Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа АБВГД-ейка 7-8 лет

1.
1.1
1.2
1.3
1.4

1.5
1.6
2.
2.1
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4

Оглавление
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель и задачи дополнительного образования
Планируемые результаты освоения курса
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения образовательной программы дополнительного
образования
Формы подведения итогов реализации программы
Организационно-педагогические условия реализации
программы
Содержательный раздел
Содержание курса
Организационный раздел
Учебный план
Учебный график на 2021-22 учебный год
Методическое обеспечение
Материально-технические условия реализации
программы
Информационное обеспечение программы
Список литературы

3
4
5-6
6

6
7
8
8
8-16
16
17
17
18

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Курс «АБВГД-ейка» способствует развитию познавательных способностей детей,
коммуникативных умений младших школьников с использованием современных
средств обучения.
Актуальность программы определена тем, что дети младшего школьного возраста
должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои
интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет детям младшего
школьного возраста познакомиться со многими интересными вопросами русского
языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций
активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,
знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными
навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать
свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса
заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке.
Главной целью его является на занимательном грамматическом материале
расширить, углубить и закрепить у детей знания по русскому языку, показать им,
что грамматика - не свод скучных и трудных правил для запоминания, а
увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово,
словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры
звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками
способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения,
закреплению грамматических и орфографических правил.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление
развить у детей умение самостоятельно работать, думать, решать творческие
задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определенному вопросу.
Нормативно-правовые основания для разработки программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 30 декабря 2021 года,
далее - ФЗ № 273);
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки";
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» (от 29
декабря 2014 г. № 2765-р);
- Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025) (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); образования детей (от 4 сентября
2014 г. № 1726-р);
- Приказ Мин просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»; (с изменениями на 30 сентября 2020 года);
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014
г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций ДО детей» (с изменениями на 27 октября 2020 года);
- Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №92
1.2. Цель и задачи дополнительного образования
Цель:
формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных
умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и
продолжения образования;
Задачи:
 способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному
предмету;
 пробуждение потребности у детей к самостоятельной работе над познанием
родного языка;
 совершенствование общего языкового развития у ребенка;
 способствовать формированию и развитию у детей разносторонних
интересов, культуры мышления;
 способствовать развитию смекалки и сообразительности;
 приобщение детей младшего школьного возраста к самостоятельной
исследовательской работе.
Принципы программы:
Организация деятельности детей младшего школьного возраста на занятиях
основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой.
Педагогическая целесообразность
Содержание программы соответствует познавательным возможностям детей
младшего школьного возраста и предоставляет им возможность работать на уровне

повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир интересного
русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных
вопросов базового предмета - русский язык. Занятия способствуют развитию у
детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.
Предлагаемые задания познакомят детей с основными понятиями русского языка,
помогут развить навыки грамотного письма, умения применять полученные на
уроках знания на практике. Будут способствовать общему развитию, побуждать к
творческому подходу при изучении русского языка. Новизна данной
общеразвивающей программы состоит в том, что творческие работы, проектная
деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны
быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и
направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными
умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету,
достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания
рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует
опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением
полученных результатов.
Основные виды деятельности учащихся:
- выполнение различных упражнений;
- оформление газет;
- участие в олимпиаде по русскому языку, международной игре «Русский
медвежонок»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
- проектная деятельность самостоятельная работа; творческие работы.
1.3. Планируемые результаты освоения курса.
Занятия должны помочь детям:
- усвоить основные базовые знания по русскому языку, его ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества письма и речи.
Дети должны:
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные;
согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и

непарные);
- не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные
звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость
или мягкость согласного звука);
- обозначать мягкость согласных звуков на письме; определять количество букв и
звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие
предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы дополнительного образования
Оценка качества реализации программы включает в себя вводный, промежуточный
и итоговый контроль учащихся.
ВвоДный контроль: определение исходного уровня знаний и умений учащихся в
форме теста, иногда беседы.
Входной контроль осуществляется в начале каждого года обучения.
Промежуточный контроль: осуществляется в конце первого года обучения и
направлен на определение уровня усвоения изучаемого материала. Проводится в
форме создания творческой работы.
Итоговый контроль: осуществляется в конце курса освоения программы и
направлен на определение результатов работы и степени усвоения теоретических и
практических ЗУН, сформированности личностных качеств.
Анализ эффективности программы факультативного курса:
- диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
- анализ занятий проведенных по плану;
- разработка рекомендаций.
1.5. Формы подведения итогов реализации программы
Опрос:
- мониторинг, проводимый в конце года;
- игры, викторины
1.6. Организационно-педагогические условия реализации
программы
Программа рассчитана на 1 год.
Режим занятий: 8 раз в неделю, 243 часа в год.
Продолжительность каждого занятия 40 минут.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание курса
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с
детьми младшего школьного возраста. Вместе с тем, широкое применение игровых

элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли
занятий по курсу «АБВГД-ейка».
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды
работ: игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал,
пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы,
кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Интерес детей поддерживается
внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление
кроссвордов, шарад, ребусов. Все это открывает для детей прекрасный мир слова,
учит их любить и чувствовать родной язык.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной
деятельности детей является овладение письменной речью, культурой
письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения
и слушания). Поэтому в ряду основных разделов курса «АБВГД-ейка» - разделы
«Предложение» и «Текст».
Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка,
знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.
Слово
Звуки речи (гласные - ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие парные
и непарные; твердые и мягкие парные и непарные), слог, ударение. Обозначение
мягкости согласных на письме.
Алфавит. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.. Слова,
которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что
делает? что сделал?
Предложение
Признаки предложения, оформление предложения на письме.
Текст
Отличие текста от набора предложений.
Каллиграфия. Совершенствование навыка написания букв и соединений,
отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
№
п/п
1

Название раздела,
тема
Наш помощник - язык.

Количество часов
Теория
Практика
2
2

Формы контроля

входной контроль тест
игры
2

В мире слов и звуков.

5

5

3
4

Живые буквы
Волшебная страна
«Фонетика»

10
20

10
36

5

Волшебная страна «Г
рамматика»

20

32

тест опрос игры
игры
тест викторина игры

6
7
8
9

1-4

5

15

игры

82

1
161

викторина

В стране «Слов»

10

В гостях у частей речи
Упражнения для
закрепления
Итоговое занятие
Всего часов: 243

10

3.2.
№п/п

20
40

тест викторина игры
игры
игры

Тема

Учебный график на 2021-22 учебный год

Кол-во
час
Речь
устная
и
4
письменная. Что такое
слово? В мире звуков.
Игротека. Звуки и буквы не одно и то же.

Характеристика деятельности
Дата
учащихся
Объяснять значение
речи, 02.09
общения в жизни людей.
06.09
Оценивать уместность
использования громкости, темпа
устной речи в разных ситуациях
Анализировать примеры общения,
когда слово по-разному влияет на
людей, их мысли, чувства.
Объяснять, что словом можно
влиять на людей - поднять
настроение, огорчить, утешить.
Объяснять, что с помощью слова
можно
договариваться
об
организации игры, совместной
работы.
Анализировать
и
оценивать свои и чужие успехи и
неудачи в общении.

5-11

Что такое метограммы?
Жили были гласные и
согласные.
Игротека.
Волшебник Ударение.

7

12-19

Такие разные гласные.
Такие разные, разные
согласные.
В слове
столько
гласных,
сколько и слогов.
Зачем шипят шипящие?

8

Объяснять значение известных 07.09
школьникам знаков, роль знаков в 08.09
09.09
современной жизни.
Различать знаки-символы
и 13.09
знаки-копии. Называть языковые
знаки. Различать звуки и буквы.
Наблюдать над
образованием
звуков
речи
на
основе
проведения
лингвистического
опыта.
Осуществлять
знаково
символические
действия
при
моделировании звуков.
Распознавать условные
обозначения звуков речи.
Сопоставлять
звуковое
и
буквенное обозначения слова.
Анализировать слоги
относительно количества в них
гласных и согласных звуков.
Классифицировать слова по
количеству в них слогов.
Составлять слова из слогов.
Самостоятельно
подбирать
примеры
слов
с
заданным
количеством слогов.
Анализировать и
оценивать 13.09
свои и чужие успехи и неудачи в 14.09
общении.
15.09
Определять вид общения по его 16.09
основной задаче:
сообщить, 20.09
запросить
информацию,
обменяться
информацией;
поддержать
контакт и т.д.
Оценивать свои особенности как
слушателя.
Анализировать высказывание с
точки зрения его соответствия
речевой задаче .
Объяснять значение известных
школьникам знаков, роль знаков в
современной жизни .
Анализировать и
оценивать
свои и чужие успехи и неудачи в
общении.
Определять вид общения по его
основной
задаче:
сообщить,
запросить
информацию,
обменяться
информацией;
поддержать контакт и т.д.

20-26 Познакомьтесь: алфавит!
Игротека. Поговорим о
предложении.
Знакомимся
с
анаграммами.

7

27-33 Что такое фразеологизм?
Учимся различать слова
разных
частей
речи.
Игротека.
Волшебное
слово предлог.

7

34-38 Откуда пришли наши
имена.
Знакомство
с
происхождением
имен.
Нарисуй
свое
имя.
Дидактическая
игра
«Составь имя»

5

39-46 Волшебная страна
“Фонетика”. Сказка о
Звуках и Буквах. Можно ли
писать без букв?

8

20.09
21.09
Сравнивать схемы предложений, 22.09
соотносить схему и предложение. 23.09
Приобретать опыт
в
составлении предложения по
рисунку и заданной схеме.
Различать текст
и
набор
предложений. Определять тему
текста.
Объяснять
роль
заголовка. Озаглавливать текст.
Определять
по
ключевым
словам, о чём говорится в тексте.
Называть ключевые слова в
сказках, сказочных историях .
Выделять незнакомые слова в
тексте .
Выяснять значение непонятных
слов.
27.09
Разыгрывать риторические игры. 28.09
Наблюдать
особенности 29.09
фразеологических
оборотов, 30.09
их
происхождение; обогащать
словарный запас детей;
Прививать интерес к родному
языку,
расширять
кругозор
учащихся
Анализировать
и
оценивать свои и чужие успехи и
неудачи в общении. Проявлять
активность во взаимодействии при
решении
коммуникативнопознавательных задач.
Анализировать и
оценивать 30.09
свои и чужие успехи и неудачи в 01.10
04.10
общении.
Определять вид общения по его
основной
задаче:
сообщить,
запросить
информацию,
обменяться
информацией;
поддержать контакт и т.д.
Соотносить звук и
06.10
соответствующую ему букву.
07.10
Воспроизводить алфавит.
11.10
Осознавать алфавит как
12.10
определенную последовательность
букв.

47-53

Распознавание твердых и
мягких согласных звуков в
словах. Игры “Расколдуй
слово”, “Да- нет”.

7

54-60

Удивительные звуки.
Игры “Невидимки
звуки”, “Читай
наоборот”. Тест на
развитие слухового
внимания.
Звонкие и глухие
“двойняшки”. Сказка
“Про ошибку”. Игра
“Найди пару”.

7

Звонкие и глухие
«одиночки». Почему они
так называются?
Игра - сказка «Пропавшие
имена».
Зачем нужны звуки
речи? Звуковая культура
речи. Звуки и буквы.
Викторина “Интересные
буквы и звуки”
«Грамматическое
домино»
Игры Деда Буквоеда.

6

Шипящие согласные.
Игра «Волшебный
клубок орфограмм».(жиши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)
Праздничный урок.
Обобщение изученного.
Легкие головоломки.
Технология составление
головоломок.

8

61-65

66-71

72-78

79-83

84-91

92-97

5

7

5

6

98104

Слог. Игра «Собери
слово». Перенос слов.
Правила переноса.

7

105109

Добрые слова. Умеете ли
вы здороваться. Работа с
текстами.

5

Выделять в словах согласные
звуки, парные по мягкоститвёрдости (без терминологии).
Определять и правильно
произносить мягкие и твёрдые
согласные звуки. Объяснять, как
обозначена на письме твёрдость
(мягкость) согласного звука.
Моделировать звуковой состав
слова. Контролировать этапы
своей работы. Оценивать процесс
и результат выполнения задания.

13.10
14.10
18.10
19.10

19.10
20.10
21.10
25.10

Дифференцировать буквы,
26.10
обозначающие близкие по
27.10
акустико-артикуляционным
28.10
признакам согласные звуки ( с - з, ш
- ж, з - ж, р - л, ц - ч и т.д.).
Освоение знаний о звуках,
28.10
знаково-символической системе. 08.11
Осмысление особенностей
09.11
звуков и их свойств.
10.11
Осмысление понятий «слово»,
«знак», «знак-символ».
Осмысление связи между словом
и знаком (в частности, их
взаимозаменяемости).
Использование знаков и
символов как способов
взаимодействия с окружающим
миром.
Осознание важности
использования знаков-символов
при взаимодействии с
окружающим миром
Переводить слово звучащее в
слово написанное
Наблюдать над слоговой
структурой различных слов.
Формировать умения
устанавливать связь слов в
предложении.
Ставить вопросы к главным
членам предложения.
Различать слово и слог.
Составлять предложения по
картинке с употреблением слов
разной слоговой структуры.

10.11
11.11
15.11
16.11
17.11
18.11
22.11
22.11
23.11
24.11
25.11
29.11
29.11
30.11
01.12
02.12
02.12
06.12
07.12
08.12
09.12
13.12
14.12

110
115

Предложение - единица
языка и речи. Роль
предложения в общении.

6

116120

«Грамматическое
домино”. Форма
проведения:
“Счастливый случай”.
(Мягкие согласные звуки и
мягкий знак).

5

121128

Играем в загадки.
Технология составления
загадок.

8

129134

Добрый “волшебник” Ударение. Обсуждение
смыслоразличительной
функции ударения.
Игры - «Помоги
Незнайке» ,
«Удивительные
превращения»

6

Отличать предложения от группы
слов
Составлять предложения по
картинке с употреблением слов
разной слоговой структуры.
Осознавать
смыслоразличительную роль
звуков и букв в слове. Наблюдать,
сравнивать, устанавливать
изменение лексического значения
слова с изменением одного звука
(буквы) в слове.

14.12
15.12
16.12
20.12

Наблюдать в речи за загадками
(признаками описываемого
предмета), стихотворениями
(рифма)
Наблюдать над ролью

23.12
10.01
11.01
12.01
13.01
17.01
18.01

20.12
21.12
22.12

словесного ударения в слове.
Определять ударение в слове.
Различать ударные и безударные
слоги.
Произносить слова в соответствии
с нормами литературного
произношения и оценивать с этой
точки зрения произнесённое слово.
Наблюдать над ролью
19.01
словесного ударения в слове.
20.01
Определять ударение в слове.
24.01
Произносить слова в соответствии 25.01
с нормами литературного
произношения и оценивать с этой
точки зрения произнесённое слово.

135- Ударение над гласной
141 может сделать букву ясной
(безударные гласные в
корне слова).
Сопоставление звуковой и
буквенной записи слов.

7

142147

Непроверяемые
безударные гласные.
Орфографический словарь
- твой помощник.

6

Работать с орфографическим
словарём.
Определять безударный гласный
звук в слове и его место в слове
Работать с орфоэпическим
словарём.
Наблюдать и устанавливать
подвижность ударения в слове.

148152

Мягкий знак.
Обсуждение вопроса:
значение и особенности
мягкого знака.

5

Наблюдать и сравнивать
31.01
количество звуков и букв в словах с 01.02
мягким знаком (ь). Соотносить
14.02
количество звуков и букв в таких
словах, как тень, лось, пеньки.

25.01
26.01
27.01
31.01

153
157

Твердый знак.
Обсуждение вопроса:
значение и особенности
твердого знака.

5

158- Существительные 164 слова с предметным
значением. Сказка
«Приключение в стране
«Имя Существительное».

7

165- Новые слова в русском
169 языке. Неологизмы.
Нахождение неологизмов в
тексте.
Игра «Найди слова».
170- Большие и маленькие.
174 Слова, которые пишутся с
заглавной буквы. Игра
“Лишнее слово”

5

175- Звонкие и глухие
180 «двойняшки». В стране
«Двойняшек» (парные
согласные на конце слов)

6

181- Приключения в стране
185 «Имя существительное».

5

186- Волшебный клубок
191
орфограмм. Рассказ беседа о роли орфографии.

6

5

15.02
16.02
17.02

Объяснять, как обозначена на
письме твёрдость (мягкость)
согласного звука.
Контролировать свои действия при
письме при обозначении мягких
согласных звуков, вносить
необходимую коррекцию
Называть предметы
17.02
окружающего мира. Произносить 21.02
(читать) слова, называющие эти
22.02
предметы. Объяснять, чём
23.02
различаются предмет и слово, его
называющее. Различать предмет
(действие, признак) и слово,
называющее предмет (признак
предмета, действие предмета).
Приобретать опыт в различении
слов — названий предметов,
признаков предметов, действий
предметов по лексическому
значению и вопросу.
Приобретать опыт в различении
слов — названий предметов,
признаков предметов, действий
предметов по лексическому
значению и вопросу.
Сравнивать произношение и
обозначение на письме парных
согласных в конце слова.
Устанавливать особенности
произношения звонких и глухих
парных согласных в конце слова.
Наблюдать за особенностями
стихотворного текста, загадок.
Называть предметы
окружающего мира. Произносить
(читать) слова, называющие эти
предметы. Объяснять, чём
различаются предмет и слово, его
называющее.
Различать предмет (действие,
признак) и слово, называющее
предмет (признак предмета,
действие предмета).

24.02
28.02
01.03

Контролировать свои действия
при письме

16.03
17.03
28.03
29.03

01.03
02.03
03.03
07.03
09.03
10.03

14.03
15.03
16.03

192
196

Приключения в стране
«Имя прилагательное».

5

197- Дружба имени
200 существительного с
прилагательным

4

201- Роль прилагательных в
206 предложении

6

29.03
30.03
Объяснять, чём различаются
предмет и слово, его называющее. 31.03
Различать предмет (действие,
признак) и слово, называющее
предмет (признак предмета,
действие предмета).
Приобретать опыт в различении
04.04
слов — названий предметов,
05.04
признаков предметов, действий
предметов по лексическому
значению и вопросу.
Различать предмет (действие,
06.04
признак) и слово, называющее
07.04
предмет (признак предмета,
11.04
действие предмета).

207212

Глаголы - слова,
обозначающие действие
предметов. Здравствуй,
Глагол!

6

Приобретать опыт в различении
слов — названий предметов,
признаков предметов, действий
предметов по лексическому
значению и вопросу. Соотносить
терминологию (имя
существительное, имя
прилагательное, глагол) с
признаками этих частей речи
(понимание, без заучивания).

12.04
13.04
14.04

213217

Сколько слов Вы знаете?
Рассказ-беседа о
словарном богатстве
русского языка. Игра соревнование «Кто больше
знает слов на букву ..»

5

Наблюдать за словами,
обозначающими одушёвленные
предметы и неодушевлённые.

18.04
19.04
20.04

218221

Встреча с зарубежными
друзьями. Знакомство с
заимствованными словами.

4

Наблюдать и выделять признаки
слов-пришельцев.

20.04
21.04
25.04

222226

Крылатые слова и
выражения,
происхождение слов. Как
нужно говорить?

5

Читать пословицы и поговорки и
объяснять их смысл. Находить
слова, близкие по значению.

25.04
26.04
27.04

227231

Из чего состоят слова?
Слова-родственники. Так
же, как и у кустов, корень
есть у разных слов.

5

Составлять словосочетания.
Объяснять значение
фразеологизмов.
Составлять предложения с
фразеологизмами.

04.05
05.05
11.05

Синонимы, антонимы,
омонимы

6

238
242

Крылатые слова и
выражения.
(фразеологизмы)

5

243

Праздничный урок
«Путешествие не
заканчивается...»
Секреты родного языка.

1

232
237

11.05
12.05
16.05

Различать синонимы, антонимы,
омонимы
Подбирать слова к данному слову
Составлять предложения с
заданными словами
Подбирать слова, близкие и
16.05
17.05
противоположные по смыслу.
Находить в тексте образные
18.05
сравнения. Находить в тексте слова
с переносным значением и
объяснять их смысл.
Подбирать слова в рифму.
19.05
Осознавать значимость
положительных качеств человека и
важность искоренения
отрицательных черт характера

Содержание курса
Наш помощник - язык. (4 часа) Речь устная и письменная. Зачем людям нужна
речь? Что такое речь устная и речь письменная.
В мире слов и звуков. (10 часов) Прямое и переносное значение слов. Что такое
слово?
Понятие слова, знакомство с ребусом. В мире звуков. Уточнение представления
детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух». Игротека.
Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма». Звуки: гласные,
согласные; твердые, мягкие; глухие, звонкие. Транскрипция (звукопись). Замена
звука (буквы). Слабая, сильная позиция. Орфоэпия.
Живые буквы(20 часов) Отличие гласных звуков и букв от согласных.
Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв. Повторение: буквы
и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм. Способы
отличия твердых согласных звуков от мягких. Определение ударного слога в слове.
Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости
-глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.
Волшебная страна «Фонетика» (56 часов) Волшебная страна “Фонетика”.
Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование.
Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй
слово”, “Да-нет”. Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай
наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. Звонкие и глухие “двойняшки”.
Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему
они так называются. Игра - сказка “Пропавшие имена”. Зачем нужны звуки речи?
Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”.
Волшебная страна «Грамматика» (52 часа) Добрый “волшебник” - Ударение.
Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”,
“Удивительные превращения”. Ударение над гласной может сделать букву ясной
(безударные гласные в корне слова). Непроверяемые безударные гласные.
Орфографический словарь - твой помощник. Добрый “волшебник” - Ударение.

Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.
Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак.
Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.
В стране «Слов» (30 часов) Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка.
Игра - соревнование “Кто больше знает слов на букву ..Крылатые слова и
выражения, происхождение слов. Как нужно говорить? Из чего состоят слова?
Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.
В гостях у частей речи(50 часов) Существительные - слова с предметным
значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””.
Приключения в стране “Имя существительное”. Приключения в стране “Имя
прилагательное”. Дружба имени существительного с именем прилагательным.
Глаголы - слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!
Упражнения для закрепления (21 час) Легкие головоломки. Технология
составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ - беседа о роли
орфографии. Играем в загадки. Технология составления загадок. Праздничный
урок «Путешествие не заканчивается» Секреты родного языка.

3.3 Методическое обеспечение
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в
группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование
метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях,
справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных
технологий:
 развивающего обучения;
 личностно ориентированного образования;
 моделирующего обучения;
 здоровьесберегающих;
 ИКТ
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая
работа.
3.4 Материально-технические условия реализации программы
Реализация программы осуществляется в МАОУ СОШ № 92, расположенной по
адресу г. Екатеринбург, ул. Ракетная, стр.6
Материально-технические условия реализации программы:
- методическая литература;
- ноутбук;

- магнитная доска;
- экран;
- мультимедийный проектор.

3.5. Информационное обеспечение программы
Для реализации программы используются цифровые образовательные ресурсы,
которые разрабатываются как комплекс средств обучения, в которые входят:
•

презентации;

•
анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют
учащимся основные положения темы;
•
творческие
(интерактивные)
задания
для
учащихся:
вопросы,
диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление
учебного материала;
•
наличие лингвистических словарей;
•
наличие карточек с играми и заданиями;
•
наличие текстов для работы на занятиях;
•
подборка видеофрагментов;
•
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет.

4. Список литературы
1.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2019 г.
2.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО.
Издательство “АРГО”, 2019 г.
3.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах.
Москва “АСТ”, 2020 Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л.
А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 2018 г.
4.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н.
Донецк. ПКФ “БАО”,
2019 г.
5.
Журналы: “Начальная школа”.
6.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва
“ВЛАДОС”, 2020 г.
7.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для
учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2018 г.
8.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 2017 г.
9.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 2019
г.
10. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 2020 г.
11. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя.
Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 2020 г.
Цифровые ресурсы:

1.
2.
3.

Ресурсы Интернет.
ЦОР по русскому языку для начальной школы.
ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.

Сведения о разработчике
Ярополова Оксана Николаевна, МАОУ СОШ № 92, образование высшее, стаж
работы -30 лет, в МАОУ СОШ №92 - 25 лет
Уральский Государственный Педагогический Университет, магистр
направление психолого-педагогическое образование.

Аннотация
Данная программа позволяет детям младшего школьного возраста
познакомиться со многими интересными вопросами русского языка,
выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций
активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение
элементарными навыками исследовательской деятельности позволят
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих
силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать
нечто новое о русском языке.
Главной целью его является на занимательном грамматическом материале
расширить, углубить и закрепить у детей знания по русскому языку, показать
им, что грамматика - не свод скучных и трудных правил для запоминания, а
увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному
предмету;
- пробуждение потребности у детей к самостоятельной работе над познанием
родного языка;
- совершенствование общего языкового развития у ребенка;
- способствовать формированию и развитию у детей разносторонних
интересов, культуры мышления;
- способствовать развитию смекалки и сообразительности.
- приобщение детей младшего школьного возраста к самостоятельной
исследовательской работе
Направленность программы: социально-педагогическая.
Контингент обучающихся: программа рассчитана на детей 7-8 лет.
Продолжительность реализации программы: 1 год.
Режим занятий: 8 раз в неделю, 243 часа в год Продолжительность каждого
занятия 40 минут.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».