Программа АООП НОО АРП ОРКСЭ 7.1

Приложение
кадаптированнойосновнойобщеобразовательнойпрограмме
-адаптированной образовательной программы
начального общего образования МАОУ СОШ № 92
I.
Пояснительнаязаписка
Рабочаяпрограммапоучебномупредмету«ОРКСЭ»разработананаосноветребованийФед
еральногогосударственногообразовательногостандартаначальногообщего
образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(далее–
Стандарт)крезультатамосвоенияАООПНООисиспользованиемпримернойадаптированнойо
сновнойобщеобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияобучающихсяс
задержкойпсихическогоразвития(вариант7.1).
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми
сзадержкойпсихическогоразвития.Обучениеосуществляетсяв условияхинклюзии.
Содержание
обучения
соответствуетосновной
общеобразовательной
программеНОО МАОУ СОШ№92,разработаннойдляобычныхдетей.
Представленнаяпрограмма,сохраняяосновноесодержаниеобразования,принятоед
лямассовойшколы,отличаетсятем,чтопредусматриваеткоррекционнуюнаправленнос
ть обучения.
В виду психологических особенностей детей с ЗПР (вариант 7.1), с целью
усиленияпрактическойнаправленностиобученияпроводитсякоррекционнаяработа,которая
включаетследующиенаправления:
Совершенствованиедвиженийисенсомоторногоразвития:
развитиемелкоймоторикиипальцеврук;развитиенавыковкаллиграфии;развитиеартикуляцио
нноймоторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция –
развитиевосприятия,представлений,ощущений;коррекция–развитиепамяти;коррекция–
развитие
внимания;формирование
обобщенных
представлений
освойствах
предметов(цвет,форма,величина);развитиепространственныхпредставленийиориентации;р
азвитиепредставленийовремени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного
мышления;развитие
словесно-логическогомышления
(умение
видетьиустанавливатьлогическиесвязимеждупредметами,явлениямиисобытиями).
Развитиеосновныхмыслительныхопераций:
развитиеумениясравнивать,анализировать; развитие умения выделять сходство и различие
понятий;
умение
работатьпословеснойиписьменнойинструкциям,алгоритму;умениепланироватьдеятельнос
ть.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитиеинициативности,стремлениядоводитьначатоеделодоконца;формированиеуменияп
реодолеватьтрудности;воспитаниесамостоятельностипринятиярешения;формирование
адекватности
чувств;
формирование
устойчивой
и
адекватной
самооценки;формированиеуменияанализироватьсвоюдеятельность;воспитаниеправильног
оотношенияк критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия;
коррекциянарушенийустнойиписьменнойречи;коррекциямонологическойречи;коррекцияд
иалогическойречи;развитиелексико-грамматическихсредствязыка.
Расширениепредставленийобокружающем миреиобогащениесловаря.
Коррекцияиндивидуальныхпробеловвзнаниях.
Учебныйпредмет«ОРКСЭ»являетсяпредметомобязательнойчастиучебногопланаМАОУ
2

СОШ№92,входитвобразовательнуюобласть«Основырелигиозныхкультурисветскойэтики».
Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций
косознанному нравственному поведению, основанному на знании иуважении
культурныхирелигиозныхтрадициймногонациональногонародаРоссии,атакжекдиалогуспр
едставителямидругихкультуримировоззрений.
Основныезадачиреализациисодержания:
 Воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственномусамосовершенствованию.

3



Формирование первоначальных представлений о светской этике, об
отечественныхтрадиционныхрелигиях,ихроливкультуре,историиисовременностиР
оссии

II.
Общая характеристикаучебногопредмета
Учебныйпредметпризванактуализироватьвсодержанииобщегообразования,смоделиро
ватьпедагогическимисредствамироссийскуюрелигиознокультурнуютрадицию,создатьусловиядляприобщениякнейроссийскихшкольников.
Отечественнаярелигиозно-культурнаятрадиция–
общаядуховнаяосновамногонациональногонародаРоссии–
формируетсяисторическииактуализируетсясегодняпод воздействиерядафакторов:
 общаяисторическаясудьбанародовРоссии,исповедующихразныерелигии;
 единоепространствосовременнойобщественнойжизни,включающееобщностьгосударст
ва, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую
системумежличностныхотношений;
 множествообщенациональныхвызововвнутреннегоивнешнегоплана,содействующихко
нсолидацииобщества подугрозойегоразрушения.
Учебныйкурссодержательнораскрываетроссийскуюрелигиознокультурнуютрадициювпределахотведенногоучебноговременисучетомобразовательныхвоз
можностеймладшихподростков.
Учебныйкурсимееткомплексныйхарактеривключает6модулей:«Основыправославной
культуры»,«Основыисламскойкультуры»,«Основыбуддийскойкультуры»,«Основыиудейск
ойкультуры»,«Основымировыхрелигиозныхкультур»,
«Основысветскойэтики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему
системымежпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об
отечественнойрелигиозно-культурнойтрадициипосредством:
 ориентациисодержаниявсехмодулейучебногокурсанаобщуюпедагогическуюцель
–
воспитаниевысоконравственного,творческого,ответственногогражданинаРоссии,укоре
ненноговдуховныхикультурныхтрадицияхмногонациональногонарода России;
 педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей
восновесодержаниявсехмодулейучебногокурса;
 системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также
междуними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература,
историяидр.);
 педагогическойорганизацииобщегокультурноисторическогоконтекстапреподаванияучебногокурса,отражающегоединуюисторическу
юсудьбумногонациональногонародаРоссии,общностьисвоеобразиекультурроссийских
народов,единствосовременнойгосударственнойигражданскойжизни,существующиесег
одняобщенациональныевызовы,ответитьнакоторыеспособентолькоединыйнарод,имею
щийобщиеэтическиеценности,моральныенормы,духовные идеалы;
 ориентацииучебногосодержаниянасовместноеосмыслениепедагогами,обучающимисяиих
родителямиактуальныхпроблемразвитияличностнойценностносмысловойсферымладшихподростков;
 единыхтребованийкрезультатамосвоениясодержанияучебногокурса.
Учебновоспитательныйпроцессвграницахучебногокурсаисистемымежпредметныхсвязейпедагоги
ческимоделируетисодержательнораскрываетрелигиозно-культурную традицию России вее
самых
общих
этических
основах.Саманациональнаядуховностьвмногообразиииглубинесоставляющихеерелигиозн
ыхигуманистическихтрадицийнеисчерпывается им.
4

Учебныйкурс–этовведениеврелигиозно-культурнуютрадициюРоссии.
III.
Описаниеместаучебного предметавучебномплане
По учебному плану МАОУ СОШ №92программа рассчитанаобщую
учебнуюнагрузкувобъеме 34часа.4классы-1 часвнеделю,34учебные недели.
IV.
Описаниеценностныхориентировсодержанияучебногопредмета
Образовательныйпроцессврамкахучебногокурсаивсистемемежпредметныхсвязей
призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития
ивоспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовнонравственногоразвитиянаступеняхосновногои среднего(полного)общегообразования.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися
российскойкультурыкакцелостного,самобытногофеноменамировойкультуры;пониманияре
лигиозного,культурногомногообразияиисторического,национальногосударственного,духовногоединствароссийскойжизни.
Освоениеучебногосодержаниякаждогоизмодулей,входящихвучебныйкурс,должнообе
спечить:
 пониманиезначениядуховности,нравственности,морали,моральноответственного
поведениявжизничеловека,семьи,общества;
 знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных
заповедей;пониманиеихзначениявжизничеловека,семьи,общества;
 формированиепервоначальныхпредставленийобисторическихикультурологическ
ихосновахтрадиционныхрелигийисветскойэтикивРоссии;
 формированиеуважительногоотношенияктрадиционнымрелигиямиихпредставите
лям;
 формированиепервоначальногопредставленияоботечественнойрелигиознокультурнойтрадициикакдуховнойосновемногонациональногомногоконфессиональногонар
одаРоссии;
 знание,пониманиеи принятиеличностьюценностей:Отечество,семья,религиякакосновытрадиционнойкультурымногонациональногонародаРоссии;
 укреплениеверы вРоссию;
 укреплениесредствамиобразованиядуховнойпреемственностипоколений.
V.
Личностные,
метапредметные и
предметные
результаты
освоенияучебногопредмета«Основырелигиозныхкультури
светскойэтики»
Изучениеучебногопредмета«ОРКСЭ»приполученииначальногообщегообразованияна
правленонадостижениеличностных,метапредметныхипредметныхрезультатов.
Личностныерезультатыдолжныотражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
своюРодину,российскийнародиисториюРоссии,осознаниесвоейэтническойинациональной
принадлежности;формированиеценностеймногонациональногороссийскогообщества;стано
влениегуманистическихидемократическихценностныхориентаций;
2) формированиецелостного,социальноориентированноговзгляданамирвегоорганичномед
инствеиразнообразииприроды,народов,культурирелигий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
другихнародов;
4) овладениеначальныминавыкамиадаптациивдинамичноизменяющемсяиразвивающемс
ямире;
5) принятиеиосвоениесоциальнойролиобучающегося,развитиемотивовучебнойдеятельнос
тииформированиеличностногосмысла учения;

5

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
винформационнойдеятельности,наосновепредставленийонравственныхнормах,социальной
справедливостиисвободе;
7) формированиеэстетическихпотребностей,ценностейичувств;
8) развитиеэтическихчувств,доброжелательностииэмоциональнонравственнойотзывчивости,пониманияисопереживаниячувствамдругихлюдей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальныхситуациях,умениянесоздаватьконфликтовинаходить
выходы
из
спорныхситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
ктворческомутруду,работенарезультат,бережномуотношениюкматериальнымидуховнымц
енностям.
Метапредметныерезультатыдолжныотражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности,поиска средствееосуществления;
2) освоениеспособоврешенияпроблемтворческогоипоисковогохарактера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
всоответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболееэффективные способыдостижениярезультата;
4) формированиеуменияпонимать
причиныуспеха/неуспехаучебнойдеятельностииспособностиконструктивнодействоватьда
же вситуацияхнеуспеха;
5) освоениеначальныхформпознавательнойиличностнойрефлексии;
6) использованиезнаковосимволическихсредствпредставленияинформациидлясозданиямоделейизучаемыхобъектов
ипроцессов,схемрешенияучебныхипрактическихзадач;
7) активноеиспользованиеречевыхсредствисредствинформационныхикоммуникационны
хтехнологий(далее-ИКТ)длярешениякоммуникативныхипознавательныхзадач;
8) использованиеразличныхспособовпоиска(всправочныхисточникахиоткрытомучебноми
нформационномпространствесетиИнтернет),сбора,обработки,анализа,организации,переда
чииинтерпретацииинформациивсоответствиискоммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; втомчислеумениевводить текстс помощью
клавиатуры,фиксировать(записывать) вцифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовитьсвоевыступлениеивыступатьсаудио-,видеоиграфическимсопровождением;соблюдатьнормыинформационнойизбирательности,этикии
этикета;
9) овладениенавыкамисмысловогочтениятекстовразличныхстилейижанроввсоответствии
сцелямиизадачами;осознанностроитьречевоевысказываниевсоответствиисзадачамикомму
никацииисоставлятьтекстывустнойиписьменнойформах;
10) овладениелогическимидействиямисравнения,анализа,синтеза,обобщения,классифика
циипородовидовымпризнакам,установленияаналогийипричинноследственныхсвязей,построениярассуждений,отнесения кизвестнымпонятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможностьсуществованияразличныхточекзренияиправакаждогоиметьсвою;излагатьсвое
мнение иаргументироватьсвоюточкузренияиоценкусобытий;
12) определениеобщейцелиипутейеедостижения;умениедоговариватьсяораспределенииф
ункцийиролейвсовместнойдеятельности;осуществлятьвзаимныйконтрольвсовместнойдеят
ельности,адекватнооцениватьсобственноеповедениеиповедениеокружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторонисотрудничества;

6

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
иявлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
всоответствиис содержаниемконкретногоучебногопредмета;
15) овладениебазовымипредметнымиимежпредметнымипонятиями,отражающимисущест
венные связииотношениямеждуобъектамиипроцессами;
16) умениеработатьвматериальнойиинформационнойсреденачальногообщегообразования
(втомчислесучебнымимоделями)всоответствииссодержаниемконкретного
учебного
предмета;
формирование
начального
уровня
культуры
пользованиясловарямивсистемеуниверсальныхучебныхдействий.
Предметныерезультатыдолжныотражать:
1) готовностькнравственномусамосовершенствованию,духовномусаморазвитию;
2) знакомствососновныминормамисветскойирелигиознойморали,пониманиеихзначениявв
ыстраиванииконструктивныхотношенийвсемье иобществе;
3) пониманиезначениянравственности,верыирелигиивжизничеловекаиобщества;
4) формированиепервоначальныхпредставленийосветскойэтике,отрадиционныхрелигиях,
ихроливкультуре,историиисовременностиРоссии;
5) первоначальныепредставленияобисторическойролитрадиционныхрелигийвстановлени
ироссийскойгосударственности;
6) становлениевнутреннейустановкиличностипоступатьсогласносвоейсовести;воспитание
нравственности,
основанной
на
свободе
совести
и
вероисповедания,
духовныхтрадицияхнародовРоссии;
7) осознаниеценностичеловеческойжизни.
Планируемые
результаты
освоения
предметной
области«Основы
религиозныхкультурисветскойэтики»включаютобщиерезультатыпопредметнойобласти
(учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю с учетом
содержанияпримерных рабочих программ по Основам православной культуры, Основам
исламскойкультуры,Основамбуддийскойкультуры,Основамиудейскойкультуры,Основамм
ировыхрелигиозныхкультур,Основамсветскойэтики.
Общиепланируемыерезультаты.
Врезультатеосвоениякаждогомодулякурсавыпускникнаучится:
– пониматьзначениенравственныхнормиценностейдлядостойнойжизниличности,се
мьи,общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на
свободесовестиивероисповедания,духовныхтрадицияхнародовРоссии,общепринятыхвросс
ийскомобщественравственныхнормахиценностях;
– осознаватьценностьчеловеческойжизни,необходимостьстремлениякнравственно
мусовершенствованию идуховномуразвитию;
– развиватьпервоначальныепредставленияотрадиционныхрелигияхнародовРоссии(
православии,исламе,буддизме,иудаизме),ихроливкультуре,историиисовременности,станов
лениироссийскойгосударственности,российскойсветской(гражданской) этике, основанной
на
конституционных
обязанностях,
правах
и
свободахчеловека
игражданинавРоссийскойФедерации;
– ориентироваться
в
вопросах
нравственноговыбора
на
внутреннююустановкуличностипоступатьсогласносвоейсовести;
Планируемые
результаты
по
учебным
модулям.Основыправославнойкультуры
Выпускникнаучится:
– раскрыватьсодержаниеосновныхсоставляющихправославнойхристианскойкульту
ры,духовнойтрадиции(религиознаявера,мораль,священныекнигииместа,сооружения,ритуа
лы,обычаии
обряды,религиозныйкалендарьипраздники,нормыотношениймеждулюдьми,всемье,религи
озноеискусство,отношениектрудуидр.);
7

– ориентироватьсявисториивозникновенияправославнойхристианскойрелигиознойт
радиции,историиееформированиявРоссии;
– напримереправославнойрелигиознойтрадициипониматьзначениетрадиционныхре
лигий,религиозныхкультурвжизнилюдей,семей,народов,российскогообщества,висторииРо
ссии;
– излагатьсвоемнениепоповодузначениярелигии,религиознойкультурывжизнилюде
йиобщества;
– соотноситьнравственныеформыповеденияснормамиправославнойхристианскойре
лигиознойморали;
– осуществлятьпоискнеобходимойинформациидлявыполнениязаданий;участвовать
в
диспутах,
слушать
собеседника
и
излагать
свое
мнение;
готовить
сообщенияповыбраннымтемам.
Выпускникполучит возможностьнаучиться:
– развивать
нравственную
рефлексию,
совершенствовать
моральнонравственноесамосознание,регулироватьсобственноеповедениенаосноветрадиционныхдля
российскогообщества,народовРоссиидуховно-нравственныхценностей;
– устанавливатьвзаимосвязьмеждусодержаниемправославнойкультурыиповедение
млюдей,общественнымиявлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурныхтрадицийнаосновевзаимногоуваженияправизаконныхинтересовсограждан;
– акцентироватьвниманиенарелигиозных,духовнонравственныхаспектахчеловеческогоповеденияприизучениигуманитарныхпредметовнапос
ледующихуровняхобщегообразования.
Основы
исламской
культурыВыпускникнаучитс
я:
– раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры,
духовнойтрадиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения,
ритуалы,обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между
людьми,всемье,религиозноеискусство,отношение к трудуидр.);
– ориентироватьсявисториивозникновенияисламскойрелигиознойтрадиции,истории
ееформированиявРоссии;
– на примере исламской религиозной традиции понимать значение
традиционныхрелигий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского
общества, висторииРоссии;
– излагатьсвоемнениепоповодузначениярелигии,религиознойкультурывжизнилюде
йиобщества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской
религиознойморали;
– осуществлятьпоискнеобходимойинформациидлявыполнениязаданий;участвовать
в
диспутах,
слушать
собеседника
и
излагать
свое
мнение;
готовить
сообщенияповыбраннымтемам.
Выпускникполучит возможностьнаучиться:
–
развиватьнравственнуюрефлексию,совершенствоватьморальнонравственноесамосознание,регулироватьсобственноеповедениенаосноветрадиционныхдля
российскогообщества,народовРоссиидуховно-нравственныхценностей;
– устанавливатьвзаимосвязьмеждусодержаниемисламскойкультурыиповедениемлю
дей,общественнымиявлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурныхтрадицийнаосновевзаимногоуваженияправизаконныхинтересовсограждан;
– акцентироватьвниманиенарелигиозных,духовнонравственныхаспектахчеловеческогоповеденияприизучениигуманитарныхпредметовнапос
8

ледующихуровняхобщегообразования.

9

Основы
буддийской
культурыВыпускникнаучитс
я:
– раскрывать содержание основных составляющих буддийской культуры,
духовнойтрадиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения,
ритуалы,обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между
людьми,всемье,религиозноеискусство,отношение к трудуидр.);
– ориентироваться в истории возникновения буддийской религиозной
традиции,историиееформированиявРоссии;
– на примере буддийской религиозной традиции понимать значение
традиционныхрелигий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского
общества, висторииРоссии;
– излагатьсвоемнениепоповодузначениярелигии,религиознойкультурывжизнилюде
йиобщества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской
религиознойморали;
– осуществлятьпоискнеобходимойинформациидлявыполнениязаданий;участвовать
в
диспутах,
слушать
собеседника
и
излагать
свое
мнение;
готовить
сообщенияповыбраннымтемам.
Выпускникполучит возможностьнаучиться:
– развиватьнравственнуюрефлексию,совершенствоватьморальнонравственноесамосознание,регулироватьсобственноеповедениенаосноветрадиционныхдля
российскогообщества,народовРоссиидуховно-нравственныхценностей;
– устанавливатьвзаимосвязьмеждусодержаниембуддийскойкультурыиповедениемл
юдей,общественнымиявлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурныхтрадицийнаосновевзаимногоуваженияправизаконныхинтересовсограждан;
– акцентироватьвниманиенарелигиозных,духовнонравственныхаспектахчеловеческогоповеденияприизучениигуманитарныхпредметовнапос
ледующихуровняхобщегообразования.
Основы
иудейской
культурыВыпускникнаучит
ся:
– раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры,
духовнойтрадиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения,
ритуалы,обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между
людьми,всемье,религиозноеискусство,отношениек трудуидр.);
– ориентироватьсявисториивозникновенияиудейскойрелигиознойтрадиции,истории
ееформированиявРоссии;
– на примере иудейской религиозной традиции понимать значение
традиционныхрелигий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского
общества, висторииРоссии;
– излагатьсвоемнениепоповодузначениярелигии,религиознойкультурывжизнилюд
ейиобщества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской
религиознойморали;
– осуществлятьпоискнеобходимойинформациидлявыполнениязаданий;участвовать
в
диспутах,
слушать
собеседника
и
излагать
свое
мнение;
готовить
сообщенияповыбраннымтемам.
Выпускникполучит возможностьнаучиться:
–
развиватьнравственнуюрефлексию,совершенствоватьморальнонравственноесамосознание,регулироватьсобственноеповедениенаосноветрадиционныхдля
10

российскогообщества,народовРоссиидуховно-нравственныхценностей;

11

– устанавливатьвзаимосвязьмеждусодержаниемиудейскойкультурыиповедениемлю
дей,общественнымиявлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурныхтрадицийнаосновевзаимногоуваженияправизаконныхинтересовсограждан;
– акцентироватьвниманиенарелигиозных,духовнонравственныхаспектахчеловеческогоповеденияприизучениигуманитарныхпредметовнапос
ледующихуровняхобщегообразования.
Основы
мировых
религиозных
культурВыпускникнаучится:
– раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных
культур(религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы,
обычаи иобряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к
другу, всемье,религиозноеискусство,отношениектрудуидр.);
– ориентироваться
в
истории
возникновения
религиозных
традиций
православия,ислама,буддизма,иудаизма,историиихформированиявРоссии;
– понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни
людей,семей,народов,российскогообщества,висторииРоссии;
– излагатьсвоемнениепоповодузначениярелигии,религиознойкультурывжизнилюде
йиобщества;
– соотноситьнравственныеформыповеденияснормамирелигиознойморали;
– осуществлятьпоискнеобходимойинформациидлявыполнениязаданий;участвовать
в
диспутах,
слушать
собеседника
и
излагать
свое
мнение;
готовить
сообщенияповыбраннымтемам.
Выпускникполучит возможностьнаучиться:
– развивать
нравственную
рефлексию,
совершенствовать
моральнонравственноесамосознание,регулироватьсобственноеповедениенаосноветрадиционныхдля
российскогообщества,народовРоссиидуховно-нравственныхценностей;
– устанавливатьвзаимосвязьмеждусодержаниемрелигиознойкультурыиповедением
людей,общественнымиявлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурныхтрадицийнаосновевзаимногоуваженияправизаконныхинтересовсограждан;
– акцентироватьвниманиенарелигиозныхдуховнонравственныхаспектахчеловеческогоповеденияприизучениигуманитарныхпредметовнапос
ледующихуровняхобщегообразования.
Основы
светской
этикиВыпускникнаучи
тся:
– раскрыватьсодержаниеосновныхсоставляющихроссийскойсветской(гражданской)
этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободахчеловека и
гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому
икультурномунаследиюнародовРоссии,государству,отношениядетейиродителей,гражданс
кие инародные праздники,трудоваямораль,этикетидр.);
– напримерероссийскойсветскойэтикипониматьзначениенравственныхценностей,и
деаловвжизнилюдей,общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в
жизнилюдейиобщества;
– соотноситьнравственныеформыповеденияснормамироссийскойсветской(граждан
ской)этики;
– осуществлятьпоискнеобходимойинформациидлявыполнениязаданий;участвовать
в
диспутах,
слушать
собеседника
и
излагать
свое
мнение;
готовить
сообщенияповыбраннымтемам.
Выпускникполучит возможностьнаучиться:
12

– развивать
нравственную
рефлексию,
совершенствовать
моральнонравственноесамосознание,регулироватьсобственноеповедениенаосновеобщепринятыхвро
ссийскомобщественормсветской(гражданской)этики;
– устанавливатьвзаимосвязьмеждусодержаниемроссийскойсветскойэтикииповеден
иемлюдей,общественнымиявлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурныхтрадицийнаосновевзаимногоуваженияправизаконныхинтересовсограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения
приизучениигуманитарныхпредметовнапоследующихуровняхобщегообразования.
VI.
Содержание
учебного
предмета
«ОРКСЭ»Основное содержаниепредметнойобласти
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
представляетсобой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с
другом учебныхмодулей,один из которых изучается по выбору родителей (законных
представителей)обучающихся:«Основыправославнойкультуры»,«Основыисламскойкульту
ры»,
«Основыбуддийскойкультуры»,«Основыиудейскойкультуры»,«Основымировыхрелигиозн
ыхкультур»,«Основысветскойэтики».
Основыправославнойкультуры
Россия–нашаРодина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что
верятправославныехристиане.Доброизловправославнойтрадиции.Золотоеправилонравстве
нности.Любовькближнему.Отношениектруду.Долгиответственность.Милосердие
и
сострадание.
Православие
в
России.
Православный
храм
и
другие
святыни.Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы,
фрески,церковноепение,прикладноеискусство),православныйкалендарь.Праздники.Христи
анскаясемьяиееценности.
ЛюбовьиуважениекОтечеству.Патриотизммногонациональногоимногоконфессиона
льногонародаРоссии.
Основыисламскойкультуры
Россия–нашаРодина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия.Пророк
Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской
традиции.Вочтоверятправоверныемусульмане.Доброизловисламскойтрадиции.Золотоепра
вилонравственности.Любовькближнему.Отношениектруду.Долгиответственность.Милосе
рдиеисострадание.Столпыисламаиисламскойэтики.Обязанностимусульман.Длячегопостро
енаикакустроенамечеть.Мусульманскоелетоисчисление и календарь. Ислам в России.
Семья
в
исламе.
Нравственные
ценностиислама.ПраздникиисламскихнародовРоссии:ихпроисхождениеиособенностипров
едения.Искусствоислама.
ЛюбовьиуважениекОтечеству.Патриотизммногонациональногоимногоконфессиона
льногонародаРоссии.
Основыбуддийской культуры
Россия– нашаРодина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и
егоучение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в буддийской культуре и
ееценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские
символы.Буддийскиеритуалы.Буддийскиесвятыни.Буддийскиесвященныесооружения.Буд
дийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство
вбуддийскойкультуре.
ЛюбовьиуважениекОтечеству.Патриотизммногонациональногоимногоконфессиона
льногонародаРоссии.
13

Основыиудейскойкультуры

14

Россия–нашаРодина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора —
главнаякнига иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа.
Пророки
иправедникивиудейскойкультуре.Храмв
жизнииудеев.Назначениесинагогииееустройство.Суббота(Шабат)виудейскойтрадиции.Иу
даизмвРоссии.Традициииудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие
заповедей.
Еврейскийдом.Знакомствосеврейскимкалендарем:егоустройствоиособенности.Еврейскиеп
раздники:ихисторияитрадиции.Ценностисемейнойжизнивиудейской традиции.
ЛюбовьиуважениекОтечеству.Патриотизммногонациональногоимногоконфессиона
льногонародаРоссии.
Основымировыхрелигиозныхкультур
Россия–нашаРодина.
Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги
религиймира.Хранителипреданияврелигиях мира. Человек врелигиозных традициях
мира.Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России.
Религия
имораль.Нравственныезаповедиврелигияхмира.Религиозныеритуалы.Обычаииобряды.Рел
игиозныеритуалывискусстве.Календарирелигиймира.Праздникиврелигиях мира. Семья,
семейные
ценности.
Долг,
свобода,
ответственность,
учение
и
труд.Милосердие,заботаослабых,взаимопомощь,социальныепроблемыобществаиотношен
иек нимразныхрелигий.
ЛюбовьиуважениекОтечеству.Патриотизммногонациональногоимногоконфессиона
льногонародаРоссии.
Основы светскойэтики
Россия–нашаРодина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна
изформисторическойпамяти.Образцынравственностивкультурахразныхнародов.Государст
воиморальгражданина.ОбразцынравственностивкультуреОтечества.Трудоваямораль.Нрав
ственныетрадициипредпринимательства.Чтозначитбытьнравственным в наше время?
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.Методика создания
морального
кодекса
в
школе.
Нормы
морали.
Этикет.
Образование
какнравственнаянорма.Методынравственногосамосовершенствования.
ЛюбовьиуважениекОтечеству.Патриотизммногонациональногоимногоконфессиона
льногонародаРоссии.

15

VII.
№
п/
п

Тема раздела
/урока

Этика общения (6ч)
РоссиянашаРодина.
Многонациональнос
1.
тьимногоконфессион
аль
ностьРоссии

2.

Культураи мораль

3.

Светская этика—
наука
онравственной
жизничеловека

4.

Добрым жить
насвете веселей.

Колвочас
ов

1

1

1

ТематическоепланированиеОРКСЭмодуль«Основы светскойэтики»
Основныевиды деятельности

Воспитательный
потенциал

-воспитание
чувствагордости за
Родину,уважение к
традициямдругихнаро
дов;
-формирование
основ
Прогнозироватьсодержаниеурока.Читатьивосприниматьпрочитанное,
российскойгражданско
осмысливать содержаниепрочитанного текста.Пониматьзначениепонятий
йидентичности;
«культура», «мораль». Использовать ключевые понятия урока в
собственнойустной иписьменнойречи.
определятьиобъяснять
Проверятьсебяисамостоятельнооценивать
своёотношение
результатыучебнойработы
кобщественнымнорма
Рассказывать о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и
нравственности.Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать миценностям(нравстве
прочитанное,осмысливатьсодержаниепрочитанноготекста.Пониматьзначение нным,гражданским,па
триотическим,общечел
понятий
овеческим).
«этика»,«мораль».Устанавливатьвзаимосвязьивзаимовлияниеэтикиинравс
твенности. Использовать ключевые понятия урока в
собственнойустнойиписьменнойречи.Проверятьсебяисамостоятельнооцен
ивать
результатыучебнойработы
Вести учебный, социокультурный диалог. Определять понятия добра и
зла.Сопоставлять проявления добра и зла. Аргументировать свою точку
зрения.Применятьполученные знаниявжизни.Составлятьнебольшойтекстрассуждениенатемыдобраи зла.
Пользоваться условными обозначениями учебника. Вести
учебный,межкультурный диалог. Различать способы и средства познания
духовныхтрадиций. Оценивать результаты своей работы на уроке и во
внеурочнойдеятельности. Понимать значение духовных традиций народов
России вжизничеловека,семьи,общества

5.

Правила
общениядля всех.
От добрыхправил –
добрыесловаипосту
пки.

1

Объяснять значение изучаемых понятий. Определять
основныехарактеристики общения. Анализировать особенности общения
на основезолотого
правиланравственности.Аргументироватьсвоюпозицию.
Различатьпроявления добраизла.Осмысливатьсэтихпозицийсвоё
поведение и поведение окружающих. Осознавать с позиции
нравственностисвоипоступки.Характеризоватьпримерыдобрыхправил.Уме
тьвести

6.

Каждыйинтересен.

1

диалогозначении добрыхсловипоступков.
Определять особенности индивидуального проявления
окружающих.Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно
определятьзначениеморальныхнормвовзаимодействиилюдей.Спониманиемотв
ечать
научебныевопросы разныхтипов.

Этикет(3ч)

7.

Премудростиэти
кета.
Красотаэтикета.

1

8.

Простыешкольныеи
домашние
правилаэтикета.

1

9.

Чистый
ручеёкнашейр
ечи.

1

Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно соблюдать
правилаэтикета.Вырабатыватьвповедениисоответствие
правиламэтикета.Спониманием комментировать иллюстрации 1правил,
соотносить с ними
своёповедение.Обосновыватьсвоюточкузрения.Обозначатьсущностьпонятия
«этикет».Обосновыватьнеобходимостьсоблюденияправилэтикета.
Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать
ихзначение исмысл.
Знатьосновныеправилаэтикета.Уметьобосноватьнеобходимость
соблюденияправилэтикетавшколеидома,обозначатьихперечень.Осознаннок
омментироватьтекстучебника.
Осознавать значение понятия «речь». Видеть и выражать
многогранностьвзаимосвязи понятий «речь» и «речка». Характеризовать
образнуювыразительность слова. Использовать ключевые понятия урока в
собственнойустнойиписьменнойречи.Составлятьнебольшойрассказ,использу
я
образныеречевые средства.

-оценивать
жизненныеситуации и
поступкилюдей с
точки
зренияобщепринятых
норм иценностей,
отделятьпоступки
человека отнегосамого

Объяснять,вчём этическаяиэмоциональнаяосновапонятия«душа».
Использовать индивидуальныезнанияпопредметам«Окружающиймир»и
«Литературноечтение»дляобъясненияданногопонятия.Осознанно
характеризоватьпонятия«духовность»,«душевность».Соотноситьпонятия
«душа», «духовность»

чувствоватьответственн
остьзасвойвыбор;поним
ать,чточеловек

Этикачеловеческихотношений(4ч)
В развитие
10. добрыхчувств–
творениедуши.

1

13

Природа –
11. волшебные двери
кдобруидоверию.

1

12. Чувство Родины.

1

Определять смысловое значение понятия
«справедливость».Иллюстрироватьпримерызначимостьприродывжизничелов
екаизличногоопытаиопыта
другихлюдей.Осознаватьвзаимосвязьприродыижизни
человека,аргументировать своивысказывания.
Объяснятьсмысловуюосновупонятий«род»,«Родина».Осознанно

всегда
несётответств
енностьзасвоипоступки.

14

13.

Жизнь
протекаетсредил
юдей.

1

определять, что значит быть патриотом. Анализировать текст учебника
всоответствии с изучаемыми понятиями. Составлять небольшой текстрассуждениенатемуродины,патриотизма.Находитьвлитературе
иллюстрацииобсуждаемыхпонятий
Пониматьзначениепонятия«человечности».Осознанноаргументировать
влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост
человека.Расширять знания, дополненные другими учебными
предметами,обогащённыеличнымопытомиопытомлюдей,вопределенииизуч
аемых
понятий.Осознаннокомментировать текстучебника.

Этикаотношений вколлективе(3 ч)
Чтобыбытьк
14.
оллективом.

1

15.

Коллективначинае
тсясменя.

1

16.

Мой класс –
моидрузья.

1

Аргументированноотвечать навопрос«Чтотакоеколлектив?»
Анализироватьособенностиколлектива.Объяснять соотношениепонятий
«коллектив» и «личность». Приводить примеры взаимодействия коллектива
иличностиизсобственногоопытаиматериаладругихпредметов.
Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба»,
«уважение».Анализировать возможности улучшения отношений в
коллективе. Уметьвырабатыватьправиладлясебяидлядругих.
Аргументированнообъяснять,чтозначитбытьединомышленникомв
коллективе.
Умение понять состояние другого человека. Разумно, с
пониманиемреагировать на состояние другого человека. Осознавать
значение семьи длячеловека,обществаигосударства.
Стремитьсякорректировать своёповедениевпроцессепреодоленияобид.

чувствоватьответственн
ость за свойвыбор;
понимать, чточеловек
всегда
несётответственность
за своипоступки.

Осознавать значение золотого правила этики. Размышлять о
причинахпоявленияэтикииегоприменении.Объяснятьсущностьи
содержание
общечеловеческихценностей.Аргументироватьсвоюточкузрения.

-осознавать
ипереживать
вечныеистины

Простыенравственныеистины(5ч)
Ежели душевны вы
17.
икэтикене глухи…

1

15

18. Жизньсвященна.

1

Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон»,
«жизнь».Уметьразмышлятьотом,какуюроль играют
духовныеценностивжизничеловека.Аргументироватьсвоюточкузрения.
Использоватьключевыепонятияурокав собственнойустнойиписьменнойречи.

каксубъективно
значимых,устойчивых
жизненныхориентиров,
распознаватьтакие
понятия«добро»,

16

19.

Человек рождён
длядобра.

1

20.

Милосердие –
законжизни.

1

21.

Житьвоблагосебеидр
угим.

1

Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта»,
«совесть».Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними.
Пониматьнеобходимостьосознанногоотношенияксобственнымпоступкам.
Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текстрассуждениенатемудобра ибескорыстия.
Объяснятьзначениепонятий«сочувствие»и«сопереживание»,
«сострадание»и«милосердие».
Осознанноаргументировать
рольсовестикаквнутреннегорегуляторачеловеческогоповедения.
Использоватьзнанияполитературномучтению, примеры
изличногоопытаиопыта другихлюдейдляхарактеристикидействиясовести.
Анализироватьконфликтнуюситуацию,обозначаявозможныеспособывыхо
да изнеё.
Доброжелательновзаимодействоватьслюдьмилюбойнациональности.
Осознанно следовать правилам тактичного поведения. Применять
усвоенныезнаниявобщении.

«милосердие»

Устанавливатьсвязьмеждунамерением ипоступком.Осознанно
раскрыватьсутьпонятия«нравственнаяустановка».Сопоставлятьпонятия
«нравственнаяустановка»,«нравственныеусилия».Аргументироватьсвою
точкузрения.Составлятьнебольшойтекстрассуждениенатему«Образцынравственногоповедениявсовременнойжизни»
Обосновыватьзначениепонятий«достоинство»,«бескорыстие»,
«гуманность».Анализироватьсвоипоступки,чувства,помыслы.Осознавать
необходимость соблюдения норм этикета. Совершенствовать умения
вобласти коммуникации.Аргументироватьсвоирассуждения.
Чётко представлять, что такое понимание, гармония,
прощение.Составлятьнебольшойтекстрассуждениеназаданнуютему.Контролировать своипоступкиивысказывания.
Соотноситьсвоёповедениесопытом поколений.
Аргументированнообъяснять,чтоозначаетнравственныйвыбор.
Совершенствоватьумениявобластиобщения.Корректироватьсвои

проявлятьчеловеческое
соучастиев
проявлении
сочувствия,сопережива
ния,сострадания
поотношен
июкдругомучеловеку;

Душа обязана трудиться(4 ч)
Следоватьнра
22. вственнойуст
ановке.

1

23.

Достойно
житьсреди
людей.

1

24.

Уметь понять
ипростить.

1

25.

Простая
этикапоступк

1

17

ов.

18

высказыванияиповедениесучётомэтикипоступков.
Проявлятьтерпимостьидружелюбиепривзаимодействиисокружающими.
Посеешь поступок—пожнёшь характер(4ч)
Комментировать основное содержание урока и его важнейшие
Общение
понятия.Отвечатьнаучебныевопросы.Систематизироватьиобобщатьполученн
26. иисточникипреодо
1
ыезнания.Делатьвыводы.
ленияобид.
Адекватноиспользоватьполученныезнаниявпрактикеобщения.
Объяснятьпонятие«нравственность».Систематизироватьиобобщать
Росткинравственног
полученныезнания.
27. о опытаповедения.
1
Анализироватьисопоставлятьфакты. Находитьаналогии.Соотносить
морально-нравственныепроблемысанализомличногоопытаповедения.
Аргументироватьсвоирассуждения.
Осознаннораскрывать сутьпонятий«терпение»,«терпимость»,
Доброте
«деликатность».Соотноситьсвоипредставлениясопытомповедениядругихлюдей
28.
1
сопутствуеттерпение
.Анализироватьсвоёповедениеивысказывания.Обобщать
полученныезнания
.
Систематизироватьи обобщатьэтические
знания.Анализироватьисопоставлятьфактыповедениячеловека.Находитьанал
Действиясприста
29.
1
огии.Рассуждатьна
вкой«СО».
морально-этические темы. Соотносить морально- нравственные проблемы
сличнымопытом.

-строить
толерантные
отношения
с
представителямиразных
мировоззрений
и
культурныхтра
диций.
делатьсвойвыборвучебн
ых
моделях
общественнозначимых
жизненных
ситуацийиотвечатьзане
го.
-договариваться
слюдьми,
предотвращаяилипрео
долеваяконфликты в
учебныхмоделях
жизненныхситуаций.

Судьба и Родинаедины(4ч)
С чего
30.
начинаетсяРодина
.

1

Соотносить понятия «Родина», «Отечество».Осознанно
анализироватьизучаемыепонятия.Находитьаналогии.Вырабатыватьумение,
рассуждатьнаморально-этические
темыиделатьвыводы.Осмысливатьморальнонравственныепроблемывсоотнесениисличнымопытомповедения.

-готовность
кнравственномуса
мосовершенствованию,
духовному само-

19

В тебе
31. рождаетсяпатрио
тигражданин.

1

32. Человек– чело века.

1

Осознаннораскрыватьпонятия«патриот»,«патриотизм»,«гражданин»,
«гражданственность».
Выделять главное в тексте учебника.Соотносить полученные знания
ссобственнымопытомповедения,уметьанализироватьего.
Сравниватьчувство любвикРодинеиматери.Выделятьобщееиразличия.
Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит
бытьзащитникомОтечества.

развитию.
-понимание
значениянравственност
и, веры ирелигии в
жизничеловекаиобщест
ва

20

1

34. Творческиепроекты

1

Обобщать знания, полученные при изучении курса. Применять на
практикеполученныезнания.
Уметьпланироватьсвоюработу, подводитьеёитоги,представлять
результаты.Аргументироватьсвоюпозицию.
Прогнозируют результатыработына уроке.Читают
ивосприниматьпрочитанное. Объясняют значение слов (терминов и понятий)
с опорой натекст учебника или словаря. Рассказывают о материале,
изученном на урокахпо предмету «Основы православной культуры»; о
содержании учебногопроекта и способах его реализации. Обобщают,
закрепляют исистематизируют представления о материале, изученном на
уроках попредмету«Основымировыхрелигиозныхкультур».Планируюти
корректируютсамостоятельнуюработу.Работаютвгруппе.Проверяютсебяисамос
тоятельнооцениваютсвоидостижения.

Слово, обращённое
33.
ксебе.

№
ур
ок
а
1.

Темаурока

Россия–наша
Родина

ТематическоепланированиеОРКСЭмодуль«Основымировыхрелигиозныхкультур»
Колвочас
Характеристикадеятельностиобучающихся
ов
1

Размышляютустноповопросам:чтотакоекультура, чтотакоерелигия,чтотакое
моральныенормы,кто ихустанавливает.
Работаютскартойпо вопросам:
Какиенародыпроживаютнатерриториинашегогосударства, находятстолицу
государства,регионвкотороммыживем. Смотрятвидеофрагмент,после
просмотракоторогоотвечаютнавопросы: чтотакоесимвол,какие
государственныесимволыРоссиивызнаете?
Работаютспонятиямипотекстуучебника.Размышляютнадтезисом:дружная
семьянародовРоссии.
Впарахработают надвопросом:что общего междувнутренним миромчеловекаи
внешниммиром.
АнализируютстихиАлександрова,Гамзатова,пословицыоРодине,приводят
примерыпоступковлюдей,любящихРодину.

Воспитательныйпотенциал

-развитие представлений о
значениинравственныхнорми
ценностей
для
достойной
жизни личности, семьи и
общества;
формирование
готовности к нравственному
самосовершенствованию,
духовномусаморазвитию;
-формирование
первоначальных
представлений о светской
этике,
о
традиционных
религиях,ихроливкультуре,
21

2.

Культураи
религия.

1

3.

Культураи
религия.

1

4.

Возникновение
религий.

1

5.

Мировыерел
игии и
ихосновател
и

1

6.

Мировые
религии и
ихосновател
и
Мировыерел
игиииих
основатели

7.

Беседа на тему: что такое религия. Комментированное чтение текста
учебника.Объясняюти
высказываютсвоемнениеотом,чтообъединяетсамыеразличныерелигии.
Работаютсиллюстративнымматериалом:Ритуал.
Самостоятельноработаютнадсхемой:мировыерелигииинациональные.Выполняюттв
орческуюработувгруппах«Религияэто…»
Беседанатему:чтотакоекультура.
Какогочеловекаможносчитатькультурным.Комментированное
чтение
стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и чтотакое плохо».
Объясняютивысказываютсвоемнениеотом,чтокакимнаборомкачеств
долженобладать культурный человек. Работают с иллюстративным
материалом:презентацияучителя.
Самостоятельноработаютнадсхемой:видыкультуры. Выполняюттворческую
работувгруппах «Храм это…»
Беседа:вспомните,какиемифывамизвестны?Комментированноечтение
«Олимп».Работасразличнымиисточникаминадвопросом:чтотакоеиудаизм?Работа
вгруппах:заполнениетаблицы.
Работа в группах с источниками. Ответы фиксируются в тетради.
Родоначальникрелигии.
Какипочемуонпроповедовалновуюрелигию.Какназываетсярелигия.Какназывают
сяпоследователи?
Работасиллюстрациями:почемупоследователитакстремятсязасвоимучителем?
Беседуют, рассказываютустнонатемуурока,работаютсиллюстративным
материалом,заполняюттаблицы,
работаютвгруппахсисточникамиинформации,работаютстекстом.

историиисовременностиРоссии
,
об
исторической
ролитрадиционныхрелигийвст
ановлении
российской
государственности;
-осознание
ценности
человеческойжизни;
воспитаниенравственности,осн
ованной
на
свободе
совестиивероисповедания,духо
вныхтрадицияхнародовРоссии;
-становление
внутренней
установки
личности
поступатьсогласносвоейсовест
и.

Беседуют,рассказываютустнонатемуурока,работают
силлюстративнымматериалом,заполняюттаблицы,
работаютвгруппахсисточникамиинформации,
работают стекстом.

22

8.

Священныекн
иги
религиймира

1

Беседа по вопросам: для чего нужна книга? В чем суть в форме или
содержании?Чтоозначаетсловосвященный?
Работасматериаламиэлектронногоприложения.Работавпарахстекстомвосточнойпри
тчиосвященныхкнигах.
Самостоятельноечтениетекстаучебникаисоставлениеконспекта.

23

9.

Священныекн
иги
религиймира

1

10. Хранители
предания
врелигиях
мира

1

11. Добро изло.

1

12. Добро изло.

1

13. Понятиегреха,
раскаяния
ивоздаяния
14. Человек
врелигиозны
хтрадицияхм
ира

1

Работасиллюстрациями:каквыглядятсвященныекниги.Работасэлектроннымприложе
нием.
Составлениерассказа-презентации:очемэтакнига.Порекомендуйтееепочитать.
Объяснитезачемэто нужносделать.
Работавпарахсословомхранитель.Объяснениепонятия.Просмотрвидеоролика.Работа
над понятиями: Жрец. Раввин. Священник. Имам. Лама. Чтение текстаучебникаи
выделениеглавного.Сравнениеполученной информациивгруппе.
Работасиллюстрациями:дать устноеописаниесвященнослужителяпоэлементам
одежды.Продолжениезаполнениятаблицы.
Работа в парах: продолжи предложение «Добро – это…», «Добрый человек –
это…», «Зло это- …», «Злой человек – это…» Вспомните поговорки о добре и
зле.Работа силлюстрациямисказок:добрыйгеройизлой.
Работа со стихотворение Акуловой. Работа с текстом «Миф о
Пандоре»Объяснениевпарахсмыславысказыванияисвоегоотношениякне
му.
Работа со словами: грех и грехопадение. Комментированное чтение
текстаучебника.
Вспомнитепоговоркиодобреизле.Работасиллюстрациями
сказок:добрыйгеройизлой.
РаботасостихотворениеАкуловой.Заполнениетаблицыпо самоконтролю.
Рассказываютпотеме,сиспользованиемплана,ключевыхслов,умениеосуществлять
информационныйпоискдлявыполнения заданий.
Самостоятельнаяработа:продолжипредложение «Молитва–это…»
Просмотр видеоролика. Беседа по увиденному: о чем просит человек. Как он
этоделает.Какие чувстваувасвызываетегомолитва?
Работасисточниками:тестымолитв разныхрелигий.Обменинформацией
вгруппах.Обсуждение:вчемсутьобщениячеловека с Богом?
Работасиллюстрациями.

24

15. Священные
сооружения.

1

Просмотрвидеоролика.Чемотличаютсяэти сооруженияотпривычныхдлянас?Что
их объединяет? В чем вы увидели главное различие? Беседа по
теме:священныесооружения.
Выполнениетестовогозаданияпотренажеру.Комментированноечтение.

25

16. Священные
сооружения.

1

17. Искусство
врелигиозно
йкультуре

1

18. Искусство
врелигиозно
йкультуре

1

19. Историяр
елигий
вРоссии

1

20. Историяр
елигий
вРоссии

1

Комментированноечтение.
Просмотр видеоролика с последующим обсуждением: какие особенности
выможетеназвать?Чтовампоказалосьинтересным?Похожилионинасвященныесоо
ружениядругихрелигий?
Работавгруппахсэлектроннымприложением.Заданиевпарах:напишиописание.
Задания: продолжицепочкуслов.
Продолжипредложение.Составьтесинквейн.Угадайтесловополексическомутолкован
ию.
Работасразличнымиисточникаминадпонятием:искусство.Объяснениев
парахэтогопонятия.
Работасафоризмамипроискусство. Высказываниесвоегоотношения.
Комментированноечтениестатьиучебника.
Обсуждение домашнего задания в парах. Самооценка. Игра в группах «Верю –
неверю»
Комментированное чтениестатьи.
Работасиллюстрациями.Беседа:почему,каквыдумаете,традициирелигиозногоискусс
тва так различны?
Работавпарахсафоризмами.Работавгруппах сафоризмами.
Беседа о роли религий, комментированное чтение «От Руси до России»
Гумелева,устный рассказ на тему «Выбор веры», работа с иллюстративным
материалом,самостоятельная работа с источниками информации, подготовка
творческойбеседысчленамисемьи.Знакомятсясразвитиемразличныхрелигиозныхк
ультур
висторииРоссии.
Беседанатему«Рольрелигиивжизничеловека»,комментированноечтение
«Принятиехристианства»,устныйрассказнатему«ИсториярелигийРоссии»,рабо
тасиллюстративнымматериалом,самостоятельнаяработасисточникамиинформ
ации,подготовка творческойбеседысчленамисемьи
Учатсяанализироватьжизненныеситуации,выбиратьнравственныеформы
поведения, сопоставляяихснормамирелигиознойкультуры разныхтрадиций

26

21. Религиозные
ритуалы.
Обычаи и

1

Беседанатему«Обычаиитрадиции», комментированноечтение«Возникновение
обрядов»,устный рассказнатему«Обрядыразныхрелигий»,
работастолковымсловарем:иконы,фреска,самостоятельнаяработасисточникамиинфо
рмации,

27

обряды.
22. Религиозные
ритуалы.
Обычаи и
обряды.
23. Паломничества
исвятыни.

1

24. Праздники
икалендари

1

25. Праздники
икалендари

1

26. Религия
имораль.
Нравственные
заповедив
религияхмира.
27. Религия
имораль.
Нравственные
заповедиврели
гияхмира.

1

1

1

подготовкатворческойбеседысчленамисемьи
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные
формыповедения,сопоставляяихснормамирелигиознойкультурыразныхтрадиций
Беседанатему«Христианскиетаинства»,комментированноечтение,устныйрассказ
на тему, работа с толковым словарем, самостоятельная работа
систочникамиинформации,подготовкатворческойбеседысчленамисемьи.
Беседа по теме урока: какие слова для вас непонятны?, работа с
толковымсловарем, комментированное чтение «история паломничества», работа с
картой,устный рассказ на тему по итогам самостоятельной работы в группах
систочниками информации. Учатся анализировать жизненные ситуации,
выбиратьнравственныеформыповедения,сопоставляяихснормамирелигиознойкульт
уры
разныхтрадиций
Беседа: какие религиозные праздники вы можете назвать?
Просмотрвидеофрагмента.Названия,какихпраздниковсовпадают?Комментированно
ечтение, работастолковымсловарем, самостоятельнаяработасисточниками
информации.
Работасиллюстративнымматериалом. Беседа:окакихпраздникахвыузнали?Какие
изнихможноназватькалендарными?
Работасэлектроннымприложением.
Беседа: что такое мораль? Как вы думаете, как она возникла? Как
соотносятсяпонятияморальирелигия?Работастолковымсловарем,самостоятельная
работасисточниками информации и составление сравнительной таблицы,
решениекроссворда «Религияимораль»
Работастекстомучебникаивыполнениезадания: важныеслова имояоценка
ихзначения.
Беседа:нравственныенормывразныхрелигиях, комментированноечтение,
устныйрассказнатему,работастолковымсловарем,самостоятельнаяработасисточника
миинформации.
28

28. Милосердие,
заботао

1

Беседапо«Притчеодобромсамарянине»,комментированноечтение«Исламомилосерд
иикживотным»,устныйрассказнатему:почемунужнобыть

29

слабых,взаимо
помощь.
29. Семья.

1

30. Семья

1

31. Долг,
свобода,ответс
твенность,учен
ие и
труд
32. Любовь
иуважениек
Отечеству.
33. Творческие
работыобуча
ющихся
34. Творческиера
ботыобучаю
щихся

1

1

1

1

милосердным, работа с толковым словарем, самостоятельная работа
систочникамиинформации.
Беседа:каквыпонимаетесловародисемья?,
комментированноечтение:урок28электронноеприложение, устный рассказ
натему:какой должнабыть семья?
Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и
светскойкультурыисравниватьих
Беседа: что значит быть ответственным человеком? За что может и
долженотвечать человек?, работа в группах над пословицами и поговорками,
работа столковымсловарем,самостоятельнаяработа
систочникамиинформации.
Виртуальнаяэкскурсия. Беседапотеме:патриотизм.
Прогнозируют результаты работы на уроке. Читают и воспринимать
прочитанное.Объясняют значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст
учебника илисловаря. Рассказывают о материале, изученном на уроках по
предмету «Основыправославной культуры»; о содержании учебного проекта и
способах егореализации. Обобщают, закрепляют и систематизируют
представления оматериале,изученномна
урокахпопредмету«Основымировыхрелигиозных
культур».Планируютикорректируютсамостоятельнуюработу.Работаютвгруппе.П
роверяют себя исамостоятельнооценивают своидостижения.
VIII.
Описаниематериально-техническогообеспеченияобразовательногопроцесса.

Дистанционныересурсы.
Учебники:
4класс-БегловА.Л.,СаплинаЕ.В.,ТокареваЕ.С.Основы религиозныхкультури светскойэтики.Основымировыхрелигиозныхкультур.4класс.АО«Просвещение»
ШемшуринаА.И.Основырелигиозныхкультурисветскойэтики.Основысветскойэтики. 4класс.- АО«Просвещение»
30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».