Приложение к АОП ООО МАОУ СОШ № 92 Для обучающихся с ЗПР Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по учебному предмету «Изобразительное искусство» АдаптированнаярабочаяпрограммадляобучающихсясЗПР,разработананаосноверабо чейпрограммыосновногообщегообразованияпоИзобразительномуискусству.Даннаяпрогра ммасохраняетосновноесодержаниеобразованияобщеобразовательнойшколыпоИзобразител ьномуискусству,ноотличаетсякоррекционной направленностью обучения.Это обусловлено особенностями усвоенияучебногоматериаладетьми,испытывающимистойкиетрудностивобучении.Приада птации программы основное внимание обращено на овладение детьми практическимиумениямиинавыками,науменьшениеобъематеоретическихсведений,включе ниеотдельныхтемилицелыхразделов,материаловобзорного,ознакомительногохарактера. Всилусвоихособенностей,даннаякатегориядетейиспытываеттрудностивусвоении учебного материала.Исходя из контингента обучающихся при организацииобразовательнойдеятельностииспользуютсякоррекционноразвивающиетехнологии,разнообразные методы и приёмы педагогической поддержки, а именно, больший акцентделаетсянанаглядныхипрактическихметодахобучения.Атакжеприменяютсяиндукти вные методы, репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающегообучения,приемыразвитиямыслительнойактивности,приемывыделенияглав ноге,приемкомментирования. Приобучениидетейданнойкатегориииспользуютсяучебникиобщеготипа(всоответств иис утвержденным списком учебников МАОУ СОШ№ 92). Общая цель изучения предмета -обеспечение выполнения требований ФГОС ОООпосредствомсозданияусловийдлямаксимальногоудовлетворенияособыхобразовательн ыхпотребностей,обучающихсясЗПР,развитиевизуальнопространственногомышленияучащихсякакформыэмоциональноценностного,эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественноминравственномпространствекультуры. Велико значение уроков изобразительного искусства в развитии творческихспособностей ребёнка, в становлении его как личности. Знания и умения, приобретённыенаэтихзанятиях,обогащаютвнутренниймиручащихся,расширяюткругозорде тей,способствуютихобщекультурному развитию.Этобесценныйопытсамостоятельной,творческойработы,которыйпозволяетотлич итьтворцаотисполнителя.Уребенкаформируетсяпониманиетого,что мирпознаваемиегонеобходимо,исследовать. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельности форме впроцесселичностногохудожественноготворчества.Основныеформыучебнойдеятельности – практическоехудожественноетворчествопосредствомовладенияхудожественнымиматериа лами,зрительноевосприятиепроизведенийискусстваиэстетическоенаблюдениеокружающег омира. Основныезадачипредмета«Изобразительноеискусство»: - формированиеопытасмысловогоиэмоциональноценностноговосприятиявизуаль ного образареальностиипроизведенийискусства; - освоение художественной культуры как формы материального выражения впространственныхформахдуховных ценностей; - формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственнойформы; - развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельнымдействиямвситуации неопределённости; - формированиеактивного,заинтересованногоотношенияктрадициямкультуры какк смысловой,эстетическойиличностнозначимойценности; - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в еёархитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальнойипространственнойсредыивпониманиикрасотычеловек а; - развитиеспособностиориентироватьсявмиресовременнойхудожественной культуры; - овладениесредствамихудожественногоизображениякакспособомразвитияумения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированиювизуального образанаосновеегоэмоциональнонравственнойоценки; овладение основами культуры практической работы различнымихудожественными материаламииинструментамидляэстетическойорганизациииоформленияшкольной,б ытовойи производственной среды. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.Основныенаправлениякоррекционнойраб оты: 1..Коррекциямышцмелкоймоторики 2. Расширятьпредставленияобокружающеммиреиобогащениесловаря. 3. Корректироватьпознавательнуюиречевуюдеятельностьучащихся. 4. Формироватьумениеработатьпословеснойинструкции,алгоритму. 5. Развитиесамостоятельности,аккуратности. Планируемыерезультаты: 1) формирование основ художественной культуры обучающихся с ЗПР как одногоизспособовпознанияжизниисредстваорганизацииобщения,развитиянаблюдательнос ти, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативногомышления,художественного вкусаивоображения; 2) развитиевизуально-пространственногомышления; 3) развитиесамовыраженияиориентациивхудожественноминравственномпростран стве культуры; 4) освоение художественной культуры, ее видов, жанров и стилей: фольклорноехудожественное творчество, классические произведения отечественного и зарубежногоискусства,искусство современности; 5) воспитаниеуважениякисториикультурысвоегоОтечества,выраженнойвархитект уре, изобразительном искусстве, в национальных образахпредметно-материальной ипространственнойсреды; 6) приобретение опыта создания художественного произведений в разных видах ижанрах искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных,вархитектуреидизайне;приобретениеопытаработывсинтет ических искусствах (театрикино); 7) приобретение опыта работы различными художественными материалами и вразныхтехниках,вразличныхвидахвизуально-пространственныхискусств,вспецифических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ(цифроваяфотография,видеозапись,компьютернаяграфика,мультипликацияианимация ); 8) развитиепотребностивобщенииспроизведениямиизобразительногоискусства, освоение практических умений и навыков восприятия произведений искусства;формированиеположительногоотношенияктрадициямхудожественнойкультуры. Планируемыерезультатыкоррекционнойработы: 1. Преодолениеотставания,неуспеваемости,отклонений,дефектоввизучениипредме та 2. Восстановлениеуверенностивсвоихвозможностях-«ситуацияуспеха» 3. Стимулирующая(положительнаявнутренняямотивация). 4)Совершенствованиедвиженийисенсомоторногоразвития:развитиемелкоймоторик иипальцеврук;развитиенавыковкаллиграфии;развитиеартикуляционноймоторики.Коррекц ияотдельныхсторонпсихическойдеятельности:коррекция – развитиевосприятия,представлений,ощущений;коррекция – развитиепамяти;коррекция – развитиевнимания;формированиеобобщенныхпредставленийосвойствахпредмет ов(цвет,форма,величина);развитиепространственныхпредставленийиориентации;развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;развитиесловесно-логическогомышления(умениевидетьиустанавливать логическиесвязимеждупредметами,явлениямиисобытиями). Развитиеосновныхмыслительныхопераций:развитиеумениясравнивать,анализирова ть; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работатьпословеснойиписьменнойинструкциям,алгоритму;умениепланироватьдеятельнос ть. Коррекциянарушенийвразвитииэмоциональноличностнойсферы:развитиеинициативности,стремлениядоводитьначатоеделодоконца;фор мированиеуменияпреодолеватьтрудности;воспитаниесамостоятельностипринятиярешения ;формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки;формированиеуменияанализироватьсвоюдеятельность;воспитаниеправильног оотношенияк критике. Коррекция–развитиеречи: развитиефонематическоговосприятия;коррекциянарушенийустнойиписьменнойречи;корре кциямонологическойречи;коррекциядиалогическойречи; развитиелексикограмматическихсредств языка. Расширениепредставленийобокружающеммиреиобогащениесловаря. Особенностидетейсзадержкойпсихическогоразвития.Задержкапсихического развития (ЗПР) это психолого-педагогическое определение для наиболеераспространенного среди всех встречающихся у детей отклонений впсихофизическомразвитии.Задержкапсихическогоразвитиякомплекснегрубыхнарушенийразвитиямоторной,познавательной,эмоциональноволевойсфер,речи,стенденциейкихкомпенсации. Понятие — задержка психического развития употребляется по отношению кдетямсминимальнымиорганическимиилифункциональнымиповреждениямицентральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения,опорнодвигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственноотсталыми. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитиепознавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой массовойшколы. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в другихслучаях - произвольность в организации деятельности, втретьих - мотивация к различнымвидампознавательнойдеятельности. Особенностидетейсзадержкойпсихическогоразвития,которыенеобходимоу читыватьвучебной деятельности -незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм,нескоординированностьэмоциональныхпроцес сов; -преобладаниеигровыхмотивов,дезадаптивностьпобужденийиинтересов; -низкий уровеньактивностивовсехсферахпсихическойдеятельности; -ограниченныйзапасобщихсведенийипредставленийобокружающеммире; -снижениеработоспособности; -повышеннаяистощаемость; -неустойчивостьвнимания; ограниченностьсловарногозапаса,особенноактивного,замедлениеовладенияграмматически мстроемречи,трудностиовладенияписьменнойречью; расстройстварегуляции,программированияиконтролядеятельности,низкийна вык самоконтроля; -болеенизкий уровеньразвитиявосприятия; - отставаниевразвитиевсехформмышления; - недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механическойпамятинадабстрактнологической,снижениеобъемовкратковременнойидолговременнойпамяти. ОбразовательныепотребностиобучающихсясЗПР ОбучающиесясЗПРнуждаютсявудовлетворенииособыхобразовательныхпотребностей: • организацияобучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыковобучающимисясЗПРсучетомтемпаучебнойработы("пошаговом»предъявлениимат ериала,дозированнойпомощивзрослого,использованииспециальныхметодов,приемовисре дств,способствующихкакобщемуразвитиюобучающегося,такикомпенсациииндивидуальн ыхнедостатков развития); • учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечениеиндивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве дляразныхкатегорий, обучающихся сЗПР; • профилактикаикоррекциясоциокультурнойишкольнойдезадаптации; • постоянный(пошаговый)мониторингрезультативностиобразованияисформиро ванностисоциальнойкомпетенцииобучающихся,уровняидинамикипсихофизическогоразв ития; • обеспечениенепрерывногоконтролязастановлениемучебнопознавательнойдеятельностиобучающегосясЗПР,продолжающегосядодостиженияуровня, позволяющегосправлятьсяс учебными заданиямисамостоятельно; • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса ксебе,окружающемупредметномуи социальномумиру; • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний,взакреплении исовершенствовании освоенныхумений; • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новыеситуациивзаимодействия сдействительностью; • постояннаяактуализациязнаний,уменийиодобряемыхобществомнормповедения; • использованиепреимущественнопозитивныхсредствстимуляциидеятельности иповедения; • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общенияивзаимодействия(счленамисемьи,сосверстниками,свзрослыми),формированиена выковсоциально одобряемого поведения; Особенностиорганизацииобразования: 2.4. УчетработоспособностииособенностейпсихофизическогоразвитияобучающихсясОВ З: -замедленностьитемпаобучения -упрощениеструктурыучебногоматериала -рациональнаядозировканаурокесодержанияучебногоматериала -дроблениебольшогозаданиянаэтапы -поэтапноеразъяснениезадач -осуществлениеповторностиразъяснениянавсехэтапахурока -повторениеобучающимисяинструкцийквыполнениюзадания -сокращениезадания,направленныенаусвоениеключевыхпонятий -сокращенныетесты,направленныенаотработкунаписанияработы -предоставлениедополнительноговременидлязавершениязадания выполнениедиктантоввиндивидуальномрежиме,максимальнаяопоранапрактическую деятельность и опыт ученика, опора на более развитые способностиребенка 2.5. 2.6. Использованиедополнительныхвспомогательныхприемовисредств: - памятки; - образцывыполнениязаданий; - алгоритмыдеятельности; - печатныекопиизаданий,написанныхнадоске; - использованиеупражненийспропущеннымисловами/предложениями; - использование листов с упражнениями, которые требуют минимальногозаполнения,использованиемаркеровдлявыделенияважнойинформац ии; - предоставлениекраткогосодержанияглавучебников; - использованиеучетныхкарточекдлязаписиглавныхтем; - предоставлениеучащимсяспискавопросовдляобсуждениядочтениятекста; - указаниеномеровстраницдлянахожденияверныхответов; - предоставлениеальтернативыобъемнымписьменнымзаданиям(например,напишите нескольконебольшихсообщений;представьтеустноесообщениепообозначеннойтеме) ; - альтернативныезамещенияписьменныхзаданий(лепка,рисование,панорама). Охранительныйрежим: - созданиеклиматапсихологическогокомфорта; - предупреждениепсихофизическихперегрузок; - введениедостаточнойпродолжительностиперемен(неменее10минутмеждууроками и20минут-послетретьегоурока,проведениединамическогочаса); - особоеоформлениеклассныхкомнат,котороедолжноучитыватьспецификувосприя тияи работоспособностиобучающихсясОВЗ). Особенностиадаптациирабочейпрограммыпопредмету«Изобразительноеискусство» Для обучения и воспитания обучающихся сзадержкой психического развития важноезначение имеют уроки по изобразительному искусству. В комплексе с другими учебнымипредметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее, арттерапевтическое ирелаксационноевоздействиенашкольников:влияютнаихинтеллектуальную,эмоциональну юидвигательнуюсферы.Занятияпоизобразительномуискусствуспособствуютразвитиюмелк оймоторикирук,активизациинаглядно-образногомышления и речи, формированию эстетического восприятия, воспитанию эстетическихчувств,адаптациик новойсоциокультурной иобразовательнойсреде. Для реализации ФГОС по изобразительному искусству внесены необходимые измененияврабочие программы: 1) сделанакцентнанагляднойформеобучения:рисованииснатуры,пообразцам,трафаретам, учебнымрисункам, пособиям,шаблонам, схемам; 2) планируется повторение пройденного материала, закрепление практических умений инавыковнакаждомуроке; 3) дляподдержанияинтересакизобразительному искусствуиспользуетсяпоэтапноеобъяснениеучебногоматериаласпостепеннымусложнение мпрактическихзаданийкконцуучебного года; 4) дляповышениямотивациикучебепланируетсянакаждомурокечередованиеразличных видов художественно-творческой деятельности: игровую, рисование, беседы,лепку,экскурсии, просмотр,украшение, конструированиеи др.; 5) сокращено время для проведения бесед по изобразительному искусству и о творчествехудожниковдо10-15минут,аоставшеесявремяна урокезаполненотворческойработой; 6) дифференциация,вариативностьиупрощениепрактическихзаданийпоизобразительном уискусству,вниманиенаизображениеразличныхмелкихдеталей; 7) используются безопасные для здоровья школьников инструменты, различные техникиисполнения(коллаж,аппликация,рванаябумага,монотипия,аляприма,гризайльидр.); 8) для поддержания интереса у школьников к изобразительному искусству и развитиямелкой моторики рукв ходе каждого урока, используются различные художественныематериалы; 9) созданыусловиядляформированиясамоконтроляисамооценки,привлекаяшкольниковк обсуждению своихтворческихработ иодноклассников. УвоспитанниковсОВЗ,характеризующихсязадержкойпсихическогоразвития,отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, приизучениикурсавозникаютсерьезныепроблемы.Характернойособенностьюдефектаотсталост иявляетсянарушениеотражательнойфункциимозгаирегуляцииповеденияидеятельности, поэтому при обучении детейсЗПРпредусматривается постоянноеповторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократноевозвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включениеизученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьникуовладеть ими сознательно и прочно. Системаоценивания Привыполнениипрактическихработ Оценка «5» выставляется за самостоятельное качественное выполнение рисунка.Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки инесколькомелких; работа выполненааккуратно. Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых,если работавыполнена недостаточно аккуратно. Оценка «2» выставляется, если работа испорчена и не подлежит исправлению. Причинойневыполнения является так же наличие грубых ошибок и не соблюдение правил потехникебезопасностиигигиены труда Приустнойпроверке Оценка«5»ставится,если обучающийся: -умеетизложить учебныйматериалсвоимисловами; -подтверждаетответконкретнымипримерами; -правильноотвечаетнадополнительныевопросыучителя. Оценка«4»ставится,если обучающийся: -допускаетнезначительныеошибкиприизложенииматериаласвоимисловами; -можетподтвердитьответпримерамиспомощьюучителя; -правильноотвечаетнадополнительныевопросы учителя. Оценка«3»ставится,если обучающийся: -допускаетзначительныеошибкиприизложенииматериаласвоимисловами; -затрудняетсяподтвердитьответконкретнымипримерами; -слабоотвечаетнадополнительныевопросыучителя. Оценка«2»ставится,если обучающийся: -неможетизложитьучебныйматериалсвоимисловами; -неможетподтвердитьответконкретнымипримерами; -неотвечаетнабольшуючастьдополнительных вопросовучителя. Привыполненииитоговойсамостоятельнойработы Оценка «5» выставляется за самостоятельное последовательное аккуратное выполнениерисунка, соответствующеезаданию.Допускаютсямелкиеошибки(детальные). Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки(композиционная, нарушение пропорций, несоответствие цвета предмета натуре); работавыполненааккуратно.Допускаютсямелкиеошибки (детальные). Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки (композиционная,нарушение пропорций, несоответствие цвета предмета натуре), если работа выполненанедостаточноаккуратно. Оценка «2» выставляется, если работа испорчена и не подлежит исправлению. Причинойневыполнения является так же наличие грубых ошибок и не соблюдение правил потехникебезопасностиигигиены труда. Воспитательныйпотенциалучебногопредмета Направления воспитания при обученииопределяются общими целью и задачамивоспитательнойдеятельности,которые,всвоюочередь,обусловленытребованиями ФГОСкличностивыпускникашколыипсихологическимизакономерностямиеёформирования . Приобщениеучащихсякмировомухудожественномунаследиюстановитсяусловием формирования художественной культуры, являющейся неотъемлемой частьюкультуры духовной. Содержание уроков ИЗО, обращенное к художественному наследиюпрошлоговоспитываетценностноеотношениекпрекрасному,становясьосновойэст етическоговоспитания школьников. Вформированииличностиребенканеоценимоезначениеимеютразнообразныевиды художественно творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумагифигурок и наклеивании их, создание различных конструкций из природных материалов ит. д. ИЗО деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается вквалификационномруководствесосторонывзрослого.Каквсякаяпознавательнаядеятельнос тьимеетбольшоезначениедляумственноговоспитаниядетейЗанимаясьтворческой работой дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина и т. д.), с ихсвойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. На занятияхПО ИЗО деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и ихоттенков,пространственныхобозначений,способствуетобогащениюсловаря;высказывани явпроцессенаблюденийзапредметами,приобследованиипредметов,построек, а так же при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художниковположительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.Как указывают психологи для осуществления разных видов деятельности, умственногоразвитиядетейбольшоезначениеимеюттекачества,навыки,умения,которыеони приобретаютвпроцессерисования,аппликации иконструирования. ИЗОдеятельностьтесносвязанассенсорнымвоспитанием.Формированиепредставлен ий о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме,цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства,сравниваютпредметы,находятсходстваиразличия,т.е.производятумственныедейст вия. Дети овладевают многими практическими навыками, которые позже будут нужныдля выполнения разных работ, ручной умелости, которые позволят им чувствовать себясамостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качествличности,каквнимание,упорствоивыдержка.Воспитываетсяумениетрудиться,добив атьсяжелаемогорезультата.Формированиютрудолюбия,навыковсамообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочихмест. ВпроцессеИЗОдеятельностисоздаютсяблагоприятныеусловиядляразвитияэстетичес коговосприятияиэмоций,которыепостепеннопереходятвэстетическиечувства,содействующ ие формированиюэстетического отношения кдействительности.Непосредственное эстетическое чувство,которое возникаетпривосприятиикрасивогопредмета,включаетразличныесоставляющиеэлементы:ч увство-цвета,пропорции,формы,ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их ИЗО способностей большоезначение имеет знакомство с произведениями ИЗО искусства. Яркость, выразительностьобразов в картинках, скульптуре, архитектуре, и произведениях прикладного искусствавызывает эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явленияжизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации.Постепенноудетей развиваетсяхудожественный вкус. Такимобразомвоспитывают: а)способностьнаблюдатьсравниватьмеждусобойпредметыиявления,устанавливать сходстваи различия; б)аккуратность,настойчивостьвработе,профессионализм,учатработатьвколлективе; в)пониманиеявленийхудожественнойкультурыиих рольвжизниобщества; г)зрительноевосприятие,чувствоцветакомпозиционнойкультуры,пространственного мышления,фантазии,зрительноговоображенияикомбинаторики,умениевыражать вотчетливыхобразахрешениетворческихзадач; д) эстетическое отношение к окружающему миру и к искусству, умение видетьпрекрасноевсюдуи потребностьвэтом. Основной смысл эстетического воспитания ИЗО - заключается в умении активновоздействовать на способности человека, с тем чтобы вызвать вдумчивое отношение клюбомупроявлению художественной мысли влюбой областиискусств. Художественный образ содержит в себе большие запасы воспитательного, идейноэстетического воздействия на развитие личности. В процессе создания образа в рисункахучащихсяформируетсясамооценка,интерескокружающимсобытиям,политическое мировоззрениеиубеждение. Формированиеспособностикхудожественнообразнойхарактеристикеизображаемого,предусматриваетразвитие художественноговосприятия,эмоциональночувственного переживания учащихся, осмысленного познания ИЗО грамоты, пониманиезначения художественных средств и приемов работы или в зависимости от смысловогозначения эмоций, развивает умение понимать и ценить искусство и красоту окружающегомира. Тематическое планирование «Изобразительное искусство»5класс № п/п Темаурока Колвочас ов Воспитательныйпотенциалтем Коррекционнаяработа Раздел1.Древниекорнинародногоискусства–8ч. 1 2 3 4 5 6 7 8 Древниеобразыв народном искусстве Убранствор усскойизбы Внутренний миррусскойизб ы Внутренний миррусскойизб ы Конструкция идекорпредметов народногобыта Русская народнаявы шивка Народный праздничныйкост юм Народныепраздни чныеобряды(обоб щениетемы) 1 1 1 1 1 1 1 1 Черезвыдвижениеобучающимисязадачурока: формироватьтворческоемышление; воспитыватьсмелостьсвоихсуждений; формироватьпознавательныйинтересктворчествуисозиданию; воспитыватькультуруречи. Черезактуализациюобучающимисякруга рассматриваемыхвопросов: умственноевоспитание; развиватьнавыкисамоконтроля; воспитыватьуверенностьвсвоихсилах. Через«раскручивание»формулировкитемы: воспитаниелюбовикискусству; нравственноевоспитание; Черезсозданиепроблемныхситуаций: воспитыватьтворческуюсамостоятельность; формироватькритическоемышление. Черезпрактическиеработыисследовательскогохарактера: воспитыватьтрудолюбие; развиватьпознавательнуюактивность,интересиинициативу; воспитыватьинтересинаблюдательностькокружающемумиру; воспитыватьаккуратность; формироватьлогическоемышление. Черезгрупповыеколлективныеформыработы: формировать нравственные качества, отражающие отношение к другомучеловеку; развивать коммуникабельность, участие в художественной жизни класса,школы,создаватьатмосферупраздничногодейства,живогообщенияик расоты; воспитыватьгуманность,товарищество,доброту,деликатность,вежливость,ск ромность,гуманныеотношенийнауроке. Черезорганизациюучебнойдеятельности: воспитыватьзаботу о своём здоровье, как гордость и скромность, Проводится учетактуальныхи потенциальныхпознавательныхвозм ожностей,обеспечение индивидуального темпаобученияипродвижениявобраз овательномпространстведляразныхк атегорий,обучающихсясЗПР:упрощ ениеструктурыучебногоматериала,п оэтапноеразъяснениезадач,повторен иеобучающимисяинструкцийквыпо лнению задания, сокращенныетесты,направленныена отработкунаписанияработы,предост авлениедополнительноговременидл язавершениязадания.Вработеисполь зуютсяпамятки,образцывыполнения заданий. требовательность к себе;формироватьчувствособств енногодостоинства,дисциплинированность,аккуратность,добросовестность ичестность; формироватьнравственныеиэстетическиечувства:любвикроднойприроде,св оемународу,Родине,уважениякеетрадиции,прошлому,многонациональной культуре. Черезсодержание: развиватьуменияраскрыватьсимволическоезначение,содержательныйсмысл знаковобразов; развивать умения сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративныерешения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе иросписиподереву,видетьвнихмногообразноеварьированиетрактовок; развивать умения объяснять глубинные смыслы основных знаковсимволовтрадиционногокрестьянскогоприкладногоискусства,отмечатьихла конично-выразительнуюкрасоту; воспитыватьэмоциональноэстетическогоотношениякявлениямдействительности; воспитывать эстетическуюкультуру и духовный миручащихся,уменияобъективновоспринимать,анализироватьпроизведения искусстввсехвидовинаправленийнаосновенациональныхиобщечеловечески хценностей; формировать способностей и творческой активности учащихся в процессехудожественно-практическойдеятельности; формировать собственную художественную деятельность и деятельностьсвоихсверстниковсточкизрениявыразительностидекоративной формы; развивать коммуникабельность, участие в художественной жизни класса,школы,создаватьатмосферупраздничногодейства,живогообщенияик расоты; формироватьнавыкидекоративногообобщения; воспитаниерусскойхудожественнойкультуры; воспитыватьэмоциональнуюотзывчивостьикультурувосприятияпроизведен ийпрофессионального инародного искусства. Раздел2. Связьвременвнародномискусстве –12ч. 10 11 Древние образы всовременныхнар одных игрушках Древние образы всовременныхнар одных 1 1 Черезвыдвижениеобучающимисязадачурока: формироватьтворческоемышление; воспитыватьсмелостьсвоихсуждений; формироватьпознавательныйинтересктворчествуисозиданию; воспитыватькультуруречи. Черезактуализациюобучающимисякруга рассматриваемыхвопросов: умственноевоспитание; 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 игрушках ИскусствоГжели ИскусствоГжели Городецкая роспись Городецкая роспись Хохлома Хохлома Жостово. Росписьпо металлу Жостово. Росписьпо металлу Щепа. Роспись полубу и дереву.Тиснение и резьбапо бересте. Роль народныххудожес твенныхпромысло в всовременнойжиз ни (обобщениетемы) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 развиватьнавыкисамоконтроля; воспитыватьуверенностьвсвоихсилах. Через«раскручивание»формулировкитемы: воспитаниелюбовикискусству; нравственноевоспитание; Черезсозданиепроблемныхситуаций: воспитыватьтворческуюсамостоятельность; формироватькритическоемышление. Черезпрактическиеработыисследовательскогохарактера: воспитыватьтрудолюбие; развиватьпознавательнуюактивность,интересиинициативу; воспитыватьинтересинаблюдательностькокружающемумиру; воспитыватьаккуратность; формироватьлогическоемышление. Черезгрупповыеколлективныеформыработы: формировать нравственные качества, отражающие отношение к другомучеловеку; развивать коммуникабельность, участие в художественной жизни класса,школы,создаватьатмосферупраздничногодейства,живогообщенияик расоты; воспитыватьгуманность,товарищество,доброту,деликатность,вежливость,ск ромность,гуманныеотношенийнауроке. Черезорганизациюучебнойдеятельности: воспитыватьзаботуосвоёмздоровье,какгордостьискромность,требовательно сть к себе;формироватьчувствособственногодостоинства,дисциплинированность, аккуратность,добросовестность ичестность; формироватьнравственныеиэстетическиечувства:любвикроднойприроде,св оемународу,Родине,уважениякеетрадиции,прошлому,многонациональной культуре. Черезсодержание: воспитыватьэмоциональноевосприятие,выражениесвоегоотношения,опреде лениеэстетическойоценкипроизведениямнародноготворчества; развивать умения выявлять общее и особенное впроизведенияхтрадиционныххудожественныхпромыслов; формировать понимание важности сохранения традиционныххудожественныхпромыслов всовременныхусловиях; развиватьумениявыражатьсвоё личное отношение, эстетическиоцениватьизделиямастеровРусскогоСевера; воспитывать эмоционально-эстетического отношения к явлениямдействительности; воспитывать эстетическуюкультуру и духовный миручащихся,уменияобъективновоспринимать,анализироватьпроизведения искусстввсехвидовинаправленийнаосновенациональныхиобщечеловечески хценностей; формировать способностей и творческой активности учащихся в процессехудожественно-практическойдеятельности; формировать собственную художественную деятельность и деятельностьсвоихсверстниковсточкизрениявыразительностидекоративной формы; формироватьнавыкидекоративногообобщения; воспитаниерусскойхудожественнойкультуры; воспитыватьэмоциональнуюотзывчивостьикультурувосприятияпроизведен ийпрофессионального инародного искусства. Раздел3.Декор -человек,общество,время–9ч. Зачем людямукра шения Рольдекоративног оискусствавжизни древнегообщества 1 24 Рольдекоративног оискусствавжизни древнегообщества 1 25 Рольдекоративног оискусствавжизни древнегообщества 1 26 Одежда «говорит»о человеке Одежда«говорит» о человеке Одежда «говорит»о человеке Очём рассказываютнам 1 22 23 27 28 29 1 1 1 1 Черезвыдвижениеобучающимисязадачурока: формироватьтворческоемышление; воспитыватьсмелостьсвоихсуждений; формироватьпознавательныйинтересктворчествуисозиданию; воспитыватькультуруречи. Черезактуализациюобучающимисякруга рассматриваемыхвопросов: умственноевоспитание; развиватьнавыкисамоконтроля; воспитыватьуверенностьвсвоихсилах. Через«раскручивание»формулировкитемы: воспитаниелюбовикискусству; нравственноевоспитание; Черезсозданиепроблемныхситуаций: воспитыватьтворческуюсамостоятельность; формироватькритическоемышление. Черезпрактическиеработыисследовательскогохарактера: воспитыватьтрудолюбие; развиватьпознавательнуюактивность,интересиинициативу; воспитыватьинтересинаблюдательностькокружающемумиру; воспитыватьаккуратность; формироватьлогическоемышление. Черезгрупповыеколлективныеформыработы: формироватьнравственныекачества,отражающиеотношениекдругомучелове ку; 30 гербыи эмблемы О чёмрассказывают намгербыи эмблемы 1 развивать коммуникабельность, участие в художественной жизни класса,школы,создаватьатмосферупраздничногодейства,живогообщенияик расоты; воспитыватьгуманность,товарищество,доброту,деликатность,вежливость,ск ромность,гуманныеотношенийнауроке. Черезорганизациюучебнойдеятельности: воспитыватьзаботуосвоёмздоровье,какгордостьискромность,требовательно сть к себе;формироватьчувствособственногодостоинства,дисциплинированность, аккуратность,добросовестность ичестность; формироватьнравственныеиэстетическиечувства:любвикроднойприроде,св оемународу,Родине,уважениякеетрадиции,прошлому,многонациональной культуре. Черезсодержание: формироватьпониманиесмысладекоранетолькокакукрашения,нопрежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи(носителя,пользователя); воспитаниеэмоциональноговосприятия,различатьпохарактернымпризнакам произведениядекоративно-прикладногоискусстваДревнегомира, давать имэстетическуюоценку; развиватьумениясоотноситьобразныйстройодеждысположениемеёвладельц авобществе; развиватьуменияпередаватьвтворческойработецветом,формой,пластикойли нийстилевоеединстводекоративногорешенияинтерьера,предметовбытаиоде ждылюдей; развиватьспособностьиспользованиявречиновыххудожественныхтерминов; воспитывать эстетическуюкультуру и духовный миручащихся,уменияобъективновоспринимать,анализироватьпроизведения искусстввсехвидовинаправленийнаосновенациональныхиобщечеловечески хценностей; формировать способностей и творческой активности учащихся в процессехудожественно-практическойдеятельности; формировать собственную художественную деятельность и деятельностьсвоихсверстниковсточкизрениявыразительностидекоративной формы; формироватьнавыкидекоративногообобщения; воспитаниерусскойхудожественнойкультуры; воспитыватьэмоциональнуюотзывчивостьикультурувосприятияпроизведен ийпрофессионального инародногоискусства. Раздел4.Декоративноеискусствовсовременноммире–6ч. 31 Современное 1 Черезвыдвижениеобучающимисязадачурока: 32 33 34 выставочное искусство Современное выставочное искусство Тысам мастер Тысам мастер Рольдекоративног оискусства в жизничеловека иобщества(обобщ ениетемы) 1 1 1 1 формироватьтворческоемышление; воспитыватьсмелостьсвоихсуждений; формироватьпознавательныйинтересктворчествуисозиданию; воспитыватькультуруречи. Черезактуализациюобучающимисякруга рассматриваемыхвопросов: умственноевоспитание; развиватьнавыкисамоконтроля; воспитыватьуверенностьвсвоихсилах. Через«раскручивание»формулировкитемы: воспитаниелюбовикискусству; нравственноевоспитание. Черезсозданиепроблемныхситуаций: воспитыватьтворческуюсамостоятельность; формироватькритическоемышление. Черезпрактическиеработыисследовательскогохарактера: воспитыватьтрудолюбие; развиватьпознавательнуюактивность,интересиинициативу; воспитыватьинтересинаблюдательностькокружающемумиру; воспитыватьаккуратность; формироватьлогическоемышление. Черезгрупповыеколлективныеформыработы: формировать нравственные качества, отражающие отношение к другомучеловеку; развивать коммуникабельность, участие в художественной жизни класса,школы,создаватьатмосферупраздничногодейства,живогообщенияик расоты; воспитыватьгуманность,товарищество,доброту,деликатность,вежливость,ск ромность,гуманныеотношенийнауроке. Черезорганизациюучебнойдеятельности: воспитыватьзаботуосвоёмздоровье,какгордостьискромность,требовательно сть к себе;формироватьчувствособственногодостоинства,дисциплинированность, аккуратность,добросовестность ичестность; формироватьнравственныеиэстетическиечувства:любвикроднойприроде,св оемународу,Родине,уважениякеетрадиции,прошлому,многонациональной культуре. Черезсодержание: развивать умения ориентироваться в широком разнообразии современногодекоративноприкладногоискусства,различатьпоматериалам,техникеисполненияхудожес твенноестекло,керамику,ковку,литьё,гобеленит.д.; развивать умения выявлять и называть характерные особенности современногодекоративно-прикладногоискусства; развиватьумениянаходитьиопределятьвпроизведенияхдекоративноприкладногоискусствасвязьконструктивного,декоративногоиизобразительн оговидовдеятельности,атакженеразрывноеединствоматериала, формы идекора; формировать способности собирать отдельно выполненные детали в болеекрупныеблоки,т.е.вестиработупопринципу «отпростогоксложному»; воспитывать эстетическуюкультуру и духовный миручащихся,уменияобъективновоспринимать,анализироватьпроизведения искусстввсехвидовинаправленийнаосновенациональныхиобщечеловечески хценностей; формировать способностей и творческой активности учащихся в процессехудожественно-практическойдеятельности; формировать собственную художественную деятельность и деятельностьсвоихсверстниковсточкизрениявыразительностидекоративной формы; формироватьнавыкидекоративногообобщения; воспитаниерусскойхудожественнойкультуры; воспитыватьэмоциональнуюотзывчивостьикультурувосприятияпроизведен ийпрофессионального инародного искусства. ИТОГО 34 часа Тематическое планирование «Изобразительное искусство»6класс № п/п Темаурока Колвочас ов Воспитательныйпотенциалтем Коррекционнаяработа Раздел1.Видыизобразительногоискусстваиосновыобразногоязыка–9ч. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Изобразительное искусство. Семьяпространств енных искусств Художественные материалы Рисунок–основа изобразительного творчества Линия и еёвыразительныев озможности.Ритм линий Пятно как средствовыражения.Ри тмпятен Цвет.Основы цветоведения Цвет в произведениях живописи Объёмные изображения вскульптуре Основы языкаизображени я(обобщениетемы ) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Черезвыдвижениеобучающимисязадачурока: формироватьтворческоемышление; воспитыватьсмелостьсвоихсуждений; формироватьпознавательныйинтересктворчествуисозиданию; воспитыватькультуруречи. Черезактуализациюобучающимисякругарассматриваемыхвопросов: умственноевоспитание; развиватьнавыкисамоконтроля; воспитыватьуверенностьвсвоихсилах. Через«раскручивание»формулировкитемы: воспитаниелюбовикискусству; нравственноевоспитание; Черезсозданиепроблемныхситуаций: воспитыватьтворческуюсамостоятельность; формироватькритическоемышление. Черезпрактическиеработыисследовательскогохарактера: воспитыватьтрудолюбие; развиватьпознавательнуюактивность,интересиинициативу; воспитыватьинтересинаблюдательностькокружающемумиру; воспитыватьаккуратность; формироватьлогическоемышление. Черезгрупповыеколлективныеформыработы: формироватьнравственныекачества,отражающиеотношениекдругомучеловеку; развивать коммуникабельность, участие в художественной жизни класса, школы,создаватьатмосферупраздничного действа,живого общенияикрасоты; воспитыватьгуманность,товарищество,доброту,деликатность,вежливость,скромн ость,гуманные отношенийнауроке. Черезорганизациюучебнойдеятельности: Проводится учетактуальных ипотенциальныхпознавательны хвозможностей,обеспечениеинд ивидуальноготемпа обучения и продвиженияв образовательном пространстведляразныхкатегор ий, обучающихся с ЗПР,постоянноестимулировани епознавательнойактивности,поб уждениеинтересаксебе,окружа ющемупредметномуисоциально мумиру, постоянная актуализациязнан ий,уменийиодобряемыхобществ ом норм поведения,использ ованиепреимущественно позитивныхсредст в ьности стимуляциидеятел и поведения,формир ование навыковсоциально одобряемого поведения. Применяются упрощение структуры учебногоматериала, рациональная дозировканаурокесодержания воспитыватьзаботуосвоёмздоровье,какгордостьискромность,требовательность к себе;формироватьчувствособственногодостоинства,дисциплинированность,аккур атность,добросовестность ичестность; формировать нравственные и эстетические чувства: любви к родной природе,своему народу, Родине, уважения к ее традиции, прошлому, многонациональнойкультуре. Черезсодержание: развиватькомпозиционныенавыки,чувстворитма,вкусвработесхудожественными материалами; развиватьуменияопределятьккакомувидуискусстваотноситсярассматриваемоепро изведение; формироватьспособностиназыватьпространственныеивременныевидыискусства и объяснять, в чём состоит различие временных и пространственныхвидовискусства; воспитаниеинтересаквидамискусства,уменияхарактеризоватьтри группыпространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные,объяснятьихразличноеназначение вжизнилюдей; формировать понимание, что восприятие произведения искусства – творческаядеятельностьнаосновезрительскойкультуры,т.е.определённыхзнанийи умений; формировать представления умений и высказываться о роли художественногоматериалавпостроениихудожественногообраза; развиватьуменияхарактеризоватьвыразительныеособенностиразличныххудожест венныхматериаловприсозданиихудожественного образа; развиватьуменияразличатьвидырисункапоихцелямихудожественнымзадачам; развивать умения рассуждать о характере художественного образа в различныхлинейныхрисункахизвестныххудожников; воспитаниеинтересакизобразительномуискусствукаккособуобразномуязыку; воспитыватьэстетическуюкультуруидуховныймиручащихся,уменияобъективно воспринимать, анализировать произведения искусств всех видов инаправленийнаосновенациональных иобщечеловеческих ценностей; формироватьспособностейитворческойактивностиучащихсявпроцессехудожеств енно-практическойдеятельности; формировать собственную художественную деятельность и деятельность своихсверстниковс точкизрениявыразительностидекоративнойформы; формироватьнавыкидекоративногообобщения; воспитаниерусскойхудожественнойкультуры; воспитыватьэмоциональнуюотзывчивостьикультурувосприятияпроизведений учебногоматериала,дроблениеб ольшогозаданиянаэтапы,поэтап ноеразъяснениезадач,повторени е обучающимисяи нструкций к выполнениюзада ния,сокращениезадания,направ ленные на усвоениеключев ых понятий,сокраще нные тесты,направлен ные на отработкунаписа ния работы,предоста влениедополнительноговремен идлязавершениязадания. В работе используются,памятки,образцы выполнениязаданий, алгоритмы деятельности. профессиональногоинародногоискусства. Раздел2.Мирнаших вещей.Натюрморт–8ч. 10 11 12 13 14 15 16 17 Реальность и фантазия втворчествехудожника Изображениепр едметногомиранатюрморт Понятие формы. Многообразие формокружающего мира Изображение объема наплоскости и линейнаяперспектива Освещение.Светитень Натюрморт вграфике Цветвнатюрморте Выразительныевозможн остинатюрморта (обобщениетемы) 1 1 1 1 1 1 1 1 Черезвыдвижениеобучающимисязадачурока: формироватьтворческоемышление; воспитыватьсмелостьсвоихсуждений; формироватьпознавательныйинтересктворчествуисозиданию; воспитыватькультуруречи. Черезактуализациюобучающимисякруга рассматриваемыхвопросов: умственноевоспитание; развиватьнавыкисамоконтроля; воспитыватьуверенностьвсвоихсилах. Через«раскручивание»формулировкитемы: воспитаниелюбовикискусству; нравственноевоспитание; Черезсозданиепроблемныхситуаций: воспитыватьтворческуюсамостоятельность; формироватькритическоемышление. Черезпрактическиеработыисследовательскогохарактера: воспитыватьтрудолюбие; развиватьпознавательнуюактивность,интересиинициативу; воспитыватьинтересинаблюдательностькокружающемумиру; воспитыватьаккуратность; формироватьлогическоемышление. Черезгрупповыеколлективныеформыработы: формироватьнравственныекачества,отражающиеотношениекдругомучеловеку; развивать коммуникабельность, участие в художественной жизни класса, школы,создаватьатмосферупраздничного действа,живого общенияикрасоты; воспитыватьгуманность,товарищество,доброту,деликатность,вежливость,скромн ость,гуманные отношенийнауроке. Черезорганизациюучебнойдеятельности: воспитыватьзаботуосвоёмздоровье,какгордостьискромность,требовательность к себе;формироватьчувствособственногодостоинства,дисциплинированность,аккур атность,добросовестность ичестность; формировать нравственные и эстетические чувства: любви к родной природе,своему народу, Родине, уважения к ее традиции, прошлому, многонациональнойкультуре. Черезсодержание: воспитаниеинтересакроливоображенияифантазиивхудожественномтворчествеив жизничеловека; формировать понимание, что воображение и фантазия нужны человеку не толькодля того, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть ипониматьокружающую реальность; формироватьусловностиизобразительногоязыкаиегоизменчивостьвходеисториич еловечества; воспитаниесмыслахудожественногообразакакизображенияреальности,переживае мойчеловеком,каквыражениезначимыхдлянегоценностейиидеалов; формироватьпредставлениеоразличныхцеляхизадачахизображенияпредметовбыт авискусстверазныхэпох; воспитаниеинтересаоразныхспособахизображенияпредметов(знаковых,плоских,с имволических,объёмныхит.д.)взависимостиотцелейхудожественного изображения формироватьэстетическоепредставлениевпроцессесоотношенияцветовыхпятени фактурнаэтапе созданияпрактическойтворческойработы. формироватьпонятияпростойисложнойпространственнойформы; формироватьпониманиеконструкциипредметачерезсоотношениепростыхгеометр ическихфигур; развитиеуменияизображатьсложнуюформупредмета(силуэт)каксоотношениепрос тыхгеометрическихфигур,соблюдаяихпропорции; развитиеуменияхарактеризоватьосвещениекакважнейшеевыразительноесредство изобразительногоискусства,каксредствопостроенияобъёмапредметовиглубиныпр остранства; воспитание художественного видения, наблюдательности, умения взглянуть поновомуна окружающийпредметныймир; воспитыватьэстетическуюкультуруидуховныймиручащихся,уменияобъективно воспринимать, анализировать произведения искусств всех видов инаправленийнаосновенациональных иобщечеловеческих ценностей; формироватьспособностейитворческойактивностиучащихсявпроцессехудожеств енно-практическойдеятельности; формировать собственную художественную деятельность и деятельность своихсверстниковсточкизрениявыразительностидекоративнойформы; формироватьнавыкидекоративногообобщения; воспитаниерусскойхудожественнойкультуры; воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведенийпрофессионального инародного искусства. Раздел3.Вглядываясьвчеловека.Портрет – 10ч. 18 19 Образ человека – главнаятемаискусства Конструкцияголовы человекаиеёосновные 1 1 Черезвыдвижениеобучающимисязадачурока: формироватьтворческоемышление; воспитыватьсмелостьсвоихсуждений; формироватьпознавательныйинтересктворчествуисозиданию; 20 21 22 23 24 25 26 27 пропорции Изображение головычеловекавпростр анстве Портретвскульптуре Портретвскульптуре Графическийпор третныйрисунок Сатирическиеобразы человека Образные возможностиосвещени явпортрете Рольцветавпортрете. Великие портретистыпр ошлого Портрет визобразительномискус ствеXXвека 1 1 1 1 1 1 1 1 воспитыватькультуруречи. Черезактуализациюобучающимисякругарассматриваемыхвопросов: умственноевоспитание; развиватьнавыкисамоконтроля; воспитыватьуверенностьвсвоихсилах. Через«раскручивание»формулировкитемы: воспитаниелюбовикискусству; нравственноевоспитание; Черезсозданиепроблемныхситуаций: воспитыватьтворческуюсамостоятельность; формироватькритическоемышление. Черезпрактическиеработыисследовательскогохарактера: воспитыватьтрудолюбие; развиватьпознавательнуюактивность,интересиинициативу; воспитыватьинтересинаблюдательностькокружающемумиру; воспитыватьаккуратность; формироватьлогическоемышление. Черезгрупповыеколлективныеформыработы: формироватьнравственныекачества,отражающиеотношениекдругомучеловеку; развивать коммуникабельность, участие в художественной жизни класса, школы,создаватьатмосферупраздничного действа,живого общенияикрасоты; воспитыватьгуманность,товарищество,доброту,деликатность,вежливость,скромн ость,гуманные отношенийнауроке. Черезорганизациюучебнойдеятельности: воспитыватьзаботуосвоёмздоровье,какгордостьискромность,требовательность к себе;формироватьчувствособственногодостоинства,дисциплинированность,аккур атность,добросовестность ичестность; формировать нравственные и эстетические чувства: любви к родной природе,своему народу, Родине, уважения к ее традиции, прошлому, многонациональнойкультуре. Черезсодержание: формироватьпредставлениеобисториипортретаврусскомискусстве,называтьимен анесколькихвеликиххудожников-портретистов; формироватьпредставленияоместеизначениипортретногообразачеловекавискусст ве; развиватьумениеразличатьвидыпортрета; формироватьпредставлениеоконструкции,пластическомстроенииголовычеловека ипропорцияхлица; формироватьпониманиеролипропорцийввыражениихарактерамоделии отражениизамыслахудожника; формироватьпредставленияоспособахобъёмногоизображенияголовычеловека; формироватьпредставлениеобесконечности индивидуальныхособенностейприобщихзакономерностяхстроенияголовы человека; развиватьнавыкаиизображенияголовычеловекавпроцессетворческойработы; развиватьнавыкилепкипортретногоизображенияголовычеловека; воспитывать интерес к изображениям человека как способу нового понимания ивидениячеловека,окружающихлюдей; развиватьхудожественноевидение,наблюдательность,умениезамечатьиндивидуал ьныеособенностии характерчеловека; формировать представления о графических портретах мастеров разных эпох, оразнообразииграфическихсредствврешенииобразачеловека; формироватьумениявидетьиндивидуальныйхарактерчеловека,творческиискатьср едствавыразительности дляегоизображения; развиватьнавыкирисунка,виденияипониманияпропорций,использованиялиниии пятнакаксредстввыразительного изображениячеловека; воспитание художественного видения, наблюдательности, умения взглянуть поновомуна окружающийпредметныймир; воспитыватьэстетическуюкультуруидуховныймиручащихся,уменияобъективно воспринимать, анализировать произведения искусств всех видов инаправленийнаосновенациональных иобщечеловеческих ценностей; формироватьспособностейитворческойактивностиучащихсявпроцессехудожеств енно-практическойдеятельности; формировать собственную художественную деятельность и деятельность своихсверстниковсточкизрениявыразительностидекоративнойформы; формироватьнавыкидекоративногообобщения; воспитаниерусскойхудожественнойкультуры; воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведенийпрофессионального инародного искусства. Раздел4.Человекипространство.Пейзаж–8ч. 28 29 30 31 Жанры в изобразительномискусс тве Изображение пространства Правила построенияперспективы . Воздушнаяперспектива Пейзаж-большой мир 1 1 1 1 Черезвыдвижениеобучающимисязадачурока: формироватьтворческоемышление; воспитыватьсмелостьсвоихсуждений; формироватьпознавательныйинтересктворчествуисозиданию; воспитыватькультуруречи. Черезактуализациюобучающимисякруга рассматриваемыхвопросов: умственноевоспитание; развиватьнавыкисамоконтроля; воспитыватьуверенностьвсвоихсилах. Через«раскручивание»формулировкитемы: 32 33 34 Пейзаж настроения.Природа ихудожник Пейзаж в графике.Городско йпейзаж Выразительныево зможностиизобраз ительногоискусст ва. Язык исмысл (обобщениетемы) 1 1 1 воспитаниелюбовикискусству; нравственноевоспитание; Черезсозданиепроблемныхситуаций: воспитыватьтворческуюсамостоятельность; формироватькритическоемышление. Черезпрактическиеработыисследовательскогохарактера: воспитыватьтрудолюбие; развиватьпознавательнуюактивность,интересиинициативу; воспитыватьинтересинаблюдательностькокружающемумиру; воспитыватьаккуратность; формироватьлогическоемышление. Черезгрупповыеколлективныеформыработы: формироватьнравственныекачества,отражающиеотношениекдругомучеловеку; развивать коммуникабельность, участие в художественной жизни класса, школы,создаватьатмосферупраздничного действа,живого общенияикрасоты; воспитыватьгуманность,товарищество,доброту,деликатность,вежливость,скромн ость,гуманные отношенийнауроке. Черезорганизациюучебнойдеятельности: воспитыватьзаботуосвоёмздоровье,какгордостьискромность,требовательность к себе;формироватьчувствособственногодостоинства,дисциплинированность,аккур атность,добросовестность ичестность; формировать нравственные и эстетические чувства: любви к родной природе,своему народу, Родине, уважения к ее традиции, прошлому, многонациональнойкультуре. Черезсодержание: формировать представление о различных способах изображения пространства, оперспективекакосредствевыражениявизобразительномискусстверазныхэпох; формировать представление о мировоззренческих основаниях правил линейнойперспективыкак художественного изученияреально наблюдаемогомира; развивать умения творчески рассуждать, опираясь на полученные представленияисвоё восприятиепроизведенийискусства; формироватьэстетическоевосприятиеприродыкакнеобходимоекачестволичности; развиватькультурувосприятияипониманияобразностивграфическихпроизведения х; воспитыватьпосильноеучастиевсохранениикультурныхпамятников; развивать умения рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительностивпроизведенияхискусствапейзажа; развиватьнавыкинаблюдательности,интерескокружающемумируиегопоэтическо мувидениюпутём созданиязарисовок; развивать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективыиритмическойорганизации плоскостиизображения; развиватьновыйкоммуникативныйопытвпроцессесозданияколлективнойтворческ ойработы; формировать умение рассуждать о месте и значении изобразительного искусствавкультуре,вжизниобщества, вжизничеловека; воспитание художественного видения, наблюдательности, умения взглянуть поновомуна окружающийпредметныймир; воспитыватьэстетическуюкультуруидуховныймиручащихся,уменияобъективно воспринимать, анализировать произведения искусств всех видов инаправленийнаосновенациональных иобщечеловеческих ценностей; формироватьспособностейитворческойактивностиучащихсявпроцессехудожеств енно-практическойдеятельности; формировать собственную художественную деятельность и деятельность своихсверстниковсточкизрениявыразительностидекоративнойформы; формироватьнавыкидекоративногообобщения; воспитаниерусскойхудожественнойкультуры; воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведенийпрофессионального инародного искусства. ИТОГО 34 часа Тематическое планирование «Изобразительное искусство»7класс № п/п 1 Темаурока Введение. Архитектура идизайн конструктивныеи скусства в рядупространстве нныхискусств. Мир,который создаётчеловек Колвочасов 1 Воспитательныйпотенциалтем Черезвыдвижениеобучающимисязадачурока: формироватьтворческоемышление; воспитыватьсмелостьсвоихсуждений; формироватьпознавательныйинтересктворчествуисозиданию; воспитыватькультуруречи. Черезактуализациюобучающимисякруга рассматриваемыхвопросов: умственноевоспитание; развиватьнавыкисамоконтроля; воспитыватьуверенностьвсвоихсилах. Через«раскручивание»формулировкитемы: воспитаниелюбовикискусству; нравственноевоспитание; Черезсозданиепроблемныхситуаций: воспитыватьтворческуюсамостоятельность; формироватькритическоемышление. Черезпрактическиеработыисследовательскогохарактера: воспитыватьтрудолюбие; развиватьпознавательнуюактивность,интересиинициативу; воспитыватьинтересинаблюдательностькокружающемумиру; воспитыватьаккуратность; формироватьлогическоемышление. Черезгрупповыеколлективныеформыработы: формироватьнравственныекачества,отражающиеотношениекдругомучеловек у; развиватькоммуникабельность; развиватькоммуникабельность,участиевхудожественнойжизникласса,школы ,создаватьатмосферупраздничногодейства,живогообщенияикрасоты; воспитывать гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость,скромность,гуманные отношенийнауроке. Черезорганизациюучебнойдеятельности: воспитыватьзаботуосвоёмздоровье,какгордостьискромность,требовательнос ть к себе; Коррекционнаяработа Организацияобучени с учетомспецификиусво ениязнаний,умений и я навыковобучающимис с ЗПР сучетом темпа учебнойработы,учетак туальныхипотенциальныхпо знавательныхвозможностей, обеспечениеиндивидуальног о темпаобученияипродв ижениявобразовательномпр остранстве, постоянноестимулиров аниепознавательнойактивно сти,побуждениеинтересаксе бе,окружающемупредметно муи социальному миру,постоянная помощь восмысленииирасшире нииконтекста усваиваемыхзнаний, в закреплении исовершенствованиио своенных умений,использование преимущественнопозитивны х средствстимуляциидея я тельностии поведения. Проводится формироватьчувствособственногодостоинства,дисциплинированность,аккур атность,добросовестность ичестность; формироватьнравственныеиэстетическиечувства:любвикроднойприроде,сво емународу,Родине,уважениякеетрадиции,прошлому,многонациональной культуре. Черезсодержание: развиватьумениераспознаватьобъекти пространствовконструктивныхвидахискусства; воспитание художественного видения, наблюдательности, умения взглянутьпо-новомуна окружающийпредметныймир; воспитыватьэстетическуюкультуруидуховныймиручащихся,уменияобъектив но воспринимать, анализировать произведения искусств всех видовинаправленийнаосновенациональных иобщечеловеческихценностей; формировать способностей и творческой активности учащихся в процессехудожественно-практическойдеятельности; формироватьсобственнуюхудожественнуюдеятельностьидеятельностьсвоих сверстниковсточкизрениявыразительностиформы. упрощение структуры учебного материала,рациональн аядозировканаурокесодержа нияучебногоматериала, дроблениебольшогоза даниянаэтапы,поэтапное разъяснениезадач, осуществлениеповтор ностиразъяснениянавсех этапах урока,повторениеобуч ающимисяинструкцийквыпо лнениюзадания, сокращениезадания,на правленныенаусвоение ключевыхпонятий, предоставлениедопол нительного временидля завершения задания,предоставлен иеальтернативы объемнымписьменны м заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений;представьтеустн оесообщениепообозначенно й теме),альт ернативныезамещенияписьм енных заданий (лепка,рисование, панорама). Использованиевработепамят ок, образцов выполнения заданий, алгоритмовдеятельности. 2 Искусствокомпо зиции— основа дизайна иархитектуры. 1 Раздел1.Художник –Дизайн–Архитектура –7ч. Черезвыдвижениеобучающимисязадачурока: формироватьтворческоемышление; воспитыватьсмелостьсвоихсуждений; формироватьпознавательныйинтересктворчествуисозиданию; 3 4 5 6 7 8 Основы композициив конструктивныхис кусствах. Гармония, контраст ивыразительностьпло скостнойкомпозиции, или"Внесемпорядокв хаос!" Прямые линии и организация пространства Цвет элементкомпозиц ионного творчества Свободныеформы: линии и тоновыепя тна Буква-строкатекст. Искусствошрифта Когда текст иизображениевмес те. Композиционныеосн овы макетирования вграфическомдизайн е В бескрайнем морекниг и журналов.Многообр азие формграфическогод изайна 1 1 1 1 1 1 воспитыватькультуруречи. Черезактуализациюобучающимисякруга рассматриваемыхвопросов: умственноевоспитание; развиватьнавыкисамоконтроля; воспитыватьуверенностьвсвоихсилах. Через«раскручивание»формулировкитемы: воспитаниелюбовикискусству; нравственноевоспитание; Черезсозданиепроблемныхситуаций: воспитыватьтворческуюсамостоятельность; формироватькритическоемышление. Черезпрактическиеработыисследовательскогохарактера: воспитыватьтрудолюбие; развиватьпознавательнуюактивность,интересиинициативу; воспитыватьинтересинаблюдательностькокружающемумиру; воспитыватьаккуратность; формироватьлогическоемышление. Черезгрупповыеколлективныеформыработы: формироватьнравственныекачества,отражающиеотношениекдругомучеловек у; развиватькоммуникабельность; развиватькоммуникабельность,участиевхудожественнойжизникласса,школы ,создаватьатмосферупраздничногодейства,живогообщенияикрасоты; воспитывать гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость,скромность,гуманные отношенийнауроке. Черезорганизациюучебнойдеятельности: воспитыватьзаботуосвоёмздоровье,какгордостьискромность,требовательнос ть к себе;формироватьчувствособственногодостоинства,дисциплинированность,а ккуратность,добросовестность ичестность; формироватьнравственныеиэстетическиечувства:любвикроднойприроде,сво емународу,Родине,уважениякеетрадиции,прошлому,многонациональной культуре. Черезсодержание: развиватьумениявыбиратьспособыкомпоновкикомпозицииисоставлятьразли чныеплоскостные композиции; формироватьпониманиеиспособностьпередаватьвучебныхработахдвижение, статикуикомпозиционныйритм; формироватьпониманиеобразноинформационнойцельностисинтезасловаиизображения; развиватьумениесоздаватьпрактическуютворческуюработувматериале; формироватьспособностейитворческойактивностиучащихсявпроцессехудож ественно-практическойдеятельности; формироватьсобственнуюхудожественнуюдеятельностьидеятельностьсвоих сверстниковсточкизрениявыразительностиформы. 9 10 11 12 13 14 15 Художественныйяз ыкконструктивны хискусств. Объект ипространство. Отплоскостного изображения кобъемномумакет у Взаимосвязьобъекто в вархитектурном макете 1 Конструкция: частьи целое. Здание каксочетаниеразличн ых объемов. Понятиемодуля Конструкция: частьи целое. Здание каксочетаниеразличн ых объемов. Понятиемодуля Важнейшиеар хитектурные элементыздания Важнейшие архитектурныеэ лементыздания Красота ицелесообразность. Вещькаксочетание 1 1 1 1 1 1 Раздел2.Вмиревещейизданий–9 ч. Черезвыдвижениеобучающимисязадачурока: формироватьтворческоемышление; воспитыватьсмелостьсвоихсуждений; формироватьпознавательныйинтересктворчествуисозиданию; воспитыватькультуруречи. Черезактуализациюобучающимисякруга рассматриваемыхвопросов: умственноевоспитание; развиватьнавыкисамоконтроля; воспитыватьуверенностьвсвоихсилах. Через«раскручивание»формулировкитемы: воспитаниелюбовикискусству; нравственноевоспитание; Черезсозданиепроблемныхситуаций: воспитыватьтворческуюсамостоятельность; формироватькритическоемышление. Черезпрактическиеработыисследовательскогохарактера: воспитыватьтрудолюбие; развиватьпознавательнуюактивность,интересиинициативу; воспитыватьинтересинаблюдательностькокружающемумиру; воспитыватьаккуратность; формироватьлогическоемышление. Черезгрупповыеколлективныеформыработы: формироватьнравственныекачества,отражающиеотношениекдругомучеловек у; развиватькоммуникабельность; развиватькоммуникабельность,участиевхудожественнойжизникласса,школы ,создаватьатмосферупраздничногодейства,живогообщенияикрасоты; воспитывать гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость,скромность,гуманные отношенийнауроке. Черезорганизациюучебнойдеятельности: воспитыватьзаботуосвоёмздоровье,какгордостьискромность,требовательнос ть к себе;формироватьчувствособственногодостоинства,дисциплинированность, 16 17 18 19 объемов и образвреме ни Формаиматериал Цветвархитектуре идизайне. Роль цвета вформотворчестве Социальноезначен ие дизайна иархитектуры вжизничеловека. Город сквозьвременаист раны. Образыматер иальной культурыпрошлого Социальноезначен ие дизайна иархитектуры вжизничеловека. Город сквозьвременаист раны. 1 1 1 1 аккуратность,добросовестностьичестность; формироватьнравственныеиэстетическиечувства:любвикроднойприроде,сво емународу,Родине,уважениякеетрадиции,прошлому,многонациональной культуре. Черезсодержание: развиватьпространственноевоображение; формировать понимание плоскостной композиции как возможногосхематического изображенияобъёмовпривзгляденанихсверху; формироватьпониманиекомпозицииобъёмов,составляющихобщийоблик,обр азсовременнойпостройки; формироватьпредставлениеирассказыватьоглавныхархитектурныхэлементах здания,ихизмененияхв процессеисторическогоразвития; развиватьумениевыявлятьсочетаниеобъёмов,образующихформувещи; развиватьтворческоевоображение,создаватьновыефантазийныеилиутилитарн ыефункциидлястарыхвещей; формировать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектовархитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположениецветавпространствеархитектурно-дизайнерскогообъекта; формировать способностей и творческой активности учащихся в процессехудожественно-практическойдеятельности; формироватьсобственнуюхудожественнуюдеятельностьидеятельностьсвоих сверстниковсточкизрениявыразительностиформы. Раздел3.Городичеловек–10 ч. Черезвыдвижениеобучающимисязадачурока: формироватьтворческоемышление; воспитыватьсмелостьсвоихсуждений; формироватьпознавательныйинтересктворчествуисозиданию; воспитыватькультуруречи. Черезактуализациюобучающимисякругарассматриваемыхвопросов: умственноевоспитание; развиватьнавыкисамоконтроля; воспитыватьуверенностьвсвоихсилах. Через«раскручивание»формулировкитемы: воспитаниелюбовикискусству; нравственноевоспитание; Черезсозданиепроблемныхситуаций: воспитыватьтворческуюсамостоятельность; формироватькритическоемышление. Черезпрактическиеработыисследовательскогохарактера: 20 21 22 23 24 25 26 Образыматериальн ойкультурыпрошло го Город сегодня изавтра. Путиразвитияархите ктуры и дизайна Живоепростр анство города. Город,микрорайон ,улица Вещь в городе идома.Городско й дизайн Вещьв городе и дома. Городскойд изайн Интерьер и вещь вдоме. Дизайнпространст венновещной средыинтерьера Природа иархитектур а.Организация архитектурноландшафтного пространства Ты— архитектор! Замыселархите ктурногопроек та и егоосуществле ние 1 1 1 1 1 1 воспитыватьтрудолюбие; развиватьпознавательнуюактивность,интересиинициативу; воспитыватьинтересинаблюдательностькокружающемумиру; воспитыватьаккуратность; формироватьлогическоемышление. Черезгрупповыеколлективныеформыработы: формироватьнравственныекачества,отражающиеотношениекдругомучеловек у; развиватькоммуникабельность; развиватькоммуникабельность,участиевхудожественнойжизникласса,школы ,создаватьатмосферупраздничногодейства,живогообщенияикрасоты; воспитывать гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость,скромность,гуманные отношенийнауроке. Черезорганизациюучебнойдеятельности: воспитыватьзаботуосвоёмздоровье,какгордостьискромность,требовательнос ть к себе;формироватьчувствособств енногодостоинства,дисциплинированность,аккуратность,добросовестность ичестность; формироватьнравственныеиэстетическиечувства:любвикроднойприроде,сво емународу,Родине,уважениякеетрадиции,прошлому,многонациональной культуре. Черезсодержание: формироватьобщеепредставлениеобособенностяхархитектурнохудожественныхстилейразныхэпох; формироватьпониманиезначенияпреемственностивискусствеархитектурыии скатьсобственныйспособ«примирения»прошлогоинастоящего впроцессереконструкциигородов; развивать умение проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость,умениеадекватнооцениватьситуациювпроцессеработы; развиватьумениепониматьрольцвета,фактуривещногонаполненияинтерьерно го пространства; формироватьпониманиеэстетическогоиэкологическоговзаимноесуществован иеприродыиархитектуры; развиватьиреализовыватьвмакетесвоёчувствокрасоты,атакжехудожественну юфантазиювсочетаниисархитектурно-смысловойлогикой; формировать способностей и творческой активности учащихся в процессехудожественно-практическойдеятельности; формироватьсобственнуюхудожественнуюдеятельностьидеятельностьсвоих сверстниковсточкизрениявыразительностиформы. 1 Раздел4.Человеквзеркаледизайна иархитектуры–9 ч. 27 28 29 30 31 32 33 Образ жизни ииндивидуальноеп роектирование.Мо й дом — мойобраз жизни. Скажимне, как ты живёшь,и яскажу, какой у тебядом Образ жизни ииндивидуальноеп роектирование.Мо й дом — мойобраз жизни. Скажимне,кактыжив ёшь, и я скажу, какой утебя дом Интерьер, которыймы создаём Интерьер, которыймы создаём Пугаловогороде, или… Под шёпотфонтанных струй Мода, культура иты. Композиционноконструктивныеприн ципыдизайна одежды Художественнотворческиепроекты 1 1 1 1 1 1 1 Черезвыдвижениеобучающимисязадачурока: формироватьтворческоемышление; воспитыватьсмелостьсвоихсуждений; формироватьпознавательныйинтересктворчествуисозиданию; воспитыватькультуруречи. Черезактуализациюобучающимисякруга рассматриваемыхвопросов: умственноевоспитание; развиватьнавыкисамоконтроля; воспитыватьуверенностьвсвоихсилах. Через«раскручивание»формулировкитемы: воспитаниелюбовикискусству; нравственноевоспитание; Черезсозданиепроблемныхситуаций: воспитыватьтворческуюсамостоятельность; формироватькритическоемышление. Черезпрактическиеработыисследовательскогохарактера: воспитыватьтрудолюбие; развиватьпознавательнуюактивность,интересиинициативу; воспитыватьинтересинаблюдательностькокружающемумиру; воспитыватьаккуратность; формироватьлогическоемышление. Черезгрупповыеколлективныеформыработы: формироватьнравственныекачества,отражающиеотношениекдругомучеловек у; развиватькоммуникабельность; развиватькоммуникабельность,участиевхудожественнойжизникласса,школы ,создаватьатмосферупраздничногодейства,живогообщенияикрасоты; воспитывать гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость,скромность,гуманные отношенийнауроке. Черезорганизациюучебнойдеятельности: воспитыватьзаботуосвоёмздоровье,какгордостьискромность,требовательнос ть к себе;формироватьчувствособственногодостоинства,дисциплинированность,а ккуратность,добросовестность ичестность; формироватьнравственныеиэстетическиечувства:любвикроднойприроде,сво емународу,Родине,уважениякеетрадиции,прошлому,многонациональной культуре. Черезсодержание: развивать знание законов художественнымиматериалами.; Художественнотворческиепроекты 34 1 композиции и умение владеть ИТОГО развиватьумениеотражатьвэскизномпроектедизайнаинтерьераобразноархитектурныйкомпозиционныйзамысел; формироватьприёмыработысразличнымиматериаламивпроцессесозданияпро екта садовогоучастка; формироватьобщеепредставлениеотехнологиисозданияодежды; формироватьпониманиеиумениедоказывать,чточеловекупреждевсегонужно« быть», а не«казаться»; развиватьумениевидетьискусствовокругсебя,обсуждатьпрактическиетворчес киеработы, созданные втечениеучебного года; формироватьспособностейитворческойактивностиучащихсявпроцессехудож ественно-практическойдеятельности; формироватьсобственнуюхудожественнуюдеятельностьидеятельностьсвоих сверстниковсточкизрениявыразительностиформы. 34 часа