Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 92 «Согласовано» Зам.директора по УВР ________/Рустамова С.У. «___» ___________ 20__ г. «Рассмотрено» Заседание педсовета Протокол № «___» __________ 20___г. «Утверждено» Директор МАОУ СОШ № 92 _________/Калинин М.О. Приказ №______от «____» __________20__г. РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА психокоррекционно-развивающих занятий для обучающегося с расстройством аутистического спектра (вар. 8.2) Разработчики программы: Педагог-психолог МАОУ СОШ №92 Аринчехина О.А. Екатеринбург 2021 КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ для обучающихся с РАС (вар. 8.2) Основные этапы психологической коррекции: Данная программа рассчитана на 1 год обучения. В основе коррекционно- развивающей программы лежат индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Программа разбита на следующие этапы. Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности через сенсорную систему. Второй этап – усиление психологической активности обучающегося, стимулирование к повторению действия, подражанию,развитию приемов самообслуживания.Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение обучающегося , понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции. На третьем этапе - важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности. А также развитие основных психологических процессов. Цель и задачи программы Цель:создание условий для коррекции психоэмоциональных нарушений и познавательного развития обучающегося , расширение его социального опыта и формирования коммуникативных навыков. Задачи: - расширять сенсорные представления и формировать восприятие окружающего пространства. - развивать когнитивные процессы, мелкую и общую моторику; - формировать у обучающегося, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; - осуществлять коррекцию поведенческих нарушений, аффективных состояний; -способствовать обогащению и развитию эмоционально-волевой сферы; - обогащать их социальный опыт посредством выстраивания межличностных отношений с окружающими; Направленность программы: коррекционно-развивающая. Направления коррекционной работы: - коррекция дезадаптивного поведения; - формирование стереотипа учебного поведения; - формирование коммуникативных навыков; - формирование навыков социального взаимодействия; - развитие социально-бытовой ориентировки; - формирование представлений о себе и своем социальном окружении; Также важными направлениями коррекционной работы являются следующие: - сенсорно-перцептивное развитие; - развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие); - коррекция нарушений устной и письменной речи; - эмоционально-личностное развитие. В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы: ― индивидуальные и групповые занятия, ― игры, упражнения, этюды, ― психокоррекционные методики, ― беседы с учащимся, ― организация продуктивной деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.). Программа содержит три этапа: 1.Этап психодиагностики (на начало) 2.Этап практический (проведение коррекционных занятий). - Общение - Развитие речи - Развитие сенсорного восприятия и пространственно- временных представлений. - Внимание - Память - Мышление 3.Этап психодиагностики (конец года) Диагностическая работа предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития ребенка. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы с обследуемыми детьми с целью оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого – педагогических мероприятий и т.п. Для реализации программ используются: - оборудованная сенсорная комната (на базе ----------------); - учебные пособия и дидактические материалы для детей с особыми образовательными потребностями (межполушарные доски); Место курса в учебном плане: Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 занятия в неделю, 34 учебных недели.) Специалист, реализующий данную программу - педагог-психолог ГБОУ «РЦО» Длительность индивидуальных занятий составляет – 25-30 минут, групповых 35-40 мин. План занятия: 1.Вводная часть. Создание положительной атмосферы. Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы ребенок мог настроиться на совместную деятельность (использование ритуалов приветствия и прощания). 2.Основная часть. Задания (предлагаемые упражнения, игры и задания могут быть дополнены другими в зависимости особенностей обучающегося). 3.Заключительная часть. Рефлексия. № п/п 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА КУРС 1 КЛАССА Раздел Темы занятия Примерное содержание занятий Этап Диагностический. (3ч.) 1 четверть ― эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; ―познавательной сферы, Тест на аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем (родителей),лист наблюдений за детьми с РАС для оценки 2 2.Этап практический (проведение коррекционных занятий). Общение (6ч) 3 Развитие сенсорноперцептивного восприятия (4ч) специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей; ― социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика; Формирование эмоционального контакта с психологомЗнакомство с ритуалами приветствия и прощания. Смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта. Стимуляция психической активности, Формирование целенаправленного поведения Зрительное восприятие Слуховое восприятие Кинестетическое восприятие Развитие зрительного и осязательного восприятия развития, комплексное обследование уровня актуального развития (Забрамная С.Д. — «Психологопедагогическая диагностика умственного развития детей») Упражнения на межполушарных досках-тренажерах, массаж суджок, «Расскажи о…», «Другими словами» «Имена» чувств, «Зеркало» «Кто не против нас, тот с нами» массаж су-джок, игры с мячами разной плотности. Игра «Ласковый котенок» Игра «Мои игрушки» Игра «Жучки» Игра «Море волнуется раз…» Игра «Кот и мыши» Игра «Лимон-банан» Игра «В мире запахов» Игра «В мире звуков» Игра «Игрушечный концерт» Игра В мире«звуков в природы» Игра «В мире звуков» Игра «Ближе, дальше» Игра «Что это?» Игра «Хоровод» Игра «Жарко-холодно» Дид/и. «Облачко» 4 Развитие сенсорного восприятия и пространственновременных представлений. (5ч) Развитие сенсорноперцептивного восприятия (7ч) Коррекция памяти и внимания(7ч) Развитие память, внимания (13ч) Развитие сенсорного восприятия и пространственновременных представлений (7ч.) Развитие мышление (5ч) Ориентация в пространстве. Игры на развитие мелкой моторики рук (Игра «Прищепки», упражнение «Рисование овалов, Развиваем мелкую моторику. кругов и их сочетание», «Рисование замкнутых, петелеобразных линий», Составление целого из «Вырезаем по контуру из частей. бумаги», «Выложи картинку из крупы», «Обведи точно»). Работа с мозаикой, дорисовывание группы точек или фрагмента изображения до целого образа. 2 четверть Проприоцептивное и Игры :«Раскачивание на вестибулярное воздействие, большом мяче»; «Сосиска в совместное внимание. одеяле»; Осознавание своего тела, «Нащупай в мешке»; «Веселые развитие вестибулярной пузыри»; «Спрятанные системы, сокровища»; «Кто прячется в башне»; «Кто дальше дунет»; Распределение внимания. Объем внимания Зрительная память. Слуховая память Словесно – логическая память. 3 четверть Продуктивность запоминания. Полнота и точность представлений Координация крупной моторики, зрительномоторная интеграция, планирование движений ( праксис) проприоцептивное воздействие 4 четверть Развитие нагляднообразного мышления Развитие элементов логического мышления Упр. на игровизоре: «Запретная цифра», «Лабиринт», «Что это?», «Дети наоборот»; Упражнения на развитие объема внимания «Нарисуй по памяти», «Повтори по образцу», «Что какого цвета?» «Поиск ассоциаций» «Определи понятия» «Цепочка» «Неделька», «Молчанка» «Когда деревья надевают этот наряд?» «Когда это бывает?» Игры :«Конвейер», « Крушение доски-каталки», «Парящий шарик» ««Ловец с ведром»: «Бросание мячиков» «Составь фигуру», «Продолжи узор» «Раздели на группы», «Сложи фигуры» Развитие произвольноговнимание (8ч) Устойчивость внимания. Переключение внимания. Этап Диагностический (3ч) Итоговая диагностика «Игра с двумя обручами» «На что это похоже?», «Светофор» «Найди закономерность» Тренажер «Попадайка»,», «Вычеркни буквы» «Что изменилось, что не изменилось», «Попади в кружок» «Подсчитай правильно», «Дети наоборот», «Найти слова из буквенного текста» Тест на аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем (родителей),лист наблюдений за детьми с РАС для оценки развития, комплексное обследование уровня развития познавательных процессов (Забрамная С.Д. — «Психологопедагогическая диагностика умственного развития детей») Планируемые результаты: - Применение навыков социально-бытового ориентирования и самообслуживания; - Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; - Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; - Развитие познавательных навыков; - Развитие понятийного аппарата и моторики рук; -развитие сенсорного восприятия: Умение воспринимать и демонстрировать двигательные, ориентировочные, эмоциональные и другие реакции в ответ на тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие; Умение координировать работу различных анализаторов (зрительно-моторная, акустикомоторная, зрительно-акустико-моторная координация); Умение принимать ситуацию повторения взрослым звуков, движений, действий с предметом; Умение осуществлять поисковую активность в игре со взрослым и с игрушкой; Умение устанавливать причинно-следственные связи между воздействием на объект и полученным эффектом; Умение осуществлять зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики; Умение узнавать знакомые объекты и знакомых людей и связанные с ними повторяющиеся ситуации; Умение принимать сенсомоторные игры и участвовать в играх на ориентацию в схеме тела; Умение наблюдать за объектами, вызывающими интерес; Умение осуществлять доступным способом практическое исследование объектов; - Развитие самосознания и личности аутичного ребенка. Для определения результатов осуществляются наблюдение, оценка развития основных навыков, опрос родителей обучающихся. Направления работы Требования к результатам Коррекция дезадаптивного Научиться самостоятельно прекращать крик, поведения нежелательное поведение, опираясь на визуальные правила поведения и систему поощрений альтернативного поведения Формирование стереотипа Уметь работать в группе, самостоятельно отслеживать учебного поведения учителя, научиться выполнять фронтальные инструкции, уметь соблюдать определенные установленные в школе правила Формирование Обращение за помощью, исключая нежелательное коммуникативных навыков поведение. Развитие у ребенка стремления к контакту, внимания и ориентации на другого человека, восприятие происходящего. Выполнять задание по вербальной инструкции. Появление возможности адекватно задавать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, отказ Формирование навыков Уметь адекватно себя вести, адекватно реагировать на социального взаимодействия прикосновения, устанавливать зрительный контакт. со сверстниками Уметь самостоятельно присоединяться к играм, играть в простые игры. Адекватно вести себя рядом с другими детьми. Анализ достижения планируемых результатов обучающегося с РАС Оценка достижения планируемых результатов по всем параметрам в данном разделе программы указывается одним из трех числовых значений соответственно: 0 – планируемые результаты не достигнуты; 1 – достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику; 2 – достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику. планируемые результаты не достигнуты Коррекция дезадаптивного поведения Формирование стереотипа учебного поведения Формирование коммуникативных навыков Формирование навыков достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику социального взаимодействия сверстниками со