Приложение к АОП ООО МАОУ СОШ № 92 Для обучающихся с ЗПР Приложениекадаптированнойпрограммепоучебномупредмету «Родной русский язык» для обучающихся с ЗПР(7.1.) АдаптированнаярабочаяпрограммадляобучающихсясЗПР,разработананаоснове рабочей программы основного общего образования по родному русскому языку.Даннаяпрограммасохраняетосновноесодержаниеобразованияобщеобразовательной школыпородномурусскомуязыку,ноотличаетсякоррекционнойнаправленностьюобучения. Этообусловленоособенностямиусвоенияучебногоматериаладетьми,испытывающимистойк иетрудностивобучении.Приадаптациипрограммыосновноевниманиеобращенонаовладение детьмипрактическимиумениямиинавыками,науменьшениеобъематеоретическихсведений, наработупо алгоритму. Всилусвоихособенностей,даннаякатегориядетейиспытываеттрудностивусвоенииуче бногоматериала.Исходяизконтингентаобучающихсяприорганизацииобразовательнойдеяте льности,используютсякоррекционно-развивающиетехнологии,разнообразные методы и приёмы педагогической поддержки, а именно, больший акцентделаетсянанаглядныхипрактическихметодахобучения.Атакжеприменяютсяиндукти вные методы, репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающегообучения,приемыразвитиямыслительнойактивности,приемывыделенияглав ного,приемкомментирования и пр. ОбщаяцельизученияпредметаобеспечениевыполнениятребованийФГОСОООпосредствомсозданияусловийдлямаксимал ьногоудовлетворенияособыхобразовательных потребностей, обучающихся с ЗПР. При обучении детей с задержкойпсихическогоразвитиялитературеставятсяте жезадачи,чтоивмассовой школе. Помимореализацииобщихзадач,указанныхвООПОООШколы.АОПОООЗПРпредусматрива етрешениеспециальныхзадач: формироватьпознавательныеинтересыданнойгруппышкольниковиихсам ообразовательныенавыки; создать условия для развития учащегося в своем персональном темпе, исходя из егообразовательных способностей иинтересов; развить мышление, память, внимание, восприятие через индивидуальный раздаточныйматериал; развитьнавыкичтенияиобразно-эмоциональнуюречевуюдеятельность; помочьшкольникамприобрести(достигнуть)уровняобразованности,соответствующегоего личному потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования идальнейшегоразвития; научить общим принципам постановки и решения познавательных проблем: анализуцелей и результатов; выявлению общего и различного; выявлению предпосылок (т.е.анализусловий, обоснование, выявлениепричин). Коррекционнаяработа Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики ипальцеврук;развитиенавыковкаллиграфии;развитиеартикуляционноймоторики. Коррекцияотдельныхсторонпсихическойдеятельности: коррекцияразвитиявосприятия,представлений,ощущений; коррекцияразвитияпамяти; коррекцияразвития внимания; формирование обобщенных представлений освойствахпредметов (цвет, форма,величина); развитиепространственныхпредставленийиориентации;развитиепредставленийовр емени. 1 Развитиеразличныхвидовмышления: развитиенаглядно-образногомышления; развитиесловеснологическогомышления(умениевидетьиустанавливатьлогическиесвязимежд упредметами,явлениями исобытиями). Развитиеосновныхмыслительныхопераций: развитиеумениясравнивать,анализировать; развитиеумениявыделять сходствоиразличиепонятий; умениеработатьпословеснойиписьменнойинструкциям,алгоритму; умениепланироватьдеятельность. Коррекциянарушенийвразвитииэмоционально-личностнойсферы: развитиеинициативности, стремлениядоводитьначатоеделодоконца; формированиеуменияпреодолеватьтрудности; воспитаниесамостоятельностипринятиярешения; формированиеадекватностичувств;формированиеустойчивойиадекватнойса мооценки;формирование уменияанализироватьсвоюдеятельность; воспитание правильного отношения к критике.Коррекция– развитиеречи: развитиефонематическоговосприятия; коррекциянарушенийустнойиписьменнойречи;коррекциямонологическойречи;корр екциядиалогической речи. Расширениепредставленийобокружающеммиреиобогащениесловаря. ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА ВсоответствиисФГОСООкурснаправленнадостижениеличностныхрезультатов: 1) понимание родного русского языка как одной из основных национальнокультурныхценностейрусскогонарода,определяющейролиродногоязыкавразвитииинтеллек туальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значениявпроцессеобразования и самообразования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родномуязыку,гордостьзанего;потребностьсохранитьчистотурусскогоязыкакакявлениянац иональнойкультуры;стремлениек речевомусамосовершенствованию; 3) достаточныйобъемсловарногозапасаиусвоенныхграмматическихсредствдлясвободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность ксамооценкенаосновенаблюдения засобственнойречью; 4) формированиеобщейкультурыимировоззрения,соответствующегопрактикесегодняшне годня; 5) совершенствованиедуховно-нравственныхкачествличности; 6) использованиекоммуникативноэстетическихвозможностейрусскогоязыка,основанныхнаизучениивыдающихсяпроизведен ийроссийскойкультуры; 7) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений инавыков,сопутствующихизучениюрусскогородногоязыка.Онивключаютвладениевсемиви дами речевой деятельности: аудированиеичтение: адекватноепониманиеинформацииустногоиписьменногосообщения(коммуникативн ойустановки,темытекста,основноймысли;основнойидополнительнойинформации); владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,изучающим)текстов разныхстилейи жанров; способность извлекать информацию из различных источников, включая средствамассовойинформации,интернет-ресурсы;свободнопользоватьсясловарями 2 различныхтипов,справочнойлитературой,втомчислеинаэлектронныхносителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,сохранениюипередачеинформации,полученнойврезультатечтения илиаудирования; умениесопоставлятьисравниватьречевыевысказываниясточкизренияихсодержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;говорениеи письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальнойи коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результатыиадекватноформулироватьихвустнойи письменнойформе; умениевоспроизводитьпрослушанныйилипрочитанныйтекстсзаданнойстепеньюсве рнутости(план,пересказ, конспект,аннотация); умениесоздаватьустныеиписьменныетекстыразныхтипов,стилейречиижанровсучет омзамысла,адресата и ситуацииобщения; способностьсвободно, правильно излагатьсвоимысливустнойиписьменнойформе, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающейдействительности,кпрочитанному,услышанному,увиденному; владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог расспрос, диалог-побуждение,диалог — обменмнениямиидр.;сочетаниеразныхвидовдиалога); соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,грамматических,стилистическихнормсовременногорусскоголитератур ногоязыка;соблюдениеосновныхправилорфографииипунктуациивпроцессеписьмен ногообщения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;адекватноиспользоватьжесты,мимикувпроцессеречевогообщения; способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельностии в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь сточкизренияеесодержания,языковогооформления;умениенаходитьграмматические и речевыеошибки, недочеты, исправлять их; умениевыступатьпередаудиториейсверстниковснебольшимисообщениями,докладо м,рефератом;участиевспорах,обсужденияхактуальныхтемсиспользованиемразличн ыхсредств аргументации; применениеприобретенныхзнаний,уменийинавыковвповседневнойжизни;способно сть использовать родной язык как средство получения знаний по другимучебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализаязыковыхявленийнамежпредметномуровне(наурокахиностранногоязыка,ли тературыи др.). «РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» Предметные результаты изучения предметной области"Роднойязыки роднаялитература"должны отражать: Роднойязык: 1) совершенствованиевидовречевойдеятельности(аудирования,чтения,говоренияиписьма) ,обеспечивающихэффективноевзаимодействиесокружающимилюдьмивситуацияхформаль ногоинеформальногомежличностногоимежкультурногообщения; 2) пониманиеопределяющейролиязыкавразвитииинтеллектуальныхитворческихспособнос тейличности впроцессеобразования и самообразования; 3) использованиекоммуникативно-эстетическихвозможностейродногоязыка; 3 4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязиегоуровнейиединиц;освоениебазовыхпонятийлингвистики,основныхединициг рамматическихкатегорий родного языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксическогоанализасловосочетания ипредложения, атакжемногоаспектногоанализатекста; 6) обогащениеактивногоипотенциальногословарногозапаса,расширениеобъемаиспользуе мых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувствнародномязыке адекватно ситуациии стилю общения; 7) овладениеосновнымистилистическимиресурсамилексикиифразеологииродногоязыка,ос новныминормамиродногоязыка(орфоэпическими,лексическими,грамматическими,орфогр афическими,пунктуационными),нормамиречевогоэтикета;приобретениеопытаихиспользов аниявречевойпрактикеприсозданииустныхиписьменныхвысказываний;стремлениек речевомусамосовершенствованию; 8) формированиеответственностизаязыковуюкультурукакобщечеловеческуюценность Обучающиесянаучатся: соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературногоязыка: употребление сложных существительных, имён собственных (географическихназваний),аббревиатур‚ обусловленноекатегорией рода; употреблениезаимствованныхнесклоняемыхимёнсуществительных;склонение русских и иностранных имён и фамилий, названий географическихобъектов;употреблениеотдельныхграмматическихформимёнсущ ествительных,прилагательных(врамкахизученного); склонениеместоимений‚порядковыхиколичественныхчислительных;употреблен ие отдельных форм имен существительных в соответствии с типомсклонения,родом,принадлежностьюкразрядуодушевлённостинеодушевлённости; употреблениеформмножественногочислаименисуществительного(втомчислефо рмименительногоиродительногопадежамножественногочисла);форм 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов,формповелительногонаклоненияглаголов;формообразованиеглаголовс овершенногои несовершенного вида; употреблениеимёнприлагательныхвформахсравнительнойстепени‚вкраткойфор ме; согласованиесказуемогосподлежащим,имеющимвсвоемсоставеколичественноименноесочетание; согласованиесказуемогосподлежащим,выраженнымсуществительнымсозначени емлицаженскогопола; согласованиесказуемогосподлежащим,выраженнымсочетаниемчислительногои существительного; согласованиеопределениявколичественноименныхсочетанияхсчислительными;построениесловосочетаний по типусогласования; управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚по‚из‚свсоставесловосочетания;употреблениепредлогапосколичественнымичи слительнымивсловосочетанияхсраспределительнымзначением; построениепростыхпредложенийспричастнымиидеепричастнымиоборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разныхвидов; различениевариантовграмматическойнормы:литературныхиразговорныхформи менительногопадежамножественногочисласуществительных 4 мужского рода; форм существительных мужского рода множественного числа сокончаниями-а(-я),-ы(и)‚различающихсяпосмыслу;литературныхиразговорных формглаголов‚причастий‚деепричастий‚ наречий; различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленныхграмматическойсинонимиейсловосочетаний‚простыхисложныхп редложений; правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов сучётомвариантов грамматической нормы; выявлятьиисправлятьграмматическиеошибкивустнойречи. Основныесодержательныелиниипрограммыпредмета «Роднойрусскийязык» Впрограммевыделяютсяследующиеблоки: Впервомблоке–«Языкикультура»– представленосодержание,изучениекоторогопозволитраскрытьвзаимосвязьязыкаиистории,я зыкаиматериальнойидуховнойкультурырусскогонарода,национальнокультурнуюспецификурусскогоязыка,обеспечитовладениенормамирусскогоречевогоэтике тавразличныхсферахобщения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и другихнародовРоссиии мира,овладениекультуроймежнационального общения. Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихсяответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферахжизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладениекультурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русскоголитературногоязыкадлясозданияправильнойречииконструированияречевыхвыска зываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности,логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитиепотребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературногоязыкаисовершенствованиеумений пользоватьсяими. Втретьемблоке–«Речь.Речеваядеятельность.Текст»– представленосодержание,направленноенасовершенствованиевидовречевойдеятельностиви хвзаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыковиспользования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: уменийопределятьцеликоммуникации,оцениватьречевуюситуацию,учитыватькоммуникат ивные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов,жанров,стилистической принадлежности. 1. Пониманиевзаимосвязиязыка,культурыиисториинарода,говорящегонанём: осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, всовременноммире; осознаниеролирусскогородногоязыкавжизничеловека; осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи историческогоразвитияязыка систорией общества; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русскогородного языка; пониманиеиистолкованиезначениясловснациональнокультурнымкомпонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностейупотреблениясловссуффиксамисубъективнойоценкивпроизвед енияхустного народного творчества и произведениях художественной литературыразныхисторическихэпох; 5 пониманиесловсживойвнутреннейформой,специфическимоценочнохарактеризующимзначением;осознаниенациональногосвоеобразияобщеязык овых и художественных метафор, народных и поэтических словсимволов,обладающихтрадиционнойметафорическойобразностью;распознав ание,характеристика. пониманиеиистолкованиезначенияфразеологическихоборотовснациональнокультурнымкомпонентом;комментированиеисториипроисхождения таких фразеологических оборотов, уместное употреблениеихвсовременных ситуацияхречевогообщения; пониманиеиистолкованиезначенияпословиципоговорок,крылатыхслови выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильноеупотреблениепословиц,поговорок,крылатыхсловивыраженийвсо временных ситуацияхречевогообщения; характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконнорусская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики какрезультатавзаимодействиянациональныхкультур;характеристиказаимств ованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянскихязыков),временивхождения(самыедревниеиболеепоздние);расп ознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка вразвитиирусскоголитературногоязыка;стилистическаяхарактеристикастаро славянизмов(стилистическинейтральные,книжные,устаревшие); пониманиеролизаимствованнойлексикивсовременномрусскомязыке;распозн аваниеслов,заимствованныхрусскимязыкомизязыков народовРоссии и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычнойлексики;определениезначениялексическихзаимствованийпослед нихдесятилетий;целесообразное употреблениеиноязычных слов; пониманиепричинизмененийвсловарномсоставеязыка,перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасомслов;определениезначенияустаревшихсловснациональнокультурнымкомпонентом;определениезначениясовременныхнеологизмов,ха рактеристиканеологизмовпосфереупотребленияистилистическойокраске; определениеразличиймеждулитературнымязыкомидиалектами;осознаниедиа лектовкакчастинароднойкультуры;пониманиенациональнокультурногосвоеобразия диалектизмов; осознаниеизмененийвязыкекакобъективногопроцесса;пониманиевнешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представлениеобактивныхпроцессахвсовременномрусском языке; соблюдениенормрусскогоречевогоэтикета;пониманиенациональнойспецифи ки русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетомдругихнародов; использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения оназначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарнойстатьи:толковыхсловарей,словарейустаревшихслов,словарейиност ранныхслов,фразеологическихсловарей,этимологическихфразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых словивыражений;учебныхэтимологическихсловарей;словарейсинонимов,ант онимов;словарейэпитетов, метафорисравнений. 2. Овладениеосновныминормамирусскоголитературногоязыка(орфоэпическим и,лексическими,грамматическими,стилистическими),нормамиречевогоэтикета;прио бретениеопытаиспользованияязыковыхнормвречевойпрактикеприсозданииустныхи письменныхвысказываний;стремлениек 6 речевомусамосовершенствованию,овладениеосновнымистилистическимиресурсами лексики ифразеологии языка: осознаниеважностисоблюдениянормсовременногорусскоголитературногояз ыка для культурного человека; анализиоцениваниесточкизрениянормсовременногорусскоголитературногоя зыкачужойисобственнойречи;корректировкаречисучетомеё соответствияосновными нормамилитературного языка; соблюдениенаписьмеивустнойречинормсовременногорусскоголитературног оязыка иправилречевогоэтикета; обогащениеактивногоипотенциальногословарногозапаса,расширениеобъёма используемыхвречиграмматическихсредствдлясвободноговыражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилюобщения; стремлениекречевомусамосовершенствованию; формированиеответственностизаязыковуюкультурукакобщечеловеческуюце нность; осознанноерасширениесвоейречевойпрактики,развитиекультурыиспользова ниярусскогоязыка,способностиоцениватьсвоиязыковыеумения,планировать иосуществлятьих совершенствованиеиразвитие; соблюдениеосновныхорфоэпическихиакцентологическихнормсовременного русского литературного языка: произношение имен существительных‚прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастийпрошедшеговремени‚деепричастий‚наречий;произношениегласных[э]‚[о]после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения;произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранногопроисхождения;произношениебезударного[а]послежиш;произношениесочет аниячни чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] передмягкими[ф']и[в'];произношениемягкого[н]передчищ.;постановкаударениявотдельны х грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов(врамках изученного); в словоформахс непроизводными предлогами‚ в заимствованныхсловах; осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;различениепроизносительныхразличийврусскомязыке,обусловленныхте мпом речиистилямиречи; различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употреблениесловсучётом произносительныхвариантов орфоэпическойнормы; употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;пониманиеактивныхпроцессоввобластипроизношенияиударения; соблюдениеосновныхлексическихнормсовременногорусскоголитературногояз ыка:правильностьвыбораслова,максимальносоответствующегообозначаемомуимпредмету илиявлениюреальнойдействительности;нормыупотреблениясинонимов‚антонимов‚омони мов‚паронимов;употреблениесловавсоответствиисеголексическимзначениемитребованием лексическойсочетаемости;употреблениетерминоввнаучномстилеречи‚впублицистике,худо жественнойлитературе,разговорнойречи;опознаваниечастотныхпримеровтавтологиииплео назма; различениестилистическихвариантовлексическойнормы; употреблениеимёнсуществительных,прилагательных,глаголовсучётомстилистическ ихвариантов лексической нормы; употреблениесинонимов,антонимов‚омонимовсучётомстилистическихвариантовле ксической нормы; различениетипичныхречевыхошибок; 7 редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;выявлениеиисправлениеречевых ошибок вустнойречи; соблюдениеосновныхграмматическихнормсовременногорусскоголитературног оязыка:употреблениезаимствованныхнесклоняемыхименсуществительных;сложныхсуще ствительных;имёнсобственных(географическихназваний); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованныхнесклоняемыхимёнсуществительных;склонениерусскихииностранныхиме нифамилий; названий географических объектов‚ употребление отдельных грамматическихформименсуществительных,прилагательных(врамкахизученного);склонен иеместоимений‚порядковыхиколичественныхчислительных;употреблениеотдельныхформ имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностьюкразрядуодушевленности– неодушевленности;словоизменениеотдельныхформмножественного числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числанастоящегоибудущеговремени;формообразованиеглаголовсовершенногоинесоверше нного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении; употребление именприлагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в речиоднокоренныхсловразныхчастейречи;согласованиесказуемогосподлежащим,имеющи м в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого сподлежащим,выраженнымсуществительнымсозначениемлицаженскогорода;согласование сказуемогосподлежащим,выраженнымсочетаниемчислительногоисуществительным;согла сованиеопределениявколичественно-именныхсочетанияхсчислительными; построение словосочетаний по типу согласования; управление предлоговблагодаря,согласно,вопреки;употреблениепредлогово‚по‚из‚свсоставесловосочет ания‚употреблениепредлогапосколичественнымичислительнымивсловосочетаниях с распределительным значением; построение простыхпредложений спричастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложныхпредложенийразныхвидов; определениетипичныхграмматическихошибоквречи; различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных формименительногопадежамножественногочисласуществительныхмужскогорода‚формсу ществительныхмужскогородамножественногочисласокончаниями–а(-я),ы(и)‚различающихсяпосмыслу‚литературныхиразговорныхформглаголов‚причастий‚дееп ричастий‚наречий; различениевариантовграмматическойсинтаксическойнормы‚обусловленныхграмма тическойсинонимиейсловосочетаний‚простыхисложныхпредложений; правильноеупотреблениеимёнсуществительных,прилагательных,глаголовсучётомв ариантов грамматической нормы; правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётомсмысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправленияграмматическихошибок; выявлениеиисправлениеграмматическихошибоквустнойречи; соблюдениеосновныхнормрусскогоречевогоэтикета:этикетныеформыиформулы обращения;этикетныеформыобращениявофициальнойинеофициальнойречевойситуации;с овременныеформулыобращениякнезнакомомучеловеку;употреблениеформы«он»; соблюдениеэтикетныхформиустойчивыхформул‚принциповэтикетногообщения,ле жащихвосновенациональногоречевогоэтикета; соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;использованиевобщенииэтикетныхречевыхтактикиприёмов‚помогающих противостоятьречевойагрессии; использованиеприобщениивэлектроннойсредеэтикиирусскогоречевогоэтикета; 8 соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях деловогообщения; пониманиеактивныхпроцессовврусскомречевомэтикете; соблюдениеосновныхорфографическихнормсовременногорусскоголитературн огоязыка(врамкахизученноговосновномкурсе); соблюдениеосновныхпунктуационныхнормсовременногорусскоголитературно гоязыки(врамкахизученноговосновномкурсе); использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определениялексическогозначения слова, особенностейупотребления; использованиеорфоэпических,втомчислемультимедийных,орфографическихсловар ейдляопределениянормативногопроизношенияслова;вариантовпроизношения; использованиесловарейсинонимов,антонимов‚омонимов‚паронимовдляуточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, атакжевпроцессередактирования текста; использованиеграмматическихсловарейисправочниковдляуточнениянормыформоо бразования,словоизмененияипостроениясловосочетанияипредложения;опознаваниявариан товграмматическойнормы;впроцессередактированиятекста; использованиеорфографическихсловарейисправочниковпопунктуациидляопределе ния нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменнойречи. 3. Совершенствованиеразличныхвидовустнойиписьменнойречевойдеятельност и(говоренияислушания,чтенияиписьма,общенияприпомощисовременныхсредствуст нойиписьменнойкоммуникации): владениеразличнымивидамислушания(детальным,выборочным‚ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных,художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типовречи; владениеразличнымивидамичтения(просмотровым,ознакомительным,изучающим,п оисковым)учебнонаучных,художественных,публицистическихтекстовразличныхфункциональносмысловыхтипов речи; умениедифференцироватьиинтегрироватьинформациюпрочитанногоипрослушанно го текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицироватьфактическийматериалпоопределённомупризнаку;выделятьнаиболеесущ ественныефакты;устанавливать логическую связьмеждувыявленными фактами; умениесоотноситьчастипрочитанного ипрослушанноготекста: устанавливатьпричинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста иопределятьсредстваихвыражения;определятьначалоиконецтемы;выявлятьлогическийпла н текста; проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения егокомпозиционныхособенностей,количествамикротем;основныхтиповтекстовыхструктур (индуктивные,дедуктивные,рамочные/дедуктивно-индуктивные,стержневые/индуктивнодедуктивные); владениеумениямиинформационнойпереработкипрослушанногоилипрочитанноготе кста;приёмамиработысзаголовкомтекста,оглавлением,спискомлитературы,примечаниямии т.д.;основнымиспособамиисредствамиполучения,переработкиипреобразованияинформаци и(аннотация,конспект);использованиеграфиков,диаграмм, схемдля представленияинформации; владениеправиламиинформационнойбезопасностиприобщениивсоциальных сетях; уместноеиспользованиекоммуникативныхстратегийитактикустногообщения: убеждение,комплимент,уговаривание,похвала,самопрезентация,просьба,принесениеизвин ений,поздравление;идр.,сохранениеинициативывдиалоге,уклонениеот 9 инициативы,завершениедиалогаидр. участиевбеседе,споре,владениеправиламикорректногоречевогоповеденияв споре; умениестроитьустныеучебно-научныесообщения(ответынауроке)различных видов(ответ-анализ,ответ-обобщение,ответ-добавление,ответгруппировка),рецензиюнапроектнуюработуодноклассника,доклад;приниматьучастиевучеб но-научнойдискуссии; владениеумениямиучебно-деловогообщения:убеждениясобеседника;побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущностиобъекта;оценки; созданиеустныхиписьменныхтекстовописательноготипа:определение,дефиниция,со бственноописание, пояснение; созданиеустныхиписьменныхтекстоваргументативноготипа(рассуждение,доказател ьство,объяснение)сиспользованиемразличныхспособоваргументации,опровержениядоводо воппонента(критикатезиса,критикааргументов,критикадемонстрации);оценкапричиннеэф фективнойаргументациивучебно-научномобщении; созданиетекстакакрезультатапроектной(исследовательской)деятельности;оформлен иерефератав письменнойформеипредставлениееговустнойформе; чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз,слоган,путевыезаписки,проблемныйочерк; текстырекламных объявлений); чтение,комплексныйанализиинтерпретациятекстовфольклораихудожественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов,загадок, пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информациитекста,егосильныхпозиций; созданиеобъявлений(в устнойиписьменнойформе);деловыхписем; оцениваниеустныхиписьменныхречевыхвысказыванийсточкизренияихэффективнос ти, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их;оцениваниесобственнойичужойречисточкизренияточного,уместногоивыразительногосл овоупотребления; редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания иформы;сопоставлениечернового иотредактированного текстов. Тематическое планирование по родному русскомуязыку.второйгодобучения8класс.34ч.(1 часвнеделю) № п\п 1 2 Раздел/учебнаятема Воспитательный потенциал темы,раздела. Раздел1.Языки культура(10ч). История русского литературного Установление учащимся значения языка. Роль церковнославянского результатов своей деятельности для (старославянского)языкавразвитии удовлетворения своих потребностей, русскогоязыка. мотивов,жизненныхинтересов; Исконнорусскаялексика.Диалекты Формирование уважения к русскому как часть народной культуры. языку как государственному языку Диалектизмы. Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; Формирование российской идентичности,способностикосознанию российской идентичности в 10 3 Заимствованияизславянскихинеславя нских языков. Рользаимствов анной лексики всовременномр усскомязыке 4 Пополнение словарного состава русскогоязыкановойлексикой. Современныенеологизмыиихгруппып осфереупотребленияистилистической окраске. 5 6 7 Национальнокультурнаяспецификарусскойфразеол огии.Исторические прототипыфразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев,традиций,быта,исторически хсобытий,культуры. 8 Практикум.Работасословарями. 9 Речевойэтикетврусскойкультуреиего особенности поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурнойобщностироссийскогонародаи судьбе России. Формированиеуважениякрусскомуязыкук акгосударственномуязыкуРоссийскойФед ерации,являющемусяосновойроссийской идентичностииглавнымфакторомнациона льногосамоопределения; воспитаниеуважения ккультуре,языкам,традициямиобычаям Формирование мировоззрение, соответствующеесовременномууровнюра звитиянаукииобщественнойпрактики,осн ованноенадиалогекультур,атакжеразличн ыхформобщественногосознания,осознани е своегоместавполикультурноммире. Формирование готовности и способностикобразованию,втомчислесам ообразованию,напротяжениивсейжизни;с ознательноеотношениекнепрерывному образованию как условиюуспешнойпрофессиональнойи общественнойдеятельности; Формирование физического,эмоциональнопсихологического,социальногоблагополу чияобучающихсявжизниобразовательной организации,ощущение детьми безопасности ипсихологического комфорта, информационнойбезопасности. Формирование физического,эмоциональнопсихологического,социальногоблагополу чияобучающихсявжизниобразовательной организации,ощущение детьми безопасности ипсихологического комфорта, информационнойбезопасности. 11 10 11 12 13 14 15 16 Созданиепроектовпотеме:«Языкикул ьтураречи» Установление учащимся значениярезультатов своей деятельности дляудовлетворения своих потребностей,мотивов,жиз ненныхинтересов;Установление связи между цельюучебнойдеятельност ииеемотивом– определениетого«какоезначение,смысл имеетдляменяучение». Раздел2.Культураречи(12ч) Стилистические Формирование нравственного сознания особенностипро иповедениянаосновеусвоенияобщечелове изношения и ческих ценностей, ударения(литера толерантногосознанияиповедениявполик турные‚ ультурном мире, готовности и разговорные‚уст арелыеи профессиональные). способности вести диалогсдругимилюдьми, достигать в нем взаимопонимания,находитьобщиецелиис отрудничать для ихдостижения. Нормы произношения Формирование отдельныхграмматических мировоззрение, форм. соответствующеесовременномууровнюра звитиянаукииобщественнойпрактики,осн ованноенадиалогекультур,атакжеразличн ыхформобщественногосознания,осознани е своегоместавполикультурноммире. Лексические нормы Формирование современногорусского мировоззрение, литературного языка. соответствующеесовременномууровнюра Синонимыиточностьречи. звитиянаукииобщественнойпрактики,осн Лексическиенормысовременногорусс ованноенадиалогекультур,атакжеразличн коголитературногоязыка.Антонимыи ыхформобщественногосознания,осознани точность речи. е своегоместавполикультурноммире. Лексические нормы современного Формирование русского литературного мировоззрение, языка.Омонимыи соответствующеесовременномууровнюра точность речи. звитиянаукииобщественнойпрактики,осн Типичныеречевыеошибки‚связанные ованноенадиалогекультур,атакжеразличн супотреблениемсинонимов‚антонимо ыхформобщественногосознания,осознани вилексических е омонимоввречи. своегоместавполикультурноммире. 12 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Грамматические Формирование готовности и нормысо способностикобразованию,втомчислесам временного русского ообразованию,напротяжениивсейжизни;с литературного языка. ознательноеотношениекнепрерывному Категориясклонени образованию как я условиюуспешнойпрофессиональнойи Типичныеграмматическиеошибкивсо общественнойдеятельности; гласованиислов Нормы употреблениятерминов Установление учащимся значениярезультатов своей Этика и речевой деятельности этикет.Соотношениепонят ийэтика–этикет дляудовлетворения –мораль. своих Принципы этикетного потребностей,мотивов,жиз национальногообщения.Этикетныефо ненныхинтересов;Установление связи рмы. между цельюучебнойдеятельност ииеемотивом– определениетого«какоезначение,смысл имеетдляменяучение». Раздел3. Речь.Речеваядеятельность.Текст(12ч) Тексткакединицаязыкаиречи.Ос Формирование новныеспособы и мировоззрение, средстваполучения и соответствующеесовременномууровнюра переработкиинформации. звитиянаукииобщественнойпрактики,осн ованноенадиалогекультур,атакжеразличн ыхформ общественногосознания,осознаниесвоего меставполикультурноммире. Слушание как вид деятельности. Формированиенравственногосознанияи Приемыслушания. поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей,толерантногосо знанияиповедениявполикультурноммире, готовностииспособностивестидиалогсдру гимилюдьми, достигать в немвзаимопонимания,нахо дитьобщиецели исотрудничатьдляихдостижения. Структура аргументации: тезис, Формирование аргумент.Способыаргументации. мировоззрение, Доказательствоиегоструктура.Практи соответствующеесовременномууровнюра звитиянаукииобщественнойпрактики,осн ческаяработапосозданиютекста– ованноенадиалогекультур,атакжеразличн рассуждения. ыхформобщественногосознания,осознани е своегоместавполикультурноммире. 13 26 27 28 29 30 31 32 Разговорная речь. Формирование нравственного сознания Самохарактеристика,самопрезе иповедениянаосновеусвоенияобщечелове нтация,поздравление. ческих ценностей,толерантногосо знанияиповедениявполикультурноммире, готовностииспособностивестидиалогсдру гимилюдьми, достигать в нем взаимопонимания,находитьобщиецелиис отрудничать для ихдостижения. Научный стиль речи. Установление учащимся Спецификаоформленияте значениярезультатов своей кстакакрезультата деятельности проектной дляудовлетворения (исследовательской) своих деятельности. потребностей,мотивов,жиз ненныхинтересов;Установление связи Реферат. Научнаястатья.Словона защитереферата. между цельюучебнойдеятельност Учебно-научнаядискуссия.Ведение ииеемотивом– дискуссии с использованиемпубли определениетого«какоезначение,смысли меет дляменяучение». цистическогостиля. Языкхудожественнойлитературы.Соч Формирование инение в жанре письма другу физического,эмоционально(втомчислеэлектронного. психологического,социальногоблагополу чияобучающихсявжизниобразовательной организации,ощущение детьми безопасности ипсихологического комфорта, информационнойбезопасности. Описание внешности человека. Анализтекста. Индивидуальная и групповая Установление учащимся работанад рефератом. значениярезультатов своей Созданиекомпьютернойпре деятельности зентации дляудовлетворения своих потребностей,мотивов,жиз ненныхинтересов;Установление связи между цельюучебнойдеятельност ииеемотивом– определениетого«какоезначение,смысли меет дляменяучение». Формирование мировоззрение, соответствующеесовременномууровнюра звития науки и общественной 14 практики,основанноенадиалогекультур,ат акжеразличныхформобщественногосозна ния,осознаниесвоегоместавполикультурн оммире. Формирование нравственного сознания иповедениянаосновеусвоенияобщечелове ческих ценностей,толерантногосо знанияиповедениявполикультурноммире, готовностииспособностивестидиалогсдру гимилюдьми, достигать в немвзаимопонимания,нахо дитьобщиецелиисотрудничать для ихдостижения. ПланированиеработывклассесобучающимисяЗПР. УпрощениезаданийдляребенкасОВЗ,делаяакцентнаосновныеидеи. Заменаписьменныхзаданийальтернативными. Выдачазаданиянавыборпосодержанию,формевыполнения. Уменьшениеобъемавыполняемойученикомработы. Организацияработывпарах,вгруппах. Предложениечеткихалгоритмовдляработы. Использованиезнаковыхсимволовдляориентацииребенкомввыполнениизаданий,пл анированиидействий. Предусмотрениевходеурокасменыдеятельностиучащихся,чередованиеактивнойраб оты сотдыхом. Предоставлениеребенкувозможностивыйтиизклассаипобытьв«спокойнойзоне»,есл ион находиться всостоянии стресса. Обязательноеиспользованиенаглядныхсредств. Вклассеинапартеребенканедолжнобытьпредметов,способныхотвлечьегоотработы. Дублированиезадания,записанногонадоске,враспечаткедляребенка. Избеганиезаданийнапереписывание. Группировкапохожихзаданийвместе. Работасзаданиями Заданиедолжнобытьсформулированокаквустном,такивписьменномвиде. Заданиедолжнобытькратким,конкретным,однимглаголом .Ребенокдолженповторитьзадание. Заданиеможноформулироватьвнесколькоэтапов. Приформулированиизаданийнужнопоказатьконечныйпродукт(законченныйтекст,р ешениезадачи...) Формулируязадание,нужностоятьрядомсребенком. Нужнодаватьребенкувозможностьзакончитьначатоезадание. Система оценивания по предметуОценкаустных ответов Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое пониманиеизучаемогоматериала; умение объяснить взаимосвязь явлений; ответ представляет монологическоевысказываниебезнаводящих вопросовибезалгоритма,предложенногоученику. Отметка«4»:ставитсязаответ,которыйпоказываетпрочноезнаниеидостаточноглубокое понимание изучаемого материала; за умение объяснить взаимосвязь явлений,однакодопускают2-3 неточностивответе. 15 Отметка«3»:оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и пониманиеизучаемогоматериала, но недостаточное умение пользоватьсяизученными правилами иалгоритмамиобъяснения написания слов. Отметка «2»: ответ обнаруживаетполное непонимание изучаемого материала, неумениепользоватьсяпредложенными алгоритмами. Оценкатестовыхработ. Припроведениитестовыхработполитературекритерииоценокследующие: «5»-85 – 100%; «4»-71%; -84% «3»-55 – 70%; «2»-менее54 %. КритерииинормативыоценкиСОЧИНЕНИЙ Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочиненийявляются: -соответствиеработытеме,наличиеираскрытиеосновноймысливысказывания; -полнотараскрытиятемы; -правильностьфактическогоматериала; -последовательностьилогичностьизложения; -правильноекомпозиционноеоформлениеработы. Нормативыоценкисодержанияикомпозициисочиненийвыражаютсявколичествефактически х(см.1-3-йкритерии)илогических(см.4-йи5-йкритерии)ошибокинедочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающихперечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов всодержании. Критерииинормативыоценкиязыковогооформления Основнымикачествамихорошейречи,которыележатвосноверечевыхнавыковобучающихсяп ринятосчитатьбогатство,точность,выразительностьречи,ееправильность,уместностьупотре бленияязыковыхсредств,поэтомуизложенияисочиненияоцениваются сточки зренияследующихкритериев: -богатство(разнообразие)словаряиграмматическогострояречи; -стилевоеединствоивыразительностьречи; -правильностьиуместностьупотребленияязыковыхсредств. Показателямибогатстваречиявляютсябольшойобъемактивногословаря,развитойграммати ческийстрой,разнообразиеграмматическихформиконструкций,использованныхвходеофор мления высказывания. Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка иречи, выбратьизряда возможныхтоязыковое средство, котороенаиболееуместно вданной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от уменияобучающихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможностилексическойсочетаемостислов,отпониманияразличныхсмысловыхоттенковле ксическихединиц,отправильностииточностииспользованиянекоторыхграмматическихкате горий(например,личныхиуказательных местоимений). Выразительностьречипредполагаеттакойотборязыковыхсредств,которыесоответствуютц елям,условиямисодержаниюречевогообщения.Этозначит,чтопишущийпонимаетособеннос тиречевой ситуации, специфику условийречи, придаетвысказываниюсоответствующуюстилевуюокраскуиосознанноотбираетобразные,из образительныесредства.Так,вхудожественномописании,например,уместныоценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся впереносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственныенаучномустилю речи. 16 Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов,слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическимисинонимами. Правильностьиуместностьязыковогооформленияпроявляетсявотсутствииошибок,нарушаю щихлитературныенормы-лексическиеиграмматические(авустнойречипроизносительные)иправилавыбораязыковыхсредстввсоответствиисразнымизадачамивысказывания. Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – заграмотность. При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленнымнормамнеобходимоучитыватьвсетребования,предъявляемыекраскрытиюте мы,атакжек соблюдениюречевыхнорм(богатство,выразительность,точность). Привыставлениивторойоценкиучитываетсяколичествоорфографических,пунктуационных и грамматическихошибок. Грамматическиеошибки,такимобразом,неучитываютсяприоценкеязыковогооформлениясо чиненийи изложений. Основныекритерииоценкизаизложениеисочинение Оценка Содержаниеиречь Грамотность 1. Содержание работы полностью Допускаются: «5» соответствуеттеме. I орфографическая, или 2. Фактические ошибки Iпунктуационная, или отсутствуют.3.Содержаниеизлагаетсяпосл 1грамматическаяошибки едовательно. 4. Работаотличаетсябогатствомсловаря,разнообразие миспользуемыхсинтаксическихконструкций,точнос тьюсловоупотребления. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительностьтекста. Вцеломвработедопускается1недочетвсодержании12 речевыхнедочета. 1. Содержаниеработывосновномсоответствуеттеме( Допускаются:2(3пов «4» имеютсянезначительныеотклоненияоттемы). торяющиеся)орфогра 2. Содержание в основном достоверно, но фические и имеютсяединичныефактическиенеточности. 2пунктуационныеош 3. Имеются незначительные ибки,или 1 нарушенияпоследовательности визложении орфографическая и мыслей. 3пунктуационныеошибк 4. Лексическийиграмматическийстройречидостаточ и, или 4пунктуационные норазнообразен. ошибкипри 5. Стильработыотличаетсяединствомидостаточнойв отсутствииорфогр ыразительностью. афическихошибо В целом в работе допускается не более 2 к, а также недочетоввсодержанииинеболее32грамматические ошибки 4речевыхнедочетов. «3» 1.В работе допущены существенные отклонения2.Работадостовернавглавном,новнейиме ютсяотдельныефактическиенеточности. 3. Допущены отдельные нарушенияпоследовательности изложения 4. Беденсловарьиоднообразныупотребляемыеси нтаксические конструкции, встречаетсянеправильноесловоупотребление. Допускаются: 4орфографическиеи 4пунктуационные ошибки, или 3 орфографических и5пунктуационных,или 7пунктуационных.прио тсутствии 17 5.Стильработынеотличаетсяединством,речьнедостат орфографических очновыразительна. Вцеломвработедопускаетсянеболее4 недочетоввсодержании и5 речевыхнедочетов. «2» Работанесоответствуеттеме.Допущеномногофактиче скихнеточностей. Нарушена последовательность мыслей во всехчастяхработы,отсутствуетсвязьмеждун ими,работа не соответствует плану. Крайне беденсловарь,работанаписанакороткимиод нотипнымипредложениями со слабо выраженной связьюмежду ними, часты случат неправильногословоупотребления.Нарушеностилев оеединствотекста. Вцеломвработедопущено6недочетовидо7речевыхн едочетов Допускаются: 7 орфографическихи 7пунктуационных ошибок;или 6 орфографических и 8пунктуационных; или 5 орфографических и 9пунктуационных; или 8 орфографических.и5пунк туационных,а также7грамматических