Программа АООП НОО АПР 6.1 Литературное чтение

Приложение к
адаптированной основной общеобразовательной программе
-адаптированной образовательной программы
начального общего образования МАОУ СОШ № 92
I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (ФГОС НОО)обучающихся с OB3 и примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с 3ПP
(вариант 6.1). Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное
чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА.
Сущность специфических для варианта 6.1 образовательных потребностей в приложении
к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки,
учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарнотематическом планировании
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с
задержкой психического развития. Обучение осуществляется в условиях инклюзии.
Вариант 6.1 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за
счёт введения первого дополнительного класса. Данный вариант характеризуется
усилением внимания к формированию у обучающихся с НОДА полноценных социальных
(жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом
развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию
готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего
образования.
Содержание обучения
во 2 – 4 классах соответствует
основной
общеобразовательной программе НОО МАОУ СОШ №92, разработанной для обычных
детей.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания
обучающихся с НОДА, которые включают использование адаптированной
образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на
коррекцию недостатков физическом и (или) психическом развитии и формирование
социальных (жизненных) компетенций.
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование
у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир
художественной литературы, привитие вкуса к чтению.
Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность
для учащихся с НОДА. Необходимость использования разнообразных приемов и методов
при обучении чтению детей с НОДА проявляется из-за различных по своей структуре
степеней нарушения двигательной и речевой функции, а также особенностей
формирования психических процессов. Особенности и степень выраженности нарушений
речи зависят от локализации и тяжести первичного дефекта, темпа созревания корковых
речевых зон. При тяжелом поражении центральной нервной системы наблюдается полное
или почти полное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича
речедвигательных мышц. Нарушения артикуляционной моторики задерживают
формирование голосовой активности, влияют на звукопроизносительную сторону речи.
Тяжесть нарушений звукопроизношения может усиливаться за счет дыхательных
расстройств, нарушения голоса. Из-за снижения работы анализаторных систем школьники
с НОДА часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по
звучанию звуки, слова и т. п. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза,
1

восприятия и понимания речи. Наблюдаются различные виды расстройства письма,
трудности овладения техникой чтения. Основными причинами возникновения
затруднений при обучении чтению у детей с речевой патологией является недоразвитие
фонематических процессов, полиморфные нарушения в звукопроизношении, бедный
словарный запас, многочисленные ошибки при употреблении лексико-грамматических
категорий, трудности в связной речи, при построении самостоятельный высказываний.
Как следствие, дети с нарушениями речи с трудом учатся звуковому анализу и синтезу
слов, у них возникают проблемы при запоминании букв и соотнесению их со звуком речи.
Некоторые из них даже при совместной работе логопеда, дефектолога и учителя
длительное время не могут освоить способ слияния гласных и согласных. В дальнейшем
они читают очень медленно, допускают большое количество ошибок и не могут
объяснить прочитанное или подобрать картинку, которая обозначает смысл прочитанного.
Рабочая программа реализует познавательные и социокультурные цели и
способствует решению следующих задач:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование
эстетического отношения к искусству слова, совершенствование речевой деятельности,
умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением, формирование
читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельности.
Программа реализует коррекционные задачи:
 коррекция и развитие речи;
 развитие фонетико-фонематических представлений;
 формирование умения работать по словесной и письменной инструкции,
алгоритму;  развитие представлений об окружающем мире;
 формирование умения планировать свою деятельность;  развитие слухового
внимания и памяти.
Учебный предмет «Литературное чтение» является предметом обязательной части
учебного плана МАОУ СОШ №92, входит в образовательную область «Русский язык
и литературное чтение».
II.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в
системе подготовки младшего школьника с НОДА. Овладение читательской
компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации
ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей
культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает
положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным
областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья
овладение навыками правильного, осознанного и беглого чтения нередко вызывает
трудности, которые связаны со сложной структурной организацией чтения.
Данная программа составлена для реализации курса литературного чтения,
который является частью начального образования и разработан в логике учебного
процесса и возрастных особенностей младших школьников с НОДА. Ключевая идея курса
заключается в освоении общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитание
интереса к чтению и книге. Cпецифика курса литературного чтения требует особой
организации учебной деятельности школьников в форме урока. При организации процесса
обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих
педагогических технологий обучения: игровые, технология опорных сигналов,
проективные. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах:
внеклассного чтения, кружковой деятельности, игры, викторины. При тяжёлых
нарушениях моторики рук и деятельности артикуляционного аппарата наряду с
использованием ассистивных устройств и технологий формируются альтернативные
2

средства коммуникации. Однако это не означает, что такие системы коммуникации
становятся единственным способом взаимодействия с окружающим миром.
Альтернативные средства, выполняя главным образом коммуникативную функцию,
помогают осваивать язык, расширяя возможности устной и письменной речи ребёнка.
Формирование представлений о языке, развитие импрессивной и экспрессивной речи
осуществляются одновременно на уроках русского языка, литературного чтения, в
процессе реализации коррекционных курсов, на логопедических занятиях.
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ
элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и
активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление
грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на
уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт
параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной
речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его
периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного
(заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного
образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности,
развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется
выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно
слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности,
приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с
осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых
ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и
графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о
предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность
звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять
звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в
слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак
ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются
первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках),
изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и
их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих;
знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не
обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в
непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Обучающиеся осваивают
два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как
говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; знакомятся с
написанием всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений,
слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На
данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми
словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются
процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов,
предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы
выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и
разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики
идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с
развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать
литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника
букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте
3

знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и
литературного чтения.
На уроках обучения грамоте учащиеся, у которых графомоторные навыки не
формируются (тяжелые поражения рук и/или тяжелые нарушения зрительно-моторной
координации), усваивают графический образ букв, составляя его из разрезных элементов
для дальнейшего узнавания этих букв, находят ее место в нужном ряду на клавиатуре.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в
общую систему коррекционно-развивающей работы, направленную на удовлетворение
специфических образовательных потребностей обучающегося с НОДА.
Обучение произношению. Выработка умения самостоятельно распределять
дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать
подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в
словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и
исправлять их.
Речевое дыхание Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов,
словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по
подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). Правильное
выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения, при
воспроизведении текста, выученного наизусть, в самостоятельной речи.
Голос. Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и
высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы
голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряжено и
отраженно). Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до
собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом), в связи с
побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией, в связи с логическим
ударением (сопряжено и отраженно). Выделение более громким голосом логического
ударения в вопросах и ответах (по подражанию и самостоятельно, руководствуясь
указанием учителя, подчёркиванием в вопросах и ответах главного слова). Соблюдение
логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть. Соблюдение
подвижности ударения при изменении формы слова (рука – руки).
Звуки и их сочетания Усвоение, закрепление правильного произношения в словах
звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу
(ю), , йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное
смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после
разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце
слов (пить, день). Правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы, э, ж, г, ц,
ч. Дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и-ы, с-ш, с-з, ш-ж, б-п, дт, ц-с, ч-ш, ц-ч. Произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять,
няня, сядь, несёт, пюре) и т.д.
Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе
их усвоения. Работа по коррекции усвоенных звуков. Дифференцированное произношение
гласных звуков в слова: а-о, а-э, оу, э-и, и-ы, и-у Дифференцированное произношение
согласных звуков, родственных по артикуляции: - носовых и ротовых: м—п, м—б, н—т,
в—д, н-д( и их мягкие пары); - слитных и щелевых: ц—с, ч—ш; - слитных и смычных: ц—
т, ч—т; - свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, с-щ, - глухих и звонких: ф—в, п—б, т—д, к—г,
с—з, ш—ж; - аффрикат: ц-ч; - звонких и глухих: б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш - твёрдых и
мягких: ф-фь,п-пь, т-ть и др.
Слово. Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, темпа, силы, с
соблюдением звукового состава, с использованием допустимых звуковых замен, со
стечением согласных, соблюдением словесного ударения, изображением ритма слова и
подбор слов по ритмическому контуру. Воспроизведение четырёх-, пятисложных
4

знакомых слов с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения и
правил орфоэпии, слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и
на стыке предлогов со словами).
Понятие «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-,
четырех-, пятисложных слова, ударного и безударного слога; определение места ударного
слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и
глухие. Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряжено и отражённо, по надстрочному
знаку): безударный о произносится как а; звонкие согласные в конце слов и перед глухими
согласными оглушаются; удвоенные согласные произносятся как один долгий; слова что,
чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания –ого, -его – как каво, чево, ова, -ева; непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)ствуют, со)л)нце);
соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний (по
надстрочному знаку): тс— дс (детство, Братск), стн — здн (чес(т)но, поз(д)но);
произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными (в саду, из сада, под
стулом); гласный и после согласных ш, ж, ц произносятся как ы (живот); согласные
(кроме ш, ж, ц) перед гласными э, и произносятся мягко (перо, писать, Петя); предлог с
существительным типа с братом, с дедушкой произносится как збратом, здедушкой; звук г
перед к, т произносится как х (лехко); сочетания сч, зч, жч произносятся как щ (щипать);
окончания –тся, -ться произносятся как цца; свистящие с, з употребляются следующим за
ним шипящим (шшил, ижжарил); соблюдение в речи правильного произношения
следующих звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс-дс (детство, Братск), стн-здн
(чесно, позно).
Фраза. Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному; изменение
темпа произношения: говорить быстро, медленно; воспроизведение повествовательной и
вопросительной
интонации
(сопряжено
и
отражённо).
Воспроизведение
повествовательной, вопросительной, побудительной и вопросительной интонации при
чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи
(отраженно и самостоятельно). Воспроизведение всех видов интонации при ведении
диалога. Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение
наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с
помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из
художественной прозы). Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи
III.
Описание места учебного предмета в учебном плане
По учебному плану МАОУ СОШ №92 программа рассчитана: 1
класс - 4 часа в неделю, 33 учебные недели;
1 дополнительный класс - 4 часа в неделю, 33 учебные недели
По 136 ч. (по 4 часа в неделю) во 2-3 классах и 102 ч (по 3 часа в неделю) в 4 классе.
IV.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое
значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся
знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень
высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного
произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся
начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственноэстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию
личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения,
совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя
произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями):
добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное
восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система
5

духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока
литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его
отношение к другим людям, к Родине.
V.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Личностные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии
с
6

коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития;
формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
успешности обучения по всем учебным предметам;
формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
7

VI.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
В соответствии с выделенными в AOOП направлениями изучение предмета
«Литературное чтение» в 1 классе включает следующие разделы:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Понимание
содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного
произведения, определение последовательности событий.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух.
Говорение (культура речевого общения). Понимать вопросы, отвечать на них,
выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм речевого этикета. Передача
содержания прослушанного. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе
(описание, повествование).
Kpyr детского чтения. Произведения устного народного
творчества.
Произведения классиков детской литературы, доступные для восприятия младших
школьников с 3ПP.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Прозаическая и
стихотворная речь. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, загадки).
Сказки.
Творческая
деятельность
обучающихся
(на
основе литературных
произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: инсценирование, установление последовательности событий;
создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе
личного опыта.
В соответствии с представленным в АООП содержанием в 1 дополнительном
классе выделены следующие разделы:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание
собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей
речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения,
определение последовательности событий, умение задавать вопрос по услышанному
художественному произведению.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей
осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений).
Библиографическая культура. Книга учебная. Элементы книги: обложка,
иллюстрации.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Самостоятельное
воспроизведение
текста
с
использованием
выразительных
средств
языка:
последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного
произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Говорение (культура речевого общения). Особенности диалогического общения:
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку
зрения по обсуждаемому произведению. Использование норм речевого этикета в условиях
внеучебного общения. Распознание прямого и переносного значения слов, их
многозначности, пополнение активного словарного запаса. Передача впечатлений (из
повседневной жизни, от художественного произведения) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование).
Kpyr детского чтения. Произведения классиков отечественной литературы XIX—
XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной и
8

литературы, доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического
развития.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Прозаическая и
стихотворная речь: узнавание, различение. Фольклор и авторские художественные
произведения (различение). Сказки.
Творческая
деятельность
обучающихся
(на
основе литературных
произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям; устное словесное рисование.

9

VII.

Тематическое планирование по Литературному чтению. 4 класс УМК «Школа России» (5ый год обучения)

Раздел. Наименование темы
«№
п/п
1.
Введение. Знакомство с учебником по
литературному чтению.
2.
Летописи. Былины. Жития. 8ч.
Былина – жанр устного народного творчества.
«Ильины три поездочки».
3.
Прозаический текст былины «Три поездки
Ильи Муромца» в пересказе И. Карнауховой
4.
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах
Царьграда»
5.
Летопись – источник исторических фактов.
«И вспомнил Олег коня своего».
6.
Сравнение текста летописи с произведением
А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
7.
Житийная литература. «Житие Сергия
Радонежского».
8.
Сергий Радонежский – святой земли
Русской.
«Житие Сергия Радонежского»
9.
Обобщающий урок по разделу «Летописи,
былины, жития».

КолХарактеристика видов
во
деятельности учащихся
часов
1
Прогнозировать содержание раздела.
Ориентироваться в учебнике по
литературному чтению. Знать и
1
применять
систему
условных
обозначений при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное
1
произведение в содержании учебника,
знать фамилии, имена и отчества
1
писателей,
произведения
которых
читали в 1—3 классах. Предполагать
1
на основе названия содержание главы.
Пользоваться словарём в конце
1
учебника. Прогнозировать содержание
раздела. Планировать работу на уроке.
1
Понимать ценность и значимость
литературы для сохранения русской
1
культуры.
Читать
отрывки
из
древнерусских
летописей,
былины, жития Сергия Радонежского.
1
Находить в тексте летописи данные о
различных
исторических
фактах.
Сравнивать
текст
летописи
с
художественным
текстом.
Сравнивать
поэтический
и
прозаический
тексты
былины.
Пересказывать былину от лица её
героя. Определять героя былины и
характеризовать его с опорой на текст.
Сравнивать былины и волшебные
сказки. Находить в тексте слова,
описывающие внешний вид героя, его

Воспитательный потенциал
Воспитание интереса к чтению и
книге.
Воспитание компетентного читателя.
Воспитание бережного отношения к
литературному наследию:
-воспитание интереса к истории и
литературе;
-уважение к культуре и традициям
страны;
-воспитание любви к Родине,
гордости за героическое прошлое
нашей страны;
-обогащение знаний о качествах
национального героя.
Формирование эстетических чувств,
эмоционально-ценностного
позитивного
отношения
к
окружающему миру.

10

10.
11.
12.
13.

14.

15.

Чудесный мир классики 18 ч.
Введение в раздел «Чудесный мир классики».
Проверка навыков читательских умений.
Работа с текстом
Пушкин А.С. - великий русский поэт.
А.С. Пушкин «Няне»
Картины природы в стихах А.С. Пушкина
«Туча»,
«Унылая пора!»
«Что за прелесть эти сказки!»
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях»
Борьба добра и зла в сказке А.С. Пушкина

1
1
1
1

1

1

характер и поступки. Составлять
рассказ по репродукциям картин
известных
художников.
Описывать скульптурный памятник
известному
человеку.
Находить
информацию об интересных фактах из
жизни
святого
человека.
Описывать
характер
человека;
высказывать
своё
отношение.
Рассказать об известном историческом
событии на основе опорных слов и
других
источников
информации.
Участвовать
в
проектной
деятельности. Составлять летопись
современных
важных
событий
(с
помощью
учителя).
Договариваться друг с другом,
принимать
позицию
собеседника,
проявлять
к
нему
внимание.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения при работе
с текстом, используя обобщающие
вопросы учебника
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать
работу
на
уроке.
Воспринимать на слух художественное
произведение, читать текст в темпе
разговорной речи, осмысливая его
содержание. Наблюдать за развитием
событий в сказке. Сравнивать начало и
конец
сказки.
Составлять
самостоятельно
план.
Пересказывать большие по объёму
произведения. Понимать позицию
писателя,
его
отношение
к окружающему миру, своим героям.

Воспитание интереса к чтению и
книге.
Воспитание компетентного читателя.
Воспитание бережного отношения к
литературному наследию.
Формирование
личности,
его
нравственного
сознания
через
осмысление,
эмоциональное
принятие и освоение нравственных
ценностей,
содержащихся
в
художественных произведениях
- воспитывать любовь и уважение к
Родине, ее народу, культуре, языку,
11

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.
32.

33.

«Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях»
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях». Характеристика героев.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях». План.
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
В тяжелый час узнаешь верного человека.
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Отзыв.
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
«Невозвратимая пора…». Л.Н. Толстой.
«Детство»
«Воспоминания возвышают мою душу».
Л.Н. Толстой « Ивины»
Жизнь и творчество М.Ю. Лермова.
А.П. Чехов. «Мальчики».
Герои своего времени. А.П. Чехов.
«Мальчики».
Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир
классики».
Поэтическая тетрадь 11ч.
Введение в раздел «Поэтическая тетрадь»
Картины природы, созданные художниками и
писателем.
К. Ушинский «Четыре желания»
Стихи Ф. И. Тютчева «Еще земли печален
вид...», «Как неожиданно и ярко…»
Стихи А.А. Фета «Весенний дождь»,
«Бабочка»
Стихи Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как
воздух чист!..»,
« Где сладкий шёпот…»
Картины природы. И.С. Никитин «В синем

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Характеризовать
героев
разных
жанров. Сравнивать произведения
разных
жанров.
Сравнивать
произведения
словесного
и
изобразительного
искусства.
Наблюдать
за
выразительностью
литературного языка в произведениях
лучших русских писателей.
Выражать своё отношение к мыслям
автора,
его
советам
и
героям
произведений.
Высказывать суждение о значении
произведений русских классиков для
России
и
русской
культуры.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения на основе
диагностической
работы,
представленной в учебнике

святыням;
- оценивать ситуации и поступки как
хорошие или плохие, опираясь на
общечеловеческие ценности
-воспитание у детей интереса и
любви к сказкам;
-доброжелательное отношение друг
к другу

Прогнозировать содержание раздела.
Готовиться к уроку, подбирая стихи
русских поэтов.
Воспринимать на слух художественное
произведение, читать выразительно
стихи русских поэтов, воспроизводить
их
наизусть.
Определять средства художественной
выразительности в лирическом тексте.
Наслаждаться поэзией, понимать и
любить
её.
Определять
самостоятельно
интонацию, которая больше всего

Воспитание интереса к чтению и
книге.
Воспитание
компетентного
читателя.
Формирование эстетических чувств,
эмоционально-ценностного
позитивного
отношения
к
окружающему миру.

1
1
1
1

1
1
1

1

12

34.
35.
36.
37.
38.

39.

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

небе плывут над полями...»
Зимние забавы. Н.А. Некрасов «Саша»
Картина осени в стихотворение И.А. Бунина
«Листопад».
Внеклассное чтение. Родные поэты.
Проверка навыков читательских умений.
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая
тетрадь».

Литературные сказки 12ч
Введение в раздел «Литературные сказки».
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Художественная особенность сказки В.Ф.
Одоевского «Городок в табакерке».
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». План.
Уральский писатель П.П. Бажов
Каких только чудес не бывает на свете!
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Герои художественного произведения.
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
Обобщение.
Каких только чудес не бывает на свете!
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Герои художественного произведения.
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». План
сказки.

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

соответствует
содержанию
произведения.
Определять по тексту, как отражаются
переживания автора в его стихах.
Размышлять, всегда ли совпадают они
с
собственными,
личными
переживаниями и отношением к жизни,
природе, людям. Высказывать своё
мнение
о
герое
стихотворных
произведений,
определять,
принадлежат
мысли,
чувства,
настроение только автору или они
выражают личные чувства других
людей. Читать стихи выразительно,
передавая изменения в настроении,
выраженные
автором.
Самостоятельно оценивать своё чтение
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать
работу
на
уроке.
Читать и воспринимать на слух
прочитанное. Сравнивать народную и
литературную
сказки.
Определять
виды
текстов.
Знать отличительные особенности
литературной сказки. Рассказывать о
герое с опорой на текст сказки.
Определять
главную
мысль
произведения и
смысл
заглавия.
Делить
текст
на
части.
Составлять план сказки с опорой на
главные
события.
Пересказывать сказку по плану
подробно
и
выборочно.
Придумывать свой вариант сказки,
используя
литературные
приёмы.
Составлять рекомендованный список

-пробуждать добрые чувства
-воспитывать высокие моральные
качества;
-воспитывать ценностное отношение
к словам и поступкам главных героев
басен, эстетическое отношение к
искусству слова

13

49.
50.
51.

52.
53.
54.
55.
56.
57.

Обобщающий урок по разделу «Литературные
сказки».
Внеклассное чтение. Сказки любимых
писателей.
Делу время - потехе час 7 ч.
Введение в раздел «Делу время – потехе час».
В мастерской В. Драгунского.
Что имеем - не храним, потерявши – плачем.
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Нравственный смысл сказки.
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Юмористические произведения. В.Ю.
Драгунский «Главные реки»
Смысл заголовка в рассказе В.В. Голявкина
«Никакой я горчицы не ел»
Лодырь да бездельник – им праздник и в
понедельник.
Обобщающий урок по разделу «Делу время –
потехе час».

1
1
1

1
1
1
1
1

литературы.
Проверять
себя
и
самостоятельно
оценивать
свои достижения
Прогнозировать содержание раздела.
Объяснять
смысл
пословицы,
определяющей
тему
раздела.
Воспринимать на слух художественное
произведение. Читать без ошибок, в
темпе
разговорной
речи.
Определять
нравственный
смысл
произведения.
Определять
жанр
произведения.
Анализировать
заголовок
произведения, соотносить его с темой и
главной
мыслью
произведения.
Определять прямое и переносное
значение
слов.
Понимать, как поступки характеризуют
героев произведения; определять их
нравственный
смысл.
Инсценировать
произведения,
распределяя
роли,
выбирать
режиссёра.
Пересказывать текст от лица автора
или
одного
из
героев.
Узнавать, что произведения могут
рассказать
о
своём
авторе.
Находить необходимую информацию в
справочной литературе для подготовки
сообщения о творчестве изучаемого
писателя.
Готовить сообщение о писателе.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать
свои
достижения.
Подбирать книги по теме,

- понимать
эмоции
других
людей,
сочувствовать,
сопереживать;
- эмоционально
«проживать»
текст, выражать свои эмоции
-восприятие
и
понимание
эмоционально-нравственных
переживаний героев;

14

58.

59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.

Страна детства 12 ч.
Введение в раздел «Страна детства».
Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
Чего не знаешь, туда и тянет. Б.С. Житков
«Как я ловил человечков».
«Никто не знает, где родится чудо…». К.Г.
Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Дороже серебра и злата душа, что щедростью
богата.
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми
шишками». Разные виды пересказа.
Поговорим о самом главном. М.М. Зощенко
«Елка».
Поговорим о самом главном. М.М. Зощенко
«Елка».
Мир детства в стихах М.И. Цветаевой «Бежит
тропинка с бугорка», «Наши царства».
Проверка навыков читательских умений.
Мир детства в стихотворении С.А. Есенина
«Бабушкины сказки».
Обобщающий урок по разделу «Страна
детства».
Внеклассное чтение. Что такое серии книг

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ориентируясь
на
авторские произведения
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать
работу
на
уроке.
Подбирать
книги
по
теме,
рассказывать об их содержании.
Воспринимать на слух художественное
произведение, читать выразительно
диалоги.
Находить
смешные
эпизоды
из
юмористических рассказов, определять
отношение
автора
к
героям.
Определять, что важное и серьёзное
скрывается за усмешкой автора.
Анализировать
заголовки
произведений. Использовать в своей
речи
средства
художественной
выразительности (сравнения, эпитеты).
Придумывать
музыкальное
сопровождение к прозаическому тексту.
Составлять
план
текста.
Пересказывать текст на основе плана.
Придумывать смешные рассказы о
школьной жизни, не обижая своих
друзей.
Проверять
себя
и
самостоятельно
оценивать
свои
достижения.
Прогнозировать содержание раздела.
Подбирать любимые стихи к теме.
Воспринимать на слух художественное
произведение, размышлять над его
содержанием.
Сравнивать
стихотворения
разных
поэтов.
Определять тему, объединяющую
разные произведения поэтического
творчества. Определять особенности

развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
оценивать
и
анализировать
ситуации и поступки как хорошие
или плохие,
опираясь на
общечеловеческие ценности;
Воспитание интереса к чтению и
книге.
Воспитание
компетентного
читателя.
Формирование эстетических чувств,
эмоционально-ценностного
позитивного
отношения
к
окружающему миру.

15

70.
71.
72.
73.
74.
75.

76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.

83.

Природа и мы 13ч.
Введение в раздел «Природа и мы»
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
Всякой матери свое дитя мило. С.Есенин
«Лебедушка»
Всякой матери свое дитя мило. С.Есенин
«Лебедушка»
Поступок как характеристика героя
произведения.
М.М. Пришвин «Выскочка».
М.М. Пришвин «Выскочка». Отзыв.
Поговорим о самом главном. А.Куприн
«Барбос и Жулька»
Поговорим о самом главном. А.Куприн
«Барбос и Жулька»
Рассказ В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип».
Сердце матери лучше солнца греет.
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». План.
Обобщающий урок по теме: «Природа и мы».

1

Родина 6ч.
Введение в раздел «Родина»

1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

поэтического творчества разных поэтов,
выражать
своё
отношение.
Рассказывать об эпизодах из своего
детства. Участвовать в конкурсе
чтецов со своим любимым
стихотворением
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать
работу
на
уроке.
Воспринимать на слух художественное
произведение,
высказывать
своё
мнение. Читать текст вслух и про себя,
понимать
смысл
прочитанного.
Анализировать
заголовок
произведения. Характеризовать героя
произведения на основе поступка.
Определять отношение автора к героям
на
основе
текста.
Наблюдать, как авторы передают
красоту природы с помощью слова.
Объяснять
нравственный
смысл
рассказа. Определять тему, которая
объединяет
рассказы
в
разделе,
формулировать
основную
мысль темы. Делить текст на части.
Пересказывать текст подробно и
выборочно. Находить необходимую
информацию в разных источниках для
подготовки
выступления
по теме. Составлять самостоятельно
текст для энциклопедического словаря.
Читать выразительно диалоги из
текста.
Проверять
себя
и
самостоятельно
оценивать
свои достижения
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать
работу
на
уроке,

- сформированность уважительного
отношения к России, родному краю,
своей семье, истории, культуре,
природе
нашей
страны,
её
современной жизни;
- понимать
эмоции
других
людей,
сочувствовать,
сопереживать;
- эмоционально
«проживать»
текст, выражать свои эмоции
-восприятие
и
понимание
эмоционально-нравственных
переживаний героев;

Воспитание интереса к чтению и
книге.
16

84.
85.

86.
87.
88.

89.

90.
91.
92.
93.

Образ Родины в поэтическом тексте.
И.С. Никитин «Русь».
Авторское отношение к изображаемому в
стихах
С.Д. Дрожжина и А.В. Жигулина.
Поговорим о самом главном.
Обобщающий урок по разделу «Родина».
Проект «Они защищали Родину»

1

Страна Фантазия 5ч.
Введение в раздел «Страна Фантазия»
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».
Фантастический рассказ.
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».
Чтение текста и выполнение заданий по
содержанию текста
Особенности фантастического жанра.
Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». План.

1

1

1
1
1

1

1
1

подбирать
книги
по
теме.
Воспринимать на слух художественное
произведение.
Читать
стихи
выразительно,
передавая
чувство
гордости за
своих
предков.
Понимать особенности поэтического
текста. Рассказывать о своей Родине,
используя прочитанные произведения.
Предполагать
содержание
произведения
по
его
названию.
Участвовать в работе группы, читать
стихи
друг
другу.
Писать сценарий поэтического вечера.
Составлять рассказы о
Родине,
передавая свои чувства, своё отношение
к Родине. Участвовать в работе
проекта;
распределять
роли; находить нужную информацию;
представлять её в соответствии с
заданной
тематикой.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения

Прогнозировать содержание раздела.
Читать и воспринимать на слух
художественное
произведение.
Определять
особенности
фантастического
жанра.
Сравнивать и характеризовать героев
произведения.
Придумывать
фантастические истории (с помощью
учителя
или
самостоятельно).
Проверять себя и самостоятельно

Воспитание
компетентного
читателя.
Формирование эстетических чувств,
эмоционально-ценностного
позитивного
отношения
к
окружающему миру.
-развитие интереса к историческому
прошлому нашей страны через
изучение событий ВОВ;
-способствовать
военнопатриотическому
воспитанию
младших школьников;
-воспитание чувства гражданского
долга и чувства благодарности к
погибшим
в
годы
Великой
Отечественной войны и выжившим
ветеранам, и людям старшего
поколения;
-воспитание патриотизма;
- осознавать себя гражданином
России;
- сформированность уважительного
отношения к России, родному краю,
своей семье, истории, культуре,
природе
нашей
страны,
её
современной жизни;
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
оценивать
и
анализировать
ситуации и поступки как хорошие
или плохие, опираясь
на
общечеловеческие ценности;

17

Зарубежная литература 9ч.
Введение в раздел «Зарубежная литература»
Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
95. Герои приключенческого произведения.
Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
96. Авторская сказка. Г.Х. Андерсен «Русалочка»
97. Любовь не знает преград. Г.Х. Андерсен
«Русалочка»
98. Любовь не знает преград. Г.Х. Андерсен
«Русалочка»
99. Поступки героев. М. Твен «Приключения Тома
Сойера»
100. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Отзыв.
101. Обобщающий урок по разделу «Литература
зарубежных стран».
102. Урок-игра «Литературные тайны»
94.

1

1
1
1
1
1
1
1
1

оценивать свои достижения
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать
работу
на
уроке.
Подготовить
к
выставке
книги
зарубежных писателей. Читать и
воспринимать на слух художественное
произведение,
читать
диалоги
выразительно. Пересказывать самые
интересные эпизоды из произведений от
лица героев произведений. Составлять
рассказ о герое, используя авторский
текст. Высказывать своё мнение
о
прочитанном
произведении.
Характеризовать поступки героев
произведения. Пользоваться списком
рекомендованной
литературы
для
выбора книги. Проверять себя и
самостоятельно
оценивать
свои достижения

формирование
уважительного
отношения к иному мнению, истории
и культуре других народов;
выработка
умения
терпимо
относиться
к
людям
иной
национальной принадлежности;

VIII.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
 Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой (в том числе в цифровой форме)
 Словари по русскому языку.
 Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в
цифровой форме).
 Портреты поэтов и писателей.
 Компьютер.
 Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
 Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
 Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)
Дистанционные ресурсы.
Учебники:
4 класс - Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. – АО «Издательство
«Просвещение»
https://resh.edu.ru/
https://education.yandex.ru/
18

https://interneturok.ru/
https://infourok.ru/

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».