Программа АООП НОО АРП 8.2 Музыка

Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной программе
-адаптированной
образовательной программы
начального общего образования
МАОУ СОШ №92
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена на основе ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ (вариант для детей с РАС); Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России; Планируемых результатов начального общего
образования; Примерной адаптированной основной общеобразователльной программы
начального общего образования обучающихся с РАС; основных положений художественнопедагогической

концепции

Д.

Б.

Кабалевского

и

концепции

«Преемственность

четырехлетней начальной школы в системе непрерывного образования» / Музыка. Авторы:
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. C. Шмагина; с использованием УМК «Школа России»,
Адаптированной основной общеобразовательной программы ОУ.
При создании программы

учитывались потребности современного российского

общества, возрастные и психофизиологические особенности младших школьников с
расстройствами аутистического спектра. В программе нашли отражение изменившиеся
социокультурные

условия

деятельности

современных образовательных учреждений,

потребности педагогов - музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего
музыкального образования.
Глобальная цель музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной
культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в
многообразный

мир

музыкальной

культуры

через

знакомство

с

музыкальными

произведениями, доступными их восприятию.
Задачи

музыкального

образования

младших

школьников

с

РАС:

• воспитание интереса, эмоционального отношения и любви к музыкальному искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему
народу, к Родине; понимания истории, традиций, музыкальной культуры разных народов
мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его
форм

и

жанров;

• воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
• развитие музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и
осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и
настоящего;
• накопление багажа первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования,
хорового или индивидуального исполнительства на основе развития певческого голоса,
творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач
личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет
реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с
музыкой, которые предоставляются младшему школьнику с РАС.
Программа по музыке разработана с учетом специфики данного предмета, логики
учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. В ней
также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций.
Кроме основных задач, на уроке музыки реализуются специальные цели, связанные с
особенностями детей с расстройствами аутистического спектра, так для большинства из них
характерна моторная недостаточность. Учитывая эти особенности, перед учителем встают
специфические задачи:
 учить детей владеть основными движениями;
 учить управлять мышечным тонусом;
 учить владеть темпом и устойчивостью при выполнении движений;
 координировать связь движений с изменением музыки;
 учить отражать движениями характер, динамику, ритм произведений.
В связи с особенностями речевого развития детей, в программу включены упражнения,
способствующие

коррекции

речи.

Дети

с

РАС

зачастую

имеют

трудности

звукопроизношения, у них отсутствует слуховое внимание, координация между слухом и
голосом, поэтому, обучая их пению, следует учитывать эти специфические особенности.
При пении предпочтение следует отдавать песням, текст которых не содержит неправильно
произносимых учащимися звуков. Все певческие навыки вырабатываются постепенно.
Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития
музыкального искусства в его связях с жизнью. При этом, занятия музыкой и достижение

предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных
и метапредметных результатов.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы
общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности:


хоровое и ансамблевое пение;



игра на музыкальных инструментах;



инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес
программного характера;

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные
формы проведения уроков: уроки-путешествия; уроки-игры; уроки-концерты.
Использование ИКТ на уроках позволяет проводить виртуальные экскурсии по музеям,
путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с
лучшими исполнителями мира.
Основными методическими принципами программы являются:
увлеченность;
деятельность композитора, исполнителя, слушателя;
«тождество и контраст»;
опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала формирует музыкальную культуру младших
школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Говоря о приемах музыкального обучения, необходимо подчеркнуть то, что основным
приёмом изучения программы «Музыка» и способом практического освоения её материала в
начальной школе является игра, которая позволяет с учетом особенностей конкретного
ребенка выстроить образовательный процесс.
Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры, усложняющиеся по мере их
усвоения, позволяют сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального
искусства доступным и увлекательным. В игре развивается мышление ребенка, речь,
воображение, музыкальные способности, осваиваются диалоговые формы общения с
музыкой. Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного
процесса, стержнем которого является полноценная художественная деятельность детей в
любой форме приобщения к искусству и где отношения «учитель-ученик» основываются на
сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве.

Ценностные ориентиры: Музыка в начальных классах является одним из основных
предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт
эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её
изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности
станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат
введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Формами организации учебного процесса на уроке являются:
-

групповая,

коллективная

работа

с

учащимися.

В

программе

предусмотрены

нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урокэкскурсия, уроки-концерты.
Место в учебном плане:
Учебный предмет Музыка изучается в рамках предметной области Искусство обязательной
части УП в объеме: 1 час в неделю, в течение года в 1-2-3-4 классах соответственно 33-34-3434 часа, всего на уровне начального образования на изучение Музыки отводится 135 часов.
Планируемые результаты
Музыка является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как
духовного наследия человечества. Опыт эмоционального восприятия музыки, знания и
умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение различными видами
музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших
ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание
неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у
обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоционально
активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к
Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства,
уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память
и слух, певческий голос, учебно­творческие способности в различных видах музыкальной
деятельности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной
церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразит
природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской
музыки

и

музыки

других

стран,

народов,

национальных

стилей.

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками

сотрудничества

с

учителем

и

сверстниками;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального)
музицирования

при

воплощении

музыкальных

образов;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной

жизни

класса,

школы,

города

и

др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально –
ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
- умение пользоваться речью для решения коммуникативных задач;
- умение обращаться за помощью;
- готовность и способность вести диалог с другими (с опорой на помощь, подсказку);
- умение взаимодействовать с другими людьми, понимание и учет их мнений, знаний и
интересов;
-

умение

самостоятельно

получать

знания,

информацию,

используя

современные

технологии; - наличие осознанного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных

действий

учащихся,

проявляющихся

в

познавательной

и

практической

деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально – творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально – эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные
ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.);
- умение самостоятельно или при незначительной сопровождающей помощи педагога
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение действовать по заданному алгоритму или образцу;
- умение оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами;
- умение адекватно реагировать на внешний контроль и оценку;
- умение выделять и объяснять причинно-следственные связи;
- умение активно использовать знаково-символические средства для представления
информации, для создания моделей объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально –
творческой

деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
- формирование общего представления и музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями:
«Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства»,
«Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как
естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы,
настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-

эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня,
танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет,
симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные
традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни,
танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, Игры-драматизации. Историческое прошлое
в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных
композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и
мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник
музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп,
динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее
эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности
музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как
способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки —
сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем,
художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы

построения

музыки

как

обобщенное

выражение

художественно-образного

содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной
жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.
Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные
театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи,
видеофильмы,

звукозаписи

(CD,

DVD).

Различные

виды

музыки:

вокальная,

инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские,
мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты.
Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное
музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически
сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание,
образная сфера и музыкальный язык.
Учебно-тематический план
№

Название раздела

Количество часов

п.п.
1 класс
1

И Муза вечная со мной

9

2

Движение в музыке, изобразительность

7

3

О чем говорит музыка

9

4

Музыкальная речь

8

Итого

33

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Личност
№ п/п

Да

Тема, тип и

Решаемые задачи,

та

вид урока

цель

ные
Понятия

Предметные результаты

Универсальные учебные действия
(УУД)

результа
ты

(не

оценива
ются)
1

2

3

4

5

6

7

8

1

«И муза

Как

воспринимать Композито

Научатся: слушать музыку на Регулятивные:

вечная со

музыку? Что такое р,

мной!».

музыка?

Изучение и

Цели: дать понятие ь

(фрагменты); размышлять об Познавательные:

первичное

о звуке, о музыке как слушатель,

истоках

закрепление

виде

музыкального

новых

развивать

знаний;

устойчивый интерес музыкальн

на

урок-

к

музыкой в жизни человека и

Коммуникативные:

путешествие

занятиям;

звучанием природы.

оценивать собственное поведение; ль.

пробуждать

Познакомятся с назначением воспринимать

эмоциональный

основных

отклик

принадлежностей и правилам людей о музыке.

примере произведения П. И. учебные

исполнител Чайковского

искусства; звуки

разных жанров

уроке;

в

качестве ная

«Щелкунчик» слушателя.

мотивац
использовать ия

возникновения общие приемы решения задач; учебной
искусства; ориентироваться

шумовые и правилам поведения и пения информационном

музыкальным ые

на музыку

действия

выполнять Адекват

наблюдать

их использования.

в деятельн
материале ости.

за учебника.

Я–
адекватно слушате
музыкальное

учебных произведение и мнение других

2

«3 кита» в

Как

определить Песня,

музыке.

жанр: песня, танец, танец,

характерные

черты

Изучение и

марш.

музыки

(на

закрепление

Цель: дать понятия

произведений

П.И. общие

новых

о

простейших

Чайковского,

С.С. исполнительской задачи.

знаний;

жанрах,

способах

Прокофьева).

урок-игра

определения жанра.

марш.

Научатся:

музыкальные

определять Регулятивные:

формировать

жанров удерживать учебную задачу.
примере Познавательные:

Сравнивать Коммуникативные:

различных жанров и стилей.

взаимодействии
педагога).

ивное

использовать сотрудн

приёмы

произведения различные

и Продукт

решения ичество,
общение

принимать ,

позиции
(с

во взаимод

помощью ействие
со
сверстни
ками
при
решении
различн
ых
творческ
их и
музыкал
ьных
задач.

3

Марш.

Особенности

Марш-

Научатся: определять для

Регулятивные:

Закрепление

маршевой музыки.

музыка для

кого написан марш (характер,

действия

знаний,

Цель: раскрыть

ходьбы.

настроение) Марш

поставленной задачей и условиями ального

выработка

характерные

Отличие в

спортивный, детский,

её реализации.

отношен

умений и

особенности марша,

характере.

футбольный, игрушечный

Познавательные:

ия к

навыков;

общее и различия в

(музыка П.И. Чайковского

ориентироваться в разнообразии искусств

урок-игра

разных маршах.

«Марш деревянных

способов решения задачи.

солдатиков»

Коммуникативные: использовать интерес
речь
действия,

в

для

выбирать Наличие
соответствии

регуляции

ставить

помощью педагога).

с эмоцион

у,
своего к

вопросы

(с отдельн
ым
видам
музыкал
ьнопрактич
еской
деятельн
ости.

4

Танец. Виды

Особенности

Танцы:

Научатся: определять

Регулятивные:

танца.

танцевальной

вальс,

характерные черты разных

удерживать учебную задачу.

мотивов

Изучение и

музыки: ритмы,

полька,

танцев ( на примере «Вальса-

Познавательные:

музыкал

закрепление

характер, размер.

плясовая,

шутки» Шостаковича Д.Д.,

ориентироваться

новых

Цель: раскрыть

доля в

русской плясовой, польки)

способов решения задач.

знаний;

характерные

музыке.

урок-игра

особенности

активность

танцевальной

познавательных задач.

музыки.

формировать и Развитие

в разнообразии ьно-

Коммуникативные:
в

учебпроявлять ной
решении деятельн
ости и
реализац
ия
творческ
ого
потенци
ала в
процесс
е
коллект
ивного
музицир
ования.

5

Песня.

Как песня отражает

Мелодия,

Научатся: определять

Регулятивные: формулировать и Наличие

Изучение

жизнь, чувства чело-

аккомпане

характер песни, роль

удерживать

нового мате-

века, как помогает.

мент,

аккомпанемента в передаче

выполнять учебные действия в ального

риала; урок-

Цель: учить слушать словарь

образа. («Сурок» муз. Л.

качестве слушателя.

экскурсия

песни; установить

Бетховена); проявлять

Познавательные: контролировать ия к

эмоций

учебную

задачу, эмоцион
отношен

взаимосвязь уроков

эмоциональную отзывчивость, и оценивать процесс и результат искусств

в школе с музыкой.

личностное отношение при

деятельности.

восприятии музыки.

Коммуникативные:

у,

монологичное

строить развитие

высказывание, ассоциат

учитывать

настроение

учеников,

их

восприятия музыки.

других ивно-

эмоции

от образног
о
мышлен
ия.

6

Душа

Как определить

Мелодия,

Научаться: определять

Регулятивные:

формировать

музыки –

мелодию, опираясь

песня,

характерные черты жанров

удерживать

мелодия.

на жанры (песня,

танец,

музыки (на примере

Познавательные:

Обобщение

танец, марш).

марш

произведений «Сладкая

общие

и

Цель: дать понятие,

греза», «Марш деревянных

исполнительской

систематиза

что мелодия –

солдатиков», «Вальс» П.И.

Коммуникативные:

ция знаний;

главная мысль

Чайковского); сравнивать

различные

урок-игра

музыкального

музыкальные произведения

взаимодействии.

произведения

различных жанров и стилей.

учебную

и Продукт

задачу. ивное

использовать сотрудн

приемы

решения ичество,
задачи. общение
принимать ,

позиции

во взаимод
ействие
со
сверстни
ками
при
решении
различн
ых
творческ
их,
музыкал
ьных
задач.

7,8

Музыка

Как определить

Музыка,

Научатся: слушать мотивы

Регулятивные: формулировать и Внутрен

осени.

харак-тер осенней

живопись,

осенних мелодий ( на примере

удерживать учебную задачу.

няя

Изучение

музыки?

литература, произведений П.И.

Познавательные:

позиция,

нового мате-

Цели: помочь войти

характер

Чайковского «Осенняя песня», ориентироваться в разнообразии эмоцион

риала;

в мир красоты

настроения

Г. Свиридова «Осень»);

способов решения задач.

альное

Экскурсия в

осенней музыки с

, динамика,

объяснять термины: мелодия,

Коммуникативные:

развитие

парк

чувством со-

напевность

аккомпанемент, мелодия –

формулировать

причастности к

.

главная мысль музыкального

мнение и позицию.

приро-де, связать
жизненные
впечатления детей с
художественными
образами.

произведения.

собственное , сопережив
ание.

9

Урок-

Из чего состоит

Песня,

Научатся: определять

Регулятивные:

обобщение

музыка?

танец,

простейшие музыкальные

речь

и

Цель: закрепить и

марш,

жанры, определять настроение действия.

систематиза

обобщить знания по

мелодия,

и характер музыки,

Познавательные: контролировать эмоцион

ция знаний;

теме.

аккомпане

выразительно исполнять

и оценивать процесс и результат альная

мент

песню , дирижировать под

деятельности.

музыку.

Коммуникативные:

урокконцерт

для

собеседника,
воспринимать

использовать Внутрен

регуляции

своего няя
позиция,

отзывчи
слушать вость,

ставить

вопросы, сопереж

музыкальное ивание,

произведение и мнение других уважени
людей.

е к
чувства
м и
настрое
ниям
другого
человека
.

2 четверть

10

1 кл. Движение в

Как музыка передаёт

Изобразитель

Научатся: слушать

Регулятивные: выполнять учебные Развитие

2

музыке.

любое движение?

ность,

музыку, анализировать

действия в качестве слушателя и эмоцион

четв

Изобразител

Что такое

мелодия,

произведение, проводить

исполнителя.

.

ьность в

изобразительность?

аккомпанемен интонационно-образный

музыке

Цель: дать понятие о т, темп,

анализ на примере

называть

Сообщение

движении в музыке,

музыки Н.А. Римского-

окружающей действительности.

произве

и усвоение

изобразительность

Корсакова «3 чуда».

Коммуникативные:

дений,

новых

не красками, а

аргументировать

знаний;

музыкальными

строить

урок-

звуками.

высказывание, слушать собеседника.

экскурсия

оркестр.

ального

Познавательные:
и

узнавать, восприя

определять

свою

явления тия

позицию, общение

монологичное ,
взаимод
ействие
со
сверстни
ками.

11

Как музыка

Какими средствами

передает

Научатся: проводить

Регулятивные: выполнять учебные Продукт

передаётся движение (быстрый,

интонационно-образный

действия в качестве слушателя.

движение

в музыке?

медленный,

анализ на примере

Познавательные:

Сообщение

Цель: учить

ускорение,

музыки Н.А. Римского –

называть

и усвоение

проводить

замедление),

Корсакова «Полёт

окружающей действительности.

общение

новых

интонационно-

аккомпанемен шмеля», «3 чуда»;

Коммуникативные:

,

знаний;

образный анализ

т

выделять характерные

аргументировать

урок-игра

музыкальных

особенности

выслушивать

произведений,

(изобразительность) в

учеников

познакомить с

музыке.

решения в совместной деятельности сверстни

понятием темп
(скорость в музыке).

Темп

и

ивное

узнавать, сотрудн

определять

свою
позицию

явления ичество,

позицию взаимод
других ействие

при выработке общего со

(с помощью педагога).

ками
при
решении
творческ
их
музыкал
ьных
задач.

12

Что

Музыка передаёт

Темп,

Научатся:

Регулятивные: использовать речь Развитие

изображает

любое движение.

характер,

анализировать

для регуляции своего действия.

музыка?

Цель: учить

оркестр,

музыкальное

Познавательные:

Сообщение

проводить

аккомпанемен произведение, объяснять

познавательную

и усвоение

интонационно-

т.

понятия темп, оркестр,

процесс и результат деятельности.

новых

образный анализ

аккомпанемент,

Коммуникативные:

знаний,

произведения,

характер музыки.

монологичное высказывание, вести дений

урок-

понятие характер в

Формулировать выводы,

диалог,

загадка.

музыке.

осознавать, что все

помощью педагога

слушать

эмоцион

формулировать ального
цель,

оценивать восприя
тия

строить произве
собеседника

с искусств
а,

жизненные явления

интереса

можно передавать в

к от-

музыке (Д. Кабалевский

дельным

«Кавалерийская», пьеса

видам

«3 медведя»)

музыкал
ьнопрактич
еской
деятельн
ости.

13

Изобразител

В музыке находят

Ритм, ноты,

Научатся: понимать

Регулятивные:

ьность в

отражение любые

мелодия,

изобразительные

удерживать

при-роде.

явления природы.

аккомпанемен особенности и

выполнять

Обобщение

Цель: расширять

т, словарь

возможности

качестве слушателя.

и

художественные

эмоций.

музыкальных звуков и

Познавательные:

систематиза

впечатления,

их сочетаний на

поиск необходимой информации.

ция знаний;

развивать наглядно-

примере музыки из

Коммуникативные:

урок-

образное мышление.

альбома «Времена года»

активность

П.И. Чайковского)

познавательных задач.

экскурсия

формулировать
учебную

учебные

и Наличие

задачу, эмоцион
действия в ального
отношен

осуществлять ия к
искусств

проявлять у,
в

решении интерес
к
отдельн
ым
видам
музыкал
ьнопрактич
еской
деятельн
ости.

14

Изобразител

В музыке находит

Пульс, ритм,

Научатся: определять

Регулятивные: выбирать действия в Наличие

ьность в

отражение

темп в

на-строение, характер

соответствии с поставленной задачей эмоцион

деятельност

деятельность

музыке,

музыки, придумывать

и условиями её реализации.

и людей.

человека.

жанры в

ритмическое

Познавательные:

Сообщение

Цель: развитие

музыке:

сопровождение,

поиск необходимой информации.

ия к

и усвоение

наглядно-образного

колыбельная,

дирижировать.

Коммуникативные:

искусств

новых

мышления.

плясовая,

аргументировать

знаний;

кавалерийска

выслушивать позицию других при продукт

урок-игра

я.

выработке
педагога).

ального

осуществлять отношен

свою позицию, у,

решения

(с

помощью ивное
сотрудн
ичество
со
сверстни
ками.

15

Изобразител

Какими средствами

Ритм, пульс,

Научатся: осознавать,

Регулятивные: выполнять учебные Развитие

ьность в

находит отражение в

аккомпанемен что все события в жизни

действия

жизни

музыке деятельность

т, мелодия.

чело-века находят своё

исполнителя.

людей.

человека?

отражение в ярких

Познавательные:

Обобщение

Цель: учить

музыкальных и

называть и определять

и

проводить

художественных образах

окружающей действительности.

систематиза

интонационно-

(на примере

Коммуникативные:

ция знаний,

образный анализ

произведения

вопросы, обращаться за помощью, реализац

урок –

музыкальных

М.И.Глинки «Попутная

слушать собеседника.

путешествие

произведений.

песня»).

в качестве слушателя и мотивов
музыкал
узнавать, ьноявления учебной
деятельн

ставить ости и
ия
творческ
ого
потенци
ала в
процесс
е
коллект
ивного
музицир
ования.

16

Картины

Какие слова

Картины

Научатся: проводить

Регулятивные:

формулировать

и Развитие

природы в

наиболее точно

зимы,

интонационно-образный

удерживать учебную задачу.

музыке.

выражают

музыкальные

анализ

Познавательные:

Обобщение

настроение зимнего

краски,

инструментального

поиск необходимой информации.

и

пейзажа. О чём

настроение в

произведения - чувства,

Коммуникативные:

закрепление

рассказала тебе

музыке,

характер, настроение (на

монологичное

изученного

музыка?

поэзии,

примере произведений

учитывать настроение других людей, дений

материала;

Цель: расширять

живописи.

П.И.Чайковского)

их эмоции от восприятия музыки.

урок-

художественные

а,

экскурсия

представления о

интереса

жанре зимнего

к

пейзажа в искусстве.

отдельн

эмоцион

осуществлять ального
восприя

строить тия
высказывание, произве
искусств

ым
видам
музыкал
ьнопрактич
еской
деятельн
ости.

17

Обобщение;

Постижение красоты

Музыкальные

Научатся:

Регулятивные: использовать общие Наличие

повторение

окружающего мира

краски, на-

анализировать

приёмы решения задач.

изученного

посредством

строение в

музыкальные сочинения,

Познавательные:

материала,

музыкального языка.

музыке, темп,

обобщать,

познавательную

урок-игра.

Цель: понимание

ритм,

формулировать выводы,

процесс и результат деятельности.

изобразительных

мелодия,

выделять характерные

Коммуникативные: обращаться за искусств

особенностей и

аккомпанемен изобразительные

помощью,

возможностей

т.

затруднения.

особенности.

эмоцион

формулировать ального
цель,

оценивать отношен

формулировать

ия к

свои у
Оценка

музыкальных звуков

результа

и их сочетаний.

тов
собствен
ной
музыкал
ьноисполни
тельской
деятельн
ости.
3 четверть

18

1 кл. О чём говорит

Как музыка помогла

Характер,

Научатся: проводить

Регулятивные: составлять Развитие

3

музыка.

тебе определить

лад -мажор-

интонационно-образный

план и последовательность эмоционал

четв

Мысли и

характер героя, его

минор

анализ музыкальных

действий.

.

чувства в

мысли и чувства.

(тёплые-

произведений, обобщать,

Познавательные: ставить восприятия

музыке.

Цель: показать как

холодные

формулировать выводы (на

и

Изучение и

связаны в музыке

тона)

примере пьесы Л.Бетховена

проблемы.

ий

закрепление

мысли и чувства.

«Весёлая. Грустная», Д.Б.

Коммуникативные:

искусства.

но-вых знаний;

Кабалевского «Разные

проявлять активность

урок-игра

ребята»)

взаимодействии,

ьного
формулировать произведен

диалог,
собеседника
педагога

во Оценка
вести результато

слушать в
с

помощью собственно
й
музыкальн
оисполнител
ьской
деятельнос
ти.

19

Что выражает

Как музыка передаёт

Лад: мажор-

музыка

чувства: любовь к

Обобщение и

маме, родным, к школе.

Научатся: проводить

Регулятивные:

Развитие

минор, темп, интонационно-образный

формулировать

и мотивов

динамика,

анализ музыкальных

удерживать

систематизация Цель: как музыка

мелодия,

произведений, обобщать,

задачу.

знаний; урок-

может выражать

аккомпанеме формулировать выводы (на

Познавательные: ставить деятельнос

игра

чувства, настроение.

нт.

примере попевок «Дон-дон»,

и

«Звонкий звонок», песни о

проблемы.

реализация

маме)

Коммуникативные:

творческог

учебную музыкальн
о-учеб-ной
формулировать ти и

ставить
формулировать

вопросы, о
свои потенциала

затруднения (с помощью в процессе
педагога).

коллективн
ого
музициров
ания.

20

Как музыка

Как характер музыки

Мелодия,

Научатся: проводить

Регулятивные:

выражает

помогает понять, о ком

разговор-

интонационно-образный

новые учебные задачи

черты

она написана? Может

диалог,

анализ на примере музыки

сотрудничестве с учителем.

сотрудниче

характера.

ли композитор

персонажи,

Д.Б. Кабалевского «Три

Познавательные:

ство,

Изучение

«нарисовать» портрет

портрет,

подружки», попевки «Разные

самостоятельно выделять и общение,

нового

человека, как это

музыкальны

ребята», песни «Монтёр»,

формулировать

взаимодейс

материала;

делает художник?

й портрет.

передавать разговор- диалог

познавательную цель.

твие со

урок - сказка

Цель: учить проводить

героев, настроение пьесы,

Коммуникативные:

сверстника

интонационно-

создаём словесный портрет.

использовать

образный анализ

ставить Продуктив

речь

в ное

для ми при

регуляции своего действия; решении
ставить вопросы.

различных
творческих
,
музыкальн
ых задач.

21

Чувства и

Какие слова наиболее

Музыкальны Научатся: проводить

Регулятивные:

Развитие

переживания.

точно выражают

е краски,

интонационно-образный

формулировать,

эмоционал

Закрепление

чувства и переживания

темп,

анализ музыкальных

удерживать

нового

ребёнка в пьесе?

настроение в произведений, определять по

задачу, выполнять учебные восприятия

материала;

Подобрать краски для

музыке,

характеру музыки

действия

урок-игра

передачи настроения.

ритм,

персонажей, создавать

слушателя.

ий

Цель: учить проводить

аккомпанеме словесный портрет (на

Познавательные:

искусства,

интонационно-

нт

примере пьес

самостоятельно выделять и интереса к

образный анализ

мелодия.

П.И.Чайковского из

формулировать

отдельным

музыкальных

«Детского альбома»-

познавательную цель.

видам

произведений.

«Болезнь куклы», «Новая

Коммуникативные:

музыкальн

кукла»)

аргументировать
позицию.

учебную ьного
в

качестве произведен

свою опрактическ
ой
деятельнос
ти.

22

Что музыка

Как музыка может

Музыкальны Научатся: анализировать

Регулятивные:

изображает?

передавать движение,

е

музыкальные произведения,

использовать речь для

Внутрення

Изучение

изобрази цокот копыт

инструмент

пони-мать для чего нужны

регуляции своего действия.

я позиция,

нового

ударами кулачков.

ы: скрипка,

изобрази-тельные средства в

Познавательные:

эмоционал

материала;

Подбери слова,

фортепиано.

музыке, импровизировать

ориентироваться в

ьная

урок-игра

которые передают

Мелодия,

на музыкальных

разнообразии способов

отзывчивос

характер звучания пьес. аккомпанеме инструментах( на примере

решения задач.

ть ,

Цель: учить

пьесы Д.Б. Кабалевского

Коммуникативные:

сопережива

анализировать

«Кавалерийская», «Полёт

аргументировать свою

ние,

сочинения,

шмеля» Н.А. Римского-

позицию.

уважение к

формулировать

Корсакова).

выводы.

нт, ритм.

чувствам и
настроения
м других
людей.

23

Что музыка

Как музыка изображая

Мелодия,

выражает, а

какое-либо движение,

аккомпанеме интонационно-образный

использовать

что

помогает в передаче

нт ритм,

регуляции своего действия.

ьного

изображает.

чувств, настроения?

динамическо произведений (на при-мере

Познавательные:

восприятия

Обобщение и

Цель: учим различать

е развитие:

песни Л. Книппера

ориентироваться

систематизация понятия: музыка

усиление,

«Полюшко»)

разнообразии

знаний; урок-

выражает внутренний

затихание

решения задач.

искусства,

путешествие

мир человека, а

звука,

Коммуникативные:

интереса к

изображает любое

угасание.

Слушать

движение.

Научатся: проводить
анализ музыкальных

Развитие

Регулятивные:
речь

для эмоционал

в произведен
способов ий

собеседника, от-дельным

воспринимать музыкальное видам
произведение
других людей.

и

мнение музыкальн
опрактическ
ой
деятельнос
ти.

24

Единство

Как изобразительность

Скороговорк Научатся: проводить

Регулятивные:

Наличие

изобразительно

помогает в передаче

и, мелодия,

формулировать

и эмоционал

сти и

чувств человека, его

аккомпанеме анализ музыкального

удерживать

выразительност настроения.

нт,

произведения ( на примере

задачу.

отношения

и.

Создаём словесный

трёхчастная

«Попутной песни» М.И.

Познавательные:

к

Обобщение и

портрет.

форма.

Глинки). Понимать как

самостоятельно выделять и искусству,

систематизация Цель: расширять

связаны между собой

формулировать

интереса к

знаний; урок-

художественные

выразительность в музыке и

познавательную цель.

отдельным

игра

впечатления, развивать

изобразительные моменты.

Коммуникативные:

видам

интонационно-образный

учебную ьного

ассоциативно-образное

проявлять активность

мышление.

решении
задач.

в музыкальн

познавательных опрактическ
ой
деятельнос
ти.

25

Картины

Как музыка расскажет

Мелодия,

Научатся: проводить

Регулятивные:

природы в

нам о жизни природы,

фраза,

интонационно- образный

использовать

музыке.

какие чувства передаёт

дирижирова

анализ инструментального

регуляции своего действия.

ьного

Закрепление

музыка в пьесах? О чём

ние,

произведения- чувства,

Познавательные:

отношения

изученного

рассказала тебе

аккомпанеме характер, настроение

ориентироваться

материала;

музыка?

нт,

( на примере музыки П.И.

разнообразии

урок-экскурсия

Цель: выявить

живопись-

Чайковского «Времена

решения задач.

иям

особенности характера,

музыка-

года»- весна).

Коммуникативные:

музыки,

на-строения в пьесе,

литература.

ставить

Наличие
речь

для эмоционал

в к
способов произведен

вопросы, литературы

отметить изобрази-

обращаться за помощью. , живописи.

тельные особенности.

Слушать собеседника.

26

Обобщение;

Назовите музыку,

Мелодия,

Научатся: понимать

Регулятивные:

повторение

которая запомнилась

фраза,

единство выразительных и

действия в соответствии с эмоционал

изученного

лучше всего.

аккопанемен

изобразительных

поставленными задачами.

ьного

материала;

Цель: проследить за

т,

особенностей и

Познавательные:

отношения

урок- игра

тем, какие

ритм, темп,

возможностей музыкальных

самостоятельно выделять и к

произведения

инструмент

звуков и их сочетаний.

формулировать

искусству.

полюбились детям,

ы, характер,

Понимать роль музыки в

познавательную цель.

Оценка

остались в их памяти;

настроение.

собственной жизни.

Коммуникативные:

результато

определять уровень

задавать

музыкальной культуры.

формулировать

вопросы, в

собственное
позицию
педагога).

выбирать Наличие

собственно
мнение

(с

и й

помощью музыкальн
оисполнител
ьской
деятельнос
ти.

4 четверть

27

1кл.

Музыкальная

Чем отличается

Нота, высота Научатся: слушать музыку (на

Регулятивные: ставить новые Продук

4

речь.

музыкальная речь от

звука,

примере произведения С.С.

учебные

четв

Выразительные

разговорной.

движение

Прокофьева «Болтунья»);

сотрудничестве с учителем.

сотрудн

.

средства

Цели: дать

мелодии.

использовать музыкальную

Познавательные:

ичество

музыки. Темп.

представление об

Длинные и

речь как способ общения между контролировать и оценивать ,

Изучение и

общих чертах и

короткие

людьми и передачи

процесс

закрепление

отличиях

звуки,

информации. Понятие

деятельности.

е,

новых знаний;

музыкальной и

скороговорк

скороговорки. Упражнение

Коммуникативные:

взаимо

урок –игра

разговор-ной речи.

а.

«Карусель».

адекватно

задачи

и

собственное
воспринимать

в тивное

результат общени

оценивать действи
поведение; е со
музыкальное сверстн

произведение и мнение других иками
людей о музыке.

при
решени
и
различн
ых
творчес
ких
музыка
льных
задач.

28

Средства

Для чего нужны

Динамика,

Научатся: проводить

Регулятивные:

музыкальной

средства

темп, нота,

интонационно-образный анализ

действия в соответствии с е

нотная

произведения; выделять

поставленной задачей.

выразительности музыкальной

выбирать Развити
мотиво

.

выразительности?

запись,

характерные интонационные

Познавательные:

Изучение нового

Цели: познакомить

высокие и

музыкальные особенности

наиболее

материала; урок-

с

низкие

музыкального сочинения

способы решения задач.

игра

понятиями, их

звуки.

(выразительные и

Коммуникативные: задавать учеб-

выразительной роли

изобразительные). На примере

вопросы,

в музыке.

пьесы «Зайчик дразнит

для партнёра высказывания.

музыкальными

выбирать в

эффективные музыка
льно-

строить понятные ной
деятель

медвежонка» муз. Д.Б.

ности и

Кабалевского

реализа
ция
творчес
кого
потенц
иала в
процесс
е
коллект
ивного
музици
рования
.

29

Ритм в музыке -

Как ты понимаешь

Ритм,

Научатся: различать понятия

Регулятивные:

это ритм жизни.

словосочетание

ритмическая

звук, нота, ритм, исполнять

формулировать и удерживать е

Значение.

ритм? Какую музыку фигура,

простейшие ритмы; проявлять

учебную задачу.

Рефлексия и

мы называем

графическая

эмоциональную отзывчивость,

Познавательные:

оценивание

ритмичной?

запись

личностное отношение при

простое

способа

Цели: дать понятие

ритма.

восприятии музыкальных

изображение.

отноше

действия; урок-

о ритме, его роли и

произведений ( на примере

Коммуникативные:

ния к

игра.

значении в музыке;

фрагмента из балета П.И.

использовать

пробуждать

Чайковского «Спящая

регуляции

эмоциональный

красавица» - «Кот в сапогах и

ставить вопросы.

отклик на ритмы в

беленькая кошечка»)

музыке, игре.

Наличи
эмоцио
читать нально

схематическое го

речь

для искусс

своего действия; тву,
развит
ие
ассоци
ативнообразн
ого
мышле
ния.

30

Душа музыки -

Как определить

Мелодия,

Научатся: определять

Регулятивные: формировать Продук

мелодия.

мелодию, опираясь

песня, танец, характерные черты жанров в

и удерживать учебную задачу.

тивное

Обобщение и

на жанры (песня,

марш.

музыке ( на приме-ре

Познавательные:

сотруд

систематизация

танец, марш).

произведений «Сладкая грёза»,

использовать общие приёмы ничест

знаний; урок-

Цель: дать понятие,

«Марш деревянных

решения

игра

что мелодия-главная

солдатиков», «Вальс» П.И.

задачи.

общен

мысль музыкального

Чайковского); сравнивать

Коммуникативные:

ие,

произведения.

музыкальные произведения

принимать

различных жанров и стилей.

позиции во взаимодействии.

исполнительской во,

различные взаимо
действ
ие со
сверст
никами
при
решени
и
творче
ских
музыка
льных
задач.

31

Тембр – вырази-

Что значит «тембр-

Тембры

Научатся: определять

Регулятивные:

Развит

тельное средство окраска звука»?

голосов

выразительные и

преобразовывать

ие

в музыке.

У всех людей разные

окружающи

изобразительные возможности

практическую

Изучение и

голоса-тембры.

х людей и

(тембр, голос) музыкальных

познавательную.

нально

закрепление

Цели: учить

ребят,

инструментов, названия

Познавательные:

го

новых знаний;

отличать

инструменто

инструментов. ( на примере

осуществлять

урок-сказка.

особенности своих

в сим-

симфонической сказки «Петя и

необходимой информации.

голосов (тембрами).

фонического

волк» С.С. Прокофьева - темы

Коммуникативные:

Знакомить с

оркестра.

героев, названия инструментов)

монологичное высказывание, едений

задачу

в эмоцио

поиск воспри
ятия

строить произв

голосами

учитывать настроение других искусс

инструментов

людей,

симфонического

восприятия музыки.

оркестра.

их

эмоции

от тва,
опреде
ление
основн
ого
настро
ения и
характе
ра
музыка
льного
произв
едения.

32

Симфоническая

Какие бывают

Тембры, на-

Научатся:

проявлять Регулятивные:

сказка «Петя и

музыкальные

звания

эмоциональную отзывчивость, учебные действия в качестве е

волк». Оркестр.

инструменты?

инструменто

личностное

Обобщение и

Почему у каждого

в

восприятии

систематизация

героя сказки свой

симфоничес

произведений,

знаний; урок-

инструмент?

кого

различные

путешествие в

Цели: учить

оркестра.

музыкальные произведения (на решения задач.

ния к

филармонию

различать

примере

искусс

музыкальные

сказки С.С. Прокофьева.

от-ношение

выполнять Наличи

при слушателя и исполнителя.

музыкальных Познавательные:

нально

исполнять ориентироваться
по

характеру разнообразии

эмоцио
в го

способов отноше

симфонической Коммуникативные:
проявлять

активность

инструменты

решении

познавательных интере

симфонического

задач.

оркестра.

в тву,
са к
отдель
ным
видам
музыка
льнопракти
ческой
деятель
ности.

33

Обобщение.

Как воспринимать

Композитор- Научатся: понимать кто такой Регулятивные:

Закрепление

музыку? Что такое

исполнитель

композитор, кто - исполнитель, действия в соответствии с тивное

изученного

музыка?

-слушатель.

а кто - слушатель; осознавать, поставленной задачей.

сотруд

материала; урок-

Цели: проследить

Марши,

что

ничест

концерт

за тем, какие

танцы,

человека

музыкальные

песни.

отражение

произведения

Музыкальны музыкальных

полюбились детям,

е

остались в их

инструмент

обращаться

за

памяти; определять

ы оркестра.

принимать

участие

уровень

Средства

групповом музицировании.

музыкальной

музыкально

никами

культуры,

й

при

музыкальных

выразительн

решени

знаний.

ости.

и

все

события

в

находят
в

художественных образах.

выбирать Продук

жизни Познавательные:
своё самостоятельно

выделять и во,

ярких формулировать

общен

и познавательную цель.
Коммуникативные:

ие,
взаимо

помощью; действ
в ие со
сверст

различ
ных
творче
ских,
музыка
льных
задач.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Характеристика

количественных

показателей

материально-технического

обеспечения. В таблице введены символические обозначения: Д – демонстрационный
экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые
для постоянной экспозиции; К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости
класса); Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный
комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся); П – комплект, необходимый для
практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или
для использования несколькими учащимися поочередно.
Необходи
Наименование объектов и средств
материально-технического
обеспечения

1

2

мое кол-

Примечания

во
ОШ
3

4

I. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
*

ФГОС начального общего

Д

образования обучающихся с ОВЗ
*

Примерная адаптированная основная

Стандарт по музыке, примерная
программа, авторские рабочие

Д

программы входят в состав

общеобразовательная программа

обязательного программно-

начального общего образования

методического обеспечения

обучающихся с расстройствами

кабинета музыки

аутистического спектра
*

Авторские программы по музыке

Д

*

Хрестоматии с нотным материалом

Д

Для каждого года обучения

*

Сборники песен и хоров

Д

Для хорового пения в классе и
школьном хоре (с учетом разных
возрастных составов)

*

Методические пособия

Д

Пособия могут входить в УМК

(рекомендации к проведению уроков

по музыке, а также освещать

музыки)

различные разделы и темы курса,
в том числе проблемы
электронного музыкального
творчества

Методические журналы по

Федерального значения (в

искусству

первую очередь учрежденные
Минобразования России)

*

*

Учебно-методические комплекты к

При комплектации

программе по музыке, выбранной в

библиотечного фонда полными

качестве основной для проведения

комплектами учебников

уроков музыки.

целесообразно включить в состав

Учебники по музыке

К

книгопечатной продукции,
имеющейся в кабинете музыки,
по несколько экземпляров
учебников из других УМК по
музыке. Эти учебники могут
быть использованы учащимися
для выполнения практических
работ, а также учителем как
часть методического
обеспечения кабинета.

*

Рабочие / творческие тетради /

К

блокноты

В состав библиотечного фонда
целесообразно включать рабочие
тетради, соответствующие
используемым комплектам
учебников

Учебное пособие по
электронному музицированию
*

Книги о музыке и музыкантах.

Ф
П

В перспективе
Необходимы для

Научно-популярная литература по

самостоятельной работы

искусству

учащихся, подготовки
сообщений, творческих работ,
исследовательской проектной

деятельности и должны
находиться в фондах школьной
библиотеки
*

Справочные пособия,

Д (П)

энциклопедии

Музыкальная энциклопедия,
музыкальный
энциклопедический словарь,
Энциклопедический словарь
юного музыканта, Словарь
основных терминов по
искусствоведению, эстетике,
педагогике и психологии
искусства («В мире искусства»)

II. Печатные пособия
*

*

Таблицы:

Таблицы,

схемы

могут

быть

– нотные примеры;

Д

представлены

в

– признаки характера звучания

Д

демонстрационном (настенном) и

– средства музыкальной

Д

индивидуально

раздаточном

выразительности

вариантах, в полиграфических

Схемы:

изданиях

– расположение инструментов и

Д

и

на

электронных

носителях

оркестровых групп в различных
видах оркестров;
– расположение партий в хоре;

Д

– графические партитуры
*

Транспарант: нотный и поэтический

Д

текст Гимна России
*

Портреты композиторов

Д

Комплекты. Могут содержаться в

Портреты исполнителей

Д

настенном варианте,
полиграфических изданиях
(альбомы по искусству) и на
электронных носителях

Атласы музыкальных инструментов

Д

Альбомы с демонстрационным

Д

материалом, составленным в

соответствии с тематическими
линиями учебной программы
Дидактический раздаточный
материал:
Карточки с признаками характера

К

Комплект

К

Комплект

К

Комплект

звучания
Карточки с обозначением
выразительных возможностей
различных музыкальных средств
Карточки с обозначением
исполнительских средств
выразительности
Игры и игрушки
Театральные куклы

Для театрализованных форм

П

работы на уроках музыки и во
внеклассной деятельности
III. Информационно-коммуникационные средства
Мультимедийные обучающие
программы

Д

Мультимедийные обучающие
программы и электронные
учебники могут быть
ориентированы на систему
дистанционного обучения, либо
носить проблемно-тематический
характер и обеспечивать
дополнительные условия для
изучения отдельных предметных
тем и разделов стандарта. В
обоих случаях эти пособия
должны предоставлять
техническую возможность
построения системы текущего и
итогового контроля уровня
подготовки учащихся (в т.ч. в
форме тестового контроля).

Электронные учебники

Д

Возможно

использование

следующих программ:
Программы

–

музыкальные

конструкторы:
Dance Machine,
ACID, Music Generator,
Программы-автоаранжировщики:
Visual

Aranger,

The

Gammer,

Band-in-a-Box$
Midi-секвенсеры: Cakewalk Pro
Audio,
Cubase Audio VST
Аудио-редакторы: Sound Forge,
WaveLab, Cool Edit Pro
Нотный

редакторы:

NoteWorthiComposer, Finale и др.

Электронные библиотеки

Д

по искусству

Электронные

библиотеки

включают

комплекс

информационно-справочных
материалов, ориентированных на
различные

формы

художественно-познавательной
деятельности,

в

исследовательскую

т.ч.
проектную

работу. В состав электронных
библиотек

могут

входить

электронные

энциклопедии

и

альбомы по искусству, (музыка,
изобразительное
аудио-

и

тематические

искусство),
видеоматериалы,
базы

фрагменты

данных,
культурно-

исторических текстов, текстов из
научно-популярных

изданий,

фотографии, анимация. А также
должны

быть

представлены

электронные
используемые

учебники,
в

учебном

процессе.
Электронные библиотеки могут
размещаться на CD-ROM, либо
создаваться в сетевом варианте
(в т.ч. на базе образовательного
учреждения).
Игровые компьютерные
программы по музыкальной

Д

Рекомендуются для внеклассной
работы

тематике
IV. Технические средства обучения (ТСО)

*

Музыкальный центр

Д

аудиоцентр с возможностью
использования аудиодисков, CDR, CD RW, MP 3, а также
магнитных записей

*

Видеомагнитофон

Д

*

CD / DVD-проигрыватели

Д

Мультимедийный компьютер со

К

звуковой картой

Тех.

требования:

графическая

операционная система, привод
для

чтения-записи

дисков,

компактаудио-видео

входы/выходы,

возможность

выхода в Интернет. Оснащен
акустическими

колонками,

микрофоном,

наушниками,

соединен

с

синтезатором.

клавишным
С

пакетом

прикладных

программ

(текстовых, графических, нотных
и аудио-редакторов и др.).
Индивидуальная

работа

учащихся возможна в классе
информатики.
Телевизор с универсальной

Д

подставкой
*

Мультимедиапроектор

Телевизор не менее 72 см
диагональ

Д

Мультимедиапроектор
входить

в

техническое

может

материальнообеспечение

образовательного учреждения
*

Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные

размеры

1,25х

1,25
V. Экранно-звуковые пособия
*

Аудиозаписи и
фонохрестоматии по музыке

Д

Комплекты

компакт-дисков

и

аудиокассет по темам и разделам
курса каждого года обучения

включают

материал

для

слушания и исполнения.
Песенный материал может быть
представлен

в

виде

инструментального
сопровождения,

специально

аранжированного для учащихся
основной школы
*

Видеофильмы, посвященные

Д

творчеству выдающихся
отечественных и зарубежных
композиторов
*

Видеофильмы с записью фрагментов

Д

из оперных спектаклей
*

Видеофильмы с записью фрагментов

Д

из балетных спектаклей
*

Видеофильмы с записью

Д

выступлений выдающихся
отечественных и зарубежных певцов
*

Видеофильмы с записью известных

Д

хоровых коллективов
*

Видеофильмы с записью известных

Д

оркестровых коллективов
Видеофильмы с записью фрагментов

Д

из мюзиклов
Слайды (диапозитивы):

Д

– произведения пластических
искусств различных исторических
стилей и направлений
– эскизы декораций к музыкальнотеатральным спектаклям
(иллюстрации к литературным
первоисточникам музыкальных
произведений)

Д

– нотный и поэтический текст песен;
– изображения музыкантов,

Д

играющих на различных
*

инструментах;

Д

– фотографии и репродукции картин
крупнейших центров мировой
музыкальной культуры

Д

Учебно-практическое оборудование
Музыкальные инструменты:
*

Фортепиано (пианино, рояль)

Д

Два инструмента – для кабинета
музыки и школьного зала

Баян /аккордеон

Д

Скрипка

Д

Гитара

Д

Клавишный синтезатор

Д

Для учителя

Детские клавишные
синтезаторы

Ф

Комплект детских музыкальных
инструментов:
– блок-флейта,

П

– глокеншпиль /колокольчик,

П

*

– бубен

П

*

– барабан

П

*

– треугольник

П

– румба,

П

– маракасы,

П

– кастаньетты

П

– металлофоны

П

– ксилофоны;

П

Набор народных инструментов

– народные инструменты:

П

определяется

свистульки,

П

регионального

деревянные ложки,

П

может

трещотки и др.;

П

расширен.

П

Комплектация

*

*

– дирижерская палочка

быть

содержанием
компонента

и

значительно
инструментов

производится учителем.

Интерактивная доска с магнитной

Д

поверхностью, и приспособлений
для крепления таблиц, репродукций
Комплект знаков нотного письма (на

Д

магнитной основе)
*

*

Расходные материалы:
– нотная бумага

К

– цветные фломастеры

Д

Для

– цветные мелки

Д

графических схем

оформления

музыкально-

Специализированная учебная
мебель:
индивидуальные столы и стулья для
учащихся

*

К

Стеллажи для наглядных пособий,
нот, учебников и др.
Станки для школьного хора

В комплекте (для школьного
зала)

Комплект звуковоспроизводящей

В комплекте: не менее четырёх

аппаратуры (микрофоны, усилители

микрофонов и двух динамиков

звука, динамики)
Музыкальные инструменты для

В комплекте: не менее двух

эстрадного ансамбля

электрогитар

и

ударной

установки

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
- формирование общего представления и музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических

композиций,

исполнении

вокально-хоровых

произведений,

импровизациях.
К окончанию 1 класса у ученика будет сформирована:
1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
2. Познавательный интерес к новому учебному материалу.
3. Предпосылки к способности оценить результаты своей учебной деятельности.
4. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи.
5. Знание моральных норм на бытовом уровне.
6. Этические чувства — стыда, вины, совести.
7. Понятие - здоровый образ жизни.
8. Элементарные основы экологической культуры.
9. Эстетические чувства на основе знакомства с произведениями детской
художественной культуры.

в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».