Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе -адаптированной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 92 I. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС HOO) обучающихся с OB3, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с 3ПP (вариант 6.1). Программа отражает содержание обучения предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА. Сущность специфических для варианта 6.1 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Обучение осуществляется в условиях инклюзии. Вариант 6.1 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счёт введения первого дополнительного класса. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с НОДА полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования. Содержание обучения во 2 – 4 классах соответствует основной общеобразовательной программе НОО МАОУ СОШ №92, разработанной для обычных детей. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с НОДА, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций. Учебный предмет «Окружающий мир» является предметом обязательной части учебного плана МАОУ СОШ №92, входит в образовательную область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с НОДА, которым рекомендовано обучение по варианту программы 6.1, маленький запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, изучаемых в рамках предмета, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для детей. 1 Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе — предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе. Основные задачи реализации содержания: Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Развитие представлений об окружающем мире. Развитие способности использовать сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы Для обучающихся с НОДА и ЗПР (вариант 6.1 ФГОС НОО) обучение в школе детей возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия (пролонгированные сроки обучения за счет дополнительного года обучения в первом классе, специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий) Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться вспомогательная техника. В частности: коммуникационные приспособления от простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы (коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами). Обучающиеся с нарушениями опорнодвигательного аппарата в сочетании с ЗПР нуждаются в разработке опор с детализацией в форме алгоритмов для конкретизации действий при самостоятельной работе. Специфической особенностью данного контингента является необходимость целенаправленного формирования пространственных представлений и зрительномоторной координации для успешного достижения предметных результатов. Цели образовательно-коррекционной работы — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 2 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Коррекционные задачи курса: 1) формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; 2) развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности; 3) формирование пространственно-временных представлений; 4) развитие навыков анализа, группировки и классификации; 5) совершенствование мнестической деятельности; 6) развитие социальных эмоций; 7) предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера. II. Общая характеристика учебного предмета Обучение в 1 классе по варианту программы 6.2 во многом представляет собой коррекцию недостатков предшествующего развития и формирование устойчивых предпосылок для дальнейшего накопления и систематизации знаний об окружающем предметном и социальном мире. Обучаясь в 1 классе, дети получают первый опыт систематизации и обобщения различных представлений о явлениях окружающего мира. Поэтому содержание учебного материала максимально приближено к практическому опыту их взаимодействия с окружающей природной и социальной действительностью. Существенную пользу в усвоении предметного содержания могут сыграть КT-технологии, в частности компьютерные инструменты педагога, позволяющие диагностировать и расширять представления об окружающем мире в контексте формирования сферы жизненной компетенции обучающихся детей. При изучении программного материала учебник не используется. Учителю начальных классов необходимо подбирать дидактический материал, ориентируясь на представленное в программе содержание. В 1 классе можно в определенной мере ориентироваться на пособия для дошкольников, однако следует избегать формирования представлений, которые нельзя подкрепить чувственным опытом. Начало программы представляет раздел, позволяющий обучающимся стать более социально адаптированными: в начале обучения наиболее целесообразным представляется предусмотренное АООП формирование знаний о правилах школьной жизни: поведения на уроках, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Рассматриваются вопросы дружбы, культуры поведения, на доступном уровне обсуждается ценность здоровья и здорового образа жизни. Рассматривается безопасность по дороге в школу. В ходе экскурсии и во взаимодействии с родителями отрабатывается безопасный маршрут из школы домой. Рассматриваются правила безопасного поведения при нахождении в школьном здании. Параллельно первоклассников учат ориентироваться в пространстве школьного здания, актуализируют использование лексики, отражающей пространственные отношения (вверху, внизу, под, над, слева, справа, между и пр.). В сентябре или октябре необходима экскурсия, позволяющая обратить внимание обучающихся на изменения в природе. В их лексику включаются новые понятия: листопад, перелетные птицы и т.п. Экскурсии целесообразно проводить в соответствии с природными изменениями в месте проживания обучающегося, обращая его внимание на смену времен года в родном крае. Обычно в образовательной организации в той или иной форме проводится праздник осени, Соответственно плану работы ОО следует координировать подготовку к этому празднику, а также ко дню Учителя. На уроках по предмету «Окружающий мир» следует уточнить детские знания о профессии учителя. Беседы с обучающимися, актуализацию детского опыта, систематизацию несовершенных и разрозненных представлений необходимо проводить на каждом уроке. Уже в первой четверти целесообразно уделить особое внимание правилам поведения на 3 дороге, при этом совершенно необходимо учитывать конкретные особенности движения автотранспорта в месте проживания ребенка и около его школы. Если ребенок проживает в городе, то обсуждаются и вопросы пользования городским транспортом: посадки, перехода улицы при выходе из автотранспорта. Не менее важной темой является противопожарная безопасность. Обсуждается правильное поведение при возгорании, телефоны экстренной помощи. Аналогично следует обратить особое внимание на правила обращения с электроприборами, пользования розетками, выключателями, электроплитой, чайником, микроволновой печью. Во второй четверти основной акцент сделан на знакомстве с растениями и развитии способностей обучающихся анализировать предметы окружающего мира (цвет, форма, величина). Знакомство с грибами оправдывается окончанием заготовки грибов, что позволяет обратиться к детскому опыту. Овощи и фрукты предоставляют богатые возможности подобного анализа (геометрические формы рассматриваются на материале упаковок). Необходимым элементов уроков становится расширение чувственного опыта детей, знакомство не только с изображениями, но и с реальными фруктами и овощами, их вкусом, а также раскрашивание изображений. Совершенно необходимо активизировать перцептивный анализ и сравнение (угадывание объектов на ощупь, прикладывании их друг к другу и т.п.). Полезной оказывается аппликация, в т.ч. синтез изображений овощей и фруктов из отдельных частей. Изучение темы «Человек» проводится в русле раздела «Человек и природа». Обсуждаются различия между мальчиками и девочками, возрастные изменения: ребенок, взрослый, пожилой человек. Человеческое тело изучается для уточнения пространственных представлений, т.к. обычно их несовершенство выявляется отчетливо. Обсуждаются вопросы здоровья, необходимость соблюдения правил гигиены (мыть руки, чистить зубы), а также безопасности (одежда в соответствии с сезоном и погодой, индивидуальная посуда, расческа и т.п.). К теме сохранения здоровья рекомендуется возвращаться неоднократно, в т.ч. в контексте профилактики простудных заболеваний. Здесь же впервые поднимается тема ограниченных возможностей здоровья и на доступном уровне рассказывается о том, что у детей бывают ограниченные возможности здоровья и они нуждаются в заботливом и внимательном отношении. Конец второй четверти предполагает подготовку к новогоднему празднику, поэтому урок по предмету «Окружающий мир» может познакомить обучающихся с еловым деревом. Вместе с тем следует отметить, что первоочередным требованием к учителю является максимальная практическая направленность предмета, поэтому отсутствие возможностей продемонстрировать детям какой-либо объект позволяет заменять тему урока. В третьей четверти основное содержание образования по предмету заключается в знакомстве с сезонными изменениями в природе и миром животных. Обсуждаются темы зимней погоды, вводится новая лексика. Обращается внимание на труд людей зимой, зимние забавы, зимние виды спорта. На уроках по-прежнему следует уделять повышенное внимание продуктивной деятельности (раскрашиванию, рисованию, лепке), а также развитию мыслительных операций. Животные ранжируются по размерам, окраске. Поднимаются вопросы помощи животным зимой. К концу четверти вновь обсуждаются сезонные изменения в природе. Четвертая четверть знакомит детей с общественным устройством страны. Обсуждаются темы Россия, столица, Москва, в ходе экскурсий и бесед происходит знакомство с малой Родиной-местом проживания обучающихся. Поскольку в связи с сезонными изменениями активность обучающихся обычно возрастает, необходимо снова вернуться к тематике безопасного поведения. Изучается название водоема, имеющегося в месте проживания ребенка, рассматриваются правила поведения на воде (они также должны учитывать конкретные условия водоема). Рассматривается труд людей весной, 4 появление перелетных птиц, выращивание рассады и высаживание растений и т.п. Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект. Формируется информационно-содержательный компонент познавательной деятельности, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность, улучшаются возможности связного высказывания. Таким образом, осуществляется накопление первоначальных знаний, умений, необходимых для успешного освоения дальнейшей программы обучения. Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с НОДА, пошаговым предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету. Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор обучающихся, он способствует их социализации за счет улучшения житейской компетентности, преодоления познавательной инактивности. Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности обучающихся с НОДА, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. В соответствии с ФГOC именно в 1 дополнительном классе обучение предполагает усиленное внимание к формированию у детей понимания того, в какой стране они живут, закрепление знаний о государственной символике, многонациональном народе нашей страны, закладывает основы этнической толерантности. Специальное внимание уделяется уточнению представлений о семье, профессиях, прошлом и будущем, в том числе индивидуальном. Изучение предмета имеет большое воспитательное значение. Он учит любить природу, беречь ее, а также принимать меры по сохранению своего здоровья. В 1 дополнительном классе обучение происходит с опорой на учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир». Специфика познавательной деятельности обучающихся и их особые образовательные потребности потребовали внесения весьма существенных поправок в предложенную учебником последовательность изучения тем. Логика учебника предполагает максимальную активизацию познавательной активности обучающихся, их учебной самостоятельности. Однако обучающимся с НОДА необходимо неоднократное возвращение к пройденным темам, что затруднительно осуществить, выстраивая календарно-тематическое планирование на основе учебника. Вместе с тем, учебник содержит разнообразный и богатый иллюстративный и содержательный материал, поэтому изучение фактически каждой темы предполагает обращение к учебнику. Для получения более точных представлений обязательно планируются экскурсии, где ребенок через чувственное восприятие формирует представления об определенном характере погоды, особенностях явлений неживой природы, определяет состояние растительного мира в конкретный сезон, а также обращает внимание обучающихся на характер труда людей, социальные явления. Формирование знаний о живой природе начато в первом классе. Однако учитель 5 всегда может разнообразить изучаемый материал, актуализировав прошлые знания и дополнив его новыми сведениями. Обучающиеся обращаются к тематике живой природы, получая сведения о растениях и животных, а также начальные экологические знания. Школьники учатся различать растения, выделять части растений (лист, стебель, корень и т.д.), узнают об их функциональном назначении. Расширяются представления о декоративных и комнатных растениях, деревьях и кустарниках, их значении для человека. В процессе изучения программы у детей формируется представление об изменениях состояния растений в разные времена года, некоторые сведения об уходе за растениями. Специально выделен раздел «Законы природы». Сведения о Солнце и Земле, Луне, небе приведены в соответствие с уровнем развития обучающихся с НОДА. Усиленно формируются временные представления (время суток, день недели, время года, месяц). Начинается заполнение календаря погоды. В обучение включаются символические обозначения погоды. Тематика неживой природы изучается и в других разделах, в частности, посвященных охране окружающей среды. Раздел, посвященный животным, изучается существенно дольше, в отличие от конкретного характера материала в предшествующий год обучения, в этом году при изучении животных основной упор делается на выделение существенных обобщающих признаков. В программе предусмотрены темы, которые знакомят школьников с наиболее часто встречающимися животными, птицами, насекомыми. Основная задача данных уроков – научить детей выделять основные характерные признаки групп животных, разнообразие животного мира, уточняет знания о диких животных, местах их обитания, правилах ухода за домашними любимцами, помощи птицам. Тематика, связанная с правилами безопасного поведения также чрезвычайно важна. В учебнике в большинстве случаев она дана без дополнительных разъяснений, в которых обучающиеся с НОДА очень нуждаются. Учителю следует постоянно помнить о том, что формирование жизненной компетенции является одной из приоритетных задач. Поэтому в рабочей тетради многие сведения объединены именно в этот раздел. Обучающиеся получают знания о пользе и вреде компьютера, правилах безопасного поведения в автомобиле, поезде, на воде и в самолете. При ознакомлении с тематикой бытовых приборов, средств связи, транспорта также следует избегать избыточной терминологии, в том числе связанной с выделением функциональных частей объекта. Первоочередное внимание следует уделять тем объектам, с которыми дети встречаются в повседневной жизни. Информация о них может быть более развернутой (однако доступной детскому пониманию, функционально целесообразной). Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающихся с НОДА, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету. Учителю начальных классов рекомендуется активно привлекать родителей обучающегося к изучению предмета «Окружающий мир», поскольку только с их помощью может быть усвоено предметное содержание и повышена степень жизненной компетентности ребенка. Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет имеет важное значение. Содержание предмета «Окружающий мир» формирует у детей умения вести реальные наблюдения предметами и явлениями окружающей действительности, рассказывать о проведенных наблюдениях, сравнивать и устанавливать общие и отличительные признаки предметов, делать выводы под руководством учителя. Темы по программе относительно самостоятельны, но имеют пролонгированный 6 характер для изучения в последующих классах. Дети знакомятся с разнообразием свойств предметов, у них формируются пространственные представления, уточняется система сенсорных эталонов (цвета, формы, величины). Для более прочного усвоения подобных знаний программа предусматривает задания, требующие практических действий (дорисуй, вырежи, соотнеси, раскрась). Для более прочного и осознанного усвоения изучаемого материала используются приемы накладывания предметов друг на друга при ознакомлении с формой, прикладывании их друг к другу при знакомстве с величиной и прикладывании к образцам при распознавании цвета. Деятельность такого типа компенсирует предшествующие недостатки восприятия, выступающего в качестве основы мыслительной деятельности. На основе наблюдений и экскурсий в природу школьники знакомятся с сезонными изменениями в жизни природы и человека. Так не только уточняются представления об окружающем, но и корригируется речевая деятельность (учебное высказывание). В процессе наблюдений в природе и выполнения практических работ в тетрадях школьники уточняют и систематизируют знания о растениях и животных, учатся распознавать и правильно определять их видовую принадлежность. Помимо этого проводятся упражнения на классификацию, сериацию изучаемых природных объектов. Это способствует коррекции несовершенства мыслительных операций, стимулирует познавательную активность. Задания на изготовление аппликаций, вылепливание из пластилина, раскрашивание развивают ручную умелость, формируют эстетические чувства. Так реализуется связь предмета «Окружающий мир» с предметами «Технология» и «Изобразительное искусство». Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются общие задачи социализации ребенка. Учителю начальных классов рекомендуется устанавливать тесный контакт с педагогом-психологом, поскольку в программе психокоррекционных занятий есть темы, соответствующие изучаемому программному материалу. Практическая ориентация изучаемой тематики способствует формированию сферы жизненной компетенции, что является одной из важнейших задач всей программы коррекционной работы. III. Описание места учебного предмета в учебном плане По учебному плану МАОУ СОШ №92 в 1 классе и в 1 дополнительном классе - 2 часа в неделю, 33 учебные недели. Длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором- 40 минут. 2-4 класс – по 2 часа в неделю, 34 учебные недели IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. • Международное сотрудничество как основа мира на Земле. 7 • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национальнокультурного многообразия России и мира. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» Личностные результаты освоения АРП соответствуют ФГОС НОО: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к 8 творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон 9 и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. VI. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» Человек и природа Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц. Погода, её составляющие. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Человек — часть природы. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Человек и общество Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и 10 торжественные даты. День учителя. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Профессии людей. Значение труда в жизни человека и общества. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Новый год, Рождество, Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Президент Российской Федерации — глава государства. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, Правила безопасной жизни Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми. Ценность здоровья и здорового образа жизни. В 1 дополнительном классе Человек и природа Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Водоёмы, их разнообразие (море, река, озеро); использование человеком. Значение воздуха для растений, животных, человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности нервной системы. Человек и общество Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Россия на карте. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Россия — многонациональная страна. Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Многонациональность — особенность нашей страны. Общее представление о вкладе разных народов в многонациональную культуру нашей страны. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. 11 Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Составление режима дня школьника. Правила безопасного поведения в природе. Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми. 12 VII. № Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России» 4 класс (5-й год обучения) Название раздела. Тема урока. Методы контроля Земля и человечество 9 часов Кол-во Характеристика видов часов деятельности Давать определение материкам и океанам. Показывать на карте 1 Мир глазами астронома полушарий материки и океаны, Северный и Южный полюс, экватор, параллели, меридианы. Обозначать Планеты Солнечной системы 1 на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор. Звёздное небо – Великая книга Природы. 1 Объяснять причины смены дня и Мир глазами географа. ночи, времен года. 1 Находить и показывать на карте и Мир глазами историка. глобусе различные географические 1 объекты (горы, равнины, моря, реки, границы государств, города и др.). Когда и где. 1 Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их Мир глазами эколога. 1 влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на Сокровища Земли под охраной 1 примере пустынь Африки, человечества. экваториальных лесов Южной Обобщающий урок. Проверим себя по Америки, Антарктиды. 1 разделу «Земля и человечество». Природа России 10 часов Равнины и горы России. 1 Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. 1 1 Находить и показывать на карте России основные формы поверхности, моря, реки, полезные ископаемые, границы России, столицу, некоторые города, обозначать их на контурной карте. Показывать на карте основные природные зоны России. Характеризовать условия жизни, Воспитательный потенциал -осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; -развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. -основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения; - воспитание любви к родному краю;воспитание сознательной дисциплины; - воспитание гордости за природные богатства нашей страны, своего края. -воспитание нравственных качеств: доброты, чуткости, ответственности, 13 Зона арктических пустынь. 1 Тундра. 1 Леса России. Лес и человек. 1 Зона степей. 1 Пустыни. 1 У Чёрного моря. Обобщающий урок. Проверим себя по разделу «Природа России» «Наш край – часть большой страны» 15 часов 1 1 1 Наш край Поверхность нашего края. 1 Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. природный газ, торф, уголь) 1 (Нефть, 1 Наши подземные богатства. (Железная руда, гранит, песок и глина, известняк) 1 Земля-кормилица. 1 Жизнь леса. Растительный мир 1 растительный и животный мир, патриотизма; особенности труда и быта людей гражданственности, основных природных зон России. -воспитание Оценивать влияние человека на неравнодушного отношения к природу каждой из изучаемых проблемам окружающей жизни; природных зон, характеризовать меры по их охране. Сравнивать особенности природы в разных природных зонах, называть причины различий. Характеризовать экологические проблемы России, своего края и своей местности. Приводить примеры международного сотрудничества по охране природы. Характеризовать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги). Объяснять, как Солнце, вода, ветер и деятельность человека изменяют поверхность суши. Характеризовать значение и использование горючих полезных ископаемых, железных и цветных руд, удобрений. Доказывать необходимость бережного использования полезных ископаемых и приводить примеры их рационального использования. Характеризовать основные виды почв, объяснять причины разнообразия почв. Проводить наблюдения за объектами природы индивидуально, используя план. Объяснять, что такое природное сообщество. Выделять признаки - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; - формирование осознанного представления о нормах и правилах поведения в социальной среде и природе, бережного отношения к богатствам природы; - прививание навыков начального опыта защиты окружающей среды. 14 Жизнь леса. Животный мир 1 Жизнь луга. Растительный мир 1 Жизнь луга. Животный мир 1 Жизнь в пресных водоёмах экскурсия сообщество родного края Виртуальная 1 в природное 1 Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае Обобщение по разделу, проверочная работа «Родной край – часть большой страны» 1 1 1 Страницы всемирной истории. 5 часов Начало истории человечества. 1 Мир древности: далёкий и близкий 1 Средние века: время рыцарей и замков. 1 Новое время: встреча Европы и Америки. приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах. Приводить примеры взаимосвязей между обитателями природных сообществ. Характеризовать роль каждого из компонентов природного сообщества. Оценивать влияние человека на состояние природных сообществ. Сравнивать условия жизни в различных природных сообществах и на этой основе объяснять разнообразие их обитателей. Объяснять отличие искусственных сообществ от природных.Читать схемы, характеризующие круговорот веществ в природе; моделировать цепи питания.Проводить наблюдения за организмами в природных сообществах, выделяя признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи. Сравнивать литературные и исторические источники. Работать со словарем в конце учебника. Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты. - формирование основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; 1 15 Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверим себя по разделу. 1 Страницы истории России 20 часов 1 Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси (столица Древний Киев). Страна городов. 1 1 Из книжной сокровищницы Древней Руси. 1 Трудные времена на Русской земле. 1 Русь расправляет крылья. 1 Куликовская битва 1 Иван Третий. 1 Мастера печатных дел. 1 Патриоты России. 1 Пётр Великий. 1 Михаил Васильевич Ломоносов. 1 Екатерина Великая. 1 Отечественная война 1812 года. 1 Страницы истории ХIХ века. 1 Россия вступает в ХХ век. 1 Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты. Находить в тексте слова для характеристики исторической личности, делать обобщение и выводы. Описывать исторические события на основе текста учебника и дополнительной информации. Давать оценку исторической личности, аргументировать свои высказывания, делать обобщение и выводы Устанавливать причинноследственные связи между событиями и последствиями событий -формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны; - формирование опыта нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны; - воспитание человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество. - формирование чувства гордости за достижения своей страны; - формирование личностного отношения к событиям, происходившим в стране в XVIIIXIX вв. - способствовать становлению собственной нравственной позиции учеников, их гражданскопатриотическому воспитанию. 16 Страницы истории 20 - 30-х годов. 1 Великая война и Великая Победа. 1 Страна, открывшая путь в космос. 1 Обобщение и проверочная работа по теме «Страницы истории России». Современная Россия 9 часов Основной закон России и права человека. «Дети имеют право на особую заботу и помощь». Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.( по Дальнему Востоку, Сибири, Уралу) Путешествие по России.( по северу европейской части России, Драгоценное ожерелье старинных русских городов) 1 1 1 1 1 1 1 1 Путешествие по России (по Волге, югу России) Интервьюировать родственников о жизни членов семьи в течение XX - воспитание гражданственности, века (об участии в военных патриотизма, уважения к правам, действиях, работе в тылу, других свободам и обязанностям человека. - воспитание нравственных чувств и жизненных обстоятельствах). Определять местоположение городов этического сознания; на карте России, названия стран, - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, граничащих с Россией. Описывать города России по труду, жизни. воспитание ценностного отношения к аналогии с описанием в учебнике, находить дополнительную прекрасному, формирование представлений об эстетических информацию в разных источниках, использовать при характеристике идеалах и ценностях (эстетическое города информацию как воспитание); историческую так и географическую. пособствовать развитию гражданинаСобирать краеведческий материал о триота с новым мышлением и родном городе (областном центре), ровоззрением, новой экологической и узнавать о местоположении ономической культурой; достопримечательностей города, архитектурных памятников, - воспитывать любовь к Российскому посещать их, а также места государству, интерес к его истории. исторических событий. 1 Обобщение и проверочная работа по теме «Современная Россия». 1 17 VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.). Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения. Плакаты по основным темам естествознания — магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.). Географические настенные карты. Атлас географических карт. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету Персональный компьютер. Мультимедийный проектор Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме). Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме) Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для проведения наблюдений за погодой (компас, термометры для измерения температуры воды, воздуха) и т. п. Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом содержания обучения). Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения), предметы ухода за растениями. Дистанционные ресурсы. Учебники: 1 класс - Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019. – (Школа России) 2 класс - Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. – «Издательство «Просвещение» (Школа России) 3 класс - Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. – «Издательство «Просвещение» (Школа России) 4 класс - Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. – «Издательство «Просвещение» (Школа России) https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru/ 18 https://interneturok.ru/ https://infourok.ru/ Система учета и контроля достижений планируемых результатов описана в Приложении. 19