Оглавление 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2. 2.1 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4 Целевой раздел Пояснительная записка Цель и задачи дополнительного образования Планируемые результаты освоения курса Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дополнительного образования Формы подведения итогов реализации программы Организационно-педагогические условия реализации программы Содержательный раздел Содержание курса Организационный раздел Учебный план Учебный график на 2023-24 учебный год Методическое обеспечение Материально-технические условия реализации программы Информационное обеспечение программы Список литературы 3-4 5-7 7-8 8 8 8 9 10 11-22 23 24 24 25 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования и является в настоящее время одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Необходимо обеспечить равные стартовые возможности для детей (из разных социальных групп и слоев населения) при поступлении в начальную школу. Под «выравниванием стартовых возможностей детей» следует понимать создание равных условий, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе. Дополнительная образовательная программа для детей 5-6 лет «Дошколенок» пропедевтический курс для дошкольников разработана с учётом возрастных и психологических особенностей детей 5-6 летнего возраста. Курс создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника», снизить эмоциональную тревожность, повысить самооценку ребёнка. Программа «Дошколенок» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Программа реализуется в рамках социально-педагогического направления. Нормативно-правовые основания для разработки программы: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273); - Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; - Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р); - Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей» - Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №92 Новизна программы состоит в следующем: специфика организации подготовки детей к школе заключается в связи форм организации работы на уроках в первых классах с основными игровыми формами организации занятий в детском саду, включением игровых проблемнопрактических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий с опорой на обогащённую предметную среду. учёт отличий возрастных особенностей детей дошкольного и школьного возрастов, сопровождение занятий на подготовительных курсах педагогомпсихологом; обучение детей осуществляется на базе гимназии, что способствует дальнейшей положительной адаптации к обучению в начальной школе; учитываются возможности образовательной организации. Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью более тесного взаимодействия семьи и образовательной организации на этапе подготовки детей к школе. Семейное воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования. Иногда это ведёт к нарушению психического и соматического здоровья детей. Данная программа помогает комплексно решать проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста. Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью оказания помощи родителями педагогам во всестороннем развитии и подготовке к школе детей, в том числе, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Содержание занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие их интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Концепция программы рассматривает преемственность как создание благоприятных комфортных условий перехода с одного образовательного уровня на другой, целью которого становиться успешная адаптация к новым образовательным условиям. Концепция программы базируется на следующих принципах: непрерывность развития ребёнка; общее развития ребёнка на основе его индивидуальных возможностей; развитие творческих способностей детей; развитие и укрепление здоровья личности; развитие духовно-нравственных убеждений личности; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; преемственность между уровнями образования. Основанием для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются: ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребёнка, назону его «ближайшего развития». создание условий для включения ребёнка в новые социальные формы общения; подготовка перехода от игровой деятельности к учебной; обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности. Образовательные технологии: репродуктивные, проблемные, ИКТ, интерактивные, личностно-ориентированные. 1.2. Цель и задачи дополнительного образования Предлагаемая программа предназначена для подготовки детей 5–6 лет к обучению в школе. Цель: Всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, формирование общеучебных умений и навыков. Задачи: 1. Дать первоначальные математические представления 2. Дать первоначальные представления об окружающем мире 3. Развивать устную речь 4. Воспитывать культуру учебного труда 5. Готовить руку к письму 6. Сформировать позитивное отношение детей к школе 7. Смягчить период адаптации детей в первом классе Данная программа позволяет: обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием; устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе в связи со снижением численности детей, посещающих дошкольные учреждения; исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению; сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе. В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению: учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста; доброжелательный климат; недопустимость менторской позиции и порицания; положительная оценка любого достижения ребенка; проведение занятий с учетом специфики старшего дошкольного возраста. Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. Обучение проводится с сентября по апрель два раза в неделю по 4 академических часа. Итого по 60 часов на предмет. Академический час длится 25 минут, перемена 5 минут. Занятия проводятся по предметам: 1. Подготовка к обучению грамоте 2. Развитие элементарных математических представлений 3. Развитие мелкой моторики 4. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром В основу отбора содержания легли следующие принципы: учет возрастных и индивидуальных особенностей; практическая направленность; занимательность; наглядность и др. 1.3. Планируемые результаты освоения курса. Результаты освоения программы В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Метапредметные результаты. Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Предметные результаты. Ребенок научится: распознавать первый звук в словах; внимательно слушать литературные произведения; называть персонажей, основные события; отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы; составлять элементарный рассказ по серии картинок; обсуждать нравственные стороны поступков людей; участвовать в коллективных разговорах; использовать принятые нормы вежливого речевого общения; различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру; считать от 0 до 9 и в обратном направлении; определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; ориентироваться в пространстве; ориентироваться в тетради в клетку; выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге; выполнять элементарный орнамент в полосе; использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прощипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.). Ребенок получит возможность научиться: устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки); устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; присчитывать и отсчитывать по одному; использовать основные правила построения линейного орнамента. 1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дополнительного образования Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогическое наблюдение за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельностью; анализ продуктов, детской деятельности. 1.5. Формы подведения итогов реализации программы опрос мониторинг, проводимый в конце года итоговое открытое занятие 1.6. Организационно-педагогические условия реализации программы Режим занятий: 2 раз в неделю по 4 часа. Минимальный состав группы - 12 человек Максимальный состав группы - 17 человек 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание курса Программа предшкольной подготовки состоит из следующих разделов: 1 раздел. Подготовка к обучению грамоте 1. Активизировать, расширять, уточнять словарный запас 2. Совершенствовать фонематический слух 3. Учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов 4. Дать первоначальные сведения о предложении 5. Учить составлять рассказы 6. Развивать умение различать на слух звуки 7. Совершенствовать умение согласовывать часть речи в соответствии с грамматическим строем языка. 8. Развивать умение образовывать однокоренные слова, составлять словосочетания и распространенные предложения. 2 раздел. Развитие элементарных математических представлений. 1. Совершенствовать навыки счета 1-10 в прямом и обратном порядке 2. Познакомить с цифрами 3. Учить решать простые задачи на наглядной основе 4. Дать первоначальные сведения о величине предметов 5. Дать понятие о геометрических фигурах 6. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда 7. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги и в пространстве 3 раздел. Развитие мелкой моторики 1. Учить правильной посадке при письме 2. Учить правильному положению пальцев при письме 3. Познакомить с навыками работы с ножницами, клеем 4. Познакомить с различными видами штриховок 5. Развивать навык лепки 6. Развивать умение работать с мелкими предметами 7. Развивать воображение 8. Развивать умение работать с пластилином 9. Развивать умение работать с бумагой 10. Воспитывать аккуратность 11. Способствовать формированию культуры труда 4 раздел. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром 1. Дать понятие о родной стране, городе. Расширять представления о предметах, их существенных признаках и классификации 2. Углублять представления о живой и неживой природе, об изменениях в природе и ее охране 3. Развивать умение детей ориентироваться в окружающем мире 4. Способствовать воспитанию любви к Родине 5. Учить составлять рассказы. 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план № 1 2 3 4 название курса Подготовка к обучению грамоте Развитие элементарных математических представлений. Развитие мелкой моторики Развитие речи и ознакомление с окружающим миром всего: количество часов в год 60 60 60 60 240 1 курс «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром» (два занятия в неделю продолжительностью 25 минут, всего 60 занятий за год) решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения окружающего мира. Оно ориентировано на решение следующих задач: на создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; 2 курс «Развитие мелкой моторики» (два занятия в неделю продолжительностью 25 минут, всего 60 занятий за год). В течение этого времени проводится обучение первоначальному письму с учётом психофизиологических особенностей детей шестилетнего возраста. В ходе обучения вырабатывается правильная осанка, наклонное расположение тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Проводятся упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев. 3 курс «Подготовка к обучению грамоте» проводится (два занятия в неделю продолжительностью 25 минут, всего 60 занятий за год). Проводится обучение по развитию свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми, развитию всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности, практическому овладению воспитанниками нормами русской речи. 4 курс «Развитие элементарных математических представлений» (два занятия в неделю продолжительностью 25 минут, всего 60 занятий за год) направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойств объекта. Делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность, уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы. 3.2.Учебный график на 2021-22 учебный год Учебно – тематический план по формированию элементарных математических представлений № содержание 1. Вводное занятие Выявление подготовленности к обучению математике. Счет предметов на основе наглядности до 10 прямой и обратный. Знакомство с клеточкой. Сравнение предметов по цвету. Счет предметов до 10 и обратно. Сравнение предметов по расположению в пространстве. Вверху. Внизу. Сравнение предметов по форме. Счет предметов до 10 и обратно. Сравнение предметов по размеру. Толстый - тонкий, узкий – широкий. Отношение «больше», «меньше», «столько же», «высокий - низкий». Пространственные и временные отношения «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «между», «за», «глубже», «мельче». Понятие «на сколько больше», «меньше», «столько-же» Знакомство со знаком «больше», «меньше», «равно». Прямой и обратный счет предметов. Порядковый счет предметов. Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, прямоугольник, круг. Составление из геометрических фигур: дома, машины. Прямая, кривая, ломаная. Подготовка к изучению чисел и действий с ними. Число и цифра. Составление геометрических фигур из палочек. Знакомство с цифрами 1, 2 и соотношение их с количеством предметов. Счет предметов от 1 до 10. Составление фигур из кругов. Число и цифра 3. Составление фигур из треугольников. Прямой и обратный счет предметов. Число и цифра 4. Квадрат. Числа 1,2,3,4. Закрепление состава чисел 3,4. Прямоугольник. Четыре времени года. Четыре недели. Сравнение предметов. Прямой и обратный счет. 2-3 4-5 6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17. 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 колво часов 1 2 2 1 2 2 2 2 дата 06.09 08.09 13.09 15.09 20.09 22.09 27.09 29.09 04.10 06.10 11.10 13.10 18.10 20.10 2 25.10 27.10 1 1 08.11 10.11 1 1 15.11 17.11 1 22.11 1 1 1 24.11 29.11 01.12 1 06.12 1 1 08.12 13.12 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43-44 Знакомство с цифрой 5. Состав числа 5. Звездочка. Закрепление. Числа 1-5. Число и цифра 6. Шестиугольники. Изменяем признаки предметов. Состав числа 6. Длиннее, короче. Нахождение геометрической формы в предметах. Измерение длины. Дополни до 6. Число и цифра 7. 7 дней недели. Дополняем до 7. Тяжелее, легче. Сравнение по весу. Число и цифра 8. Состав числа 8. Группируем предметы. Дополняем до 8. Объем. Решение простых задач. Закрепление, числа от 1-8. 45-46 Число и цифра 9. Решение простых задач. 2 47 48 49 50 51-52 Дополняем до 9. Закрепление. Число и цифра 0. Дополни до числа. Число 10. Состав числа 10. Дополни до 10. Равенства и неравенства. 1 1 1 1 2 53 54 55 56 57-59 Круг и шар. Прибавляем и вычитаем по 1. Треугольник и конус. Часть и целое. Решение задач с опорой на наглядность. 1 1 1 1 3 Заключительное занятие. Тест. ИТОГО 1 28 29 30 31 32 33 60 60 занятий 1 1 1 1 1 1 15.12 20.12 22.12 27.12 29.12 10.01 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 12.01 17.01 19.01 24.01 26.01 31.01 02.02 07.02 09.02 14.02 16.02 21.02 28.02 02.03 07.03 09.03 14.03 16.03 28.03 30.03 04.04 06.04 11.04 13.04 18.04 20.04 25.04 Учебно – тематический план по подготовке к обучению грамоте № 1. 2. 3. содержание Вводное занятие. Речь устная и письменная. Мир звуков. количество часов 1 1 1 4-5 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12-13 Гласные и согласные звуки. Буква А, звук а. Буква О, звук о. Буква У, звук у. Буква ы, звук ы. Буква И, звук и. Закрепление изученного. Мягкие и твердые согласные. 2 1 1 1 1 1 1 2 14-15 Звонкие и глухие согласные. 2 16. 17-18. Буква М. Слияние согласного и гласного. 1 2 Буквы С-З. Буква Н. Буквы Т-Д. 1 1 1 22-23 24. 25-26 Слоги, слова, предложения. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Предложение. Деление текста на предложения. 2 1 2 27. Слово. Деление предложений на слова. Буква Л. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Буква Р. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Буквы В-Ф. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Буквы Б-П. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Большая буква в написании имен собственных. 1 19. 20. 21. 28. 29. 30. 31. 32. 1 1 1 1 1 Дата 06.09 08.09 13.09 15.09 20.09 22.09 27.09 29.09 04.10 06.10 11.10 13.10 18.10 20.10 25.10 27.10 08.11 10.11 15.11 17.11 22.11 24.11 29.11 01.12 06.12 08.12 13.12 15.12 20.12 22.12 27.12 29.12 33. 34-36 Буквы Г- К. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Слог. Деление слов на слоги. Чтение слогов и слов с 1 3 37-39 изученными буквами. Буквы Е, Ё, Я, Ю – показатели мягкости. 3 40-42 Буквы Е, Ё, Я, Ю - обозначающие 2 звука. 3 43-44 Чтение слогов и слов с изученными буквами. 2 45-46 47. Буква Ь – показатель мягкости. Разделительный Ь. Закрепление. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Буквы Ж-Ш. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Буква Ч. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Буква Й. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Буква Х. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Буква Ц. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Буква Щ. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Формирование навыка чтения. 2 1 Итоговое занятие. 1 48-49 50. 51. 52-53. 54. 55. 56-57 58-59 60. ИТОГО 2 1 1 2 1 1 2 2 60 часов 10.01 12.01 17.01 19.01 24.01 26.01 31.01 02.02 07.02 09.02 14.02 16.02 21.02 28.02 02.03 07.03 09.03 14.03 16.03 28.03 30.03 04.04 06.04 11.04 13.04 18.04 20.04 25.04 Учебно – тематический план по развитию мелкой моторики. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9-10 11. 12. 13-14 15-16 17. 18. 19. 20-21 22-23 24-25 26-27 28. 29. 30. содержание Вводное занятие. Знакомство с тетрадью. Пальчиковая гимнастика. «Рисуем пластилином». Пальчиковая гимнастика. Лепка из жгутов. Графические упражнения. Пластилиновые буквы. Рабочая строка. Обведение контура рисунка и его штриховка. Штриховка. Виды штриховок. Штриховка. Элемент «короткая прямая». Письмо наклонных прямых. Обведение контура рисунка и его штриховка. количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 Штриховка. Элемент «длинная прямая». Мозаика из пластилина «Яблоко». Графические упражнения. Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу. Обведение контура рисунка и его штриховка. Письмо правых и левых полуовалов. Обведение контура рисунка и его штриховка. Графические упражнения. Штриховка. Элемент «короткая прямая с закруглением внизу». Рисование по образцу. Письмо буквы «а». Обведение контура рисунка и его штриховка. Письмо буквы «А». Раскрашивание бордюра. Обведение контура рисунка и его штриховка. Письмо строчной буквы «о». Обведение контура рисунка и его штриховка. 2 1 1 2 Графические упражнения. Продолжи узор. Строчная буква «и». Обведение контура рисунка и его штриховка. Заглавная буква «И». Обведение контура рисунка и его штриховка. 2 1 1 2 1 1 1 2 2 2 1 Дата 06.09 08.09 13.09 15.09 20.09 22.09 27.09 29.09 04.10 06.10 11.10 13.10 18.10 20.10 25.10 27.10 08.11 10.11 15.11 17.11 22.11 24.11 29.11 01.12 06.12 08.12 13.12 15.12 20.12 22.12 27.12 31. Строчная буква «у». Обведение контура рисунка и его штриховка. 1 29.12 2 1 1 19.01 36-37 Графические упражнения. Строчная буква «г». Обведение контура рисунка и его штриховка. Заглавная буква «Г». Обведение контура рисунка и его штриховка. Графические упражнения. 10.01 12.01 17.01 2 38-39. Лепка. Фантастическое животное. 2 40-41. Аппликация из геометрических фигур. 2 Строчная буква «л». Обведение контура рисунка и его штриховка. Заглавная буква «Л». Обведение контура рисунка и его штриховка. Строчная буква «м». Обведение контура рисунка и его штриховка. Заглавная буква «М». Обведение контура рисунка и его штриховка. Строчная буква «ш». Обведение контура рисунка и его штриховка. Знакомство с соединением букв. 1 24.01 26.01 31.01 02.02 07.02 09.02 14.02 1 16.02 1 21.02 1 28.02 2 02.03 07.03 09.03 14.03 16.03 32-33 34. 35. 42. 43. 44. 45. 46-47. 48-49 2 51-52 Знакомство с соединением букв. Обведение контура рисунка и его штриховка. Графические упражнения. 53-54. Мозаика «Бабочка». 2 55-58 Графические упражнения. Письмо изученных элементов. 4 59-60 Создай рисунок из изученных элементов. Итого 2 60 50. 1 2 28.03 30.03 04.04 06.04 11.04 13.04 18.04 20.04 25.04 27.04 Учебно – тематический план по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. № содержание количество часов 1. 2-3 Вводное занятие. Для чего нужна речь. Игрушки. 4-5 Осень. 2 6 7-8 Составление рассказа по сюжетной картинке. Овощи. 1 2 9-10 Фрукты. 2 11-12 Загадки-описания. 2 13 14 15 16-17 Дом. Мебель. Электрические приборы. Составление рассказа по серии картинок. 1 1 1 2 Семья. Обучение пересказу. Посуда. 1 1 1 21 22 23 24-25 Рабочие инструменты. Головные уборы. Одежда. Обучение пересказу. Зима. 1 1 1 2 26-27 Составление рассказа по сюжетной картинке. 2 Животные. Инсценирование сказки. Обучение пересказу. Животные жарких стран. Птицы. Рыбы. Что на что похоже. 1 1 1 1 1 1 1 18 19 20 28 29 30 31 32 33 34 1 2 Дата 06.09 08.09 13.09 15.09 20.09 22.09 27.09 29.09 04.10 06.10 11.10 13.10 18.10 20.10 25.10 27.10 08.11 10.11 15.11 17.11 22.11 24.11 29.11 01.12 06.12 08.12 13.12 15.12 20.12 22.12 27.12 29.12 10.01 12.01 35 36 37 38-39 Хлебные продукты. Молочные продукты. Мясные продукты. Составление рассказа по сюжетной картинке. 1 1 1 2 40 41 42 43 44 45 46 47 48-49 Магазины. Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт. Город. Деревня. Почта. Спорт. Весна. 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Разучивание стихотворения. Профессии. 1 1 52 53 54-55 Лес, деревья, плоды, семена. Грибы. Земной шар. Моря, океаны, материки. 1 1 2 56-57 Моя страна. Мой город. 2 58-59 Разучивание стихотворений. 2 Итоговое занятие. 1 60 50 51 60 ИТОГО ЗА ГОД: 240 часов ИТОГО 17.01 19.01 24.01 26.01 31.01 02.02 07.02 09.02 14.02 16.02 21.02 28.02 02.03 07.03 09.03 14.03 16.03 28.03 30.03 04.04 06.04 11.04 13.04 18.04 20.04 25.04 I. Содержание изучаемого курса Модуль «Обучение грамоте» Виды речи. Текст, предложение, слово - средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Определение темы и цели высказывания с помощью вопросов типа: о чём, о ком сообщается, спрашивается? Членение устных и письменных высказываний-текстов на предложения, предложений на слова. Использование графических опор-схем для анализа и восстановления предложений и текстов, состоящих из 3-4 предложений. Слово, слог, ударение. Наблюдение над значениями слов и их звуковой структурой. Зависимость изменения значения слова от изменения состава или порядка звуков. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Ударение в слове (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове). Использование графических опор-схем для слогового анализа слов, состоящих из 1-2 слогов. Упражнения в составлении слов из слогов, в дополнении слогов до слова, подбор слов с разным количеством слогов, с ударением на разных слогах. Звуки и буквы. Звуки природы и звуки речи. Гласные и согласные звуки речи. Различение на слух и при произношении гласных, согласных (твёрдых-мягких, звонкихглухих). Звуковая структура слова. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги. Слого-звуковой анализ слов. Характеристика гласных и согласных звуков. Соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру. Упражнения в установлении на слух места (начало, середина, конец слова, порядковый номер слога) заданного звука, безударных гласных. Буквы как значки звуков. Общее представление о печатных буквенных кодах. Буквы, не обозначающие звуков: ь и ъ. Теория: Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Качества неодушевлённых предметов - материал, форма, цвет, размер и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением. Особенности сказок, стихотворений. составление рассказов об окружающем мире: цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луна (по плану, предложенномуучителем, или по аналогии). Практика: Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказок. Устное описание окружающего мира. Обучение задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др Сравнение и классификация предметов окружающего мира. Модуль «Формирование элементарных математических представлений» Курс «Развитие элементарных математических представлений» направлен на общее развитие детей, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения математики. Основная идея курса заключается в том, что развитие познавательных способностей у детей будет более успешным, если в процесс работы с математическим материалом систематически включать задания, направленные на развитие логического мышления, пространственного воображения и речи ребёнка. Развитие познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи – позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к школе. В основе подготовки положен практический метод, метод моделирования. Теория: Пространственные отношения. Последовательность выполнения действий на примере сказок, сюжетных картинок. Логические задания на развитие памяти и мышления. Путешествие точки. Страна Геометрия. Логические задания на развитие внимания, воображения. Что больше? Что меньше? Уравнивание на примере действий героев русских сказок. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Решение задач на комбинаторику и преобразование. Обнаружение логических связей между последовательными этапами какого-либо действия. Практика: Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Прописывание элементов арабских цифр. Моделирование отношений между частями и целым. Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Обведение рисунков по контуру. Раскрашивание рисунков, дорисовывание объектов, рисование геометрических фигур по клеточкам. Построениеотрезков при помощи линейки. Различение и использование разных видов штриховки и ее направления. Модуль «Развитие мелкой моторики». Подготовка к письму - рисование декоративных узоров разных форм. Составление узоров из растительных форм, в ограниченном пространстве, моделирование из предложенных элементов простейших конструкций. Лепка разнообразных форм посуды, предметов мелкой пластики. Силуэтное вырезание. Отрывная аппликация. Упражнения в развитии координации движений при выполнении узоров, бордюров, состоящих из природных форм и основных элементов букв. Конструирование – по образцу, по заданию, по условию, по замыслу с учетом пространственного расположения частей и деталей. Гигиенические требования – к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке; в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки. Работа с пластилином Теория: Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила. Знакомство с техническими сведениями пластилина: твердый и мягкий, цвет – красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Знакомство с приемами работы с пластилином: раскатывание в ладонях и на дощечке (столбик), скатывание в ладонях (шар), раскатывание в ладонях овальной формы (огурец), расплющивание (блин), вдавливание (яблоко), вытягивание столбика (морковка), размазывание по картонке, «пальчиковое рисование». Практика: Тренировка использования разнообразных приемов работы с пластилином на практике: раскатывание в ладонях и на дощечке (столбик), скатывание в ладонях (шар), раскатывание в ладонях овальной формы (огурец), расплющивание (блин), вдавливание (яблоко), вытягивание столбика (морковка), размазывание по картонке, «пальчиковое рисование». Выполнение творческих работ (поделок): колобок, фрукты и овощи, собака, кошка, небо, рыбка. Работа с бумагой Теория: Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Знакомство с техническими сведениями: свойства бумаги (сгибается, рвется, намокает, мнется, режется), цвет бумаги (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, коричневый, оранжевый, фиолетовый), понятие об аппликации (размещение в контуре элементов аппликации, сочетание цветов в орнаменте), инструменты для работы с бумагой (ножницы, клей, шаблон, карандаш). Знакомства с приемами работы: складывание пополам (1 – 2 раза), из угла в угол, разглаживание по сгибу от центра к краям, разрывание и разрезание по сгибу, обводка по шаблону, вырезание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание, смазывание клеем и наклеивание, рациональное использование материала. Практика: Отработки на практике работы с ножницами. Тренировка использования разнообразных приемов работы с бумагой на практике: складывание пополам (1 – 2 раза), из угла в угол, разглаживание по сгибу от центра к краям, разрывание и разрезание по сгибу, обводка по шаблону, вырезание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание, смазывание клеем и наклеивание, рациональное использование материала. Выполнение творческих работ (оригами): кошка, кораблик. Работа с аппликацией из круга и треугольников. Разбор алгоритма складывания коробочки из бумаги. Изготовление различных фигур приёмом «выщипывания». Модуль «Ознакомление с окружающим миром». Теория: учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по признакам. Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени. Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам. Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. Практика: Неживая и живая природа (на уровне примеров). Животные домашние и дикие. Детёныши животных. Растения лиственные и хвойные (на уровне примеров). Овощи и фрукты. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Природа и человек. Бережное отношение к природе. Времена года. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Ориентация в пространстве и на листе бумаги. 3.3 Методическое обеспечение словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию. 1. Наглядные 2. Словесные 3. Игровые 4. Практические методы - наблюдения (это целенаправленное восприятие предметов под руководством взрослого); рассматривание картин и иллюстраций проводится после наблюдения реальных предметов или же в том случае, когда невозможно провести наблюдения или экскурсию; - рассматривание игрушек, предметов. -демонстрация опытов, мультфильмов. - беседа; -объяснение; - рассказы учителей, детей; - чтение художественной литературы. - дидактическая игра; -воображаемая ситуация в развёрнутом виде; - роль. - упражнения; - элементарные опыты; - моделирование. -продуктивная деятельность приемы - показ картин, предметов, игрушек; - показ образца; - показ способа действия - вопросы; - сравнение; - пояснения, объяснения. - внезапное появление объекта; -выполнение игровых действий; - инсценировки; - загадки; - элементы соревнования; - создание игровой ситуации. - имитация голоса, движения 3.4 Материально-технические условия реализации программы Реализация программы осуществляется в МАОУ СОШ № 92, расположенной по адресу г. Екатеринбург, ул. Ракетная, стр.6 Материально-технические условия реализации программы: методическая литература ноутбук Магнитная доска Экран Мультимедийный проектор Обучающие плакаты и таблицы 3.5. Информационное обеспечение программы Для реализации программы используются цифровые образовательные ресурсы, которые разрабатываются как комплекс средств обучения, в которые входят: • презентации; • анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения темы; • синтезированный зрительный ряд: портреты, современные сочинения; • творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала. 4. Список литературы 1. Астафьева Е. А. Играем, пишем, читаем. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006. 2. Волина В.В. Праздник букваря. – Аст-Пресс, 2016. – 384 с. 3. Удзенкова А.В. Колтыгина Л.С. Графемика.- Екатеринбург. – Литур, 2016 128 с. 4. Карленок И. В. Секреты лепки из пластилина. Шаг за шагом. – Эксмо,2014. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2012.- 143 с. 5. Скворцова И. В. Логопедические игры. – Олма Медиа Групп, 2014. -128 с. 6. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов / Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2012 - 176 с. 7. Федосова Н. А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч./ Н. А. Федосова. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2014. - 111с. (Преемственность). 8. Федосова Н. А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь 1. От рисунка к букве. – Гном и Д, 2013 – 32 с. 9. Федосова Н. А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь 2. Мои первые буквы. – Гном и Д, 2013 – 32 с. Сведения о разработчике Ярополова Оксана Николаевна, МАОУ СОШ № 92, образование высшее, стаж работы –30 лет, в МАОУ СОШ №92 - 25 лет Уральский Государственный Педагогический Университет, магистр направление психолого-педагогическое образование. Аннотация Дополнительная образовательная программа для детей 5-6 лет «Дошколенок» пропедевтический курс для дошкольников разработана с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Курс «Дошколенок» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника», снизить эмоциональную тревожность, повысить самооценку ребёнка. Программа курса «Дошколенок» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Направленность программы: социально-педагогическая. Цель: Всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, формирование общеучебных умений и навыков. Задачи: 1. Дать первоначальные математические представления 2. Дать первоначальные представления об окружающем мире 3. Развивать устную речь 4. Воспитывать культуру учебного труда 5. Готовить руку к письму 6. Сформировать позитивное отношение детей к школе 7. Смягчить период адаптации детей в первом классе Контингент обучающихся: программа рассчитана на детей с 5 до 6 лет. Продолжительность реализации программы: 1 год. Обучение проводится с сентября по апрель два раза в неделю по 4 академических часа. Итого по 60 часов на предмет. Академический час длится 25 минут, перемена 5 минут. Занятия проводятся по предметам: 1. Подготовка к обучению грамоте 2. Развитие элементарных математических представлений 3. Развитие мелкой моторики 4. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром В основу отбора содержания легли следующие принципы: учет возрастных и индивидуальных особенностей; практическая направленность; занимательность; наглядность и др. Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра.