.
Находятнужнуюинформациювучебнике,подбираютключевыесло
ва,
отвечаютнавопросы.
Читаютипонимаюттекстмифов.
Находятнужнуюинформациювучебнике,подбираютключевыесло
ва,
отвечают на вопросы. Сравнивают мифы. Дают
характеристикумифологическимгероям
Понимаютотличиемифаотсказки.
Выбираютмифыдлясамостоятельногочтения.
Читают и понимают
текст.Подбираютключевыес
лова.
Работаютсучебником,отвечают
навопросы.Определяютпризнакисказки.
Понимают жанрово – видовые признаки фольклорных
жанров.Пересказываютсказку.Используютсказочнуюлексику.Нах
одятэлементы сказки, определяют
нравственнуюпроблематику,выделяютнациональныечерты
сказочных героев.
Составляютрассказпокартинке–иллюстрации.
Определяютнравственнуюпроблематикуфольклорных
жанровПонимают малые жанры фольклора, объясняют их
значение,используют их в речи. Выбирают сказкидля
самостоятельногочтения.
Читаютипонимаюттекст.
Подбираютключевыеслова,находятлексическоезначениенеясных
слов.
Работают с учебником, отвечают на
вопросы.Определяюттемуиидеюпроизведения.Опре
деляютнравственнуюпроблематикупроизведений.
Интерпретируютпрочитанное.
Характеризуют
героев
произведения.
художественноепроизведение.
Пересказываюттекст,выражаютсвоеотношениекчеловекудревне
йРуси.
Сопоставляют произведение словесного искусства и
еговоплощениевдругихискусствах.
Работают с разными источниками информации и
владеютосновнымиспособами еёобработки. .

Из
русскойлитера
турыXVIII
векаМ.В.ЛОМ
ОНОСОВ

2

Читаютипонимаюттекст.
Подбираютключевыеслова,находятлексическоезначениенеясных
слов.
Работаютс учебником,отвечаютнавопросы.
Определяют тему и настроение в стихотворениях.
Определяютнравственнуюпроблематикупроизведений.

Из
русскойлитерат
уры ХIХвека
В.А.ЖУКОВСК
ИЙА.С.
ПУШКИНМ.Ю.
ЛЕРМОНТОВН.
В. ГОГОЛЬИ.С.
ТУРГЕНЕВН.А.
НЕКРАСОВ
Л.Н.
ТОЛСТОЙВ.Г.

51

Читаютвыразительноипонимаюттекст.
Подбирают ключевые слова,находятизобразительно –
выразительныеэлементывпроизведении.Знакомятсясостихотворным
иразмерами.
Работаютсучебником,отвечаютнавопросы,составляюттаблицу.Вы
ражаютсвоеотношениекпрочитаннымпроизведениям.
Выявляютиинтерпретируютавторскуюпозицию,определяясвоёкней
отношение.
Определяют актуальность художественных
произведений.Вступаютвдиалогсдругими читателями.
Участвуютвколлективномтворческомделе.
Работают с разными источниками информации и
владеютосновнымиспособами еёобработки.
.

28
Из
русскойлитера
туры XXвека
И.А.БУНИНА.И.
КУПРИНА.А.
АХМАТОВАС.А.
ЕСЕНИНМ.М.ПР
ИШВИН

Читают выразительнои понимают текст. Подбирают заголовки
ктексту. Передают содержание подробно. Делают устный отзыв
опрочитанномпроизведении.Подбираютключевыеслова,находятизо
бразительно–выразительныеэлементывпроизведении.
Знакомятсясостихотворнымиразмерами.
Работаютсучебником,отвечаютнавопросы,составляюттаблицу.Вы
ражаютсвоеотношениекпрочитаннымпроизведениям.
Выявляютиинтерпретируютавторскуюпозицию,определяясвоёкней
отношение.
Определяют актуальность художественных
произведений.Вступаютвдиалогсдругими читателями.
Участвуютвколлективномтворческомделе.Работаютсразными
источникамиинформацииивладеютосновнымиспособамиеёобработк
и.
Читают выразительнои понимают текст. Подбирают заголовки
ктексту. Передают содержание подробно. Делают устный отзыв
опрочитанномпроизведении.Подбираютключевыеслова,находятизо
бразительно–выразительныеэлементывпроизведении.
Работаютсучебником,отвечаютнавопросы,составляюттаблицу.Вы
ражаютсвоеотношениекпрочитаннымпроизведениям.
Выявляютиинтерпретируютавторскуюпозицию,определяясвоёкней
отношение.
Определяют актуальность художественных
произведений.Вступаютвдиалогс другими читателями.
Участвуютвколлективномтворческомделе.

КОРОЛЕНКО
А.П.ЧЕХОВ

Из поэзии
оВеликойОтеч
ественнойвойн
е
В.П.АСТАФЬЕВ
Н.РУБЦОВ

Иззарубежной
литературы

10

СКАЗКА
О.ГЕНРИ
ДЖ.ЛОНДОН

ВСЕГО

Читаютвыразительноипонимаюттекст.Подбираютзаголовкиктексту.
Передаютсодержаниеэпизодасказкисзаменойлица.
Отличают литературную сказку от народной сказки.
Делаютустныйотзывопрочитанномпроизведении.Подбираютключе
выеслова.
Работают с учебником, отвечают на вопросы, составляют
таблицуили конспект .
Выражают свое отношение к прочитанным
произведениям.Выявляютиинтерпретируютавторскуюпозицию,опр
еделяясвоёкней отношение.
Определяют актуальность художественных
произведений.Вступаютвдиалогсдругими читателями.
Участвуютвколлективномтворческомделе.

10
2

Тематическое планирование для
обучающегося с
ЗПР7 класс
Разделып
рограммы

Введение

Из
устногона
родноготв
орчества

Ко
ХарактеристикаосновныхвидовдеятельностиобучающегосясЗП
лР
ко
ли
чес
тв
оч
ас
ов
1
Читаютвыразительноипонимаюттекст.
Работаютсучебником,отвечаютнавопросы,составляюттаблицу.Вст
упаютвдиалогсдругимичитателями.
2

Читают и понимают текст былин.Характеризуют образыбылинных
богатырей. Сравнивают былину с другими
жанрами.Определяютжанровыеособенностибылин.Работаютсучеб
ником,отвечаютнавопросы.
Выделяютнациональныечертыбылинныхгероев.Со
ставляютрассказпокартинке –иллюстрации.
Определяютнравственнуюпроблематикуфольклорных жанров

1

Читаютипонимаюттекст.
Определяютжанровыеособенностипесен.Работаютсучебником,отв
ечаютнавопросы.
Определяют тему и идею произведения. Создают сборник
песен.Работают
с
разными
источниками информации и
владеютосновнымиспособами еёобработки. .

Былины
Русскиенародн
ыепесни

Читают и понимают
текст.Подбираютключевыес
лова.
Работают с учебником, отвечают на
вопросы.Понимаютжанрово–
видовыепризнакижанра.Пересказывают кратко
фрагмент
произведения.Определяютнравственнуюпробле
матику.
Читают и понимают текст. Читают текст по
ролям.Подбираютключевыеслова,находятлексическоезначен
иенеясных словвсловаре.
Работают с учебником, отвечают на вопросы. Находят
жанровыеособенности произведения. Дают характеристику
литературномугерою.
Определяют тему иосновную мысль
художественногопроизведения. Определяютнравственную
проблематикупроизведений

Из
древнерусскойли
тературы

3

Из
литературыXV
III
векаМ.В.ЛОМ
ОНОСОВ
Г.Р.ДЕРЖАВИН
Д.И.ФОНВИЗИН

6

Из
литературыXI
Xвека
А.С.
ПУШКИНМ.Ю.
ЛЕРМОНТОВН.
В.ГОГОЛЬИ.С.
ТУРГЕНЕВН.А.
НЕКРАСОВМ.Е.
САЛТЫКОВЩЕДРИН
Л.Н.ТОЛСТОЙН
.С.
ЛЕСКОВФ.И.Т
ЮТЧЕВА.А.
ФЕТА.П.ЧЕХОВ

28

Читаютипонимаюттекст.
Подбирают ключевые слова, находят лексическое
значениенеясных словвсловаре.
Работают с учебником, отвечают на вопросы. Находят
жанровыеособенности произведения. Дают характеристику
литературномугерою.Подбираютцитатык
образамгероев.Составляютплан.
Определяют тему и основную мысль
художественногопроизведения.Понимаютрольизобразительно–
выразительныхсредств в языке. Участвуют в КТД.
Определяютнравственнуюпроблематикупроизведений

Произведенияр
усскихпоэтов19
векаоРоссии

1

Выразительночитаютипонимаюттекст,посвященныйродине.Под
бирают ключевые слова, находят лексическое значениенеясных
словвсловаре.
Работают с учебником, отвечают на вопросы.
Находятжанровыеособенности произведения.Определяют
настроениевстихотворении. Понимают роль изобразительно –
выразительныхсредстввязыке.

21
Из
русскойлитератур
ыXXвека.
М.
ГОРЬКИЙИ.
А.
БУНИНА.И.
КУПРИНА.ГР
ИН
В.В.МАЯКОВСК
ИЙС.А.
ЕСЕНИНИ.С.
ШМЕЛЕВМ.М.П
РИШВИНК.Г.ПА
УСТОВСКИЙН.
А.ЗАБОЛОЦКИ
Й
А.Т.ТВАРДОВС
КИЙ
«Стихиипеснио
войнепоэтовXX
века»:
Русские
поэтыXXвекаоРо
ссии

Читаютвыразительноипонимаюттекст.Подбираютзаголовкикабза
цу,тексту.Передают содержаниеэпизодаподробно.
Подбирают ключевые слова,находятизобразительно –
выразительныеэлементывпроизведении.
Работаютсучебником,отвечаютнавопросы,составляюттаблицу.Вы
ражаютсвоеотношениекпрочитаннымпроизведениям.
Выявляютиинтерпретируютавторскуюпозицию,определяясвоёкней
отношение.
Определяютактуальностьхудожественныхпроизведений.В
ступаютвдиалогсдругими читателями.
Работают с разными источниками информации и
владеютосновнымиспособами еёобработки.

Читаютвыразительноипонимаюттекст.
Подбирают ключевые слова,находятизобразительно –
выразительныеэлементывпроизведении.
Работаютсучебником,отвечаютнавопросы,составляюттаблицу.Вы
ражаютсвоеотношениекпрочитаннымпроизведениям.

Б.Л.ВАСИЛЬЕВ
В.М.ШУКШИН

Читаютвыразительноипонимаюттекст.
Готовятсообщенияожизниписателя.
Работаютсучебником,отвечаютнавопросы,составляюттаблицу.Вы
ражаютсвоеотношениекпрочитаннымпроизведениям.

Иззарубежной
литературы
У.ШЕКСПИР
Р.БЁРНС
Р.Л.
СТИВЕНСОН
МАЦУОБАСЁ
А.де СЕНТЭКЗЮПЕРИ

6

всего

68

Читаютвыразительноипонимаюттекст.Подбираютзаголовкик
тексту.Передаютсодержаниеэпизодасзаменойлица.Делают
устныйотзывопрочитанномпроизведении.
Работаютсучебником,отвечаютнавопросы,составляюттаблицу
иликонспект.
Выражаютсвоеотношениекпрочитаннымпроизведениям.
Выявляютиинтерпретируютавторскуюпозицию,определяясвоё
кнейотношение.
Определяютактуальностьхудожественныхпроизведений.
Вступаютвдиалогсдругимичитателями.
Участвуютвколлективномтворческомделе.

Тематическое планирование для
обучающегося с
ЗПР8 класс

Разделып
рограммы

Колвоча
сов

ХарактеристикаосновныхвидовдеятельностиобучающегосясЗП
Р

Введение

1

Читаютвыразительноипонимаюттекст.
Работаютсучебником,отвечаютнавопросы,составляюттаблицу.Вст
упаютвдиалогсдругимичитателями.

Из
устногона
родноготв
орчества

3

Осознанновоспринимаютипонимаютфольклорныйтекст;различаю
тфольклорныеилитературныепроизведения,обращатьсякисторичес
кимпесням,фольклорнымобразам,традиционнымфольклорнымпри
ёмамвразличныхситуацияхречевогообщения.
Выделяют нравственную проблематику фольклорных текстов
какосновудляразвитияпредставленийонравственномидеалерусског
онародов.
Выбираютфольклорныепроизведениядлясамостоятельногочтения.

Издревнерусс
койлитератур
ы

3

Из
литературыXV
IIIвека

4

Читают и понимаютдревнерусский
текст.Определяют значения непонятных
слов.Работают с учебником, отвечают на
вопросы.Понимаютжанрово–
видовыепризнакижанра.
Пересказываюткраткофрагментпроизведения.Характеризуютобр
азыгероевдревнерусскойлитературы.
Определяютнравственнуюпроблематику.
Выразительночитаютипонимаюттекст.
Подбираютключевыеслова.Определяютзначениенепонятныхслов
со словарем.
Работаютсучебником,отвечаютнавопросы.Ха
рактеризуютсюжетнуюлинию.
Понимают жанрово – видовые признаки
жанра.Пересказывают
кратко
фрагмент
произведения.Определяютнравственнуюпробле
матику.
Выразительночитаютипонимаюттекст.П
одбираютключевыеслова.
Определяютзначениенепонятныхсловсословарём.Вл
адеютпонятиемконфликт.
Работают с учебником, отвечают на
вопросы.Понимают жанрово – видовые
признакижанра.Определяюттемыимотивылирическогоп
роизведения.Находятизобразительно – выразительные
элементывпроизведении.
Пересказываюткраткофрагментпроизведения.О
пределяютнравственнуюпроблематику.

Г.Р.ДЕРЖАВИН
Н.М.КАРАМЗИ
Н
Из
литературыXIX
векаВ.А.ЖУКОВ
СКИЙ
К.Ф.РЫЛЕЕВА.
С.ПУШКИНМ.
Ю.ЛЕРМОНТОВ
Н.В.
ГОГОЛЬИ.С.
ТУРГЕНЕВН.А.
НЕКРАСОВА.А.
ФЕТ
А.Н.
ОСТРОВСКИЙ
Л.Н.ТОЛСТОЙ

34

Из
литературыXX
века
М.ГОРЬКИЙВ.
В.МАЯКОВСК
ИЙСАТИРАНА
ЧАЛА
XXВЕКА:Н.А.Т
ЕФФИ,
М.М.ЗОЩЕНКО
Н.А.ЗАБОЛОЦК
ИЙМ.В.ИСАКО
ВСКИЙВ.П.
АСТАФЬЕВВ.Г.
РАСПУТИНА.Т.
ТВАРДОВСКИЙ

17

Выразительночитаютипонимаюттекст.П
одбираютключевыеслова.
Определяютзначениенепонятныхсловсословарём.Владеютпо
нятиемсюжет,конфликт.Характеризуютобразгероя.
Составляютцитатныйплан.
Пересказываюткраткофрагментпроизведения.Р
аботаютс учебником,отвечаютнавопросы.
Понимаютжанрово–видовыепризнакижанра.Определяюттемы и
мотивы лирического произведения. Находятизобразительно –
выразительные элементыв
произведении.Определяютнравственнуюпроблематику.

Иззарубежной
литературы
У.
ШЕКСПИРМ.С
ЕРВАНТЕС

6

Читаютвыразительноипонимаюттекст.Делают
устныйотзывопрочитанномпроизведении.
Работают с учебником, отвечают на вопросы, составляют
таблицуили конспект.
Выражают свое отношение к прочитанным
произведениям.Выявляют и интерпретируютавторскую позицию,
определяя своёкней отношение.
Определяют актуальность художественных
произведений.Вступаютвдиалогсдругими читателями.

68ч

Тематическое планирование для
обучающегося с
ЗПР9класс
Разделып
рограммы

Колвоча
сов

ХарактеристикаосновныхвидовдеятельностиобучающегосясЗП
Р

Введение

1

Читаютвыразительноипонимаюттекст.
Работают с учебником, отвечают на вопросы,
составляюттаблицу.
Вступаютвдиалогсдругимичитателями.

Из
древнерусскойли
тературы

5

Читают и понимаютдревнерусский
текст.Определяют значения непонятных
слов.Работают с учебником, отвечают на
вопросы.Понимаютжанрово–
видовыепризнакижанра.
Пересказываюткраткофрагментпроизведения.Делаютсо
общенияпо теме. Характеризуют образы
героевдревнерусскойлитературы.
Определяютнравственнуюпроблематику.

Из
литературыXVII
I
векаМ.В.ЛОМО
НОСОВГ.Р.ДЕР
ЖАВИНД.И.ФО
НВИЗИНА.
Н.РАДИЩЕВН.
МКАРАМЗИН

11

Литератураперво
й
половиныXIXвек
а

57

В.А.ЖУКОВСКИ
ЙЕ.БАРАТЫНС
КИЙ
А.
С.ГРИБОЕДОВА.

С.ПУШКИНМ.
Ю.ЛЕРМОНТО
В
Н.В.ГОГОЛЬ
Литература
второйполовины
XIXвека
Ф.И. ТЮТЧЕВ
А.А.ФЕТ
Н.А.НЕКРАСОВ
Ф.М.ДОСТОЕВС
КИЙЛ.Н.ТОЛСТ
ОЙИ.С.ТУРГЕН
ЕВИ.А.ГОНЧАР
ОВ
.
ЛитератураXX
века,
поэзиясеребряного
века.

А.БЛОК
С.ЕСЕНИН
В.МАЯККОВСК
ИЙ
М.И.ЦВЕТАЕВА
Н.ГУМИЛЕВ
А.ААХМАТОВА
А.М.ГОРЬКИЙ
И.А.КУПРИН
М.А.БУЛГАКОВ
М.А.ШОЛОХОВ
А.

Выразительночитаютипонимаюттекст.
Подбираютключевыеслова.Находятцитаты.Определяютзн
ачениенепонятныхсловсословарем.
Работают с учебником, отвечают на
вопросы.Характеризуют сюжетную линию.
Составляют план.Понимаютжанрово–
видовыепризнакижанра.
Пересказываюткраткофрагментпроизведения.Выполняютпи
сьменныйразвернутый ответ.
Определяютнравственнуюпроблематику.
Выразительночитаютипонимаюттекст.
Подбираютключевыеслова.Определяютзначениенепонятныхсло
всо словарем.
Работаютс учебником,отвечаютнавопросы.
Характеризуютсюжетнуюлинию,элементыхудожественнойсисте
мы:конфликт,композиция.
Понимают жанрово – видовые
признакижанра.Пересказывают кратко фрагмент
произведения. Даютразвернутый ответ на вопрос.
Определяют место поэта
иписателявхудожественноммире.
Определяютнравственнуюпроблематику,вступаютвди
скуссию.

9

Выразительночитаютипонимаюттекст.
Подбираютключевыеслова..
Работаютс учебником,отвечаютнавопросы.Составляютплан
Понимаютжанрово–видовыепризнакижанра.Определяют
темыимотивылирическогопроизведения.Находят
изобразительно–выразительныеэлементывпроизведении.
Пересказываюткраткофрагментпроизведения.Определяютте
муиидею эпизода.Характеризуют образыгероев.
Определяютнравственнуюпроблематику.Участвуютвди
скуссии.

13

Выразительночитаютипонимаюттекст.П
одбираютключевыеслова.
Определяютзначениенепонятныхсловсословарём.Вл
адеютпонятиемсюжет,композиция,конфликт.
Определяютавторскуюпозицию.Характеризуютобразгероя.Со
ставляют цитатный план. Пересказывают кратко
фрагментпроизведения.
Работают с учебником, отвечают на вопросы.Понимают
жанрово – видовые признакижанра.Определяют темы и
мотивы лирического
произведения.Находятизобразительно – выразительные
элементывпроизведении.
Определяютнравственнуюпроблематику.У
частвуютвдискуссии.

А.Т.
ТВАРДОВСКИЙ
А.И.СОЛЖЕНИ
ЦЫН
В.Г.РАСПУТИН
В.АСТАФЬЕВ
В.С.
ВЫСОЦКИЙ
И.В.ГЁТЕ
«Фауст»(фраг
менты
повыбору)
ДАНТЕ«Божеств
енная
комедия»(фрагм
енты
повыбору)У.ШЕ
КСПИР.
«Гамлет,принц
Датский».
Ж.Б.МОЛЬЕР.
ВСЕГО

6

102

Выразительночитаютипонимаюттекст.
Подбираютключевыеслова.Определяютзначениенепонятныхсло
в со словарём. Владеют понятием сюжет,
композиция,конфликт.Определяют авторскую позицию.
Характеризуютобразгероя.Пересказываюткраткофрагментпроиз
ведения.
Работаютс учебником,отвечаютнавопросы.
Понимают жанрово – видовые признакижанра.
Определяюттемы и мотивыпроизведения.
Находятизобразительно –
выразительныеэлементывпроизведении.
Определяютнравственнуюпроблематику.Участвуютвди
скуссии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».