МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №92 Приложение № 02 В составе ООП ООО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» (предметная область «Русский язык и литература») 5 класс РАЗДЕЛ 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика учебного предмета «литература» Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта. Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учѐта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Цели изучения предмета «литература» Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовнонравственных идеалов, воплощѐнных в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу. Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения. Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящѐнных литературе, чтению, книжной культуре. Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико- и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки. Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою. Место учебного предмета «литература» в учебном плане Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение». В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах — 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа в соответствии со всеми вариантами учебных планов. РАЗДЕЛ 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС Введение Мифология Мифы народов России и мира. Фольклор Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трѐх). Литература первой половины XIX века И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осѐл и Соловей», «Ворона и Лисица». А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трѐх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Литература второй половины XIX века И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Литература XIX—ХХ веков Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трѐх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова. Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лѐля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского. А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Литература XX—XXI веков Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др. Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян. Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычѐв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору). Литература народов Российской Федерации Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела». Зарубежная литература Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др. Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору). Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелѐное утро» и др. Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чѐрная стрела» и др. Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Э. СетонТомпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свѐрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др. РАЗДЕЛ 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, отражѐнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражѐнным в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природ ной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учѐтом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать про- исходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями: Базовые логические действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса); • устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; • с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учѐтом учебной задачи; • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; • выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях; • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. Работа с информацией: • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграмма- ми, иной графикой и их комбинациями; • оценивать надѐжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; • эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: • общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; • совместная деятельность: использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: • самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображѐнные в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; • самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; • эмоциональный интеллект: развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций; • принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; про- являть открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг. Предметные результаты 5 класс 1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и еѐ роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации; 2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического; 3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения: • определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; • понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма; • сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей; • сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учѐтом возраста, литературного развития обучающихся); 4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учѐтом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся); 5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту; 6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учѐтом литературного развития обучающихся); создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учѐтом литературного раз- вития обучающихся); 7) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы; 8) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития; 9) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счѐт произведений современной литературы для детей и подростков; 10) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учѐтом литературного развития обучающихся); 11) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности. РАЗДЕЛ 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы и ЦОР) 5 класс (102 часа) № п\п Темы уроков Кол-во часов Содержание урока Введение – 1 ч. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная. Мифология – 4 ч. Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форм мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Античный миф: происхождение мира и богов («Олимп»). Мифологические герои и персонажи. Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Рассказ о Гомере. 1. Книга - твой друг. 1 2. Античный миф. Миф «Олимп». 1 3. «Одиссей на острове циклопов. Полифем». 1 4. Гомер «Одиссея» (фрагмент). 1 Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. 5. Мифы древних славян. Народный миф о солнце. 1 Мифы древних славян. Народный миф о солнце. ЦОР https://resh.edu.ru https://www.yout ube.com/watch?v =yWmCPxLFW0 https://www.yout ube.com/watch?v =DZAAURU4PN I https://www.yout ube.com/watch?v =E2U4V4CSPwQ Фольклор - 9 ч. 6. Загадки. 1 7. Пословицы и поговорки. 1 Истоки устного народного творчества, его основные виды. Особенности жанра загадки. Истоки устного народного творчества, его основные виды. Особенности жанров пословиц и поговорок. Их отличия. https://resh.edu.ru https://resh.edu.ru 8. Литературная игра по теме «Пословицы и поговорки». 1 9. Самостоятельная работа по теме «Из мифологии. Из устного народного творчества». Волшебная сказка «Царевна-лягушка». 1 10. 1 11. Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». 1 12. Сказки народов России. «Падчерица». 1 13. Особенности волшебной сказки. 1 14. Письменная работа (сочинение сказки). 1 Истоки устного народного творчества, его основные виды. Особенности жанров пословиц и поговорок. Их отличия. Самостоятельная работа по теме «Из мифологии. Из устного народного творчества». Особенности жанра сказки. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика: сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты бытовых сказок и их связь с жизнью народа. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Особенности бытовой сказки. Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица». *Тематические классные часы «Культура народов Урала» Волшебная сказка (развитие представлений); структура волшебной сказки; сказочные образы; сказочный персонаж (развитие представлений) Проба пера. Сочинение волшебной сказки по заданному сюжету. https://edu.skysm art.ru https://resh.edu.ru https://www.yout ube.com/watch?v =FmJ0qGH88JU &list=PL_WBco w_7K5ZJrgs0Dre Jgi0D6iNYKvym &index=4 https://resh.edu.ru Литература первой половины XIX века – 16 ч. 15. Басни И.А. Крылова. Краткие сведения о писателе. «Ворона и лиса». 1 И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок» «Волк на псарне», «Свинья под Дубом». https://resh.edu.ru https://edu.skysm art.ru Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное басне. Образный мир басен И.А. Крылова. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Басни И.А. Крылова. «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под дубом». Контрольная работа по теме «Басня». А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта. Стихотворение А.С. Пушкина «Няне». 1 1 1 1 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Гуманистическая направленность сказки. 1 Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки. 1 * Цикл мероприятий «Всемирный день животных» . Басни, «Волк и Ягненок» «Волк на псарне», «Свинья под Дубом». Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное басне. Образный мир басен И.А. Крылова. * Цикл мероприятий «Всемирный день животных» Контрольная работа по теме «Басня». Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке Пушкина; благодарность, верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Лексическая работа. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм. https://resh.edu.ru https://edu.skysm art.ru https://www.yout ube.com/watch?v =QkBFTi_UdNs https://resh.edu.ru https://www.yout ube.com/watch?v =CrMuNvcEF3M &list=PL_WBco w_7K5ZJrgs0Dre Jgi0D6iNYKvym &index=14 https://resh.edu.ru https://edu.skysm art.ru 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. А.С. Пушкин. Образы природы в стихотворениях поэта. «Зимнее утро», «Зимний вечер» Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове. 1 Образы природы в стихотворениях поэта «Зимнее утро», «Зимний вечер». Понятие рифмы. 1 М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. 1 М.Ю. Лермонтов «Бородино». Средства художественной изобразительности в стихотворении. 1 Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. История и литература. Любовь к родине, верность долгу. *День Героев Отечества Художественное богатство стихотворения. Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора, инверсия, риторическое восклицание; звукопись (аллитерация, ассонанс); повествование, монолог, диалог. Самостоятельная работа по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Самостоятельная работа по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Краткие сведения о Н.В. Гоголе. 1 Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Оксана и кузнец Вакула. 1 1 1 https://www.yout ube.com/watch?v =d2TzDu7O6_U https://resh.edu.ru https://edu.skysm art.ru https://resh.edu.ru https://edu.skysm art.ru https://saharina.ru Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов и поверий. Зло и добро в повести. https://www.yout ube.com/watch?v =FbxdY0F1s2I https://www.yout ube.com/watch?v =at7GV6Kfhbc Повесть «Ночь перед Рождеством». Образы и сюжет повести. Зло и добро в повести. https://www.yout ube.com/watch?v =at7GV6Kfhbc&l ist=PL_WBcow_ 7K5ZJrgs0DreJgi 0D6iNYKvym&i ndex=18 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». 1 В мире художественного слова Н.В. Гоголя. Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор, комизм; сюжет; художественная деталь, автобиографическая деталь, портрет, речевая характеристика. Литература второй половины XIX века – 17 ч. 1 Детские впечатления И.С. Краткие сведения об Тургенева. Спасское-Лутовиново в И.С. Тургеневе. творческой биографии писателя. 1 Жанр рассказа. Рассказ «Муму». И.С. Тургенев «Муму». Образы центральные и Образ Герасима. второстепенные, образ Герасима. И.С. Тургенев «Муму». 1 Тематика и социально-нравственная Герасим и дворня. проблематика рассказа И.С. Герасим и барыня. Тургенева "Муму". Образы и герои Герасим и Татьяна. рассказа. 1 Тематика и социально-нравственная И.С. Тургенев «Муму». проблематика рассказа И.С. Герасим и Муму. Тургенева "Муму". Образы и герои рассказа. Подготовка к анализу эпизода рассказа И.С. Тургенева «Муму». Контрольная работа: анализ эпизода рассказа И.С. Тургенева «Муму». Краткие сведения о Н.А. Некрасове. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения. Основная тема стихотворения Н.А. Некрасова 1 Контрольная работа: анализ эпизода рассказа И.С. Тургенева «Муму». 1 Биография Н.А. Некрасова. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Особенности композиции стихотворения. Художественное своеобразие. 1 https://saharina.ru * Цикл мероприятий «Международный день толерантности» Анализ эпизода произведения. 1 1 https://edu.skysm art.ru Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к https://resh.edu.ru https://www.yout ube.com/watch?v =bknLXZCnb6E «Крестьянские дети». Отношение автора к персонажам. персонажам стихотворения. *Цикл мероприятий, посвященных Дню матери Стихотворение «Школьник». Судьба ребенка в литературе. Строфа. Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 40. Н.А. Некрасов «Школьник». 1 41. Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») Самостоятельная работа по произведениям Н.А. Некрасова. Краткие сведения о Л.Н. Толстом. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Тема и основные проблемы, поднятые в рассказе. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Две жизненные позиции в рассказе. Художественная идея рассказа. 1 Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? Сочинение «Над чем меня заставил 1 Структура сочинения-рассуждения. Понятие темы и идеи рассказа. Размышления о прочитанном. 1 Сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого 42. 43. 44. 45. 46. 47. &list=PL_WBco w_7K5ZJrgs0Dre Jgi0D6iNYKvym &index=19 https://resh.edu.ru https://edu.skysm art.ru 1 Самостоятельная работа по произведениям Н.А. Некрасова. 1 Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. https://resh.edu.ru 1 Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Сюжет и фабула. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям. https://resh.edu.ru https://edu.skysm art.ru 1 https://resh.edu.ru https://edu.skysm art.ru https://www.yout ube.com/watch?v =7wOnTgOknyE &list=PL_WBco w_7K5ZJrgs0Dre Jgi0D6iNYKvym &index=21 https://saharina.ru задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? «Кавказский пленник»? Литература XIX-XX веков – 6 ч. 48. Краткие сведения о Ф.И. Тютчеве. Стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной». 1 Поэзия ХIХ-XX веков о родной природе. Краткие сведения о Ф.И. Тютчеве. Стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной». 49. Краткие сведения об А.А. Фете. «Чудная картина…». 1 50. Краткие сведения об И.А. Бунине. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…» 1 51. Краткие сведения об А.А. Блоке. А.А. Блок. Стихотворения «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». 1 52. Краткие сведения о С.А. Есенине. Стихотворения «Поет зима - аукает...», «Нивы 1 Поэзия ХIХ-XX веков о родной природе. Краткие сведения об А.А. Фете. "Чудная картина…". Пейзажная лирика. Своеобразие изображения картин родной природы. Поэзия ХIХ-XX веков о родной природе. Детские годы И.А. Бунина. История рода. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй смысловой план в стихотворении. Поэзия ХIХ-XX веков о родной природе. Стихотворение «Летний вечер»: умение поэта чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения. Теория литературы: антитеза, пейзаж, цветопись. Поэзия ХIХ-XX веков о родной природе. Стихотворения: «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» Единство человека и https://resh.edu.ru https://edu.skysm art.ru https://www.yout ube.com/watch?v =ZeUiKSSVBMI &list=PL_WBco w_7K5ZJrgs0Dre Jgi0D6iNYKvym &index=22 https://resh.edu.ru https://edu.skysm art.ru https://resh.edu.ru сжаты, рощи голы...». 53. 54. 55. 56. 57. 58. Урок-конкурс чтецов «Поэты ХIХ-XX века о русской природе». 1 природы. Малая и большая родина. Теория литературы. Выразительное чтение наизусть стихотворений русских поэтов XIX века о родной природе. https://saharina.ru Юмористические рассказы отечественных писателей XIX-XX веков – 6 ч. 1 Детские и юношеские годы Краткие сведения об писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехове. Рассказ А.П. Чехов и писатель Антоша «Пересолил». Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказ «Пересолил»: темы, приемы создания характеров и ситуаций, отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. Рассказ «Злоумышленник»: темы, А.П. Чехов 1 «Злоумышленник». приемы создания характеров и Приемы создания ситуаций, отношение писателя к характеров и ситуаций; персонажам. Жанровое своеобразие отношение писателя к рассказа. персонажам. Жанровое * Цикл мероприятий своеобразие рассказа. «Международный день толерантности» М.М. Зощенко. М.М. Зощенко. Сведения об авторе. 1 Сведения об авторе. Рассказ «Галоша», художественное Рассказ «Галоша», своеобразие рассказа. художественное своеобразие рассказа. М.М. Зощенко. 1 М.М. Зощенко. Сведения об авторе. Сведения об авторе. Рассказ «Леля и Минька», Рассказ «Леля и художественное своеобразие Минька». рассказа. Художественное своеобразие рассказа. Урок обучения Теория литературы: рассказ; юмор 1 сочинению (юмористическая ситуация), юмористических комическая ситуация, ирония, рассказов о случае из комизм; роль детали и создании жизни. художественного образа; антитеза, метафора, градация; диалог. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. Контрольная работа по 1 Контрольная работа по теме «Из теме «Из литературы литературы ХIХ века». ХIХ-XX веков». Произведения отечественной литературы о природе и животных – 15 ч. И.А. Бунин. Рассказ «В 1 Произведения отечественной деревне» литературы о природе и животных. Рассказ «В деревне»: слияние с природой нравственноэмоциональное состояние персонажей; образ главных героев. Выразительные средства создания образов. И.А. Бунин. Рассказ 1 Произведения отечественной «Подснежник». литературы о природе и животных. Рассказ «Подснежник»: слияние с природой нравственноэмоциональное состояние персонажей; образ главных героев. Выразительные средства создания образов. Краткие сведения о 1 Краткие сведения о писателе. Л.Н. Андрееве. Л.Н. Андреев «Петька 1 Произведения отечественной на даче». Мир города в литературы о природе и животных. рассказе. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство героя; сострадание, чуткость, доброта). Л.Н. Андреев «Петька Произведения отечественной 1 на даче». литературы о природе и животных. Противопоставление Роль эпизода в создании образа города и дачи в героя; природа в жизни мальчика. рассказе. Тематика и Значение финала. Теория нравственная литературы: тема; эпизод, финал, проблематика рассказа. кольцевая композиция; контраст, деталь, эпитет; прототип, персонаж. Краткие сведения об 1 Краткие сведения о писателе. А.И. Куприне. Детство, отношение к языку. Рассказ А.И. Куприна 1 Произведения отечественной «Золотой петух». Тема, литературы о природе и животных. особенности создания Рассказ «Золотой петух». Тема, образа. особенности создания образа. Теория литературы: рассказ; финал; деталь, сравнение, эпитет; портрет героя (расширение и углубление представлений). Сочинение - рассказ об услышанном или увиденном в удивительном мире природы. 67. Сочинение - рассказ об услышанном или увиденном в удивительном мире природы. 1 68. Краткие сведения об А.П. Платонове. «Никита». 1 69. А.П. Платонов «Никита». Мир глазами ребенка. 1 70. Краткие сведения о П.П. Бажове. Сказ и сказка. «Каменный цветок». 1 71. Краткие сведения о П.П. Бажове. «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа. 1 Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа. 72. В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. «Васюткино озеро». 1 73. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа. 1 Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: цельность произведения, взаимосвязь всех элементов повествования; глубина раскрытия образа. Рассказ «Васюткино озеро» тема и идея рассказа; цельность произведения, взаимосвязь всех элементов повествования. Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка. Рассказ «Никита». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка. Краткие сведения о П.П. Бажове. Сказ и сказка. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа. https://resh.edu.ru https://edu.skysm art.ru https://resh.edu.ru https://edu.skysm art.ru https://resh.edu.ru https://www.yout ube.com/watch?v =yOw6t7g8bgw& list=PL_WBcow_ 7K5ZJrgs0DreJgi 0D6iNYKvym&i ndex=26 https://resh.edu.ru https://resh.edu.ru https://edu.skysm art.ru https://resh.edu.ru https://edu.skysm art.ru https://saharina.ru 74. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: глубина раскрытия образов рассказа. 75. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете». 76. Ю.Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова». Тема детства в военной прозе. 77. В.П. Катаев. Краткие сведения о писателе. «Сын полка». Тема детства в военной прозе. В.П. Катаев. «Сын полка». Художественное своеобразие произведения. Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. 78. 79. 80. 81. Краткие сведения о В.П. Крапивине. Мир детства в повести В.П. Крапивина «Оруженосец Кашка» (главы по выбору) Мир детства в повести В.П. Крапивина «Оруженосец Кашка» (главы по выбору) Рассказ «Васюткино озеро» тема и идея рассказа; цельность произведения, взаимосвязь всех элементов повествования; глубина раскрытия образа. Литература XX-XXI веков – 10 ч. 1 Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне». К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете». 1 Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне». Ю.Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова». Тема детства в военной прозе. Художественное своеобразие рассказа. Произведения отечественной прозы 1 на тему «Человек на войне». В.П. Катаев «Сын полка». Краткие сведения о В.П. Катаеве. Тема детства в военной прозе. 1 Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне». В.П. Катаев «Сын полка». Тема детства в военной прозе. Художественное своеобразие произведения. 1 Произведения отечественных писателей XIX-XXI веков на тему детства. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. Произведения отечественных 1 писателей XIX-XXI веков на тему детства. Краткие сведения о В.П. Крапивине. Мир детства в повести В.П. Крапивина «Оруженосец Кашка» (главы по выбору) 1 Произведения отечественных писателей XIX-XXI веков на тему детства. Мир детства в повести В.П. Крапивина «Оруженосец Кашка» 1 https://resh.edu.ru https://edu.skysm art.ru https://resh.edu.ru https://edu.skysm art.ru https://saharina.ru https://www.yout ube.com/watch?v =o1G2RQ5g46Q (главы по выбору) 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. Краткие сведения о К. 1 Произведения приключенческого Булычеве. Мир детства жанра отечественных писателей. в повести «Девочка, с Краткие сведения о К. Булычеве. которой ничего не Мир детства в повести «Девочка, с случится» (главы по которой ничего не случится» выбору) (главы по выбору) Мир детства в повести 1 Произведения приключенческого К. Булычева «Девочка, жанра отечественных писателей. с которой ничего не Мир детства в повести «Девочка, с случится» (главы по которой ничего не случится» выбору) (главы по выбору) Самостоятельная 1 Самостоятельная работа по теме «Мир детства в отечественной работа по теме «Мир литературе» детства в отечественной литературе» Литература народов Российской Федерации – 2 ч. Литература народов 1 Литература народов РФ. Р. РФ. Р. Гамзатов. Гамзатов. Краткие сведения о поэте. Краткие сведения о Стихотворение «Песня соловья» поэте. Стихотворение Художественное своеобразие поэзии. «Песня соловья» Годовая контрольная 1 Комплексная контрольная работа работа Зарубежная литература – 16 ч. Краткие сведения о 1 Краткие сведения о Х.К. Андерсене, Х.К. Андерсене. его детстве. Х.К. Андерсен. Сказка «Соловей»: Х.К. Андерсен. Сказка 1 «Соловей». Тема внешняя и внутренняя красота, внешней и внутренней добро, благодарность. Теория красоты литературы: авторская сказка (развитие представлений), авторский замысел; контраст. Л. Кэролл. «Алиса в 1 Зарубежная сказочная проза. Л. стране чудес» (главы по Кэролл. Алиса в стране чудес». выбору) Своеобразие (главы по выбору) Своеобразие волшебных мотивов в волшебных мотивов в сказке. сказке. Л. Кэролл. «Алиса в 1 Зарубежная сказочная проза. Л. стране чудес» (главы по Кэролл. Алиса в стране чудес». выбору) Своеобразие (главы по выбору) Своеобразие волшебных мотивов в волшебных мотивов в сказке. сказке. https://edu.skysm art.ru https://edu.skysm art.ru https://edu.skysm art.ru 91. Краткие сведения о М. Твене. Автобиографические мотивы в произведениях писателя. 1 Зарубежная проза о детях и подростках. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в творчестве. 92. М. Твен. Роман «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору). Мир детства и мир взрослых. 1 93. М. Твен. Роман «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору). Мир детства и мир взрослых. 1 94. Краткие сведения о Д. Лондоне. Д. Лондон «Сказание о Кише». Художественная идея произведения. 1 Зарубежная проза о детях и подростках. Роман «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору): мир детства и мир взрослых. Теория литературы: юмор (развитие представлений), приключенческая литература; композиция, сюжет, деталь. Зарубежная проза о детях и https://resh.edu.ru подростках. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. Теория литературы: юмор (развитие представлений), приключенческая литература; композиция, сюжет, деталь. Краткие сведения о писателе. Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. Повесть «Белый клык». Дж. Лондон. «Белый клык». Дж.Р. Киплинг Краткие сведения о писателе. «Рикки-Тикки-Тави». Викторина по произведению. Дж.Р. Киплинг. Повесть «Маугли». 1 95. 96. 97. 98. 99. 1 1 1 1 https://www.yout ube.com/watch?v =JoKc5jrQyOk&l ist=PL_WBcow_ 7K5ZJrgs0DreJgi 0D6iNYKvym&i ndex=34 https://resh.edu.ru Зарубежная проза о детях и подростках. Д. Лондон. «Сказание о Кише». Период раннего взросления, обстоятельств жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых. Теория литературы: рассказ, герой (развитие представлений). Зарубежная проза о животных. Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. Повесть «Белый клык». https://resh.edu.ru https://edu.skysm art.ru https://saharina.ru Зарубежная проза о животных. Дж. Лондон. «Белый клык». Зарубежная проза о животных. Дж.Р. Киплинг «Рикки-ТиккиТави». Викторина по произведению https://edu.skysm art.ru https://www.yout ube.com/watch?v =1j6afwApt94 Зарубежная проза о животных. Краткие сведения о писателе. https://edu.skysm art.ru https://edu.skysm art.ru Дж.Р.Киплинг. «Маугли». 100. Дж.Р. Киплинг. Повесть «Маугли». 1 101. Литературная игра по теме «Зарубежная литература» Рекомендации для летнего чтения 1 102. 1 Зарубежная проза о животных. Краткие сведения о писателе. Дж.Р.Киплинг. «Маугли». Литературная игра по теме «Зарубежная литература» Рекомендации для летнего чтения. * Реализация плана воспитательной работы МАОУ СОШ №92 https://edu.skysm art.ru