МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №92 Приложение № 01 В составе ООП ООО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» (предметная область «Русский язык и литература») 5 класс РАЗДЕЛ 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика предмета «Русский язык» Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России. Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения. Цели изучения предмета Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т п в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств. Место предмета в учебном плане В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования. РАЗДЕЛ 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 класс Общие сведения о языке Богатство и выразительность русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Язык и речь Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности. Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научнопопулярной литературы. Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика. Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры). Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое. Текст Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности. Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части. Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова. Повествование как тип речи. Рассказ. Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного). Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика. Информационная переработка текста: простой и сложныйплан текста. СИСТЕМА ЯЗЫКА Функциональные разновидности языка Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы). Фонетика. Графика. Орфоэпия Фонетика и графика как разделы лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Свойства русского ударения. Соотношение звуков и букв. Фонетический анализ слова. Способы обозначения [й’], мягкости согласных. Основные выразительные средства фонетики. Прописные и строчные буквы. Интонация, её функции. Основные элементы интонации. Орфография Орфография как раздел лингвистики. Понятие «орфограмма» Буквенные и небуквенные орфограммы. Правописание разделительных ъ и ь. Лексикология Лексикология как раздел лингвистики. Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря). Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка. Лексический анализ слов (в рамках изученного). Морфемика. Орфография Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание). Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука). Морфемный анализ слов. Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи. Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного). Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного). Правописание ё — о после шипящих в корне слова. Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з (-с). Правописание ы — и после приставок. Правописание ы — и после ц. Морфология. Культура речи. Орфография Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единствен- ного или только множественного числа. Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Морфологический анализ имён существительных. Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных. Правописание собственных имён существительных. Правописание ь на конце имён существительных после шипящих. Правописание безударных окончаний имён существительных. Правописание о — е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных. Правописание суффиксов -чик- — -щик-; -ек- — -ик- (-чик-) имён существительных. Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-; -раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор, -зар- — -зор-; -клан- — -клон-, -скак- — -скоч-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи. Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции. Склонение имён прилагательных. Морфологический анализ имён прилагательных. Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного). Правописание безударных окончаний имён прилагательных Правописание о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных. Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными. Глагол Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи. Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные. Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола. Спряжение глагола. Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в гла- гольных формах (в рамках изученного). Правописание корней с чередованием е // и: -бер- — -бир-,-блест- — блист-, -дер- — -дир-, -жег- — -жиг-, -мер- —-мир-, -пер- — -пир-, -стел- — -стил-, тер- — -тир-. Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих. Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова- — -ева-, -ыва- — -ива-. Правописание безударных личных окончаний глагола. Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола. Слитное и раздельное написание не с глаголами. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании. Синтаксический анализ словосочетания. Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений. Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и морфологические средства его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и морфологические средства его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным. Тире между подлежащим и сказуемым. Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени, условия, уступки). Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но). Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения. Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений. Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но). Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение). Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да. Предложения с прямой речью. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. Диалог. Пунктуационное оформление диалога на письме. Пунктуация как раздел лингвистики. РАЗДЕЛ 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числев части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов Рос- сии; проявление интереса к познанию русского языка, к исто- рии и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художествен- ной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, при- знание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологи- ческой и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития чело века, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями: Базовые логические действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; • устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; • выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; • выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. Базовые исследовательские действия: • использовать вопросы как исследовательский инструмент по- знания в языковом образовании; • формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; • составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; • использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; • использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; • эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: • общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. • совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: • самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение. • Самоконтроль: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения. • Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. • Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Предметные результаты 5 класс Общие сведения о языке Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом. Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение). Язык и речь Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практикоориентированных учебных задач и в повседневной жизни. Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научнопопулярной литературы. Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик. Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов. Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно- учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 100 слов; для сжатого изложения — не менее 110 слов). Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом. Соблюдать на письме нормы современного русского литера- турного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 90—100 слов; словарного диктанта объёмом 15—20 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 90—100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года об- учения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); уметь пользоваться разными видами лексических словарей; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета. Текст Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, одно- коренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного). Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев. Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Использовать знание основных признаков текста, особенностей функциональносмысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного). Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания. Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 70 слов). Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец. Владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста — целостность, связность, информативность). Функциональные разновидности языка Иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы. СИСТЕМА ЯЗЫКА Фонетика. Графика. Орфоэпия Характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков. Проводить фонетический анализ слов. Использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов. Орфография Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова. Распознавать изученные орфограммы. Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных ъ и ь). Лексикология Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря). Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова. Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы. Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия. Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного). Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов). Морфемика. Орфография Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка. Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова. Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука). Проводить морфемный анализ слов. Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); ы — и после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (в рамках изученного); корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного); ё — о после шипящих в корне слова; ы — и после ц. Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи. Морфология. Культура речи. Орфография Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Проводить морфологический анализ имён существительных, частичный морфологический анализ имён прилагательных, глаголов. Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Имя существительное Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи. Определять лексико-грамматические разряды имён существительных. Различать типы склонения имён существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. Проводить морфологический анализ имён существительных. Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного), употребления несклоняемых имён существительных. Соблюдать нормы правописания имён существительных: безударных окончаний; о — е (ё) после шипящих и ц в суф- фиксах и окончаниях; суффиксов -чик- — -щик-, -ек- — -ик- (-чик-); корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-; -раст- — -ращ- — рос-; -гар- — -гор-, -зар- — -зор-; -клан- — -клон-, -скак- — -скоч-; употребления/неупотребления ь на конце имён существительных после шипящих; слитное и раз- дельное написание не с именами существительными; правописание собственных имён существительных. Имя прилагательное Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи; различать полную и краткую формы имён прилагательных. Проводить частичный морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного). Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки в них ударения (в рамках изученного). Соблюдать нормы правописания имён прилагательных: безударных окончаний; о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; кратких форм имён прилагательных с основой на шипящие; нормы слитного и раздельного написания не с именами прилагательными. Глагол Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи. Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные. Называть грамматические свойства инфинитива (неопределённой формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола. Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы. Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного). Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки уда- рения в глагольных формах (в рамках изученного). Соблюдать нормы правописания глаголов: корней с чередованием е // и; использования ь после шипящих как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова- — -ева-, ыва- — -ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные); простые неосложнённые предложения; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обращением; распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые); определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме имени- тельного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным), морфологические средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного). Соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бес- союзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но); с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да; оформлять на письме диалог. РАЗДЕЛ 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы и ЦОР) 5 класс (170 часов) п № п\ 1 2 3 4 Кол - во Содержание урока часов Раздел 1. О языке и речи (4 ч.) Язык как система средств Зачем (языковых единиц). Роль языка в 1 человеку жизни человека и общества. нужен язык Лингвистика как наука о языке. Богатство и выразительность русского языка. Основные разделы лингвистики. Основные единицы языка и речи: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение. Основные лингвистические Что мы знаем 1 словари. Работа со о русском словарной статьей. языке Выдающиеся отечественные лингвисты. Темы уроков ЦО Р https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ * Международный день распространения грамотности Речь как использование языковых https://resh.edu.ru/subjec средств для общения людей t/13/5/ (речевая деятельность). Умение общаться как важная часть Что такое речь культуры человека. Речевая 1 ситуация — условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь Речь устная и письменная, https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ монологическая и диалогическая и монологическая. диалогическая. 1 Формы речи (монолог, диалог, Речь устная и полилог). Культура речевого письменная общения. Речевой этикет. Раздел 2. Повторение изученного в начальных классах (28ч.) Фонетика. Графика (4ч.) 5 Звуки и буквы. Алфавит Что обозначают буквы е,ё,ю,я 6 Фонетический разбор слова 7 1 1 1 Практическая 1 работа по теме «Фонетика» Текст (4ч.) 8 Что такое текст 1 10 Тема текста 1 11 Основная мысль текста 9 1 12 Предмет изучения фонетики как https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ раздела лингвистики. Звуки речи. Предмет изучения графики как раздела лингвистики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Способы обозначения йота. Способы обозначения мягкости согласных звуков. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательное использование в письменной речи. Порядок фонетического анализа слова. Устный и письменный фонетический анализ слова с использованием упрощённой (на данном этапе обучения) фонетической транскрипции. Стартовая диагностика. Сведения, изученные в начальной школе. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Текст как продукт речевой деятельности — речевое произведение. Основные признаки текста: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная законченность (автономность) высказывания. Тема текста. Узкая и широкая тема текста. Основная мысль текста. Заголовок текста как отражение темы или основной мысли текста. Тема и основная мысль текста; микротемы, план текста. Структура сочинения. Тема и основная мысль текста. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 1 Сочинение "Памятный день летних каникул" Письмо. Орфография (11ч.) https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 1 13 Зачем людям нужно письмо. 1 14 15 16 17 18 19 20 Орфография. Нужны ли правила Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков Буквенные сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, нщ, щн, рщ Правописание ь после шипящих на конце имён существительных и глаголов Разделительные ъ иь Правописание - тся и -ться в глаголах 1 https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 1 Употребление на письме буквенных сочетаний жи—ши, ча—ща, чу— щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ—ь; - тся/-тъся в глаголах. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 1 Буква ь и её отсутствие после https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ шипящих на конце имён существительных. Буква ь после шипящих на конце глаголов. Употребление разделительных ъ и ь. 1 1 Правописание и— ы после ц Не с глаголами https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Проверяемые и непроверяемые согласные корня. Непроизносимые согласные корня. Удвоенные согласные корня 1 22 https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 1 1 21 Письмо как величайшее достижение человечества. Значение письма. Я. К. Грот и его роль для развития русской орфографии. Что такое современная русская орфография. Понятие об орфограмме. Для чего нужны правила. Правописание слова и его значимые части. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова и их правописание. Написание -тся и -ться в глаголах на основе сопоставления звуков и букв. Использовани е орфографического словаря. Правописание слов с ци и цы на основе сопоставления и противопоставления звуков и букв. Слова — исключения из правила. Раздельное и (реже) слитное употребление не с глаголами. Ударение в некоторых глаголах, составляющих с не одно фонетическое слово. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 23 24 Правописание корней слов, а также других повторённых написаний. Безошибочное написание слов, предложенных для специального заучивания (ЗСП). Строение слова. Морфемика (2ч.) Контрольная работа: диктант с грамматическим заданием 1 1 Анализ диктанта. Почему корень, приставка, суффикс, окончание значимые части слова (морфемы). 1 25 Как образуются формы слова Устранение недочётов, выявленных https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ в ходе диктанта с грамматическим заданием. Корень, приставка, суффикс, окончание как минимальные значимые части слова. Основа слова. Образование формы слова с помощью окончания. Нулевое окончание. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Слово как часть речи (3ч.) 26 27 28 29 30 Самостоятельные 1 Имена существительные, имена части речи прилагательные, глаголы, наречия Как изменяются 1 Склонение имён существительных, имена имён прилагательных. Спряжение существительные, глаголов. имена прилагательные и глаголы Служебные 1 Предлог, союз, частица как части речи: служебные части речи. предлог, Их союз, частица особенности Текст (продолжение) – (4ч.) https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ От чего зависит порядок расположения предложений в тексте Абзац как часть текста https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 1 Смысловые отношения между предложениями текста. Зависимые и независимые предложения. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 1 Тема и основная мысль текста; микротемы, план текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части. Деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 31 План текста 1 1 32 Сжатие и развёртывание текста 33 Что изучает фонетика Звуки гласные и согласные 1 35 Слог. Ударение 1 36 37 38 Что изучает орфоэпия. Произношени е ударных и безударных гласных звуков Произношение согласных звуков. Орфоэпический анализ слова https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Систематический курс русского языка (134ч.) Фонетика. Орфоэпия (6ч.) 1 Фонетика как раздел лингвистики. https://resh.edu.ru/subjec Звуки речи. Смыслоразличительная t/13/5/ роль звуков речи. 1 34 План текста (сочинения) и его элементы. Строение абзаца: зачин (начало), развитие мысли, конец (концовка) 1 Гласные ударные и безударные. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции. Фонетический анализ слова. Изменения звуков речи в речевом потоке. Слог. Русское словесное ударение и его особенности. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных, согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический анализ слова. Орфоэпический словарь и его использование в речевой практике. Основные правила произношения согласных звуков и их сочетаний. Орфоэпический анализ слова как разновидность фонетическог о анализа. Алгоритм выполнения фонетического и орфоэпического разбора. Самостоятельная 1 работа по теме «Фонетика. Орфоэпия» Словообразование. Орфография (9ч.) https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 1 39 Работа над ошибками. Как образуются слова в русском языке 1 40 41 42 Как образуются слова в русском языке Какие 1 чередования гласных и согласных происходят в словах 1 Правописание чередующихс я гласных в корнях - лож-//-лаг-, -рос//-раст( ращ-), -гор//- гар-, -зор-//-зар- Работа над ошибками фонетического и орфоэпического разбора. Основные способы образования слов: суффиксальный, приставочный, сложение. Разбор слова по составу. Словообразовательная модель как схема построения словопределённой части речи, имеющих общность в значении и строении. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Производящая основа и словообразующие морфемы. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный, сложение и его виды. Переход слова из одной части речи в другую как способ словообразования (элементарные случаи). Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Правописание слов с корнями лож//-лаг-; -рос-//-раст-//-ращ-; -гор-//гар-; -зор-//-зар-. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 43 44 45 46 47 Практическая работа по теме «Правописани е чередующихся гласных в корнях слов» Буквы о-ё после шипящих в корнях слов Правописание неизменяемых приставок. Правописание приставок на з-с Буквы ы-и в корнях после приставок 1 чередующихс я гласных в корнях -лож-//-лаг-, рос//-раст- (-ращ), -гор-//-гар-,-зор-//зар1 1 1 Правописание о—ё после шипящих. Употребительные слова с такими корнями. Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на з/с. Употребительные слова с такими приставками. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Правописание и—ы в корнях после https://resh.edu.ru/subjec приставок. Употребительные слова с t/13/5/ такими корнями. Правописание о—ё после шипящих. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Орфографически Правописание приставок на з—с. й практикум Правописание и—ы в корнях после приставок. Лексикология и фразеология (9ч.) 1 48 1 Как определить лексическое значение слова 49 Сколько 50 лексических значений имеет слово Когда слово употребляется в переносном значении 51 Правописание Когда слово употребляется в переносном значении 1 1 1 Предмет изучения лексикологии как https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ раздела лингвистики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Знакомство с толковым словарём и его использование в речевой практике. Слова однозначные и многозначные. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ *Конкурс Языкознание для всех «Русский медвежонок» Прямое и переносное значение https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ слова. Понятие о лексической сочетаемости слов. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. Слова-синонимы, антонимы https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ (повторение). 52 1 Чем отличаются друг от друга слова-омонимы 53 54 Тематические группы слов Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова 55 1 1 1 О чём рассказывают фразеологизмы Омонимы. Взаимосвязь лексического значения, морфемного строения и написания слова. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской . Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором слов. Тематические группы слов. Родовые и видовые понятия. Этикетные слова как особая лексическая группа. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Фразеология как раздел https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ лингвистики. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Толковый словарь и его использование в речевой практике. *КТД «Международный день толерантности» Правила написания корней, а также приставок (неизменяемых и на з/с). Лексикология. Фразеология. 56 Контрольная 1 работа по теме «Орфография, лексикология и фразеология» Функциональные разновидности языка (4ч.) 57 Анализ контрольной работы. Речевая ситуация 1 Устранение недочётов, выявленных https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ в ходе контрольной работы. Стилистически значимая речевая ситуация. Речевая ситуация в тексте. Схема речевой ситуации. 58 1 Разговорная, художественная речь, стили речи 59 1 Культура речевого поведения 60 Стили речи, понятие о https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ стилистически значимой речевой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научноделовая; характеристика разговорной и художественной речи с учётом особенностей речевой ситуации, в которой используются данные функциональные разновидности языка (сфера употребления, коммуникативная функция, характерные языковые средства). Использование форм обращения и приветствия в официальной и неофициальной обстановке. *День словаря. 220 лет со дня рождения В.И. Даля 1 Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого «Барсучонок». Уметь Изложение пересказывать близко к тексту "Барсучонок содержание отрывка, сохраняя " основную мысль , последовательность изложения, выразительные средства языка. Синтаксис и пунктуация (29ч.) 61 1 Анализ изложения. Что изучает синтаксис и пунктуация 62 1 Словосочетание 63 Виды словосочетаний 1 64 Предложение. Интонация предложения 1 Анализ ошибок, допущенных в изложении. Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Слово и предложение. Роль знаков препинания в понимании смысла предложения. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Средства связи слов в словосочетании. *Цикл мероприятий, посвященных Дню матери Виды словосочетаний. Виды и средства синтаксической связи. Предложение как единица синтаксиса. Грамматическая основа. Предложение и его коммуникативная функция. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 65 1 Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения 66 1 Главные члены предложения 67 1 Тире между подлежащим и сказуемым 68 Предложения распространенные и нераспространенн ые 1 69 Второстепенные члены предложения. Дополнение 1 70 1 Определение 71 Обстоятельство 1 Основные признаки предложения. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных , вопросительных и восклицательных предложений. Виды предложений по цели высказывания (предложения повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов в предложении. Логическое ударение. Главные члены предложения. Главные члены как грамматическая основа предложения. Основные способы выражения подлежащего и сказуемого. Правила пунктуации: тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже. Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполны х предложений в устных и письменных текстах. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения). Обстоятельство, значения обстоятельств. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 72 1 Однородны е члены предложения 73 74 75 Знаки препинания 1 при однородных членах предложения 1 Обобщающе е слово перед однородными членами предложения Двоеточие после обобщающег о слова 76 1 1 Обращение 77 78 79 Знаки препинания 1 при обращении 1 Синтаксически й разбор простого предложения Самостоятельная 1 работа по теме: "Синтаксис и пунктуация простого осложненного предложения" Предложения с однородными https://resh.edu.ru/subjec членами (без союзов и с союзами а, t/13/5/ но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. *Цикл мероприятий, посвященный 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова Знаки препинания при однородных членах. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Обращение, его функции и способы https://resh.edu.ru/subjec выражения. Интонация t/13/5/ предложений с обращением. Обращение. Знаки препинания при обращении. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Порядок и образец синтаксического разбора простого предложения. https://resh.edu.ru/subjec Синтаксис и пунктуация простого осложненного предложения, t/13/5/ алгоритм выполнения разборов. 80 1 Анализ самостоятельной работы. Понятие о сложном предложении 81 Структур а сложного предложения 1 82 Знаки препинания в сложном предложении 1 83 1 Постановк а знаков препинания в сложном предложении 84 Прямая речь 1 Анализ ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Сложное предложение и его структура в сопоставлении с простым предложением. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Схемы сложных предложений и их «чтение» и составление. Союз и в сложном предложении. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Сложное предложение. Смысловое, https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных , вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. Прямая речь и её письменное и интонационное оформление. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 85 1 Знаки препинания при прямой речи 86 1 Диалог. Тире при диалоге 87 88 89 1 Повторение и обобщение изученного по синтаксису, пунктуации, орфографии 1 Повторение и обобщение изученного по синтаксису, пунктуации, орфографии 1 Контрольная работа: диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи. Прямая речь и её письменное и интонационное оформление. Диалог. Интонационное и пунктуационное оформление диалога. Тире при диалоге. Диалог и его оформление на письме. Повторение и обобщение изученного по синтаксису, пунктуации, орфографии. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Повторение и обобщение изученного по синтаксису, пунктуации, орфографии. Диктант по теме «Синтаксис и пунктуация сложного предложения» и задания к нему. пунктуация сложного предложения» Типы речи. Строение текста (8ч.) 90 1 Анализ диктанта. Что такое типы речи Устранение недочетов, выявленных https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ в ходе контрольного диктанта с грамматическим заданием. Понятие о функциональных разновидностях языка. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их особенности. 91 1 Описание, повествование, рассуждение 92 1 Описание, повествование, рассуждение 93 1 Оценка действительности 94 1 Строение текста типа рассуждениядоказательства 95 1 Строение текста типа рассуждениядоказательства 96 Практическая 1 работа. Анализ текста: определение типа речи Особенности строения фрагментов текста с определенным типовым значением: лицо и его действия, предмет и его признаки, рассуждение-доказательство, оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом тексте. Типовые фрагменты текста: изобразительное повествование, описание предмета, рассуждениедоказательство, оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента). Оценка действительности и способы её выражения. Положительная иотрицательная оценка предметов, их признаков, действий и состояний. Создание текстов с оценочными высказываниями. Сочинение по фотографии о ландышах. Текст типа рассуждениядоказательства. Схема развёртывания такого текста: тезис— аргументы, примеры— вывод. Информационная переработка текста. Простой и сложный план текста. Сжатое изложение содержания текста. *Цикл мероприятий нравственности» Практическая работа определению типа речи. «Уроки по https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 97 1 Соединение Соединение типов речи в одном типов речи в тексте. Изложение одном тексте. «Джек здоровается» Изложение «Джек здоровается» Морфология. Орфография (2ч.) 98 1 Анализ изложения. Морфология. Что изучает морфология 99 1 Самостоятельны е и служебные части речи. Междомети я Анализ ошибок, допущенных в изложении. Морфология как раздел лингвистики. Грамматическо е значение слова. Части речи как лексико-грамматические классы слов. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомствос грамматикоорфографическим словарем. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Не с глаголами: правило и исключения. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Глагол (22ч.) 10 0 10 1 10 1 Что обозначает глагол 1 Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами Словообразование 1 Основные способы https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ образования https://resh.edu.ru/subjec 2 глаголов 10 3 Правописание приставок прии пре- 10 4 глаголов. Приставочный и суффиксальный способы образования глаголов. Орфографические правила и исключения. Семантическая основа выбора написания данных приставок. Орфографические правила и исключения. Семантическая основа выбора написания данных приставок. Правописание слов с неясной этимологией и заимствованных слов. Виды глагола: совершенный и несовершенный Корни с чередованием и—е (-мир-//мер-; -тир- // -тер- и др.), их правописание. Глаголы с чередующимися гласными е — и в корне. Инфинитив как начальная форма глагола. Возвратные глаголы. Правописание - тся и -ться в глаголах (закрепление). t/13/5/ 1 Возвратные глаголы. Правописание - тся и -ться в глаголах (закрепление). https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 1 Наклонение глагола. Время глагола. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола . Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание. Повелительное наклонение; значение, образование, правописание. Понятие 1 1 Правописание приставок прии пре- 10 5 10 6 Виды глагола 10 7 10 8 Инфинитив 1 Возвратные глаголы. Правописание – тся и -ться в глаголах (закрепление) Возвратные глаголы. Правописание – тся и -ться в глаголах (закрепление) 1 10 9 1 1 Корни с чередованием Е-И. 11 0 Наклонение глаголов https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ об изъявительном, повелительном и условном (сослагательном) наклонении глагола. 11 Как образуется 1 сослагательное (условное) наклонение глаголов 11 2 11 3 11 4 11 5 1 1 Как образуется повелительное наклонение глаголов 1 Времена глагола Настоящее 1 , будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении 1 Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время) Сослагательное (условное) https://resh.edu.ru/subjec наклонение глагола. Раздельное написание частицы бы с глаголами в форме сослагательного наклонения. Повелительное наклонение глагола и его формы. Формы повелительного наклонения от глаголов лечь, положить, класть, ехать, бриться. Порядок и образец морфологического анализа глагола Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. Формы прошедшего времени глагола. Ударение в глаголах прошедшего времени. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. t/13/5/ Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время). https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 11 6 11 7 11 8 11 9 12 0 12 1 12 2 12 3 Спряжение глаголов. Лицо и число. Разноспрягаемые глаголы Правописани е личных окончаний глаголов Правописани е личных окончаний глаголов Безличные глаголы. Правильное употребление глаголов в речи 1 Разноспрягаемые глаголы. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 1 Правила и образец рассуждения при спряжении глаголов с безударным личным окончанием. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 1 Правила и образец рассуждения при спряжении глаголов с безударным личным окончанием. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 1 Безличные глаголы. Правильное употребление глаголов в речи, личных форм глаголов. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Переходные и непереходны е глаголы 1 Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ *Международный день родного языка Правописание и правильное употребление глаголов. Самостоятельная 1 работа по теме «Правописание глаголов» Строение текста (продолжение) – (4ч.) 1 Анализ самостоятельной работы. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях 1 Анализ ошибок, допущенных в https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ контрольной работе. Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста. Способы связи предложений в тексте: параллельный и последовательный. Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова. «Данное» и «новое» в предложениях текста. Место «данного» и «нового» в предложениях текста. Ошибки в порядке слов и их исправление. 12 4 12 5 12 6 Строение текста типа повествования. Редактирование Строение текстов и исправление ошибок, текста типа связанных с информационной повествования переработкой текста повествовательного характера. Повествовательные зарисовки (этюды). 1 Повествовательные зарисовки Сочинение(этюды). повествование на Культура речи. тему Правильное «Пробуждение использование в речи от спячки» видовременных форм; верное произношение отдельных глагольных форм. Текстовая функция видовременных форм. Имя существительное (17ч.) 1 1 Что обозначает имя существительное 12 7 Словообразовани е имен существительных 1 12 8 Употребление суффиксов чик- щик 1 12 9 13 0 Употребление 1 суффиксов ек-ик 1 Правописание о- е(ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Грамматические признаки имени существительного, морфологические признаки, синтаксическая роль. Основные способы образования имён существительных. Имена существительные со значением отвлечённого действия. Правописание суффиксов -чик-, щик. Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик- (-щик-), -ек- (-ик-). Правописание суффиксов -ек-, -ик-. Орфографические правила данной теме и их применение. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ по https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 13 1 13 2 13 3 13 4 13 5 13 6 13 7 13 8 13 9 Правописание сложных имён существительных Правописани е сложных имён существительных Слитное и раздельное написание НЕ с существительным ии прилагательными. Одушевлённые и неодушевлённые существительные. 1 Орфографические правила данной теме и их применение. по https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 1 Орфографические правила данной теме и их применение. по https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 1 Правописание не с именами существительными. 1 1 Собственные и нарицательные существительные 1 Род имён существительных Существительные 1 общего рода. Род несклоняемых имён существительных 1 Число имён существительных. Существительные , имеющие форму только единственного или только множественного числа 1 Падеж и склонение существительных Правил а слитного и раздельного написания не с именами существительными и прилагательными. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные . Олицетворение. Собственные и нарицательные имена существительные. Употребление прописной буквы для обозначения имён собственных на письме. Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского , женского, среднего рода. Род имен существительных. Существительные общего рода. Существительные, не имеющие https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ родовой характеристики. Формы числа имён https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ существительных. Употребление в речи имён существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа. Три склонения имён https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ существительных. План и образцы морфологического анализа слов этой части речи 14 0 1 Правописани е безударных окончаний существительных 14 1 1 Употреблени е имён существительных в речи Правописание безударны х окончаний имен существительных. Орфографические правила и способы их применения. Имена существительные в https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ художественном тексте: их образная и экспрессивная роль. Правильное употребление в речи имен существительных с учетом их родовой отнесенности и особенностей образования форм именительного и родительного падежа множественного числа. Использование словарей грамматических трудностей русского языка. Правильное и выразительное употребление в речи имен существительных , прилагательных и глаголов. Проверка уровня сформированности умений в области орфографии, пунктуации. 14 2 Самостоятельная 1 работа: диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» Строение текста (продолжение) – (6ч.) 14 3 Анализ диктанта. Строение текста типа описания предмета 14 4 1 1 Редактирование текстов типа описания предмета https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Описание предмета. Строение текста типа описания предмета. Способы выражения «данного» и «нового» в таких текстах (фрагментах текстов). Способы выражения «данного» и «нового» в текстах-описаниях (фрагментах текстов). Правильное согласование в роде со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, мигрень, мозоль, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе) 14 5 Создание текстов типа описания предмета художественного и делового стилей 14 6 1 Сочинение по картине «История жизни оленя» Соединение 1 Типологический анализ текста с типов речи в разными типами речи. Ведущий тип тексте. речи. Анализ и редактирование текста Обучающее 1 План и типологическая схема сочинение «Что я текста сочинения. люблю делать и почему» или «Как я однажды пёк (пекла) пироги» Имя прилагательное (18ч.) 14 7 14 8 14 9 1 1 Анализ сочинения. Что обозначает имя прилагательное 15 0 Изложение «Друг детства» 1 15 1 Анализ изложения 1 Художественное и деловое описание предмета. Этюдызарисовки. Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара чулок; группа грузин, бурят и др. Сочинение по картине. Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологически е признаки, роль в предложении. Начальная форма. Подробное изложение. Сохранение типологической структуры текста при пересказе. Анализ ошибок, допущенных при написании изложения. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 15 2 15 3 15 4 15 5 15 6 15 7 15 8 15 9 16 0 16 1 Разряды прилагательных по значению Качественные, относительные, притяжательные прилагательные Промежуточна я аттестация: контрольная работа в формате ВПР Промежуточна я аттестация: контрольная работа в формате ВПР 1 Прилагательные качественные, https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ относительные и притяжательные. 1 Разряды имен прилагательных по https://resh.edu.ru/subjec значению: прилагательные t/13/5/ 1 1 Проверка уровня сформированности умений в области орфографии, пунктуации. 1 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов. Безударные окончания имён прилагательных и правила их написания Основные способы образования имен прилагательных. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Прилагательные полные и краткие, их роль в, предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий. Правильное произношение краткой формы прилагательных (сильна), прилагательных с твердыми и мягкими основами (бескрайный— бескрайний, искренно—искренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее). Стилистическая роль имен прилагательных. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий. Правописание суффиксов -к- и -скв именах прилагательных. https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ Анализ контрольной работы Правописание 1 окончаний имён прилагательных Словообразовани 1 е имён прилагательных 1 Прилагательные полные и краткие. 1 Правописани е кратких прилагательных с основой на шипящий. Суффиксы -к- и - ск- в именах прилагательных качественные, относительные и притяжательные. Проверка уровня сформированности умений в области орфографии, пунктуации. 1 https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ 16 2 Правописание Н и НН в именах прилагательных. 1 16 3 Правописани е сложных имён прилагательных 1 16 4 16 5 16 6 16 7 16 8 Правописание Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных. Правописание сложных имён прилагательных. Правописание сложных слов. Уместное https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ https://resh.edu.ru/subjec t/13/5/ использование слов с суффиксами оценки в собственной речи. Правильное употребление сложносокращённых слов (элементарные случаи). 1 Степени сравнения качественных https://resh.edu.ru/subjec Степени t/13/5/ прилагательных, их образование и сравнения грамматические признаки. Степени прилагательных. сравнения имен прилагательных. 1 Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в Как художественном тексте. Эпитеты. образуется Синонимия имен прилагательных. сравнительная Употребление прилагательных в степень переносном значении. прилагательных. Сравнительная степень прилагательного. 1 Превосходная степень Как прилагательного. Правильное образуется употребление в речи степеней превосходная сравнения и полных и кратких форм степень. имен прилагательных. Морфологически Использование словарей й разбор грамматических трудностей прилагательных русского языка. Морфологический разбор прилагательных. Повторение изученного материала (4ч.) Повторение изученного материала. Фонетика и графика. Орфоэпия Повторени е изученного материала. Лексика и 1 Основные понятия фонетики и графики. Основные понятия орфоэпии. Орфоэпические нормы. Фонетический и орфоэпический анализ. 1 Основные понятия лексики и словообразования. Основны е понятия лексикографии. словообразование 16 9 17 0 Повторени 1 е изученного материала. Способы словообразования. Связь словообразования и правописания Повторение 1 Способы словообразования. Связь словообразования и правописания. изученного материала. Синтаксис и пунктуация пунктуации. Основные понятия синтаксиса и * Реализация плана воспитательной работы МАОУ СОШ №92 науровне основного общего образования.