МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №92 Приложение № 02 В составе ООП НОО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»1 КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ" «Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направленна общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения,творческая деятельность. В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», которыйизучается в основной школе. Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится не менее 10 учебных недель, суммарно 132 часа. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ" Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будутвостребованы в жизни. Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения ирешением следующих задач: формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; — — достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; — — первоначальное представление о многообразии жанров художественных творчества; произведений и произведений устного народного овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки,фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); — овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями). — СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам). Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С. В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведенияи его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь. Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений оприроде (на примере трёх-четырёх доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисуноквыразительного чтения: ритм, темп, сила голоса. Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров.Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил. Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору). Животные — герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научнопознавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к герою. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных. Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека кдругому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях. Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими. Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературного чтения в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно- нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: — освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; — осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; — выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; — неприятие любых форм поведения, направленных физического и моральноговреда другим людям на причинение Эстетическое воспитание: — проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни вокружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление ибережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных,отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно- художественного образа, способавыражения мыслей, чувств, идей автора; — овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; — потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: — сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведениеи его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; — объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; — определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения потемам, жанрам и видам; — находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливатьнарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основепредложенного алгоритма; — устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия: — определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основепредложенных учителем вопросов; — формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основепредложенных критериев); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлениюособенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатовпроведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичныхили сходных ситуациях; работа с информацией: — выбирать источник получения информации; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основаниипредложенного учителем способа её проверки; — соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию всоответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося коммуникативные универсальные учебные действия: общение: формируются — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями иусловиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога идискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить небольшие публичные выступления; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальныеучебные действия: самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — — выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия вколлективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. — ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебныхситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения. К концу обучения в первом классе обучающийся научится: — понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов; — владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читатьосознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания); — читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; — различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь; — различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) ихудожественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения); — понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы пофактическому содержанию произведения; — владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова сиспользованием словаря; — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами изтекста; — пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения; — — составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) позаданному алгоритму; сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений); — — ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям; — выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму; — обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации всоответствии с учебной задачей. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема урока Добукварный период «Азбука» - первая учебная книга. Речь письменная и устная. Предложение. Предложение и слово. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слог, ударение. Определение места ударения. Ударные и безударные гласные. Звуки в окружающем мире и в речи. Звуки в словах. Гласные и согласные звуки. Слог-слияние. Обозначение звуков. Деление слов на слоги. Слоговое чтение. Гласный звук [а], буквы А, а. Количество Электронные (цифровые) часов образовательные ресурсы 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3766/start/282692/ 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6248/start/285224/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6436/start/178898/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4220/start/201891/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6459/start/180605/ 1 https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru Звук [о], буквы О, о. Различие гласных и согласных звуков. Буква и звук. Звук [и], буквы И, и. Различие буквы и звука. Звук [и], буквы И, и. 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru Гласная буква ы, звук [ы]. Различие гласных и согласных звуков. Гласная буква ы, звук [ы]. 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru Звук [у], буквы У, у. Ударный и безударный гласный звук. Различие ударного и безударного звуков Букварный период Звуки [н], [н’], буквы Н, н. Различие буквы и звука. Звуки [н], [н’], буквы Н, н. 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru https://resh.edu.ru https://resh.edu.ru/subject/lesson/4220/start/201891/ 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Звуки [с], [с’], буквы С, с. Согласный: звонкий-глухой, парный -непарный, твёрдый-мягкий Звуки [с], [с’], буквы С, с 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru Звуки [к], [к’], буквы К, к. Качественная характеристика звука. Различие звука и буквы. Звуки [к], [к’], буквы К. к 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru Звуки [т], [т’|. Буквы Т, т. Качественная характеристика звука. Слоговое чтение. Осознание при чтении смысла произведения Звуки | т], [т’], буквы Т, т 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru Звуки [л], [л’], буквы Л л. Согласный: звонкий-глухой, парный-непарный, твёрдый-мягкий Качественная характеристика звука. Слоговое чтение. Осознание при чтении смысла произведения Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. Постепенный переход от слогового к плавному чтению Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное, просмотровое) Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. Закрепление. Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова с йотированными гласными. Буква Е - показатель мягкости согласных Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Качественная характеристика звука. Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М Согласные звуки [з], [з’], буквы 3, 3. Работа со словом. Восприятие слова как объекта изучения. Чтение слов, текстов с буквами 3, з. Различие звонких и глухих согласных. Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Понимание на слух звучащей речи: умение задать вопрос по услышанному. Чтение слов с буквой б, Сопоставление слогов и слов с буквами б и п Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д Парные согласные [д], [д’]; т, [т’], буквы Д д, Т, т Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а] Буква Я - показатель мягкости согласного. Россия- родина моя. Осознание понятия «Родина». Понимание на слух звучащей речи: осознание цели речевого высказывания Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 https://resh.edu.ru 1 https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru Сопоставление слогов и слов с буквами к и г. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Предлоги. Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч 1 https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Буквосочетания чу - ча. Чтение слов и предложений Буква ь –показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Установление соотношения 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru звукового и буквенного состава. Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного. Установление соотношения звукового и буквенного состава. Мягкий знак –показатель мягкости согласных звуков. Твердый согласный звук[ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Сочетание ши. Обозначение гласных после шипящих Твердый согласный звук[ж], буквы Ж,ж Твердый согласный звук[ж], буквы Ж, ж. Шутки, скороговорки, загадки. Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о] Буква Ё, ё - показатель мягкости Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й,й Чтение слов с буквой й Согласные звуки [х], [х’], буквы X, х. Понимание заглавия произведения и его адекватное соотношение с содержанием Чтение слов с буквой X 1 https://resh.edu.ru 1 https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 1 https://resh.edu.ru 1 1 https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 66 Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у] Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии. Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Понимание на слух звучащей речи: умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного, умение задавать вопрос по услышанному Чтение слов с буквами Ц, ц. Работа со словом Гласный звук [э]. Буквы Э, э 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 67 Чтение слов с буквами Э, э. 1 https://resh.edu.ru 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща,щу Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, Ф Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф Мягкий и твердый разделительные знаки Русский алфавит. Послебукварный период Творчество Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», «Три калача и одна баранка» Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. К.Льдов «Господин учитель жук» С.Маршак «Буквы» В.Берестов «Читалочка». Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский. Наше Отечество. История славянской азбуки. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление) В. Куприн Первоучители словенские «Первый букварь». Классики детской литературы. А.С. Пушкин Сказки. Освоение разных видов пересказа: краткий пересказ текста (передача основных мыслей). Деление текста на части Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Творчество К.Д.Ушинского. Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей. Творчество К. И. Чуковского. «Телефон», «Путаница». 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 Электронное приложение к учебнику «Азбука» https://resh.edu.ru 1 https://resh.edu.ru 1 https://resh.edu.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 Инсценирование стихотворения. В. В. Бианки. Первая охота. Самостоятельное деление текста на части. План рассказа. Творчество С. Я. Маршака. Угомон, Дважды два. Приёмы заучивания стихотворения наизусть. Творчество М. М. Пришвина. Предмайское утро. Глоток молока. Герой рассказа. Рассказ о герое рассказа. Знакомство с текстом описанием. Веселые стихи. Творчество А. Л. Барто. Помощница. Зайка. Игра в слова. Стихотворная речь. Б.В.Заходер. Два и три. С. В.Михалков. Котята Творчество В. Д. Берестова. Лейся, песня! Прощание с другом Прощание с Азбукой. Жили-были буквы Знакомство с новым учебником «Литературное чтение». В. Данько «Загадочные буквы». Книга как источник необходимых знаний. Элементы книг. И. Токмакова «Аля Кляксич и буква “А”» Прозаическая и стихотворная речь. Г. Сапгир «Про медведя». И. Камазкова "Кто как кричит?", "Живая азбука" С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» Саша Чёрный «Живая азбука». Сказки, загадки, небылицы Русские народные сказки. Курочка Ряба. Гуси -лебеди. Е. Чарушин «Теремок». Малые фольклорные формы: бытовые сказки Русская народная сказка 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 «Рукавичка» Малые фольклорные формы: бытовые и волшебные сказки Русская народная сказка "Петух и собака" Загадки, песенки, потешки, небылицы. Малые фольклорные формы Апрель, апрель. Звенит капель! Картины природы в произведениях Майкова, Плещеева, Белозёрова. Маршак "Апрель", Токмакова "Ручей", "Весна" Р. Сеф "Чудо" И в шутку и всерьёз И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» Н. Артюхова «Саша-дразнилка» О. Общее представление о жанре. Особенности жанра К. Чуковский «Федотка». Дриз «Привет». И. Пивоварова «Кулинакипулинаки». О. Григорьев «Стук», 1 И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» К. И. Чуковский «Телефон». Чтение по ролям М. Пляцковский "Помощник" Я и мои друзья Е. Благинина «Подарок». Ю. Ермолаев «Лучший друг». В. Орлов «Кто первый?». Михалков «Бараны». Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». И.Пивоварова «Вежливый ослик». Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день» М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу» https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3892/start/293791/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3915/start/285990/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3915/start/285990/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3915/start/285990/ 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 1 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://resh.edu.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5070/start/187430/ 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://resh.edu.ru https://uchi.ru 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 Из старинных книг... Проект: «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса О братьях наших меньших С. Михалков «Трезор». Прогнозирование содержания по названию и обложке Р. Сеф «Кто любит собак...» В. Осеева «Плохо" И. Токмакова «Купите собаку». М. Пляцковский «Цап Царапыч» Г. Сапгир «Кошка». В. Берестов «Лягушата». Проверка техники чтения. В. Лунин «Никого не обижай» Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж». С. Аксаков "Гнездо". Обобщение по теме «О братьях наших меньших» . 1 1 https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4177/start/286111/ 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4177/start/286111/ 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4177/start/286111/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4177/start/286111/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4177/start/286111/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4177/start/286111/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4177/start/286111/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4177/start/286111/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4177/start/286111/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4177/start/286111/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4177/start/286111/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 частях Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 частях МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА https://uchi.ru https://resh.edu.ru http://nsportal.ru УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Классная доска, учебные плакаты, справочные таблицы, карточки со слогами, схемы звуков, слогов, слов, предложений, предметныекартинки, звукобуквенная лента ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Мультимедийный проектор, ноутбук, диски, экран