МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №92
Приложение к основной образовательной программе
НОО Приказ № 175-О
от 31.08.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета
«Шахматы в школе»
Рабочая программа учебного курса «Шахматы в школе»
Планируемые результаты обучения
ЛИЧНОСТНЫЕ,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками
начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач,
стремление к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
1. Познавательные УУД:
– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
– владение способом структурирования шахматных знаний;
– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в
конкретных условиях;
– умение находить необходимую информацию;
– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу,
самостоятельно
создавать
алгоритмы
деятельности
при
решении
проблемы
творческого или поискового характера;
– умение моделировать, а также владение широким спектром логических
действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность
строить
логические
цепи
рассуждений,
анализировать
и
просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
предвидеть
реакцию
соперника,
сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
2. Коммуникативные УУД:
– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на
основе согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную
позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с
учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи.
3. Регулятивные УУД:
– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт
обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета
«Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной
программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:
– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат
и их значении в жизни человека;
– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и
направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной
игры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития
шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам.
Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах
и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные
термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и
взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар,
взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность
шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные
тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта,
атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака
приравносторонних и
разносторонних рокировках,
основы
пешечных,
ладейных илегкофигурных эндшпилей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны
знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой
вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматистспортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат,
ничья;
– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила
хода и взятия каждой фигуры;
– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные
угрозы партнёра;
– ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
без нарушений правил шахматного кодекса;
– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
– правильно расставлять фигуры перед игрой;
– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи
на мат в один ход;
– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
– знать «цену» каждой шахматной фигуры;
– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй,
ферзём и королём;
– владеть способом взятия на проходе;
– записывать шахматную партию;
– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
– защищать свои фигуры от нападения и угроз;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы
в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно
выводя фигуры в дебюте;
– реализовывать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение защиты», «спёртый мат»;
– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
– владеть основными шахматными понятиями;
– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;
– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два–
три хода;
– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые
дебюты и их теоретические варианты;
– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,
знать теоретические позиции;
– уметь реализовывать материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
– Тематическое планирование 1 класс.
–
1 класс
№
Тема урока
Содержание урока
урока
1
Шахматы – мои друзья.
История возникновения
шахмат
2
Шахматная доска
3
Горизонталь
4
Вертикаль
5
Диагональ
6
Шахматная нотация
7
Шахматные фигуры
Знакомство детей с правилами техники безопасности на
занятиях по шахматам.
Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом
Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске,
угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«горизонталь»,
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«вертикаль»
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«диагональ»
Обозначение вертикалей, горизонталей, полей,
шахматных фигур
Расстановка шахматных фигур в начальной позиции
и начальная позиция
8
Ладья
9
Слон
10
Ферзь
Знакомство учащихся с шахматной фигурой
«ладья», её местом в начальной позиции,
способом передвижения ладьи по доске: ход и
взятие; раскрытие понятий «ход фигуры»,
«невозможный ход»
Знакомство учащихся с шахматной фигурой
«слон», его местом в начальной позиции,
объяснение способов передвижения слона по
доске: ход и взятие; введение и раскрытие
понятий «белопольный» и «чернопольный» слон
Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его
местом в начальной позиции, способом
передвижения ферзя по доске: ход и взятие
11
Конь
12
Пешка
Знакомство с шахматной фигурой «конь», его
местом в начальной позиции, способом
передвижения коня по доске: ход и взятие
Правила хода и взятия пешкой
13
Превращение пешки
Правила превращение пешки
14
Король
Правила хода и взятия королём
15
Ценность фигур
Сравнительная сила фигур
16
Нападение
Атакующие возможности фигур
17
Взятие. Взятие на проходе
Особое взятие пешкой: взятие на проходе
18
Шах и защита от шаха
Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха
19
Мат
Постановка мата всеми фигурами
20
Пат – ничья
Варианты ничьей
21
Рокировка
Правила рокировки, длинная и короткая рокировки
22
Основные принципы игры
Общие принципы игры в начале шахматной партии
в начале партии
23
Мат двумя ладьями
Техника матования одинокого короля двумя ладьями
одинокому королю
24
Мат ферзём и ладьёй
Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй
одинокому королю
25
Мат ферзём и королём
Техника матования одинокого короля ферзём и королём
одинокому королю
26
Материальное преимущество
27
Нарушение основных прин-
Определение материального преимущества, реализация
материального преимущества
Ошибочные ходы в начале партии и их последствия
ципов игры в начале партии
28
Партии-миниатюры
Анализ коротких партий
29
Запись шахматной партии
Способ ведения записи партии во время соревнований
30
Шахматный этикет
Правила поведения шахматиста во время партии
31–33
Шахматный турнир
Участие в шахматном турнире
Тематическое планирование 2 класс.
№
Тема урока
1.
Из истории шахмат. Чемпионы Беседа о важности соблюдения правил техники
мира по шахматам и
безопасности на занятиях по шахматам. Из истории
выдающиеся шахматисты мира. шахмат: знакомство с именами шахматистов –
чемпионов мира, ведущих шахматистов
Шахматные фигуры
Повторение материала первого года обучения
(повторение).
Нападение в шахматной
Повторение материала первого года обучения
партии. Шах и защита от него.
Рокировка (повторение).
Мат. Пат. Мат в один ход
Повторение материала первого года обучения
(повторение). Мат одинокому
королю королем и ладьей.
Защита в шахматной партии:
Знакомство с понятием «защита» в шахматной
уход из-под нападения,
партии и
уничтожение атакующей
такими действиями против угроз партнёра, как
фигуры, защита фигуры.
уход из - под нападения, уничтожение атакующей
фигуры, защита фигуры
Защита в шахматной партии:
Знакомство с двумя другими видами защиты в
перекрытие, контрнападение.
шахматной партии – перекрытием,
контрнападением
Конкурс решения позиций: как Отработка на практике тактических приёмов,
бы вы сыграли?
пройденных на уроках 5, 6
Тактический прием «двойной
Знакомство с тактическим приёмом «двойной
удар».
удар»,
способами нанесения двойного удара различными
фигурами
Тактический прием «связка».
Знакомство с тактическим приёмом «связка»,
понятиями «полная» и «неполная» связка,
«давление» на связку
Конкурс решения позиций: как Отработка на практике тактических приёмов,
бы вы сыграли?
пройденных на уроках 8, 9
Тактический прием «ловля
Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля
фигуры».
фигуры» и способами его применения
Тактический прием «сквозной
Знакомство с новым тактическим приёмом
удар».
«сквозной удар» и способами его применения
Мат на последней горизонтали. Слабость последней горизонтали, «форточка»
Конкурс решения позиций: как Отработка на практике тактических приёмов,
бы вы сыграли?
пройденных на уроках 11–13
Тактический прием «открытый Знакомство с новым тактическим приёмом
шах».
«открытый шах» и способами его практического
применения
Тактический прием «двойной
Знакомство с новым тактическим приёмом
шах»
«двойной шах» и способами его практического
применения
Шахматный турнир.
Игровая практика
Шахматный турнир.
Игровая практика
Шахматный турнир.
Игровая практика
Шахматный турнир.
Игровая практика
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Содержание урока
21. Основы игры в дебюте:
дебютные ловушки.
22. Основы игры в дебюте: атака
на короля.
23. Основы игры в дебюте: атака
на короля
24. Основы эндшпиля: реализация
большого материального
преимущества.
25. Основы эндшпиля: реализация
большого материального
преимущества.
26. Основы анализа шахматной
партии.
27. Основы анализа шахматной
партии.
28. Основы анализа шахматной
партии.
29. Конкурс решения позиций: как
бы вы сыграли?
30. Шахматный турнир.
31. Шахматный турнир.
32. Шахматный турнир.
33. Шахматный турнир.
34. Шахматный праздник.
Раскрытие основных принципов игры в дебюте,
знакомство с понятиями «дебют», «детский мат»,
«мат Легаля»
Знакомство с таким методом игры в дебюте, как
атака на короля партнёра
Знакомство с таким методом игры в дебюте, как
атака на короля партнёра
Знакомство с понятием «реализация
преимущества» и такими способами реализации
преимущества, как игра на мат, размен
одноимённых фигур для увеличения
материального перевеса
Знакомство с понятием «реализация
преимущества» и такими способами реализации
преимущества, как игра на мат, размен
одноимённых фигур для увеличения
материального перевеса
Просмотр и анализ коротких
шахматных партий
Просмотр и анализ коротких шахматных партий
Просмотр и анализ коротких шахматных партий
Отработка на практике материала уроков 21–25
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика