РП. Изобразительное искусство 5-7 кл.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №92

Приложение к основной образовательной программе
ООО Приказ №125-о
от1.09.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета
«Изобразительное искусство» 5-7 класса

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 5-7
классов

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:













воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое
духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой
деятельности;осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:









умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;
 развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
 освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение
опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся
на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика,
мультипликация и анимация);
 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусств; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство


Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие
компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в
различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся
целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской
художественной культуры. В программе предусмотрена практическая художественнотворческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи,

графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного
искусства, театра, фото- и киноискусства. Отличительной особенностью программы
является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого
заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера,
концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный
мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессиональнохудожественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в
постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой
деятельности:
• ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность; • изобразительная
деятельность (основы художественного изображения);
• декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного
искусства);
• художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
• художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств. Связующим
звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является
художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый
обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных
методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения
знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм –
целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их
символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская
игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в
изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома,
Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по
бересте). Связь времен в народном искусстве. Виды изобразительного искусства и основы
образного языка Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в
изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ.
Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция.
Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение.
Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения
перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж
в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике.
Работа на пленэре. Понимание смысла деятельности художника Портрет. Конструкция
головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности
освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А.

Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве
XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин). Изображение фигуры человека и образ
человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи,
Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка
фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о
выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В.
Нестеров). Вечные темы и великие исторические события в искусстве. Сюжет и
содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в
мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело
Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С.
Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А.
Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX
века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства»
(А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города
(исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой
жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи.
Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов,
Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин,
В.А. Милашевский, В.А. Фаворский)
Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных
предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн Художественный язык конструктивных
искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни
человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание
различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь
как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и
функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы
развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон,
улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садовопаркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство
флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. 274 Дизайн моего
сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. Художественная культура
и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру
человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры
Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир
древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского

Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм
Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское
барокко.
Искусство полиграфии Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической
продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в
полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство
шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре
XVIII - XIX вв. Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов,
Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля
барокко в Санкт- Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской
архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века
(Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских
художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской,
В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века
(А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И.
Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм
Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная
скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М.
Антокольский). Взаимосвязь истории искусства и истории человечества Традиции и
новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).
Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А.
Гауди).
Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр,
Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж,
Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.
Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска.
Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).
Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в
искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные
средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в
фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика
киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной
выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и
анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер,
оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф.
Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его
особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуальнопространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного,
эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном
и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в
процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество

посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие
произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:












формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным
действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как
к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития
умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию
визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и
оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную
структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественноэстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств —
живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративноприкладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание
курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания,
коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественноэстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на
полученный ими художественный опыт.
Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные
инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик.
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность
учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественноэстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в
единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и
переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах
тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость
поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает
чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и
уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя

и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по
принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» —
посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с
фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается
свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера,
присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной
жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные
традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена
изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы
грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ
изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребёнок сталкивается с его бесконечной
изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как
будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы,
происходящие в обществе и культуре.
Тема 7 класса — «Дизайн и архитектура в жизни человека» —посвящена изучению
архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду
нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических
искусств опирается на уже сформированный уровень художественной культуры
учащихся.
Тема 8 класса — «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» —
является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуальнопространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на
людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком.
Синтетические искусства: театр, кино, телевидение — непосредственно связаны с
изобразительными и являются сегодня господствующими.

3. Тематическое планирование
5 класс (34 часов \1 час в неделю)
№

Тема

Запись темы в сетевом городе

Древние корни народного
искусства

Древние корни народного
искусства

1

Древние образы в народном
искусстве. Символика цвета и
формы.

Древние образы в народном
искусстве.

2

Солярные знаки (декоративное
изображение и их условносимволический характер).
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.

1час
Солярные знаки (декоративное
изображение и их условносимволический характер).
Убранство русской избы.
1 час
Внутренний мир русской избы. 1 час

3.
4

Количество
часов
9 часов

1 час

6
7

Конструкция, декор предметов
народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.

8

Народные праздничные обряды.

9

Обрядовые действия народного
праздника, их символическое
значение.
Связь времен в народном
искусстве
Древние образы в современных
народных игрушках.
Единство форм и декора в
игрушках.
Народные промыслы. Их истоки
и современное развитие.

5

10
11
12

13

14
15

16

17

18
19

20
21
22
23

24

Роспись по металлу, щепа, роспись
по лубу и дереву, тиснение и
резьба по бересте.
Предметы народных промыслов в
нашей повседневной жизни.
Традиционные народные
промыслы, о которых не шел
разговор на уроках
(представление этих промыслов
поисковыми группами).
Промыслы нашего края.
Декор - человек, общество,
время
Введение в проблематику
четверти: зачем людям
украшения.
Украшение в жизни древнего
общества.
Украшение в жизни древнего
общества. Декоративное искусство
Древней Греции.
Украшение в жизни древнего
общества. Греческая вазопись.
Что такое эмблемы, зачем они
людям.
Гербы и эмблемы. Основная часть
классического герба.
Символы и эмблемы в
современном обществе: отличные
знаки государства, страны, города,
партии, фирмы и др.
Декоративное искусство
Западной Европы 17 век.

Конструкция, декор предметов
народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный
костюм.
Народные праздничные
обряды.
Обрядовые действия народного
праздника, их символическое
значение.
Связь времен в народном
искусстве
Древние образы в современных
народных игрушках.
Единство форм и декора в
игрушках.
Народные промыслы. Их
истоки и современное
развитие.
Роспись по металлу, щепа,
роспись по лубу и дереву,
тиснение и резьба по бересте.
Предметы народных промыслов
в нашей повседневной жизни.
Традиционные народные
промыслы, о которых не шел
разговор на уроках
(представление этих
промыслов поисковыми
группами).
Промыслы нашего края.
Декор-человек, общество,
время
Введение в проблематику
четверти: зачем людям
украшения.
Украшение в жизни древнего
общества.
Украшение в жизни древнего
общества. Декоративное
искусство Древней Греции.
Украшение в жизни древнего
общества. Греческая вазопись.
Что такое эмблемы, зачем они
людям.
Гербы и эмблемы.

1 час
1 час
1 час
1час
1час
7 часов
1 час
1 час
1 час
1час
1час
1час

1 час
11 часов
1 час
1час
1час
1 час
1 час
1 час

1час
Символы и эмблемы в
современном обществе:
отличные знаки государства,
страны, города, партии, фирмы и
др.
Декоративное искусство
1 час
Западной Европы 17 век.

25

26

27
1
28

29

30

31

32
33

34
35

Выражение в одежде
принадлежности к различным
слоям общества. Одежда
французского двора второй
половины 17 века.
Костюм придворной знати, акцент
в костюме на привилегированное
положение человека в обществе.
Роль декоративного искусства в
жизни человека и общества.
Декоративное искусство в
современном мире
Современное выставочное
искусство. Многообразие
материалов и техник
современного декоративноприкладного искусства.
Современное понимание красоты
профессиональными художниками
мастерами.
Современное повседневное и
выставочное декоративное
искусство. Витраж.
Пластический язык материала его
роль в создании художественного
образа.
Древние образы в современном
декоративном искусстве.
Творческая интерпретация
древних образов народного
искусства в работах современных
художников.
Создание декоративной
композиции.
Технология работы с выбранным
материалом.

Выражение в одежде
принадлежности к различным
слоям общества. Одежда
французского двора второй
половины 17 века.
Костюм придворной знати,
акцент в костюме на
привилегированное положение
человека в обществе.
Роль декоративного искусства в
жизни человека и общества.

1 час

1 час

1 час
8 час

Современное выставочное
искусство Многообразие
материалов и техник
современного декоративноприкладного искусства.
Современное понимание
красоты профессиональными
художниками мастерами.
Современное повседневное и
выставочное искусство.
Витраж.
Пластический язык материала,
его роль в создании
художественного образа.
Древние образы в современном
декоративном искусстве.
Творческая интерпретация
древних образов народного
искусства в работах
современных художников.
Создание декоративной
композиции.
Технология работы с
выбранным материалом.

1час

1час
1 час
1час
1 час
1 час

1 час
1 час

6 класс (34\1 час в неделю)
№
1
1

2
3
4
5
6
7
8

тема
Виды изобразительного
искусства в жизни человека
Изобразительное искусство .Семья
пространственных искусств.
Художественные материалы.
Линия и ее выразительные
возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения
.Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи
Объемное изображение в
скульптуре.
Основы языка изображения.

Запись в сетевом городе
8час
Изобразительное искусство.
Семья пространственных
искусств.
Художественные материалы.
Линия и ее выразительные
возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения
.Ритм пятен
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи
Объемное изображение в
скульптуре.
Основы языка изображения.

1час
1час
1час
1час
1 час
1час
1час
1час

2
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
4
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве
художника.
Изображение предметного мир –
натюрморт.
Понятие формы .Многообразие
форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости
и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности
натюрморта.
Вглядываясь в человека.
Портрет.
Образ человека – главная тема в
искусства.
Конструкция головы человека и ее
основные пропорции.
Изображение головы человека в
пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения
в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого
(Тропинин, И.Е. Репин, И.Н.
Крамской, В.А. Серов).
Портрет в изобразительном
искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном
искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива.
Пейзаж- большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и
художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности
изобразительного искусства. Язык
и смысл.

Реальность и фантазия в
творчестве художника.
Изображение предметного мир –
натюрморт.
Понятие формы. Многообразие
форм окружающего мира.
Изображение объема на
плоскости и линейная перспектива
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности
натюрморта.
Образ человека – главная тема в
искусства.
Конструкция головы человека и
ее основные пропорции.
Изображение головы человека в
пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный
рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения
в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого
(Тропинин, И.Е. Репин, И.Н.
Крамской, В.А. Серов).
Портрет в изобразительном
искусстве XX века.
Жанры в изобразительном
искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива.
Пейзаж- большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и
художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности
изобразительного искусства. Язык
и смысл.

8час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час

10час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
9час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час

7 класс (34 часов\ 1 час в неделю)
1

Художник-дизайн-архитектуры.
Искусство композиции-основы
дизайна и архитектуры.

8час

1
2
3
4

5
6

7

8

9

10
11

12
13

14
15
16

17

18

19

Основы композиции и в
конструктивных искусствах.
Прямые линии и организация
пространства.
Ритм и движение, разреженность и
сгущенность.
Цвет – элемент композиционного
творчества. Свободные формы:
линии и пятна.
Бумага-строка-текст. Искусство
шрифта.
Когда текст и изображение вместе.
Композиционное макетирование в
графическом дизайне.
В бескрайнем мире книг и
журналов. Многообразие форм
графического дизайна.
Элементы, составляющие
конструкцию и художественное
оформление книги.
В мире вещей и знаний
художественный язык
конструктивных искусств
Объект и пространство. От
плоского изображения к
объемному макету.
Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете.
Конструкция : часть и целое. Здание
как сочетание различных
объемных форм. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные
элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь
как сочетание объемов и
материальный образ времени.
Формы и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль
цвета в формотворчестве.
Специфика влияния различных
цветов спектра и их тональностей.
Город и человек. Социальное
значение дизайна и архитектуры
как среды жизни человека.
Город сквозь времена и страны.
Образы материальной культуры
прошлого
Архитектура народного жилища.
Храмовая архитектура. Частный
дом.
Город сегодня и завтра. Пути
развития современной архитектуры
и дизайна.

Основы композиции и в
конструктивных искусствах.
Прямые линии и организация
пространства.
Ритм и движение, разреженность и
сгущенность.
Цвет – элемент композиционного
творчества. Свободные формы:
линии и пятна.
Бумага-строка-текст. Искусство
шрифта.
Когда текст и изображение
вместе. Композиционное
макетирование в графическом
дизайне.
В бескрайнем мире книг и
журналов. Многообразие форм
графического дизайна.
Элементы, составляющие
конструкцию и художественное
оформление книги.

1час
1час
1час
1час
1час
1час

1 час
1час
8час

Объект и пространство. От
плоского изображения к
объемному макету
Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете.
Конструкция : часть и целое.
Здание как сочетание различных
объемных форм. Понятие
модуля.
Важнейшие архитектурные
элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь
как сочетание объемов и
материальный образ времени.
Формы и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне.
Роль цвета в формотворчестве.
Специфика влияния различных
цветов спектра и их тональностей

1час
1час
1час

1час
1час
1час
1час
1час
12час

Город и человек. Социальное
значение дизайна и архитектуры
как среды жизни человека
Архитектура народного жилища.
Храмовая архитектура. Частный
дом.
Город сегодня и завтра. Пути
развития современной
архитектуры и дизайна.

1час
1час
1час

20
21
22

23

24

25

26
27

28

29
30
31
32

33
34
35

Живое пространство города. Город,
микрорайон, улица.
Вещи в городе и дома. Городской
дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн
пространственно - вещевой среды
интерьера.
Зонирование интерьера. Интерьеры
общественных мест (театр, кафе,
вокзал, офис, школа и пр.)

Живое пространство города.
Город, микрорайон, улица.
Вещи в городе и дома. Городской
дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн
пространственно - вещевой среды
интерьера.
Зонирование интерьера.
Интерьеры общественных мест
(театр, кафе, вокзал, офис, школа и
пр.)
Мебель и архитектура: гармония
Мебель и архитектура: гармония
контраст. Дизайнерские детали
контраст. Дизайнерские детали
интерьера.
интерьера.
Природа и архитектура.
Природа и архитектура.
Организация архитектурного Организация архитектурного ландшафтного пространства.
ландшафтного пространства.
Русская усадьба.
Русская усадьба.
Ты - архитектор. Замысел
Ты - архитектор. Замысел
архитектурного проекта и его
архитектурного проекта и его
осуществление.
осуществление.
Природно-экологические, историко- Природно-экологические,
социальные и иные параметры,
историко-социальные и иные
влияющие на композиционную
параметры,влияющие на
планировку города.
композиционную планировку
города.
Человек в зеркале дизайна и
архитектуры. Образ человека и
индивидуальное проектирование.
Мой дом – мой образ жизни.
Мой дом – мой образ жизни.
Интерьер, который мы создаем.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде ….или под шепот Пугало в огороде ….или под
фронтальных струй.
шепот фронтальных струй.
Мода, культура и ты.
Мода, культура и ты.
Композиционно-конструктивные
Композиционно-конструктивные
принципы дизайна одежды.
принципы дизайна одежды
Встречают по одежде.
Встречают по одежде.
Автопортрет на каждый день.
Автопортрет на каждый день.
Имидж : лик и личина? Сфера
Имидж : лик и личина? Сфера
имидж дизайна.
имидж дизайна.
Итого 35 часов

1час
1час
1час
1час

1час
1час
1час
1час
1час

7 час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час

8класс(35\1 час в неделю)
№
1
1
2
3

4

тема
Художник и искусство театра
Образная сила искусства.
Изображение в театре и в кино.
Театральное искусство и
художник. Правда и магия театра.
Сценография - особый вид
художественного творчества.
Безграничное пространство сцены.
Сценография искусство и
производство.

Запись в сетевом журнале
8 час
1час

Образная сила искусства.
Изображение в театре и в кино.
Театральное искусство и художник. 1час
Правда и магия театра.
Сценография - особый вид
1час
художественного творчества.
Безграничное пространство сцены.
Сценография искусство и
1час
производство.

5

6
7
8

9

10

11
12

13

14
15

16

17

18
19

20
21
22

Костюм ,грим и маска, или
магическое «если бы». Тайны
актерского перевоплощения.
Художник в театре кукол. Привет
от Карабаса – Барабаса!
Виды театра кукол и способы
работы с ними.
Спектакль-от замысла к
воплощению. Третий звонок.
Эстафета искусств от рисунка к
фотографии. Эволюция
изобразительных искусств и
технологий.
Фотография –взгляд сохраненный
навсегда. Фотография-новое
изображение реальности
Грамота фотокомпозиции и
съемки. Основа операторского
фотомастерства : умение видеть и
выбирать.
Фотография искусство
«светописи». Вещь свет и фактура
«На фоне Пушкина снимается
семейство». Искусство
фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии.
Операторское мастерство
фотооператора.
Событие в кадре. Искусство
фоторепортажа.
Фотография и компьютер.
Документ для фальсификации:
факт и его компьютерная
трактовка.
Фильм творец и зритель. Что мы
знаем об искусстве кино?
Многоголосый язык экрана.
Систематическая природа фильма и
монтаж. Пространство и время в
кино.
Кино синтез слова,звука, музыки,
но прежде всего это движущееся
экранное изображение.
Художественная условность
пространства и времени в фильме.
Художник и художественное
творчество в кино. Художник в
игровом фильме.
Коллективность художественного
творчества в кино.
Специфика творчества художника
постановщика в игровом фильме.
От «большого» экрана к
домашнему видио. Азбука
киноязыка.

Костюм ,грим и маска, или
магическое «если бы». Тайны
актерского перевоплощения.
Художник в театре кукол. Привет
от Карабаса – Барабаса!
Виды театра кукол и способы
работы с ними.
Спектакль-от замысла к
воплощению. Третий звонок.

1час
1час
1час
1час
8 час

Фотография – взгляд сохраненный
навсегда. Фотография-новое
изображение реальности
Грамота фотокомпозиции и съемки.
Основа операторского
фотомастерства : умение видеть и
выбирать.
Фотография искусство
«светописи». Вещь свет и фактура
На фоне Пушкина снимается
семейство». Искусство фотопейзажа
и фотоинтерьера.
Человек на фотографии.
Операторское мастерство
фотооператора.
Событие в кадре. Искусство
фоторепортажа.
Фотография и компьютер.
Документ для фальсификации: факт
и его компьютерная трактовка.

Многоголосый язык экрана.
Систематическая природа фильма и
монтаж. Пространство и время в
кино.
Кино синтез слова ,звука, музыки,
но прежде всего это движущееся
экранное изображение
Художественная условность
пространства и времени в фильме.
Художник и художественное
творчество в кино. Художник в
игровом фильме
Коллективность художественного
творчества в кино.
Специфика творчества художника
постановщика в игровом фильме.
От «большого» экрана к домашнему
видио. Азбука киноязыка.

1час
1час

1час
1час
1час
1час
1час

12
час
1час

1час
1час
1 час
1час
1час
1час

23

Фильм - «рассказ в картинках».

24

Воплощение замысла. Искусство
видеть и осознанно выражать свою
мысль на киноязыке-основа
зрительской и творческой
культуры.
Бесконечный мир кинематографа.

25

26
27

28

29

30
31

32

33
34

Азы операторского мастерства.
Компьютерный анимационный
фильм.
Телевидение пространство
культура. Экран-искусствозритель.
Мир на экране :здесь и сейчас.
Информационная и художественная
природа телевизионного
изображения.
Телевидение и документальное
кино. Телевизионная
документалистика : от
видеосюжета до телерепортажа.
Киноглаз или Жизнь врасплох.
Телевидение , Интернет…Что
дальше? Современные формы
экранного языка.
Роль и возможности экранных
форм в активизации
художественного сознания и
творческой видеодеятельности
молодежи в интерне –пространстве.
В царстве кривых зеркал, или
Вечные истина искусства.
Роль визуально-зрелищных
искусств в обществе и жизни
человека.

Фильм - «рассказ в картинках».
Сценарий – литературно-текстовая
запись будущего фильма.
Воплощение замысла. Искусство
видеть и осознанно выражать свою
мысль на киноязыке-основа
зрительской и творческой
культуры.
Бесконечный мир кинематографа.
Многообразие языка кино. Мастера
российского кинематографа (С.М.
Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А.
Тарковский, Н.С. Михалков).
Азы операторского мастерства
Компьютерный анимационный
фильм.

1час
1час

1час

1 час
1час
7час

Мир на экране :здесь и сейчас.
Информационная и художественная
природа телевизионного
изображения.
Телевидение и документальное
кино. Телевизионная
документалистика : от видеосюжета
до телерепортажа
Киноглаз или Жизнь врасплох
Телевидение ,Интернет…Что
дальше? Современные формы
экранного языка.
Роль и возможности экранных форм
в активизации художественного
сознания и творческой
видеодеятельности молодежи в
интернет – пространстве.
В царстве кривых зеркал, или
Вечные истина искусства.
Роль визуально-зрелищных
искусств в обществе и жизни
человека.

1час

1час

1час
1час
1час

1час
1час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».