Программа АООП НОО АПР 6.1 Русский язык

Приложение к
адаптированной основной общеобразовательной программе
-адаптированной образовательной программы
начального общего образования МАОУ СОШ № 92

I.
Пояснительная записка
Рабочая
программа составлена на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС
НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с НОДА (вариант 6.1).
Программа отражает
содержание обучения предмету «Русский
язык»
с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА. Сущность
специфических для варианта 6.1 образовательных потребностей в приложении к изучению
предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается
в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом
планировании.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с
нарушениями опорно-двигательного аппарата. Обучение осуществляется в условиях
инклюзии.
Вариант 6.2 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за
счёт введения первого дополнительного класса. Данный вариант характеризуется
усилением внимания к формированию у обучающихся с НОДА полноценных социальных
(жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом
развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию
готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего
образования.
Содержание обучения
во 2 – 4 классах соответствует
основной
общеобразовательной программе НОО МАОУ СОШ №92, разработанной для обычных
детей.
Учебный предмет «Русский язык» является предметом обязательной части учебного
плана МАОУ СОШ №92, входит в образовательную
область
«Русский
язык и литературное чтение».
«Русский язык» в начальной школе является ведущим, обеспечивая языковое и
общее речевое
развитие
школьников. Он
способствует повышению
коммуникативной компетентности и облегчению социализации обучающихся.
Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и
навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи
учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому
творчеству.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для
учащихся с НОДА. При ДЦП ввиду разнообразной локализации поражения мозга, а
также нарушений его созревания и недостаточности интегративной деятельности, могут
отмечаться все известные формы дисграфии и дислексии. Особенностью нарушений
письма у детей с церебральным параличом является его зеркальность, проявляющаяся на
начальных этапах обучения. Дети могут писать справа налево. Наблюдаются пропуски
слогов и слов, замены букв. Специфические затруднения при письме у детей с ДЦП чаще
всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов с их
1

звуковыми и артикуляционными, с несформированностью зрительно-моторной
координации. Отсутствие плавности движений руки затрудняет слитное написание слов
или отдельных слогов. Своеобразие формирования лексико-грамматической стороны
нередко находит отражение на письме. Чаще всего это проявляется в ошибках, которые
связаны с морфологической структурой слова.
Рабочая программа имеет целью заложить основы формирования функционально
грамотной личности, обеспечить развитие графомоторных навыков у ребенка, помочь ему
осознать себя носителем языка и способствует решению следующих задач изучения на
ступени начального образования:
 овладение грамотой (письмом, как видом письменной речи);
 развитие умений ориентироваться в тетради, находить рабочую строку;
 умение работать на компьютере для детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата в случае невозможности формирования навыка традиционного письма;
 умение различать письменные и печатные буквы;
 списывание и письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами;
 овладение аккуратным разборчивым письмом с учетом гигиенических требований;
 создание небольших собственных текстов (сочинений, рассказов, сказок);
 расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение
грамматическим строем речи;
 овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
 приобретение и систематизация знаний о русском языке;
 раскрытие для детей красоты и богатства русского, языка, его связи с русской
культурой; воспитание средствами русского языка;
 формирование у детей чувства языка.
II.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе
подготовки младшего школьника. Умение грамотно писать, излагать свои мысли,
овладение читательской компетенцией необходимо для полноценной социализации
ребенка. Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое
необходимо поощрять с самого начала обучения, способствует формированию общей
культуры.
Поэтому
овладение
учебным
предметом «Русский
язык»
оказывает положительное влияние на общую успеваемость школьника по всем
предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям
здоровья усвоение необходимого учебного содержания нередко вызывает трудности,
которые связаны со сложностью организации речевой деятельности.
При НОДА с ЗПР (вариант 6.1) эти трудности многократно усиливаются. Дети,
пришедшие в 1 класс, как правило, не слышат в слове отдельных звуков, не могут
устанавливать их последовательность, плохо артикулируют, у них не сформированы
необходимые
навыки
словоизменения
(формы
множественного
числа)
и
словообразования, что приводит к аграмматизму (рассогласование слов в предложении в
роде, числе, падеже) и смысловым ошибкам. У детей недостаточен интерес к звучащему
слову, его следует стимулировать и поощрять.
Дети, пришедшие в 1 дополнительный
класс,
нередко
продолжают
демонстрировать слабые языковые способности и недостаточные речевые умения:
затрудняются определить звуковой и слоговой состав слова, дифференцировать
сходные фонемы, выделить границы предложения, согласовывать слова в
предложениях, самостоятельно выражать в речи просьбу, разворачивать ответ,
пользоваться речевыми формами этикета. У обучающихся с НОДА и ЗПР могут
наблюдаться нарушения мелкой и крупной ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, не скорригированные в период предшествующего
обучения.
2

Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ
элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и
активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление
грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на
уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт
параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной
речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его
периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного
(заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного
образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности,
развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется
выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно
слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности,
приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с
осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях,
с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической).
У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении,
развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в
словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой
анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове
ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак
ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются
первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках),
изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети
усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать
сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их
буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих;
знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не
обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в
непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Обучающиеся осваивают
два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как
говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо1
всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов,
предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном
этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами,
формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы
сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений,
текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения
приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций
общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с
формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих
способностей детей.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в общую
систему коррекционно-развивающей
работы,
направленной
на
удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с НОДА.
У детей значительно повышен тонус мышц, что ведет к нарушению
звуковоспроизведения. Кроме этого, часто наблюдается слабость речевой мускулатуры,
которая отвечает за дыхание. Оно становится частым и поверхностным, что делает речь
3

невнятной, одни звуки заменяются другими, близкими по звучанию. Речь замедленна.
Детям трудно формировать предложения, воспринимать обращенную речь на слух.
Словарный запас очень беден и не соответствует возрасту. В процессе организации
учебной деятельности используются специальные технические средства для оптимизации
процесса письма. Это манжеты, утяжеляющие предплечья и лучезапястные суставы,
которые предупреждают (снижают) степень проявления насильственных
и
сопутствующих движений; увеличенные в размерах ручки и специальные утяжелённые
накладки к ним, снижающие проявления тремора при письме. Для крепления книги,
тетради, альбома на столе используются подставки, магниты и кнопки. Компьютер и
электронные устройства, разработанные на его основе, являются уникальными
средствами, которые предоставляют обучающимся с НОДА возможность (вне
зависимости от тяжести двигательного дефекта) общаться с окружающим миром. Как
правило, использование компьютерных технологий обучения (ассистивных технологий)
требует оборудования специального рабочего места. Расположение монитора, сенсорной
панели, клавиатуры, выносных устройств (кнопок, джойстиков и др.), а также их
модификация (увеличение размера, использование накладок, особая настройка функций)
должны учитывать различный диапазон сформированности манипулятивных навыков,
особенности зрительного восприятия и состояния зрительно-моторной координации
обучающегося.
Цели образовательно-коррекционной работы:
 Развитие и совершенствование движений и сенсомоторики;
 Развитие восприятия (зрительного, тактильного, кинестетического, кинезеологического,
барического);
 Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;
 Развитие пространственной ориентировки;
 Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов и явлений;
 Развитие мыслительных операций, мышления и умения устанавливать логические связи
между предметами, явлениями, событиями
 Развитие мимики посредством знаков препинания: вопрос (удивление), точка
(спокойствие), восклицательный знак (радость), многоточие (спокойствие с длительной
паузой)
Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса,
активное привлечение родителей необходимо для формирования сферы жизненной
компетенции и достижения планируемых результатов образования.
III.
Описание места учебного предмета в учебном плане
По учебному плану МАОУ СОШ №92 программа рассчитана:
1 класс и 1 дополнительный класс – по 4 часа в неделю, 33 учебные недели.
Длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором- 40 минут.
IV.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования
обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской
Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке
как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе
национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется
позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его
грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь
является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики
получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах
речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе
адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
4

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством
развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей,
основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом
определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
V.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Русский язык»
Личностные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
5

цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
VI.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного
общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации,
содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его
содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогическойформой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
6

разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,
рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание,извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе
обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в
соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания
прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (рассказов) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,
литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента
видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его
значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков,
гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как
минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места
ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение
позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель
твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знаккак
показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским
алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на
материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением
(при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием
письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний,
слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым
письмом или печатанием на компьютере. Письмо под диктовку слов и предложений,
написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и
последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при помощи
сличения с текстом- образом и послогового чтения написанных слов. Правильное
оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в
конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с
предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении.
Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
7

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное
написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов
по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении
вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений.
Формирование грамматического строя речи
I. Практическое овладение основными грамматическими закономерностями
языка.
Практические
грамматические
обобщения.
Составление
предложений.
Установление по вопросам связи между словами в предложении, выделение из
предложений словосочетаний.
Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что
говорится. Различение слов, обозначающих предметы, действия, и признаки, их
группировка по вопросам кто?, что?, что делает?, какой (-ая, -ое, -ие)? как? где?
Определение рода существительных по окончаниям начальной формы в словосочетаниях
с числительными один, одна, одно.
Различение единственного и множественного числа. Различение временных форм
глагола по вопросам что делает? что делал? что будет делать, обозначая их
соответствующими терминами «настоящее время», «прошедшее время», «будущее
время».
Правильная постановка вопросов к словам и определение по ним слов,
обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета. Определение рода имен
существительных по окончаниям начальной формы, обозначая терминами «мужской род»,
«средний род», «женский род».
Определение числа существительных, глагола, прилагательных по окончаниям в
сочетаниях. Составление предложений с сочетаниями, обозначающими :предмет и
действие; предмет и состояние предмета; пространственные отношения; временные
отношения; признаки действия; переходность действия; направленность действия на
предмет; косвенный объект; отсутствие или отрицание. Составление предложений со
словосочетаниями, включающими глаголы с приставками :пере-; на-; вз- (вс-);с-(со-); раз(рас-).
Составление предложений со словосочетаниями, включающими существительные с
суффиксами:-енок; онок; -ик, -чик, -очк, -ечк, -ник, -чик, ниц, -ист, –тель, -арь
Ознакомление с терминами «существительное», «глагол», «прилагательное».
II. Сведения по грамматике и правописанию
Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные, мягкие и твердые звуки. Деление слов
на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка. Перенос слов по слогам, перенос слова с
буквами й, ь.
Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. Правописание
звонких и глухих согласных на конце слов. Слоговой и звукобуквенный анализ слов, его
роль в формировании навыка письма без пропусков, замены, искажений, перестановок.
Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я. Различий и, й.
Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Мягкий знак для обозначения мягкости
согласных в конце и в середине слова между согласными.
Ударение. Различение ударных и безударных слогов.
Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами Правописание
звонких и глухих согласных на конце слов. Выделение ударных и безударных слогов в
слове. Правописание безударных гласных в словах и формах слов (водой — под воду).
Двойные согласные в простейших словах. Разделительный мягкий знак (ь).
8

Правописание глухих и звонких согласных в корнях слов. Мягкий знак (ь) как показатель
мягкости согласных. разделительный мягкий знак. двойные согласные. Разделительные
знаки (буквы ъ, ь), двойные согласные в простейших словах.
Раздельное написание со словами предлогов с(со), из, к, от.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное название букв, знание их
последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами.
Алфавит. Знание алфавита. Умение найти слово в школьном орфографическом
словаре по первой букве. Умение расположить слова в алфавитном порядке (например,
фамилии, имена).
Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения (знакомство).
Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, названиях
городов, деревень, рек.
Состав слова (морфемика). Общее понятие о частях слова: корне, приставке,
суффиксе, окончании.
Двойные согласные, дальнейшее развитие умения разбирать слово по составу,
подбирать однокоренные слова и писать гласные в корне, приставках (кроме приставок на
з- и с-, пре- и при-).
Корень, однокоренные слова. Общее понятие о корне слова. Однокоренные слева.
Выделение корней в однокоренных (родственных) словах. Наблюдение за единообразием
написания корней (корм — кормить — кормушка, лес — лесник — лесной). Окончание.
Правописание безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением, в
корне слова. Правописание парных звонких и глухих, непроизносимых согласных в корне
слова. Упражнения в правильном пользовании школьным орфографическим словарем.
Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-,
над-, с-, от-, под- и в соответствующих предлогах. Умение отличать приставку от
предлога. Разделительный мягкий знак (ь).
Суффикс. Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами.
Умение находить суффикс в простых по составу словах. Предлог. Раздельное написание
со словами наиболее распространенных предлогов (в, из, к, на, от, по, с, у).
Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имя
прилагательное, местоимение, глагол, предлог.
Имя существительное. Его значение, вопросы. Род существительных: мужской,
женский, средний. Изменение имен существительных по числам. Мягкий знак (ь) после
шипящих в конце слова у существительных женского рода и его отсутствие у
существительных мужского рода (рожь — нож, ночь — мяч, вещь — плащ, мышь —
камыш). Изменение имен существительных по падежам в единственном числе
(склонение); 1, 2, 3-е склонение. Умение различать падежи. Правописание безударных
окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном числе (кроме
существительных на -мя. -ий, -ин, -ин). Склонение имен существительных во
множественном числе. Умение правильно употреблять предлоги с именами
существительными в различных падежах.
Имя прилагательное. Его значение, вопросы. Изменение имен прилагательных по
падежам, родам, числам в сочетании с существительными (кроме прилагательных на -ий, ья, -ье, -ов, -ин). Правописание окончаний -ий, -ий, -ая, -ля, -ое, -ее, -ые, -ин.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с
основой на шипящие и ц).
Местоимение. Местоимения 1, 2 и З-го лица единственного и множественного
числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Правильное употребление
местоимений в речи (меня, мною, у него, с ней, о нем).
9

Глагол. Его значение, вопросы. Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Не
с глаголами. Общее понятие о неопределенной форме глагола. Изменение глаголов по
лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Правописание безударных
личных окончаний глаголов. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (ешь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Знакомство с
глаголами на -ся(-сь) и правописание -шься. -тся, -ться.
Лексика. Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? что?
Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое?
какие? Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы что делает?
что делал? что сделает? что сделал?
Умение ставить вопросы к словам.
Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Слова, близкие
и противоположные по значению (имена существительные, имена прилагательные,
глаголы). Выбор точного и образного слова для выражения мысли. Умение пользоваться в
речи словами, близкими по значению. Выявление слов, значение которых требует
уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью
толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и
переносном значении слова.
Синтаксис. Умение выделить словосочетания (пары слов), связанные между собой
по смыслу (без предлога и с предлогом); составить предложение с изученными
грамматическими формами и распространить предложение.
Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные выделить
голосом важные по смыслу слова в предложении.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены
предложения (без разделения на виды).
Предложения с однородными членами с союзами и (без перечисления), а, но и без
союзов; интонация перечисления, занятая при перечислении.
Умение составить предложения с однородными членами. Знакомство со сложным
предложением. Сложные предложения, состоящие из двух простых. Запятая в сложных
предложениях. Умение составить сложное предложение и поставить запятую перед
союзами и, а, но.
Членение речи на предложения. Выделение в предложениях слов, обозначающих, о
ком и о чем говорится, что говорится.
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Связь слов в
предложении (по вопросам). Наблюдение за значением предложений, употребление в
конце предложений точки, вопросительного, восклицательного знаков.
Составление предложений (устно). Запись простых предложений, предварительно
проанализированных в классе.
2.Развитие речи Уточнение и обогащение словаря.
Слова, выражающие поручения, приказания.
Слова, обозначающие предметы, действие, местоположение, направление,
временные отношения, качество предметов и действий окружающего мира.
Слова, обозначающие детенышей животных, виды трудовой деятельности,
профессиональные занятия и профессии, детенышей животных, характеризующие
предмет по материалу, веществу, принадлежности лицу или животному, отношению к
месту или группе лиц.
Слова с общим корнем, обозначающие предмет и его качество, лицо и
производимое им действие: действия, различающиеся по завершенности и
незавершенности и др.
Слова, обозначающие сравнение признаков предметов, оттенки цветов, с
эмоционально-экспрессивной окраской, выражающие морально-этическую оценку,
нравственные понятия, с переносным значением, образные выражения. Слова,
выражающие отрицание и неопределенность (отрицательные и неопределенные
10

местоимения и наречия).
Слова и словосочетания, выражающие отношение говорящего к тому, о чем он говорит
(вводные слова и словосочетания).
Слова, придающие высказыванию различные смысловые и эмоциональные оттенки
(междометия и частицы).
Развитие связной речи. Понимание и употребление в речи побудительных
предложений, организующих учебный процесс; повествовательных предложений,
организующих
учебный
процесс;
повествовательных
нераспространенных
и
распространенных предложений; предложений с отрицанием; предложений с обращением;
предложений с однородными членами и обобщающими словами, с прямой речью;
сложных предложений с придаточными причинами, цели, времени, места.
Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно
и письменно.
Составление диалогов в форме вопросов и ответов с использованием тематического
словаря. Составление и запись рассказов повествовательного характера о труде, играх,
учебе, увлечениях детей и др. (по сюжетным картинкам, с помощью вопросов);
составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов,
повествовательных предложений).
Составление плана сюжетного рассказа под руководством учителя в форме
вопросов, повествовательных предложений. Введение в рассказы элементов описания.
Понятие об изложении. Изложение под руководством учителя, по готовому и
коллективно составленному плану. Выражение связи между частями текста и
предложениями с помощью слов «вдруг, потом, однажды, вокруг, неожиданно и т.п.».
Составление рассказов (сочинений) с элементами описания внешности, характера
человека, с элементами рассуждения (с помощью учителя). Подробный и сжатый рассказ
(сочинение) по картинке и серии картинок.
Построение устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой
речи).
Речевой этикет. Устное и письменное составление текстов приглашения,
поздравления. Выражение приветствия, благодарности, извинения, просьбы. Слова,
используемые при знакомстве.
Текст. Определение темы и основной мысли текста. Выделение частей текста.
Озаглавливание текста и его частей.
Сочинения по картинке, серии картинок на темы, близкие учащимся по их
жизненному опыту, а также на основе наблюдений за природой, экскурсий н т. п. с
предварительной коллективной подготовкой.
Определение в тексте основной мысли, не сформулированной прямо.
Составление в определенной последовательности вопросов с целью выяснения
причины, обстоятельств, времени, места событий (расспрашивание).
Работа над композицией составляемого рассказа (начало, середина, конец). План
текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по
предложенным планам

11

№

1.
2.
3.
4.

5.
6.

7.

8.

9.

VII. Тематическое планирование по русскому языку. 4 класс УМК «Школа России» (5 год обучения)
Раздел. Наименование темы
Кол-во Характеристика
видов
деятельности Воспитательный потенциал
часов
учащихся
Различать язык и речь, диалогическую и 1)
формирование
ПОВТОРЕНИЕ 8 часов
монологическую речь. Называть слова- первоначальных
Наша речь и наш язык. Формула
приветствия,
слова-прощания,
слова- представлений о единстве и
вежливости.
просьбы, слова-извинения и др.
многообразии языкового и
1
Составлять текст по рисунку с включением культурного
пространства
в него диалога. Называть признаки текста: России, о языке как основе
Текст и его план.
1
смысловое единство предложений в тексте, национального самосознания;
заглавие текста, тема, основная мысль, план 2) понимание обучающимися
Типы текстов.
текста. Подбирать заголовок к тексту. того, что язык представляет
1
Определять тему и главную мысль текста. собой явление национальной
Предложение как единица речи.
Называть типы текстов: повествование, культуры и основное средство
1
описание, рассуждение. Сопоставлять человеческого
общения,
Виды предложений
по цели
тексты разного стиля.
осознание значения русского
высказывания и по интонации.
Составлять
из
слов
предложения,
языка как государственного
1
различные по цели высказывания и по языка Российской Федерации,
Диалог. Обращение.
интонации.
Классифицировать языка
межнационального
1
предложения по цели высказывания и по общения;
Основа предложения. Главные и
интонации.
второстепенные члены предложения.
Находить главные и второстепенные члены
1
предложения. Различать второстепенные
члены
предложения.
Сравнивать
предложение, словосочетание и слово,
Проверим
себя.
Вставить
объяснять их сходство и различие.
пропущенные букв и выделить
Устанавливать при помощи смысловых
грамматические основы в тексте.
вопросов
связь
между
словами
в
словосочетании. Выделять в предложении
1
словосочетания.
Распознавать предложения с однородными 1)формирование позитивного
ПРЕДЛОЖЕНИЕ 8 часов
членами, находить их в тексте. Находить в отношения
к
правильной
предложении
однородные
члены устной и письменной речи как
Однородные члены предложения
предложения.
Соблюдать
интонацию показателям общей культуры
1
перечисления
в
предложениях
с и
гражданской
позиции
12

Знаки препинания в предложениях с
однородными членами.
10.

11.

1
Запятая
в
предложениях
с
однородными членами, соединёнными
союзами
Простые и сложные предложения.

12.

1
1

Связь
между
простыми
предложениями в составе сложного.
13.

1
Сложное предложение и предложение
с однородными членами.

14.

1
Обучающее изложение

15.

1

Проверим себя. Вставить
препинания в тексте.

знаки

16.

1
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
12 часов
Слово и его лексическое значение.

17.

1
Синонимы, антонимы, омонимы.

18.
19.
20.

1
Фразеологизмы. Обобщение знаний о
лексических группах слов.
Состав слова. Распознавание значимых
частей слова.

1
1

однородными членами. Определять, каким
членом предложения являются однородные
члены,
соблюдать
изученные
орфографические
и
пунктуационные
правила.
Находить в предложении однородные
члены предложения, которые связаны с
помощью союзов. Объяснять постановку
запятой в предложениях с однородными
членами. Составлять предложения с
однородными членами без союзов и с
союзами (а, и, но)
Объяснять выбор нужного союза в
предложении с однородными членам.
Различать простое и сложное предложения.
Составлять
сложные
предложения.
Выделять в сложном предложении его
основы. Ставить запятые между простыми
предложениями, входящими в состав
сложного. Различать сложное предложение
и простое предложение с однородными
членами. Ставить запятые между простыми
предложениями, входящими в состав
сложного.
Определять значение слова по тексту или
уточнять с помощью толкового словаря.
Распознавать многозначные слова, слова в
прямом и переносном значениях, синонимы,
антонимы,
омонимы,
фразеологизмы,
устаревшие слова. Называть значимые
части слова Находить в словах корень.
Различать однокоренные слова и формы
одного и того же слова, синонимы и
однокоренные слова, однокоренные слова и
слова с омонимичными корнями.

человека;
2)
овладение
первоначальными
представлениями о нормах
русского
языка
(орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах
речевого этикета; умение
ориентироваться в целях,
задачах, средствах и условиях
общения,
выбирать
адекватные языковые средства
для
успешного
решения
коммуникативных задач;

1)
овладение
учебными
действиями
с
языковыми
единицами
и
умение
использовать
знания
для
решения
познавательных,
практических
и
коммуникативных задач;
2) развитие умения строить
сообщения
в
устной
и
письменной форме;
3) адекватно использовать
13

21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.

Правописание гласных и согласных в
корнях слов.
1
Правописание приставок и суффиксов.
1
Разделительный твердый и мягкий
знаки.
1
Сочинение по картине И.И. Левитана
1
«Золотая осень»
Части
речи.
Морфологические
признаки частей речи.
1
Склонение имён существительных и
имён прилагательных.
1
Имя числительное. Глагол. Наречие
как часть речи.
1

Правописание наречий. Проверочная
работа

28.

29.

30.

Объяснять алгоритм разбора слова по
составу, использовать его при разборе слова
по составу. Анализировать заданную схему
слова и подбирать слова заданного состава.
Находить в словах изученные орфограммы
и выполнять проверку. Образовывать
однокоренные слова с помощью суффиксов
и приставок. Использовать алгоритм
применения орфографического правила при
обосновании написания слова. Выполнять
звуко-буквенный
анализ
слова.
Образовывать однокоренные слова с
помощью
суффиксов
и
приставок.
Группировать слова по месту орфограммы
и по типу орфограммы. Объяснять, когда в
словах пишется мягкий знак, а когда
твёрдый разделительный знак. Называть
изученные части речи, делить части речи на
самостоятельные
и
служебные.
Классифицировать слова по частям речи
на
основе
изученных
признаков.
Образовывать
наречия
от
имён
прилагательных

коммуникативные,
прежде
всего речевые, средства для
решения
различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание (в том числе
сопровождая
его
аудиовизуальной
поддержкой),
владеть
диалогической
формой
коммуникации, используя в
том
числе
средства
и
инструменты
ИКТ
и
дистанционного общения;

Выделять существительные по лексикограмматическим признакам. Различать
собственные
и
нарицательные,
одушевленные
и
неодушевленные
существительные в форме единственного и
множественного числа, существительные
мужского, женского и среднего рода.
Находить управляющее слово и определять
падеж существительного в словосочетании.
Наблюдать за ролью предлогов при

1)овладение
учебными
действиями
с
языковыми
единицами
и
умение
использовать
знания
для
решения
познавательных,
практических
и
коммуникативных задач;
2)формирование позитивного
отношения
к
правильной
устной и письменной речи как

1
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
32 часа
Распознание
падежей
имён
существительных.
Упражнение
в
распознавании
именительного,
родительного,
винительного
падежей
неодушевлённых
имён
существительных.

1

1

14

31.

32.

33.

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

41.

42.

43.
44.

Упражнение
в
распознавании
одушевлённых имён существительных
в
родительном
и
винительном
падежах, в дательном падеже.
Упражнение в распознании имён
существительных в творительном и
предложном падежах.
Повторение сведений о падежах и
приёмах
их
распознавания.
Несклоняемые
имена
существительные.
Три склонения имён существительных
(общее представление). 1-е склонение
имён существительных.
Упражнение в распознавании имён
существительных 1-го склонения.
Проверочная работа. Списывание с
заданием.
2
е
склонение
имён
существительных.
Упражнение в распознавании имён
существительных 2-го склонения.
3-е склонение имён существительных.
Упражнение в распознавании имён
существительных 3-го склонения.
Алгоритм
определения склонения
имени существительного. Проверочная
работа по теме «Склонение»
Падежные
окончания
имён
существительных 1,2, и 3 - го
склонения единственного числа.
Способы
проверки
безударных
падежных
окончаний
имён
существительных.
Именительный и винительный падежи.

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1

определении падежа имен. Составлять и
записывать
предложения
с
существительными в нужной падежной
форме. Называть имена существительные,
которые употребляются в одной форме.
Определять,
относится
ли
имя
существительное к 1-му, 2-му, 3-му
склонению.
Устанавливать
основные
признаки существительных 1-го склонения.
Сравнивать
ударные
и
безударные
окончания этих существительных (работать
по таблице).
Сравнивать
имена
существительные
разных склонений: находить их сходство и
различие. Называть падежные окончания
имён существительных 3-го склонения.
Определять тип склонения и падеж
существительных; выделять в предложениях
существительные, в которых окончание
является
орфограммой;
производить
орфографический разбор существительных с
безударными падежными окончаниями;
выбирать
проверочные
слова
для
правописания
безударных
падежных
окончаний существительных 1-го, 2-го, 3-го
склонения.
Сравнивать
падежные
окончания имён существительных трёх
склонений. Находить в тексте имена
существительные во множественном числе.
Ставить
имя
существительное
во
множественном числе в начальную форму с
целью определения начальной формы.
Сравнивать
правописание
окончаний
одушевленных
и
неодушевленных
существительных 1-го, 2-го, и 3-го

показателям общей культуры
и
гражданской
позиции
человека;
3) воспитание
доброжелательного,
умеющего слушать и слышать
собеседника,
обосновывать
свою позицию;
4) развитие способности к
оценке
своей
учебной
деятельности;
5) развитие умения строить
сообщения
в
устной
и
письменной форме;
6)формирование адекватного
использования
коммуникативные,
прежде
всего речевые, средства для
решения
различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание (в том числе
сопровождая
его
аудиовизуальной
поддержкой),
владеть
диалогической
формой
коммуникации, используя в
том
числе
средства
и
инструменты
ИКТ
и
дистанционного общения
1)воспитание
ценностного
отношения
к
своему
национальному
языку
и
культуре;
2)формирование
15

45.

46.
47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.
55.

56.

Правописание
окончаний
имён
существительных
в
родительном
1
падеже.
Именительный,
родительный
и
винительный падежи одушевлённых
1
имён существительных.
Правописание
окончаний
имён
существительных в дательном падеже. 1
Упражнение
в
правописании
безударных
окончаний
имён
существительных в родительном и
1
дательном падежах.
Правописание
окончаний
имён
существительных в творительном
1
падеже.
Упражнение
в
правописании
окончаний имён существительных в
1
творительном падеже.
Правописание
окончаний
имён
существительных
в
предложном
1
падеже.
Упражнение
в
правописании
окончаний имён существительных в
1
предложном падеже.
Правописание безударных окончаний
имён существительных во всех
1
падежах.
Упражнение
в
правописании
безударных падежных окончаний имён
1
существительных.
Сочинение по картине В.А.Тропинина
"Кружевница"
1
Проверочная работа «Правописание
безударных падежных окончаний имён
существительных в единственном
1
числе".

склонения с твердой и мягкой основами в уважительного отношения к
форме множественного числа (работать по русскому
языку
как
таблице).
государственному,
языку
межнационального общения;
3)формирование ценностного
отношения
к
своему
национальному языку и
культуре;
4) овладение
правилами
поведения в образовательной
организации, дома, на улице, в
населенном
пункте,
в
общественных местах, на
природе;
5) формирование
уважительного отношения к
старшим, доброжелательного
отношения к сверстникам и
младшим;

16

57.

58.

59.

60.

61.
62.
63.
64.

65.

66.

67.

68.

69.

Склонение имён существительных во
множественном числе.
1
Именительный
падеж
имён
существительных
множественного
1
числа.
Родительный
падеж
имён
существительных
множественного
1
числа.
Правописание
окончаний
имён
существительных
множественного
1
числа в родительном падеже..
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
23 часа
1
Имя прилагательное как часть речи.
Род и число имён прилагательных.
1
Описание игрушки.
1
Склонение имён прилагательных.
1
Склонение
имён
прилагательных
мужского и среднего рода в
1
единственном числе.
Правописание
окончаний
имён
прилагательных мужского и среднего
1
рода в именительном падеже.
Правописание
окончаний
имён
прилагательных мужского и среднего
1
рода в родительном падеже.
Правописание
окончаний
имён
прилагательных мужского и среднего
1
рода в дательном падеже.
Правописание
окончаний
имён
прилагательных мужского и среднего
рода в творительном и предложном
1
падежах.

Характеризовать лексическое значение
имен прилагательных. Образовывать от
имён существительных
и от имён
прилагательных
однокоренные
имена
прилагательные при помощи суффиксов.
Характеризовать
особенности
грамматических
признаков
имени
прилагательного (изменение по родам,
числам,
падежам).
Изменять
имена
прилагательные по числам, по родам (в
единственном
числе).
Выделять
из
предложения
словосочетания
прилагательного
с
существительным,
устанавливать
связь
слов
в
этих
словосочетаниях.
Распространять
предложения, дополняя их подходящими по
смыслу прилагательными для усиления
выразительности
текста.
Употреблять
прилагательные, используемые в прямом и
переносном значениях, в разных контекстах.
Понимать зависимость формы имени
прилагательного от формы имени

1) развитие интереса к
познанию нового;
2)формирование эстетических
идеалов, чувства прекрасного;
умение
видеть
красоту
природы;
3) формирование позитивного
отношения
к
правильной
устной и письменной речи как
показателям общей культуры
и
гражданской
позиции
человека;
4) овладение
учебными
действиями
с
языковыми
единицами
и
умение
использовать
знания
для
решения
познавательных,
практических
и
коммуникативных задач;
5)формирование
умения
адекватно
использовать
коммуникативные,
прежде

17

70.
71.

72.
73.
74.

75.
76.
77.
78.
79.

80.

81.

82.
83.

Упражнение
в
правописании
окончаний
имён
прилагательных
мужского и среднего рода.
Выборочное изложение описательного
текста.
Правописание падежных окончаний
имён прилагательных мужского и
среднего рода.
Склонение
имён
прилагательных
женского рода.
Именительный и винительный падежи
имён прилагательных женского рода.
Родительный,
дательный,
творительный и предложный падежи
имён прилагательных женского рода.
Винительный и творительный падежи
имён прилагательных женского рода.
Правописание падежных окончаний
имён прилагательных.
Склонение имён прилагательных во
множественном числе..
Сочинение - отзыв по картине
Н.К.Рериха "Заморские гости"
Именительный и винительный падежи
имён прилагательных множественного
числа
Родительный и предложный падежи
имён прилагательных множественного
числа.
Дательный и творительный падежи
имен прилагательных множественного
числа..
Обобщение
по
теме
"Имя
прилагательное". Проверочная работа.

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

существительного. Сравнивать падежные
окончания прилагательных мужского и
среднего рода с твердой и мягкой основой
(работать по таблице). Называть падеж
имён прилагательных, выделять окончания
имён прилагательных, падежные окончания
имён прилагательных мужского и среднего
рода
в
именительном,
винительном,
родительном падежах. Склонять имена
прилагательные женского рода. Определять
падеж и выделять окончания имён
прилагательных. Определять падеж и
выделять окончания имён прилагательных.
Называть пропущенные окончания имён
прилагательных женского рода. Называть
вопросы и окончания имён прилагательных
множественного числа в каждом из падежей.
Склонять имена прилагательные, пользуясь
таблицей. Устанавливать способ проверки
правописания
безударных
падежных
окончаний имен прилагательных в форме
множественного числа. Находить
и
отмечать в словах орфограммы. Объяснять,
доказывать правильность написания слова с
изученными орфограммами.

всего речевые, средства для
решения
различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание (в том числе
сопровождая
его
аудиовизуальной
поддержкой),
владеть
диалогической
формой
коммуникации, используя в
том
числе
средства
и
инструменты
ИКТ
и
дистанционного общения

1

1

1
1

Понимать,
что
такое
местоимение.
Распознавать местоимения среди других
частей речи. Указывать грамматические
признаки местоимений. Определять лицо,
число, род у личных местоимений 3-го лица.

18

84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.

МЕСТОИМЕНИЕ 9 часов
Личные
местоимения.
Роль
местоимений в речи
Изменение личных местоимений 1-го
и 2-го лица по падежам.
Изменение личных местоимений 1-го
и 2-го лица по падежам.
Изменение личных местоимений 3-го
лица по падежам.
Изменение личных местоимений 3-го
лица по падежам.
Изменение личных местоимений по
падежам.
Изложение повествовательного текста
с элементами описания.
Обобщение по теме "Местоимение"

91.

1
1

Определять лицо, число и падеж
местоимений.
изменять
личные
местоимения по падежам. Определять
лицо, число и падеж
местоимений,
изменять личные местоимения по падежам.

1
1
1
1
1
1

Проверочная
работа
«Местоимение»

по

теме

92.
ГЛАГОЛ 29 часов
93. Роль глаголов в языке.
94. Изменение глаголов по временам..
95. Неопределенная форма глагола.
96. Неопределенная форма глагола.
97. Изменение глаголов по временам.
Изложение повествовательного текста
98. по цитатному плану.
99. Спряжение глаголов.
100. Спряжение глаголов.
2-е лицо глаголов настоящего и
будущего времени в единственном
101. числе.
Сочинение по картине И.И.Левитана
102. "Весна. Большая вода"

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Различать глаголы среди других слов в
тексте. Объяснять роль глаголов в нашем
языке. Называть, что обозначают глаголы,
вопросы, на которые отвечают глаголы,
время, число глагола. Объяснять роль
глагола в предложении Трансформировать
текст, изменяя время глагола. Выделять
личные окончания глаголов. Объяснять,
что такое неопределённая форма глагола.
Называть глаголы в неопределённой
форме.
Определять
изученные
грамматические признаки глаголов (число,
время, роль в предложении). Ставить
вопросы к глаголам в неопределенной
форме и классифицировать глаголы,

1)овладение
учебными
действиями
с
языковыми
единицами
и
умение
использовать
знания
для
решения
познавательных,
практических
и
коммуникативных задач;
2)формирование позитивного
отношения
к
правильной
устной и письменной речи как
показателям общей культуры
и
гражданской
позиции
человека;
3) воспитание
доброжелательного,
умеющего слушать и слышать
собеседника,
обосновывать
свою позицию;
4) развитие способности к
оценке
своей
учебной
деятельности;
1) воспитание

ценностного
отношения
к
своему
национальному
языку
и
культуре;
2) формирование
уважительного отношения к
русскому
языку
как
государственному,
языку
межнационального общения;
3)формирование ценностного
отношения
к
своему
национальному языку и
культуре;
4)овладение
правилами
19

I и II спряжение глаголов настоящего
103. времени.
I и II спряжение глаголов будущего
104. времени.
Правописание безударных личных
окончаний глаголов в настоящем и
105. будущем времени.
Правописание безударных личных
окончаний глаголов в настоящем и
106. будущем времени.
Правописание безударных личных
окончаний глаголов в настоящем и
107. будущем времени.
Правописание безударных личных
окончаний глаголов в настоящем и
108. будущем времени.
Проверочная
работа
«Спряжение
109. глаголов»
110. Возвратные глаголы.
111. Правописание -тся- и -ться112. Правописание -тся- и -тьсяЗакрепление изученного. Составление
113. рассказа по серии картинок.
Правописание глаголов в прошедшем
114. времени.
Правописание родовых окончаний
115. глаголов в прошедшем времени.
Правописание родовых окончаний
116. глаголов в прошедшем времени.
Правописание безударного суффикса в
117. глаголах прошедшего времени.
Правописание безударного суффикса в
118. глаголах прошедшего времени
Изложение повествовательного текста
119. по вопросам.

1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

отвечающие на вопросы что делать? что
сделать? Образовывать временные формы
от глагола в неопределенной форме.
Изменять
глаголы
по
временам.
Объяснять, как изменяются глаголы
прошедшего времени в единственном числе.
Изменять глаголы по лицам и числам,
формировать умение спрягать глаголы в
настоящем и будущем времени. Работать с
таблицами спряжений глаголов в настоящем
времени. Понимать, что глаголы одного и
тоже спряжения в форме настоящего
времени имеют одинаковые ударные и
безударные окончания в одном и том же
лице и числе. Группировать найденные в
тексте
глаголы,
записывая
их
в
соответствующий столбец таблицы «I и II
спряжение
глаголов».
Устанавливать
наличие в глаголах орфограмм, доказывать
правильность их написания. Называть
алгоритм определения спряжения глагола с
безударным личным окончанием. Называть
глаголы-исключения. Понимать, что при
образовании форм глагола надо правильно
поставить вопрос к неопределённой форме
глагола и к формам настоящего и будущего
времени. Узнавать возвратные глаголы
среди других форм глагола. Распознавать
форму 3-го лица единственного и
множественного числа настоящего и
будущего времени и неопределенную форму
возвратных глаголов. Писать правильно тся и -ться в возвратных глаголах.
Определять и образовывать
формы
глаголов в прошедшем времени.

поведения в образовательной
организации, дома, на улице, в
населенном
пункте,
в
общественных местах, на
природе;
5)формирование
уважительного отношения к
старшим, доброжелательного
отношения к сверстникам и
младшим;

1) воспитание

ценностного
отношения
к
своему
национальному
языку
и
культуре;
2) обогащение активного и
потенциального словарного
запаса, развитие у
20

120. Обобщение по теме "Глагол"

1

Проверка знаний по теме глагол.
Проверочная работа.

121.

Объяснять, почему окончания глаголов
единственного числа в форме прошедшего
времени называют родовыми. Называть
суффикс, с помощью которого образованы
формы прошедшего времени. Выполнять
морфологический
разбор
глагола
Определять последовательность действий
при разборе глагола как части речи по
заданному
алгоритму,
обосновывать
правильность
выделения
изученных
признаков глагола.

1
ПОВТОРЕНИЕ 15 часов

122. Язык. Речь.

1

123. Текст.

1

124. Предложение и словосочетание.

1

125. Предложение и словосочетание.

1

126. Лексическое значение слова.
Сочинение на тему " Мои впечатления
127. от картины И.И.Шишкина "Рожь"".

1

128. Состав слова.

1

129. Состав слова.

1

130. Части речи.

1

131. Части речи.

1

132. Итоговая проверочная работа

1

1

Различать язык и речь. Называть виды
речи.
Объяснять
назначение
речи.
Называть признаки текста, типы текстов:
повествование, описание, рассуждение.
Объяснять, что такое предложение.
Находить
границы
предложений.
Определять тип предложения. Выделять в
тексте и записывать словосочетания, в
которые входят наречия, главные и
второстепенные
члены
предложения,
грамматическую
основу
предложения.
Сравнивать и различать распространенные
предложения
и
нераспространенные
предложения с однородными подлежащими
и однородными сказуемыми.
Находить и отмечать в словах орфограммы.
Объяснять,
доказывать
правильность
написания
слова
с
изученными
орфограммами. Выполнять морфемный
разбор слов. Выделять существительные,
прилагательные по лексико-грамматическим
признакам. Разбирать существительное,
прилагательное,
как
часть
речи
(морфологический разбор). Разбирать

обучающихся культуры
владения русским языком в
соответствии с нормами
устной и письменной речи,
правилами речевого этикета;
3)формирование позитивного
отношения
к
правильной
устной и письменной речи как
показателям общей культуры
и
гражданской
позиции
человека;
4)овладение учебными
действиями с языковыми
единицами и умение
использовать знания для
решения познавательных,
практических и
коммуникативных задач;
6)овладение правилами
поведения в образовательной
организации, дома, на улице, в
населенном пункте, в
общественных местах, на
природе;
7)формирование
уважительного отношения к
старшим, доброжелательного
отношения к сверстникам и
младшим;

21

133. Части речи.

1

134. Звуки и буквы.

1

135. Звуки и буквы.

1

136. Игра "По галактике Частей речи"

1

наречия по составу. Выделять глагол по
лексико-грамматическим
признакам.
Разбирать
глагол
как
часть
речи
(морфологический
разбор).
Различать
неопределенную форму глаголов на -ться и
форму 3-го лица единственного и
множественного числа на -тся, и
существительные на -ца объяснять их
правописание.

VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Лента букв, образцы письменных строчных и заглавных букв.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку (в том числе цифровые).
Наборы сюжетных (предметных) картинок (в том числе цифровые).
Словари по русскому языку.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ (в том числе цифровые).
Мультимедийный проектор (если есть). Экран.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку
Компьютер
Модели для: построения модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные,
твёрдые и мягкие согласные звуки); записи слогов, слов, выкладывание азбуки для составления предложений с опорой на схему.
Дистанционные ресурсы.
Учебники:
1 класс - Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019. – (Школа России)
1 дополнительный класс - Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019. –
(Школа России) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. – М.: Просвещение, 2019. - (Школа России)
2 класс - Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. – АО «Издательство «Просвещение»
3 класс - Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. – АО «Издательство «Просвещение»











4 класс - Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. – АО «Издательство «Просвещение»

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/
22

https://interneturok.ru/
https://infourok.ru/
Система учета и контроля достижений планируемых результатов описана в Приложении.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».