Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №92 Октябрьского района, г. Екатеринбурга ПРИНЯТО решением педагогического совета МАОУ СОШ №92 Протокол от 28.08.2024 № 14 УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ№ 92 _________________Косов Е.Ю. Приказ № 165-О от 01.09.2024 ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОСНОВНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ на 2024-2025 учебный год Нормативно-правовая база 1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015, 11.12.2020); 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”; 5. СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 6. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; 7. Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования; Пояснительная записка Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Внеурочная деятельность является одной из форм организации свободного времени обучающихся и организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность на уровне основного общего образования направлена на • создание условий для развития личности, мотивации к познанию и творчеству; • приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности); • профилактику асоциального поведения; • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации, интеграции в систему отечественной и мировой культуры; • обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающегося. Целью внеурочной деятельности на уровне основного общего образования является создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание 3 условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. На реализацию поставленной цели направлены следующие задачи. -Развитие позитивного отношения к базовым ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). -Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). -Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся. -Формирование навыков позитивного коммуникативного общения со взрослыми, сверстниками, родителями в решении общих проблем. -Создание комфортных условий для позитивного восприятия ценностей основного образования. Принципы организации внеурочной деятельности: • соответствие возрастным особенностям обучающихся; • преемственность с технологиями учебной деятельности; • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; • опора на ценности воспитательной системы школы; • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Планируемые результаты внеурочной деятельности на уровне основного общего образования: 1. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом. 2. Получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, культура) отношения к социальной реальности в целом. Достигается в дружественной детской среде. 3. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами. Внеурочная деятельность обучающихся на уровне основного общего образования осуществляется по направлениям развития личности. Духовно-нравственное, в том числе гражданско-патриотическое. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов). Антикоррупционное воспитание как часть патриотического направление осуществляется через проведение встреч обучающихся с ветеранами войн, труда, правоохранительных органов, работниками культурно-массового сектора. Формы: экскурсии, Дни театра и музея, посещение выставок, библиотек, заочные путешествия, тематические классные часы, встречи, беседы и пр. Общекультурное, в том числе нравственно-этическое и эстетическое. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности). Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности). Формы: беседы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия, праздники, коллективные творческие дела. Общеинтеллектуальное, в том числе профориентационно-интеллектуальное. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии). Формы: предметные недели, библиотечные уроки, конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, фестивали, деловые и ролевые игры на уровне школы, района, города, разработка проектов к урокам. Физкультурно-спортивное и оздоровительное, в том числе эколого-спортивнооздоровительное. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой). Формы: походы, Дни здоровья, спортивные игры, старты, внутришкольные, районные и городские спортивные соревнования, смотры, кроссы, эстафеты, проведение бесед по охране здоровья. Социальное. Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны). Формы: беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты, практикумы, конкурсы, сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие, участие в творческих конкурсах, в акциях. При организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования используются внутренние ресурсы МАОУ СОШ №92, а также ресурсы социокультурного окружения: учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Занятия внеурочной деятельностью проводятся в формах, отличных от урочной системы обучения. Среди них: - занятия по рабочим программам курсов внеурочной деятельности: «Разговоры о важном», «Россия – мои горизонты»; - подготовка и проведение мероприятий в рамках гимназического плана воспитательной работы (общешкольные дела, акции, концерты, смотры, коллективные творческие дела, конкурсы, линейки, декады); - подготовка и проведение мероприятий в рамках плана воспитательной работы в классе (классные часы, беседы, тренинги, диспуты, праздники, классные дела и т.д.); - участие в органах самоуправления класса и школы; - участие в целевой программе РДШ; - участие в городских и региональных проектах (профориентационных и социальных); - образовательные экскурсии, поездки, в том числе реализация проекта «Город в подарок» - участие в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности (соревнования, кроссы, сборы, веселые старты, игровые программы, эстафеты, «Зарница» и т.д.), организуемых в школе, районе, городе; - участие в мероприятиях интеллектуально-творческой направленности (олимпиады, фестивали, конкурсы, викторины, конференции, проектная деятельность, предметные недели и пр.) различных уровней. Подготовка и участие в классных и общешкольных мероприятиях позволяет ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в гимназических делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Таким образом, в качестве базовой нами рассматривается оптимизационная модель внеурочной деятельности (таблица 1). Направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности образовательной организации Направление Рекомендуемое Основное содержание занятий внеурочной количество деятельности часов в неделю Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационно1 Основная цель: развитие ценностного просветительские отношения обучающихся к своей Родине занятия патриотической, - России, населяющим ее людям, ее нравственной и уникальной истории, богатой природе и экологической великой культуре. направленности Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции "Разговоры о важном" личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Тематика занятий "Разговоры о важном" на 2024-2025 уч. год – https://czentrobrazovaniya1novomoskovskr71.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/65/3131/Rabochaya_programma_Razgovory_o_vazhno m_2023_2024_VD_.pdf Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ Занятия, направленные 1 Основная цель: развитие ценностного на удовлетворение отношения обучающихся к труду, как профориентационных основному способу достижения интересов и жизненного благополучия и ощущения потребностей уверенности в жизни. обучающихся Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному 1 «Россия – мои горизонты» выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: -профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: -знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; -создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); -создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Вариативная часть Количество часов в неделю вариативной части определяется с учетом выбранной модели реализации плана внеурочной деятельности. Занятия, связанные с 3 Основная цель: интеллектуальное и реализацией особых общекультурное развитие обучающихся, интеллектуальных и удовлетворение их особых социокультурных познавательных, культурных, потребностей оздоровительных потребностей и обучающихся интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов 2 Основные направления деятельности: -занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; -занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; -занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; -дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; -специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации. Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: -раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; -физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.); -занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований); -занятия школьников в объединениях туристско-краеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев); занятия по Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов "Орлята России". Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности 2 Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений - заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и микро коммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни. Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности Российского движения школьников и Юнармейских отрядов; -волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; -выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией; Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; -постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов); -творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т.п. Ожидаемые результаты: 100% охват обучающихся организованным досугом; достижение планируемых результатов. Мониторинг эффективности Эффективность внеурочной деятельности определяется в процессе проведения мониторинговых исследований по следующим критериям: • уровень социальной и творческой активности обучающихся; • уровень мотивации к активной интеллектуально-творческой, социальной деятельности; • уровень достижения планируемых результатов, сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков; • уровень усвоения гражданской культуры, духовно-нравственных норм и правил, • степень удовлетворенности субъектов образовательного процесса школьной жизнью. Объектами мониторинга являются следующие: • Востребованность форм внеурочной деятельности. • Удовлетворённость обучающихся и их родителей содержанием и качеством внеурочной деятельности. • Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности на уровне начального общего образованияна 2024-2025 учебный год Форма организации внеурочной деятельности Класс 1 2 3 4 Занятия по программам внеурочной деятельности Разговоры о важном 1 33 1 34 1 34 Функциональная грамотность 1 33 1 34 1 34 Основы проектной деятельности Курс по выбору Подготовка и год 1 1 34 34 1 33 1 34 1 34 1 34 1 33 1 34 1 34 1 34 проведение Общешкольные мероприятия:акции, концерты, смотры, праздники, агитбригады, декады неделя год неделя год неделя год неделя Количество часов 0,5 мероприятий в рамках общешкольного планавоспитательной работы 16,5 0,5 17 0,5 17 0,5 17 Подготовка и проведение мероприятий в рамках плана воспитательной работы в классе Классные часы, беседы, тренинги,диспуты, праздники, классные часы 1 33 1 34 1 34 Участие в самоуправлении класса и школы 1 33 1 34 1 34 Образовательные экскурсии, поездки 0,5 16,5 0,5 17 0,5 17 Участие в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности Соревнования, кроссы, сборы, 0,5 16,5 0,5 17 0,5 17 веселые старты, игровые программы, эстафеты Участие в мероприятиях интеллектуально-творческой направленности Олимпиады, фестивали, 1 33 1 34 1 34 конкурсы, викторины, конференции, предметныенедели 1 34 1 34 0,5 17 0,5 17 1 34 Участие в программе оздоровительного лагеря при МАОУ СОШ 92 с дневным пребыванием детей 1,5 49,5 1,5 51 1,5 51 1,5 ИТОГО: 10 10 10 10 330 340 340 ВСЕГО: 1350 51 340 План внеурочной деятельности на уровне основного общего образования на 20242025 учебный год год неделя 9 год неделя год неделя классы 7 8 Количество часов год неделя 6 год 5 неделя Форма организации внеурочной деятельности Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" Еженедельный курс, который 1 34 1 34 1 34 1 34 1 33 ведёт классный руководитель Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Предметные недели, 1 34 1 34 1 34 1 34 1 33 метапредметные кружки, факультативы Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Профнавигатор 1 34 1 34 1 34 1 34 1 33 Россия, мои горизонты! Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся 136 углубленное изучение 3 102 4 136 6 204 4 2,5 85 учебных предметов, консультации, факультативы, Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Занятия в школьном 2 102 2 68 2 68 2 68 3 99 спортивном клубе (волейбол, баскетбол), участие в соревнованиях, Кросс нации, Лыжня России, занятия в творческих обьединениях: театральная студия, танцевальная студия, экскурсиях, подготовка школьных праздников Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся Участие в проектах «ЮИД» «Юнармия», «Экологический десант» «Киноклуб», «Движение первых», «Туристический клуб» участие в работе Совета старшеклассников, организация гимназического и классного самоуправления, волонтёрская деятельность в отряде «По зову сердца», «Явожатый» всего Всего 1690 часов 2 68 1 34 1 10 340 10 340 10 34 1 34 2 340 10 340 10 66 330