МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №92
Приложение к основной образовательной программе
ООО Приказ №125-о
от1.09.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета
«Изобразительное искусство» 5-7 класса
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 5-7
классов
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое
духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой
деятельности;осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение
опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся
на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика,
мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусств; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие
компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в
различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся
целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской
художественной культуры. В программе предусмотрена практическая художественнотворческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи,
графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного
искусства, театра, фото- и киноискусства. Отличительной особенностью программы
является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого
заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера,
концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный
мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессиональнохудожественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в
постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой
деятельности:
• ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность; • изобразительная
деятельность (основы художественного изображения);
• декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного
искусства);
• художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
• художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств. Связующим
звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является
художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый
обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных
методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения
знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм –
целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их
символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская
игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в
изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома,
Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по
бересте). Связь времен в народном искусстве. Виды изобразительного искусства и основы
образного языка Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в
изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ.
Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция.
Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение.
Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения
перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж
в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике.
Работа на пленэре. Понимание смысла деятельности художника Портрет. Конструкция
головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности
освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А.
Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве
XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин). Изображение фигуры человека и образ
человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи,
Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка
фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о
выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В.
Нестеров). Вечные темы и великие исторические события в искусстве. Сюжет и
содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в
мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело
Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С.
Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А.
Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX
века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства»
(А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города
(исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой
жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи.
Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов,
Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин,
В.А. Милашевский, В.А. Фаворский)
Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных
предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн Художественный язык конструктивных
искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни
человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание
различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь
как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и
функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы
развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон,
улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садовопаркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство
флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. 274 Дизайн моего
сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. Художественная культура
и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру
человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры
Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир
древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского
Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм
Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское
барокко.
Искусство полиграфии Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической
продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в
полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство
шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре
XVIII - XIX вв. Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов,
Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля
барокко в Санкт- Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской
архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века
(Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских
художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской,
В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века
(А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И.
Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм
Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная
скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М.
Антокольский). Взаимосвязь истории искусства и истории человечества Традиции и
новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).
Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А.
Гауди).
Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр,
Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж,
Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.
Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска.
Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).
Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в
искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные
средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в
фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика
киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной
выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и
анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер,
оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф.
Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его
особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуальнопространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного,
эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном
и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в
процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество
посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие
произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным
действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как
к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития
умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию
визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и
оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную
структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественноэстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств —
живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративноприкладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание
курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания,
коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественноэстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на
полученный ими художественный опыт.
Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные
инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик.
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность
учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественноэстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в
единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и
переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах
тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость
поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает
чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и
уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя
и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по
принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» —
посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с
фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается
свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера,
присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной
жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные
традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена
изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы
грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ
изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребёнок сталкивается с его бесконечной
изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как
будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы,
происходящие в обществе и культуре.
Тема 7 класса — «Дизайн и архитектура в жизни человека» —посвящена изучению
архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду
нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических
искусств опирается на уже сформированный уровень художественной культуры
учащихся.
Тема 8 класса — «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» —
является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуальнопространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на
людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком.
Синтетические искусства: театр, кино, телевидение — непосредственно связаны с
изобразительными и являются сегодня господствующими.
3. Тематическое планирование
5 класс (34 часов \1 час в неделю)
№
Тема
Запись темы в сетевом городе
Древние корни народного
искусства
Древние корни народного
искусства
1
Древние образы в народном
искусстве. Символика цвета и
формы.
Древние образы в народном
искусстве.
2
Солярные знаки (декоративное
изображение и их условносимволический характер).
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
1час
Солярные знаки (декоративное
изображение и их условносимволический характер).
Убранство русской избы.
1 час
Внутренний мир русской избы. 1 час
3.
4
Количество
часов
9 часов
1 час
6
7
Конструкция, декор предметов
народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
8
Народные праздничные обряды.
9
Обрядовые действия народного
праздника, их символическое
значение.
Связь времен в народном
искусстве
Древние образы в современных
народных игрушках.
Единство форм и декора в
игрушках.
Народные промыслы. Их истоки
и современное развитие.
5
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Роспись по металлу, щепа, роспись
по лубу и дереву, тиснение и
резьба по бересте.
Предметы народных промыслов в
нашей повседневной жизни.
Традиционные народные
промыслы, о которых не шел
разговор на уроках
(представление этих промыслов
поисковыми группами).
Промыслы нашего края.
Декор - человек, общество,
время
Введение в проблематику
четверти: зачем людям
украшения.
Украшение в жизни древнего
общества.
Украшение в жизни древнего
общества. Декоративное искусство
Древней Греции.
Украшение в жизни древнего
общества. Греческая вазопись.
Что такое эмблемы, зачем они
людям.
Гербы и эмблемы. Основная часть
классического герба.
Символы и эмблемы в
современном обществе: отличные
знаки государства, страны, города,
партии, фирмы и др.
Декоративное искусство
Западной Европы 17 век.
Конструкция, декор предметов
народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный
костюм.
Народные праздничные
обряды.
Обрядовые действия народного
праздника, их символическое
значение.
Связь времен в народном
искусстве
Древние образы в современных
народных игрушках.
Единство форм и декора в
игрушках.
Народные промыслы. Их
истоки и современное
развитие.
Роспись по металлу, щепа,
роспись по лубу и дереву,
тиснение и резьба по бересте.
Предметы народных промыслов
в нашей повседневной жизни.
Традиционные народные
промыслы, о которых не шел
разговор на уроках
(представление этих
промыслов поисковыми
группами).
Промыслы нашего края.
Декор-человек, общество,
время
Введение в проблематику
четверти: зачем людям
украшения.
Украшение в жизни древнего
общества.
Украшение в жизни древнего
общества. Декоративное
искусство Древней Греции.
Украшение в жизни древнего
общества. Греческая вазопись.
Что такое эмблемы, зачем они
людям.
Гербы и эмблемы.
1 час
1 час
1 час
1час
1час
7 часов
1 час
1 час
1 час
1час
1час
1час
1 час
11 часов
1 час
1час
1час
1 час
1 час
1 час
1час
Символы и эмблемы в
современном обществе:
отличные знаки государства,
страны, города, партии, фирмы и
др.
Декоративное искусство
1 час
Западной Европы 17 век.
25
26
27
1
28
29
30
31
32
33
34
35
Выражение в одежде
принадлежности к различным
слоям общества. Одежда
французского двора второй
половины 17 века.
Костюм придворной знати, акцент
в костюме на привилегированное
положение человека в обществе.
Роль декоративного искусства в
жизни человека и общества.
Декоративное искусство в
современном мире
Современное выставочное
искусство. Многообразие
материалов и техник
современного декоративноприкладного искусства.
Современное понимание красоты
профессиональными художниками
мастерами.
Современное повседневное и
выставочное декоративное
искусство. Витраж.
Пластический язык материала его
роль в создании художественного
образа.
Древние образы в современном
декоративном искусстве.
Творческая интерпретация
древних образов народного
искусства в работах современных
художников.
Создание декоративной
композиции.
Технология работы с выбранным
материалом.
Выражение в одежде
принадлежности к различным
слоям общества. Одежда
французского двора второй
половины 17 века.
Костюм придворной знати,
акцент в костюме на
привилегированное положение
человека в обществе.
Роль декоративного искусства в
жизни человека и общества.
1 час
1 час
1 час
8 час
Современное выставочное
искусство Многообразие
материалов и техник
современного декоративноприкладного искусства.
Современное понимание
красоты профессиональными
художниками мастерами.
Современное повседневное и
выставочное искусство.
Витраж.
Пластический язык материала,
его роль в создании
художественного образа.
Древние образы в современном
декоративном искусстве.
Творческая интерпретация
древних образов народного
искусства в работах
современных художников.
Создание декоративной
композиции.
Технология работы с
выбранным материалом.
1час
1час
1 час
1час
1 час
1 час
1 час
1 час
6 класс (34\1 час в неделю)
№
1
1
2
3
4
5
6
7
8
тема
Виды изобразительного
искусства в жизни человека
Изобразительное искусство .Семья
пространственных искусств.
Художественные материалы.
Линия и ее выразительные
возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения
.Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи
Объемное изображение в
скульптуре.
Основы языка изображения.
Запись в сетевом городе
8час
Изобразительное искусство.
Семья пространственных
искусств.
Художественные материалы.
Линия и ее выразительные
возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения
.Ритм пятен
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи
Объемное изображение в
скульптуре.
Основы языка изображения.
1час
1час
1час
1час
1 час
1час
1час
1час
2
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
4
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве
художника.
Изображение предметного мир –
натюрморт.
Понятие формы .Многообразие
форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости
и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности
натюрморта.
Вглядываясь в человека.
Портрет.
Образ человека – главная тема в
искусства.
Конструкция головы человека и ее
основные пропорции.
Изображение головы человека в
пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения
в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого
(Тропинин, И.Е. Репин, И.Н.
Крамской, В.А. Серов).
Портрет в изобразительном
искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном
искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива.
Пейзаж- большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и
художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности
изобразительного искусства. Язык
и смысл.
Реальность и фантазия в
творчестве художника.
Изображение предметного мир –
натюрморт.
Понятие формы. Многообразие
форм окружающего мира.
Изображение объема на
плоскости и линейная перспектива
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности
натюрморта.
Образ человека – главная тема в
искусства.
Конструкция головы человека и
ее основные пропорции.
Изображение головы человека в
пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный
рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения
в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого
(Тропинин, И.Е. Репин, И.Н.
Крамской, В.А. Серов).
Портрет в изобразительном
искусстве XX века.
Жанры в изобразительном
искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива.
Пейзаж- большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и
художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности
изобразительного искусства. Язык
и смысл.
8час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
10час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
9час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
7 класс (34 часов\ 1 час в неделю)
1
Художник-дизайн-архитектуры.
Искусство композиции-основы
дизайна и архитектуры.
8час
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Основы композиции и в
конструктивных искусствах.
Прямые линии и организация
пространства.
Ритм и движение, разреженность и
сгущенность.
Цвет – элемент композиционного
творчества. Свободные формы:
линии и пятна.
Бумага-строка-текст. Искусство
шрифта.
Когда текст и изображение вместе.
Композиционное макетирование в
графическом дизайне.
В бескрайнем мире книг и
журналов. Многообразие форм
графического дизайна.
Элементы, составляющие
конструкцию и художественное
оформление книги.
В мире вещей и знаний
художественный язык
конструктивных искусств
Объект и пространство. От
плоского изображения к
объемному макету.
Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете.
Конструкция : часть и целое. Здание
как сочетание различных
объемных форм. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные
элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь
как сочетание объемов и
материальный образ времени.
Формы и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль
цвета в формотворчестве.
Специфика влияния различных
цветов спектра и их тональностей.
Город и человек. Социальное
значение дизайна и архитектуры
как среды жизни человека.
Город сквозь времена и страны.
Образы материальной культуры
прошлого
Архитектура народного жилища.
Храмовая архитектура. Частный
дом.
Город сегодня и завтра. Пути
развития современной архитектуры
и дизайна.
Основы композиции и в
конструктивных искусствах.
Прямые линии и организация
пространства.
Ритм и движение, разреженность и
сгущенность.
Цвет – элемент композиционного
творчества. Свободные формы:
линии и пятна.
Бумага-строка-текст. Искусство
шрифта.
Когда текст и изображение
вместе. Композиционное
макетирование в графическом
дизайне.
В бескрайнем мире книг и
журналов. Многообразие форм
графического дизайна.
Элементы, составляющие
конструкцию и художественное
оформление книги.
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1 час
1час
8час
Объект и пространство. От
плоского изображения к
объемному макету
Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете.
Конструкция : часть и целое.
Здание как сочетание различных
объемных форм. Понятие
модуля.
Важнейшие архитектурные
элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь
как сочетание объемов и
материальный образ времени.
Формы и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне.
Роль цвета в формотворчестве.
Специфика влияния различных
цветов спектра и их тональностей
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
12час
Город и человек. Социальное
значение дизайна и архитектуры
как среды жизни человека
Архитектура народного жилища.
Храмовая архитектура. Частный
дом.
Город сегодня и завтра. Пути
развития современной
архитектуры и дизайна.
1час
1час
1час
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Живое пространство города. Город,
микрорайон, улица.
Вещи в городе и дома. Городской
дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн
пространственно - вещевой среды
интерьера.
Зонирование интерьера. Интерьеры
общественных мест (театр, кафе,
вокзал, офис, школа и пр.)
Живое пространство города.
Город, микрорайон, улица.
Вещи в городе и дома. Городской
дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн
пространственно - вещевой среды
интерьера.
Зонирование интерьера.
Интерьеры общественных мест
(театр, кафе, вокзал, офис, школа и
пр.)
Мебель и архитектура: гармония
Мебель и архитектура: гармония
контраст. Дизайнерские детали
контраст. Дизайнерские детали
интерьера.
интерьера.
Природа и архитектура.
Природа и архитектура.
Организация архитектурного Организация архитектурного ландшафтного пространства.
ландшафтного пространства.
Русская усадьба.
Русская усадьба.
Ты - архитектор. Замысел
Ты - архитектор. Замысел
архитектурного проекта и его
архитектурного проекта и его
осуществление.
осуществление.
Природно-экологические, историко- Природно-экологические,
социальные и иные параметры,
историко-социальные и иные
влияющие на композиционную
параметры,влияющие на
планировку города.
композиционную планировку
города.
Человек в зеркале дизайна и
архитектуры. Образ человека и
индивидуальное проектирование.
Мой дом – мой образ жизни.
Мой дом – мой образ жизни.
Интерьер, который мы создаем.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде ….или под шепот Пугало в огороде ….или под
фронтальных струй.
шепот фронтальных струй.
Мода, культура и ты.
Мода, культура и ты.
Композиционно-конструктивные
Композиционно-конструктивные
принципы дизайна одежды.
принципы дизайна одежды
Встречают по одежде.
Встречают по одежде.
Автопортрет на каждый день.
Автопортрет на каждый день.
Имидж : лик и личина? Сфера
Имидж : лик и личина? Сфера
имидж дизайна.
имидж дизайна.
Итого 35 часов
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
7 час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
8класс(35\1 час в неделю)
№
1
1
2
3
4
тема
Художник и искусство театра
Образная сила искусства.
Изображение в театре и в кино.
Театральное искусство и
художник. Правда и магия театра.
Сценография - особый вид
художественного творчества.
Безграничное пространство сцены.
Сценография искусство и
производство.
Запись в сетевом журнале
8 час
1час
Образная сила искусства.
Изображение в театре и в кино.
Театральное искусство и художник. 1час
Правда и магия театра.
Сценография - особый вид
1час
художественного творчества.
Безграничное пространство сцены.
Сценография искусство и
1час
производство.
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Костюм ,грим и маска, или
магическое «если бы». Тайны
актерского перевоплощения.
Художник в театре кукол. Привет
от Карабаса – Барабаса!
Виды театра кукол и способы
работы с ними.
Спектакль-от замысла к
воплощению. Третий звонок.
Эстафета искусств от рисунка к
фотографии. Эволюция
изобразительных искусств и
технологий.
Фотография –взгляд сохраненный
навсегда. Фотография-новое
изображение реальности
Грамота фотокомпозиции и
съемки. Основа операторского
фотомастерства : умение видеть и
выбирать.
Фотография искусство
«светописи». Вещь свет и фактура
«На фоне Пушкина снимается
семейство». Искусство
фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии.
Операторское мастерство
фотооператора.
Событие в кадре. Искусство
фоторепортажа.
Фотография и компьютер.
Документ для фальсификации:
факт и его компьютерная
трактовка.
Фильм творец и зритель. Что мы
знаем об искусстве кино?
Многоголосый язык экрана.
Систематическая природа фильма и
монтаж. Пространство и время в
кино.
Кино синтез слова,звука, музыки,
но прежде всего это движущееся
экранное изображение.
Художественная условность
пространства и времени в фильме.
Художник и художественное
творчество в кино. Художник в
игровом фильме.
Коллективность художественного
творчества в кино.
Специфика творчества художника
постановщика в игровом фильме.
От «большого» экрана к
домашнему видио. Азбука
киноязыка.
Костюм ,грим и маска, или
магическое «если бы». Тайны
актерского перевоплощения.
Художник в театре кукол. Привет
от Карабаса – Барабаса!
Виды театра кукол и способы
работы с ними.
Спектакль-от замысла к
воплощению. Третий звонок.
1час
1час
1час
1час
8 час
Фотография – взгляд сохраненный
навсегда. Фотография-новое
изображение реальности
Грамота фотокомпозиции и съемки.
Основа операторского
фотомастерства : умение видеть и
выбирать.
Фотография искусство
«светописи». Вещь свет и фактура
На фоне Пушкина снимается
семейство». Искусство фотопейзажа
и фотоинтерьера.
Человек на фотографии.
Операторское мастерство
фотооператора.
Событие в кадре. Искусство
фоторепортажа.
Фотография и компьютер.
Документ для фальсификации: факт
и его компьютерная трактовка.
Многоголосый язык экрана.
Систематическая природа фильма и
монтаж. Пространство и время в
кино.
Кино синтез слова ,звука, музыки,
но прежде всего это движущееся
экранное изображение
Художественная условность
пространства и времени в фильме.
Художник и художественное
творчество в кино. Художник в
игровом фильме
Коллективность художественного
творчества в кино.
Специфика творчества художника
постановщика в игровом фильме.
От «большого» экрана к домашнему
видио. Азбука киноязыка.
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
12
час
1час
1час
1час
1 час
1час
1час
1час
23
Фильм - «рассказ в картинках».
24
Воплощение замысла. Искусство
видеть и осознанно выражать свою
мысль на киноязыке-основа
зрительской и творческой
культуры.
Бесконечный мир кинематографа.
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Азы операторского мастерства.
Компьютерный анимационный
фильм.
Телевидение пространство
культура. Экран-искусствозритель.
Мир на экране :здесь и сейчас.
Информационная и художественная
природа телевизионного
изображения.
Телевидение и документальное
кино. Телевизионная
документалистика : от
видеосюжета до телерепортажа.
Киноглаз или Жизнь врасплох.
Телевидение , Интернет…Что
дальше? Современные формы
экранного языка.
Роль и возможности экранных
форм в активизации
художественного сознания и
творческой видеодеятельности
молодежи в интерне –пространстве.
В царстве кривых зеркал, или
Вечные истина искусства.
Роль визуально-зрелищных
искусств в обществе и жизни
человека.
Фильм - «рассказ в картинках».
Сценарий – литературно-текстовая
запись будущего фильма.
Воплощение замысла. Искусство
видеть и осознанно выражать свою
мысль на киноязыке-основа
зрительской и творческой
культуры.
Бесконечный мир кинематографа.
Многообразие языка кино. Мастера
российского кинематографа (С.М.
Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А.
Тарковский, Н.С. Михалков).
Азы операторского мастерства
Компьютерный анимационный
фильм.
1час
1час
1час
1 час
1час
7час
Мир на экране :здесь и сейчас.
Информационная и художественная
природа телевизионного
изображения.
Телевидение и документальное
кино. Телевизионная
документалистика : от видеосюжета
до телерепортажа
Киноглаз или Жизнь врасплох
Телевидение ,Интернет…Что
дальше? Современные формы
экранного языка.
Роль и возможности экранных форм
в активизации художественного
сознания и творческой
видеодеятельности молодежи в
интернет – пространстве.
В царстве кривых зеркал, или
Вечные истина искусства.
Роль визуально-зрелищных
искусств в обществе и жизни
человека.
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час