МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №92 ПРИНЯТО Решением Педагогического совета МАОУ СОШ № 92 протокол № ___ от «__» _______ 20__ г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 92 ____________ (Калинин М. О.) введено в действие приказом директора от «__» _______ 20___ г. № _________ Программа коррекционной логопедической работы с обучающимися с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2) Нехорошкова Оксана Вячеславовна Учитель-логопед Пояснительная записка Программа коррекционного курса «Индивидуальные логопедические занятия» для обучающихся с расстройством аутистического спектра составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, на основе программнометодических рекомендаций: ПМПК, переработки передового логопедического опыта (Худенко Е. Л., А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Ефименкова Л.Н., Парамонова Л.Г., Воробьёва В.К., Садовникова И.Н., Мазанова Е.В., Козырева Л.М., Андреева Н.Г) и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи обучающимся с расстройствами аутистического спектра и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Постановление Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 .«Об утверждении СанПиН 2.4.2.328615 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья); - Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с РАС в рамках ФГОС НОО ОВЗ (Вариант 8.1; Вариант 8.2; Вариант 8.3; Вариант 8.4 (утв.Приказ №341 от 02.09.2019 г.) ; -Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» -Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми. Специфика речи при аутизме - это стереотипные высказывания, часто не очень понятные другому человеку, поскольку они опираются лишь на личные ассоциации и отражают избирательные интересы ребенка, при недостатке спонтанной речи, решающей задачи активной целенаправленной коммуникации. Нарушения активного целенаправленного использования речи таким ребенком касается не только области коммуникации, возникают проблемы использования речи в целенаправленном рассуждении, в осуществлении функции планирования и контроля. Можно заметить, что дети с аутизмом имеют более общие трудности применения речи для активного целенаправленного решения жизненных задач. Можно сказать, что как и при попытках произвольной организации целенаправленного моторного действия ребенок с аутизмом может проявить множественные признаки диспраксии, так и при организации целенаправленного речевого действия могут выявиться множественные разноуровневые проблемы его организации, дублирующие проблемы сенсомоторной алалии, отражающие трудности организации и гибкой реорганизации программы целенаправленного речевого действия. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы. - Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен: неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение и замены слов по смыслу и акустическому сходству. - Отсутствие или значительное ограничение в самостоятельной речи обобщающих понятий, временных и пространственных понятий. - Несформированность навыков словообразования и словоизменения, ошибки в употреблении падежных окончаний существительных, ошибки согласования прилагательных с существительными. - Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в простых синтаксических конструкциях, ошибки в употреблении предлогов. Психологические особенности. - Неустойчивое внимание. - Недостаточное развитие способности к переключению. - Недостаточное развитие словесно-логического мышления (трудности овладения учебными понятиями, терминами.). - Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала (недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.). - Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений (трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы). - Недостаточное развитие произвольности в общении и деятельности (недостаточное развитие связной речи). - Низкий уровень учебной мотивации. Основной целью программы является коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-аутистов. Основные задачи программы: - создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся. - развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы , грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи. - обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся. - создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Курс «Индивидуальные логопедические занятия» реализуется за счет часов внеурочной деятельности: в 1 классе 1 дополнительном классе на реализацию курса отводится 33 часа, во 2-4 классе — 34 часа в год. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность. Основные принципы построения программы: · гуманизма - вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода; · системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; · реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционноразвивающей работы; · деятельностного подхода - опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту; · индивидуально - дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционноразвивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы; · системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи. · принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву). · взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций; ее развития в онтогенезе). · Кроме того, в коррекционной работе по преодолению системного недоразвития речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и др. Результативность освоения курса « Индивидуальные логопедические занятия» Результатом изучения курса «Индивидуальные логопедические занятия» должно быть преодоление типичных недостатков устной речи и профилактика нарушений чтения и письма. По окончании учебного года проводится повторное диагностическое обследование учащихся. При оценке результативности используется следующая шкала: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Средствами для решения задач мониторинга является стандартная логопедическая диагностика и включенное (на логопедических занятиях) наблюдение, а также успешность усвоения программного материала на уроках русского языка и чтения, экспертная оценка, полученная от родителей или других лиц, взаимодействующих с ребенком. Содержание коррекционного курса «Индивидуальные логопедические занятия» Коррекционная логопедическая работа ведётся по следующим направлениям: - формирование альтернативных средств коммуникации; -автоматизация нормированного произношения. Развитие артикуляционного праксиса. -накопление словаря; -формирование простой фразы; -формирование навыков письма и чтения; -коррекция высших психических функций, участвующих в процессе развития речи. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается временная коррекция программы. Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от 4-х до 6-ти направлений). Методы и приемы коррекционной работы - это различные упражнения, направленные на формирование устной речи и накопление пассивного словаря; игры, корректирующие фонематический слух; упражнения способствующие развитию графо-моторных навыков; игры по развитию мышления, воображения, внимания и памяти на каждом уроке. Результаты образовательно-коррекционной работы Основным ожидаемым результатом освоения коррекционного курса является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с психическими и физическими возможностями ребенка) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Личностные результаты: -готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия; -способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков; - выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами; - поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия; - выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации; - уметь произносить осознанно слоги, слова; - уметь различать интонацию; - уметь вступать в контакт; - понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; - уметь использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях; Метапредметные результаты: -умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. -способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. -умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач. -овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. -готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Предметные результаты: - проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям; - выполнение конкретного действия по инструкции взрослого; - использование пишущего предмета по назначению; - проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов; - рассматривание иллюстраций. Базовые учебные действия. Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - фиксирует взгляд на звучащей игрушке; - фиксирует взгляд на яркой игрушке; - фиксирует взгляд на движущей игрушке; - переключает взгляд с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; - фиксирует взгляд на изображении; - фиксирует взгляд на экране монитора. 2) умение выполнять инструкции педагога: - понимает жестовую инструкцию; - понимает инструкцию по пиктограммам; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения). 3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги; карандаша, мела 4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию: - выполняет действие способом рука-в-руке; - подражает действиям, выполняемым педагогом; - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. Содержание коррекционно-развивающих занятий Тематическое планирование 1 класс № Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Диагностика понимания обращенной речи. Диагностика устной речи. Диагностика письменной речи. Написание диктанта. Диагностика связной речи и процесса чтения. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж». Звук [О] и буква О. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Дети собирают грибы». Буква Е Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме». Звук [А] и буква А. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж». Звук [И] и буква И. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети кормят птиц». Звуки [Н] и [Н']. Буква Н. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика». Звуки [Т] и [Т']. Буква Т. Каникулы Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж». Звуки [С] и [С']. Буква С. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Звери и их детеныши». Звуки [Р] и [Р']. Буква Р. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Дети вешают скворечник». Звуки [В] и [В']. Буква В. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж». Звуки [Л] и [Л']. Буква Л. Звуки [К] и [К']. Буква К. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Отдых людей». Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Луг. Стадо». Диагностика понимания обращенной речи. Диагностика устной речи. Диагностика письменной речи. Написание диктанта. Диагностика связной речи и процесса чтения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 1 дополнительный класс № Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Диагностика понимания обращенной речи. Диагностика устной речи. Диагностика письменной речи. Написание диктанта. Диагностика связной речи и процесса чтения. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж». Звук [О] и буква О. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Дети собирают грибы». Буква Е Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме». Звук [А] и буква А. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж». Звук [И] и буква И. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети кормят птиц». Звуки [Н] и [Н']. Буква Н. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика». Звуки [Т] и [Т']. Буква Т. Каникулы Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж». Звуки [С] и [С']. Буква С. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Звери и их детеныши». Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Звуки [Р] и [Р']. Буква Р. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Дети вешают скворечник». Звуки [В] и [В']. Буква В. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж». Звуки [Л] и [Л']. Буква Л. Звуки [К] и [К']. Буква К. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Отдых людей». Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Луг. Стадо». Диагностика понимания обращенной речи. Диагностика устной речи. Диагностика письменной речи. Написание диктанта. Диагностика связной речи и процесса чтения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 2 класс № Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Диагностика понимания обращенной речи. Диагностика устной речи. Диагностика письменной речи. Написание диктанта. Диагностика связной речи и процесса чтения. Звуковой состав слова. Звук. Гласные первого ряда Гласные второго ряда. Каникулы Дифференциация гласных I и II ряда. [Ы – И] в слогах, словах, предложениях, текстах. [А – Я] в слогах, словах, предложениях, текстах [О – Ё] в слогах, словах, предложениях, текстах [У – Ю] в слогах, словах, предложениях, текстах [Ё – Ю] в слогах, словах, предложениях, текстах Слоговой состав слова. Понятие слога. Деление слова на слоги. Слоговой анализ и синтез. Порядок слогов в слове. Ударение. Согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в конце слова. Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в середине слова. Разделительный «Ь» Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Звукобуквенный анализ слов. Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно – акустическое сходство. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация [З-С]. Дифференциация [Б-П]. Дифференциация [Д-Т]. Дифференциация [В-Ф]. Дифференциация [Г-К]. Дифференциация [Ж-Ш]. Дифференциация [С-Ш]. Дифференциация [З-Ж]. Диагностика письменной речи. Написание диктанта. Диагностика связной речи и процесса чтения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 3 класс № Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Диагностика понимания обращенной речи. Диагностика устной речи. Диагностика письменной речи. Написание диктанта. Диагностика связной речи и процесса чтения. Текст и предложение. «Школа». Предложение и слово. Буквы Я, Ё, Ю, Е. Дифференциация гласных первого и второго ряда Дифференциация ы – и (жи - ши) Дифференциация а — я (ча – ща) Дифференциация у – ю (чу – щу) Звук [Д] и буква Д. Звук [Т] и буква Т. Дифференциация Д – Т. Звук [В] и буква В. Звук [Ф] и буква Ф. Дифференциация В – Ф. Звук [Г] и буква Г. Звук [К] и буква К. Дифференциация Г – К. Звук [З] и буква З. Звук [С] и буква С. Дифференциация З – С. Звук [Ж] и буква Ж. Дифференциация Ж – Ш. Звуки согласные звонкие – глухие (непарные). Буквы Й, М, Л, Н, Р; Х, Ч, Щ, Ц. Дифференциация С – Ш, З – Ж, С - Ц Дифференциация Ч – Ш, Ч – Щ, Ч – Ц Различение букв Б - Д Различение букв П - Т Морфемный состав слова. Окончание и основа. Корень слова. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Корень слова. Суффикс Суффикс Приставка Приставка Приставка. Предлог. Способы различения Проверяемый безударный гласный в корне слова Проверяемый безударный гласный в корне слова Диагностика устной речи. Диагностика письменной речи. Написание диктанта. Диагностика связной речи и процесса чтения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 4 класс № Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Диагностика понимания обращенной речи. Диагностика устной речи. Диагностика письменной речи. Написание диктанта. Диагностика связной речи и процесса чтения. Слоговой анализ и синтез слова. Слово и слог. Уточнение понятий Обозначение мягкости с помощью гласных Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. Дифференциация[ш-ж] в устной и письменной речи. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. Согласные звуки, имеющие кинетическое сходство Дифференциация [б-д] Предлоги и приставки Раздельное написание слов с предлогами Не» с глаголами. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. Слова – антонимы. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. Предлоги и приставки. Раздельное написание слов с предлогами Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Слова-синонимы Слитное написание слов с приставками. «Не» с глаголами. Дифференциация предлогов и приставок. Части речи Словоизменение прилагательных Словоизменение глаголов Управление. Словоизменение имен существительных по падежам Согласование слов в числе. Диагностика понимания обращенной речи. Диагностика устной речи. Диагностика письменной речи. Написание диктанта. Диагностика связной речи и процесса чтения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Материально-техническое обеспечение курса Материально-техническое обеспечение: Тетради, ручки, карандаши. Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, палочки, шнур, пластилин и т.п.). Разнообразный демонстрационный материал. Серии сюжетных картин. Логопедическое зеркало. Доска с набором магнитов. Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности по курсу: Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод.пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айриспресс : Айрис дидактика, 2005. Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabotalogopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с экрана. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005. Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013. Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53–59. Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100–111. Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.- С.57-65. Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2012. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014. Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014. Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение. Викжанович С.Н., Четверикова Т.Ю. Технология логопедической работы по формированию у детей с особыми образовательными потребностями звукопроизношения // Инновационные образовательные технологии и методы обучения: монография / Викжанович С.Н., Четверикова Т.Ю., Романова Е.А., Кузнецова Г.Н., Обухова С.Н., Меркулова Л.П., Приданова М.В., Бронзова Ж.Е., Краснова Е.В., Панкова В.В. Saint-Louis, МО: Коновалова С.Н. Особенности овладения предикативной лексикой дошкольниками с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2006. № 3. С. 59-67. Коновалова С.Н. Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоравитием речи. – Омск: Омский государственный педагогический университет. 2007. 170 с. Кузьмина О.С. Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Омского университета. 2013. № 2 (68). С. 191-194. Кузьмина О.С. К вопросу о подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // В мире научных открытий. 2014. №5.1 (53). С. 365-371. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – Издательство: Просвещение: 1989. 100 с. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителядефектолога. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. 176 с. - Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. - Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой - Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 - Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 - Грибова,О.Е.«Технология организации логопедического обследования». - Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997 - Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006 - .Никольская О.С., Баенская Е.Р. Необходимы общие усилия // Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.Просвещение,1989. - .Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997 - Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, Установление контакта» Научно&практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3 2004