Программа АООП НОО АПР 6.1 Литературное чтение на родном русском языке

Приложение к
адаптированной основной общеобразовательной программе
-адаптированной образовательной программы
начального общего образования МАОУ СОШ № 92
I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке»
разработана на основе требований Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными
возможностями здоровья (далее – Стандарт) к результатам освоения АООП НОО и с
использованием примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с
задержкой психического развития. Обучение осуществляется в условиях инклюзии.
Содержание обучения соответствует основной общеобразовательной программе
НОО МАОУ СОШ №92, разработанной для обычных детей.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования,
принятое для массовой школы, отличается тем, что
предусматривает
коррекционную направленность обучения.
В виду психологических особенностей детей с НОДА, с целью усиления
практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая
включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой
моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной
моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие
восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция –
развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать,
анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать
по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения
преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия
решения;
формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного
отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция
нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция
диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» является предметом
обязательной части учебного плана МАОУ СОШ №92, входит в образовательную область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
1

должно обеспечивать:
 Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения.
 Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и
письму.
 Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения
соответствующих возрасту житейских задач.
 Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем
возрасту и развитию ребёнка.
 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
 Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.
II.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством
межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и
владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества.
Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой
его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность
и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень
владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в
овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать
свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать
информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский
родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную
культуру ученика.
Содержание курса «Литературное чтение на родном языке» направлено на
удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента
познания национальной культуры и самореализации в ней.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам
русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование
первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и
других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и
культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине
мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных
ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию
патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к
языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности
как одной из основных характеристик литературного языка.
III.
Описание места учебного предмета в учебном плане
По учебному плану МАОУ СОШ №92 программа рассчитана на общую учебную
нагрузку в объеме 34 часа.
2 - 3 класс – 17 часов в год.
2

IV.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение на родном языке (русском) как учебный предмет в начальной
школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На
этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный
потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия
художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и
развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение на родном языке как вид
искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и
человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих
национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения на
родном языке продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества
чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок
задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д.
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое
формирует эмоциональную грамотность. Система духовно - нравственного воспитания и
развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные
качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
V.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Литературное чтение на родном языке»
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» при получении
начального общего образования
направлено на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения АРП соответствуют ФГОС НОО:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
результаты
освоения
АООП
НОО
соответствуют ФГОС НОО:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
3

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
6) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
и составлять тексты в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
13) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
14) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
15) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты отражают:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических
4

представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем
учебным предметам;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и
про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов;
5) умение выбирать с помощью взрослого интересующую литературу;
6) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с
использованием некоторых средств устной выразительности речи;
7) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание
текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать
отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с
учетом принятых в обществе норм и правил;
8) формирование потребности в систематическом чтении.
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном
языке» обучающийся научится:
 распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта
(одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать
значение устаревших слов по указанной тематике;
 использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
 понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами;
 понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
 осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого
общения;
К концу третьего года изучения обучающийся научится:
 распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова,
называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей;
слова, называющие музыкальные инструменты);
 распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения;
наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного
творчества и произведениях детской художественной литературы;
 использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
 понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
 понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
 использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
2 класс (17 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки,
волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
VI.

1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват,
ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи,
5

похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего
времени;

3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка,

тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда,
еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских
пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение
фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную
форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.)).
Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?».
3 класс (17 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми
(например, правда — ложь, друг — недруг, брат — братство)
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия
ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова,
называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений,
наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной
литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моего имени и
фамилии (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

6

VII.

Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».
2 класс

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

1

Тематическое планирование
По одёжке встречают. . .
Не одежда красит человека, а
добрые дела
Ржаной хлебушко калачу дедушка
Слова- названия мучных изделий
Что ели в старину?
Если хорошие щи, так другой пищи
не ищи
Каша — кормилица наша
Каша в русском фольклоре
Детские забавы и игрушки
Любишь кататься, люби и саночки
возить
Жучка и юла
Делу время, потехе час
Предметы традиционного русского
быта
В решете воду не удержишь
Самовар кипит, уходить не велит
Традиции чаепития
Почему это так называется?
Итого:
Где путь прямой, там не езди по
кривой.

Количество
Характеристика видов деятельности
часов
Распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
1
Использовать словарные статьи для определения лексического значения
слова;
1
Учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с
1
изученными темами
1
Понимать старые имена в русских пословицах и поговорках, крылатых
1
выражениях; правильное их употребление в современных ситуациях
1
1
1
1

речевого общения.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но
различную образную форму, например: ехать в Тулу со своим самоваром
(рус.); ехать в лес с дровами (тат.)

1
1
1
1
1
1
1
1
17
1

3 класс
распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;
используют словарные статьи для определения лексического значения

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

слова;
1
Тайное всегда становится явным.
учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с
1
Кто друг прямой, тот брат родной.
изученными темами
1
Скажи, кто твой друг?
выполняют проектное задание
Дождик вымочит, а красно
2
солнышко высушит.
Сошлись два друга - мороз да
2
вьюга.
2
Ветер без крыльев летает.
1
Какой лес без чудес
1
Слова - названия растений
2
Дело мастера боится
1
Заиграйте мои гусли…
Звуки в литературных
1
произведениях
1
Что ни город, то норов.
Итого:
17
VIII.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Дистанционные ресурсы.
Учебники:
2 класс - Александрова О.М., Вербитская Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И. и др. Русский родной язык. 2 класс. АО «Издательство «Учебная
литература»

класс - Александрова О.М., Вербитская Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И. и др. Русский родной язык. 3 класс. АО «Издательство «Учебная
литература» Система учета и контроля достижений планируемых результатов описана в Приложении.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».