Программа АООП НОО АПР 6.1 Технология

Приложение к
адаптированной основной общеобразовательной программе
-адаптированной образовательной программы
начального общего образования МАОУ СОШ № 92
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования(ФГОС HOO) обучающихся с OB3 и примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с НОДА
(вариант 6.1). Программа отражает содержание обучения предмету «Технология» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата. Сущность специфических для варианта 6.1 образовательных
потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих
разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по
годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и
является обязательным для реализации. Он направлен на формирование навыков
преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на
коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование
общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата. Обучение осуществляется в условиях инклюзии.
Вариант 6.2 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за
счёт введения первого дополнительного класса. Данный вариант характеризуется
усилением внимания к формированию у обучающихся с НОДА полноценных социальных
(жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом
развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию
готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего
образования.
Содержание обучения
во 2 – 4 классах соответствует
основной
общеобразовательной программе НОО МАОУ СОШ №92, разработанной для обычных
детей.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания
обучающихся с НОДА, которые включают использование адаптированной
образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на
коррекцию недостатков физическом и (или) психическом развитии и формирование
социальных (жизненных) компетенций.
Общая цель изучения предмета «Технология» в соответствии с AOOП заключается в:
– создании условий, обеспечивающих усвоение социального и культурного опыта
обучающимися, для успешной социализации в обществе и усвоения ФГОС HОО;
– приобретении первоначального опыта практической преобразовательной деятельности
на основе овладения технологическими знаниями, технико- технологическими
умениями и проектной деятельностью;
– формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям
труда.
Цели образовательно-коррекционной работы: создание возможности реализации
моделей социального поведения при работе в больших и малых группах, обеспечение
благоприятных условий для коммуникативной практики учащихся и для социальной
адаптации в целом.
Образовательные задачи
1

 знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями
производства,
 освоение технологических приемов, что включает в себя знакомство с инструментами
и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с
ними;
 формирование у детей определенных знаний, умений и навыков по каждой из
предложенных тем.
 формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
 формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как
продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
 формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий;
 формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе
различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема;
информационно-коммуникативных);
 развитие стремления к расширению кругозора, и приобретению опыта
самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими
источниками информации;
 развитие коммуникативной культуры ребенка;
 развитие эстетических представлений и критериев на основе художественноконструкторской деятельности;
 ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей
возникновения и развития; в том числе, с целью первичной профориентации;
 овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения
информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в
словарях, в компьютере, в сети Интернет.
 Ознакомление с миром информационных и компьютерных технологий, освоение
простейших приемов работы на компьютере с учетом техники безопасности
Коррекционные задачи
 развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать,
формировать предварительный план действий;
 развитие речи, памяти, внимания;
 развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.
 развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.
 развитие пространственного мышления;
 развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе
организации совместной продуктивной деятельности;
 развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и
отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов,
схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и
конструкторско-технологических задач);
 развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание,
планирование (умение составлять план действий и применять его для решения
практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при
различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.
В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
– формирование первоначальных представлений о труде, как способе преобразования
окружающего пространства, формирование понятия «профессия», уточнение
представлений о профессиях, с которыми обучающиеся сталкиваются в повседневной
жизни: врач, повар, учитель. Уточнение представлений о профессиях строитель,
дизайнер,
– знакомство с правилами техники безопасности при работе с бумагой, картоном, глиной,
2

пластилином, ножницами, карандашом, линейкой, клейстером, клеем. Формирование
навыка организации рабочего места при работе с данными инструментами и
материалами;
– обучение приемам содержания рабочего места в порядке (протирание поверхности,
подметание пола);
– формирование умения воспроизводить технологическую последовательность
изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим
образом:
—
получение первоначальных представлений о труде и его значении в жизни человека
и общества, уточнение понятия профессия, уточнение представлений о профессиях, с
которыми сталкивается в повседневной жизни: врач, повар, учитель;
—
формирование представлений о профессиях модельер, дизайнер, конструктор;
—
формирование трудовых умений, необходимых для украшения окружающих
предметов, умений адекватно применять доступные технологии в жизни, рационально
расходовать материалы;
—
познакомить со способами соединения деталей с помощью клейстера, клея ПBA,
пластилина, ниток;
—
познакомить с видами отделки, приемами разметки деталей из бумаги: с помощью
шаблонов, трафаретов, перегибания;
—
совершенствовать умения планировать трудовые действия (составлять план работы
над изделием, определяет инструменты, необходимые для работы);
—
совершенствовать навыки работы с инструментами, формировать правила
безопасного поведения и гигиены при работе инструментами.
II. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Технология» составляет неотъемлемую частью образования
младших школьников с НОДА, так как является основным для формирования сферы
жизненной компетенции и имеет коррекционное значение. Он реализуется на протяжении
всего периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые
компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с НОДА
дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки и пр.).
Уроки технологии имеют высокий коррекционно-разваливающий потенциал, в том
числе в части развития мелкой моторики. Возможности для этого есть при изучении всего
программного материала, особенно при работе с различными материалами (работа с
конструктором, аппликация, лепка из пластилина, глины, соленого теста, выполнение
поделок из природного материала). Специфика предмета позволяет обеспечить большое
разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают учащиеся
на уроках технологии, тем лучше у них развивается координация движения рук и пальцев.
В процессе ручной деятельности развиваются пространственные представления,
внимание, перцептивно-логические операции. Таким образом, освоение программы по
предмету «Технология» выступает как творческий процесс, через который
активизируются двигательные навыки и высшие психические функции обучающихся.
Особенности развития детей с двигательными нарушениями требуют тщательного и
продуманного подхода к выбору методов, приемов и форм работы по развитию мелкой
моторики на уроках технологии. В работе по развитию мелкой моторики следует отдавать
предпочтения таким видам работ, которые соответствуют возможностям детей и
эффективны для формирования и совершенствования ладонного и щепотного захвата.
Целесообразно начинать урок с нормализации мышечного тонуса рук (самомассаж кисти
и пальцев рук, пальчиковая гимнастика). Предметная область «Технология» на уровне
начального общего образования обеспечивает развитие творческого потенциала детей и
изобретательства, а также является мотивирующим фактором для освоения других
предметных областей.
3

Изучение предмета формирует важную компетенцию соблюдения правил
безопасной работы и гигиены труда. В ходе реализации рабочей программы его изучения
происходит постепенное расширение образовательного пространства обучающегося за
пределы образовательной организации (экскурсии вокруг школы, по району, в мастерские
и на предприятия, знакомящие обучающихся с НОДА с видами и характером
профессионального труда).
В ходе выполнения практических заданий совершенствуются возможности
планирования деятельности, контроля ее качества, общей организации, коррекции плана с
учетом изменившихся условий, что в совокупности способствует формированию
произвольной регуляции. Создаются условия, формирующие навык работы в малых
гpyппax, а также необходимые коммуникативные действия и умения. Все это
способствует достижению запланированных метапредметных и личностных результатов
образования, формированию универсальных учебных действий (УУД).
Роль предмета «Технология» велика и для успешной реализации программы
духовно-нравственного
развития,
поскольку
формирование
нравственности
непосредственно сопряжено с пониманием значения труда в жизни человека.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через развитие
восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о свойствах
предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Выполнение различных
операций осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую усвоение таких
тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их свойства, симметрия
и др.
Степень тяжести двигательных нарушений, сочетающаяся с психологическими
признаками повреждения ЦНС и возможной патологией анализаторов, может быть
различной. Среди обучающихся есть школьники, которые передвигаются самостоятельно,
у них недостаточно развита манипулятивная деятельность, могут наблюдаться
патологические позы, нарушения походки, гиперкинезы и др. Некоторые дети
передвигаются с помощью специальных вспомогательных средств (трости, костыли,
ходунки и др.), у них так же нарушена манипулятивная функция. Обучающиеся, не
имеющие возможность самостоятельно ходить, передвигаются с посторонней помощью в
колясках, их манипулятивная деятельность ограничена. Последовательность и темп
созревания всех двигательных функций ведёт к задержке формирования произвольных
двигательных актов, неспособности произвольно управлять процессом мышечного
движения. Познавательная сфера таких обучающихся может характеризоваться
недостаточностью познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше,
чем их нормативно развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании.
Также возможны трудности восприятия пространства и времени, что мешает школьникам
с НОДА ориентироваться в окружающем. Особую трудность представляет для них
различение оттенков цвета. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов.
Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними,
поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. По степени тяжести
нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков
учащиеся с НОДА разделяются на две группы:
В первую группу входят обучающиеся с НОДА, имеющие относительно сохранную
моторику рук. Такие обучающиеся самостоятельно могут держать в руке инструменты и
материалы для изготовления изделия: ножницы, швейные иглы №17 – 22, шило, линейку,
карандаш, бумагу, картон, лоскутки тканей. На уроках требуется незначительная помощь
взрослого.
Во вторую группу входят обучающиеся с НОДА с тяжелыми нарушениями. У таких
учащихся грубо нарушена/отсутствует моторика рук. На уроках учащимся требуется
постоянная и значительная помощь взрослого. При подготовке к уроку учителю
необходимо учитывать все особенности учащихся и при необходимости оказывать
помощь ученику, либо готовить для него отдельное задание в более доступном варианте.
4

Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата
(глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как внешнего регулятора
деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность
пространственной ориентировки, недоразвитие моторных функций (нарушены моторика
пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия)
требует действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя, но
и от других участников сопровождения.
Степень же отставания в формировании системы произвольной регуляции, так же как и
несовершенства мыслительных операций, может различаться. При существенном
отставании в сформированности указанных психологических составляющих учителю
рекомендуется:
– при объяснении материала использовать пошаговую инструкцию, пошаговый контроль
и оказание стимулирующей, организующей и обучающей помощи;
– затруднения при планировании (нарушение последовательности, пропуск операций,
повторение пунктов плана) делают адекватным присутствие наглядного пошагового
плана действий;
– объем заданий и техническая сложность работы определяется в зависимости от
функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики
(быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженного общего тонуса и др.).
Поскольку в 1 дополнительном классе предположительно будут обучаться
первоклассники из разных образовательных условий, в планировании уроков необходимо
учитывать различный уровень подготовки учащихся. Основные направления работы с
материалами остаются те же, что и первом классе, но добавляются более сложные приемы
работы, работа с учебником, схемами. Но актуальным также остается и наглядный
материал, как картинного плана, так и натуральные объекты. Необходимо выделить 1–2
урока для диагностики уровня имеющихся навыков, в ходе которых будет проведена
начальная диагностика по выделенным направлениям работы для вновь пришедших
детей. Вместе с тем предполагается, что в 1 дополнительном классе обучающиеся уже
будут владеть (в разной мере сформированными) навыками работы с бумагой, картоном,
пластилином. Последнее позволяет разнообразить виды работы, предполагает
использование комбинирования различных материалов.
В 1 дополнительном классе остается актуальным изучение мира профессий, но этот
материал изучается более широко. Изучаются не только профессии близких, профессии,
знакомые детям, но и профессии мастеров (модельер, конструктор, дизайнер).
Происходит знакомство с разнообразные предметами рукотворного мира (быта и
декоративно-прикладного искусства). Более широко рассматривается роль и место
человека в окружающем мире, где природа является источником для созидательной,
творческой деятельности человека, его вдохновения. В изучение элементарных общих
правила создания рукотворного мира включаются такие понятия как эстетическая
выразительность, композиция, гармония предметов и окружающей среды. Как и в первом
классе особое внимание уделяется формированию бережного отношения к природе как
источнику сырьевых ресурсов, природных материалов.
На всех занятиях особое место уделяется формированию навыков самообслуживания:
организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и
сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов,
гигиена труда.
К таким формам исследования как простейший анализ задания (образца), планирование
трудового процесса подключается работа с доступной информацией в учебнике, рабочей
тетради (приложении) – рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.
Формируются навыки самоконтроля в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение
промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль

5

качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному
образцу. Выполнение коллективных работ занимает большее место в учебном процессе.
Помимо знакомства с более известными материалами бумага, картон, пластилин
происходит знакомство с текстильными материалами : нитки, ткань, их практическим
применением в жизни. Расширяются знания об основных свойствах материалов: цвет,
пластичность,
мягкость,
твердость,
прочность;
гладкость,
шершавость,
влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Выполняется сравнение
материалов по их свойствам: декоративно-художественным и конструктивным (Виды
бумаги: рисовальная, цветная тонкая, газетная и др., тонкий картон; пластичные
материалы: глина, пластилин, тесто, природные материалы.)
Формирование основ экономного расходования материалов распространяется и на
текстильные материалы. Расширяется перечень используемых инструментов и
приспособлений для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон,
булавки, пресс. Усваиваются приемы рационального и безопасного использования
разных инструментов. В знакомство с графическими изображениями добавляются схемы
(их узнавание), обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
На занятиях происходит знакомство (понимание и называние) с технологическим
процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение,
формообразование, сборка. Разметка деталей может уже выполняться на глаз, с
использованием линейки. Формообразование деталей осуществляется сгибанием,
складыванием, вытягиванием. Продолжает автоматизироваться клеевое соединение
деталей изделия. Добавляется отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой
строчкой. Осваивается такой вид заготовки природного материала как сушка изделий под
прессом.
Становится актуальным изучение единообразия технологических операций (как
последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных
материалов, связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися
материалов и технологических приемов их обработки.
В 1 дополнительном классе понятие конструкции от абстрактного переходит в
более конкретное и совершенствуется на конструировании и моделировании изделий из
природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и
рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции
(аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов) осуществляются
неподвижным соединением деталей с применением разных материалов пластилин, клей,
нитки.
Использование информационных технологий предполагает не только визуальное
знакомство, но и практику работы на компьютере поиск информации в интернете, работа
на интерактивной доске, использование своих гаджетов для поиска необходимой
информации по изучаемым темам.
Изучение предмета формирует важную компетенцию соблюдения правил
безопасной работы и гигиены труда. В ходе реализации рабочей программы его изучения
происходит постепенное расширение образовательного пространства обучающегося за
пределы образовательной организации(экскурсии вокруг школы, по району, в мастерские
и на предприятия, знакомящие обучающихся с ЗПР с видами и характером
профессионального труда).
В ходе выполнения практических заданий совершенствуются возможности
планирования деятельности, контроля ее качества, общей организации, коррекции плана с
учетом изменившихся условий, что в совокупности способствует формированию
произвольной регуляции. Создаются условия, формирующие навык работы в малых
группах, а также необходимые коммуникативные действия и умения. Все это
способствует достижению запланированных метапредметных и личностных результатов
образования, формированию универсальных учебных действий (УУД).
Значение предмета «Технология» в общей системе коррекционно-развивающей
6

работы
Общая система коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими
3ПP, конкретизируется в каждой образовательной организации в зависимости от
материально-технической базы и кадрового потенциала, однако требует согласованных
усилий участников сопровождения, обсуждения результатов на психолого-медикопедагогических консилиумах и педагогических советах (если образование реализуется в
отдельных организациях). Объектами коррекционно-развивающей и психокоррекционной
работы становятся недостатки познавательной деятельности, отклонения в эмоциональноволевой сфере личности, трудности межличностного взаимодействия, различные
неспецифические дисфункции. Соответственно, участники сопровождения рефлексируют
коррекционно-развивающий потенциал каждого учебного предмета, и простраивают
мониторинг образовательных результатов в соответствии с ним.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности на уроках технологии
происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются
представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их
преобразования. Выполнение различных операций осуществляет пропедевтическую
функцию, обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, единицы измерения,
геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др.
Предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие
позитивных изменений по следующим пунктам:
расширение представлений о трудовой деятельности людей;
развитие возможностей знаково-символического опосредствования деятельности (в
качестве средств выступают схемы изделий, технологические карты);
совершенствование пространственных представлений;
улучшение ручной моторики;
развитие действий контроля;
совершенствование планирования (в том числе умения следовать плану);
вербализация плана деятельности;
умение работать в парах и группах сменного состава;
совершенствование диалогических умений;
формирование социально одобряемых качеств личности (аккуратность, тщательность,
инициативность и т.п.).
Психокоррекционная направленность заключается также в расширении и
уточнении представлений об окружающей предметной и социальной действительности,
что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего
школьника с 3ПP к себе и к миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования,
постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют появлению и
совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из
важнейших психологических новообразований младшего школьника.
Роль предмета «Технология» велика и для успешной реализации программы
духовно-нравственного
развития,
поскольку
формирование
нравственности
непосредственно сопряжено с пониманием значения труда в жизни человека.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
По учебному плану МАОУ СОШ №92 программа рассчитана общую учебную нагрузку в
объеме:
1 класс и 1 дополнительный класс - 1 час в неделю, 33 учебные недели.
2 – 4 классы – 1 час в неделю, 34 учебные недели.
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в
модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация
объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ
геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

7

Изобразительное
искусство
—
использование
средств
художественной
выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на
основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как
универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как
источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя
материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов
речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и
обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия,
материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана
деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях,
обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания об-раза, реализуемого в
изделии.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают
уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным
особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно
благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности
учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание
(например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или
как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В
результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к
самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт
преобразовательной деятельности и творчество.
Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития
личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет
школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе
жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также
активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются
неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами,
изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный
процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального,
эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что
создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и
физического здоровья подрастающего поколения.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Технология»
Личностные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
8

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;

9

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования.
Они обозначаются в AOOП как:
1) формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой,
тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их
обработки в зависимости от их свойств;
2) формирование организационных трудовых умений (правильно располагать
материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и
санитарно-гигиенические требования и т.д.)
3) формирование
навыков
самообслуживания,
овладение
некоторыми
технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники
безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
В 1 классе желательно достичь следующих результатов:
—
умение распознавать различные виды материалов (природные, бумага, тонкий
картон, глина, пластилин, клейстер, клей), сравнение, называние свойств и названий
материалов;
—
составление по образцу и аналогии многодетальных конструкций посредством
неподвижного соединения деталей клеем, пластилином;
—
умение различать и использовать названия и назначение инструментов и
приспособлений, правил работы ими (ножницы, линейка, карандаш, шаблон, кисть, клей,
стека);
—
умение воспроизвести технологическую последовательность изготовления
несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
—
умение выполнить разметку: сгибанием, по шаблону;
—
умение правильно держать инструмент в процессе работы; следить за сохранением
правильной рабочей позы;
— умение осуществить сборку изделия (умение выполнять сборочные операции,
наносить клей на детали, приклеивать элементы и детали, соединять детали
пластилином).
В 1 дополнительном классе желательно достижение обучающемуся следующих
результатов:
— знает способы соединения деталей с помощью клейстера, клея ПBA, пластилина,
ниток;
— знает виды отделки: раскрашивание, аппликации, разные приемы разметки деталей из
бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания;
— самостоятельно сравнивает образец с натуральным объектом, муляжом
с
выделением схожих и отличительных черт;
— определяет назначение изделия;
— умеет анализировать условия труда, выбирать материалы и инструменты, необходимые
для работы;

10

— планирует трудовые действия (умеет с опорой на образец и графические обозначения
составлять план работы над изделием, определяет инструменты, необходимые для
работы);
— осуществляет контроль действий в ходе работы (проверяет правильность
изготовленных изделий по образцу, шаблону, линейке, наложением, визуально;
замечает ошибки и исправляет их);
— осуществляет заключительный контроль (самостоятельно составляет устный отчет о
проделанной работе; делает подробный анализ деталей своего изделия и изделия
товарища с опорой на план);
— экономное расходование материалов при разметке;
— владеет инструментами и приспособлениями (ножницы, кисть, шаблон, линейка,
карандаш, игла, наперсток, стека);
— умеет обрабатывать бумагу, картон, работать с пластилином, нитками, тканью
доступным способом;
— умеет делать разметку материалов (определяет с помощью линейки высоту, длину и
ширину предмета);
— знает правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой
техникой (в том числе с компьютером).
VI. Содержание учебного предмета «Технология»
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживания. Знакомство с рукотворным миром как результатом труда человека.
Познание разнообразия предметов рукотворного мира. Особенности тематики,
материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства русского народа. Бережное
отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Навыки организации рабочего
места в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Элементарная творческая и
проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Освоение
элементарных общих правил создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Знакомство с инструментами и приспособлениями для обработки бумаги, картона,
пластилина (ножницы, линейка, карандаш, клей, кисть, стека), приемами их
рационального и безопасного использования (резанье, вырезание, разметка, проведение
линий, деление пластилина на части, нанесение клея на поверхность кистью).
Общее понятие о материалах, их происхождении (бумага, ткань). Изучение
способов подготовки материалов к работе, экономное расходование материалов
(эргономическое расположение на поверхности парты инструментов и материалов,
расположение шаблонов на листе, разметка деталей. Общее представление о
технологическом
процессе:
определение
замысла
изделия;
выстраивание
последовательности практических действий и технологических операций; подбор
материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей,
сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых
дополнений и изменений. Разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу).
Выделение деталей (отрывание, резание ножницами). Формообразование деталей
(сминание, сгибание, складывание и др.). Сборка изделия (клеевое соединение). Отделка
изделия или его деталей (окрашивание, аппликация). Освоение условных графических
изображений (рисунок, простейший чертеж, эскиз, схема).
Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании. Целое
изделие и его детали. Клеевой способ сборки целостного изделия. Конструирование и
моделирование изделий по образцу, рисунку.
Практика работы на компьютере. Работа с компьютером. Функции разных частей
компьютера. Включение и выключение компьютера, пользование клавиатурой, мышкой.

11

Правила работы, соблюдения безопасности. Работа с рисунками (преобразование,
удаление).
В 1 дополнительном классе
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Трудовая деятельность и её значение
в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие
предметов рукотворного мира.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Мастера и их профессии. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от
вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем
месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ
информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в
организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых гpyппax,
осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и
воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура
межличностных отношений в совместной деятельности. Основы культуры труда и
самообслуживание.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка
материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
нструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых
инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом),
формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое,
ниточное соединение). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с
опорой на простейший чертёж, эскиз.
Конструирование и моделирование.
Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки.
Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие
материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Практика работы с компьютером
Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств
компьютера. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере.

12

VII. Тематическое планирование учебного предмета «Технология» 4 класс (5-й год обучения)
№
1.

2.
3.
4.

Название раздела. Тема урока.
Информационный центр
4 часа
Вспомним и обсудим!
Информация. Интернет.
Создание текста на компьютере

Создание презентаций.
Программа Power Pоint.

Кол-во
часов

1
1
1

1

Характеристика видов деятельности
Использование информационных
технологий (практика работы на
компьютере)
Самостоятельно:
—
наблюдать образы информационных
объектов различной природы, процессы
создания информационных объектов с
помощью компьютера.
С помощью учителя:
исследовать наблюдать, сравнивать,
сопоставлять) технологические свойства,
способы обработки элементов
информационных объектов: ввод, удаление,
копирование и вставку текстов;
—
наблюдать и использовать
материальные и информационные объекты,
инструменты материальных и
информационных технологий, элементы
информационных объектов (линии, фигуры,
текст, таблицы); их свойства: цвет, шири- ну и
шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и
начертание текста; от- ступ, интервал и
выравнивание абзацев;
—
проектировать информационные
изделия: создавать образ в соответствии с
замыслом, реализовывать замысел, используя
необходимые элементы и инструменты
информационных технологий, корректировать
замысел и готовую

Воспитательный потенциал










получение
первоначальных
представлений о созидательном и
нравственном значении труда в жизни
человека и общества; о мире
профессий и важности правильного
выбора профессии;
усвоение
первоначальных
представлений
о
материальной
культуре как продукте предметнопреобразующей
деятельности
человека;
умение
осуществлять
поиск,
обработку
и
применение
необходимой
информации
для
решения
практических
задач
самостоятельно или в совместной
деятельности с одноклассниками;
осуществлять поиск необходимой
информации
для
выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные,
цифровые),
в
открытом
информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве
Интернета.
первоначальный опыт организации и
реализации
учебноисследовательских проектов;
13

5.

6.
7.

Проект «Дружный класс»
3 часа
Презентация класса
Эмблема класса.

1
1

Папка «Мои достижения».

8.
9.
10.

Студия «Реклама» 3 часа
Упаковка для мелочей
Коробочка для подарка

1

1
1

Упаковка для сюрприза

11. Студия «Декор интерьера»
6 часов
Интерьеры разных времён.
Художественная техника
«декупаж».
12. Плетёные салфетки.

1

1
1

Продукцию в зависимости от возможностей
конкретной инструментальной среды;
— искать, отбирать и использовать
необходимые составные элементы
информационной продукции (изображения,
тексты, звуки, видео);
—
отбирать наиболее эффективные
способы реализации замысла в зависимости от
особенностей к конкретной инструментальной
среде
—
осуществлять самоконтроль и
корректировку хода работы и конечного
результата;
—
обобщать (осознавать, структурировать
и формулировать) то новое, что открыто и
усвоено на уроке
Общекультурные и общетрудовые
компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание
Под руководством учителя:
—разрабатывать несложные тематические
проекты и самостоятельно их реализовывать.
Самостоятельно:
—
проводить доступные исследования
новых материалов, конструкций с целью
дальнейшего их использования в собственной
художественно- творческой деятельности;
анализировать доступные задания: понимать
поставленную цель, отделять известное от
неизвестного, прогнозировать получение
практических результатов в зависимости от
характера выполняемых действий, находить и
использовать в соответствии с этим
оптимальные средства и способы работы;





















осуществлять расширенный поиск
информации
с
использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели
и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной
форме;
договариваться и приходить
к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
строить понятные для партнёра
высказывания, учитывающие, что
партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы.
развитие трудолюбия, способности к
преодолению трудностей,
целеустремлённости и настойчивости
в достижении результата;
уважение к труду; человеку труда;
творчество и созидание;
стремление к познанию и истине;
целеустремлённость и настойчивость;
бережливость; трудолюбие, работа в
коллективе, ответственное отношение
к труду и творчеству, активная
жизненная позиция.
уважение к труду и творчеству
старших и сверстников;
элементарные
представления
об
основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как
виду творческой деятельности;
14

13. Цветы из креповой бумаги.
14. Сувениры на проволочных
кольцах.
15. Изделия из полимеров.
16.

Изделия из полимеров.

17. Новогодняя студия
3 часа
Новогодние традиции.
18. Игрушки из зубочисток
19.

Игрушки из трубочек для
коктейля.

20. Студия «Мода» 7 часов
История одежды и текстильных
материалов.
21. Исторический костюм.

1
1
1

1

1
1

1

1
1

— искать, отбирать н использовать
необходимую информацию для выполнения
предложенного задания;
— планировать предстоящую доступную
практическую деятельность в соответствии с её
целью, задачами, особенностями
выполняемого задания, отбирать оптимальные
способы его выполнения;
— организовывать свою деятельность,
соблюдать приёмы безопасного и
рационального труда; работать в малых
группах, осуществлять сотрудничество,
исполнять разные социальные роли,
участвовать в коллективном обсуждении,
продуктивно взаимодействовать и
сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
—
искать наиболее целесообразные
способы решения задач прикладного характера
в зависимости от цели и конкретных условий
работы;
—
оценивать результат своей
деятельности;
— обобщать то новое, что освоено
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Самостоятельно:
— проводить доступные исследования новых
материалов с целью выявления их
художественно-технологических особенностей
для дальнейшего использования в собственной
художественно-творческой деятельности;
анализировать конструкторскотехнологические и декоративнохудожественные особенности предлагаемых




















элементарные
представления
о
современной экономике;
первоначальные
навыки
коллективной работы, в том числе
при разработке и реализации учебных
и учебнотрудовых проектов;
умение
проявлять
дисциплинированность,
последовательность и настойчивость
в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий;
умение соблюдать порядок
на
рабочем месте;
бережное отношение к результатам
своего труда, труда других людей, к
школьному имуществу, учебникам,
личным вещам;
проявление
и
развитие
индивидуальных
творческих
способностей;
способность
формулировать
собственные
эстетические
предпочтения;
представления
о
душевной
и
физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов,
чувства прекрасного; умение видеть
красоту природы, труда и творчества;
начальные
представления
об
искусстве народов России;
интерес к занятиям художественным
творчеством;
стремление к опрятному внешнему
виду;
15

22.
23.
24.
25.
26.

Одежда народов России.
Твоя школьная форма.
Объёмные рамки.
Аксессуары одежды.
Вышивка лентами.

27. Студия «Подарки» 3 часа
Плетёная открытка
28. День защитника Отечества.
29.

Весенние цветы.

заданий;
— осуществлять доступный информационный, практический по иск и
открытие нового художественнотехнологического знания и умения;
— анализировать и читать изученные
1 графические изображения (рисунки,
простейшие чертежи и эскизы, схемы);
— создавать мысленный образ доступного для
1
изготовления объекта с учётом поставленной
доступной конструкторско-технологической
1
задачи или с целью передачи определённой
художественно-эстетической информации;
— воплощать мысленный образ в материале с
опорой (при необходимости) на графические
изображения, соблюдая приёмы безопасного и
рационального труда;
— планировать собственную практическую
деятельность;
— отбирать наиболее эффективные способы
решения конструкторско-технологических и
декоративно-художественных задач в
зависимости от конкретных условий;
1
—
воплощать мысленный образ в
материале с опорой (при необходимости) на
освоенные графические изображения;
—
участвовать в совместной творческой
деятельности при выполнении учебных
практических работ и реализации несложных
проектов: в принятии идеи, поиске и отборе
необходимой информации, создании и
практической реализации окончательного
образа объекта, определении своего места в
общей деятельности;
1
1
1
1











отрицательное
отношение
к
некрасивым
поступкам
и
неряшливости;
осваивают
навыки
творческого
применения знаний, полученных при
изучении учебного предмета на
практике;
получают
первичный
опыт
самореализации в различных видах
творческой деятельности, выражения
себя в доступных видах и формах
художественного
творчества
(на
уроках художественного труда,
знакомятся
с
героическими
страницами истории России, жизнью
замечательных
людей,
явивших
примеры гражданского служения,
исполнения патриотического долга, с
обязанностями
гражданина
(в
процессе бесед, экскурсий, просмотра
кинофильмов,
экскурсий
по
историческим и памятным местам,
сюжетноролевых игр гражданского и
историкопатриотического
содержания, изучения основных и
вариативных учебных дисциплин);
знакомятся
с
важнейшими
событиями в истории нашей страны,
содержанием
и
значением
государственных
праздников
(в
процессе
бесед,
проведения
классных часов, просмотра учебных
фильмов, участия в подготовке и
16

30. Студия «Игрушки» 5 часов
История игрушек. Игрушкапопрыгушка. Подготовка
портфолио
31. Качающиеся игрушки
32. Подвижная игрушка
«Щелкунчик».
33. Игрушка с рычажным
механизмом.
34. Что узнали. Чему научились

1
1
1
1
1

—
осуществлять самоконтроль и
корректировку хода работы и конечного
результата;
обобщать то новое, что открыто и усвоено на
уроке или в собственной творческой
деятельности
Конструирование и моделирование
Самостоятельно:
— характеризовать основные требования к
конструкции изделия;
— моделировать несложные изделия с
разными конструктивными особенностями (в
пределах изученного);
— конструировать объекты с учётом
технических и художественно- декоративных
условий;
— проектировать изделия;
— при необходимости корректировать
конструкцию и технологию её изготовления;
— планировать последовательность
практических действий для реализации
замысла, поставленной задачи;
— участвовать в совместной творческой
деятельности при выполнении учебных
практических работ и реализации несложных
проектов;
— осуществлять самоконтроль и
корректировку хода работы и конечного
результата;
— обобщать то новое, что открыто и усвоено
на уроке или в собственной творческой
деятельности













проведении
мероприятий,
посвященных
государственным
праздникам);
участвуют в просмотре учебных
фильмов,
отрывков
из
художественных
фильмов,
проведении
бесед
о
подвигах
Российской
армии,
защитниках
Отечества, подготовке и проведении
игр
военнопатриотического
содержания, конкурсов и спортивных
соревнований, сюжетноролевых игр
на местности, встреч с ветеранами и
военнослужащими;
приобретение
навыков
самообслуживания;
овладение
технологическими
приемами
ручной
обработки
материалов;
усвоение
правил
техники
безопасности;
приобретение
навыков
самообслуживания;
овладение
технологическими
приемами
ручной
обработки
материалов;
усвоение
правил
техники
безопасности;
осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату.

17

VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Видеофильмы (труд людей, технологические процессы, народные промыслы и др.).
Слайды (диапозитивы) по основным темам курса
Компьютер с программным обеспечением.
Проектор для демонстрации слайдов. Мультимедийный проектор. Магнитная доска. Экспозиционный экран.
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой).
Мобильный класс
Дистанционные ресурсы.
Учебники:
1 класс - Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 1 класс: АО «Просвещение»
2 класс - Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 2 класс: АО «Просвещение»
3 класс - Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс: АО «Просвещение»
4 класс - Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 4 класс: АО «Просвещение»

https://resh.edu.ru/

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».