МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №92 Приложение № 06 В составе ООП НОО ПРОЕКТ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1 КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации. В программе нашли своё отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей, учителей и методистов на обновление содержания образовательного процесса, внедрение в его практику современных подходов, новых методик и технологий. Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в онтогенезе детей младшего школьного возраста. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение младших школьников в самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Целью образования по физической культуре в начальной школе является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья школьников, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладноориентированной направленности. Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в формировании у младших школьников необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью. Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности. Методологической основой структуры и содержания программы по физической культуре для начального общего образования является личностнодеятельностный подход, ориентирующий педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению младшими школьниками двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура». Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационнопроцессуальный компоненты, которые находят своё отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета. В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки школьников к выполнению комплекса ГТО в структуру программы в раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладноориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы учащихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания. Содержание модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура», обеспечивается Примерными программами по видам спорта, которые рекомендуются Министерством просвещения РФ для занятий физической культурой и могут использоваться образовательными организациями исходя из интересов учащихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой материально-технической базы, квалификации педагогического состава. Помимо Примерных программ, рекомендуемых Министерством просвещения РФ, образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и современных традициях региона и школы. Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты представлены в программе за весь период обучения в начальной школе; метапредметные и предметные результаты — за каждый год обучения. Результативность освоения учебного предмета учащимися достигается посредством современных научно-обоснованных инновационных средств, методов и форм обучения, информационно-коммуникативных технологий и передового педагогического опыта. Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане В 1 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно 99 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Знания о физической культуре. Понятие «физическая культура» как занятия физическими упражнениями и спортом по укреплению здоровья, физическому развитию и физической подготовке. Связь физических упражнений с движениями животных и трудовыми действиями древних людей. Способы самостоятельной деятельности. Режим дня и правила его составления и соблюдения. Физическое совершенствование.Оздоровительная физическая культура. Гигиена человека и требования к проведению гигиенических процедур. Осанка и комплексы упражнений для правильного её развития. Физические упражнения для физкультминуток и утренней зарядки. Спортивно-оздоровительная физическая культура. Правила поведения на уроках физической культуры, подбора одежды для занятий в спортивном зале и на открытом воздухе. Гимнастика с основами акробатики. Исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы, положения лёжа. Строевые упражнения: построение и перестроение в одну и две шеренги, стоя на месте; повороты направо и налево; передвижение в колонне по одному с равномерной скоростью. Гимнастические упражнения: стилизованные способы передвижения ходьбой и бегом; упражнения с гимнастическим мячом и гимнастической скакалкой; стилизованные гимнастические прыжки. Акробатические упражнения: подъём туловища из положения лёжа на спине и животе; подъём ног из положения лёжа на животе; сгибание рук в положении упор лёжа; прыжки в группировке, толчком двумя ногами; прыжки в упоре на руки, толчком двумя ногами. Лыжная подготовка. Переноска лыж к месту занятия. Основная стойка лыжника. Передвижение на лыжах ступающим шагом (без палок). Передвижение на лыжах скользящим шагом (без палок). Лёгкая атлетика. Равномерная ходьба и равномерный бег. Прыжки в длину и высоту с места толчком двумя ногами, в высоту с прямого разбега. Подвижные и спортивные игры. Считалки для самостоятельной организации подвижных игр. Прикладно-ориентированная физическая культура. Развитие основных физических качеств средствами спортивных и подвижных игр. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Личностные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе: — становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека; — формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий; — проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах; — уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности; — стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни; — проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели. Метапредметные результаты Метапредметные результаты отражают достижения учащихся в овладении познавательными, коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями, умения их использовать в практической деятельности. Метапредметные результаты формируются на протяжении каждого года обучения. По окончании первого года обучения учащиеся научатся: познавательные УУД: — находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных; — устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и физическими упражнениями из современных видов спорта; — сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между ними общие и отличительные признаки; — выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить возможные причины её нарушений; коммуникативные УУД: — воспроизводить названия упражнений и их исходные положения; разучиваемых физических — высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической культурой, оценивать влияние гигиенических процедур на укрепление здоровья; — управлять эмоциями во время занятий физической культурой и проведения подвижных игр, соблюдать правила поведения и положительно относиться к замечаниям других учащихся и учителя; — обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать объективность определения победителей; регулятивные УУД: — выполнять комплексы физкультминуток, утренней упражнений по профилактике нарушения и коррекции осанки; зарядки, — выполнять учебные задания по обучению новым физическим упражнениям и развитию физических качеств; — проявлять уважительное отношение к участникам совместной игровой и соревновательной деятельности. Предметные результаты К концу обучения в первом классе обучающийся научится: — приводить примеры основных дневных дел и их распределение в индивидуальном режиме дня; — соблюдать правила поведения на уроках физической культурой, приводить примеры подбора одежды для самостоятельных занятий; — выполнять упражнения утренней зарядки и физкультминуток; — анализировать причины нарушения осанки и демонстрировать упражнения по профилактике её нарушения; — демонстрировать построение и перестроение из одной шеренги в две и в колонну по одному; — выполнять ходьбу и бег с равномерной и изменяющейся скоростью передвижения; — демонстрировать передвижения стилизованным гимнастическим шагом и бегом, прыжки на месте с поворотами в разные стороны и в длину толчком двумя ногами; — передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом (без палок); — играть в подвижные игры с общеразвивающей направленностью. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № ПП 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема урока Техника безопасности на уроках легкой атлетики История возникновения физической культуры и первых соревнований. Техника выполнения беговых упражнений. Способы передвижения, выполняемые с помощью разных частей тела. ОРУ на уроках физической культуры. Как возникли физические упражнения. Виды физических упражнений (ОРУ, подводящие). Беговые упражнения. Беговые упражнения. Техника выполнения старта. Техника выполнения старта. Специальные упражнения бегуна Техника спринтерского бега Легкоатлетические упражнения для развития физических качеств и основных групп мышц. Техника челночного бега Техника метания мяча (мешочка) на дальность. Подготовка к сдаче ВФСК ГТО. Броски малого мяча в горизонтальную цель Режим дня и личная гигиена человека Прыжки и их разновидности Колво часо Ресурс интернет в 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5739/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5733/start/ 168855/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5738/start/ 168908/ 1 Призентация 1 Призентация 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4188/ 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4188/ Призентация 1 1 Призентация https://resh.edu.ru/subject/lesson/5739/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4063/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4153/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5736/start/ 168916/ Призентация 1 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23-24 25 26 27 28 29-30 31 32 33 34 35-36 37 38 39 40 41 Техника прыжка в длину с места Русские народные подвижные игры Комплекс ОРУ, направленный на развитие координации движений. Утренняя зарядка, ее необходимость и принципы построения. Составление комплекса УГГ с записью в тетради. Знакомство с различными темпами и ритмами выполнения упражнений. Ритм и темп Физкультминутки, их значение в жизни человека Прыжковые упражнения. Лазание по гимнастической стенке. Составление комплекса физкультминутки с записью в тетради по физической культуре. Подвижные игры с бегом, прыжками. Самостоятельные игры. Подбор одежды в зависимости от погодных условий. Техника безопасности на уроках гимнастики. Гимнастика, ее возникновение и необходимость в жизни человека. Упражнения для профилактики и коррекции нарушения осанки и плоскостопия. Техника выполнения перекатов Техника выполнения перекатов назад в группировке. Основные виды седов, техника выполнения. Организующие команды, построение в шеренгу и колонну . Основные виды гимнастических стоек. Основные виды гимнастических упоров. Техника их выполнения. Лазание и перелезание на гимнастической стенке Комплекс упражнений для формирования осанки Перекаты в группировке. Перекаты из упора присев. Упражнения на развитие гибкости. Основные виды положений лежа. Техника перекатов назад в группировке из упора присев. Фрагменты акробатических комбинаций. Основные виды приседов. Техника выполнения приседов. Преодоление полосы препятствий с лазанием и перелазанием. Полоса препятствий(усложненный вариант) упражнения в лазании и перелазание 1 1 Призентация Призентация 1 Призентация 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5736/start/ 168916/ 1 Призентация 1 1 Призентация Призентация 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3510/ 2 Призентация 1 Призентация 1 Призентация 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5566/ Призентация 2 Призентация 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4102/ 1 Призентация 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3510/ 1 Призентация 2 Призентация 1 Призентация 1 Призентация 1 Призентация 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3510/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3510/ 42 43 44 45-46 47 48-49 50 51 52-53 54 55 56-57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 Гимнастические упражнения прикладного характера. Строевые упражнения. Исходные положения. Основные правила баскетбола. Бег с изменением скорости и направления. Техника передвижения в стойке Подвижные игра на развитие ловкости и быстроты. Подвижные игры с использованием строевых упражнений. ОРУ для развития координации, гибкости. Правила и игровые действия подвижных игр для общефизического развития Техника безопасности на занятиях по лыжной подготовке. Организующие команды «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!» Упражнения на технику ступающего шага на лыжах. Техника поворота переступанием вокруг пяток лыж на месте Правила выбора одежды для занятий лыжной подготоакой. Техника скользящего шага. Техника скользящего шага на лыжах без палок Техника спуска в основной стойке на лыжах без палок Техника подъема скользящим шагом на лыжах без палок Упражнения на технику подъема ступающими скользящим шагом Техника торможения "плугом" на лыжах Эстафеты на лыжах. Подвижные игры на лыжах. Передвижение скользящим шагом в равномерном темпе 1000м. Подготовка к сдаче ВФСК ГТО. Общее развивающие упражнения с малыми мячами. Броски набивного мяча. Техника прыжка через скакалку Упражнения на технику бросков и ловли баскетбольгого мяча Броски и ловля мяча в парах Техника передачи способом: от груди, из-за головы. Ведение мяча на месте и в движении Подвижные игры с ведением мяча Подвижные игры с прыжками Режим дня, составление индивидуального режима дня по образцу. Баскетбол. Передача и ловля мяча 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4102/ 1 1 Призентация Призентация 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5752/ 1 Призентация 2 Призентация 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5740/ 1 Призентация 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5740/ 1 Призентация 1 Призентация 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4183/ 1 Призентация 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4183/ 1 Призентация 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5099/ Призентация https://resh.edu.ru/subject/lesson/5099/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4183/ 1 1 Призентация https://resh.edu.ru/subject/lesson/4191/ 1 1 Призентация Призентация 1 1 1 1 Призентация Призентация Призентация Призентация 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5736/start/ 168916/ Призентация 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84-85 86 87 88-89 90-91 92-93 94-95 96-97 98-99 стоя в парах и в движении. Бросок мяча двумя руками снизу стоя на месте. Подвижные игры, подводящие к игре в баскетбол Контрольная работа. Упражнения на освоение техники спринтерского бега Легкоатлетические упражнения для развития быстроты. Техника выполнение. Специальные беговые упражнения Повторение техники челночного бега Челночный бег 3х10. Подготовка к сдаче ВФСК ГТО. Повторение техники прыжка в длину с места. Прыжковые упражнения. Прыжок в длину с места. Подготовка к сдаче ВФСК ГТО. Техника метания малого мяча в горизоyтальную цель Метание малого мяча на дальность Подвижные игры , их значение для физического развития. Подвижные игры со сложными способами передвижения. Футбол. Техника ударов по неподвижному и катящемуся мячу. Основы правил игры в футбол. Техника ведения мяча в прямом направлении и змейкой. Удар внутренней стороной стоп по неподвижному мячу. Остановка мяча. Передачи мяча в парах, тройках. Подвижные игры для освоения игры в футбол. Подвижные игры с мячом 1 Призентация 1 Призентация 1 Призентация 1 1 Призентация https://resh.edu.ru/subject/lesson/4188/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5739/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5739/ 1 Призентация 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4078/ 2 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4187/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4063/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4236/ 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4233/ 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5749/ 2 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4233/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4234/ 2 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5748/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5748/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ Введите МЕТОДИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ свой МАТЕРИАЛЫ УЧЕНИКА вариант: ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, РАБОТ, ОБОРУДОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕМОНСТРАЦИ