Программа АООП НОО АПР 6.1 Музыка

Приложение к
адаптированной основной общеобразовательной программе
-адаптированной образовательной программы
начального общего образования МАОУ СОШ № 92
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 1-4
классов
разработана
на
основе
примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с
НОДА ФГОС НОО.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации», вступившего в силу 1 сентября 2013 года, образование лиц с
ОВЗ и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы
образования РФ. В рамках модернизации российского образования необходимо создать
образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для
всех лиц с НОДА и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и
состояния здоровья. Данная программа содержит основной подход для учащихся с НОДА
по специальному Федеральному государственному образовательному стандарту
начального образования детей с НОДА.
Рабочая программа разработана с учетом требований следующих нормативных
документов:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утверждённого Министерством образования науки РФ 6 октября
2009г. приказ №373;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ
Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1598
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от
28.01.2021 года №1 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.368521
 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».


Примерная программа начального общего образования, одобренной решением
федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от
8 апреля 2015 г. № 1/15,);

Данная программа соответствует стандартам начального общего образования и
учебному плану МАОУ «Основная общеобразовательная школа №92»
Цель учебного предмета «Музыка» - формирование средствами музыки
гармоничной социально - адаптированной личности ребенка с интеллектуальными
нарушениями, обогащение музыкальных впечатлений детей, развитие музыкальности
обучающихся.
Под музыкальностью понимаются умения и навыки, необходимые для
музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, точность интонирования, умение
чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания,
воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как
ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские
навыки.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательным
учреждением АООП НОО обучающихся с НОДА предусматривает решение следующих
основных задач, решаемых при реализации рабочей программы:Задачи:

- Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных
жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности.
- Формировать музыкально-эстетический словарь.
- Совершенствовать певческие навыки.
- Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.
- Развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную
память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
-Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих
адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению;
- Развитие интереса к музыкальному искусству и способности реагировать на
музыку;
- Формирование простейших эстетических ориентиров;
- Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- Корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи:
 Развитие зрительного восприятия и узнавания;
 Развитие пространственных представлений и ориентации;
 Развитие основных мыслительных операций;
 Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
 Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 Развитие речи обучающихся и обогащение словаря;
 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА:
• выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (при
необходимости совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение
логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого
развития;
• организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным
нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов
дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию
или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;
• осуществление коррекционно-развивающего процесса не только через
содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов,
но и в процессе логопедической работы(индивидуальной/подгрупповой);
• создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших
психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной
деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с
речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
• обеспечение при необходимости взаимосвязь с медицинскими организациями для
получения комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации
первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной
деятельности, соматического здоровья;
• возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении
содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости
коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся; •
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и
использования соответствующих методик и технологий;
• индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве
для разных категорий, обучающихся с НОДА;

• постоянный мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов,
исходя из механизма речевого дефекта;
• применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных
средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на
речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
• возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских
показаний;
• профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем
максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных
контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные
стратегии и тактики;
• психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения
в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с
родителями.
Основной задачей обучения Музыка таких учащихся является обеспечение
прочных и сознательных знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни
и будущей трудовой деятельности.
Общая характеристика предмета «Музыка».
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника,
адаптации его в обществе, нормализации психических процессов, преодолению
невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ . «Музыка» –
учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков
в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к
музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе
занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое
пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах
детского оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) вырабатываются необходимые умения музыкального восприятия,
музыкально-исполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения о
творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки.
Особенности изучаемого курса:
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается
специфическими психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных
видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на
принципах
природосообразности,
культуросообразности,
индивидуализации
и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и
воспитания,
оптимистической
перспективы,
комплексности,
доступности,
систематичности и последовательности, наглядности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В первом и подготовительном классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели). Во
2—4 классах на предмет «Музыка», отводится по 34ч (1 ч в неделю, 34 учебных недель в
каждом классе). Данная программа разработана для учащихся с НОДА, обучающихся в
условиях общеобразовательного класса.
Планируемые результаты изучения учебного курса
для обучающихся с НОДА
Изучение учебного предмета «Музыка» при получении начального общего
образования направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов.

Личностные результаты должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

Метапредметные результаты должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты должны отражать:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее
роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Предметные результаты по видам деятельности обучающихся
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем
применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной,
музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной
деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены
на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его
духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкальноисполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и
самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное
участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города,
региона.
Слушание музыки
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы
музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций,
средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового,
эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает
особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских,
женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного,
академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей
репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке;
балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских
народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных
форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы,
вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Имеет слуховой багаж из прослушанных
отечественной и зарубежной классики.

произведений

народной

музыки,

10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных
движений, пластического интонирования.

Хоровое пение
Обучающийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в
соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное
певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в
зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не
форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо
произносит согласные; использует средства артикуляции для
достижения
выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами
двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского
оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двухтрехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе
тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о
клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке:
сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и
половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках
исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность –
восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.

5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первойвторой октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных
по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен,
разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и
трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для
слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкальносценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение.
Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне
обучающийсяполучит возможность научиться:

начального

общего

образования

реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных
видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и
других
музыкальных
инструментах,
музыкально-пластическом
движении
и
импровизации);
организовывать
культурный
деятельность; музицировать;

досуг,

самостоятельную

музыкально-творческую

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в
коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его
музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе
образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать
музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Тематическое планирование
№
п/п

Содержание раздела

1

Восприятие и
воспроизведение
звуков окружающего
мира во всем
многообразии.

2

Игра на
элементарных
музыкальных
инструментах в
ансамбле.

1 класс

Содержание темы

Колво
часов
Раздел 1. Мир музыкальных звуков
Звуки вокруг нас.
1
Свойства музыкального звука; тембр,
1
длительность, громкость, высота.
Ритм окружающего мира
1
Классификация музыкальных звуков.
1
Короткие и длинные звуки
1

Пение попевок и
простых песен.

3

1

Восприятие и
воспроизведение
ритмов
окружающего мира.

2

Ритмические игры.

3

Игра в детском
шумовом оркестре.

Раздел 2. Ритм – движение жизни
Ритмический рисунок.
1
Понятие длительностей в музыке.
1
Акцент в музыке: сильная и слабая доли.
1
1
Мелодия – главный носитель содержания в
музыке.
Народная и профессиональная музыка.
1
Интонация в музыке и в речи.
1

Воспитательный потенциал урока

- знакомить со звучанием музыкальных
инструментов разной высоты и тембровой
окраски;
- формирование слушательских навыков
фрагментов музыкальных произведений с
имитацией звуков окружающего мира;
- формирование интереса к звучанию
музыкальных инструментов разной высоты и
тембровой окраски;
- развивать навыки игры на элементарных
музыкальных инструментах в ансамбле;
- формирование интереса к пению попевок и
простых песен;
- развитие навыков правильной певческой
установки и певческого дыхания;
- формирование музыкально-теоретических
понятий, терминов: осознание коротких и
длинных звуков в ритмических играх;
- формирование восприятие и воспроизведение
ритмов окружающего мира;
- развитие первичные навыки игры на детских
шумовых музыкальных инструментах;
- формирование устойчивой способности к
равномерной пульсации;
- формирование ощущения сильной доли;
чередование сильных и слабых долей;

6

7
8

Раздел 3. Мелодия – царица музыки
Интонация
как,
выражение
эмоций и мыслей
Слушание
1
человека.
музыкальных
произведений яркого Выразительные свойства мелодии.
1
Типы
мелодического
движения.
Аккомпанемент.
интонационно1
Интонация как внутреннее озвученное состояние,
образного
1
выражение
эмоций
и
отражение
мыслей.
содержания.
Интонационно – образная природа музыкального
1
искусства.
Исполнение песен
Интонация – источник элементов музыкальной
1
речи.
Музыкальноигровая
деятельность.

11

Слушание
музыкальных
произведений с
различным ладовым
наклонением.

12

Пластическое
интонирование,
двигательная
импровизация.

13

Исполнение песен,
написанных в
разных ладах.

14

Игры-драматизации

Раздел 4. Музыкальные краски
1
Понятие длительностей в музыке.
1
Звучание окружающей жизни, природы,
настроений, чувств и характера человека.
1
Ритмический рисунок.
1
Лад. Мажор и минор. Тоника.
1
Понятия контраста в музыке.

- слушание музыкальных произведений яркого
интонационно-образного содержания;
- формировать умение воспринимать музыку и
выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
- формировать учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу;
- формирование личностного восприятия
музыки, через понимание ее характера,
содержания, средств музыкальной
выразительности;

- развивать умение самостоятельно
осуществлять подбор и применение
элементарных инструментов в создании
музыкального образа;
- установление дружеских взаимоотношений в
ансамбле, основанных на взаимопомощи и
взаимной творческой поддержке;
- ценностное отношение к учебе как виду
творческой деятельности;
- уважение к творчеству одноклассников и
сверстников;
- формирование ладового чувства в хоровом
пении: мажорные и минорные краски в создании
песенных образов;
- первичный опыт социального партнерства и
диалога в игре;

15

Слушание
музыкальных
произведений,
имеющих ярко
выраженную
жанровую основу.

16

Сочинение простых
аккомпанементов.

17

Исполнение хоровых
и инструментальных
произведений.

16

Игровые
дидактические
упражнения.

17

Слушание
музыкальных
произведений.

18

Пение с
применением
ручных знаков.

19

Игра на
элементарных
музыкальных
инструментах в
ансамбле

Раздел 5. Музыкальные жанры: песня, танец, марш
Музыкальный и поэтический фольклор России.
1
- слушание музыкальных произведений,
1
Первоначальные знания о средствах музыкальной
имеющих ярко выраженную жанровую основу;
выразительности.
- формировать умение сочинять простой
1
Определение особенностей основных жанров
инструментальный аккомпанемент, как
музыки: песня, танец, марш.
сопровождения к песенной, танцевальной и
маршевой музыке;
- развивать умение исполнение хоровых и
инструментальных произведений разных
жанров;
- умение воспринимать музыку и выражать свое
отношение к музыкальному произведению;
Раздел 6. Музыкальная азбука или где живут ноты
Нотная запись как способ фиксации музыкальной
1
- освоение элементов музыкальной грамоты в
речи
игровой деятельности;
Основы музыкальной грамоты Нотоносец,
1
- освоение игровых дидактических упражнений с
скрипичный ключ, нота, диез, бемоль.
использованием наглядного материала;
Знакомство с фортепианной клавиатурой:
1
- формирование эмоциональной культуры
изучение регистров фортепиано.
школьника в процессе пения прослушивания
Расположение нот первой октавы на нотоносце и
1
музыкальных произведений с характерным
клавиатуре.
мелодическим характером;
Формирование зрительно-слуховой связи: ноты1
- становление дружеских взаимоотношений в
клавиши-звуки.
ансамбле, основанных на взаимопомощи и
Динамические оттенки (форте, пиано).
1
взаимной творческой поддержке;
- формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств;

20

Исполнение
пройденных хоровых
и инструментальных
произведений.

21

Командные
состязания.

22

Развитие навыка
импровизации,

21

Музыкальнотеатрализованное
представление как
результат освоения
программы первого
класса.

Раздел 7. Я - артист
Формирование
первичных
аналитических
навыков.
Сольное и ансамблевое музицирование.
Творческое соревнование.

1

- проявление и развитие индивидуальных
творческих способностей;
- развитие навыков импровизации;
- уметь соблюдает при пении певческую
установку. Использует в процессе пения
правильное певческое дыхание;
- развивать навыки сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;

Раздел 8. Музыкально-театрализованное представление
Музыка для детей: мультфильмы.
1
- первоначальные навыки коллективной работы,
Инструментовка и инсценировка песен.
в том числе при разработке и реализации
Мастерство исполнителя-музыканта.
учебных и творческих проектов;
- учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в
сотрудничестве:
- учиться формулировать собственное мнение и
позицию;
- получают первичный опыт самореализации в
различных видах творческой деятельности;
33

Тематическое планирование с основными видами деятельности во 2 классе
№
п/п

Содержание раздела

Содержание темы

Колво
часов

Виды деятельность

1

Восприятие и
воспроизведение
звуков окружающего
мира во всем
многообразии.

2

Игра на
элементарных
музыкальных
инструментах в
ансамбле.

3

Пение попевок и
простых песен.

5

Государственные
символы России
(герб, флаг, гимн).

6

Гимн – главная
песня народов нашей
страны.

7

Гимн Российской
Федерации.

Раздел 1. Народное музыкальное творчество. Традиции и обряды
Духовная музыка в творчестве композиторов.
1
- формировать умение воспринимать музыку и
1
Народные музыкальные традиции Отечества.
выражать свое отношение к музыкальному
Музыкальный фольклор.
произведению;
1
Духовная музыка в творчестве композиторов.
- воспитание эстетических потребностей,
Народные игры.
1
ценности и чувства, эстетическое сознание как
Народное и профессиональное музыкальное
результат освоения художественного наследия
творчество разных стран мира.
1
народов России, творческой деятельности
Народные инструменты. Накопление и
музыкально-эстетического характера;
обобщение музыкально-слуховых впечатлений
1
Оркестр народных инструментов. Наблюдение
- приобретение устойчивых навыков
народного творчества.
1
самостоятельной, целенаправленной и
Годовой круг календарных праздников.
содержательной музыкально-учебной
Отечественные народные музыкальные традиции.
1
деятельности, включая информационноНародная и профессиональная музыка.
1
коммуникационных технологий;
Музыкальный и поэтический фольклор России:
песни, танцы, действа, обряды, скороговорки,
загадки
Раздел 2. Широка страна моя родная
Мелодический рисунок, его выразительные
1
свойства, фразировка.
1
Гимн – главная песня народов нашей страны.
Гимн Р. Ф. Государственные символы России
(герб, флаг, гимн).
1
Великие русские композиторы-мелодисты: М.
Глинка, П. Чайковскмй, С. Рахманинов

- формировать основу музыкальной культуры, в
том числе на материале музыкальной культуры
родного края, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;
- формировать представления о символах
государства – Флаге, Гербе России, о флаге, гербе
и гимне субъекта Российской Федерации, в
котором находится образовательная организация;
- формировать чувство гордости за свою Родину,
российский народ и историю России;
- усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества;

8

Метроритм.

9

Длительности и
паузы в простых
ритмических
рисунках.

10

Ритмоформулы.
Такт. Размер

11

Основы
музыкальной
грамоты.

12

Расположение нот в
первой-второй
октавах.

13

Интервалы в
пределах октавы,
выразительные
возможности
интервалов.

14

Раздел 3. Музыкальное время и его особенности
Выразительность и изобразительность в музыке.
1
- освоение элементов музыкальной грамоты в
1
Игра на детских музыкальных инструментах.
игровой деятельности;
1
Интонации музыкальные и речевые. Их сходство
- освоение игровых дидактических упражнений с
и различие.
использованием наглядного материала;
- формирование эмоциональной культуры
школьника в процессе пения прослушивания
музыкальных произведений с характерным
мелодическим характером;
- становление дружеских взаимоотношений в
ансамбле, основанных на взаимопомощи и
взаимной творческой поддержке;
Раздел 4. Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Расположение нот
1
в первой-второй октавах
1
Интервалы в пределах октавы, выразительные
возможности интервалов.
1
Ритмоформулы. Такт. Размер.
1
Метроритм. Длительности и паузы в простых
ритмических рисунках

- приобретение навыков игре на элементарных
музыкальных инструментах в ансамбле;.
- развивать простое остинатное сопровождение к
пройденным песням, инструментальным пьесам с
использованием интервалов (терция, кварта,
квинта, октава).
- овладение основами музыкальной грамотности:
способностью эмоционально воспринимать
музыку, как живое образное искусство во
взаимосвязи с жизнью, со специальной
терминологией и ключевыми понятиями
музыкального искусства, элементарной нотной
грамотой в рамках изучаемого курса;

Раздел 5. «Музыкальный конструктор»
Мир музыкальных форм. Интонации
1
- освоение элементов музыкальной грамоты в
Мир музыкальных
игровой деятельности;
форм. Повторность и музыкальные и речевые. Простые песенные
формы (двухчастная и трёхчастная формы).
- освоение игровых дидактических упражнений с
вариативность в

музыке.
15

16
17

18

19

20

21

22

Простые песенные
формы (двухчастная
и трехчастная
формы).
Вариации.
Куплетная форма в
вокальной музыке.
Прогулки в
прошлое.
Классические
музыкальные
формы.

Опера. Формы построения музыки. Классические
музыкальные формы. Й. Гайдн, В. Моцарт, В.
Бетховен, Р. Шуман.
С. Прокофьев. Музыкальные инструменты.
Симфонический оркестр.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Ф. Шуман.
Особенности музыкальной речи в сочинениях
композиторов, её выразительный смысл.
Куплетная форма в вокальной музыке.
Песенность как отличительная черта русской
музыки.

1

1
1
1
1

использованием наглядного материала;
- слушание музыкальных произведений с
использованием элементарной графической
записи;
- формирование эмоциональной культуры
школьника в процессе пения прослушивания
музыкальных произведений с характерным
мелодическим характером;
- формировать умение воспринимать музыку и
выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
- раскрывать образное содержание музыкальных
произведений разных форм, жанров и стилей;

Раздел 6. Жанровое разнообразие в музыке
Песенность, танцевальность, маршевость в
1
- формировать умение воспринимать музыку и
Песенность,
разных
жанрах
вокальной
и
инструментальной
выражать свое отношение к музыкальному
танцевальность,
музыки.
произведению;
маршевость в
1
Формирование первичных знаний о музыкально- формирование первичных знаний о музыкальноразличных жанрах.
театральных жанрах: Опера, балет. Путешествие
театральных жанрах;
в мир театра.
- формирование мотивационной направленности
Песенность как
1
отличительная черта Музыкальные театры (театральное здание,
на продуктивную музыкально- творческую
театральный зал, сцена, за кулисами театра)
деятельность (слушание музыки, пение,
русской музыки.
1
Интонационно-образная природа музыкального
инструментальное музицирование, драматизация
искусства.
музыкальных произведений, импровизация,
Средства
1
музыкальной
Повторность и вариативность в музыке.
музыкально-пластическое движение и др.)
Вариации. Музыкально-театрализованное
- раскрывать образное содержание музыкальных
выразительности.
представле-ние как результат освоения
произведений разных форм, жанров и стилей;
Формирование
программы.
- формировать умение импровизировать под
первичных знаний о Средства музыкальной выразительности
1
музыку с использованием танцевальных,
музыкально(мелодия, ритм, темп, лад). П. Чайковский.
маршеобразных движений, пластического
театральных
интонирования.

жанрах: Балет,
опера.

23

Раздел 7. Я - артист
Сольное и ансамблевое музицирование.
Исполнение
пройденных хоровых (вокальное и инструментальное).
и инструментальных Творческое соревнование.
произведений.

24

Командные
состязания.

25

Совершенствование
навыка

26

Музыкальнотеатрализованное
представление как
результат освоения
программы в
второго классе.

2

- формирование мотивационной направленности
на продуктивную музыкально- творческую
деятельность (слушание музыки, пение,
инструментальное музицирование, драматизация
музыкальных произведений, импровизация,
музыкально-пластическое движение и др.)
- развивать сотрудничество в ходе реализации
коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач;

Раздел 8. Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как
1
- формировать первоначальные навыки
результат освоения программы во втором классе.
коллективной работы, в том числе при
разработке и реализации учебных и творческих
проектов;
- получают первичный опыт самореализации в
различных видах творческой деятельности;

34

Тематическое планирование с основными видами деятельности во 3 классе
№

Содержание раздела

Содержание темы

Кол-

Воспитательный потенциал уроков

п/п

1

Разработка плана
организации
музыкального
проекта.

2

Создание
информационного
сопровождения
проекта.

3

4

Разучивание
песенного материала
как части проекта.

во
часов
Раздел 1. Музыкальный проект «Сочиняем сказку»
Музыкальная речь в сочинениях композиторов, её
1
- формирование мотивационной направленности
выразительный смысл.
на продуктивную музыкально- творческую
1
Применение приобретенных знаний, умений и
деятельность (слушание музыки, пение,
навыков в творческо-исполнительской
инструментальное музицирование, драматизация
деятельности.
музыкальных произведений, импровизация,
Формирование умений и навыков ансамблевого и
1
музыкально-пластическое движение и др.)
хорового пения.
Практическое освоение и применение элементов
музыкальной грамоты.
Практическое освоение и применение элементов
музыкальной грамоты.
Музыкальная речь как способ общения между
людьми,

1
1
1

Игра на
элементарных
музыкальных
инструментах в
ансамбле.

5

Исполнение песен
народов России.

6

Игра на
музыкальных
инструментах в
ансамбле.

- первоначальные навыки коллективной работы,
в том числе при разработке и реализации
учебных и творческих проектов;
- учить использовать музыкальные образы при
создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокальнохоровых произведений, в импровизации;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;

Раздел 2. Широка страна моя родная
Рождение музыки как естественное проявление
1
человеческого состояния. Творчество народов
России.
1
Формирование знаний о музыкальном и
поэтическом фольклоре. Национальные
инструменты.
1
Народные музыкальные традиции Отечества.

- формировать основу музыкальной культуры, в
том числе на материале музыкальной культуры
родного края, развитие художественного вкуса и
интереса
к
музыкальному
искусству
и
музыкальной деятельности;
- формирование мотивационной направленности

7

8

9

Игры-драматизации

1

Симфонический
оркестр.

11

Формирование
знаний об основных
группах
симфонического
оркестра

Раздел 4. Мир оркестра
Формирование знаний об основных группах
симфонического оркестра: виды инструментов,
тембры.
Симфония. Симфонический оркестр.
Жанр концерта: концерты для солирующего
инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.)
и оркестра.
Музыкальные инструменты (флейта, скрипка)
Звучащие картины.

на продуктивную музыкально- творческую
деятельность (слушание музыки, пение,
инструментальное музицирование, драматизация
музыкальных произведений, импровизация,
музыкально-пластическое движение и др.)
- развивать сотрудничество в ходе реализации
коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач;

Раздел 3. Хоровая планета
Звучание окружающей жизни, природы Хоровая
1
Хоровая музыка,
хоровые коллективы музыка, хоровые коллективы и их виды
(смешанные, женские, мужские, детские).
и их виды.
1
Накопление хорового репертуара,
совершенствование музыкальноНакопление
хорового репертуара, исполнительской культуры.
1
Выразительность и изобразительность в музыке.
совершенствование
музыкальноисполнительской
культуры.

10

12

Интонации музыкальные и речевые. Элементы
двухголосие.
Народная и профессиональная музыка.
Национальные одежды.
Сочинения отечественных композиторов о
Родине. Развитие навыков ансамблевого,
хорового пения.

1

1
1

1

Жанр концерта.
Раздел 5. Музыкальная грамота

- формировать умение воспринимать музыку и
выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
- формирование мотивационной направленности
на продуктивную музыкально- творческую
деятельность (слушание музыки, пение,
инструментальное музицирование, драматизация
музыкальных произведений, импровизация,
музыкально-пластическое движение и др.)
- формировать умение воспринимать музыку и
выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
- раскрывать образное содержание музыкальных
произведений разных форм, жанров и стилей;

13

14

16

17

Чтение нот хоровых
и оркестровых
партий.
Освоение новых
элементов
музыкальной
грамоты.
Музыкальноигровая
деятельность.

1

- развитие общих музыкальных способностей
школьников, (музыкальной памяти, и слуха),

1
1
1
1
1
1

- овладение основами музыкальной грамотности:
способностью
эмоционально
воспринимать
музыку, как живое образное искусство во
взаимосвязи с жизнью, со специальной
терминологией
и
ключевыми
понятиями
музыкального искусства, элементарной нотной
грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение навыков игре на элементарных
музыкальных инструментах в ансамбле;

Сочинение
ритмических
рисунков

18

Музыкальноигровая
деятельность.

19

Исполнение хоровых
произведений.

20

Игра на
элементарных
музыкальных
инструментах в
ансамбле.

21

Выразительность и изобразительность в музыке.
Основы музыкальной грамоты. Чтение нот.
Интонационно-образная природа музыкального
искусства.
Духовная музыка в творчестве композиторов.
Исполнение канонов.
Народные музыкальные традиции Отечества.
Интервалы.
Народная и профессиональная музыка. Трезвучие
Пение по нотам с тактированием.
Певцы русской старины. Народная и
профессиональная музыка.

Раздел 6. Формы и жанры в музыке
1
Музыкальный и поэтический фольклор России.
Простые двухчастная и трехчастная формы.
1
Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств. Форма рондо.
1
Основные средства музыкальной
выразительности.
1
Форма вариации на новом музыкальном
материале.
1
Музыкальное развитие в сопоставлении
художественных образов.

Раздел 7. Я - артист
Сольное и ансамблевое музицирование
Исполнение
пройденных хоровых (вокальное и инструментальное).

1

- раскрывать образное содержание музыкальных
произведений разных форм, жанров и стилей;
- формировать представление о выразительных
возможностях и особенностях музыкальных
форм: типах развития (повтор, контраст), простых
двухчастной и трехчастной формы, вариаций,
рондо;
- узнавать изученные музыкальные произведения
и называть имена их авторов;

- проявление и развитие индивидуальных
творческих способностей;

и инструментальных
произведений.
22

Командные
состязания.

23

Совершенствование
навыка
импровизации.

22

Музыкальнотеатрализованное
представление как
результат освоения
программы в
третьем классе.

Творческое соревнование. Урок – концерт.
Формирование умений и навыков ансамблевого и
хорового пения.

1

- развитие навыков импровизации;
- развитие образного и ассоциативного
мышления, фантазии и творческого воображения,
эмоционально-ценностного отношения к
явлениям жизни и искусства на основе
восприятия и анализа художественного образа;
- развивать сотрудничество в ходе реализации
коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач;
- развитие навыков импровизации;

Раздел 8. Музыкально-театрализованное представление
Развитие музыкально-слуховых представлений в
2
- первоначальные навыки коллективной работы,
процессе работы над творческим проектом
в том числе при разработке и реализации
учебных и творческих проектов;
- учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в
сотрудничестве:
- получают первичный опыт самореализации в
различных видах творческой деятельности;
34

Тематическое планирование с основными видами деятельности в 4 классе
№
п/п

Содержание
раздела

1

Слушание песен
народов мира.

2

Исполнение песен

Содержание темы

Колво
часов
Раздел 1. Песни народов мира
Песня как отражение истории культуры и быта
1
различных народов мира.
1
Образное и жанровое содержание песен народов
мира.

Воспитательный потенциал урока

- формировать умение воспринимать музыку и
выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
- накапливать слуховой багаж из прослушанных

народов мира.
3

Игра на
элементарных
музыкальных
инструментах в
ансамбле.

4

Чтение нот
хоровых и
оркестровых
партий.

5

Подбор по слуху с
помощью учителя
пройденных песен.

6

Инструментальная
и вокальная
импровизация

7

Слушание
произведений для
симфонического,
камерного,
духового,

Структурные, мелодические и ритмические
особенности песен народов мира.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Исполнение песен народов мира с более сложными
ритмическими рисунками.

1
1
1

произведений народной музыки;
- формировать представление о народной и
профессиональной музыке и оркестре русских
народных инструментов.
- формировать уважительное отношение к
культуре других народов;
- формировать эстетические потребности,
ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности
музыкально-эстетического характера;

Раздел 2. Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки
1
тональности.
1
Интонация как внутреннее озвученное состояние,
выражение эмоций и отражение мыслей. Чтение
нот.
1
Средства музыкальной выразительности.
Интервалы и трезвучия.
1
Народная и профессиональная музыка. Чтение нот
с тактированием. Исполнение канонов.
1
Игра на элементарных музыкальных инструментах
в ансамбле.

Раздел 3. Оркестровая музыка
Формирование знаний об основных группах,
1
особенностях устройства и тембров инструментов.
1
Различные виды музыки: инструментальная.
Оркестровая партитура.
1
Различные виды музыки: вокальная, сольная.

- освоение элементов музыкальной грамоты в
игровой деятельности;
- освоение игровых дидактических упражнений с
использованием наглядного материала;
- слушание музыкальных произведений с
использованием элементарной графической
записи;
- формирование эмоциональной культуры
школьника в процессе пения прослушивания
музыкальных произведений с характерным
мелодическим характером;
- становление дружеских взаимоотношений в
ансамбле, основанных на взаимопомощи и
взаимной творческой поддержке;
- формировать умение воспринимать музыку и
выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
- раскрывать образное содержание музыкальных
произведений разных форм, жанров и стилей;

народного
оркестров.
Игра на
элементарных
музыкальных
инструментах в
ансамбле.

8

9

Слушание и
просмотр
фрагментов из
классических опер,
балетов и
мюзиклов.

10

Драматизация
отдельных
фрагментов
музыкальносценических
произведений.

11

Просмотр
фрагментов
детских
кинофильмов и
мультфильмов.

Электромузыкальные инструменты.
Синтезатор как инструмент- оркестр.
Виды оркестров: джазовый, эстрадный, народный.
Оркестр русских народных инструментов.
История возникновения первых музыкальных
инструментов.
Особенности звучания различных видов оркестров:
симфонический, камерный, духовой.
Осознание тембровых возможностей синтезатора в
практической исполнительской деятельности.

1
1
1

1
1

- формировать представление об инструментах
симфонического, камерного, духового,
эстрадного, джазового оркестров, оркестра
русских народных инструментов. Знать
особенности звучания оркестров и отдельных
инструментов;
- формировать навыки исполнять различные
ритмические группы в оркестровых партиях;
- формировать умение использовать возможность
различных инструментов в ансамбле и оркестре,
в том числе тембровые возможности
синтезатора;

Раздел 4. Музыкально-сценические жанры
Ознакомление с жанрами и структурными
1
- раскрывать образное содержание музыкальных
особенностями и разнообразием музыкально произведений разных форм, жанров и стилей;
театральных произведений. Опера.
- формировать представление о народной и
1
Балет. Музыкально-поэтические образы.
профессиональной (композиторской) музыке;
Выразительность и изобразительность в музыке.
балете, опере, мюзикле;
1
Театр музыкальной комедии. Мюзикл, оперетта.
- узнавать изученные музыкальные произведения
Жанры легкой музыки.
и называть имена их авторов;
1
Мастерство исполнителя. Музыкальные
инструменты (гитара).
1
Выразительность и изобразительность
музыкальной интонации.
Раздел 5. Музыка кино
Формирование
знаний
об
особенностях
киномузыки.
Информация о композиторах, сочиняющих музыку
к детским фильмам.
Информация о композиторах, сочиняющих музыку
к детским мультфильмам.

1
1
1

- раскрывать образное содержание музыкальных
произведений разных форм, жанров и стилей;
- высказывать суждение об основной идее и форм
её воплощения в музыке;
- формировать первоначальные представления о
роли музыки в жизни человека, ее роли в

12

Исполнение песен
из кинофильмов и
мультфильмов.

13

Создание
музыкальных
композиций.

14

Музыкальноигровая
деятельность.

15

16

17

Исполнение
пройденных
хоровых и
инструментальных
произведений.
Подготовка
концертных
программ,
Командные
состязания:

Формирование знаний об особенностях музыки к
мультфильмам.
Исполнение песен из кинофильмов и
мультфильмов.

1
1

духовно-нравственном развитии человека;
- научиться наблюдать за многообразными
явления жизни и искусства, выражать своё
отношение к искусству;
- научиться понимать специфику киномузыки и
выявлять родство художественных образов
разных искусств, различать их особенности;

Раздел 6. Учимся играть
Музыкальные викторины, игры, тестирование,
импровизации, подбор по слуху, соревнования по
группам, конкурсы.

2

- развитие образного и ассоциативного
мышления, фантазии и творческого
воображения, эмоционально-ценностного
отношения к явлениям жизни и искусства на
основе восприятия и анализа художественного
образа;
- развивать сотрудничество в ходе реализации
коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач;

Раздел 7. Я - артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное
и инструментальное).
Творческое соревнование.

2

- проявление и развитие индивидуальных
творческих способностей;
- развитие навыков импровизации;
- развитие образного и ассоциативного
мышления, фантазии и творческого
воображения, эмоционально-ценностного
отношения к явлениям жизни и искусства на
основе восприятия и анализа художественного
образа;
- формировать навыки о приемах игры на
элементарных инструментах детского оркестра;

18

Игра на
элементарных
музыкальных
инструментах в
ансамбле, оркестре.

19

Разработка
сценариев.
Подготовка и
разыгрывание
музыкальнотеатральных
постановок.

20

Создание
музыкальнотеатрального
коллектива.

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;

Раздел 8. Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как
2
- первоначальные навыки коллективной работы,
итоговый результат освоения программы.
в том числе при разработке и реализации
учебных и творческих проектов;
- учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в
сотрудничестве:
- учиться формулировать собственное мнение и
позицию;
- учить использовать музыкальные образы при
создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокальнохоровых произведений, в импровизации.
34

Дистанционные ресурсы.
Учебники:
1 класс – Критская А.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т. С. Музыка. 1 класс. В 1 ч. – М.: Просвещение, 2020. – (Школа России)
2 класс - Критская А.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т. С. Музыка. 2 класс. В 1 ч. – М.: Просвещение, 2020. – (Школа России)
3 класс - Критская А.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т. С. Музыка. 3 класс. В 1 ч. – М.: Просвещение, 2020. – (Школа России)
4 класс - Критская А.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т. С. Музыка. 4 класс. В 1 ч. – М.: Просвещение, 2020. – (Школа России)
https://resh.edu.ru/

https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/
https://interneturok.ru/
https://infourok.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».