ДООП Мой край в истории России 2022-2023

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №92

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДАЮ:

Решением педагогического совета

Директором МОАУ СОШ № 92

МАОУ СОШ № 92

М.О. Калинин _______________

Протокол №1 от 30.08.2022

Приказ № 177 – О от 01.09.2022

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мой край в истории России»

Направленность: туристко-краеведческая
Срок реализации: 1 год
Возраст: 7 – 12 лет

Составитель:
Левченко Любовь Дмитриевна,
педагог дополнительного образования,
МАОУ СОШ № 92

Екатеринбург, 2022

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой
край в истории России» туристско-краеведческой направленности разработана
для обучающихся 7 - 12 лет.
Вид программы — модифицированная.
Уровень - ознакомительный.
Программа рассчитана на 1 год.
Количество обучающихся в группе - 15 человек.
Общий объем часов в год - 70. Количество часов в неделю - 2.
Занятия в рамках работы кружка «Мой край в истории России» могут посещать и
дети с ОВЗ (с нарушениями слуха, речи).
Ведущие формы и методы работы
Организационной формой процесса обучения является групповое занятие.
Ведущие методы работы:
- лекционные занятия (рассказ, беседа, объяснение, пояснение, показ
телевизионных фильмов, презентаций и т.д.);
- практические упражнения и выполнение творческих заданий в соответствии с
разделами обучения;
- стимулирование - создание ситуации успеха.
Программа дополнительного образования «Мой край в истории России»
составлена на основе программы «Введение в народоведение» авторов М.Ю.
Новицкой и В.Н. Иванченко. Программа адаптирована к условиям учебного
плана МАОУ СОШ № 92, материально-технической базе образовательной
организации, а также особенностям культурно - исторического наследия Урала и
всей России. В ней учтен национально-региональный компонент и интеграция в
предметные области русского языка, литературы, письма, развития речи,
музыки, искусства и технологии.
Система работы направлена на преодоление негативных особенностей
эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной
деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию
познавательной деятельности.
Данная дополнительная образовательная программа выступает как
средство удовлетворения потребностей:
а) учащегося, поскольку является средством осуществления его личностных
запросов. В этом аспекте ОП реализует право ребенка на сохранение своей
индивидуальности, зафиксированное в ст. 8 «Конвенции о правах ребенка»;
б) родителей, поскольку является «гарантией наилучшего обеспечения
интересов ребенка» (ст.3 «Конвенции о правах ребенка»);

в) педагога дополнительного образования, как гарантия права на
самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности, как
право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и
инновационных технологий;
г) МАОУ СОШ № 92, поскольку дает право на реализацию
образовательной деятельности;
д) общества, поскольку будущее общества определяется здоровым развитием
ребенка.
Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана
с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и
художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.
Уважение к стране, в которой живёшь, её достижениям, самоуважение у
людей формируется при условии знания своей культуры, понимания своего
места в мире природы и в мире людей. Особенно важно воспитать эти качества у
подрастающего поколения.
Одна из задач дополнительного образования - сделать изучение народной
культуры частью всего образовательного процесса. Поэтому возникла
необходимость в разработке дополнительной общеразвивающей программы,
способствующей приобщить детей к глубинному традиционному наследию
уральцев и народов, населяющих Россию.
Программа построена на освоении мировоззренческой проблемы
«единство годового круга жизни природы и человека». Календарно-обрядовая
деятельность народа предстанет перед учащимся как способ, которым люди
раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой. Ребенок узнает, как
представления народа о происхождении и устройстве Вселенной выявляют себя
через загадки, сюжеты и образы народных сказок; какое место во Вселенной, по
народным воззрениям, занимал человек на протяжении своей жизни и после нее;
как эти воззрения отражаются в календарных обрядах, в символике народного
костюма и жилища уральцев и народов России.
Актуальность данной образовательной программы в том, что кроме чисто
познавательного аспекта, она имеет важное воспитательное значение, так как
показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры
Урала, способствует формированию осознанного гражданско-патриотического
чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены
веками длительного исторического пути развития нашего народа.
Новизна данной образовательной программы в том, что в ней
представлены современные идеи развития народного творчества: устнопоэтическое, музыкально-песенное,
хореографическое, изобразительно
прикладное, которые нашли своё отражение в содержании программы. Для

ученика весьма полезно знакомиться с миром искусства и народной культурой
не только теоретически, но и на практических занятиях.
Педагогическая
целесообразность
образовательной
программы
прослеживается во включение в неё разделов: «Человек и его взаимоотношения с
природой», «Человек и его семья» и «Человек и история его народа» и
дальнейшем использовании данного материала на уроках литературы и русского
языка, истории, ИЗО, технологии и др.
Специфика данной программы заключается в том, чтобы, опираясь на
конкретный материал, научить обучающихся понимать народное мировоззрение,
психологию, определённую систему традиционных художественных средств,
которая имеет единые философско-психологические и мифопоэтические истоки
в глубокой древности.
Реализация данной дополнительной образовательной программы позволит
обучающимся расширить свой кругозор, научиться вести отбор необходимой
информации, анализировать, делать выводы, приобрести навыки общения,
культуры поведения в общественных местах, а также знать и оценивать
творческое наследие предков.
Данная программа учитывает местные особенности: наличие собственных
певческой и хореографической традиций, характерных ремесел и промыслов,
специфики в народном костюме, утвари, архитектуре, своеобразие исторической
судьбы края. Все это сказывается в отличительных чертах народного искусства,
в стилистических, сюжетно-тематических, образных, жанровых вариациях.
Занятия предполагается проводить в форме бесед, просмотров
кинофильмов, заочных экскурсий и путешествий, изготовления поделок. Кроме
того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы - подготовка
сообщений, рефератов, работа в электронных библиотеках. Учитываются
интересы учащегося к выполнению творческих заданий, оказывается помощь
при их выборе и выполнении. При этом большая роль отводится индивидуально
- личностному подходу. Детям предлагается выбирать задания по желанию из
ряда предложенных.
В процессе изучения каждой темы проводится отслеживание у
обучающегося уровня усвоения знаний при помощи системы тестовых заданий,
вопросников, викторин и прочее.
В ходе реализации данной образовательной программы запланировано
участие детей в выставках, конкурсах, праздничных мероприятиях. К концу
обучения по данной образовательной программе предполагается, что
обучающиеся, получив прочные, глубокие знания по истории своего края,
готовят сообщения и сочинения.
В течение учебного года проводится мониторинг освоения данной

образовательной программы посредством проведения тестов.
Структура дополнительной общеобразовательной программы
«Мой край в истории России»
Данная образовательная программа первого года обучения призвана
показать самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры
во всей ее предметной, вещной конкретике. Учит понимать художественный
язык народного искусства, с помощью которого в обряде, сказке, хороводе,
костюме, утвари, архитектуре и т.д. воплощены смысловые зерна народного
мировоззрения. Так же материал программы помогает подготовить детей к
дальнейшему освоению разных типов культуры. Профессиональная
художественная культура, начиная со времен Древней Руси, и другие
национальные культуры, с которыми русская культура вступала во
взаимодействие, предстают как составные части общего мирового культурноисторического процесса. Это дает возможность понимать и общаться между
собой людям разных национальностей и разных исторических эпох. В наше
время это особенно необходимо для формирования у обучающихся
уважительного отношения к разным национальным формам культуры. Так
складывается представление о мировой культуре, не замкнутой, а открытой в
обилии исторических пластов, связей и влияний.
Сквозная сюжетика занятий по образовательной программе построена на
освоении мировоззренческой проблемы «Единство годового круга жизни
природы и человека». Календарно-обрядовая деятельность народа предстанет
как способ, с помощью которого люди раньше выстраивали свои
взаимоотношения с природой, со всем огромным миром, в котором они живут.
Дети узнают, как космогонические представления народа выявляют себя через
стройную систему загадок, через сюжеты и образы народных сказок; какое место
во Вселенной, по народным воззрениям, занимал человек на протяжении своей
жизни и после нее; как эти воззрения отражаются в календарных обрядах, в
символике народного костюма и жилища. Единство человека и Вселенной,
микро- и макрокосма, явится детям, как и их далеким предкам, в образах
Мирового древа и Терема. Терем как образ Мироздания и дом как материальная
и духовная основа семьи — понятия в народном мировоззрении
взаимосвязанные. Они возникают в ходе работы по образовательной программе
II года обучения. Затем, на третьем году обучения, понятие дома становится
ведущим.
Цели программы:
- приобщение детей к ценностям историко-культурного прошлого и настоящего
их большой и малой Родины с точки зрения русской традиционной культуры,

раскрытие перед ней системы миропонимания, выработанной нашими предками;
- создание условий для самореализации и самоутверждения обучающихся в
социуме в процессе изучения истории родного края и России;
- выявление и раскрытие духовных, творческих и организационных
потенциалов личности учащегося, развитие эстетического вкуса и воспитание
чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества путем привития
навыков прикладного труда и художественного творчества.
Задачи программы
Обучающие:
- показать самобытность уральцев и русского народа, проявляющуюся в их
будничной и праздничной культуре, в творчестве народных мастеров, а так же
различных жанров устного народного творчества;
- формировать у обучающихся свойства общественно - активной личности,
умеющей ориентироваться и находить своё место в социуме, стать
продолжателем лучших традиций и носителем лучших моральных качеств,
присущих уральскому народу, таких как: честность, умение и желание служить
Родине, взаимопомощь, уважительное отношение к старшим.
Развивающие:
- развивать у детей навыки открытия закономерностей красоты и добра в
творчестве народов России.
- знакомить и приобщать обучающихся к культуре России и Урала, осваивать
культурные традиции многочисленных народов, населяющих Россию и Урал,
воспитывать толерантное отношение к культуре других народов.
Воспитательные:
- воспитать уважение к историческому наследию предшествующих поколений,
бережное отношение к истории и культуре Урала и народов России.
Прогнозируемый результат:
1.
Умение работать с различными видами источников.
2.
Владение определенной терминологией.
3.
Знание истории родного края.
4.
Систематическое формирование положительных качеств обучающихся.
5.
Укрепление и сохранение здоровья обучающихся через творческую
деятельность.
6.
Формирование внутренней и внешней культуры обучающегося.
7.
Воспитание творческой активности.
8.
Способствовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни.
9.
Воспитание бережного отношения к природе.

Основные требования к обучающимся
К концу обучения по дополнительной программе «Мой край в истории
России» обучающиеся будут знать:
- что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки,
прибаутки, пословицы и потешки;
- историю возникновения различных праздников;
- традиции и обряды России;
- отличие народной песни и авторской;
- различные народные игрушки, куклы-обережки России; будут уметь:
- отличать пословицы и поговорки;
- исполнять народную песню;
- отличать различные виды росписи;
- проводить русские народные игры;
- изображать элементы русского народного костюма.
Обучающиеся приобретут:
Знания о культуре и быте русских игрушечных мастеров; об истории
России и малой Родины — Урала; о современной малой Родине, о ее фауне и
флоре; о больших и малых городах России и их значении; о государственной
символике; о народных костюмах российских губерний; об основных жанрах
изобразительного искусства; о возможностях изобразительных материалов
(гуашь, акварельная окраска); об отличительных особенностях изделий
народных промыслов (Городецкая роспись по дереву, Хохломская роспись по
дереву, Семеновская роспись матрешки, Крутецкая роспись матрешки, ПолховМайданская роспись матрешки; разнообразие видов Богородской игрушки); о
понятии тонового и цветового контрастов.
Будут уметь отличать объемные и плоские формы; передавать форму
предмета, сравнивать предметы по величине, точно передавать это отношение;
получать составные цвета и оттенки цветов; различать теплую и холодную гамму
красок; передавать свое отношение к изображаемому предмету, используя
возможности композиции, рисунка, цвета; изображать простые движения.
Приобретут первоначальные навыки в технике росписи пером, тушью,
акварелью.
Поэтапная результативность усвоения дополнительной образовательной
программы отслеживается на занятиях, завершающих цикл обучения. По тому,
каким образом учащиеся самостоятельно, без помощи педагога, добиваются
решения поставленной перед ним задачи, делается вывод об эффективности
применяемых приемов и методов обучения на данном этапе, доступности
материала, возросшему уровню творческого мышления. По результатам

проведения мониторинга обученности, т.е. результатов диагностик: входной,
промежуточной и итоговой, отслеживается уровень усвоения предложенного
учебного материала учащимся. При необходимости вносятся коррективы в
образовательную область дополнительной общеразвивающей программы.
Формы и виды контроля.
Определение результативности обучения. Оценочные материалы
В учебном процессе используются групповые формы контроля освоения курса
программы. Виды, формы и методы контроля, а также цель и время их
проведения указаны в таблице.
Виды
контроля,
сроки
Текущий
(в
течение
всего
учебного года)

Содержание

Выявление ошибок и
успехов в освоении
материала.

Формы контроля

Индивидуальный
Групповой

Методы контроля

Выполнение практических
и
творческих заданий
Опрос по пройденному
материалу
Наблюдение

Аттестац
ия
Индивидуальный

- Первая (конец 1го полугодия)

Отслеживание
динамики,
прогнозирование
результативности
дальнейшего
обучения

Групповой

Опрос по пройденному
теоретическому
материалу
Выполнение практических
и
творческих заданий
Открытое занятие
Наблюдение

- Вторая (конец
всего курса
обучения)

Наблюдение
Определение
уровня
Индивидуальный
сформированности
знаний, умений и Групповой
навыков
окончании
курса обучения по
программе.

Опрос по пройденному
теоретическому
материалу
по
всегоВыполнение
практических
и
творческих заданий

Аттестация осуществляется через механизмы групповой и индивидуальной
работы, которая проходит в виде опроса в форме теста по отдельным темам
пройденного материала, выполнение практических и творческих заданий.
В процессе аттестации отслеживается динамика развития обучающихся
по основным критериям.
1. Осмысленность и свободное использование специальной терминологии;
2. Соответствие уровня подготовки программным требованиям;
3. Творческое отношение к выполнению поставленной задачи;
4. Уровень развития чувства коллективизма, ответственности, умения
работать в команде. После освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы документ не выдается.

Учебно-тематический план
№

Наименование

п/
п

раздела, темы

1
2

3
4

5

6

7

Кто мы? Откуда мы?
Чем живы?
О чем расскажет
нам
детская считалка?
Вслед за
солнышком
живём
Сентябрь.
Открываем сюжет
года

Октябрь

Ноябрь

Количество часов
Всего

Практика

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

организации
занятий

аттестации,
диагностики,
контроля

03.09
Игры.

17.09

Практическая
работа.
Конкурсы.

24.09

8

8

2

2

8

2

2

Выставка.
Работа
«Осень»

6

01.10
08.10
15.10
22.10

Практическая
работа.

Вернисаж.

6

12.11
19.11
26.11
03.12

Практическая
работа.

Участие в
конкурсе

6

10.12
17.12
24.12
14.01

6

21.01
28.01
04.02
11.02

Декабрь.

Январь

Даты
Проведе
ния
занятий

Формы

10.09

8

8

Теория

Формы

Практикум.

Практическая
работа.

Участие в
конкурсе.

Инструктаж по
ТБ.

Выставка.
9

Февраль.
8

2

6

18.02
25.02
03.03
10.03
17.03
24.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05

10 Март - апрель
11 Май
Итого:

16

6

10

6

2

4

70

22

48

12.05
19.05
26.05

Практическая
работа.

Конкурс
«Самый
вкусный
блин»

Практическая
работа.

Викторина.

Практическая
работа.

Заключитель
ное занятие

Содержание учебного
плана Кто мы? Откуда мы? Чем живы? (2 часа)
Что у нас общего и чем мы отличаемся? (Понятия о народе, народной
культуре, о многообразии видов народной художественной культуры; об
исторической народной памяти, ее глубине и формах.) Рассматривание
изображения райских птиц с человеческим лицом - Алконоста и Сирина.
Знакомство с русской и колыбельной песней, с русской закличкой солнца. Из
рода в род. Какого роду, племени? Родословное древо.
О чем расскажет нам детская считалка? (2 часа)
По памяти, что по грамоте. «Из уст в уста». Традиции. Разучивание потешек,
считалок.
Вслед за солнышком живем (2 часа)
Ритм. Элемент. Ритм в орнаменте, считалке, цвете. Создание ритмичного
узора
Перводан, другодан...
Сентябрь. Открываем сюжет года (2 часа)
Чудо-древо. Осеннее новолетие - новые новины. Народный календарь.
Обряды и обычаи осеннего нового года. Сентябрь лето провожает, осень
встречает. Сентябрь в народном календаре. Рисование веточки вереска.
Всякому лету - аминь! День осеннего равноденствия.

Октябрь (8 часов)
Октябрь - листопад. «Листопад, грязник, свадебник, грудень». Рисование
кленового листа.
Изобразительное прикладное искусство - часть народной культуры.
Позимник. Харитины - первые холстины. Роспись прялки.
Ноябрь (8 часов)
Ноябрь - ворота зимы. Синичкин праздник Игра «Совушка». Рисуем синичку.
Осень - время охоты и рыбалки. Загадки о животных. Рисование
пластилином. Рыбка. Кузьминки - об осени поминки. Аппликация.
«Салфетка».
Декабрь (8 часов)
Живём по народному календарю зимы. Понятия: «зимник, студень,
стужайло, снежань». Роспись коня. Как учились в старину. Наум - грамотник.
Изготовление закладки. Святки. Разучивание рождественских колядок.
Январь (8 часов)
Рождество семейный праздник. Понятие «просинец». Изготовление сувенира
«Ангелок». Зимние посиделки. Разучивание народных игр. Крещение.
Понятие «сечень». Крещенские обряды. Рисование сказочного домика.
Февраль (8 часов)
Февраль. Зимние забавы. Понятия «бокогрей, лютый, снежень, широкие
дороги, кривые дороги».
Детские забавы. Аппликация «Снеговик». Февраль зиму замыкает.
Аппликация «Снегири». Сретенье - встреча весны. Разучивание заклички,
народных игр. Широкая масленица - проводы зимы. Масленичная неделя.
Обычаи, обряды. Роспись саночек (мезенская роспись). Широкая масленица проводы зимы. Праздник «Масленица».
Март - апрель (16 часов)
Март - утро года. Понятия «протальник, зимобор, водотёк». Весеннее
новогодье. Закличка весны. Оригами «Грач». Жавороночки, прилетите к нам!
День Сороки - вторая встреча весны. Весеннее равноденствие. Обряд
заклинания весны. Благовещенье - третья встреча весны. Роспись свистулек.
Вербное воскресенье. Понятие «вербохлёст». Народные приговорки. Рисуем
веточку вербы. Светлое воскресенье. Радостная неделя. Народная игра
«Карусели». Хороводные песни. Апрель, апрель - на дворе звенит капель.
Понятия «цветень, берёзозол»
Первые весенние цветы. Рисуем скворечник.
Май (6 часов)
Воин, земледелец и пастырь. Егорьев день. Разучивание песенки к
Егорьеву дню. Изготовление из пластилина фигурного печенья. Ай, ай,

месяц май! Понятия «травник, травень». Аппликация праздничного
хоровода. Зелёные святки. Вознесенье. Троица. Аппликация «Березка».
Здравствуй, лето красное! Понятия «июнь, июль, август», «летний
солнцеворот». Рисуем лето.
Календарно-тематическое планирование
№

Тема занятия

1.

Сентябрь. Кто мы? Откуда мы? Чем
живы?

2

2.

О чем расскажет нам детская считалка?

2

3.
4.
5.

Вслед за солнышком живём

2
2

6.

Открываем сюжет года
Октябрь - листопад. «Листопад,
грязник, свадебник, грудень»
Изобразительное прикладное искусство
- часть народной культуры

Кол-во часов

2

Практика

2

1

1

1

1

1

1

2

2

7.

Рисование кленового листа

2

8.

Позимник. Харитины - первые
холстины. Роспись прялки

2

9.

Теория

2

1

1

0

2

1
1

1
1

Ноябрь - ворота зимы. Синичкин
праздник Игра «Совушка»

10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.

Рисуем синичку. Осень - время охоты и
рыбалки
Загадки о животных. Рисование
пластилином. Рыбка
Кузьминки - об осени поминки.
Аппликация. «Салфетка»
Декабрь. Живём по народному
календарю зимы. Понятия: «зимник,
студень, стужайло,
снежань»
Роспись коня. Как учились в старину.
Наум - грамотник
Наум - грамотник. Изготовление
закладки
Святки. Разучивание

2

2

2

1

1

2

1

1

2

2

2

1

2
2

1
2

1

1

17.
18.
19.
20.
21.

рождественских колядок.
Аттестация
Январь. Рождество семейный
праздник. Понятие «просинец»
Изготовление сувенира «Ангелок».
Зимние посиделки
Разучивание народных игр. Крещение.
Понятие «сечень»
Крещенские обряды. Рисование
сказочного домика
Февраль. Зимние забавы. Понятия
«бокогрей, лютый, снежень, широкие
дороги, кривые дороги». Детские
забавы

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.
30.
31.

Аппликация «Снеговик». Февраль зиму
замыкает. Аппликация «Снегири».
Сретенье - встреча весны
Разучивание заклички, народных игр.
Широкая масленица - проводы зимы.
Масленичная
неделя
Обычаи, обряды. Роспись саночек
(мезенская роспись). Праздник
«Масленица»
Март - утро года. Понятия
«протальник, зимобор, водотёк».
Весеннее новогодье. Закличка
весны
Оригами «Грач». Жавороночки,
прилетите к нам! День Сороки - вторая
встреча весны
Весеннее равноденствие. Обряд
заклинания весны. Благовещенье третья встреча весны. Роспись
свистулек
Апрель. Вербное воскресенье. Понятие
«вербохлёст». Народные приговорки.
Рисуем веточку вербы
Светлое воскресенье. Радостная
неделя
Народная игра «Карусели».
Хороводные песни
Апрель, апрель - на дворе звенит
капель. Понятия «цветень,

2

2

2

2

2

1

1

2

1

1

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

1

2

2

2

1

1

2

1

1

2

2

2
2

2
2

32.

берёзозол»
Первые весенние цветы. Рисуем
скворечник

2

33.

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Май. Воин, земледелец и пастырь.
Егорьев день. Разучивание песенки к
Егорьеву дню. Изготовление из
пластилина фигурного печенья

34.

35.

Ай, ай, месяц май! Понятия «травник,
травень». Аппликация праздничного
хоровода. Зелёные святки. Вознесенье
Троица. Аппликация «Березка».
Здравствуй, лето красное! Понятия
«июнь, июль, август», «летний
солнцеворот». Рисуем лето. Аттестация

ИТОГО:

№

1.
2.
3.
4.
5.

6.

7.
8.

9.

70

Тема занятия
Сентябрь. Кто мы?
Откуда мы? Чем живы?
О чем расскажет нам детская
считалка?
Вслед за солнышком
живём

Кол-во
часов

2
2
2

Открываем сюжет года

Октябрь - листопад. «Листопад,
грязник, свадебник, грудень»
Изобразительное прикладное
искусство - часть народной
культуры
Рисование кленового листа

Позимник. Харитины - первые
холстины. Роспись прялки
Ноябрь - ворота зимы.
Синичкин праздник Игра

2

2

2
2

2

35

Дата

35

Дата
вторник
03.09.
2022

среда
04.09.
2022

Дата
четверг
05.09.
2022

10.09.
2022
17.09.
2022

11.09.
2022
18.09.
2022

12.09.
2022
19.09.
2022

24.09.
2022

25.09.
2022

26.09.
2022

01.10.
2022

02.10.
2022

03.10.
2022

08.10.
2022
15.10.
2022
22.10.
2022
12.11.
2022

09.10.
2022
16.10.
2022
23.10.
2022
13.11.
2022

10.10.
2022
17.10.
2022
24.10.
2022
14.11.
2022

10.
11.

«Совушка»
Рисуем синичку. Осень - время
охоты и рыбалки
Загадки о животных.
Рисование пластилином.
Рыбка

12.

2
2

Декабрь. Живём по народному
календарю зимы. Понятия:
«зимник, студень, стужайло,
снежань»

14.

15.
16.

Роспись коня. Как учились в
старину. Наум - грамотник
Наум - грамотник. Изготовление
закладки
Святки. Разучивание
рождественских колядок.
Аттестация

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Крещенские обряды. Рисование
сказочного
домика
Февраль. Зимние забавы.
Понятия «бокогрей, лютый,
снежень, широкие дороги,
кривые дороги». Детские забавы
Аппликация «Снеговик».
Февраль зиму замыкает.
Аппликация «Снегири».
Сретенье - встреча весны
Разучивание заклички,
народных игр. Широкая

21.11.
2022
28.11.
2022

03.12.
2022

04.12.
2022

05.12.
2022

2

10.12.
2022

11.12.
2022

12.12.
2022

2

17.12.
2022

2
2

2
Январь. Рождество семейный
праздник. Понятие «просинец»
Изготовление сувенира
«Ангелок». Зимние
посиделки
Разучивание народных игр.
Крещение. Понятие
«сечень»

26.11.
2022

20.11.
2022
27.11.
2022

2
Кузьминки - об осени поминки.
Аппликация. «Салфетка»

13.

19.11.
2022

2

18.12.
2022

19.12.
2022

24.12.
2022
14.01.
2022

25.12.
2022
15.01.
2022

26.12.
2022

21.01.
2023

22.01.
2023

23.01.
2023

29.01.
2023

30.01.
2023

28.01.
2023

16.01.
2022

04.02.
2023

05.02.
2023

11.02.
2023

12.02.
2023

2

18.02.
2023

19.02.
2023

20.02.
2023

2

25.02.
2023

26.02.
2023

27.02.
2023

03.03.
2023

04.03.
2023

05.03.
2023

2

2

2

06.02.
2023
13.02.
2023

масленица - проводы
зимы. Масленичная
неделя

24.

Обычаи, обряды. Роспись
саночек (мезенская роспись).
Праздник «Масленица»

2

10.03.
2022

11.03.
2022

12.03.
2022

25.

Март - утро года. Понятия
«протальник, зимобор,
водотёк». Весеннее новогодье.
Закличка весны

2

17.03.
2022

18.03.
2022

19.03.
2022

2

24.03.
2022

25.03.
2022

26.03.
2022

2

31.03.
2022

01.04.
2022

02.04.
2022

2

07.04.
2022

08.04.
2022

09.04.
2022

14.04.
2022
21.04.
2022

15.04.
2022
22.04.
2022

16.04.
2022
23.04.
2022

28.04.
2022

29.04.
2022

30.04.
2022

05.05.
2022

06.05.
2022

07.05.
2022

26.
Оригами «Грач». Жавороночки,
прилетите к нам! День Сороки вторая встреча весны

27.
Весеннее равноденствие. Обряд
заклинания весны.
Благовещенье - третья встреча
весны. Роспись свистулек

28.

29.
30.
31.

32.
33.

34.

Апрель. Вербное воскресенье.
Понятие «вербохлёст».
Народные приговорки. Рисуем
веточку вербы
Светлое воскресенье. Радостная
неделя
Народная игра «Карусели».
Хороводные песни

2
2

Апрель, апрель - на дворе звенит
капель. Понятия «цветень,
берёзозол»
Первые весенние цветы. Рисуем
скворечник
Май. Воин, земледелец и
пастырь. Егорьев день.
Разучивание песенки к Егорьеву
дню. Изготовление из
пластилина фигурного
печенья

2

2

12.05.
2022

13.05.
2022

14.05.
2022

Ай, ай, месяц май! Понятия
«травник, травень». Аппликация
праздничного хоровода.
Зелёные святки.

2

19.05.
2022

20.05.
2022

21.05.
2022

2

Вознесенье

35.

Троица. Аппликация «Березка».
Здравствуй, лето красное!
Понятия «июнь, июль, август»,
«летний
солнцеворот». Рисуем лето.
Аттестация

ИТОГО:

2

26.05.
2023

27.05.
2023

28.05.
2023

70

Учебно-методическое обеспечение программы
Интернет-ресурсы:
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ruФедеральный
портал «Российский образовательный портал»-http://school.edu.ruФедеральный
портал «Дополнительное образование детей» - http://www.vidod. edu.ru
Федеральный портал «Здоровье и образование» - http://www.valeo.edu.ruСайт «
Страна мастеров» (для любителей ДПТ) - http://stranamasterov.ru
Сайт Ассоциации творческих педагогов России - http://www.educontest.net
http://nityanaya-grafika.narod.ru
http://uglichkukla.narod.ru/Teh Izonit.htm
http://nauka.relis.ru/50/0412/50412116.html
http://images.yandex.ru/yandsearch
http://stranamasterov.ru
http://handmade.idvz.ru/forum/forum
На сайте «Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Коллекция презентаций по народоведению
1. Славяне и их соседи.
2. Типы поселений.
3. Русская изба.
4. Русский народный костюм.
5. Москва средневековая.
6. Дом и семья в русской традиции.
7. Генеалогическое древо Ивана III.
8. Нестор-летописец. Рукописная книга.
9. Первая печатная книга. Иван Федоров.
10. Традиционные художественные промыслы и производства.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Интерьер избы.
Зодчество Древней и средневековой Руси.
Деревянное зодчество. Кижский архитектурный ансамбль.
Иконостас. История, устройство и символика.
Наша память (памятник тысячелетию России).
Сыны Отечества. Александр Невский.
Святые Древней Руси. Сергий Радонежский.
Святые Древней Руси. Кирилл Белозерский.
Святые источники.
Коллекция презентаций по традиционному русскому костюму

1. Центр России. Праздничная одежда. Первая половина XIX в.
2. Север России. Праздничная одежда. XVIIIв.
3. Вологодская губерния. Праздничная одежда. Конец XIX - начало XX в.
4. Симбирская губерния. Праздничная одежда. Середина XIXв.
5. Одежда уральской казачки.
6. Пензенская губерния. Женская праздничная одежда. Конец XIXнач. XXв.
7. Калужская губерния. Девичья праздничная одежда. Конец XIX в.
8. Орловская губерния. Женская праздничная одежда, вид со спины. Вторая
половина XIX в.
9. Тамбовская губерния. Женская праздничная одежда. Начало XX в.
10. Нижегородская губерния. Праздничная одежда. Первая половина XIXв.
11. Ярославская губерния. Праздничная одежда. Первая половина XIX в.
12. Новгородская губерния. Праздничная одежда. Конец XIX в.
13. Тверская губерния. Праздничная одежда. Первая половина XIX в.
14. Московская губерния. Праздничная одежда. Середина XIX в.
15. Олонецкая губерния. Девичья праздничная одежда. Первая пол. XIX в.
16. Воронежская губерния. Девичья праздничная одежда, вид сбоку. Вторая
половина XIX в.
17. Курская губерния. Женская праздничная одежда. Вторая половина XIX в.
18. Смоленская губерния. Праздничная одежда, вид сбоку. Конец XIX в. - начало
XX в.
19. Архангельская губерния. Одежда крестьянки. Конец XIX в.
20. Рязанская губерния. Женская праздничная одежда. Конец XIX в.
Коллекция презентаций «Секреты народного костюма»
•
Мужская одежда
•
Рубаха. Крой
•
Понева. Отделка

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Ленты и золотное кружево
Тесьма и шнур
Вышивка счетным швом
Техника вышивания
Понева
Шушпан
Рубаха «рукава»
Шитье золотом
Узорное ткачество
Пестряди
Кубовая набойка
Жемчужное шитье
Шитье бисером
Круглые гайтаны
Рубленый перламутр
Пуговицы и блестки
Кружево
Коллекция презентаций «Народный головной убор»
Чебак - зимний женский головной убор. Вологодская губерния
Повязка. Центр России
Повязка. Нижегородская губерния
Коруна. Архангельская губерния
Девичьи накосники. Север России
Сорока с мохрами. Орловская губерния
Сорока с рогатой кичкой. Тамбовская губерния
Позатыльня сороки. Юг России. Позатыльня сороки с «рясами»
Рязанская губерния
Повойник с позатыльником. Пензенская губерния.
Каблучок. Тверская губерния
Сборник. Вологодская губерния
Кокошник. Европейская часть России
Кокошник. Нижегородская губерния. XVIII в. Павлово
Кокошник. Московская губерния
Кокошник. Владимирская губерния
Кокошник. Комстромская губерния
Кика. Костромская губерния
Платок. Центр России
Платок. Центр и Север России

Материально-техническое обеспечение программы
- Проектор
- Экран
- Ноутбук
Помещение для проведения занятий
- Школьный музей «Уральская изба» МАОУ СОШ № 92 (каб. № 6).

Список литературы для педагогов:
1. Афанасьев А. Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература / Сост.,
подгот. текста, вступит. ст. и примеч. А. Л. Налепина.- М., 2006 г.
- 78 с.
2. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба.
Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский
район Вологодской области). - М., 2005 г. - 90 с.
3. Волков В.М. Русская деревня. - М.,2004.
4. Громыко М. М. Мир русской деревни.— М., 2011 г. - 115 с.
5. Е.Ю. Давыдова, Комлева Е.И., Кузьмин И.А. Азбука истоков. Золотое
сердечко. Учебное пособие для начальной школы. Книга 1
- М.:
Издательский дом « Истоки»; Екатеринбург: Центр « Учебная книга», 2004 г.
- 195 с.
6. Долгушина А.И., Субачев В.В. Истоки уральского характера: Учебное
пособие для начальной школы. - Екатеринбург: ООО « Форум - книга», 2008
г. - 75 с.
7. Долгушина А.И.,Субачев В.В. Традиции земли уральской. Учебное
пособие для начальной школы. - Екатеринбург: ООО « Форум - книга», 2008
г. - 73 с.
8. Еремина В. И. Ритуал и фольклор.-Л., 1991 г. - 124 с.
9. Маслова Г. С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных
обычаях и обрядах XIX - начала ХХ в.- М., 2004 г. - 59 с.
10. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историкоэтнографический источник.- М., 2008 г. - 103 с.
11. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и
ритуалы: Справочник. - М., 2001 г. - 136 с.
12. Мурзина И.Я., Наумова Т.М. Мир родного Урала: Учебное пособие для
начальной школы. - Екатеринбург: Центр « Учебная книга», 2005 г. - 85 с.
13. Новицкая
М.Ю.
Программа
«Введение
в
народоведение»
(факультативный курс). 1—4 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2012 г. - 173 с.
14. Пушкина С.И. Мы играем и поем. - М., 2010 г. - 48 с.
15. Соловьев В.М. Русская культура. - М., 2005 г. - 88 с.
16. Субачев В.В., Аплеснина О.И., Долгушина А.И., Дьячкова М.А.Истоки
творчества. Учебное пособие для основной школы. - Екатеринбург: ООО «
Форум - книга», 2007 г. - 55 с.
17. Фликова О.В. и др. Конспекты уроков по народной культуре. Пособие
для учителя. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012 г. - 98 с.
18. Лирика русской свадьбы / Подгот. изд. Н. П. Колпаковой.- Л., 2003 г. - 95

с.
19. Народная проза / Сост., вступит. ст., подгот. текстов и коммент. С. Н.
Азбелева.—М., 2002 г. - 124 с.
20. Введение в народоведение. Родная земля. 1—4 кл. Учеб.-тетрадь в 4 ч.
(2012г.); Новицкая М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля. 1—4 кл.
Кн. для учителя, 2010 г. - 35 с.
21. Обрядовая поэзия: Кн. 2. Свадебный фольклор/Сост. Ю. Г. Круглов.—
М., 2008 г. - 115 с.
22. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири/Сост. Р. П. Потанина.—
Новосибирск, 2001 г. - 123 с.
23. Русские свадебные песни Сибири/Сост. Р. Н. Потанина.— Новосибирск,
2010 г. - 50 с.
Список литературы
для обучающихся и родителей
Аникин В.П. «К мудрости ступенька», М. Детская литература, 1982 г. -

1.
95 с.
2. Афанасьев А.Н. «Дерево жизни», М. Современник, 1982 г. - 88 с.
3. Булатов М. «Тридцать три пирога», М., Детская литература, 1979 г. - 120
с.
4. Кинеман А. «Детские народные подвижные игры», М., Просвещение,
1995 г. - 140 с.
5. Тарабина Т. «Пословицы и поговорки», Ярославль, Академия развития,
1998 г. - 120 с.
6. Тарабина Т. «Тысяча загадок», Ярославль, Академия развития, 1997 г. 100 с.
7. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.,2010г.
8. Латышина Д.И. Живая Русь. - М.,2005г г. - 65 с.
9. Леонович Е.Н. Родная словесность. - М., 2003г г. - 104 с.
10. Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и
хороводы. - М., 2010 г. - 100 с.
11. Науменко Г. М. Этнография детства.- М., 2008 г. - 183 с.
12. Некрылова А.Ф. «Круглый год». Русский земледельческий календарь.
М.,2010 г. - 90 с.
13. Ополовников А. В. Сокровищница Русского Севера.— М., 2009 г. - 78 с.
14. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для
детей. В 3_х ч. - М., 2012 г. - 90 с.

АННОТАЦИЯ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мой край в истории России» туристко-краеведческой направленности
разработана для детей от 7 до 12 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Цель программы - приобщение детей к ценностям историкокультурного
прошлого и настоящего их большой и малой Родины с точки зрения русской
традиционной культуры, раскрытие перед ней системы миропонимания,
выработанной нашими предками.
Новизна данной образовательной программы в том, что в ней
представлены современные идеи развития народного творчества: устнопоэтическое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительноприкладное, которые нашли свое отражение в содержании программы.

Сведения о разработчике программы:
Левченко Любовь Дмитриевна - педагог дополнительного образования
МАОУ СОШ № 92 г. Екатеринбурга, руководитель школьного музейного комплекса
«Урал. Истоки. Люди».
Образование среднее-специальное,
Свердловское областное
культурно
просветительское училище, специальность - библиотечное дело, 1987 г.
телефон (343) 252-68-58

ДОКУМЕНТ ПОДПИСА Н
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертиф икат 603332450510203670830559428146817986133868575828
Владелец Калинин Максим Олегович Действителен С11.05.2021 по
11.05.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».