Программа АООП НОО АРП 8.2 Изобразительное искусство

Прило
жение к адаптированной основной
общеобразовательной программе
-адаптированной
образовательной программы
начального общего образования
МАОУ СОШ №92
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на
основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант для детей с РАС), Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых
результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования
и авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е.
Гуровой и др. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа
России», Адаптированной основной общеобразовательной программы ОУ.
Цели изучения курса:


воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание уважения к культуре
народов России и других стран; готовность и способность выражать свою позицию в
искусстве и через искусство;

Основные задачи курса:


развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности;



освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;



овладение элементарной художественной грамотой; приобретение опыта работы в
различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными
материалами; совершенствование эстетического вкуса;



развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни
(музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного
образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного
понимания требований к результатам обучения. Смысловая и логическая последовательность
программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов
обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное
условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в
то же время как способ самопознания и самоидентификации.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в
жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой
стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер,
так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств:
живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное
искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте
взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной
деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Три

способа

художественного

освоения

действительности

—

изобразительный,

декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей с РАС в
качестве

достаточно

понятных,

интересных

и

доступных

видов

художественной

деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие
школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру
искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать
разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира,
выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная
деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность
- это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни
общества.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика;
диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение
традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых
смыслов.
Основные

виды

учебной

деятельности

-

практическая

художественно-творческая

деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая

деятельность (ребенок выступает в роли

художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя,
осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают
различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель,
пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты
(кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж,
монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес
учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования
личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие
чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия
произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит
формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и
компьютерных презентаций. Для этого необходима работа с использованием собственных
фотографий, поиском разнообразной художественной информации в интернете. Программа
построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия
искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из
окружающей действительности. Работа на основе наблюдения является важным условием
освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так же способность к
распознаванию эмоций у себя и окружающих - являются важными условиями освоения
детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности
самостоятельного видения мира, выражения своего отношения на основе освоения опыта
художественной культуры.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное
развитие ребенка.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в
жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой
стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного
опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения
детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру
человека, способности осознавать собственные эмоции и эмоции окружающих. Это является
залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной
форме, в форме личного творческого опыта.
Коррекционные возможности курса.
Настоящая рабочая программа учитывает особые

образовательные потребности

обучающихся с расстройствами аутистического спектра, которые проявляются в специфике
речевого развития. У учащихся отмечается недостаточность представлений об окружающей
действительности, бедность личного практического опыта, трудности в анализе природных и
социальных явлений, переносе знаний в другие ситуации. Контингент учащихся
неоднороден по уровню сформированности таких процессов, как восприятие, внимание,
мышление. В связи с этим программа курса направлена не только на формирование знаний,
но и имеет коррекционную направленность по преодолению недостатков речевого
развития путем обогащения словаря и расширения речевой практики. Включает коррекцию
мыслительной деятельности, других психических процессов, коррекцию развития личности.
Позволяет в комплексе решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В
связи со спецификой развития навыков социального взаимодействия обучающихся школы
объективно мотивированным представляется усиление социального аспекта. Программа
призвана оказать обучающимся содействие в определении и коррекции отношения к самим
себе, помочь понять свои возможности, убедиться в наличии потенциальных способностей.
Место в учебном плане

Учебный предмет Изобразительное искусство изучается в рамках предметной области
Искусство обязательной части УП в объеме: 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в 1 классе:
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
- знание основ изобразительной культуры;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи (с помощью педагога);
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии (с помощью педагога);
- формулировать собственное мнение и позицию; ·
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своей деятельности.
Предметными

результатами

изучения изобразительного

формирование следующих умений:

искусства

являются

Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,
художественное
участвовать

конструирование

в

и

дизайн,

художественно-творческой

декоративно-прикладное
деятельности,

искусство)

используя

и

различные

художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- понимать значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация,
коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи
художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в
объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и
пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных
художественных материалов;
-участвовать

в

художественно-творческой

деятельности,

используя

различные

художественные материалы и приёмы работы с ними;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства:
живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы
искусства;
- анализировать произведения искусства с помощью учителя;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и
животных;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение
эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и
при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является
соответствие или несоответствие требованиям программы. Лучшие работы обучающихся
хранятся в портфолио.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с
присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой
художника, учатся с разных художественных позиций наблюдать реальность, рисовать,
украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных
материалов.
Ты изображаешь, украшаешь и строишь
Ты учишься изображать (8ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной
жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится
понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать
окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в
основе умения рисовать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии,
пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их
выразительных возможностей.


Изображения всюду вокруг нас.



Мастер Изображения учит видеть.



Изображать можно пятном.



Изображать можно в объеме.



Изображать можно линией.



Разноцветные краски.



Изображать можно и то, что невидимо.



Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и
украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни
человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им
наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация,
бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.


Мир полон украшений.



Цветы.



Красоту надо уметь замечать.



Узоры на крыльях. Ритм пятен.



Красивые рыбы. Монотипия.



Украшения птиц. Объёмная аппликация.



Узоры, которые создали люди.



Как украшает себя человек.



Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

Ты строишь (10 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли
в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер

Постройки

—

олицетворение

конструктивной

художественной

деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения
рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение
предмета.
Первичный

опыт

владения

художественными

материалами

конструирования. Первичный опыт коллективной работы.


Постройки в нашей жизни.



Дома бывают разными.



Домики, которые построила природа.



Дом снаружи и внутри.



Строим город.



Все имеет свое строение.



Строим вещи.



Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч)

и

техниками

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в
пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих
элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и
присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы.
Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.


Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.



Праздник весны.



Сказочная страна.



Времена года (экскурсия)



Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
Календарно-тематическое планирование
Общая тема: «Ты изображаешь, украшаешь, строишь» (33часа).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Раздел,

Дата Содержание:

п/п

тема,

виды учебной

количество

деятельности

Результаты
Предметные

Учебные

Метапредметные

материал

Личностные

ы

часов
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
1

Изображения

Изображения

в

всюду вокруг

жизни человека.

окружающей

предложенному учителем учебной

нас

Знакомство с

действительности

плану;

Мастером

изображения,

Изображения

художниками.

Рисунок по
замыслу

Находить

в Работать

по Мотивация
деятельности,

сделанные Ориентироваться в своей владение
системе знаний: отличать культурой

Рассматривать

новое от уже известного с поведения

иллюстрации (рисунки) в помощью учителя;
детских книгах.

Слушать

Придумывать
изображать
каждый

и

общения.

понимать

и высказывания
то,

хочет,

что собеседников
умеет,

любит.
2

к

Мастер

Красота и

Находить, рассматривать Проговаривать

Формирование

Изображения

разнообразие

красоту в обыкновенных последовательность

эстетических

учит видеть.

окружающего мира

явлениях

чувств,

природы.

рассуждать об увиденном.

природы

и действий на уроке;

Добывать новые знания: художественно-

и

Знакомство с

Видеть

понятием «форма».

метафору в выделенных вопросы,

Изображение

деталях

сказочного леса,

Выявлять геометрическую опыт

где все деревья

форму простого плоского полученную на уроке;

похожи на разные

тела.

по форме листья

Сравнивать
листья

зрительную находить

ответы

на творческого

используя мышления,

природы учебник, свой жизненный наблюдательност
и

информацию, и.

Согласованно работать в
различные группе.
на

основе

выявления

их

геометрических форм.
Создавать, изображать на
плоскости

графическими

средствами

заданный

метафорический образ на
основе

выбранной

геометрической формы
3

Изображать

Пятно как способ

Использовать пятно как Совместно с учителем и Формирование

можно

изображения на

основу изобразительного другими учениками давать потребностей

пятном

плоскости.

образа на плоскости.

Тень как пример

Видеть

пятна, которое

метафору

помогает увидеть

потенциальный

обобщенный образ

случайной

эмоциональную

зрительную деятельности
—

оценку творческом

класса

на отношении

находить уроке.

окружающему

образ

миру,

в Перерабатывать

в

форме полученную информацию: потребностей

к

в

формы.

силуэтного

Превращение

проявлять

произвольно

дорисовки.

пятна
его

и делать

выводы

путем результате

в самостоятельной

совместной практической

работы всего класса;

сделанного краской Овладевать

первичными Пользоваться

языком деятельности.

и кистью пятна в

навыками изображения на изобразительного

изображение

плоскости

зверушки

пятна, навыками работы

(дорисовать лапы,

кистью и краской.

с

творческой

помощью искусства.

хвост, уши, усы и
т.д.)
4

Изображать

Объемные

Овладевать

первичными Принимать и удерживать Формирование

можно в

изображения.

навыками изображения в цели и задачи учебной эстетических

объеме.

Отличие

объеме.

изображения в

Изображать

пространстве от

птиц, зверей способами осуществления.

изображения на

вытягивания

плоскости

вдавливания

Целостность

пластилином).

деятельности,
в

находить чувств,

объеме средства и способы её художественнотворческого

и Сравнивать
(работа

и мышления,

с группировать

наблюдательност

произведения

и.

формы.

изобразительного

Приемы работы с

искусства

пластилином.

изобразительным

Лепка животного

средствам, жанрам и т.д.).
Слушать

(по

и

понимать

высказывания
собеседников.
5

Изображать

Знакомство с

Овладевать

первичными Организовывать

можно

понятиями «линия» навыками изображения на рабочее место.

линией

и «плоскость».

плоскости

Линии в природе.

линии, навыками работы учебнике (на развороте, в отношении к

Линейные

графическими

изображения на

материалами

(черный Пользоваться

плоскости.

фломастер,

простой изобразительного

Повествовательные

карандаш, гелевая ручка).

с

своё Формирование
потребностей в

помощью Ориентироваться

в творческом

оглавлении, в словаре);

окружающему

языком миру,

искусства

потребностей в
самостоятельной

возможности линии

практической

(линия -

творческой

рассказчица)

деятельности.

Изображение
линией «путаница»
рисунка на тему
«Расскажи нам о
себе»
6

Разноцветны

Знакомство с

Изображать (декоративно) Проговаривать

Формирование

е краски

цветом. Краски

бабочек,

эстетических

гуашь.

характер

Цвет.

расцветки,

Эмоциональное и

украшающих их деталей, находить

передавая последовательность
их

узоров, действий на уроке;

чувств,

форму Добывать новые знания: художественноответы

на творческого

ассоциативное

узорчатую

красоту вопросы,

звучание цвета (что

фактуры.

напоминает цвет

Понимать простые основы опыт

каждой краски?).

симметрии

используя мышления,

учебник, свой жизненный наблюдательност
и

информацию, и.

полученную на уроке;

Проба красок

Согласованно работать в

Создание

группе

разноцветного
коврика
7

Изображать

Выражение

Соотносить

можно и то,

настроения

что

изображении.

чувствами и эмоциями.

невидимо.

Эмоциональное и

Изображать радость или Добывать новые знания: художественно-

(Настроение)

ассоциативное

грусть (работа гуашью).

в цвета

со

восприятие Проговаривать

Формирование

своими последовательность

эстетических

действий на уроке;
находить

чувств,

ответы

на творческого

звучание цвета

вопросы,

Изображение

учебник, свой жизненный наблюдательност

настроения

опыт

и

используя мышления,
информацию, и.

полученную на уроке;
Согласованно работать в
группе.
8

Художники и

Художники и

Воспринимать

и Совместно с учителем и Начальное

зрители.

зрители..

эмоционально

(Обобщение

Знакомство с

выставку

темы).

понятием

работ одноклассников.

оценивать другими учениками давать формирование
творческих эмоциональную
деятельности

оценку навыков

класса

на восприятия и

«произведение

уроке.

оценки

искусства».

Перерабатывать

собственной

Картина.

полученную информацию: художественной

Скульптура.

делать

Цвет и краски в

результате

картинах

работы всего класса;

художников.

Пользоваться

Художественный

изобразительного

музей.

искусства

выводы

в деятельности, а

совместной также
деятельности

языком одноклассников.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
9

Мир полон

Украшения в

Находить

примеры Организовывать

своё Формирование

украшений

окружающей

декоративных украшений рабочее место.

эстетических

действительности.

в

чувств,

Разнообразие

действительности

украшений (декор).

школе, дома, на улице).

Знакомство с

Создавать роспись цветов- Пользоваться языком

мышления,

Мастером

заготовок, вырезанных из изобразительного

наблюдательност

Украшения

цветной бумаги (работа искусства

и.

Изображение

гуашью

окружающей Ориентироваться в
(в учебнике (на развороте, в
оглавлении, в словаре);

художественнотворческого

сказочного цветка

10

Цветы-

Цветы —

Составлять

украшения

украшение Земли.

цветов

из

готовых Работать

по Овладение

коллективную предложенному учителем навыками

земли

Разнообразие

работу (поместив цветы в плану;

коллективной

цветов, их форм,

нарисованную

окраски, узорчатых

большом листе корзину системе знаний: отличать процессе

деталей.

или вазу).

на Ориентироваться в своей деятельности

в

новое от уже известного с совместной

Аппликация:

помощью учителя;

составление букета

Слушать

из вырезанных

высказывания

одноклассников

цветов

собеседников

под руководством

и

творческой

понимать работы в команде

(коллективная

учителя.

работа
11

Красоту надо

Многообразие и

Находить

уметь

красота форм,

узоры (сережки на ветке, предложенному учителем эстетических

замечать

узоров, расцветок и

кисть ягод, иней и т. д.) и плану;

фактур в природе.

любоваться

Ритмический узор

выражать в беседе свои системе знаний: отличать творческого

пятен и

впечатления.

симметричный

Разглядывать

узоры

повтор.

формы,

созданные Слушать

Находить и

природой,

изображать

интерпретировать

природные формы

собственных

растений

изображениях
украшениях.

природные Работать

по Формирование
чувств,

ими, Ориентироваться в своей художественноновое от уже известного с мышления,
и помощью учителя;
и

высказывания
их

в собеседников
и

наблюдательност

понимать и.
Формирование
потребностей

в

общении

с

искусством,
природой,

Изображать (декоративно)

потребностей

птиц, бабочек, рыб и т. д.,

творческом

передавая

отношении

характер

их

узоров, расцветки, форму

окружающему

украшающих их деталей,

миру.

узорчатую

в
к

красоту

фактуры
12

Узоры на

Многообразие и

Изображать (декоративно) Проговаривать

Формирование

крыльях.

красота форм,

бабочек,

эстетических

Ритм пятен

узоров, расцветок и

характер

фактур в природе.

расцветки,

Ритмический узор

украшающих их деталей, находить

пятен и

узорчатую

симметричный

фактуры.

повтор.

Понимать простые основы опыт

Украшение

симметрии.

крыльев бабочки

передавая последовательность
их

узоров, действий на уроке;

чувств,

форму Добывать новые знания: художественноответы

красоту вопросы,

на творческого

используя мышления,

учебник, свой жизненный наблюдательност
и

информацию, и.

полученную на уроке;
Согласованно работать в
группе

13

Красивые

Ритмическое

Изображать (декоративно) Совместно с учителем и Формирование

рыбы.

соотношение пятна

рыб, передавая характер другими учениками давать эстетических

Монотипия

и линии.

их

узоров,

расцветки, эмоциональную

Симметрия, повтор, форму украшающих их деятельности
ритм, свободный

деталей,

узорчатую уроке.

оценку потребностей

класса

—

на потребностей

в

общении

с

фантазийный узор.

красоту фактуры.

Перерабатывать

Знакомство с

Осваивать

техникой

приемы работы в технике делать

монотипии

живописной

(отпечаток

графической

красочного пятна).

монотипии и т. д.

искусством,

простые полученную информацию: природой,
выводы

и результате

в потребностей

совместной творческом

росписи, работы всего класса;
Пользоваться

отношении

языком окружающему

Выразительность

изобразительного

фактуры

искусства.

миру.

Украшение рыбок
узорами чешуи
14

Как

Украшения

Изображать

сказочных Работать

украшает

человека

героев,

себя человек

рассказывают о

изображения характерных плану;

своем хозяине.

для

Какие украшения

(шляпа

бывают у разных

Красной Шапочки, Кот в новое от уже известного с мышления,

людей.

сапогах и т. д.).

опираясь
них

по Формирование

на предложенному учителем эстетических
чувств,

украшений Ориентироваться в своей художественноНезнайки

и системе знаний: отличать творческого
помощью учителя;

Когда и зачем

Слушать

украшают себя

высказывания

люди.

собеседников

Рисование
сказочных героев и
их украшений

в

и

наблюдательност

понимать и.

к

15-

Мастер

Без

праздничных Создавать

16

Украшения

украшений

помогает

праздника.

цветной

сделать

Новогодние

(гирлянды,

праздник

гирлянды, елочные игрушки,

(обобщение

игрушки.

темы

Украшения

несложные Проговаривать

Овладение

нет новогодние украшения из последовательность

навыками

бумаги действий на уроке;

коллективной

елочные Добывать новые знания: деятельности
карнавальные находить

головные уборы).
для

ответы

вопросы,

в

на процессе

используя совместной

учебник, свой жизненный творческой

новогоднего

опыт

карнавала.

полученную на уроке;

Изготовление

Согласованно работать в под руководством

украшений

к

и

информацию, работы в команде
одноклассников

группе.

учителя.

празднику
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
17

Постройки в

Первичное

нашей жизни

знакомство

с дома для себя и своих рабочее место.

архитектурой

и друзей

дизайном.
Постройки
окружающей

Изображать придуманные Организовывать
или

в деятельности,

дома героев детских книг учебнике (на развороте, в владение
в и

мультфильмов. оглавлении, в словаре);

нас Приобретать

первичные Пользоваться

навыки структурирования изобразительного

Постройки,

пространственной формы.

человеком

учебной

сказочные Ориентироваться

жизни.
сделанные

своё Мотивация

искусства

культурой

языком поведения.

к

Рисование домиков
для

сказочных

героев.
18

Дома бывают

Многообразие

Конструировать

разными

архитектурных

изображение

построек

и

дома

их помощью
(«кирпичиков»)

Соотношение

гуашью).

здания

с предложенному учителем потребности

новое от уже известного с миру,

его

помощью учителя;
Слушать

и

потребностей

понимать самостоятельной

Составные

части

высказывания

практической

(элементы)

дома

собеседников

творческой

крыша,

деятельности.

фундамент, двери,
окна

и

т. д.)

разнообразие

и
их

форм. Построение
на бумаге дома с
помощью печаток
19

Домики,

Природные

которые

постройки

построила

конструкции.

к

системе знаний: отличать окружающему

назначения.

(стены,

в

творческом

(работа Ориентироваться в своей отношении

вида
и

по Формирование

печаток плану;

назначение.
внешнего

Работать

Изображать (или лепить) Проговаривать
и сказочные

домики

в последовательность

форме овощей, фруктов, действий на уроке;

Формирование
эстетических
чувств,

в

природа

Многообразие

грибов, цветов и т. п.

Добывать новые знания: художественно-

природных

находить

построек (стручки,

вопросы,

орешки, раковины,

учебник, свой жизненный наблюдательност

норки, гнезда, соты

опыт

и т. п.), их формы и

полученную на уроке;

конструкции.

Согласованно работать в

Лепка

группе

сказочного

домика

в

и

ответы

на творческого

используя мышления,
информацию, и.

форме

овощей

или

фруктов
20

Дом снаружи

Соотношение

и внутри

взаимосвязь

и Придумывать

и Совместно с учителем и Формирование

изображать фантазийные другими учениками давать потребностей

внешнего вида и дома
внутренней

(в

виде

алфавита,

букв эмоциональную

различных деятельности

оценку творческом

класса

на отношении

конструкции дома. бытовых предметов и др.), уроке.

окружающему

Понятия «внутри» их вид снаружи и внутри Перерабатывать

миру,

и «снаружи».

(работа

цветными полученную информацию: потребностей

Назначение дома и карандашами
его внешний вид.

фломастерами

Внутреннее

акварельному фону

устройство
его

дома,

наполнение.

или делать

в

выводы

по помощью педагога);

(с самостоятельной
практической
творческой
деятельности.

к

в

Красота и удобство
дома.

Рисование

дома в виде буквы
алфавита.
21

Строим

Архитектура.

Овладевать первичными

Принимать и удерживать Овладение

город.

Архитектор.

навыками

цели и задачи учебной навыками

Планирование

конструирования из

деятельности,

города.

бумаги.

средства и способы её деятельности

Деятельность

Конструировать (строить)

осуществления.

художника-

из бумаги (или коробочек-

Сравнивать

архитектора.

упаковок) разнообразные

группировать

творческой

Складывание

дома.

произведения

работы в команде

домика из бумаги,

изобразительного

одноклассников

постройка города

искусства

из бумажных

изобразительным

домиков

средствам, жанрам и т.д.).
Слушать

находить коллективной
процессе
и совместной

(по под руководством

и

учителя.

понимать

высказывания
собеседников.
22

в

.Всё имеет

Конструкция

Составлять,

Работать

по Формирование

свое строение

предмета.

конструировать из

предложенному учителем эстетических

Выполнение

простых геометрических

плану.

изображения

форм (прямоугольников,

Ориентироваться в своей художественно-

чувств,

животного

кругов, овалов,

системе знаний: отличать творческого

Выполнение

треугольников)

новое от уже известного с мышления,

изображения

изображения животных в

помощью учителя;

животного из

технике аппликации

Слушать

и

различных

высказывания

геометрических

собеседников.

наблюдательност

понимать и.

фигур в технике
аппликации
23

Строим

Конструирование

Конструировать (строить)

Организовывать

вещи.

предметов быта.

из бумаги различные

рабочее место.

Знакомство с

простые бытовые

Добывать новые знания: деятельности,

работой дизайнера

предметы, упаковки, а

находить

Конструирование

затем украшать их,

вопросы,

украшение

производя правильный

учебник, свой жизненный поведения

упаковок

порядок учебных

опыт

действий.

полученную на уроке.

и

своё Мотивация

к

учебной

ответы

на владение

используя культурой
и

информацию, общения.

Согласованно работать в
группе.
Город, в

Конструирование

Делать зарисовки города

Совместно с учителем и Формирование

которой мы

разнообразных

по впечатлению после

другими учениками давать потребностей

в

живем

городских

экскурсии.

эмоциональную

с

25-

Прогулка по

построек.

Участвовать в создании

деятельности

26

родному

Малые

коллективных панно-

уроке.

24

оценку общении

класса

на искусством,
природой,

городу

архитектурные

коллажей с изображением

Перерабатывать

потребностей

(обобщение

формы, деревья в

городских (сельских)

полученную информацию: творческом

темы)..

городе. Создание

улиц.

делать

.

панно «Город, в

помощью учителя).

котором мы

Пользоваться

живём»

изобразительного

потребностей

(коллективная

искусства.

самостоятельной

работа).

Организовывать

выводы

(с отношении

в
к

окружающему
языком миру,
в

своё практической

рабочее место.

творческой

Добывать новые знания: деятельности
находить

ответы

вопросы,

на Овладение

используя навыками

учебник, свой жизненный коллективной
опыт

и

информацию, деятельности

полученную на уроке.

в

процессе

Согласованно работать в совместной
группе.

творческой
работы в команде
одноклассников
под руководством
учителя.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
27

Три Брата-

Взаимодействие

Различать три вида

Проговаривать

Умение

Мастера

трех видов

художественной

последовательность

обсуждать

всегда

художественной

деятельности (по цели

действий на уроке.

собственную

трудятся

деятельности.

деятельности и как

Ориентироваться

вместе

Рассматривание

последовательность

учебнике (на развороте, в деятельность

работ художников

этапов работы).

оглавлении, в словаре).

и детских работ

Анализировать

Пользоваться

деятельность Мастера

изобразительного

позиций

Изображения, Мастера

искусства.

творческих задач

в художественную
и

работу

языком одноклассников с

Украшения и Мастера

данной

темы,

Постройки, их «участие» в

точки

создании произведений

содержания

искусства

средств

(изобразительного,

выражения.

с

зрения
и
его

декоративного,
конструктивного)
28

Праздник

. Весенние события

Придумывать, как

Совместно с учителем и Формирование

весны

в природе (прилет

достраивать простые

другими учениками давать потребностей

в

птиц, пробуждение

заданные формы,

эмоциональную

с

жучков, стрекоз,

изображая различных

деятельности

букашек и т. д.).

насекомых, птиц,

уроке.

природой,

Конструирование

сказочных персонажей на

Перерабатывать

потребностей

из бумаги и

основе анализа

полученную информацию: творческом

украшение птиц и

зрительных впечатлений,

делать

оценку общении

класса

выводы

на искусством,

в отношении

в
к

жуков.

а также свойств и

результате

совместной окружающему

возможностей заданных

работы всего класса.

миру,

художественных

потребностей

в

материалов

самостоятельной
практической
творческой
деятельности.

29-

Сказочная

Изображение

Создавать

коллективное Организовывать

30

страна

сказочного мира.

панно-коллаж

Выразительность

изображением сказочного Ориентироваться

размещения

мира.

элементов

своё Умение

с рабочее место.

сотрудничать

с

в товарищами

в

учебнике (на развороте, в процессе
оглавлении, в словаре).

совместной

коллективного

работы

(под

панно. Панно-

руководством

коллаж с

учителя),

изображением

выполнять

сказочного мира

часть

(коллективная

соответствии

работа)

общим замыслом.

свою

работы

в
с

31,-

Времена

Красота природы.

Любоваться красотой

Работать

по Формирование

32,

года.

Выразительные

природы.

предложенному учителем потребностей

в

33

Здравствуй,

детали весенней

Наблюдать живую

плану;

с

лето! Урок

природы (ветки с

природу с точки зрения

Ориентироваться в своей искусством,

общении

любования

распускающимися

трех Мастеров, т. е. имея в системе знаний: отличать природой,

(обобщение

почками,

виду задачи трех видов

новое от уже известного с потребностей

темы).

цветущими

художественной

помощью учителя.

сережками,

деятельности.

Слушать

травинки,

Создавать композицию на

высказывания

окружающему

подснежники.

тему «Здравствуй, лето!»

собеседников.

миру,

Экскурсия. Образ

Проговаривать

потребностей

лета в творчестве

последовательность

самостоятельной

российских

действий на уроке.

практической

художников.

Добывать новые знания: творческой

Картина и

находить

скульптура.

вопросы,

Репродукция.

учебник и информацию, эстетических

Композиция на

полученную на уроке.

тему «Здравствуй,

Согласованно работать в художественно-

лето!»

группе.

и

творческом

понимать отношении

ответы

в

на деятельности.

используя Формирование
чувств,
творческого
мышления,
наблюдательност
и.

к

в

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Необх.
Наименование объектов и
№

кол-во

средств материально-

Примечания

технического обеспечения

ОШ

2

3

1

4

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.

ФГОС НОО обучающихся
с ОВЗ

2.

Примерная программа, авторские рабочие
Д

программно-методического

Примерная адаптированная
основная

программы входят в состав обязательного

Д

обеспечения

кабинета изобразительного искусства

общеобразовательная
программа начального
общего образования
обучающихся с
расстройствами
аутистического спектра
3.

Учебно-методические

При комплектации библиотечного фонда

комплекты к программе по

полными

выбранной

целесообразно

в

качестве

основной для проведения
уроков

К

изобразительного

учебников

включить

в

состав

книгопечатной продукции, имеющейся в
кабинете

искусства

комплектами

учебников

по

несколько

из

изобразительному
учебники

могут

экземпляров

других

УМК

искусству.
быть

по
Эти

использованы

учащимися для выполнения практических
работ,

а

также

учителем

как

часть

методического обеспечения кабинета.
4.

Учебники

по

К

изобразительному
искусству
5.

Учебно-методические

К

При комплектации библиотечного фонда

комплекты к программе по

полными

выбранной

целесообразно

в

качестве

комплектами

учебников

включить

в

состав

основной для проведения

книгопечатной продукции, имеющейся в

уроков

кабинете

изобразительного

искусства

по

учебников

несколько

из

изобразительному
учебники

могут

экземпляров

других

УМК

искусству.
быть

по
Эти

использованы

учащимися для выполнения практических
работ,

а

также

учителем

как

часть

методического обеспечения кабинета.
6.

Методические

пособия

(рекомендации

к

проведения

Д

уроков

изобразительного
искусства)
7.

8.

9.

Методические журналы по

Федерального значения

искусству

Д

Учебно-наглядные

Ф

Наглядные пособия в виде таблиц и

пособия

Д

плакатов – Д, формата А4 – Ф

Хрестоматии литературных
произведений к урокам

Д

изобразительного
искусства
10.

Энциклопедии по

Д

по одной каждого наименования

искусству, справочные
пособия
11.

Альбомы по искусству

Д

по одному каждого наименования

12.

Книги о художниках и

Д

по одной каждого наименования

Ф

Книги по стилям в искусстве необходимы

художественных музеях
13.

Книги по стилям
изобразительного

для самостоятельной работы учащихся,

искусства и архитектуры

они

могут

использоваться

как

раздаточный материал при подготовке
учащихся

к

творческой

деятельности,

подготовки сообщений, творческих работ,
исследовательской

проектной

деятельности и должны находиться в
фондах школьной библиотеки
14.

Словарь

П

искусствоведческих
терминов
2. Печатные пособия
15.

Портреты русских и

Д

зарубежных художников

Комплекты

портретов

разделам курса.
настенном

по

основным

Могут содержаться в

варианте,

полиграфических

изданиях (альбомы по искусству) и на
электронных носителях
16.

Таблицы по цветоведению,

Д

перспективе, построению
орнамента
17.

18.

Таблицы по стилям

Д

архитектуры, одежды,

Таблицы, схемы могут быть представлены

предметов быта

в

Схемы по правилам

Д

демонстрационном

(настенном)

и

индивидуально раздаточном вариантах, в

рисования предметов,

полиграфических

изданиях

растений, деревьев,

электронных носителях

и

на

животных, птиц, человека
19.

Таблицы по народным

Д

промыслам, русскому
костюму, декоративноприкладному искусству
20.

Дидактический

К

раздаточный материал:
карточки по
художественной грамоте
3. Информационно-коммуникационные средства
21.

Мультимедийные
обучающие

Д

Мультимедийные обучающие программы
и электронные учебники могут

быть

художественные

ориентированы

на

систему

программы Электронные

дистанционного обучения, либо носить

учебники

проблемно-тематический

характер

и

обеспечивать дополнительные условия для
изучения отдельных предметных тем и
разделов стандарта. В обоих случаях эти
пособия
техническую

должны

предоставлять

возможность

построения

системы текущего и итогового контроля
уровня подготовки учащихся (в т.ч. в
форме тестового контроля).
Возможно

использование

следующих

программ:
Cake-walkProAudio 8, 5 и 9
Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo//
22.

Электронные библиотеки

Д

по искусству

Электронные библиотеки включают
комплекс информационно-справочных
материалов, ориентированных на
различные формы художественнопознавательной деятельности, в т.ч.
исследовательскую проектную работу. В
состав электронных библиотек могут
входить электронные энциклопедии и
альбомы по искусству, (изобразительное
искусство, музыка), аудио- и
видеоматериалы, тематические базы
данных, фрагменты культурноисторических текстов, текстов из научнопопулярных изданий, фотографии,
анимация.
Электронные библиотеки могут
размещаться на компакт дисках, либо
создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на
базе образовательного учреждения).

23.

Игровые художественные

Д

компьютерные программы
4. Технические средства обучения (ТСО)
24.

Акустическая система

Д

25.

Ноутбук

Д

26.

Слайд проектор

Д

27.

Мультимедиа проектор

Д

28.

Аудиторная доска с

Д

магнитной поверхностью и
набором приспособлений
для крепления таблиц и
репродукций
29.

Экран навесной

Д

30.

Вэб-камера

Д
5. Экранно-звуковые пособия

31.

32.

Аудиозаписи по музыке и

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет

литературным

по темам и разделам курса для каждого

произведениям

класса

Видеофильмы:

Д

По одному каждого наименования

- по памятникам
архитектуры
- по художественным
музеям
- по видам
изобразительного
искусства
- по творчеству отдельных
художников
- по народным промыслам
- по декоративноприкладному искусству
- по художественным
технология
6. Учебно-практическое оборудование

33.

Комплекты резцов для

К

линогравюры
34.

Краски акварельные

К

35.

Краски гуашевые

К

36.

Тушь

К

37.

Ручки с перьями

К

38.

Бумага А3, А4

К

39.

Бумага цветная

К

40.

Фломастеры

К

41.

Восковые мелки

К

42.

Пастель

Ф

43.

Сангина

К

44.

Уголь

К

45.

Кисти беличьи № 5, 10, 20

К

46.

Кисти щетина № 3, 10, 13

К

47.

Емкости для воды

К

48.

Стеки (набор)

К

49.

Пластилин / глина

К

50.

Клей

К

51.

Ножницы

К

52.

Рамы для оформления

К

Для оформления выставок

работ
53.

Подставки для натуры

П
7. Модели и натурный фонд

62.

Муляжи фруктов

Д

(комплект)
54.

Муляжи овощей

Д

(комплект)
55.

Гербарии

Ф

56.

Изделия декоративно-

Д

прикладного искусства и
народных промыслов
57.

Гипсовые геометрические
тела

Д

58.

Гипсовые орнаменты

Д

три-четыре вида

59.

Маски античных голов

Д

два вида

60.

Античные головы

Д

четыре вида

61.

Модуль фигуры человека

П

62.

Капители

Д

63.

Керамические изделия

П

дорическая

(вазы, кринки и др.)
64.

Драпировки

П

65.

Предметы быта

П

(кофейники, бидоны,
блюдо, самовары, подносы
и др.)
8. Игры и игрушки
66.

Конструкторы

Ф

Строительные конструкторы для
моделирования архитектурных
сооружений (из дерева, пластика, картона)

67.

Театральные куклы

Д

68.

Маски

Д
9. Специализированная учебная мебель

69.

Столы рисовальные

К

70.

Стулья

К

71.

Стеллажи для книг и

Д

оборудования
72.

Мебель для хранения

Д

Кассетницы, плакатницы

таблиц и плакатов.
73.

Стеллажи для хранения

П

детских художественных
принадлежностей
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1
класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
Для характеристики количественных показателей используются следующие
символические обозначения:
1. Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
2. К – полный комплект (на каждого ученика класса);

3. Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух
учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».