Программа Юный краевед

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 92
г. Екатеринбурга
Принята

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 92

Решением Педагогического Совета
Образовательного учреждения
Протокол № 14 от 28.09.24 г.

Косов Е.Ю.
Приказ № 156-О от 02.09.24 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
«Юный краевед»
Направленность программы:
туристско-краеведческая
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Разработчик программы: Левченко
Любовь Дмитриевна, педагог
дополнительного образования

2024/2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: туристско-краеведческая.
Уровень освоения программы: общекультурная.
Адресат программы: программа «Школьный музей» адресована учащимся 11-15 лет.
Реализация программы ориентирована прежде всего на учащихся, имеющих исследовательские
наклонности, готовых выбрать «музейную» тему для написания своего исследовательского проекта в
соответствии с ФГОС; проявляющих интерес к поисковой, экскурсоводческой и другой музейной
деятельности. Освоение программы может быть актуально для учащихся, отдающих приоритет среди
учебных предметов истории, литературе, краеведению.
Объём и срок освоения: программа рассчитана на один год (72 часа) обучения.
Актуальность программы.
Современная школа ориентирована на расширение культурно-образовательного пространства,
освоение новых источников информации. В этом процессе играют значительную роль школьные
музеи, направления и формы их деятельности. На современном этапе от школы требуется усиление
практической направленности содержания образования, увеличение веса самостоятельной и групповой
работы на применение знаний, использование разнообразных источников информации.
Наблюдающийся в последнее время интерес к школьным музеям обусловлен их образовательным и
воспитательным потенциалом и способностью вовлечения учащихся в активный познавательный
процесс. Необходимо полностью использовать образовательный, воспитательный и научный
потенциал музея, прежде всего посредством музейной педагогики и проектно-исследовательской
деятельности. Музейная педагогика дает возможность вовлекать учащихся в музейную среду,
формировать ценностное отношение к музейным предметам, осознавать историко-культурный
контекст окружающей реальности. Проектно-исследовательская деятельность позволяет наиболее
полно выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, создает для
учащихся мощные образовательные и развивающие стимулы. Наличие в школе музейнопедагогического комплекса «Урал. Истоки. Люди » предоставляет широкие возможности для музейной
педагогики.
Программа «Юный краевед», направленная на вовлечение учащихся в музейную деятельность,
способствует развитию школьного музея, пополнению музейного фонда, активизации различных видов
музейной деятельности, тем самым выполняет важную функцию для школы в целом.
Цель программы - создание условий для самореализации обучающихся, раскрытия их
творческого и исследовательского потенциала посредством участия в музейной деятельности.
Задачи программы:
Воспитательные:
- формирование ценностного отношения к истории и традициям учебного заведения;
- формирование чувства ответственности, представления о необходимости сохранения культурного и
исторического наследия;

- воспитание музейной культуры: традиции посещения музеев; способность к восприятию
информации через музейные предметы; умение видеть в окружающих предметах историческую и
музейную ценность;
- приобретение учащимися нового опыта социального взаимодействия через участие в поисковой
работе, в музейных мероприятиях.
Развивающие:
- развитие творческих и исследовательских способностей учащихся;
- развитие мотивации к поисковой деятельности;
- создание в школьном музее условия для того, чтобы учащиеся были полноценными участниками и
создателями музейной среды;
- стимулирование потребности в саморазвитии, самостоятельности, активной жизненной позиции.

2

Обучающие:
- формирование представления об истории школьного музея и особенностях его функционирования;
- формирование комплексного представления о фондах музея и возможностях исследовательской
работы;
- приобретение школьниками базовых навыков музейной работы по поиску, выявлению, собиранию,
описанию, экспонированию музейных предметов;
- формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- сформировано осознание «малой» истории человека, семьи, школы в историкокультурном
контексте;
- сформировано представление о сохранении своей истории как личностно значимой задаче, решение
которой под силу каждому человеку.
Метапредметные результаты:
- сформировано умение работать с различными источниками информации;
- сформировано умение сопоставлять и анализировать информацию, полученную из разных
источников;
- развита способность критически изучать и осмысливать исторические источники;
- сформировано умение ставить исследовательскую проблему и выстраивать пути ее решения;
- развит творческий подход к оформлению результатов своей деятельности;
- усовершенствованы коммуникативные умения, способность работать в команде и вести диалог.
Предметные результаты:
- обучающийся овладел навыками поиска, описания, систематизации и хранения музейных
предметов;
- обучающийся овладел различными методиками поиска исторической информации;
- сформировано умение извлекать первичную историческую информацию и использовать музейные
предметы в своей исследовательской деятельности;
- сформированы навыки работы с выставками и экспозициями;
- обучающийся овладел знанием методики организации и проведения учебновоспитательных и
культурно-массовых мероприятий школьного музея.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Язык реализации: русский.
Форма обучения: очная.
Условия набора и формирования групп: численность группы - от 15 человек. Группы могут быть
как одновозрастные, так и разновозрастные. В группу принимаются обучающиеся в возрасте 12 - 15
лет без предъявлений каких-либо требований по здоровью или способностям.
Режим и продолжительность занятий: занятия проводятся во второй половине дня. Учащиеся
посещают объединение один раз в неделю. Продолжительность одного занятия - 2 академических
часа.
Формы занятий:
- лекция;
- беседа;
- экскурсия;
- практическая работа;
- встреча с выдающимися людьми;
- самостоятельное исследование в рамках музейной тематики;

3

- занятие-выставка;
- подготовка и участие в конкурсах.
Формы организации деятельности учащихся
- фронтальная (используется в теоретической части занятий: при проведении бесед, экскурсий,
лекций);
- индивидуальная (используется при реализации проектных работ, в ходе реализации поисковоисследовательской деятельности);
- групповая (используется при работе с фондами музея, при подготовке и оформлении выставок,
проведении поисково-собирательной работы);
- коллективная (используется при проведении мероприятий, экскурсий, участии в историкокраеведческих и музейных конкурсах).
Материально-техническое оснащение
Занятия проходят в помещениях музея. Помещение музея обеспечивает не только хранение
музейных экспонатов, но и имеет возможность организовывать экскурсии для групп учащихся и гостей
школы, выставки, встречи, музейные занятия.
Музейное оборудование включает в себя: шкафы и стеллажи для хранения, экспозиционные стеллажи
и витрины, стенды для экспозиций, столы, стулья.
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, аппаратура для воспроизведения
видео и аудио, фотоаппарат.
Кадровое обеспечение: дополнительный узкопрофильный специалист не предусмотрен.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
программы «Юный краевед»
№
п/п
1.
2.
3.

Наименование разделов
Введение
История музейного дела.
сификация музеев
Знакомство со школьным музеем

Всего
часов
4
Клас- 2
4

В том числе
теория практика
4
0
2
0
4

0

4.
5.

Основы музейных знаний
10
Виртуальный
школьный
музей: 10
создание электронных материалов.

4
2

6
8

6.

Поисково-исследовательская работа в 12
музее

2

10

16
Проектная деятельность в музее.
Выставочная деятельность.
Подготовка и проведение музейных 12
мероприятий
Итоговые и контрольные занятия
2
ИТОГО
72

4

12

2

10

0
24

2
48

7.
8.
9.

4

Формы контроля
опрос
викторина
педагогическое
наблюдение
тестирование
создание
электронных
материалов
для
публикации в группе
музея в социальной сети
«ВКонтакте»
презентация результатов
исследовательских работ
тестирование
оформление выставок
проведение
музейных
мероприятий
самоанализ

Принята
Решением Педагогического Совета Образовательного учреждения
Протокол от №14 от 28.08. 2024 г.

«Утверждаю»
Директор ___________ Косов Е.Ю.
Приказ № 156 от 02.09. 2024 г.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
обучеДата окон- Всего
Всего
Всего
Режим Продолжительность
Дата начала чания обу- учебных учебных учебных занятий учебного часа
обучения по чения
по недель дней
часов
программе программе
1 год
02.09.2024 25.05.2025 36
36
72
40 минут
1 раз в
неделю
по 2 часа
Год
ния

5

Принята
Решением Педагогическог
Совета Образовательного
учреждения
Протокол от №14 от 28.09.2024 г.

«Утверждаю»

Директор ___________ Косов Е.Ю.
Приказ № 156 -о от 02.09. 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
к дополнительной общеразвивающей программе «Юный краевед»
Задачи программы:
В оспитательные:
- формирование ценностного отношения к истории и традициям учебного заведения;
- формирование чувства ответственности, представления о необходимости сохранения
культурного и исторического наследия;
- воспитание музейной культуры: традиции посещения музеев; способность к восприятию
информации через музейные предметы; умение видеть в окружающих предметах историческую и
музейную ценность;
- приобретение учащимися нового опыта социального взаимодействия через участие в поисковой
работе, в музейных мероприятиях.
Развивающие:
- развитие творческих и исследовательских способностей учащихся;
- развитие мотивации к поисковой деятельности;
- создание в школьном музее условия для того, чтобы учащиеся были полноценными
участниками и создателями музейной среды;
- стимулирование потребности в саморазвитии, самостоятельности, активной жизненной
позиции.
Обучающие:
- формирование представления об истории школьного музея и особенностях его функционирования;
- формирование комплексного представления о фондах музея и возможностях исследовательской
работы;
- приобретение школьниками базовых навыков музейной работы по поиску, выявлению,
собиранию, описанию, экспонированию музейных предметов;
- формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- сформировано осознание «малой» истории человека, семьи, школы в историкокультурном
контексте;
- сформировано представление о сохранении своей истории как личностно значимой задаче,
решение которой под силу каждому человеку.
Метапредметные результаты:
- сформировано умение работать с различными источниками информации; сформировано умение
сопоставлять и анализировать информацию, полученную из разных источников;
- развита способность критически изучать и осмысливать исторические
источники;
- сформировано умение ставить исследовательскую проблему и выстраивать пути ее решения;
- развит творческий подход к оформлению результатов своей деятельности;

- усовершенствованы коммуникативные умения, способность работать в команде и вести диалог.
Предметные результаты:
- обучающийся овладел навыками поиска, описания, систематизации и хранения музейных
предметов;

6

- сформировано умение сопоставлять и анализировать информацию, полученную из разных
источников

- обучающийся овладел различными методиками поиска исторической информации;
- сформировано умение извлекать первичную историческую информацию и использовать
музейные предметы в своей исследовательской деятельности;
- сформированы навыки работы с выставками и экспозициями;
- обучающийся овладел знанием методики организации и проведения учебновоспитательных и
культурно-массовых мероприятий школьного музея.
Календарно-тематическое
программы «Юный краевед»

планирование

Темы занятий
№
Кол-во
п/п
часов
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1
Цели и задачи курса.
1
2.
Предмет «музееведение». Методы музееведения. Музейная
работа и связь с другими науками.
1
3. История музейного дела в мире и в России.
1
4. Классификация музеев.
1
5.
Знакомство со школьным музеем. Раздел «Уральская изба».
1

6.
Знакомство со школьным музеем. Раздел «64 ОМСБ».

1

7.

Знакомство со школьным музеем. Раздел «82 ЯКСД».
8. Знакомство со школьным музеем. Раздел «История школы 1
в истории города».
1
9.
Основы музейных знаний. Цели и функции музеев.
1
10. Функции школьного музея.
11. Музейные фонды: основной и научновспомогательный 1
музейные фонды.
1
12. Организация хранения фондов.
1
13.
Учёт и описание музейных предметов. Документы учёта:
акт приёма музейных предметов, ведение книги учёта,
тетрадь для записи «легенд экспонатов».
1

14.

Практическое занятие. Постановка на учёт предметов.
15. Учёт и описание музейных предметов: шифровка и 1
систематизация музейных предметов, коллекционная
опись.
1
16.
Практическое занятие: составление коллекционной описи
1
17 Понятия «музейный предмет» и «экспонат».
1
27.
Поисково-исследовательская
работа.
Анализ
найденных сведений, систематизация материалов.

7

Дата проведения
План
Факт

1

28.

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Поисково-исследовательская
работа.
Анализ
найденных сведений, систематизация материалов.
Оформление исследовательской работы.
1
1
Подготовка к защите исследовательской работы.
1
Подготовка к защите исследовательской работы.
Научно-практическая конференция. Представление 1
исследовательских работ.
Научно-практическая конференция. Представление 1
исследовательских работ.
Проектная деятельность в музее. Основы проектной 1
работы.
Выставочная
деятельность
музея.
Основы 1
выставочной деятельности.
Выставочная
деятельность
музея.
Основы 1
выставочной деятельности.
1
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Разработка концепции выставки.

38. Практическая работа. Создание выставки, по- 1
свящённой
80-летию
Победы
в
Великой
Отечественной войне. Разработка концепции
выставки.
39. Практическая работа. Создание выставки, по- 1
свящённой
80-летию
Победы
в
Великой
Отечественной войне. Подбор материалов и
экспонатов.
40. Практическая работа. Создание выставки, по- 1
свящённой
80-летию
Отечественной войне.
экспонатов.

Победы
в
Великой
Подбор материалов и

41. Практическая работа. Создание выставки, по- 1
свящённой
80-летию
Победы
в
Великой
Отечественной войне. Подбор материалов и
экспонатов.
42. Практическая работа. Создание выставки, по- 1
свящённой
80-летию
Победы
в
Великой
Отечественной войне. Подбор материалов и
экспонатов.
1
43. Практическая работа. Создание выставки, по
свящённой
80-летию
Победы
в
Великой
Отечественной войне. Создание макета выставки.
1

44.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой
80-летию
Победы
в
Великой
Отечественной войне. Создание макета выставки.

1

45.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой
80-летию
Победы
в
Великой
Отечественной войне. Создание макета выставки.

8

1

46.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой
80-летию
Победы
в
Великой
Отечественной войне. Создание макета выставки.
47.

48.

Практическая работа. Создание выставки, по- 1
свящённой
80-летию
Победы
в
Великой
Отечественной войне. Составление текстов и
оформление этикеток.
Практическая работа. Создание выставки, по- 1
свящённой
80-летию
Победы
в
Великой
Отечественной войне. Составление текстов и
оформление этикеток.

49.

50.

Практическая работа. Создание выставки, по- 1
свящённой
80-летию
Победы
в
Великой
Отечественной войне. Составление текстов и
оформление этикеток.
Практическая работа. Создание выставки, по- 1
свящённой
80-летию
Победы
в
Великой
Отечественной войне. Составление текстов и
оформление этикеток.

Практическая работа. Создание выставки, по- 1
свящённой 80- Победы в Великой Отечественной
войне. Монтаж выставки.
52. Практическая работа. Создание выставки, по- 1
свящённой
80-летию
Победы
в
Великой
Отечественной войне. Монтаж выставки.
53. Практическая работа. Проведение экскурсии по 1
выставке, посвящённой 80-летию Победы в
Великой Отечественной войне.
54. Практическая работа. Проведение экскурсии по 1
выставке, посвящённой 80-летию Победы в
Великой Отечественной войне.
55. Практическая работа. Проведение экскурсии по 1
выставке, посвящённой 80-летию Победы в
Великой Отечественной войне.
56. Практическая работа. Проведение экскурсии по 1
выставке, посвящённой 80- Победы в Великой
Отечественной войне.
57. Практическая работа. Проведение экскурсии по 1
выставке, посвящённой 80-летию Победы в
Великой Отечественной войне.
58. Практическая работа. Проведение экскурсии по 1
выставке, посвящённой 80-летию Победы в
Великой Отечественной войне.
59. Практическая работа. Проведение экскурсии по 1
выставке, посвящённой 80-летию Победы в
Великой Отечественной войне.
60. Практическая работа. Проведение экскурсии по 1
выставке, посвящённой 80-летию Победы в
Великой Отечественной войне.
61. Музейное
мероприятие.
Формы
музейных 1
мероприятий.
62. Музейное
мероприятие.
Формы
музейных 1
мероприятий.
51.

9

63.
64.
65
66.
67.
68.

69.
70.
71.

72.

Практическая работа. Составление тематических 1
лекций по выбранной теме.
Практическая работа. Составление тематических 1
лекций по выбранной теме.
Практическая работа. Проведение тематических 1
лекций.
Практическая работа. Проведение музейного 1
мастер-класса.
Практическая работа. Проведение музейного 1
мастер-класса.
1
Практическая работа. Разработка концепции и
программы музейного мероприятия «Вечер в
музее» в рамках всемирной акции «Ночь музеев».
Подготовка к проведению музейного меро1
приятия «Вечер в музее».
Проведение музейного мероприятия «Вечер в 1
музее».
1
Подготовка
к
итоговому
мероприятию.
Оформление презентации и представления работ.
Итоговое занятие.
1

Примечание: Педагог оставляет за собой право менять местами последовательность изучения тем
программы. Программа предусматривает резервирование часов на проектную и творческую деятельность.

Содержание

дополнительной общеразвивающей
«Юный краевед»

программы

Раздел 1. Введение. 2 часа
Тема 1. (Теория 2 часа). Предмет музееведение. Общие сведения о предмете, техника безопасности при
работе в музее, при работе с техническими средствами, при работе с компьютером. Цели, задачи курса.
Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая
работа, связь с общественностью, ветеранами, ветеранами педагогического труда, родителями.
Связь музееведения с другими науками. Методы музееведения: метод полевого исследования, метод
непосредственного наблюдения, экспериментальные методы.
Раздел 2. История музейного дела. Классификация музеев. 2 часа
Тема 2. (Теория 1 час). История музейного дела в России. Периодизация истории музейного дела в
России:
а) возникновение музеев в России и адаптация новой культурной формы к российским условиям;
б) развитие музея и превращение его в национальную культурную форму;
в) приобретение музеем статуса «культурной нормы».
Тема 3. (Теория 1 час). Классификация музеев.
Классификация музеев по профилю: исторический, комплексный краеведческий, естественно-научный,
художественный, музыкальный, театральный, народного творчества.
Классификация музеев по функциональному назначению и форме деятельности: музей- выставка; музеймастерская, студия; музей, клуб, театр; музей - методический кабинет; музей - творческая лаборатория;
10

музей - научный кабинет; музей - центр туристско- краеведческой работы.
Раздел 3. Знакомство со школьным музеем. 4 часа
Тема 4. (Практика 4 часа). О чём рассказывает школьный музей? Детальное знакомство с разделами
школьного музея: «А.С. Пушкин. Жизнь. Творчество. Современность», «Герой Российской Федерации
К.Ю. Сомов», «история школы в истории города». Составление экспозиционных планов разделов.
Раздел 4. Основы музейных знаний. 10 часов
Тема 5. (Теория 2 часа). Цели и функции музеев. Сбор и хранение музейных предметов,
исследовательская и экскурсионная работа, просветительская и выставочная деятельность. Основные
функции школьного музея.
Тема 6. (Теория 2 часа). Музейные фонды. Понятие музейный фонд. Основной и научновспомогательный
музейные фонды. Что составляет основу основного и научновспомогательного фондов.
Комплектование фондов школьного музея: планирование комплектования, подготовка к поисковособирательской работе, выявление и сбор памятников истории и культуры, включение музейных
предметов в музейное собрание.
Организация хранения фондов: соблюдение условий хранения подлинных экспонатов. хра- нительское и
экспозиционное оборудование. Правила хранения книг, документов, фотографий, марок, значков и других
предметов.
Тема 7. (Теория 1 час). Учёт и описание музейных предметов. Главная инвентарная книга, книга учёта
научно-вспомогательного фонда. Основные правила ведения инвентарных книг. Полевые документы
учёта: «акт приема», «полевой дневник», «полевая опись», «тетрадь для записи воспоминаний и
рассказов», «тетрадь фотофиксаций». Понятие «легенда музейного предмета». Коллекционные описи:
шифровка музейных предметов, правила составления коллекционных описей.
(Практика 1 час). Составление описаний музейных предметов, внесение новых предметов в книги учёта.
Составление коллекционной описи
Тема 8. (Теория 1 час). Понятия «Музейный предмет» и «экспонат». Понятие музейного предмета,
значение музейного предмета. Свойства: информативность, аттрактивность, экспрессивность,
репрезентативность. Как предмет становится экспонатом?
(Практика 1 час). Определение свойств представленных музейных предметов.
Тема 9. (Теория 2 часа). Экспозиция музея. Понятия экспозиция и экспозиционный план. Виды
экспозиций по принципу структурной организации. Основные виды экспозиционных материалов:
музейные предметы, письменные источники, документальные фоно- и видеоматериалы, экспозиционные
научно-вспомогательные материалы, тексты в экспозиции.
Тема 10. (Теория 1 час). Тексты и этикетаж. Тексты в музейной экспозиции: входной текст, тексты к
разделам экспозиций, этикетки. Их основные задачи и особенности. Медиумы (способы передачи
информации): печатный текст, видео, слайд-шоу, инфографика, аудио формат. Сочетание разных
способов передачи информации для создания динамики экспозиции.
Как правильно оформлять и размещать тексты? Для чего необходимо сочетание различных размеров
шрифтов?
(Практика 1час). Составление текстов к экспозиции школьного музея.
Раздел 5. Виртуальный школьный музей: создание электронных материалов. 10 часов
Тема 11. (Теория 2 часа). Виды публикаций в социальных сетях: пост, статья, видеоклип, видеоролик,
опрос. О чём и как можно рассказывать в группе музея? Рубрики публикаций.
Контент-план публикаций. Ресурсы для создания интерактивных карт. Электронная выставка как способ
передачи информации.
(Практика 8 часов). Создание контент-плана публикаций. Создание электронных материалов по темам
музея (видеоролики, статьи, электронные выставки, интерактивные карты).
Раздел 8. Поисково-исследовательская работа в музее. 12часа
Тема 12. (Теория 2 часа). Поисково-собирательная работа: где и как собирать материалы для музея.
Поисковая экспедиция. Работа с архивами, интернет-источниками, встречи и беседы с участниками
событий, работа в библиотеках, в музеях, сотрудничество с поисковыми отрядами и общественными
11

объединениями.
Этапы проведения исследовательской работы: выбор направления исследования, выбор темы
исследования, формулирование гипотезы, планирование, сбор данных, проведение исследования, анализ и
оценка полученных данных, оформление работы.
Практика (10 часов). Написание индивидуальных исследовательских работ, проведение научнопрактической конференции.
Раздел 5. Проектная деятельность в музее. Выставочная деятельность. 16 часов
Тема 13. (Теория 2 часа). Основы проектной работы. Что такое проект. Составляющие проекта, шесть
«П»: проблема, план работы, поиск информации, партнеры, продукт, презентация. Какие бывают проекты.
Особенности музейных проектов. Выставка как основной вид музейных проектов. Этапы работы над
выставкой.
(Практика 14 часов). Создание концепции выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Подбор материалов и музейных предметов. Оформление и монтаж выставки,
проведение экскурсий по выставке.
Раздел 6. Подготовка и проведение музейных мероприятий. 12 часов
Тема 14. (Теория 2 часа) Музейные мероприятия. Цель и задачи музейных мероприятий. Формы
музейных мероприятий: лекция, музейный квест, мастер-класс, музейное занятие, музейный праздник.
Практика (10 часа). Разработка и проведение музейной лекции, музейного квеста, мастер- класса,
музейного занятия. Подготовка и проведения комплексного мероприятия для родителей, учителей,
обучающихся и других желающих «Вечер в музее» в рамках всемирной акции «Ночь музеев».
Раздел 11. Итоговые занятия. 2 часа
Практика (2 часа). Подготовка и демонстрация презентаций о проделанной работе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Используемые практики, технологии и методы
Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию
деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
Перечень дидактических средств
- презентации «Какими бывают музеи»
- обучающие видеоролики проекта «Школьный музей» в социальной сети «ВКонтакте»;

- тесты, разработанные педагогом;
- викторины, разработанные педагогом.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Список литературы, рекомендованный педагогу:
Балюк, Н. А. Экскурсоведение: учебное пособие для вузов / Н. А. Балюк. — 3-е изд., перераб. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2022; Тюмень: Тюменский государственный университет. — 235 с
Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. М.: Изд. «Просвещение», 1982.
Гаркуша И.И. Здравствуй, музей! Интерактивные музейные занятия. - М.: Мегаполис, 2014. - 247 с.
Голышева Л.Б. Музейная педагогика. // Преподавание истории в школе, № 2, 2016.
Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет, использование. Учебное пособие
для студентов вузов. /И.А.Альтман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др.; Под ред. С.О.Шмидта. М.:
1988.
Малиновская М. В., Стрелкова Г. Г. Преподавание основ музейного дела в школе: Методическое
12

пособие. - СПб: УЦ Перспектива, 2016. - 72 с.
7. Педченко А.Ф., Артемьева А.Н. Квест-технология в образовательном учреждении: учебнометодическое пособие/ НИТГиК СГУГиТ; сост. Педченко А.Ф., Артемьева А.Н. - Новосибирск, 2020.
- 67 с.
8. Садкович Н.П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы // Преподавание
истории в школе, № 2, 2015.
9. Сейнекский А.Е. Музей воспитывает юных: Книга для учителя. М., 1988.
10. Третьякова Т.Н. Музееведение: Учебное пособие. - Челябинск: УралГУФК, - 2011. - 304 с.
11. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. М.: ЦДЮ- ТиК, 2003.
12. Школьный музей. Методическое пособие в помощь организаторам школьных музеев, методистам,
педагогам дополнительного образования.// Сост. Архипова Э.И., Савельева О.И. - СПб, 2018. - 87 с.
13. Шляхтина Л.М., Фокин СВ. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических
и гуманитарных вузов. СПб., 2000.
14. Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992.

Список литературы, рекомендованный родителям:
1. Ванслова Е.Г. Дети и система ценностей или Как стать счастливее. - М.: Мегаполис, 2012. - 168 с.
2. Гаркуша И.И. Здравствуй, музей! Интерактивные музейные занятия. - М.: Мегаполис, 2014. - 247 с.
3. Я поведу тебя в музей... Истории, рассказанные музейщиками. - М.: Издательство АСТ, 2017. - 254 с.

1.
2.
3.
4.

Список литературы, рекомендованный учащимся
Гаркуша И.И. Здравствуй, музей! Интерактивные музейные занятия. - М.: Мегаполис, 2014. - 247 с.
Дюкато Ф., Петен. Ш. День в музее. - М.: Пешком в историю, 2014. - 32 с.
Малов В.И. Музеи. - М.: Слово, 2002. - 48 с.
Музеи России: Энциклопедия - М.: Аванта +, Астрель, ОГИЗ, 2008. - 184 с.

5.
6.
7.
8.

Персин А. И. Словарь юного краеведа. Москва, 2008 г.
Санкт-Петербург. Детям о музеях / Составитель О. Алексеева. - СПб: Паритет, 2012. - 95 с.
Хробак О., Ванек М., Корычанек Р. Как устроен музей. - М.: Ад Маргинем, 2018. - 66 с.
Я поведу тебя в музей... Истории, рассказанные музейщиками. - М.: Издательство АСТ, 2017. - 254 с.
Интернет-источники:

1. Материалы группы «Движение Первых.

Путешествия» в социальной сети «Вконтакте»:
http://vk.com/mypervie_puteshestvia
2. Материалы сайта Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения: https://fcdtk.ru/

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Форма, порядок и периодичность контроля:

- Входной. (Собеседование в начале обучения).
- Текущий (в течение всего периода обучения).
Теоретическая часть: тестирование, викторины в конце каждой темы после прохождения теоретического
материала.
Практическая часть: участие в мероприятиях музея, написание исследовательских работ, создание
публикаций в социальных сетях, оформление выставки.
- Промежуточный (в конце освоения каждого раздела).
- Итоговый.
Итогом работы объединения должно являться участие обучающихся в ежегодном школьном
мероприятии «Вечер в музее» в рамках международной акции «Ночь музеев». На мероприятие
приглашаются все желающие: ученики, учителя, родители. Участники мероприятия могут
продемонстрировать более широкой публике умения и навыки, полученные в течение учебного года.

13

Диагностика оценки результатов освоения программы обучающимися.
Производится в соответствии с диагностическими материалами оценки результатов освоения
обучающимися дополнительной общеразвивающей программы «Школьный музей» (приложение № 1).

14

Приложение 1
к дополнительной общеразвивающей программе
«Юный краевед»
Диагностическая
карта
дополнительной
общеразвивающей
20 ________________________ /20 ___ учебный год
Педагог Левченко Любовь Дмитриевна
№
п\п

Ф.И.
гося

1.
•••

Критерии

результатов
программы

освоения
«Юный

обучающимися
краевед»

обучающе- Освоение теоретического материала Общий уровень Практическая подготовка обучающегося
Общий
Общий
освоения
теореуровень
пракрезультат
по результатам викторин и тестов
тического
матической
освоения
(%)
История
Основы
Проектная
и териала
Создание пуб- Создание инди- Участие
в подготовки
программы
музейного музейных исследователь- (Низкий/ Сред- ликаций
в видуально-го
создании
обучающегося
дела
знаний
ская
деятель- ний/ Высокий) группе музея проекта и/или группового
ность
«Мы земляки написание
проекта
по Царскому исследовательс- (участник
Селу в соци- кой
работы активной
группы;
альной
сети (да/нет)
исполниВКонтакте
(автор
нетель/помощн
скольких пубик на протяликаций/создал
жении всего
1-2 публикации/
проекта;
не
имеет
исполнипубликаций)
тель/помощн
ик на некоторых этапах)

оценки

результатов

освоения

обучающимися

дополнительной общеразвивающей программы «Юный краевед»
Оценка уровня освоения теоретического материала по результатам викторин и тестов:
Высокий уровень - обучающийся освоил объём знаний на 70 - 100%, специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.
Средний уровень - объём усвоенных знаний составляет 50-70 %, специальную терминологию сочетает с бытовой.
Низкий уровень - Обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; избегает употреблять специальные термины.
Оценка уровня практической подготовки обучающегося:
Высокий уровень - обучающийся самостоятельно написал исследовательскую работу и/или подготовил индивидуальный проект; создал 1-2 и более публикаций в
музейной группе; принял участие в создании группового проекта в качестве участника активной группы или исполнителя/помощника.
Средний уровень - обучающийся не работал индивидуально над исследовательской работой/проектом, но принимал активное участие в групповом проекте или был
исполнителем на протяжении всего проекта, а также имеет не менее 1 публикации в музейной группе;
Низкий уровень - обучающийся не работал над индивидуальным проектом / исследованием; в групповом проекте принимал участие только на некоторых этапах,
имеет 1-2 публикации в музейной группе или не имеет их вовсе.
Оценка общего усвоения программы:
Программа не освоена - низкий уровень освоения теоретических знаний и низкий уровень практической подготовки обучающегося
Программа освоена частично - низкий/средний уровень освоения теоретических знаний и средний уровень практической подготовки.
Программа освоена полностью - средний/высокий уровень освоения теоретических знаний и средний/высокий уровень практической подготовки.
Динамика результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы «Юный краевед»
В связи со спецификой реализации дополнительных общеразвивающих программ в условиях общеобразовательного учреждения, необходимостью
индивидуализации образования и педагогической поддержки обучающихся, система оценивания результативности освоения программ ОДОД является безотметочной.
Успешное прохождение контрольных мероприятий учащимся приравнивается к промежуточной и итоговой аттестации по дополнительной общеразивающей
программе.
Отслеживание результативности усвоения программного материала по дополнительной общеобразовательной программе «Школьный музей» осуществляется в
три этапа: первичная диагностика, промежуточный и итоговый контроль.
Первичная диагностика проводится в сентябре. Формами проведения первичной диагностики является собеседование с учащимися, целью которого является
выявление интересов и кругозора подростка.
Промежуточный контроль проводится в декабре. Формами промежуточного контроля являются:
• собеседование по пройденным в 1 -ом полугодии теоретическим темам;
• знакомство с музейными экспозициями;
16

• участие в фондовой работе;
• участие в поисково-исследовательской работе;
• демонстрация подготовленного материала для экспозиций, оформления документации и материалов музея;
• участие в мероприятиях музея.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Формами итогового контроля являются:
• собеседование по теоретическому материалу;
• демонстрация подготовленного материала для выставки по одной из тем музея;
• презентации материала по тематике экспозиций музея, подготовленного учащимися в течение года;
• участие в мероприятиях музея с выступлениями по заданной теме;
• подготовка и проведение самостоятельных экскурсий по одному из разделов экспозиции;
• участие в историко-краеведческих музейных конкурсах и проектах.
Объективно успешность реализации программы может быть оценена по количеству учащихся, активно вовлеченных в деятельность музея. Конкретные результаты
деятельности музея выражаются в пополнении фондов и экспозиции музея, составлению документов музейного учета, разработке новых экскурсий, участии в
конкурсах и других мероприятиях музея, разработке учащимися исследовательских проектов по теме музея.

17

Протокол фиксации результатов контрольно-оценочных мероприятий и результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы
«Юный краевед» за 20___/2 ____________________учебный год
Уровень Показатель
контроля

Фамилия, имя учащегося

Входной Входное собеседование
контроль
Промежут
Теоретическая
подготовка:
очный
Раздел
«История
музейного
контроль
дела. Классификация музеев»
Теоретическая
подготовка:
Раздел
«Основы
музейных
знаний»
Практическая
подготовка:
знакомство
с
музейными
экспозициями
Практическая
подготовка:
раздел «Фондовая работа в
музее»
Практическая
подготовка:
Раздел
«Поисковоисследовательская работа в
музее»
Практическая работа: создание
электронных материалов для
публикации в группе музея
Итоговый Защита проектных работ по
контроль музейной теме
Демонстрация материала по
тематике экспозиций музея
Участие в музейных мероприятиях

18

Итого баллов
Дополнительные Подготовка и проведение
самостоятельных экскуркритерии
сий по экспозиции музея
Участие в историкокраеведческих конкурсах,
конференциях
Уровень освоения программы

Критерии оценки результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный краевед»
Уровень
Показатель
контроля
Низкий уровень (0-1 балл)
Средний уровень (2 балла) Высокий уровень (3 балла)
наличие поверхностных
наличие общих представлезнаний о выбранном виде
ний о выбранном виде деядеятельности, мотивация слабо тельности, средний уровень
выражена
мотивации
владение менее чем 'Л объема объем усвоенных знаний соПромежуточн Теоретическая подготовка: Раздел «История
теоретических знаний, преду- ставляет более 'Л теоретичеый контроль музейного дела. Классификация музеев»
смотренных программой
ских знаний
Теоретическая подготовка: Раздел «Основы
владение менее чем 'Л объема объем усвоенных знаний сомузейных знаний»
теоретических знаний, преду- ставляет более 'Л теоретичесмотренных программой
ских знаний
Теоретическая подготовка: Раздел «Виртуальный владение менее чем 'Л объема объем усвоенных знаний сомузей»
теоретических знаний, преду- ставляет более 'Л теоретичесмотренных программой
ских знаний
владение менее чем 'Л объема объем усвоенных знаний соТеоретическая подготовка: Разделы «Поисковоисследовательская работа» и «Проектная работа в теоретических знаний, преду- ставляет более 'Л теоретичемузее»
смотренных программой
ских знаний
Практическая подготовка: знакомство с музейными посещение менее 'Л занятий, посещение более /2 занятий,
экспозициями
фрагментарное знакомство с знание основного
экспозициями
содержания экспозиций
Входной
контроль

Входное собеседование

Практическая подготовка: фондовая работа в музее.

выполнение простых заданий выполнение заданий по инпо инвентаризации и созданию вентаризации и
каталогизации
19

наличие первичной
подготовки, высокий
творческий потенциал,
высокий уровень мотивации
освоен практически весь объем
теоретических знаний, предусмотренный программой
освоен практически весь объем
теоретических знаний, предусмотренный программой
освоен практически весь объем
теоретических знаний, предусмотренный программой
освоен практически весь объем
теоретических знаний, предусмотренный программой
посещение всех занятий,
предусмотренных программой,
привлечение дополнительных
источников
самостоятельное
выполнение заданий по
инвентаризации и

электронного каталога под
контролем и при помощи
педагога
Практическая подготовка: Раздел
выполнение лишь самых про«Поисковоисследовательская работа в
стых практических заданий
музее»
под контролем и при помощи
педагога
Практическая работа: создание электронных фрагментарное участие в соматериалов для публикации в группе музея здании электронных материалов
Итоговый контроль

Итого баллов
Дополнительные
критерии

на основе алгоритма, участие
в подготовке выставок под
руководством педагога
выполнение практических
заданий средней сложности
на основе алгоритма

каталогизации, активное участие в подготовке и оформлении выставок
самостоятельное выполнение
практических заданий с элементами творчества

выполнение заданий педагога активное участие в создании
по созданию электронных
электронных материалов, реаматериалов на репродуктив- лизация собственных творченом уровне
ских идей
Защита проектных работ по музейной теме Разовое выполнение
Систематическая работа по активное творческое участие в
отдельных задач по поиску
решению проектных задач
выборе темы, подбору источматериала, подготовке и
при помощи педагога и кол- ников, созданию и
оформлению работы в составе лег по группе
оформлению проекта; высокая
группы
степень самостоятельности
Демонстрация материала по тематике экспо- Разовое участие в поиске и де- периодическая работа по по- систематическое участие в позиций музея
монстрации материала, низкий иску и демонстрации матери- иске и демонстрации
уровень активности
ала под контролем педагога материала по собственной
Участие в музейных мероприятиях
участие в музейных мероприя- помощь в подготовке и про- активное
участие в подготовке
инициативе
тиях только на уровне
ведении музейных мероприя- и проведении музейных мерослушателя
тий под контролем педагога приятий, реализация собственных творческих идей
Подготовка и проведение самостоятельных до 5 баллов
экскурсий по экспозиции музея для
учащихся и гостей школы
Участие в историко-краеведческих
до 5 баллов
конкурсах, конференциях и иных
мероприятиях районного уровня и выше

< 15 баллов - низкий уровень освоения программы
15 - 25 баллов - средний уровень освоения программы > 25 баллов - высокий уровень освоения программ ы

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».