Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 92 «Согласовано» Зам.директора по УВР ________/Рустамова С.У. «___» ___________ 20__ г. «Рассмотрено» Заседание педсовета Протокол № «___» __________ 20___г. «Утверждено» Директор МАОУ СОШ № 92 _________/Калинин М.О. Приказ №______от «____» __________20__г. Коррекционный курс «Логопедические занятия» (для обучающихся с НОДА 6.1) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Речевые нарушения выявляются у большинства детей с НОДА (85-95%). Чаще всего различные формы дизартрии. Выраженность дизартрических нарушений может быть различной от лёгких (стёртых) форм до совершенно неразборчивой речи. Нарушения звукопроизношения в большинстве случаев осложнены общим недоразвитием речи. У части детей выраженные дизартрические расстройства сочетаются с нарушениями слуха, и нарушениями зрения (сходящиеся и расходящиеся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения). У многих детей отмечаются трудности в развитии восприятия и формировании пространственных и временных представлений. Дети с НОДА, у которых поражена правая рука, вынуждены пользоваться левой рукой как ведущей, что затрудняет овладение навыками самообслуживания и графическими навыками. Тонкие движения пальцев не развиты практически у всех детей. Наличие речевых нарушений препятствует формированию полноценной речевой и учебной деятельности, снижает мотивацию к речевому общению, ведёт к трудностям речевого контакта, поэтому необходима организация специальной логопедической работы и создание программы по логопедии с целью повышения эффективности коррекционнообразовательной работы по привитию данной категории детей коммуникативных навыков и умений для успешной адаптации их в социуме. Актуальность программы заключается в том, что она способствует формированию коммуникативно-речевых и коммуникативно-деятельных умений и навыков учащихся, обеспечивающих освоение детьми не только общеучебных знаний, умений и навыков, а также как одно из условий их социальной адаптации. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ Наиболее частым расстройством речи у учащихся с НОДА является дизартрия. Выраженность дизартрических нарушений может быть различной от лёгких (стёртых) форм до совершенно неразборчивой речи. Дизартрические расстройства у младших школьников с НОДА проявляются в следующем: ● нарушения артикуляционной моторики и мимики (спастичность, гипотония, гиперкинезы, параличи и парезы артикуляционной и мимической мускулатуры); ● несформированность голосообразования, речевого дыхания и просодической стороны речи (темп, ритм, паузы, интонирования). Дизартрические нарушения у детей с ДЦП в большинстве случаев осложнены общим недоразвитием речи, т. е. отмечается несформированность лексико-грамматического строя речи: ● незнание значения многих слов; ● несформированность многих родовых, видовых и обобщающих понятий; ● ограниченность запаса слов, обозначающих признаки и качества предметов, а так же различных видов действий с ними; ● бедность фразовой речи (из 2 – 3 слов); ● отсутствие предлогов; ● искажение предложно-флективных отношений, отражающих различное расположение предметов в пространстве и во времени; ● неумение правильно применять глаголы в возвратной форме, в различных временах; ● затруднения в употреблении предложений со сравнительными оборотами и наречиями, обозначающими разную меру и полноту действий; ● нарушение структуры предложений (пропуск предлогов, второстепенных членов, несоблюдение порядка слов); ● трудности в составлении связного высказывания; ● затруднения в понимании речи (многозначных слов, синонимов, антонимов, значений причастий и деепричастий; в понимании предложно-флективных отношений и предложных конструкций, содержащих слова, выражающие пространственно-временные отношения). У большинства детей отмечается несформированность таких операций, как сравнение, выделение существенных и несущественных признаков, установление причинноследственных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Кроме того у младших школьников с НОДА наблюдается несформированность зрительно-моторной и оптико-пространственной систем, в том числе отклонения в развитии конструктивного праксиса. В результате выше перечисленных нарушений и затруднений у учащихся с ДЦП наблюдается разнообразный спектр ошибок при формировании навыков чтения и письма: ● пропуски, вставки, перестановки звуков, букв; ● контаминации и персеверации; ● упрощённая структура слова; ● смешивание звуков по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости; ● смешение звуков по акустико-артикуляционным свойствам; ● смешение по кинестетическому сходству; ● нарушения в образовании единственного и множественного числа; ● нарушения в использовании предлогов, приставок, суффиксов; ● ошибки при согласовании слов по типу управления, примыкания; ● ошибки при построении фраз. Речевые нарушения ограничивают контакт и общение детей с НОДА, адаптацию их в социуме. Развитие всех сторон речи является необходимой предпосылкой успешного усвоения программного материала по основным предметам, совершенствование речевой коммуникации и социальной адаптации младших школьников с НОДА. ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы заключается в совершенствовании коммуникативной функции речи через реализацию взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся с НОДА в условиях специально организованной развивающей познавательной деятельности. Программа решает следующие задачи: 1. Устранение, ослабление произносительных дефектов речи. 2. Совершенствование психических процессов (как необходимого базиса для речевого развития). 3. Поэтапное развитие всех языковых систем полноценной речевой деятельности, подготавливающие необходимый фундамент для успешного прохождения программного материала и для формирования полноценного речевого общения детей с НОДА. НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Программа включает в себя два направления коррекционно-развивающих занятий: 1. Формирование произносительной стороны речи. Цель – восполнение пробелов в устной речи (как звуковой, так и смысловой её сторон) и формирование коммуникативно-речевых умений и навыков у учащихся с НОДА. Особенности курса заключаются в том, что много внимания уделяется развитию понимания речи, развитию моторной сферы (мелкая моторика, мимика, артикуляционная моторика), коррекции просодической стороны речи, развитию речевой активности учащихся и в том, что формирование произносительной стороны речи проводится через развитие лексико-грамматической средств языка. 2. Предупреждение и нарушений письменной речи. Цель – преодоление нарушений письменной речи через реализацию взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся с НОДА в условиях специально организованной познавательной деятельности. Особенности этого курса заключаются в параллельном совершенствовании: 1) понимания детьми связной речи и речевого потока, 2) графомоторных навыков, 3) фонематических процессов, 4) лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря детей; свободное, активное и адекватное его использование; развитие и совершенствование грамматического строя их речи), 5) умений и навыков устного связного высказывания и на их основе формирование предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов, 6) мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.) и психических процессов (восприятие, внимание, память, самоконтроль). Система занятий программы направлена на овладение детьми разными видами речевой деятельности и на то, чтобы восполнение пробелов в развитии языковых средств становилось для них одновременно и процессом, целенаправленно развивающим их речевую деятельность, и предпосылкой к формированию полноценной речевой деятельности. В основе методической концепции программы лежат утвердившиеся в дидактике и психологии деятельностный подход к обучению и теория развивающего обучения. Программа предусматривает овладение учащимися как специальными (языковыми, речевыми), так и общеучебными умениями, формируемыми не изолированно друг от друга, а в едином русле развития познавательной деятельности учащихся, которая организуется таким образом, чтобы усвоение элементов теории было непосредственно связано с их применением в речевой практике, т.е. формирование и совершенствование разных видов речевой деятельности: ● Говорение – слушание; ● Чтение – письмо; ● Продуктивные – непродуктивные (рецептивные) виды речевой деятельности; ● Виды общения: бытовое, повседневное учебное (на занятиях, в классе и т.д.); ● Отработка компонентов коммуникативной системы в процессе общения: КТО? (адресант) – КОМУ? (адресноориентированная речь) – ЧТО? (логическая и эмоциональная информация) – ЗАЧЕМ? (коммуникативная задача, коммуникативное намерение, способы выражения) – ГДЕ? (обстановка учебная, знакомая – незнакомая) – КОГДА? (время общения). Кроме того, на логопедических занятиях должно быть выработано умение читать учебную книгу, а также отвечать на занятиях, уроках т.е. сформировано полноценное речевое высказывание. Принцип отбора материала в программу можно определить как частотно-речевой: отобран основной материал программы обучения русскому языку из области фонетики (звук – буква, гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твёрдый, ударение и т.д.), лексики (родственные слова, антонимы, синонимы, многозначность слова), морфемики (словообразование, словоизменение), грамматики (связь слов в словосочетаниях и предложениях, предложение: простое, распространённое, сложное), который используется младшими школьниками в процессе речевого общения в устной и письменной форме. Наряду с лингвистическими в программу включены элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура текста, типы речи (доказательство, рассуждение и т.д.). Программа предусматривает также использование метода практического перспективного ознакомления с элементами теории языка на речевой основе: например, с особенностями сложносочинённых и сложноподчинённых предложений дети знакомятся в процессе употребления своих предложений в структуре текста, т.е. в процессе речевого общения. Потребность узнать точное лексическое значение слова или его синоним возникает, в частности, при подготовке к изложению и сочинению, а также в процессе анализа ошибок, допущенных в самостоятельных работах. В целях формирования культуры устной речи на протяжении всех этапов коррекционного обучения осуществляется работа над нормами литературного языка (орфоэпическими, грамматическими, включая интонацию), а также правилами словоупотребления. Таким образом, в результате упорядочения представлений о звуковой стороне речи и овладения навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова у детей создаются необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыков правильного чтения и письма. А свободное понимание речи, владение разборчивой речью, умение правильно, связно, последовательно и логично излагать свои мысли в различных ситуациях общения помогают детям с НОДА адаптироваться в учебной и внеучебной среде. Для реализации описанной программы используются логопедической работы: занятия 2 раза в неделю по 40 минут. следующие формы Материал, методы и формы работы для занятий подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с НОДА. При этом особое значение придаётся таким формам работы и специальным коррекционным заданиям, которые, восполняя пробелы в развитии всех средств языка, одновременно способствуют формированию коммуникативных умений и навыков: коллективная работа, работа в паре, взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания, обращение к товарищу с вопросом или каким-либо заданием и др. В программе используются следующие виды контроля: 1) ежегодное обследование учащихся с последующим занесением результатов в карту динамики речевого развития (начало, конец учебного года); 2) проверка техники чтения (начало, середина, конец учебного года); 3) проведение различного вида диктантов; 4) написание творческих работ; . Эффективность реализации предлагаемой работы зависит от учёта индивидуальных особенностей учащихся; от организации дифференцированного подхода; от непрерывности логопедической работы; от комплексности подхода в решении проблем ребёнка (психологическая помощь, ЛФК, физиотерапия, медикаментозное лечение); от преемственности в работе логопеда, учителей, воспитателей, родителей. При составлении программы использовались: 1) нормативные документы Планируемые результаты начального общего образования (М: «Просвещение», 2011); Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа (М: «Просвещение», 2010); Программа формирования универсальных учебных действий (М: «Просвещение», 2011); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (М: «Просвещение», 2011); 2) методики коррекций речевых нарушений у детей школьного возраста Л.М. Ефименковой, Е.Ф. Архиповой, И.Н. Садовниковой, З.А. Репиной, В.И. Буйко, Л.М. Козыревой, Е.В. Мазановой; 3) изучение речевого развития учащихся с НОДА; 4) обобщение опыта практической работы. Планируемые результаты Предметно-информационная составляющая. В ходе реализации программы учащиеся получают возможность научиться: 1. При работе с сюжетным и предметными картинками: рассматривать, последовательно выкладывать, определять главную идею сюжета и составлять предложения, небольшие рассказы по предложенному материалу, выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения. 2. При работе с текстом: использовать элементы текса для поиска нужной информации, делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования (списывание, обсуждение изучаемых текстов), оценивать уместность использования слов в тексте, воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы. 3. При проведении анализа слов и предложений: различать звуки и буквы, знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочения слов и поиска нужной информации. 4. При отсутствии речевой деятельности: участвовать в элементарных диалогах (этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении),соблюдая нормы речевого этикета; понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное. 5. При работе с лексическим материалом: узнавать изученные объекты и явления окружающего мира, описывать их существенные признаки на основе предложенного плана. Деятельностно-коммуникативная составляющая. В ходе реализации программы учащиеся получают возможность научиться: 1. Говорить фонетически внятно, членораздельно, выразительно. 2. Производить фонетический разбор; делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в словах различной слоговой структуры, определять характер звуков: гласные(ударные,безударные),согласные(звонкие,глухие,твердые,мягкие),соотнос ить количество звуков и букв в словах. 3. Образовывать нужную в предложении форму слова. 4. Использовать в предложении слова различных частей речи(имя существительное, глагол, имя прилагательное), устанавливать связь между ними по вопросам. 5. Отвечать, используя слова вопроса. 6. Производить фонематический анализ(определять последовательность, количество, позицию звука). Ценностно-ориентационная составляющая. 1. Ощущать эмоциональный комфорт при общении с близкими родственниками, сверстниками, воспитателем в дошкольном учреждении; 2. Верить в достижение успехов при познании окружающего мира и формировании навыков доброжелательного общения с разными людьми; 3. Формировать способность к проявлению чуткости, сочувствия, тактичности; 4. Уважать индивидуальные особенности человека, традиции, обычаи его национальной культуры; Относиться к окружающим людям в соответствии с уровнем проявления ими основных нравственных, эстетических норм; 6. Испытывать потребность в новых знаниях, расширение собственного опыта за счет повышения уровня самостоятельности в повседневной бытовой деятельности, самообслуживании, познании окружающего мира; 7. Ощущать готовность к обучению в школе, положительный настрой на организованную учебную деятельность в школе. 5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Формирование артикуляторной моторики. Подготовительный этап. 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Самомассаж кистей и пальцев рук. Упражнения: «пальчики здороваются», «коготки», «ножницы», «замок», «цветок», «бегают человечки», «футбол» и др. 2. Игры на развитие внимания и памяти. Упражнения: «Отгадай указанную картинку», «Что изменилось?», «Четвёртый лишний», «Запомни, повтори» и др. 3. Упражнения на развитие звукового анализа и синтеза. Упражнения на выделение заданного звука из слова, определить количество звуков в слогах, словах и т.д. 4. Игры на развитие речевого дыхания. Упражнения: «Футбол», «Заморозим пальчики» и др 5. Упражнения для челюстей. Упражнения для губ 6. Упражнения для языка. Формирование произносительных умений и навыков 1.Постановка звуков. Последовательность постановки определяется зоной ближайшего развития ребенка. Рекомендуемая последовательность: - Свистящие С, Сь, З, Зь, Ц, - Шипящие Ш, Ж ,Ч, Щ -Сонорные Л.Ль, Р, Рь, 2.Автоматизация поставленного звука - в слогах - в прямых слогах, в обратных слогах, в слогах со стечением согласных; - в прямых слогах, в слогах со стечением согласных; - Ц, Ч, Щ, Л – в обратных слогах, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных; - начинать с проторного и параллельно вырабатывать вибрацию.Р, Р - в словах (последовательность аналогична автоматизации в словах) - в предложениях (отработанное слово включается в отдельное предложение) 3. Дифференциация звуков 4. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Развитие памяти, внимания, мышления на речевом материале. Упражнения: «Телеграф», «Эхо», «Один-много», «Назови ласково», «Большоймаленький», прямой и обратный счет с предметами, подбор признаков к предметам, подбор действий к предметам, отраженное повторение, самостоятельное называние по картинке, придумывание слов с данным звуком, составление словосочетаний из слов с отрабатываемым звуком, затем составление предложений. и коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по образцу, по данному началу и концу, по аналогии, самостоятельно. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ ПО ВАРИАНТУ 6.2 С НОДА ТЕМА Количество часов Коррекционная цель Состав слова 10 1. Состав слова. Корень как главная часть слова. 2 Развивать зрительное восприятие 2.Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. 2 Развивать мыслительные операции 3. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. 2 Развивать слухового внимания 4. Приставки пространственного и временного значения. 2 Развивать зрительное восприятие 5. Окончания. 2 Развивать фонематический слух Безударные гласные 4 6. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. 2 Развивать функции самоконтроля 7.Выделение слов с безударными гласными. Слова-антонимы. 2 Развивать зрительное восприятие Согласные звуки и буквы 4 8. Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова. 2 Развитие слухового внимания 9.Оглушение звонких согласных в середине слова. 2 Развивать фонематический слух Словосочетания и предложения 4 10. Выделение словосочетаний из предложений. 2 Развивать мыслительные операции 11.Составление предложений из словосочетаний. 2 Формировать коммуникативные навыки Согласование 4 12. Согласование слов в числе. 2 Формировать коммуникативные навыки 13. Согласование слов в роде. 2 Развивать мыслительные операции Словоизменение прилагательных 4 14. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. 2 Развивать функции самоконтроля 15. Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам. 2 Формировать коммуникативные навыки Словоизменение глаголов 4 16. Согласование глаголов с именами существительными в числе. 2 Развивать фонематический слух 17. Согласование глаголов с именами существительными в роде. 2 Развитие слухового внимания Предлоги и приставки 4 18. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. 2 Формировать коммуникативные навыки 19. Дифференциация предлогов и приставок. 2 Развивать мыслительные операции Управление. Словоизменение имён существительных по падежам 14 20. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). 2 Развивать функции самоконтроля 21 . Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). 2 Развивать мыслительные операции 22. Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). 2 Формировать коммуникативные навыки 23. Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). 2 Развивать мыслительные операции 24. Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). 2 Развивать мыслительные операции 25. Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). 2 Развивать мыслительные операции 26. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. 2 Развивать функции самоконтроля Части речи 4 27. Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. 2 Развивать мыслительные операции 28. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам. 2 Формировать коммуникативные навыки Связь слов в словосочетаниях и предложениях 4 29. Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. 2 Развивать зрительное восприятие 30. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста. 2 Развивать мыслительные операции Связная речь 8 31. Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. 2 Развивать функции самоконтроля 32. Составление рассказа по его началу. 2 Формировать коммуникативные навыки 33. Составление рассказа по данному концу. 2 Формировать коммуникативные навыки 34. Составление рассказа по данному плану. 2 Формировать коммуникативные навыки Всего: 68 часов