Приложение к АОП ООО МАОУ СОШ № 92 Для обучающихся с ЗПР Адаптированная программа по учебному предмету «Химия» для обучающихся с ЗПР Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР, разработана на основерабочейпрограммыосновногообщегообразованияпоХимии.Даннаяпрограммасохран яет основное содержание образования общеобразовательной школы по Химии, ноотличается коррекционной направленностью обучения.Это обусловлено особенностямиусвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении.Приадаптациипрограммыосновноевниманиеобращенонаовладениедетьмипракти ческими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений,включение отдельных тем или целых разделов, материаловобзорного, ознакомительногохарактера. Цель программы обеспечение достижения выпускником планируемыхрезультатовосвоенияАОПпоучебномупредмету«Химия» Задачи: Сформироватьзнаниеосновныхпонятийизаконовхимии. Воспитыватьобщечеловеческуюкультуру. Учитьнаблюдать,применятьполученныезнаниянапрактике. Осуществлять диагностику динамикипознавательнойдеятельностииразвитияобучающихся; Важнымикоррекционнымизадачамиявляются: формированиеучебных уменийинавыков; индивидуализацияобучениясучётомсостоянияздоровья; развитие у обучающихся основных мыслительных операций (анализ, синтез,сравнение,обобщение); формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных,планированиедеятельности,осуществлениепоэтапногоиитоговогосамоконтр оля); развитиеречи,уменияиспользоватьприпересказесоответствующуютер минологию; развитиеобщеучебныхуменийинавыков Планируемыерезультаты. 1) формированиепервоначальныхпредставленийовеществах,ихпревращенияхипрактич еском применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языкомхимии; 2) осознаниеобъективнойзначимостиосновхимическойнаукикакобластисовременног о естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ какосновымногихявленийживой инеживой природы; 3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать иобъективнооцениватьжизненныеситуации,связанныесхимией,навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; навыкамиэкологическибезопасногоповедениявцелях сохраненияздоровьяиокружающейсреды; 4) формированиеуменийустанавливатьсвязимеждуреальнонаблюдаемымихимически ми явлениямиипроцессами,происходящимивмикромире; 5) приобретениеопытаиспользованияразличныхметодовизучениявеществ:наблюдени я за их превращениями при проведении несложных химических экспериментовсиспользованиемлабораторногооборудованияиприборовподруководствомпе дагога; 6) формирование представлений о значении химической науки в решении современныхэкологическихпроблем,втомчислевпредотвращениитехногенныхиэкологич еских катастроф. Планируемыерезультатыкоррекционнойработы: 1.Преодолениеотставания,неуспеваемости,отклонений,дефектоввизучениипредмета2.Восс тановление уверенности всвоихвозможностях- «ситуацияуспеха» 3. Стимулирующая(положительнаявнутренняямотивация). Особенностидетейсзадержкойпсихическогоразвития.Задержкапсихического развития (ЗПР) это психолого-педагогическое определение для наиболеераспространенного среди всехвстречающихсяу детей отклонений в психофизическомразвитии.Задержкапсихическогоразвитиякомплекснегрубыхнарушенийразвитиямоторной,познавательной,эмоциональноволевойсфер,речи,стенденциейкихкомпенсации. Понятие — задержка психического развития употребляется по отношению кдетямсминимальнымиорганическимиилифункциональнымиповреждениямицентральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения,опорнодвигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственноотсталыми. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитиепознавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой массовойшколы. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в другихслучаях - произвольность в организации деятельности, втретьих - мотивация к различнымвидампознавательнойдеятельности. Особенности детей с задержкой психического развития, которыенеобходимоучитыватьвучебнойдеятельности -незрелостьэмоциональноволевойсферы,инфантилизм,нескоординированностьэмоциональныхпроцессов; -преобладаниеигровыхмотивов,дезадаптивностьпобужденийиинтересов; -низкий уровеньактивностивовсехсферахпсихическойдеятельности; -ограниченныйзапасобщихсведенийипредставленийобокружающеммире; -снижениеработоспособности; -повышеннаяистощаемость; -неустойчивостьвнимания; -ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедлениеовладенияграмматическимстроемречи,труднос ти овладенияписьменнойречью; - расстройстварегуляции,программированияиконтролядеятельности,низкийнавыкса моконтроля; -болеенизкий уровеньразвитиявосприятия; - отставаниевразвитиевсехформмышления; недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механическойпамятинадабстрактнологической,снижениеобъемовкратковременнойидолговременнойпамяти. ОбразовательныепотребностиобучающихсясЗПР остей: ОбучающиесясЗПРнуждаютсявудовлетворенииособыхобразовательныхпотребн • организацияобучения сучетом спецификиусвоения знаний, умений инавыковобучающимисясЗПРсучетомтемпаучебнойработы("пошаговом»предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальныхметодов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так икомпенсациииндивидуальныхнедостатков развития); • учетактуальныхипотенциальныхпознавательныхвозможностей,обеспечениеи ндивидуальноготемпаобученияипродвижениявобразовательномпространстведля разныхкатегорий, обучающихся сЗПР; • профилактикаикоррекциясоциокультурнойишкольнойдезадаптации; • постоянный(пошаговый)мониторингрезультативностиобразованияисформир ованностисоциальнойкомпетенцииобучающихся,уровняидинамикипсихофизическогоразв ития; • обеспечениенепрерывногоконтролязастановлениемучебнопознавательнойдеятельностиобучающегосясЗПР,продолжающегосядодостиженияуровня,п озволяющегосправлятьсясучебнымизаданиямисамостоятельно; • постоянноестимулированиепознавательнойактивности,побуждениеинтересак себе, окружающемупредметномуисоциальномумиру; • постояннаяпомощьвосмысленииирасширенииконтекстаусваиваемыхзнаний, взакрепленииисовершенствовании освоенныхумений; • специальноеобучение«переносу»сформированныхзнанийиуменийвновыесит уации взаимодействия сдействительностью; • постояннаяактуализация знаний,уменийиодобряемыхобществомнорм поведения; • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельностииповедения; • развитиеиотработкасредствкоммуникации,приемовконструктивногообщения ивзаимодействия(счленамисемьи,сосверстниками,свзрослыми),формированиенавыков социально одобряемогоповедения; Особенностиорганизацииобразования: 2.4. УчетработоспособностииособенностейпсихофизическогоразвитияобучающихсясОВ З: -замедленностьитемпаобучения -упрощениеструктурыучебногоматериала -рациональнаядозировканаурокесодержанияучебногоматериала -дроблениебольшогозаданиянаэтапы -поэтапноеразъяснениезадач -осуществлениеповторностиразъяснениянавсехэтапах урока -повторениеобучающимисяинструкцийквыполнениюзадания -сокращениезадания,направленныенаусвоениеключевыхпонятий -сокращенныетесты,направленныенаотработкунаписанияработы -предоставлениедополнительноговременидлязавершениязадания -выполнение диктантов в индивидуальном режиме, максимальная опора напрактическуюдеятельностьиопыт ученика,опоранаболееразвитыеспособностиребенка 2.5. Использованиедополнительныхвспомогательныхприемовисредств: - памятки; - образцывыполнениязаданий; - алгоритмыдеятельности; - печатныекопиизаданий,написанныхнадоске; - использованиеупражненийспропущеннымисловами/предложениями; - использованиелистовсупражнениями,которыетребуютминимальногозап олнения,использованиемаркеровдлявыделенияважнойинформации; - предоставлениекраткогосодержанияглавучебников; - использованиеучетныхкарточекдлязаписиглавныхтем; - предоставлениеучащимсяспискавопросовдляобсуждениядочтениятекста; - указаниеномеровстраницдлянахожденияверныхответов; - предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например,напишитенескольконебольшихсообщений;представьте устноесообщениепообозначеннойтеме); - альтернативныезамещенияписьменныхзаданий(лепка,рисование,панорама). 2.6. Охранительныйрежим: - созданиеклиматапсихологическогокомфорта; - предупреждениепсихофизическихперегрузок; - введениедостаточнойпродолжительностиперемен(неменее10минутмеждуурок амии20минут-послетретьегоурока,проведениединамическогочаса); - особое оформление классных комнат, которое должно учитывать спецификувосприятияи работоспособностиобучающихсясОВЗ). Особенностиадаптациирабочейпрограммыпопредмету«Химия» Обучениепредмету«Химия»детейсзадержкойпсихическогоразвитияведётсянаосноветехж еавторскихипримерныхпрограммитехжеУМК,чтоивобщеобразовательных классах. В связи с трудностями, возникающими у детей с ЗПР приизучении химии, в рабочую программувнесены изменения. Так, в программевыделенодополнительное время для изучения наиболее важных вопросов, повторения пройденногоматериала, отработки навыков написания химических формул и уравнений за счет того,чтонаиболеетрудныетемыдаютсявознакомительномпорядке,анекоторыелабораторные опыты и практические работы выполняются виртуально или заменяются надемонстрациюЦОР.Дополнительноевремя,например,отводитсянаизучениетемы «Соединения химических элементов», так как она подготавливает переход к последующейважнойтеме«Растворение.Растворы.Свойстварастворовэлектролитов».Особо евнимание при этом обращается на отработку номенклатуры оксидов, кислот, солей, насоставление химических уравнений по свойствам указанных химических неорганическихсоединений,наустановлениегенетическойсвязимеждуосновнымиклассамин еорганических веществ. При составлении рабочей программы по химии для обучениядетейсЗПРнеобходимоориентироватьсянапсихологопедагогическиеособенностиобучаемыхиизбегатьперегрузкирабочихпрограммизлишнимтео ретическимматериалом, в первую очередь, материалом, не обязательным для изучения. В рабочуюпрограмму можно не включать не обязательные для изучения вопросы, поскольку ониявляются чрезвычайно трудными для понимания этой категориейучащихся и не влияютнаусвоениекурсахимии.Вознакомительномпорядкеможно рассматриватьтемы,которыестанутобязательнымитольковстаршихклассах.Этотемы «Типыкристаллических решеток», «Амфотерность оксида и гидроксида алюминия», «Гидроксиды и соли железа (II и III)», «Молярный объем газов», «Понятие о скоростихимических реакций. Катализаторы», «Сернистая и сероводородная кислоты и их соли».Высвободившее времяможно использовать для систематизации и обобщения или приизучении последующих более значимых и сложных тем. Учебный материал необходимоотбиратьтакимобразом,чтобыможнобылообъяснитьнасовременномидоступном для учащихсяуровнетеоретическиеположения,изучаемыесвойствавеществ,химическиепроцесс ы,протекающиевокружающеммире.Большоезначениедляполноценногоусвоенияучебногом атериалапохимииприобретаютМежпредметныесвязистакимидисциплинами,какприродовед ение,география,физика,биология.Позволяярассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения, Межпредметныесвязи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученныхзнанийипрактическихумений.Дляорганизациипроцессаобученияжелательнопр именятьразличныеформыучебныхзанятий:беседы,интегрированныеуроки,практикумы, экскурсии, групповую работу, деловые игры. В качестве предпочтительныхформконтролязнаний,уменийинавыковиспользоватьконтрольныеработы ,тесты,химическиедиктанты,самостоятельныеработы. Важно при работе с детьми с ЗПР включать в содержание программы вопросы здоровьесбережения,материалпопрофилактикеупотребленияпсихоактивныхвеществ,пропа ганде здорового образа жизни. При планировании учебного процесса желательноиспользование: • нетрадиционныхметодовиформобучения(методов:наглядных(иллюстрация,демонстрац ия, в том числе ЦОР), практических, мотивации интереса (игры, дискуссии),мотивации долга и ответственности (убеждение в значимости учения, поощрение); формобучения:индивидуальных,парных,групповых (сосменнымсоставомучеников); • элементовсовременныхобразовательныхтехнологий,такихкакинформационнокоммуникационные,развития критического мышления; • современныхтехническихсредствобучения:персональногокомпьютера,интерактивной доски.При проведенииуроков рекомендуется: • большевремениотводитьвопросамиспользованияхимическихвеществвбытуибезопасног ообращениясними; • включатьмаксимальновозможноеколичестводемонстраций,таккакименнодемонстраци онный эксперимент способствует развитию познавательного интереса у детейсзадержкой психического развития; • при планировании практических работ и лабораторных опытов исключать те из них,которыетребуютиспользованияконцентрированныхкислот,щелочей,формальдегида,сп ирта,ввидуихвысокой токсичности иопасностидля здоровья. В связи с особенностями поведения и деятельности, учащихся с ЗПР (расторможенность,неорганизованность) необходим строжайший контроль за соблюдением правил техникибезопасности при проведениилабораторныхипрактическихработ. Диагностическаячасть Результатыобразовательнойпрограммыпокурсу химииотслеживаютсячерезсистемупредметногомониторинга,который складываетсяизследующихэлементов: • умениеработатьстекстом: 1) выделятьглавное; 2) разделить текстначасти; 3) озаглавитьчаститекста; 4) умениесоставлятьтезисныйплан,опорныйконспект; 5) уметьработатьстаблицамиирисунками; 6) работатьсграфикамиидиаграммами; 7) работатьстерминами; 8) отвечатьнавопросы,задаватьвопросы; • усвоениетерминов,дат(химическийдиктант) • выполнениеиоформлениепрактическихработ,соблюдениетребованийкнаписаниюиоформ лениюпрактическихработ • навыкирешенияпрактическихзадач. • тестированиепотипупробногоГИА. • устныйответобучающихся: 1) полнота,правильностьответа; 2)использование терминов, дат, научных теорий, достижений науки, знание формулировокзаконов; 3) умениеотвечатьнавопросы. Критерииинормыоцениваниязнаний,обучающихсяпохимии. .Восновуоцениванияустногоответаобучающихсяположеныследующиепоказатели:правильн ость,обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки: - неправильныйответнапоставленныйвопрос; - неумениеответитьнапоставленныйвопросиливыполнитьзаданиебезпомощиучителя; - при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.Недочеты: - неточныйилинеполныйответнапоставленныйвопрос; - при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать, ипроиллюстрировать его; - неумениеточносформулироватьответрешеннойзадачи; - медленныйтемпвыполнениязадания,неявляющийсяиндивидуальнойособенностьюшколь ника; - неправильноепроизношениехимическихтерминов. Норма оценокУстные ответы «5»-ставится,еслиучащийсяпонимаетсущностьхимическихявлений,закономерностей; -даетправильныйответнапоставленныйвопрос; -строитответсамостоятельноилипоучебнику,сопровождаяпримерами; -умеетприменятьтеоретическиезнаниянапрактике; Допускается1-2неточностивответе,которыеучениксамисправляет. «4»ставитсявтомслучае,есливответедопускается1ошибка,которуюучениксамможетисправить; -илинеможетприменятьзнаниявновойситуации; неумеетсвязыватьответспредыдущимматериалом,хотяответнапоставленныйвопросдалправ ильный. «3»еслиучащийсявцеломпонимаетсущностьхимическихсистемипроцессов,происходящихвних, но допускает грубыеошибки; -недочетывответе; -затрудняетсяделатьвыводы; -не умеетчитать таблицы. «2»-еслиучащийсянеовладелосновнымипонятиями; -допускаетгрубыеошибки,которыенеможетисправитьприпомощиучителя,учащихся; -недобросовестноготовилдомашнеезадание; контрольныеработы,тест,еслиучащийсявыполнил½работы(вобычных классах). Практическиеработы «5»ставится,еслиработавыполненааккуратновполномобъемесзаданнойпоследовательностьюпр оведения наблюдений,опытов; -сделан вывод, рисунки выполнены карандашом.Допускаютсяорфографическиеошиб ки. «4»-ставится,если допущены(2-3)недочета; -небрежностьвоформлении; -выводнеполный. «3»-работавыполненанеполностью; -выводынеполные,хотяоформленаработааккуратно; -рисункияркие,нонетпояснениякним. «2»-работавыполненана50%; -допущеныгрубыеошибки; -выводовнет. 3.Содержаниеучебногопредмета В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимаетважноеместовпознаниизаконовприроды,формированиинаучнойкартинымира,созд анииосновы химическихзнаний,необходимыхдля повседневнойжизни, навыковздорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также ввоспитанииэкологической культуры. Успешностьизученияхимиисвязанасовладениемхимическимязыком,соблюдениемпр авилбезопаснойработыпривыполнениихимическогоэксперимента,осознаниеммногочислен ных связейхимиисдругимипредметамишкольногокурса. Программавключаетвсебяосновынеорганическойиорганическойхимии.Главнойидее йпрограммыявляетсясозданиебазовогокомплексаопорныхзнанийпохимии,выраженныхвфо рме, соответствующейвозрастуобучающихся. Всодержанииданногокурсапредставленыосновополагающиехимическиетеоретическ ие знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости ихсвойств от строения, прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностейхимическихпревращенийипутейуправленияимивцеляхполучениявеществ иматериалов. Теоретическуюосновуизучениянеорганическойхимиисоставляетатомномолекулярное учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями остроенииатома,видаххимическойсвязи,закономерностяхпротеканияхимическихреакций. Визучениикурсазначительнаярольотводитсяхимическомуэксперименту:проведению практическихилабораторныхработ,описаниюрезультатовученическогоэксперимента,соблю дениюнормиправилбезопаснойработывхимическойлаборатории. Реализацияданнойпрограммывпроцессеобученияпозволитобучающимсяусвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди другихнауко природе. Изучениепредмета«Химия»вчастиформированияуобучающихсянаучногомировоззр ения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,моделирование),освоенияпрактическогоприменениянаучныхзнанийосновано намежпредметныхсвязяхспредметами:«Биология»,«География»,«История», «Литература»,«Математика»,«Основыбезопасностижизнедеятельности»,«Русскийязык»,« Физика»,«Экология». Первоначальныехимическиепонятия Предметхимии.Телаивещества.Основныеметодыпознания:наблюдение,измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси.Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химическихэлементов.Простыеисложныевещества.Валентность.Законпостоянствасостав а вещества.Химическиеформулы.Индексы.Относительнаяатомнаяимолекулярнаямассы.Мас соваядоляхимическогоэлементавсоединении.Законсохранениямассывеществ.Химическиеу равнения.Коэффициенты.Условияипризнакипротеканияхимических реакций.Моль – единицаколичествавещества.Молярнаямасса. Кислород.Водород Кислород– химическийэлементипростоевещество.Озон.Составвоздуха.Физическиеихимическиесвойс твакислорода.Получениеиприменениекислорода.Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойстваводорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности.Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции нагазообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химическихреакциях. Вода.Растворы Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойстваводы. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая долярастворенноговеществаврастворе. Основныеклассынеорганическихсоединений Оксиды.Классификация.Номенклатура.Физическиесвойстваоксидов.Химическиесво йстваоксидов.Получениеиприменениеоксидов.Основания.Классификация.Номенклатура.Фи зическиесвойстваоснований.Получениеоснований.Химическиесвойстваоснований.Реакциян ейтрализации.Кислоты.Классификация.Номенклатура.Физическиесвойствакислот.Получе ниеиприменениекислот.Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различныхсредах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение иприменениесолей.Химическиесвойствасолей.Генетическаясвязьмеждуклассаминеорганич еских соединений. Проблема безопасного использования веществ и химическихреакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытоваяхимическаяграмотность. Строение атома. Периодический химическихэлементовД.И. Менделеева закон и периодическая система Строениеатома:ядро,энергетическийуровень.Составядраатома:протоны,нейтрон ы.Изотопы.ПериодическийзаконД.И.Менделеева.Периодическаясистемахимическихэлеме нтовД.И.Менделеева.Физическийсмыслатомного(порядкового)номерахимическогоэлемент а,номерагруппыипериодапериодическойсистемы.Строениеэнергетическихуровнейатомовп ервых20химическихэлементовпериодическойсистемыД.И.Менделеева.Закономерностиизм енениясвойстватомовхимических элементов и их соединений на основе положения в периодической системеД.И.Менделееваистроенияатома.ЗначениеПериодическогозаконаД.И.Менделеева. Строениевеществ.Химическаясвязь Электроотрицательностьатомовхимическихэлементов.Ковалентнаяхимическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии нафизическиесвойствавеществнапримереводы.Ионнаясвязь.Металлическаясвязь.Типы кристаллическихрешеток(атомная, молекулярная, ионная, металлическая).Зависимостьфизическихсвойстввеществоттипа кристаллической решетки. Химическиереакции Понятиеоскоростихимическойреакции.Факторы,влияющиенаскоростьхимической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций поразличнымпризнакам:числуисоставуисходныхиполученныхвеществ;изменениюстепене й окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии.Электролитическаядиссоциация.Электролитыинеэлектролиты.Ионы.Катионыиани оны.Реакцииионногообмена.Условияпротеканияреакцийионногообмена.Электролитическа ядиссоциациякислот,щелочейисолей.Степеньокисления.Определениестепениокисленияато мовхимическихэлементоввсоединениях.Окислитель.Восстановитель.Сущность окислительно-восстановительных реакций. НеметаллыIV– VIIгруппи ихсоединения ПоложениенеметалловвпериодическойсистемехимическихэлементовД.И.Менделеев а. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства.Соединениягалогенов:хлороводород,хлороводороднаякислотаиеесоли.Сера:физи ческие и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксидысеры.Серная,сернистаяисероводороднаякислотыиихсоли.Азот:физическиеихимиче ские свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V),ортофосфорнаякислотаиеесоли.Углерод:физическиеихимическиесвойства.Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксидыуглерода(II) и (IV),угольная кислотаиеесоли.Кремний иегосоединения. Металлыиихсоединения ПоложениеметалловвпериодическойсистемехимическихэлементовД.И.Менделеева. Металлывприродеиобщиеспособыихполучения.Общиефизическиесвойстваметаллов.Общи ехимическиесвойстваметаллов:реакцииснеметаллами,кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы иих соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерностьоксидаигидроксидаалюминия.Железо.Соединенияжелезаиихсвойства:оксид ы,гидроксидыи солижелеза(IIиIII). Первоначальныесведенияоборганическихвеществах Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан,этан,этилен.Источникиуглеводородов:природныйгаз,нефть,уголь.Кислородсодержа щиесоединения:спирты(метанол,этанол,глицерин),карбоновыекислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты).Биологическиважныевещества:жиры,глюкоза,белки.Химическоезагрязнениеокру жающейсреды и егопоследствия. Типырасчетныхзадач: 1. Вычислениемассовойдолихимическогоэлементапоформулесоединения. Установлениепростейшейформулывеществапомассовымдолямхимическихэлемент ов. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массывеществапо количеству,объему,массереагентов илипродуктов реакции. 3. Расчетмассовойдолирастворенноговеществаврастворе. Примерныетемыпрактическихработ: 2. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правилабезопаснойработы вхимической лаборатории. Очистказагрязненнойповареннойсоли. Признакипротеканияхимическихреакций. Получениекислородаиизучениеегосвойств. Получениеводородаиизучениеегосвойств. Приготовлениерастворовсопределенноймассовойдолейрастворенноговещест ва. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классынеорганическихсоединений». 8. Реакцииионногообмена. 9. Качественныереакциинаионыврастворе. 10. Получениеаммиакаиизучениеегосвойств. 11. Получениеуглекислогогазаиизучениеегосвойств. 12. Решениеэкспериментальныхзадачпотеме«НеметаллыIV– VIIгруппиихсоединений». 13. Решениеэкспериментальныхзадачпотеме «Металлыиихсоединения». 7. Количеств очасов Тематическоепланирование 8 класс Формы контроля № урока Названиераздела, темурока 13 Предметхимии.ИнструктажпоТБ. Телаивещества. Основные методы наблюдение, познания:измерение, эксперимент. Пр.рта№1.Лабораторноеоборудованиеиприемыобр ащениясним.Правилабезопаснойработывхими ческойлаборатории. Физическиеихимическиеявления.. Чистые вещества и смеси. Способы разделениясмесей.Пр.рта№2.Очистказагрязненнойповаренной соли. Входнаяконтрольнаяработа. Атом.Молекула. химических Химический элемент. Знакиэлементов. Простыеисложныевещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химическиеформулы.Индексы. Относительнаяатомнаяимолекулярнаямассы. 14 Массовая 15 ении. Вычисление 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 доля химическогосоедин массовой долиэлементапоф элемента в химического УУД Раздел1. Первоначальныехимическиепонятия.(23часа) 1 Передаютсодержаниевсжатом,выбороч 1 номвиде.Работаютпопредложенномуп лану,используютнарядусосновнымиид 1 ополни-тельныесредства Умеютоформлятьсвоимысливустнойи письменнойречисучетомречевыхситуа Отчет о 1 ций.Выражаютположительное пр.работ отношение к процессупознания; е адекватнооцениваютсвоюучебнуюдеят ельность;даютпредположенияобинфор 1 мации,котораянужнадлярешенияучебн Отчет о 1 ойзадачи.Умеютслушатьдругих,прини пр.работ матьдругуюточкузрения,изменятьточк е узрения 1 1 Работают по составленному 1 плану,попредложенномуалгоритму,по образцу.Пересказываютучителюматер зачет 1 иал. 1 Основныевидыдеятельностиобучаю Работа 1 щихся: удоски участиевофронтальнойбеседе;выполне Работа 1 ниеустныхупражнений;выполнениепра удоски ктическойработы; 1 Проверочнаяр-та 1 Воспитательный потенциал Формированиеответствен ногоотношения к учению,гото вностииспособности,обуч ающихся к саморазвитию и самообразованию на основемотивациикобучен июипознанию. Формирование ценностиздо ровогоибезопасногообраза жизни;Формированиеосоз нанного,уважительного идоброжела тельногоотношения к другомучел овеку,егомнению, ормулесоединения. 16 17 18 19 20 Законсохранениямассывеществ.Химическиеурав нения. Коэффициенты. Условия и признакипротеканияхимическихреакций. Пр. р-та №3. Признаки протеканияхимическихреакций. Установлениепростейшейформулывеществапом ассовым долямхимическихэлементов. Моль– единицаколичествавещества.Молярнаямасса. Вычисленияпохимическимуравнениямколичества, объема,массывеществапоколичеству,объему,мас сереагентовилипродуктовреакции.). 21 22 23 Зачетпотеме«Знакихимическихэлементов». Подготовкакконтрольнойработе. Контрольная работа по теме «Основныепонятияи законы». 24 Кислород – химический элемент и простоевещество.. Озон.Составвоздуха Физическиеихимическиесвойствакислорода. Получениеиприменениекислорода.Пр.р-та №4.Получениекислородаиизучениеегосвойств. 25 26 27 28 29 30 Тепловойэффектхимическихреакций.Понятиеобэ кзо-и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простоевещество.Физическиеихимическиесвойст ваводорода. Получениеводородавлаборатории.Получениеводо родавпромышленности.Применениеводорода.Пр. р-та№5.Получениеводородаи 1 Отчет опр.р. 1 1 1 1 зачет 1 1 1 самостоятельнаяработа; работастекстомучебникаилииногоучеб ногопособия; воспроизведениеучебногоматериалапо памяти работастаблицами; самостоятельное выделение иформулирование познавательной цели;составление плана ипоследовательности действий;контроль и оценка процесса ирезультатовдеятельности; работасраздаточнымматериалом;р аботавпарах, группах. Контр. работа Раздел2.Кислород.Водород.Вода.Растворы.(15часов). Передаютсодержаниевсжатом,выбороч 1 номвиде.Работаютпопредложенномуп лану,используютнарядусосновнымиид ополни1 тельныесредства.Умеютоформлятьсво Отчет о 1 имысливустнойиписьменнойречи,дают пр.работ предположенияобинформации. Умеют е слушать 1 других,приниматьдругуюточкузрения, изменятьточкузрения.Работаютпососта 1 вленномуплану,используютосновные и дополнитель-ные средства(справочнаялитература,средст ваИКТ Отчето 1 .Работаютпопредложенномуалгоритму пр.р-те. , по образцу формулированиесобствен ного мнения,умение договариваться при совместнойдея тельности,планирование своихдействий, Формирование основэколог ической культуры,соо тветствующейсовременно му уровнюэколо Пересказываютучителюматериал.Осно гическогомышления, вныевиды развитиеопы та экологически ориентированнойрефлекси вно-оценочнойи 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 изучениеегосвойств. ЗаконАвогадро.Молярныйобъемгазов. Качественные реакции на газообразные вещества(кислород, водород). Объемные отношения газовприхимическихреакциях. Водавприроде.Круговоротводывприроде. 1 1 Проверочнаяр-та 1 деятельности обучающихся: практическойдеятельност участиевофронтальнойбеседе;выполне и ниеустныхупражнений;выполнениепра в ктической жизненных ситуациях работы; самостоятельнаяработа;работастексто м учебника или иного учебногопособия;работасосправочным иматериалами;работасразличнымиисто чникамиинформации;анализфактовипр облемныхситуаций,ошибок; самостоятельное составлениеплана и последовательности действий;исследовательская и творческая работа(подготовкадокладов,рефератов, презентаций);работавпарах,группах. Физическиеихимическиесвойстваводы. 1 Растворы.Растворимостьвеществвводе.Концент 1 рациярастворов.Массоваядолярастворенноговещ естваврастворе. Пр.рОтчето 1 пр.р-те. та№6.Приготовлениерастворовсопределенной массовойдолейрастворенноговещества. 1 Расчетмассовойдолирастворенноговеществавра створе.) 1 Контрольная работа по теме Контр. «Кислород.Водород.Вода. работа Растворы». Раздел3.Основныеклассынеорганическихсоединений.(11часов). Передаютсодержаниевсжатом,выбороч Оксиды. Классификация. Номенклатура. 1 Физическиесвойстваоксидов. номвиде. Умеют оформлятьсвоимысливустнойиписьме Химические свойства оксидов. Получение ннойречи.Вдиалогесучителемсоверше иприменениеоксидов. нствуюткритерииоценкиипользуютсяи Основания.Классификация.Номенклатура. 1 мивходеоценкиисамооценки. Физические свойства оснований. Провероч1 Выражают Получениеоснований. наяр-та положительное отношение к 1 Химические свойства оснований. процессупознания; Реакциянейтрализации. Воспитание сотрудничать, планирования умения умения своихд ействий,адекватноговоспр иятия оценки преподавателя. Формирование 44 45 46 Кислоты.Классификация.Номенклатура. Физические свойства кислот .Получение иприменениекислот. Химическиесвойствакислот.Индикаторы.Измене ниеокраскииндикатороввразличныхсредах. Проверочнаяр-та 1 1 1 адекватнооцениваютсвоюучебнуюдеят ельность;применяютправиладеловогос отрудничества.Умеютслушатьдругих,п риниматьдругую точку зрения, изменять точкузрения.Работаютпообразцу.Пере сказываютучителюматериал целостногомировоззрения, соответствующегосовреме нному уровнюразв ития науки иобществен нойпрактики, 47 48 49 50 51 52 53 54 55 Основныевидыдеятельностиобучаю щихся: участие вофронтальнойб еседе;выполнениеустныхупражнений; 1 решениетекстовыхзадач;выполнениеп рактической работы;самостоя зачет 1 тельнаяработа;работастекстом учебника или иного учебногопособия;работасосправочным иматериалами;работасразличнымиисто чниками информации; составление плана ипоследовательн ости действий;контро льиоценкапроцессаирезультатовдеятел ьности;работасраздаточнымматериало м;работавпарах,группах. Раздел4.Строениеатома.ПериодическийзаконипериодическаясистемахимическихэлементовД.И.Менделеева.Строениевеществ. Химическаясвязь.(16часов). Строение атома: ядро, Передают содержание в поиск Провероч 1 энергетическийуровень. сжатом,выборочномвиде. Работают -наяр-та разнообразных попредложенно-му плану, В диалоге формиспособоврешенияза Составядраатома: протоны,нейтроны. сучи-телем совершенствуют кридач, Изотопы. терииоценки и пользуются ими в выделениесущ ПериодическийзаконД.И.Менделеева. ходеоценки и самооценки. ественнойинформации Выражаютположительноеотношениек из Периодическая система Отчето 1 процессупознания; адекватно химическихэлементовД. пр.раб текста,формул оценивают своюучебную оте И. Менделеева. ированиесобственного деятельность; 1 Физический смысл атомного применяютправиладеловогосотрудни (порядкового)номерахимическогоэлемента,номера мнения,умение чества. группыипериодапериодическойсистемы. договариваться Умеют слушать других, Строениеэнергетическихуровнейатомовперв Контр. 1 при приниматьдругую точку зрения, ых20химическихэлементовпериодической работа изменять точкузрения Работают по совместнойдея системыД.И.Менделеева. Соли.Классификация.Номенклатура.Физи ческиесвойствасолей.Получениеиприменениесоле й.Химическиесвойствасолей. Пр. р-та №7. Генетическая связь междуклассаминеорганическихсоединен ий. Проблемабезопасногоиспользованиявещес твихимическихреакцийвповседневнойжизни.Токс ичные,горючиеивзрывоопасныевещества.Бытова яхимическаяграмотность. 1 составленномуплану,попредложенно муалгоритму,по образцу тельности,планирование своихдействий. Формирование осознанного,уважительног о и 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Закономерности изменения свойств атомовхимических элементов и их соединений на основеположениявпериодическойсистемеД.И.Мен делееваи строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева. КонтрольнаяработапотемеПериодическийзак онипериодическаясистемахимических элементовД.И.Менделеева.Строениеатома. Электроотрицательность атомов химическихэлементов. Ковалентнаяхимическаясвязь:неполярнаяип олярная. Понятиеоводороднойсвязииеевлияниинафиз ическиесвойствавеществнапримереводы. Ионнаясвязь.Металлическаясвязь. Типыкристаллическихрешеток(атомная,мо лекулярная,ионная,металлическая). Зависимостьфизическихсвойстввеществот типа кристаллической решетки. 65 Обобщениеисистематизациязнанийзакурс8класса. 66 Итоговаяконтрольнаяработа 67 68 Работанадошибками. Обобщениеисистематизацияучебногоматериалакур сахимии 8 класса. 1 1 Устный опрос 1 Работа удоски 1 1 1 Устный опрос 1 1 1 1 Контр. Рта 1 1 1 Основные виды деятельностиобучающихся: самостоятельнаяработа; работа с текстом учебника илииногоучебного пособия;воспроизведение учебного материалапо памяти работа с таблицами; работасосправочнымиматериалами;ра ботасразличнымиисточникамиинформ ации; анализ фактов ипроблемных ситуаций, ошибок;самостоятельное выделение иформулирование познавательной цели;работа с раздаточным материалом;работавпарах, группах. доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовностьиспособность вестидиалогсдругими людьмиидостигатьвнёмвза имопонимания. 2 3 4 5 Инструктаж по ТБ. Понятие о скоростихимическойреакции. Факторы,влияющиенаскоростьхимическойреак ции. Понятиеокатализаторе. Классификацияхимическихреакцийпоразличны мпризнакам:числуисоставуисходныхиполученн ыхвеществ;изменениюстепенейокисленияатомо вхимическихэлементов;поглощениюиливыделе нию энергии. Классификацияхимическихреакцийпоразличны мпризнакам:числуисоставуисходныхиполученн ыхвеществ;изменениюстепенейокисленияатомо вхимическихэлементов;поглощениюиливыделе ниюэнергии. 6 Входнаяконтрольнаяработа 7 8 9 10 Электролитическаядиссоциация.Электролитыин еэлектролиты. Ионы.Катионыианионы. Реакцииионногообмена. Пр.р-та№8.Реакцииионногообмена. 11 Условияпротеканияреакцийионногообмена. Количест вочасов № урока 1 Названиераздела, темурока Тематическоепланирование 9класс Формы контроля УУД Раздел1.Химическиереакции.(18часов). Передаютсодержаниевсжатом,выбороч 1 номвиде.Работаютпопредложенномуп лану,используютнарядусосновнымиид 1 ополнительныесредства.Умеютоформля 1 тьсвоимысливустнойиписьменнойречи 1 .Выражаютположительноеотношениекпроцессупознан ия; адекватнооцениваютсвоюучебнуюдеят ельность;даютпредположенияобинфор мации,Умеютслу1 шатьдругих,приниматьдругуюточкузр ения,Работаютпосоставленному плану, попредложенно муалгоритму Основныевидыдеятельностиобучаю Контр. Р1 щихся: участие та вофронтальнойбе 1 седе;выполнениеустныхупражнений;в ыполнениепрактической работы; са1 мостоятельнаяработа;работастекстом 1 учебника или иного учебногопосо1 Отчет бия;работасосправочнымиматериалам опр.ри;работасразличнымиисточниками те информации; 1 составление плана и Воспитательный потенциал Формирование основэколог ической культуры,соо тветствующейсовременно му уровнюэколо гическогомышления, развитиеопы та экологически ориентированнойрефлекси внооценочнойипрактическойд еятельности вжизненных ситуациях(го товность к исследованию природы,Формированиеот ветственногоотношения к учению,гото вностииспособности,обуч ающихся к саморазвитию и самообразованию на основемотивациикобучен июипознанию. 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Электролитическая диссоциация кислот,щелочейи солей. Пр.р-та №9. Качественныереакции на ионыв растворе. Степеньокисления. Определение степени окисления атомовхимическихэлементоввс оединениях. Окислитель.Восстановитель. Сущность окислительновосстановительныхреакций. Контрольнаяработапотеме«Химическиереакц ии». Работа удоски Отчето пр.р-те Провероч -наяр-та 1 последовательности 1 действий; контроль и оценка процесса и результатовдеятельности;работасраздаточны мматериалом;работавпарах,группах. 1 1 1 1 1 Раздел2.НеметаллыIV-VIIгруппиихсоединения(26часов). Работаютпопредложенномуплану,испо 1 Положениенеметалловвпериодическойсистемех льзуютнарядусосновнымиидополнител имическихэлементовД.И.Менделеева. ьныесредства.Умеютоформлятьсвоим Общиесвойстванеметаллов. Галогены:физическиеихимическиесвойства. 1 ысливустнойиписьменнойречисучетом речевыхситуаций.Выражаютположите 1 Соединения галогенов: льноеотношениекпроцессупознания;ад хлороводород,хлороводородна екватнооцениваютсвоюучебнуюдеятел якислота и еесоли. ьность;применяютправиладеловогосот Сера:физическиеихимическиесвойства. 1 рудничества.Умеютслушатьдругих,пр Соединениясеры:сероводород,сульфиды, 1 иниматьдругуюточку зрения, изменять Соединениясеры:оксидысеры. точку Серная,сернистаяисероводороднаякислотыиих 1 зрения.Работаютпопредложенномуалг соли. оритму, по образцу. Серная,сернистаяисероводороднаякислотыиих 1 Пересказываютучителюматериал соли. Основныевидыдеятельностиобучаю Серная,сернистаяисероводороднаякислотыиих Сам.Р-та 1 щихся:выполнениеустныхупражнений соли. ;решениетекстовыхзадач;выполнениеп Решение задач и упражнений по теме 1 рактическойработы;самостоятельнаяра «Кислородисера». бота; Азот:физическиеихимическиесвойства. 1 Аммиак. 1 Солиаммония. 1 Формированиеосознанног о,уважительного идоброжелате льногоотношения к другомучелов еку, его мнению,миро воззрению, культуреФормирование основэкологи ческой культуры,разв итие опытапрактич ескойдеятельности вжизненных вность ситуацияхгото к исследованиюприроды. 32 Оксидыазота. 33 34 Азотнаякислотаи еесоли. Пр.рта№10.Получениеаммиакаиизучениеегосвойс тв. Фосфор:физическиеихимическиесвойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V),ортофосфорнаякислотаи еесоли. Соединения фосфора: оксид фосфора (V),ортофосфорнаякислотаи еесоли. Углерод:физическиеихимическиесвойства. Аллотропияуглерода:алмаз,графит,карбин,фулле рены. Соединенияуглерода:оксидыуглерода(II)и(IV),уг ольнаякислотаиеесоли. Пр.рта№11.Получениеуглекислогогазаиизучениеего свойств. Кремнийиегосоединения. Пр.рта№12Решениеэкспериментальныхзадачпоте ме«НеметаллыIV–VIIгруппиихсоединений». Контрольнаяработапотеме«НеметаллыIVVIIгрупп и их соединения». 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 Положениеметалловвпериодическойсистемехи мическихэлементов Д.И.Менделеева. Металлывприродеиобщиеспособыихполу чения.. Общиефизическиесвойстваметаллов. Общие химические свойства металлов: реакцииснеметаллами,кислотами,солями.Элект рохимическийряднапряженийметаллов Провероч -наяр-та 1 1 1 1 Сам.Р-та работа с текстом учебника или иногоучебногопособия;воспроизведен иеучебногоматериалапопамятиработас таблицами;конспектирование;исследов ательская и творческая работа(подготовкадокладов,рефератов, презентаций);работасраздаточныммате риалом;работавпарах,группах. 1 1 1 Отчето пр.р-те 1 1 Отчет 1 опр.рте 1 Контр. Рта Раздел3.Металлытихсоединения.(15часов) Передаютсодержаниевсжатом,выбороч 1 номвиде. Умеют оформлятьсвоимысливустнойиписьме 1 ннойречисучетомречевыхситуаций.Вы ражают положительное 1 отношениекпроцессупознания;адекват 1 нооценивают свою учебнуюдеятельност Осознаниегордостизародн ой город Екатеринбург, . Формированиеценностизд оровогоибезопасногообраз ажизни;усвоениеправилин 49 Щелочныеметаллыиих соединения. 1 ь;применяютправиладеловогосотрудни дивидуальногои чества,Умеют коллективного 50 Щелочныеметаллыиих соединения. 51 Щелочноземельныеметаллыиих соединения. 52 Щелочноземельныеметаллыиих соединения. 53 Алюминий.Амфотерностьоксидаигидроксидаал юминия. 1 54 Алюминий.Амфотерностьоксидаигидроксидаал юминия. Решениезадачпотеме«Алюминий». Железо. Соединенияжелезаиихсвойства:оксиды,гидрокси дыи солижелеза(IIиIII). 1 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Пр.рта№13.Решениеэкспериментальныхзадачпотеме «Металлыиихсоединения». КонтрольнаяработапотемеМеталлытихсоеди нения. Провероч -наяр-та Устный опрос Отчето пр.р-те 1 1 1 1 1 1 слушатьдругих,приниматьдругуюточк у зрения, изменять точку зрения.Работаютпопредложенномуалг оритму,по образцу Основныевидыдеятельностиобучаю щихся: участие вофронтальнойб еседе;выполнениеустныхупражнений; решениезадач;выполнениепрактическо йработы;самостоятельнаяработа;работ астекстом учебника или иного учебногопособия;работасосправочным иматериалами;работасразличнымиисто чниками информации;кон спектирование;составлениепланаипосл едовательностидействий;исследовател ьская и творческая работа(подготовкадокладов,рефератов, презентаций);работавпарах,группах. безопасногоповедениявчр езвычайныхситуациях,Фо рмированиекоммуникатив нойкомпетентности в общении и сотрудничестве сосверст никами,взрослымив процессе образовательной,обществе нно полезной,у чебноисследовательской,творче ской и другихвидо вдеятельности. Раздел4.Первоначальныесведенияоборганическихвеществах.(9часов). Передают содержание в Формированиеспособност Первоначальные сведения о 1 сжатом,выборочномвиде. Умеют строенииорганическихвеще и косознанному выбору оформлятьсвои мысли в устной и ств. ипостроению письменнойречисучетомречевыхситуа дальнейшейиндивидуальн Углеводороды:метан,этан,этилен.. ций. 1 Источники углеводородов: природный Устный ойтраекторииобразования Работают по составленному газ,нефть,уголь. опрос на основе плану,используют основ-ные 1 Кислородсодержащиесоединения:спирты(метан формированияуважительн идополнительныесредства(справочна ол,этанол,глицерин),карбоновыекислоты(уксусн ого отношенияк труду, ялитература, средства аякислота,аминоуксуснаякислота,стеариноваяио развития опытаучастия в ИКТРаботаютпо предложенному леиноваякислоты). социальнозначимомтруде. алгоритмуОсновные виды дея1 Биологическиважныевещества:жиры,глюкоза,бе Формированиеоснов тельностиобучающихся: лки. выполнение устных 1 Химическоезагрязнениеокружающейсредыиегоп упражнений;самостояоследствия тельнаяработа; 66 Итоговаяконтрольнаяработа 67 68 Работанадошибками. Обобщение и систематизация учебногоматериалапохимии закурсосновной школы. Контр. Рта 1 1 работа с текстом учебника или иногоучебногопособия;исследователь -скаяи творческая работа (подготовкадокладов,рефератов,презе нтаций); экологическойкультуры.