Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ с НОДА (вариант 6.1)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 92
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
________/Рустамова С.У.
«___» ___________ 20__ г.

«Рассмотрено»
Заседание педсовета
Протокол №
«___» __________ 20___г.

«Утверждено»
Директор
МАОУ СОШ № 92
_________/Калинин М.О.
Приказ №______от
«____» __________20__г.

Программа психолого-педагогического
сопровождения обучающихся с
ограниченными возможностями
здоровья (вариант 6.1)

Пояснительная записка.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
является «учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии
(с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, в том
числе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)), с задержкой
психического развития (ЗПР), нарушениями эмоционально-волевой сферы, сложными и
комплексными дефектами развития).
Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного
психолого-медико-педагогического и социального сопровождения школьников снарушениями
опорно-двигательного аппарата.
Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе
психологической помощи детям с НОДА различной степени тяжести интеллектуального и
физического дефекта.
Основная цель психокоррекции является создание системы комплексного психолого- медикопедагогического сопровождения процесса освоения ООП НОО обучающимися с НОДА,
позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления
индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи программы:
● Определение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА.

● Своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательновоспитательном процессе.
● Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций,
коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой
моторики.
● Обучение навыкам произвольного поведения.

● Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков,
навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации кусловиям ОУ.
Содержание программы.

Программа условно делится на 3 блока.
Блок 1. Развитие зрительно-моторного гнозиса, развитие целостности восприятия, тактильнокинестетической чувствительности, мелкой моторики.
Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие
пространственных ориентировок и временных представлений, развитие
памяти.
Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность до 30 минут (в начале
учебного года) до 40 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 33.
Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!»,
«Пальчики здороваются», «Наш малыш» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению
ребенка к педагогу-психологу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для
развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой
моторики также используются игры с песком. Релаксационные игры и упражнения, которые
проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и
мышечное напряжение.
Принципы и приёмы коррекции.
Для формирования программы коррекционной работы с детьми, с нарушениями опорнодвигательного аппарата необходимо выделить закономерности
педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях,

определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы.
К основополагающими принципами можно отнести следующие:
1. Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста,
который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересахребёнка.
2. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е.
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также всесторонний многоуровневый
подход специалистов различного профиля, взаимодействие и
согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех
участников образовательного процесса.
3. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям)
непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
4. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом
развитии.
5. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы
детей, включая обязательное согласование с родителями (законными
представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата в специальные (коррекционные) образовательные учреждения(классы,
группы).
При реализации программы коррекционной работы следует опираться указанные ранее
принципы и определить основные направления работы.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образованиявключает в себя
взаимосвязанные направления, отражающие её основное
содержание:
• диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико- педагогической
помощи в условиях образовательного учреждения;
• коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекциюнедостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата
в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных
учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных);
• консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождениядетей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата и их семей по вопросам
реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания,
коррекции, развития и социализации обучающихся;
• информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса дляданной
категории детей, со всеми участниками образовательного процесса —
обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания направлений коррекционной работы.
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее,
консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных

организационных формах деятельности школы (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).
Диагностическая работа включает в себя следующее:
• выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА при освоении
основной образовательной программы начального общего образования;
• проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в
психическом и (или) физическом развитии обучающихся с НОДА;
• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с НОДА,
выявление его резервных возможностей;
• изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных
особенностей обучающихся;
• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
• изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с НОДА;
• мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ
начального общего образования.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:
• разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных
программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии
с особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА;
• организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих
занятий, необходимых для преодоления нарушений развития итрудностей обучения;
• коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
• развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм
утверждения самостоятельности, личностной автономии;
• формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
• развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной
компетенции;
• развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального
самоопределения;
• совершенствование навыков получения и использования информации (на основе
ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных
жизненных условиях;
• социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа может включать в себя следующее:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с
обучающимися с НОДА, единых для всех участников образовательного процесса;
• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных
методов и приемов работы с обучающимися с НОДА, отбора и адаптации содержания
предметных программ;
• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов
коррекционного обучения ребенка с НОДА;
• консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и
осознанному выбору обучающимися с НОДА профессии, формы и места обучения в
соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и
психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
• информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми
образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических
работников;
• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам
образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в
развитии), их родителям (законным представителям),

педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса
и сопровождения обучающихся с НОДА;
• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных
представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий детей с НОДА.
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия
(УУД):
Регулятивные - принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с
учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет
их последовательность и действует по намеченному плану, извлекает
необходимую информацию из текста.
Познавательные – осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужнуюинформацию,
самостоятельно находит ее в раздаточных материалах; выполняет учебнопознавательные
действия в материализованной и умственной форме;
осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,
классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; ищет
и выделяет необходимую информацию; формулирует проблему поискового характера;
самостоятельно строит осознанное устное и письменное
речевое высказывание, выдвигает гипотезы и обосновывает их, доказывает свою точкузрения
Коммуникативные – формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою
точку зрения; владеет монологической и диалогической формами речи,
понятные для партнера; умеет слушать и вступать в диалог; умеет задавать вопросы; умеет
точно выражать свои мысли, позитивно относится к процессу общения;
осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь; умеет ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии; реалистично строит свои взаимоотношения совзрослым.
Средствами формирования УУД служат развивающие игры, психогимнастическиеупражнения,
эмоционально-символические и релаксационные методы.
Структура коррекционно-развивающего занятия:
1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу групповогодоверия
и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.
(Психогимнастика, музыкотерапия, пальчиковые игры). Разминка выполняет важнуюфункцию
настройки на продуктивную групповую деятельность.Она проводится не только в начале
занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные
упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив,
направлены на снятие эмоционального возбуждения.
2. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов,
направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдается многофункциональным
техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование
социальных навыков, динамическое развитие. Важен порядок предъявления упражнений и их
общее количество.
Последовательность предполагает чередование деятельности, смену
психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от
интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от
сложного к простому (с учетом утомления детей).
3. Рефлексия занятия - оценка занятия.
Арт-терапия, беседы. Две оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось - не
понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и осмысление (почему это важно,зачем мы
это делали).
Диагностические процедуры в программе.
Важным аспектом реализации программы является проведение психодиагностических

исследований с целью получения информации о динамике психического развития
детей и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций
пооптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности
коррекционно-развивающей работы.
Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с
использованием диагностического минимума. Объем программы рассчитан на 9месяцев. Всего
33 занятия при частоте встреч – 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с
учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как
традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение
детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной
варьирования методов, приемов и структуры занятий. Форма оценивания знаний учащихся –
безотметочная. Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.
Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к
результатам, определенным ФГОС ООО. Планируемые результаты коррекционной работы
имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами
развития детей с НОДА.
Достижения обучающихся с НОДА
рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. Для этого
используются накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных
достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений. Планируемые
результаты:
● развитие познавательной активности детей;

● развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков

группировки и классификации;
● нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании,
воспитание самоконтроля и самооценки;
● развитие словарного запаса, устной монологической речи детей в единстве с обогащением
знаниями и представлениями об окружающей действительности; психокоррекция поведения
ребенка;
● социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Тематический план коррекционно-развивающих занятий
№
за
Цель
Ход занятия
ня Тема занятия
тия

Кол-во
часов

Блок 1. Диагностический

1

Диагностика
эмоциональноволевой сферы

Первичное исследование
эмоционально-волевой
сферы учащихся сНОДА

1

2

Диагностика
сенсорных и
моторных функций

Первичное
исследование сенсорныхи
моторных функций
учащихся с НОДА

1

Блок 2. Снятие состояния эмоциональногодискомфорта.

3

Вводное занятие на
снятие
Снятие эмоционального
эмоционального
напряжения, создание
напряжения, создание позитивного настроя.
позитивногонастроя

4

Создание позитивного
отношения к
собственному телу и
развитие способности
осознанно управлять им

«Я и мое тело»

Ритуал приветствия, игра «Я
и мое имя», упражнение
«Черепаха»,игра «Хлопки»,
упражнение «Задувание
свечи», релаксационное
упражнение.

1

Ритуал приветствия,
упражнение «Росток», игра
«Слушай и выполняй»,
упражнение «Знакомство с
телом»,упражнение
«Потянулись-сломались».

1

Блок 3. Развитие эмоционально- волевой сферы, внимания и памяти

5

«Мои эмоции»

Знакомство с эмоциями,
развитие умения
правильно выражать
свои эмоции и чувства
посредством мимики,

Ход занятия:
ритуал
приветствия, сказка
«Домовые», этюд «Ктокак
радуется»,
психогимнастика.

1

развитие
выразительности жестов,
снятие психического
напряжения.
Разминка , игра «Азбука 1
профессий»,
игра
«Интонация»,
игра
«Озвучка»,
обсуждение
результатов, релаксационное
упражнение.

6

Я внимательный

Коррекция внимания.

7

Тренировка умения Тренировка
умения
владеть
своими владеть своими эмоциями,
эмоциями
закрепление знаний детей
об эмоциях, закрепление
умения
определять
эмоциональное
состояние других людей.

8

Коррекция и
Коррекция и развитие Разминка «Внимание!
развитие процессов процессов внимания.
Машины», игра «Виды
внимания
Ход занятия:
транспорта», обсуждение
результатов,дыхательные
упражнения на
саморегуляцию

9

Развитие
устойчивости
внимания

Развитие
устойчивост
и внимания.

10

Дифференциация
Дифференциация
собственных чувств собственных
чувств
и эмоций
эмоций, а так же чувств
окружающих.

11

«Будь
внимательным».

Развитие
внимания.

Ритуал приветствия, игра 1
«Угадай
эмоцию»,
упражнение
«Фигуры
эмоций»,
игра
«Назови
эмоцию»,
упражнение
«Поставь
балл
эмоции»,
релаксационное упражнение.
1

Игра «Сравни картинки между 1
собой»,
игра
«Кто
спрятался?», игра
«Угадай задуманное слово»,
обсуждение
результатов.

Ритуал приветствия, игра 1
и «Различные чувства», чтение
и обсуждение сказки «Про
чувства»,
упражнение
«Рисунок
на
ватмане»,
релаксационное упражнение.

переключения Упражнение «Перепутанные 1
линии», игра «Что исчезло»,
игра
«Четыре
стихии»,
обсуждение
результатов,
дыхательные упражнения на

- Развитие
направленностивнимани
я

саморегуляцию.
Игра «Бывает – не бывает»,
1
упражнение с карточками,
упражнение «Квадрат»,
упражнение «Три
изменения»,психогимнастика.

12

«Быстрее
медленнее».

13

«Восстановление
предложений».

Развитие умения работать с упражнение
«Работа
текстом.
текстом», релаксационно
упражнение.

14

«Зрительная
память»

Коррекция и развитие Разминка, игра
1
зрительной памяти.
«Инопланетяне», упражнение
«Запомниузор»,
релаксационное упражнение.

15

«Давай
будем Коррекция и развитие Упражнение – активизатор, 1
действовать»
двигательной памяти.
упражнение «Кулак-ладонь»,
упражнение «Танцуем!»,
упражнение «Действуй за
себя и за него»,
релаксационноеупражнение.

16

«Развиваем память» Коррекция и развитие Разминка , упражнение
1
слуховой памяти.
«Повтори
за
мной»,
упражнение «Слушай звуки!»,
упражнение
«Запомни
и
повтори», релаксационно е
упражнение.
«Продолжи
Развитие образнойпамяти. Упражнение
1
рисунок»
«Продолжи
рисунок»,
упражнение
«Платочек»
, упражнение «Составь
фигуру», упражнение
«Сложи фигуру», упражнение
«Найдизакономерность», 11
упражнение
«Светофор»,
упражнение
«Лабиринт»,
дыхательные упражнения на
саморегуляцию.

17

18

Развиваем
тактильную
память

Развитие
памяти.

с 1
е

тактильной Разминка , упражнение
1
«Дощечки», упражнение
«Волшебный
ящик»
, релаксационное упражнение.

Блок 4. Развитиезрительного анализатора и зрительно- моторной координации.
19

«Пальминг»

20

Зрительно
моторная
координация

21

Штриховка

Профилактика и
Упражнения на аккомодацию, 1
коррекция
зрительных упражнение
«Закрывание
нарушений.
глаз», упражнение «Пальминг»,
упражнение «Мудра жизни»,
упражнения кровоснабжение
глаз, гимнастика для шести
основных глазных мускулов.

- Развитие зрительномоторной координации.

Упражнение
1
«Волшебные
клубочки»,упражнение
«Заполни
трафарет»,
упражнение
«Монета»
, упражнение «Обведи точно»,
упражнение
«Лабиринт»,психогимнастика

Развитие зрительномоторной координации.

Теппинг-тест,
1
упражнение «езда по дорожке»,
штриховка
с
различным
нажимом в заданном контуре,
релаксационноеупражнение.

Профилактика и
коррекция

Упражнение
1
«Лопаточка»,упражнени
е
«Лошадка»,
упражнение
«Умелые
рифмоплеты»,
релаксационноеупражнение.

Блок 5. Развитиеречи.
22

«Умелые
рифмоплеты»

речевы
х нарушений.

23

«Активный словарь Развитие речи.

Упражнение
«Активный словарь»,

1

упражнение
«Скороговорки», игра
«Игра в слова», дыхательные
упражнения на
саморегуляцию.
Блок 6. Развитиемышления.
24

Развитие
ассоциативного
мышления

Игра «Изобрази
Развитие
мыслительных операций. упражнение

предмет», 1
«Сказка»

, психогимнастика.
25

«Продолжи
рисунок»

Развитие
наглядно- упражнение
1
образного мышления.
«Продолж
и рисунок», упражнение
«Платочек», упражнение
«Составь фигуру», упражнение
«Сложи фигуру», упражнение
«Найди закономерность»,
упражнение
«Светофор»
, упражнение «Лабиринт».
Формирование понятий Упражнение «Все это
1
на основеабстрагирования …», упражнение
ивыделения
«Больше – меньше, длиннее –
существенных
свойств короче», упражнение «Найди
конкретных
объектов, пару», упражнение
формирование умения
«Найди главное»,упражнение
отделять форму понятия «Пословицы».
от его содержания,
устанавливать
связи
между понятиями,
выделять существенные
признаки, способность
оперировать смыслом.

26

Развитие
абстрактнологическог
о
мышления

27

Нагляднодейственное
мышление

28

«Систематизация». Коррекция и развитие

Развитие нагляднодейственного мышления.

Упражнение «Рисунок и анализ 1
с
образца»,
упражнение
«Работа с трафаретами»,
упражнение «Лабиринты
– элементы графического
движения»,
дыхательные
упражнения на
саморегуляцию

Упражнение

1

29

30

31

мыслительных операций. «Разложение целого на части»,
упражнение
«Объединение частей в единое
целое»,
упражнение
«Четверта
я фигура», упражнение
«Систематизация».
«Признаки
Развитие
Упражнение
1
понятий»
мыслительных операций. «Выделение
существенных
и
несущественных
признаков
понятий»
, релаксация.
Развитие умения
Упражнение
Аналогии .
1
устанавливать аналогии.
«Учимс
я рассуждать»,упражнение
«Посмотри на картинки и …»,
релаксация.
Развитие словесно- Развитие
словесно- Упражнение
«Раздели
на 1
логического
логического мышления.
группы», упражнение
мышления
«Подбери слова», упражнение
«Найди
общее»,
релаксационное
упражнение.

Блок 7. Диагностический.
32

Диагностика
эмоциональноволевой сферы

Вторичное исследование
эмоционально-волевой
сферы

33

Диагностика
Вторичное
сенсорных и
исследование сенсорныхи
моторных функций моторных функций.

1

1

33 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».