Приложение кадаптированнойосновнойобщеобразовательнойпрограмме -адаптированной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 92 I. Пояснительнаязаписка Рабочаяпрограммапоучебномупредмету«ОРКСЭ»разработананаосноветребованийФед еральногогосударственногообразовательногостандартаначальногообщего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее– Стандарт)крезультатамосвоенияАООПНООисиспользованиемпримернойадаптированнойо сновнойобщеобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияобучающихсяс задержкойпсихическогоразвития(вариант7.1). Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми сзадержкойпсихическогоразвития.Обучениеосуществляетсяв условияхинклюзии. Содержание обучения соответствуетосновной общеобразовательной программеНОО МАОУ СОШ№92,разработаннойдляобычныхдетей. Представленнаяпрограмма,сохраняяосновноесодержаниеобразования,принятоед лямассовойшколы,отличаетсятем,чтопредусматриваеткоррекционнуюнаправленнос ть обучения. В виду психологических особенностей детей с ЗПР (вариант 7.1), с целью усиленияпрактическойнаправленностиобученияпроводитсякоррекционнаяработа,которая включаетследующиенаправления: Совершенствованиедвиженийисенсомоторногоразвития: развитиемелкоймоторикиипальцеврук;развитиенавыковкаллиграфии;развитиеартикуляцио нноймоторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитиевосприятия,представлений,ощущений;коррекция–развитиепамяти;коррекция– развитие внимания;формирование обобщенных представлений освойствах предметов(цвет,форма,величина);развитиепространственныхпредставленийиориентации;р азвитиепредставленийовремени. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;развитие словесно-логическогомышления (умение видетьиустанавливатьлогическиесвязимеждупредметами,явлениямиисобытиями). Развитиеосновныхмыслительныхопераций: развитиеумениясравнивать,анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работатьпословеснойиписьменнойинструкциям,алгоритму;умениепланироватьдеятельнос ть. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитиеинициативности,стремлениядоводитьначатоеделодоконца;формированиеуменияп реодолеватьтрудности;воспитаниесамостоятельностипринятиярешения;формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки;формированиеуменияанализироватьсвоюдеятельность;воспитаниеправильног оотношенияк критике. Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекциянарушенийустнойиписьменнойречи;коррекциямонологическойречи;коррекцияд иалогическойречи;развитиелексико-грамматическихсредствязыка. Расширениепредставленийобокружающем миреиобогащениесловаря. Коррекцияиндивидуальныхпробеловвзнаниях. Учебныйпредмет«ОРКСЭ»являетсяпредметомобязательнойчастиучебногопланаМАОУ 2 СОШ№92,входитвобразовательнуюобласть«Основырелигиозныхкультурисветскойэтики». Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций косознанному нравственному поведению, основанному на знании иуважении культурныхирелигиозныхтрадициймногонациональногонародаРоссии,атакжекдиалогуспр едставителямидругихкультуримировоззрений. Основныезадачиреализациисодержания: Воспитание способности к духовному развитию, нравственномусамосовершенствованию. 3 Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественныхтрадиционныхрелигиях,ихроливкультуре,историиисовременностиР оссии II. Общая характеристикаучебногопредмета Учебныйпредметпризванактуализироватьвсодержанииобщегообразования,смоделиро ватьпедагогическимисредствамироссийскуюрелигиознокультурнуютрадицию,создатьусловиядляприобщениякнейроссийскихшкольников. Отечественнаярелигиозно-культурнаятрадиция– общаядуховнаяосновамногонациональногонародаРоссии– формируетсяисторическииактуализируетсясегодняпод воздействиерядафакторов: общаяисторическаясудьбанародовРоссии,исповедующихразныерелигии; единоепространствосовременнойобщественнойжизни,включающееобщностьгосударст ва, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую системумежличностныхотношений; множествообщенациональныхвызововвнутреннегоивнешнегоплана,содействующихко нсолидацииобщества подугрозойегоразрушения. Учебныйкурссодержательнораскрываетроссийскуюрелигиознокультурнуютрадициювпределахотведенногоучебноговременисучетомобразовательныхвоз можностеймладшихподростков. Учебныйкурсимееткомплексныйхарактеривключает6модулей:«Основыправославной культуры»,«Основыисламскойкультуры»,«Основыбуддийскойкультуры»,«Основыиудейск ойкультуры»,«Основымировыхрелигиозныхкультур», «Основысветскойэтики». Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системымежпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественнойрелигиозно-культурнойтрадициипосредством: ориентациисодержаниявсехмодулейучебногокурсанаобщуюпедагогическуюцель – воспитаниевысоконравственного,творческого,ответственногогражданинаРоссии,укоре ненноговдуховныхикультурныхтрадицияхмногонациональногонарода России; педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей восновесодержаниявсехмодулейучебногокурса; системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также междуними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, историяидр.); педагогическойорганизацииобщегокультурноисторическогоконтекстапреподаванияучебногокурса,отражающегоединуюисторическу юсудьбумногонациональногонародаРоссии,общностьисвоеобразиекультурроссийских народов,единствосовременнойгосударственнойигражданскойжизни,существующиесег одняобщенациональныевызовы,ответитьнакоторыеспособентолькоединыйнарод,имею щийобщиеэтическиеценности,моральныенормы,духовные идеалы; ориентацииучебногосодержаниянасовместноеосмыслениепедагогами,обучающимисяиих родителямиактуальныхпроблемразвитияличностнойценностносмысловойсферымладшихподростков; единыхтребованийкрезультатамосвоениясодержанияучебногокурса. Учебновоспитательныйпроцессвграницахучебногокурсаисистемымежпредметныхсвязейпедагоги ческимоделируетисодержательнораскрываетрелигиозно-культурную традицию России вее самых общих этических основах.Саманациональнаядуховностьвмногообразиииглубинесоставляющихеерелигиозн ыхигуманистическихтрадицийнеисчерпывается им. 4 Учебныйкурс–этовведениеврелигиозно-культурнуютрадициюРоссии. III. Описаниеместаучебного предметавучебномплане По учебному плану МАОУ СОШ №92программа рассчитанаобщую учебнуюнагрузкувобъеме 34часа.4классы-1 часвнеделю,34учебные недели. IV. Описаниеценностныхориентировсодержанияучебногопредмета Образовательныйпроцессврамкахучебногокурсаивсистемемежпредметныхсвязей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития ивоспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовнонравственногоразвитиянаступеняхосновногои среднего(полного)общегообразования. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российскойкультурыкакцелостного,самобытногофеноменамировойкультуры;пониманияре лигиозного,культурногомногообразияиисторического,национальногосударственного,духовногоединствароссийскойжизни. Освоениеучебногосодержаниякаждогоизмодулей,входящихвучебныйкурс,должнообе спечить: пониманиезначениядуховности,нравственности,морали,моральноответственного поведениявжизничеловека,семьи,общества; знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей;пониманиеихзначениявжизничеловека,семьи,общества; формированиепервоначальныхпредставленийобисторическихикультурологическ ихосновахтрадиционныхрелигийисветскойэтикивРоссии; формированиеуважительногоотношенияктрадиционнымрелигиямиихпредставите лям; формированиепервоначальногопредставленияоботечественнойрелигиознокультурнойтрадициикакдуховнойосновемногонациональногомногоконфессиональногонар одаРоссии; знание,пониманиеи принятиеличностьюценностей:Отечество,семья,религиякакосновытрадиционнойкультурымногонациональногонародаРоссии; укреплениеверы вРоссию; укреплениесредствамиобразованиядуховнойпреемственностипоколений. V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоенияучебногопредмета«Основырелигиозныхкультури светскойэтики» Изучениеучебногопредмета«ОРКСЭ»приполученииначальногообщегообразованияна правленонадостижениеличностных,метапредметныхипредметныхрезультатов. Личностныерезультатыдолжныотражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своюРодину,российскийнародиисториюРоссии,осознаниесвоейэтническойинациональной принадлежности;формированиеценностеймногонациональногороссийскогообщества;стано влениегуманистическихидемократическихценностныхориентаций; 2) формированиецелостного,социальноориентированноговзгляданамирвегоорганичномед инствеиразнообразииприроды,народов,культурирелигий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре другихнародов; 4) овладениеначальныминавыкамиадаптациивдинамичноизменяющемсяиразвивающемс ямире; 5) принятиеиосвоениесоциальнойролиобучающегося,развитиемотивовучебнойдеятельнос тииформированиеличностногосмысла учения; 5 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе винформационнойдеятельности,наосновепредставленийонравственныхнормах,социальной справедливостиисвободе; 7) формированиеэстетическихпотребностей,ценностейичувств; 8) развитиеэтическихчувств,доброжелательностииэмоциональнонравственнойотзывчивости,пониманияисопереживаниячувствамдругихлюдей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях,умениянесоздаватьконфликтовинаходить выходы из спорныхситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации ктворческомутруду,работенарезультат,бережномуотношениюкматериальнымидуховнымц енностям. Метапредметныерезультатыдолжныотражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,поиска средствееосуществления; 2) освоениеспособоврешенияпроблемтворческогоипоисковогохарактера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболееэффективные способыдостижениярезультата; 4) формированиеуменияпонимать причиныуспеха/неуспехаучебнойдеятельностииспособностиконструктивнодействоватьда же вситуацияхнеуспеха; 5) освоениеначальныхформпознавательнойиличностнойрефлексии; 6) использованиезнаковосимволическихсредствпредставленияинформациидлясозданиямоделейизучаемыхобъектов ипроцессов,схемрешенияучебныхипрактическихзадач; 7) активноеиспользованиеречевыхсредствисредствинформационныхикоммуникационны хтехнологий(далее-ИКТ)длярешениякоммуникативныхипознавательныхзадач; 8) использованиеразличныхспособовпоиска(всправочныхисточникахиоткрытомучебноми нформационномпространствесетиИнтернет),сбора,обработки,анализа,организации,переда чииинтерпретацииинформациивсоответствиискоммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; втомчислеумениевводить текстс помощью клавиатуры,фиксировать(записывать) вцифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовитьсвоевыступлениеивыступатьсаудио-,видеоиграфическимсопровождением;соблюдатьнормыинформационнойизбирательности,этикии этикета; 9) овладениенавыкамисмысловогочтениятекстовразличныхстилейижанроввсоответствии сцелямиизадачами;осознанностроитьречевоевысказываниевсоответствиисзадачамикомму никацииисоставлятьтекстывустнойиписьменнойформах; 10) овладениелогическимидействиямисравнения,анализа,синтеза,обобщения,классифика циипородовидовымпризнакам,установленияаналогийипричинноследственныхсвязей,построениярассуждений,отнесения кизвестнымпонятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможностьсуществованияразличныхточекзренияиправакаждогоиметьсвою;излагатьсвое мнение иаргументироватьсвоюточкузренияиоценкусобытий; 12) определениеобщейцелиипутейеедостижения;умениедоговариватьсяораспределенииф ункцийиролейвсовместнойдеятельности;осуществлятьвзаимныйконтрольвсовместнойдеят ельности,адекватнооцениватьсобственноеповедениеиповедениеокружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторонисотрудничества; 6 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов иявлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) всоответствиис содержаниемконкретногоучебногопредмета; 15) овладениебазовымипредметнымиимежпредметнымипонятиями,отражающимисущест венные связииотношениямеждуобъектамиипроцессами; 16) умениеработатьвматериальнойиинформационнойсреденачальногообщегообразования (втомчислесучебнымимоделями)всоответствииссодержаниемконкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользованиясловарямивсистемеуниверсальныхучебныхдействий. Предметныерезультатыдолжныотражать: 1) готовностькнравственномусамосовершенствованию,духовномусаморазвитию; 2) знакомствососновныминормамисветскойирелигиознойморали,пониманиеихзначениявв ыстраиванииконструктивныхотношенийвсемье иобществе; 3) пониманиезначениянравственности,верыирелигиивжизничеловекаиобщества; 4) формированиепервоначальныхпредставленийосветскойэтике,отрадиционныхрелигиях, ихроливкультуре,историиисовременностиРоссии; 5) первоначальныепредставленияобисторическойролитрадиционныхрелигийвстановлени ироссийскойгосударственности; 6) становлениевнутреннейустановкиличностипоступатьсогласносвоейсовести;воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовныхтрадицияхнародовРоссии; 7) осознаниеценностичеловеческойжизни. Планируемые результаты освоения предметной области«Основы религиозныхкультурисветскойэтики»включаютобщиерезультатыпопредметнойобласти (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю с учетом содержанияпримерных рабочих программ по Основам православной культуры, Основам исламскойкультуры,Основамбуддийскойкультуры,Основамиудейскойкультуры,Основамм ировыхрелигиозныхкультур,Основамсветскойэтики. Общиепланируемыерезультаты. Врезультатеосвоениякаждогомодулякурсавыпускникнаучится: – пониматьзначениенравственныхнормиценностейдлядостойнойжизниличности,се мьи,общества; – поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободесовестиивероисповедания,духовныхтрадицияхнародовРоссии,общепринятыхвросс ийскомобщественравственныхнормахиценностях; – осознаватьценностьчеловеческойжизни,необходимостьстремлениякнравственно мусовершенствованию идуховномуразвитию; – развиватьпервоначальныепредставленияотрадиционныхрелигияхнародовРоссии( православии,исламе,буддизме,иудаизме),ихроливкультуре,историиисовременности,станов лениироссийскойгосударственности,российскойсветской(гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободахчеловека игражданинавРоссийскойФедерации; – ориентироваться в вопросах нравственноговыбора на внутреннююустановкуличностипоступатьсогласносвоейсовести; Планируемые результаты по учебным модулям.Основыправославнойкультуры Выпускникнаучится: – раскрыватьсодержаниеосновныхсоставляющихправославнойхристианскойкульту ры,духовнойтрадиции(религиознаявера,мораль,священныекнигииместа,сооружения,ритуа лы,обычаии обряды,религиозныйкалендарьипраздники,нормыотношениймеждулюдьми,всемье,религи озноеискусство,отношениектрудуидр.); 7 – ориентироватьсявисториивозникновенияправославнойхристианскойрелигиознойт радиции,историиееформированиявРоссии; – напримереправославнойрелигиознойтрадициипониматьзначениетрадиционныхре лигий,религиозныхкультурвжизнилюдей,семей,народов,российскогообщества,висторииРо ссии; – излагатьсвоемнениепоповодузначениярелигии,религиознойкультурывжизнилюде йиобщества; – соотноситьнравственныеформыповеденияснормамиправославнойхристианскойре лигиознойморали; – осуществлятьпоискнеобходимойинформациидлявыполнениязаданий;участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщенияповыбраннымтемам. Выпускникполучит возможностьнаучиться: – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственноесамосознание,регулироватьсобственноеповедениенаосноветрадиционныхдля российскогообщества,народовРоссиидуховно-нравственныхценностей; – устанавливатьвзаимосвязьмеждусодержаниемправославнойкультурыиповедение млюдей,общественнымиявлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурныхтрадицийнаосновевзаимногоуваженияправизаконныхинтересовсограждан; – акцентироватьвниманиенарелигиозных,духовнонравственныхаспектахчеловеческогоповеденияприизучениигуманитарныхпредметовнапос ледующихуровняхобщегообразования. Основы исламской культурыВыпускникнаучитс я: – раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры, духовнойтрадиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы,обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми,всемье,религиозноеискусство,отношение к трудуидр.); – ориентироватьсявисториивозникновенияисламскойрелигиознойтрадиции,истории ееформированиявРоссии; – на примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционныхрелигий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, висторииРоссии; – излагатьсвоемнениепоповодузначениярелигии,религиознойкультурывжизнилюде йиобщества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской религиознойморали; – осуществлятьпоискнеобходимойинформациидлявыполнениязаданий;участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщенияповыбраннымтемам. Выпускникполучит возможностьнаучиться: – развиватьнравственнуюрефлексию,совершенствоватьморальнонравственноесамосознание,регулироватьсобственноеповедениенаосноветрадиционныхдля российскогообщества,народовРоссиидуховно-нравственныхценностей; – устанавливатьвзаимосвязьмеждусодержаниемисламскойкультурыиповедениемлю дей,общественнымиявлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурныхтрадицийнаосновевзаимногоуваженияправизаконныхинтересовсограждан; – акцентироватьвниманиенарелигиозных,духовнонравственныхаспектахчеловеческогоповеденияприизучениигуманитарныхпредметовнапос 8 ледующихуровняхобщегообразования. 9 Основы буддийской культурыВыпускникнаучитс я: – раскрывать содержание основных составляющих буддийской культуры, духовнойтрадиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы,обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми,всемье,религиозноеискусство,отношение к трудуидр.); – ориентироваться в истории возникновения буддийской религиозной традиции,историиееформированиявРоссии; – на примере буддийской религиозной традиции понимать значение традиционныхрелигий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, висторииРоссии; – излагатьсвоемнениепоповодузначениярелигии,религиознойкультурывжизнилюде йиобщества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской религиознойморали; – осуществлятьпоискнеобходимойинформациидлявыполнениязаданий;участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщенияповыбраннымтемам. Выпускникполучит возможностьнаучиться: – развиватьнравственнуюрефлексию,совершенствоватьморальнонравственноесамосознание,регулироватьсобственноеповедениенаосноветрадиционныхдля российскогообщества,народовРоссиидуховно-нравственныхценностей; – устанавливатьвзаимосвязьмеждусодержаниембуддийскойкультурыиповедениемл юдей,общественнымиявлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурныхтрадицийнаосновевзаимногоуваженияправизаконныхинтересовсограждан; – акцентироватьвниманиенарелигиозных,духовнонравственныхаспектахчеловеческогоповеденияприизучениигуманитарныхпредметовнапос ледующихуровняхобщегообразования. Основы иудейской культурыВыпускникнаучит ся: – раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры, духовнойтрадиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы,обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми,всемье,религиозноеискусство,отношениек трудуидр.); – ориентироватьсявисториивозникновенияиудейскойрелигиознойтрадиции,истории ееформированиявРоссии; – на примере иудейской религиозной традиции понимать значение традиционныхрелигий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, висторииРоссии; – излагатьсвоемнениепоповодузначениярелигии,религиознойкультурывжизнилюд ейиобщества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской религиознойморали; – осуществлятьпоискнеобходимойинформациидлявыполнениязаданий;участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщенияповыбраннымтемам. Выпускникполучит возможностьнаучиться: – развиватьнравственнуюрефлексию,совершенствоватьморальнонравственноесамосознание,регулироватьсобственноеповедениенаосноветрадиционныхдля 10 российскогообщества,народовРоссиидуховно-нравственныхценностей; 11 – устанавливатьвзаимосвязьмеждусодержаниемиудейскойкультурыиповедениемлю дей,общественнымиявлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурныхтрадицийнаосновевзаимногоуваженияправизаконныхинтересовсограждан; – акцентироватьвниманиенарелигиозных,духовнонравственныхаспектахчеловеческогоповеденияприизучениигуманитарныхпредметовнапос ледующихуровняхобщегообразования. Основы мировых религиозных культурВыпускникнаучится: – раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур(религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи иобряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, всемье,религиозноеискусство,отношениектрудуидр.); – ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия,ислама,буддизма,иудаизма,историиихформированиявРоссии; – понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей,семей,народов,российскогообщества,висторииРоссии; – излагатьсвоемнениепоповодузначениярелигии,религиознойкультурывжизнилюде йиобщества; – соотноситьнравственныеформыповеденияснормамирелигиознойморали; – осуществлятьпоискнеобходимойинформациидлявыполнениязаданий;участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщенияповыбраннымтемам. Выпускникполучит возможностьнаучиться: – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственноесамосознание,регулироватьсобственноеповедениенаосноветрадиционныхдля российскогообщества,народовРоссиидуховно-нравственныхценностей; – устанавливатьвзаимосвязьмеждусодержаниемрелигиознойкультурыиповедением людей,общественнымиявлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурныхтрадицийнаосновевзаимногоуваженияправизаконныхинтересовсограждан; – акцентироватьвниманиенарелигиозныхдуховнонравственныхаспектахчеловеческогоповеденияприизучениигуманитарныхпредметовнапос ледующихуровняхобщегообразования. Основы светской этикиВыпускникнаучи тся: – раскрыватьсодержаниеосновныхсоставляющихроссийскойсветской(гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободахчеловека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому икультурномунаследиюнародовРоссии,государству,отношениядетейиродителей,гражданс кие инародные праздники,трудоваямораль,этикетидр.); – напримерероссийскойсветскойэтикипониматьзначениенравственныхценностей,и деаловвжизнилюдей,общества; – излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизнилюдейиобщества; – соотноситьнравственныеформыповеденияснормамироссийскойсветской(граждан ской)этики; – осуществлятьпоискнеобходимойинформациидлявыполнениязаданий;участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщенияповыбраннымтемам. Выпускникполучит возможностьнаучиться: 12 – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственноесамосознание,регулироватьсобственноеповедениенаосновеобщепринятыхвро ссийскомобщественормсветской(гражданской)этики; – устанавливатьвзаимосвязьмеждусодержаниемроссийскойсветскойэтикииповеден иемлюдей,общественнымиявлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурныхтрадицийнаосновевзаимногоуваженияправизаконныхинтересовсограждан; – акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения приизучениигуманитарныхпредметовнапоследующихуровняхобщегообразования. VI. Содержание учебного предмета «ОРКСЭ»Основное содержаниепредметнойобласти Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляетсобой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебныхмодулей,один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей)обучающихся:«Основыправославнойкультуры»,«Основыисламскойкульту ры», «Основыбуддийскойкультуры»,«Основыиудейскойкультуры»,«Основымировыхрелигиозн ыхкультур»,«Основысветскойэтики». Основыправославнойкультуры Россия–нашаРодина. Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верятправославныехристиане.Доброизловправославнойтрадиции.Золотоеправилонравстве нности.Любовькближнему.Отношениектруду.Долгиответственность.Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,церковноепение,прикладноеискусство),православныйкалендарь.Праздники.Христи анскаясемьяиееценности. ЛюбовьиуважениекОтечеству.Патриотизммногонациональногоимногоконфессиона льногонародаРоссии. Основыисламскойкультуры Россия–нашаРодина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия.Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.Вочтоверятправоверныемусульмане.Доброизловисламскойтрадиции.Золотоепра вилонравственности.Любовькближнему.Отношениектруду.Долгиответственность.Милосе рдиеисострадание.Столпыисламаиисламскойэтики.Обязанностимусульман.Длячегопостро енаикакустроенамечеть.Мусульманскоелетоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценностиислама.ПраздникиисламскихнародовРоссии:ихпроисхождениеиособенностипров едения.Искусствоислама. ЛюбовьиуважениекОтечеству.Патриотизммногонациональногоимногоконфессиона льногонародаРоссии. Основыбуддийской культуры Россия– нашаРодина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и егоучение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в буддийской культуре и ееценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы.Буддийскиеритуалы.Буддийскиесвятыни.Буддийскиесвященныесооружения.Буд дийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство вбуддийскойкультуре. ЛюбовьиуважениекОтечеству.Патриотизммногонациональногоимногоконфессиона льногонародаРоссии. 13 Основыиудейскойкультуры 14 Россия–нашаРодина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главнаякнига иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки иправедникивиудейскойкультуре.Храмв жизнииудеев.Назначениесинагогииееустройство.Суббота(Шабат)виудейскойтрадиции.Иу даизмвРоссии.Традициииудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейскийдом.Знакомствосеврейскимкалендарем:егоустройствоиособенности.Еврейскиеп раздники:ихисторияитрадиции.Ценностисемейнойжизнивиудейской традиции. ЛюбовьиуважениекОтечеству.Патриотизммногонациональногоимногоконфессиона льногонародаРоссии. Основымировыхрелигиозныхкультур Россия–нашаРодина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религиймира.Хранителипреданияврелигиях мира. Человек врелигиозных традициях мира.Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия имораль.Нравственныезаповедиврелигияхмира.Религиозныеритуалы.Обычаииобряды.Рел игиозныеритуалывискусстве.Календарирелигиймира.Праздникиврелигиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.Милосердие,заботаослабых,взаимопомощь,социальныепроблемыобществаиотношен иек нимразныхрелигий. ЛюбовьиуважениекОтечеству.Патриотизммногонациональногоимногоконфессиона льногонародаРоссии. Основы светскойэтики Россия–нашаРодина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна изформисторическойпамяти.Образцынравственностивкультурахразныхнародов.Государст воиморальгражданина.ОбразцынравственностивкультуреОтечества.Трудоваямораль.Нрав ственныетрадициипредпринимательства.Чтозначитбытьнравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование какнравственнаянорма.Методынравственногосамосовершенствования. ЛюбовьиуважениекОтечеству.Патриотизммногонациональногоимногоконфессиона льногонародаРоссии. 15 VII. № п/ п Тема раздела /урока Этика общения (6ч) РоссиянашаРодина. Многонациональнос 1. тьимногоконфессион аль ностьРоссии 2. Культураи мораль 3. Светская этика— наука онравственной жизничеловека 4. Добрым жить насвете веселей. Колвочас ов 1 1 1 ТематическоепланированиеОРКСЭмодуль«Основы светскойэтики» Основныевиды деятельности Воспитательный потенциал -воспитание чувствагордости за Родину,уважение к традициямдругихнаро дов; -формирование основ Прогнозироватьсодержаниеурока.Читатьивосприниматьпрочитанное, российскойгражданско осмысливать содержаниепрочитанного текста.Пониматьзначениепонятий йидентичности; «культура», «мораль». Использовать ключевые понятия урока в собственнойустной иписьменнойречи. определятьиобъяснять Проверятьсебяисамостоятельнооценивать своёотношение результатыучебнойработы кобщественнымнорма Рассказывать о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности.Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать миценностям(нравстве прочитанное,осмысливатьсодержаниепрочитанноготекста.Пониматьзначение нным,гражданским,па триотическим,общечел понятий овеческим). «этика»,«мораль».Устанавливатьвзаимосвязьивзаимовлияниеэтикиинравс твенности. Использовать ключевые понятия урока в собственнойустнойиписьменнойречи.Проверятьсебяисамостоятельнооцен ивать результатыучебнойработы Вести учебный, социокультурный диалог. Определять понятия добра и зла.Сопоставлять проявления добра и зла. Аргументировать свою точку зрения.Применятьполученные знаниявжизни.Составлятьнебольшойтекстрассуждениенатемыдобраи зла. Пользоваться условными обозначениями учебника. Вести учебный,межкультурный диалог. Различать способы и средства познания духовныхтрадиций. Оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочнойдеятельности. Понимать значение духовных традиций народов России вжизничеловека,семьи,общества 5. Правила общениядля всех. От добрыхправил – добрыесловаипосту пки. 1 Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основныехарактеристики общения. Анализировать особенности общения на основезолотого правиланравственности.Аргументироватьсвоюпозицию. Различатьпроявления добраизла.Осмысливатьсэтихпозицийсвоё поведение и поведение окружающих. Осознавать с позиции нравственностисвоипоступки.Характеризоватьпримерыдобрыхправил.Уме тьвести 6. Каждыйинтересен. 1 диалогозначении добрыхсловипоступков. Определять особенности индивидуального проявления окружающих.Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определятьзначениеморальныхнормвовзаимодействиилюдей.Спониманиемотв ечать научебныевопросы разныхтипов. Этикет(3ч) 7. Премудростиэти кета. Красотаэтикета. 1 8. Простыешкольныеи домашние правилаэтикета. 1 9. Чистый ручеёкнашейр ечи. 1 Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно соблюдать правилаэтикета.Вырабатыватьвповедениисоответствие правиламэтикета.Спониманием комментировать иллюстрации 1правил, соотносить с ними своёповедение.Обосновыватьсвоюточкузрения.Обозначатьсущностьпонятия «этикет».Обосновыватьнеобходимостьсоблюденияправилэтикета. Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать ихзначение исмысл. Знатьосновныеправилаэтикета.Уметьобосноватьнеобходимость соблюденияправилэтикетавшколеидома,обозначатьихперечень.Осознаннок омментироватьтекстучебника. Осознавать значение понятия «речь». Видеть и выражать многогранностьвзаимосвязи понятий «речь» и «речка». Характеризовать образнуювыразительность слова. Использовать ключевые понятия урока в собственнойустнойиписьменнойречи.Составлятьнебольшойрассказ,использу я образныеречевые средства. -оценивать жизненныеситуации и поступкилюдей с точки зренияобщепринятых норм иценностей, отделятьпоступки человека отнегосамого Объяснять,вчём этическаяиэмоциональнаяосновапонятия«душа». Использовать индивидуальныезнанияпопредметам«Окружающиймир»и «Литературноечтение»дляобъясненияданногопонятия.Осознанно характеризоватьпонятия«духовность»,«душевность».Соотноситьпонятия «душа», «духовность» чувствоватьответственн остьзасвойвыбор;поним ать,чточеловек Этикачеловеческихотношений(4ч) В развитие 10. добрыхчувств– творениедуши. 1 13 Природа – 11. волшебные двери кдобруидоверию. 1 12. Чувство Родины. 1 Определять смысловое значение понятия «справедливость».Иллюстрироватьпримерызначимостьприродывжизничелов екаизличногоопытаиопыта другихлюдей.Осознаватьвзаимосвязьприродыижизни человека,аргументировать своивысказывания. Объяснятьсмысловуюосновупонятий«род»,«Родина».Осознанно всегда несётответств енностьзасвоипоступки. 14 13. Жизнь протекаетсредил юдей. 1 определять, что значит быть патриотом. Анализировать текст учебника всоответствии с изучаемыми понятиями. Составлять небольшой текстрассуждениенатемуродины,патриотизма.Находитьвлитературе иллюстрацииобсуждаемыхпонятий Пониматьзначениепонятия«человечности».Осознанноаргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека.Расширять знания, дополненные другими учебными предметами,обогащённыеличнымопытомиопытомлюдей,вопределенииизуч аемых понятий.Осознаннокомментировать текстучебника. Этикаотношений вколлективе(3 ч) Чтобыбытьк 14. оллективом. 1 15. Коллективначинае тсясменя. 1 16. Мой класс – моидрузья. 1 Аргументированноотвечать навопрос«Чтотакоеколлектив?» Анализироватьособенностиколлектива.Объяснять соотношениепонятий «коллектив» и «личность». Приводить примеры взаимодействия коллектива иличностиизсобственногоопытаиматериаладругихпредметов. Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение».Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе. Уметьвырабатыватьправиладлясебяидлядругих. Аргументированнообъяснять,чтозначитбытьединомышленникомв коллективе. Умение понять состояние другого человека. Разумно, с пониманиемреагировать на состояние другого человека. Осознавать значение семьи длячеловека,обществаигосударства. Стремитьсякорректировать своёповедениевпроцессепреодоленияобид. чувствоватьответственн ость за свойвыбор; понимать, чточеловек всегда несётответственность за своипоступки. Осознавать значение золотого правила этики. Размышлять о причинахпоявленияэтикииегоприменении.Объяснятьсущностьи содержание общечеловеческихценностей.Аргументироватьсвоюточкузрения. -осознавать ипереживать вечныеистины Простыенравственныеистины(5ч) Ежели душевны вы 17. икэтикене глухи… 1 15 18. Жизньсвященна. 1 Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь».Уметьразмышлятьотом,какуюроль играют духовныеценностивжизничеловека.Аргументироватьсвоюточкузрения. Использоватьключевыепонятияурокав собственнойустнойиписьменнойречи. каксубъективно значимых,устойчивых жизненныхориентиров, распознаватьтакие понятия«добро», 16 19. Человек рождён длядобра. 1 20. Милосердие – законжизни. 1 21. Житьвоблагосебеидр угим. 1 Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть».Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними. Пониматьнеобходимостьосознанногоотношенияксобственнымпоступкам. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текстрассуждениенатемудобра ибескорыстия. Объяснятьзначениепонятий«сочувствие»и«сопереживание», «сострадание»и«милосердие». Осознанноаргументировать рольсовестикаквнутреннегорегуляторачеловеческогоповедения. Использоватьзнанияполитературномучтению, примеры изличногоопытаиопыта другихлюдейдляхарактеристикидействиясовести. Анализироватьконфликтнуюситуацию,обозначаявозможныеспособывыхо да изнеё. Доброжелательновзаимодействоватьслюдьмилюбойнациональности. Осознанно следовать правилам тактичного поведения. Применять усвоенныезнаниявобщении. «милосердие» Устанавливатьсвязьмеждунамерением ипоступком.Осознанно раскрыватьсутьпонятия«нравственнаяустановка».Сопоставлятьпонятия «нравственнаяустановка»,«нравственныеусилия».Аргументироватьсвою точкузрения.Составлятьнебольшойтекстрассуждениенатему«Образцынравственногоповедениявсовременнойжизни» Обосновыватьзначениепонятий«достоинство»,«бескорыстие», «гуманность».Анализироватьсвоипоступки,чувства,помыслы.Осознавать необходимость соблюдения норм этикета. Совершенствовать умения вобласти коммуникации.Аргументироватьсвоирассуждения. Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение.Составлятьнебольшойтекстрассуждениеназаданнуютему.Контролировать своипоступкиивысказывания. Соотноситьсвоёповедениесопытом поколений. Аргументированнообъяснять,чтоозначаетнравственныйвыбор. Совершенствоватьумениявобластиобщения.Корректироватьсвои проявлятьчеловеческое соучастиев проявлении сочувствия,сопережива ния,сострадания поотношен июкдругомучеловеку; Душа обязана трудиться(4 ч) Следоватьнра 22. вственнойуст ановке. 1 23. Достойно житьсреди людей. 1 24. Уметь понять ипростить. 1 25. Простая этикапоступк 1 17 ов. 18 высказыванияиповедениесучётомэтикипоступков. Проявлятьтерпимостьидружелюбиепривзаимодействиисокружающими. Посеешь поступок—пожнёшь характер(4ч) Комментировать основное содержание урока и его важнейшие Общение понятия.Отвечатьнаучебныевопросы.Систематизироватьиобобщатьполученн 26. иисточникипреодо 1 ыезнания.Делатьвыводы. ленияобид. Адекватноиспользоватьполученныезнаниявпрактикеобщения. Объяснятьпонятие«нравственность».Систематизироватьиобобщать Росткинравственног полученныезнания. 27. о опытаповедения. 1 Анализироватьисопоставлятьфакты. Находитьаналогии.Соотносить морально-нравственныепроблемысанализомличногоопытаповедения. Аргументироватьсвоирассуждения. Осознаннораскрывать сутьпонятий«терпение»,«терпимость», Доброте «деликатность».Соотноситьсвоипредставлениясопытомповедениядругихлюдей 28. 1 сопутствуеттерпение .Анализироватьсвоёповедениеивысказывания.Обобщать полученныезнания . Систематизироватьи обобщатьэтические знания.Анализироватьисопоставлятьфактыповедениячеловека.Находитьанал Действиясприста 29. 1 огии.Рассуждатьна вкой«СО». морально-этические темы. Соотносить морально- нравственные проблемы сличнымопытом. -строить толерантные отношения с представителямиразных мировоззрений и культурныхтра диций. делатьсвойвыборвучебн ых моделях общественнозначимых жизненных ситуацийиотвечатьзане го. -договариваться слюдьми, предотвращаяилипрео долеваяконфликты в учебныхмоделях жизненныхситуаций. Судьба и Родинаедины(4ч) С чего 30. начинаетсяРодина . 1 Соотносить понятия «Родина», «Отечество».Осознанно анализироватьизучаемыепонятия.Находитьаналогии.Вырабатыватьумение, рассуждатьнаморально-этические темыиделатьвыводы.Осмысливатьморальнонравственныепроблемывсоотнесениисличнымопытомповедения. -готовность кнравственномуса мосовершенствованию, духовному само- 19 В тебе 31. рождаетсяпатрио тигражданин. 1 32. Человек– чело века. 1 Осознаннораскрыватьпонятия«патриот»,«патриотизм»,«гражданин», «гражданственность». Выделять главное в тексте учебника.Соотносить полученные знания ссобственнымопытомповедения,уметьанализироватьего. Сравниватьчувство любвикРодинеиматери.Выделятьобщееиразличия. Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит бытьзащитникомОтечества. развитию. -понимание значениянравственност и, веры ирелигии в жизничеловекаиобщест ва 20 1 34. Творческиепроекты 1 Обобщать знания, полученные при изучении курса. Применять на практикеполученныезнания. Уметьпланироватьсвоюработу, подводитьеёитоги,представлять результаты.Аргументироватьсвоюпозицию. Прогнозируют результатыработына уроке.Читают ивосприниматьпрочитанное. Объясняют значение слов (терминов и понятий) с опорой натекст учебника или словаря. Рассказывают о материале, изученном на урокахпо предмету «Основы православной культуры»; о содержании учебногопроекта и способах его реализации. Обобщают, закрепляют исистематизируют представления о материале, изученном на уроках попредмету«Основымировыхрелигиозныхкультур».Планируюти корректируютсамостоятельнуюработу.Работаютвгруппе.Проверяютсебяисамос тоятельнооцениваютсвоидостижения. Слово, обращённое 33. ксебе. № ур ок а 1. Темаурока Россия–наша Родина ТематическоепланированиеОРКСЭмодуль«Основымировыхрелигиозныхкультур» Колвочас Характеристикадеятельностиобучающихся ов 1 Размышляютустноповопросам:чтотакоекультура, чтотакоерелигия,чтотакое моральныенормы,кто ихустанавливает. Работаютскартойпо вопросам: Какиенародыпроживаютнатерриториинашегогосударства, находятстолицу государства,регионвкотороммыживем. Смотрятвидеофрагмент,после просмотракоторогоотвечаютнавопросы: чтотакоесимвол,какие государственныесимволыРоссиивызнаете? Работаютспонятиямипотекстуучебника.Размышляютнадтезисом:дружная семьянародовРоссии. Впарахработают надвопросом:что общего междувнутренним миромчеловекаи внешниммиром. АнализируютстихиАлександрова,Гамзатова,пословицыоРодине,приводят примерыпоступковлюдей,любящихРодину. Воспитательныйпотенциал -развитие представлений о значениинравственныхнорми ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовномусаморазвитию; -формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях,ихроливкультуре, 21 2. Культураи религия. 1 3. Культураи религия. 1 4. Возникновение религий. 1 5. Мировыерел игии и ихосновател и 1 6. Мировые религии и ихосновател и Мировыерел игиииих основатели 7. Беседа на тему: что такое религия. Комментированное чтение текста учебника.Объясняюти высказываютсвоемнениеотом,чтообъединяетсамыеразличныерелигии. Работаютсиллюстративнымматериалом:Ритуал. Самостоятельноработаютнадсхемой:мировыерелигииинациональные.Выполняюттв орческуюработувгруппах«Религияэто…» Беседанатему:чтотакоекультура. Какогочеловекаможносчитатькультурным.Комментированное чтение стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и чтотакое плохо». Объясняютивысказываютсвоемнениеотом,чтокакимнаборомкачеств долженобладать культурный человек. Работают с иллюстративным материалом:презентацияучителя. Самостоятельноработаютнадсхемой:видыкультуры. Выполняюттворческую работувгруппах «Храм это…» Беседа:вспомните,какиемифывамизвестны?Комментированноечтение «Олимп».Работасразличнымиисточникаминадвопросом:чтотакоеиудаизм?Работа вгруппах:заполнениетаблицы. Работа в группах с источниками. Ответы фиксируются в тетради. Родоначальникрелигии. Какипочемуонпроповедовалновуюрелигию.Какназываетсярелигия.Какназывают сяпоследователи? Работасиллюстрациями:почемупоследователитакстремятсязасвоимучителем? Беседуют, рассказываютустнонатемуурока,работаютсиллюстративным материалом,заполняюттаблицы, работаютвгруппахсисточникамиинформации,работаютстекстом. историиисовременностиРоссии , об исторической ролитрадиционныхрелигийвст ановлении российской государственности; -осознание ценности человеческойжизни; воспитаниенравственности,осн ованной на свободе совестиивероисповедания,духо вныхтрадицияхнародовРоссии; -становление внутренней установки личности поступатьсогласносвоейсовест и. Беседуют,рассказываютустнонатемуурока,работают силлюстративнымматериалом,заполняюттаблицы, работаютвгруппахсисточникамиинформации, работают стекстом. 22 8. Священныекн иги религиймира 1 Беседа по вопросам: для чего нужна книга? В чем суть в форме или содержании?Чтоозначаетсловосвященный? Работасматериаламиэлектронногоприложения.Работавпарахстекстомвосточнойпри тчиосвященныхкнигах. Самостоятельноечтениетекстаучебникаисоставлениеконспекта. 23 9. Священныекн иги религиймира 1 10. Хранители предания врелигиях мира 1 11. Добро изло. 1 12. Добро изло. 1 13. Понятиегреха, раскаяния ивоздаяния 14. Человек врелигиозны хтрадицияхм ира 1 Работасиллюстрациями:каквыглядятсвященныекниги.Работасэлектроннымприложе нием. Составлениерассказа-презентации:очемэтакнига.Порекомендуйтееепочитать. Объяснитезачемэто нужносделать. Работавпарахсословомхранитель.Объяснениепонятия.Просмотрвидеоролика.Работа над понятиями: Жрец. Раввин. Священник. Имам. Лама. Чтение текстаучебникаи выделениеглавного.Сравнениеполученной информациивгруппе. Работасиллюстрациями:дать устноеописаниесвященнослужителяпоэлементам одежды.Продолжениезаполнениятаблицы. Работа в парах: продолжи предложение «Добро – это…», «Добрый человек – это…», «Зло это- …», «Злой человек – это…» Вспомните поговорки о добре и зле.Работа силлюстрациямисказок:добрыйгеройизлой. Работа со стихотворение Акуловой. Работа с текстом «Миф о Пандоре»Объяснениевпарахсмыславысказыванияисвоегоотношениякне му. Работа со словами: грех и грехопадение. Комментированное чтение текстаучебника. Вспомнитепоговоркиодобреизле.Работасиллюстрациями сказок:добрыйгеройизлой. РаботасостихотворениеАкуловой.Заполнениетаблицыпо самоконтролю. Рассказываютпотеме,сиспользованиемплана,ключевыхслов,умениеосуществлять информационныйпоискдлявыполнения заданий. Самостоятельнаяработа:продолжипредложение «Молитва–это…» Просмотр видеоролика. Беседа по увиденному: о чем просит человек. Как он этоделает.Какие чувстваувасвызываетегомолитва? Работасисточниками:тестымолитв разныхрелигий.Обменинформацией вгруппах.Обсуждение:вчемсутьобщениячеловека с Богом? Работасиллюстрациями. 24 15. Священные сооружения. 1 Просмотрвидеоролика.Чемотличаютсяэти сооруженияотпривычныхдлянас?Что их объединяет? В чем вы увидели главное различие? Беседа по теме:священныесооружения. Выполнениетестовогозаданияпотренажеру.Комментированноечтение. 25 16. Священные сооружения. 1 17. Искусство врелигиозно йкультуре 1 18. Искусство врелигиозно йкультуре 1 19. Историяр елигий вРоссии 1 20. Историяр елигий вРоссии 1 Комментированноечтение. Просмотр видеоролика с последующим обсуждением: какие особенности выможетеназвать?Чтовампоказалосьинтересным?Похожилионинасвященныесоо ружениядругихрелигий? Работавгруппахсэлектроннымприложением.Заданиевпарах:напишиописание. Задания: продолжицепочкуслов. Продолжипредложение.Составьтесинквейн.Угадайтесловополексическомутолкован ию. Работасразличнымиисточникаминадпонятием:искусство.Объяснениев парахэтогопонятия. Работасафоризмамипроискусство. Высказываниесвоегоотношения. Комментированноечтениестатьиучебника. Обсуждение домашнего задания в парах. Самооценка. Игра в группах «Верю – неверю» Комментированное чтениестатьи. Работасиллюстрациями.Беседа:почему,каквыдумаете,традициирелигиозногоискусс тва так различны? Работавпарахсафоризмами.Работавгруппах сафоризмами. Беседа о роли религий, комментированное чтение «От Руси до России» Гумелева,устный рассказ на тему «Выбор веры», работа с иллюстративным материалом,самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческойбеседысчленамисемьи.Знакомятсясразвитиемразличныхрелигиозныхк ультур висторииРоссии. Беседанатему«Рольрелигиивжизничеловека»,комментированноечтение «Принятиехристианства»,устныйрассказнатему«ИсториярелигийРоссии»,рабо тасиллюстративнымматериалом,самостоятельнаяработасисточникамиинформ ации,подготовка творческойбеседысчленамисемьи Учатсяанализироватьжизненныеситуации,выбиратьнравственныеформы поведения, сопоставляяихснормамирелигиознойкультуры разныхтрадиций 26 21. Религиозные ритуалы. Обычаи и 1 Беседанатему«Обычаиитрадиции», комментированноечтение«Возникновение обрядов»,устный рассказнатему«Обрядыразныхрелигий», работастолковымсловарем:иконы,фреска,самостоятельнаяработасисточникамиинфо рмации, 27 обряды. 22. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. 23. Паломничества исвятыни. 1 24. Праздники икалендари 1 25. Праздники икалендари 1 26. Религия имораль. Нравственные заповедив религияхмира. 27. Религия имораль. Нравственные заповедиврели гияхмира. 1 1 1 подготовкатворческойбеседысчленамисемьи Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формыповедения,сопоставляяихснормамирелигиознойкультурыразныхтрадиций Беседанатему«Христианскиетаинства»,комментированноечтение,устныйрассказ на тему, работа с толковым словарем, самостоятельная работа систочникамиинформации,подготовкатворческойбеседысчленамисемьи. Беседа по теме урока: какие слова для вас непонятны?, работа с толковымсловарем, комментированное чтение «история паломничества», работа с картой,устный рассказ на тему по итогам самостоятельной работы в группах систочниками информации. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбиратьнравственныеформыповедения,сопоставляяихснормамирелигиознойкульт уры разныхтрадиций Беседа: какие религиозные праздники вы можете назвать? Просмотрвидеофрагмента.Названия,какихпраздниковсовпадают?Комментированно ечтение, работастолковымсловарем, самостоятельнаяработасисточниками информации. Работасиллюстративнымматериалом. Беседа:окакихпраздникахвыузнали?Какие изнихможноназватькалендарными? Работасэлектроннымприложением. Беседа: что такое мораль? Как вы думаете, как она возникла? Как соотносятсяпонятияморальирелигия?Работастолковымсловарем,самостоятельная работасисточниками информации и составление сравнительной таблицы, решениекроссворда «Религияимораль» Работастекстомучебникаивыполнениезадания: важныеслова имояоценка ихзначения. Беседа:нравственныенормывразныхрелигиях, комментированноечтение, устныйрассказнатему,работастолковымсловарем,самостоятельнаяработасисточника миинформации. 28 28. Милосердие, заботао 1 Беседапо«Притчеодобромсамарянине»,комментированноечтение«Исламомилосерд иикживотным»,устныйрассказнатему:почемунужнобыть 29 слабых,взаимо помощь. 29. Семья. 1 30. Семья 1 31. Долг, свобода,ответс твенность,учен ие и труд 32. Любовь иуважениек Отечеству. 33. Творческие работыобуча ющихся 34. Творческиера ботыобучаю щихся 1 1 1 1 милосердным, работа с толковым словарем, самостоятельная работа систочникамиинформации. Беседа:каквыпонимаетесловародисемья?, комментированноечтение:урок28электронноеприложение, устный рассказ натему:какой должнабыть семья? Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светскойкультурыисравниватьих Беседа: что значит быть ответственным человеком? За что может и долженотвечать человек?, работа в группах над пословицами и поговорками, работа столковымсловарем,самостоятельнаяработа систочникамиинформации. Виртуальнаяэкскурсия. Беседапотеме:патриотизм. Прогнозируют результаты работы на уроке. Читают и воспринимать прочитанное.Объясняют значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника илисловаря. Рассказывают о материале, изученном на уроках по предмету «Основыправославной культуры»; о содержании учебного проекта и способах егореализации. Обобщают, закрепляют и систематизируют представления оматериале,изученномна урокахпопредмету«Основымировыхрелигиозных культур».Планируютикорректируютсамостоятельнуюработу.Работаютвгруппе.П роверяют себя исамостоятельнооценивают своидостижения. VIII. Описаниематериально-техническогообеспеченияобразовательногопроцесса. Дистанционныересурсы. Учебники: 4класс-БегловА.Л.,СаплинаЕ.В.,ТокареваЕ.С.Основы религиозныхкультури светскойэтики.Основымировыхрелигиозныхкультур.4класс.АО«Просвещение» ШемшуринаА.И.Основырелигиозныхкультурисветскойэтики.Основысветскойэтики. 4класс.- АО«Просвещение» 30