Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 92 «Согласовано» Зам.директора по УВР ________/Рустамова С.У. «___» ___________ 20__ г. «Рассмотрено» Заседание педсовета Протокол № «___» __________ 20___г. Приказ №______от «Утверждено» Директор МАОУ СОШ № 92 _________/Калинин М.О. «____» __________20__г. РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА «Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)» Разработчики программы: Педагог-психолог МАОУ СОШ № 92 Аринчехина О.А. Екатеринбург 2021 Содержание 1. Пояснительнаязаписка ............................................................................................ 3 2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихсястяжелыми нарушениями речи ............................................................................................................................. 4 3. Планируемыерезультаты ...................................................................................... 5 4. Принципыинаправленияреализации программы .................................................6 5. Условияреализациипрограммы… ........................................................................ 8 6. Содержаниепрограммы ........................................................................................ 9 7. Планкоррекционнойработысобучающимися стяжелыми нарушениямиречи ................................................................................10 1. Пояснительнаязаписка Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начальногообщегообразования(далее–НОО)обучающихсястяжелыминарушениямиречи(далее– ТНР) – этообразовательнаяпрограмма,адаптированнаядляобучениядетейсТНРсучетомособенностейихп сихофизическогоиречевогоразвития,индивидуальныхвозможностей,обеспечивающаякоррекцию нарушений развитияисоциальную адаптацию. Цельизадачипрограммы Цель программы: коррекция и развитие познавательно-личностной и коммуникативнойсферы развитие обучающихся, на основе которых развиваются умения осуществлять различныеумственные действия, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать своемнение, доказывать свою точку зрения, т.е. формируются такие психологические качества иумения,которыепомогаютшкольникамусваиватьучебныйпрограммныйматериалнапредметных уроках. Задачипрограммы: Сформироватьосознаннуюсаморегуляциюпознавательнойдеятельностииповедения(способно сти ксамостоятельной организациисобственной деятельности). Развитиепознавательнуюактивность,интересксебе,окружающемупредметномуисоциальному миру. Освоитьсредствакоммуникации,приемыконструктивноговзаимодействиясосверстникамиивзр ослыми. Обогатитьсловарныйзапасдетей. РазвитиепсихическихпроцессовудетейсТНР; Осуществлятькоррекциюнегативныхтенденцийразвития; Развитиеиндивидуальныхкачествивозможностейкаждогоребенка Обеспечивать формирование и достижение планируемых результатов освоения программы,подбирая, совершенствуя и систематизируяметоды работы педагога-психолога в соответствииспрограммнымсодержанием; формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательногоиактивного присвоения нового социальногоопыта; развитиесознательногоиспользованияязыковыхсредстввразличныхкоммуникативныхситуаци ях сцельюреализацииполноценных социальныхконтактовсокружающими; обеспечениеобучающемусяуспехавразличныхвидахдеятельностисцельюпредупреждениянега тивногоотношениякучебе,ситуациишкольногообучениявцелом,повышениямотивациик школьномуобучению; реализациясистемымероприятийпосоциальнойадаптацииобучающихсясТНР; оказаниеродителям(законнымпредставителям)обучающихсясТНРконсультативнойиметодиче ской помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским идругимвопросам, связаннымсихвоспитаниемиобучением. Восновуданнойпрограммыположеныследующие нормативныедокументы: 1. Конвенцияоправахребенка. 2. КонституцияРФ. 3. ЗаконРФот29декабря2012г.№273ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»(сизменениями). 4. Федеральныйзакон≪ОбосновныхгарантияхправребёнкавРоссийскойФедерации≫от24июля1 998 г.№124-ФЗ 5. Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартначальногообщегообразованиядляо бучающихся сОВЗ 6.СанПиН2.4.2.3648-20. 7. АООПНООобучающихсястяжелыминарушениямиречиМАОУСОШ№92. 8. ПисьмоМинистерстваОбразованияРФот27.03.2000г.№27/901-6«Опсихолого-медикопедагогическомконсилиуме(ПМПк)образовательногоучреждения». 9. ПоложениеоППкМАОУСОШ№ 92. 10. Должностнаяинструкцияпедагога-психологаМАОУСОШ№92. 11. Этическийкодекспедагога-психолога. 12. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»(утвержденприказомМинистерстватрудаисоциальнойзащитыРФот24июля201 5г.№514н. 13. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от06.04.2016г.№02-0181/2940«Методическиерекомендациипоорганизацииспециальныхусловийполученияобразования длядетейсограниченнымивозможностямиздоровьявсоответствиисзаключениями ПМПК». 2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми нарушениямиречи Вариант5.1предназначаетсядляобучающихсясфонетикофонематическимилифонетическимнедоразвитиемречи(дислалия;легкаястепеньвыраженностиди зартрии,заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевогоразвитияразличногогенеза(например,приминимальныхдизартрическихрасстройствах,р инолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся снарушениямичтения иписьма. Всепсихическиепроцессыуребёнка– память,внимание,воображение,мышление,целенаправленноеповедение– развиваютсяпринепосредственномучастииречи(Л.С.Выготский,А.Р.Лурия, А.В.Запорожец идр.) Вопроссоотношениянедоразвитияречевыхипознавательныхпроцессовпринарушениях речи должен решаться дифференцированно, так как группа детей с нарушениямиречидостаточнополиморфнаиотличаетсямногообразиемформ.Каждойизнихможетс оответствоватьсвоякартинанесформированностипознавательнойсферы,чтозависитотвыраженно сти и локализации органической и функциональной недостаточности центральнойнервнойсистемы. Мышление Несформированностьнаглядно-образногомышленияпринедоразвитииречивбольшинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта. У детей снедоразвитиемречинапроцессирезультатымышлениявлияютнедостаткивзнанияхи,наиболеечас тонарушениясамоорганизации.Унихобнаруживаетсянедостаточныйобъемсведенийобокружающ ем,освойствахпредметов,возникаюттрудностивустановлениипричинноследственныхсвязейявлений.ДлямногихдетейсТНРхарактернаригидностьмышления.Обладаяпо лноценнымипредпосылкамидляовладениямыслительнымиоперациями,струдомовладевают анализом,синтезом, сравнением. Воображение Детисобщимнедоразвитиемречипоуровнюпродуктивнойдеятельностивоображенияотста ютот нормальноразвивающихся сверстников: • дляниххарактернабыстраяистощаемостьпроцессоввоображения; • отмечаютсяиспользованиештамповвработе,однообразность; • детямтребуетсязначительнобольшевременидлявключениявработу,впроцессеработыот мечаетсяувеличениедлительностипауз; • наблюдаетсяистощениедеятельности. Внимание МногиеавторыотмечаютудетейсТНРнедостаточныеустойчивость,объемвнимания,ограни ченныевозможностиегораспределения. Память При относительно сохранной смысловой, логической памятиу детей с ТНР заметносниженаслуховаяпамятьипродуктивностьзапоминанияпосравнениюснормальноговорящ ими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые,опускаютнекоторыеихэлементыизменяютпоследовательностьпредложенн ыхзаданий; запоминаниевербальныхстимуловудетейсТНРзначительнохуже,чемудетейбезречевойпатологии. Восприятие Нарушениеслуховоговосприятияотмечаетсяу всехдетейснарушениемречи.Приобщем недоразвитии речи восприятие сформировано недостаточно и имеет ряд особенностей,которыевыражаются: 1. Внарушениицелостностивосприятия.Детизатрудняютсясложитьразрезнуюкартинку, точно выполнить конструирование по образцу из палочек и строительного материала;характернымявляетсянеточноерасположениедеталейврисунке,либофигурывпростран стве. 2. Детииспытываюттрудностиприсоотнесенииссенсорнымиэталонами;присоотнесенииэ тихобразцов-эталоновспредметамиокружающегомира. 3. Нарушеновосприятиесобственнойсхемытела.Наблюдаютсятрудностиориентировкив собственномтеле. 4. Пространственные ориентировки. Важно отметить, что при ТНР у детей нарушеноформированиепространственныхпредставлений.Затрудняютсявдифференциациипонят ий «справа»и«слева»,обозначающихместонахождениеобъекта. Уобучающихсяобнаруживаютсяотдельныенарушениясмысловойстороныречи.Несмотрян аразнообразныйпредметныйсловарь,внемотсутствуютслова,обозначающиеназваниянекоторыхж ивотных, растений,профессийлюдей, частейтела. Обучающиесясклонныиспользоватьтиповыеисходныеназвания,лишьприблизительнопере дающиеоригинальноезначениеслова.Лексическиеошибкипроявляютсявзаменеслов,близкихпоси туации,позначению,всмешениипризнаков.Выявляютсятрудностипередачи обучающимися системныхсвязей и отношений, существующихвнутрилексическихгрупп.Обучающиесяплохосправляютсясустановлениемсинон имическихиантонимическихотношений,особеннонаматериалесловс абстрактнымзначением. ОсобыеобразовательныепотребностиобучающихсясТНР Кособымобразовательнымпотребностям,характернымдляобучающихсясТНРотносятся: - выявлениевмаксимальнораннемпериодеобучениядетейгруппыриска(совместнососпециалиста мимедицинскогопрофиля)иназначениелогопедическойпомощинаэтапеобнаруженияпервыхприз наковотклонения речевогоразвития; - организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением передначаломобучения вшколе; преемственностьсодержанияиметодовдошкольногоишкольного7образованияивоспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевогоиличностного развития; - получениеначальногообщегообразования,адекватногообразовательнымпотребностямобучаю щегосяистепенивыраженностиегоречевогонедоразвития;обязательностьнепрерывностикоррекционноразвивающегопроцесса,реализуемогокакчерезсодержаниепредметных и коррекционноразвивающей областей и специальных курсов, так и в процессеиндивидуальной/подгрупповойлогопедической работы; - созданиеусловий,нормализующих/компенсирующихсостояниевысшихпсихическихфункций, анализаторной,аналитико-синтетическойирегуляторнойдеятельностинаосновеобеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями икоррекцииэтихнарушений; - координация педагогических, психологических средств воздействия в процессе комплексногопсихолого-педагогическогосопровождения; - возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержанияучебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевыхнарушенийи оптимизациикоммуникативныхнавыков учащихся; - гибкоеварьированиеорганизациипроцессаобученияпутемрасширения/сокращениясодержания отдельныхпредметныхобластей,измененияколичестваучебныхчасовииспользованиясоответству ющихметодики технологий; - индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разныхкатегорийобучающихся сТНР; - постоянный(пошаговый)мониторингрезультативностиобразованияисформированностисоциал ьнойкомпетенцииобучающихся,уровняидинамикиразвитияречевыхпроцессов,исходяиз механизмаречевогодефекта; - применениеспециальныхметодов,приемовисредствобучения,втомчислеспециализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств,обеспечивающихреализацию«обходныхпутей»коррекционноговоздействиянаречевыепр оцессы,повышающихконтрользаустной иписьменной речью; - возможностьиспользованияразличныхформполученияобразованияприналичиимедицинскихп оказаний и заявлений родителей; - профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимальногорасширенияобразовательногопространства,увеличениясоциальныхконтактов;обу ченияумениювыбирать иприменятьадекватныекоммуникативныестратегииитактики; - психологопедагогическоесопровождениесемьисцельюееактивноговключениявкоррекционноразвивающуюработусребенком;организацияпартнерскихотношенийсродителями. 3. Планируемыерезультаты Стабильнаядинамикафизическогоинервно–психическогоразвития Ученикобладаетпродуктивнымиболееустойчивымвниманием, развита слуховая, тактильная и зрительная память, образное и логическое мышление,мелкаямоторикарук; владение диалогической и монологической формами речи, умеет задавать вопросы играмотноотвечает наних; владениекультурно– гигиеническиминавыками,соблюдаетэлементарныеправилаздоровогообразажизни; эмоциональноотзывчив,откликаетсянаэмоцииблизкихлюдей,сверстников,сопереживает персонажамсказок,историй,рассказов;эмоциональнореагируетнапроизведенияизобразит ельногоискусства,музыкальныеихудожественныепроизведения,мир природы; врепертуарречивходятвербальныеиневербальныесредстваобщения,владеетдиалогическо йречью,умеетдоговариваться;умеетпланировать своидействия; владение первичными представлениями о себе и собственной принадлежности, семье ираспределениисемейных обязанностей,обществе,государстве,мире иприроде; владениенавыкамисотрудничествасовзрослымиисверстникамивразличныхсоциальныхик оммуникативныхситуациях,умениемнесоздаватьконфликтовинаходить выходы из спорныхситуаций; умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотноситьсвоючастьработы собщимзамыслом; овладениенавыкамикоммуникацииипринятымиритуаламисоциальноговзаимодействия(т. е.самойформойповедения,егосоциальнымрисунком),втомчислесиспользованиеминформ ационныхтехнологий; овладениенавыкомсамооценки,умениеманализироватьсвоидействияиуправлятьими; овладениесоциально-бытовымиумениями,используемымивповседневнойжизни; сформированностьустановкинабезопасный,здоровыйобразжизни,наличиемотивацииктр уду,работенарезультат,бережномуотношениюкматериальнымидуховнымценностям 4. Принципыи направленияреализациипрограммы Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми нарушениями речиосуществляется на основе комплексного взаимодействия различных специалистов и родителей(законныхпредставителей). В основу формирования АООП НОО обучающихся с МАОУ СОШ №92 положены следующиепринципы: - принципучетатипологическихииндивидуальныхобразовательныхпотребностейобучающихс я; - принципкоррекционнойнаправленностиобразовательногопроцесса; - принципразвивающейнаправленностиобразовательногопроцесса, - принцип ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоныближайшегоразвития»с учетом особыхобразовательныхпотребностей; - принципкомплексногоподхода,использованиявполномобъемереабилитационногопотенциал асцельюобеспеченияобразовательныхисоциальныхпотребностейобучающихся; - принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировкуна программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образованияобучающихсясТНР; - принципнаправленностинаформированиедеятельности,обеспечиваетвозможностьовладения обучающимисясТНРвсемивидамидоступнойимдеятельности,способамииприемамипознаватель нойиучебнойдеятельности,коммуникативнойдеятельностиинормативнымповедением; - принциппереносазнаний,умений,навыковиотношений,сформированныхвусловияхучебнойси туации,вдеятельностьвжизненнойситуации,чтообеспечитготовностьобучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, вдействительнойжизни;трансформированиеуровняполученныхзнанийвобластьжизнедеятельно сти; - принципсотрудничествассемьей. Основныенаправлениядеятельности: 1. Диагностическоенаправление Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у обучающихся с ТНРособых потребностей в адаптации к освоению адаптированной основной образовательнойпрограммы начального общего образования, проведение комплексного обследования иподготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условияхобразовательнойорганизации; 2. Коррекционно-развивающеенаправление Коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адреснойспециализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков вфизическоми (или)психическом, речевомразвитии обучающихсясТНР; 3. Консультационноенаправление Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровожденияобучающихся с ТНР в освоении адаптированной основной образовательной программыначального образования, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросамреализации дифференцированных психологопедагогических условий образования,воспитания,коррекции,развитияи социализацииобучающихся сТНР; 4. Информационно-просветительскоенаправление Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность повопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ТНР, совсемиегоучастниками-сверстниками,родителями(законнымипредставителями). 5. Динамическийконтроль. Помогаетотследитьэффективностьилинеэффективностьразработаннойпрограммыкоррекционн ой работы и позволяет внести своевременные корректировки в перспективныепланы. 5.Условияреализациипрограммы 1. Психолого-педагогическоеобеспечение обеспечениедифференцированныхусловий(оптимальныйрежимучебныхнагрузок,вариативны е формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии срекомендациямипсихолого-медико-педагогической комиссии; обеспечениепсихолого-педагогическихусловий(коррекционнаянаправленностьучебновоспитательногопроцесса,учётиндивидуальныхособенностейребёнка,соблюдениекомфортногоп сихоэмоциональногорежима,использованиесовременныхпедагогическихтехнологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательногопроцесса,повышения егоэффективности,доступности); обеспечениеспециализированныхусловий(выдвижениекомплексаспециальныхзадачобучения, ориентированныхнаособыеобразовательныепотребностиобучающихсясТНР,введениевсодержан иеобученияспециальныхразделов,направленныхнарешениезадачразвитияребёнка,отсутствующи хвсодержанииобразованиянормальноразвивающегосясверстника,использованиеспециальныхме тодов,приёмов,средствобучения,специализированныхобразовательныхикоррекционныхпрограм м,ориентированныхнаособыеобразовательныепотребностидетей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушенияразвитияребёнка,комплексноевоздействиенаобучающегося,осуществляемоенаиндиви дуальных и групповыхкоррекционныхзанятиях; обеспечениездоровьесберегающихусловий(оздоровительныйиохранительныйрежим,укрепле ние физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных ипсихологическихперегрузокобучающихся,соблюдениесанитарно-гигиеническихправилинорм; развитиесистемыобученияивоспитаниядетей,имеющихсложныенарушенияпсихическогои (или) физического развития. 2. Программно-методическоеобеспечение В процессе реализации коррекционной работы с обучающимися с ТНР педагогпсихологиспользует диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый дляосуществленияегопрофессиональной деятельности. 3. Материально-техническоеиинформационноеобеспечение № Оборудование Количество/шт. Техническоеобеспечение 1. Колонки 1 2 Ноутбук 1 Канцелярскиетовары 1. ЛистыА4 2пачки 2. Цветныекарандаши 5пачек 3. Фломастеры 5пачек 4. Клей-карандаш 3штуки 5. Тетради вклетку 10штук 6. Цветнаябумага 10штук Необходимоеоборудование 1. Учебныйкабинет 1 2. Стулья 5 3. Парты 2 4. Учительскийстол 1 Учебно-методическоеобеспечение 1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учеб.пособиедлястуд. высш.пед. учеб.заведений. – М.:Изд.центр«Академия»,2000. –240 с. 2. БуяновМ.И.Беседыодетскойпсихиатрии:Кн.Дляучителя.–М.:Просвещение, 1986.– 208 с. 3. ВенгерА.Л.Психологическоеконсультированиеидиагностика.Практическое руководство.Часть 2.–М.:Генезис,2007. –128с. 4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/Сост.И.В.Дубровина,А.М.Прихожан,В.В.Зацепин. –М.:Издательскийцентр«Академия»,1998.– 320с. 5. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология накаждыйдень/4-еизд.,перераб.и доп.–М.:АСТ-ПРЕССКНИГА,2002. –336с. 6. КрутецкийВ.А.Основыпедагогическойпсихологии.М.,«Просвещение»,1972.– 255с. 7. ЛевинЯ.Н.Семнадцатьуроковшкольноговоспитания.-РФОтделобразования АдминистрацииОктябрьскогорайонаг.Екатеринбурга.1999г.-198с. 8. Методические рекомендации по организации психолого-медикопедагогическогосопровождения детей с оособыми образовательными потребностями в условияхреализацииФГОСНООобучающихсясОВЗ.Екатеринбург:МБУИМЦ «ЕкатеринбургскийДомУчителя»,2016.–68с. 9. Научныйжурнал«Вопросыпсихологии».2008.№4.–192с. 10. НемовР.С.Психология:Пособиедляучащихся:10-11кл.–М.:Просвещение, 1995.– 239 с. 11. НикольсскаяО.Ребеноксаутизмомвобычнойшколе/ОльгаНикольская,ТатьянаФом ина,СветланаЦыпотан.–М.:Чистыепруды,2006.–32с.– (Библиотечка«Первогосентября»,серия«Школьныйпсихолог».Вып.2(8)). 12. Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления : социальнопсихологическийтренин/Е.Осипова,Е.Чуменко.–М.:Чистыепруды,2007. –32с.– (Библиотечка «Первогосентября»,серия«Школьныйпсихолог».Вып.5(17)). 13. Популярнаяпсихология:Хрестоматия:Учеб. пособиедлястудентов пединститутов/Сост.В.В.Мироненко.-М.:Просвещение,1990.-399с. 14. СавенковА.И.Какрассадитьдетейвклассе:психологическоепространство личности ребенка / А.И. Савенков. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка«Первогосентября»,серия «Школьныйпсихолог».Вып.4(10)). 15. СемагоН.Я.Диагностическийальбомдляоценкиразвитияпознавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. -М.: Айриспресс,2010. 15. СоколоваЕ.Е.Тринадцатьдиалоговопсихологии.Хрестоматияскоментариями покурсу«Введениевпсихологию».3-еиздание.М.:Смысл,1997.–653с. 16. СтоляренкоЛ.Д.Основыпсихологии.5-еизд.,перераб.идоп.(Серия«Учебники, учебныепособия».) –Ростовн/Д: Феникс,2002. –672 с. Электронно-образовательныересурсы 1. http://fgosreestr.ru 2. http://fgos-ovz.herzen.spb.ru 3. http://tasoteka.rusedu.net/category/1654/4202 6.Содержаниепрограммы ОбъемпрограммыкоррекционнойработысобучающимисясТНРрассчитанна9месяцев.Всег о33занятияпричастотевстреч1развнеделюдляобучающихся1-ыхклассови 34занятияпричастотевстреч1развнеделюдляобучающихся24классов.Продолжительностьодногозанятиядляобучающихся24классовот35до40минут,дляобучающихся1-ыхклассов занятиедлится неболее35 минут. Занятиясобучающимисястяжелыминарушениямиречистроятсясучетомосновных принциповкоррекционнойработы: 1. Принципсистемности коррекционныхзадач(исправлениеилисглаживаниеотклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических задач(предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих задач (стимулирование,обогащениесодержания развития, опораназонуближайшегоразвития). 2. Принципединствадиагностикиикоррекцииреализуетсявдвухаспектах: Началукоррекционнойработыдолженпредшествоватьэтапкомплексногодиагности ческого обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностейразвития, сделать заключение об возможных причинах дефицитарностиразвития и строитькоррекционнуюработу,исходяиз ближайшегопрогнозаразвития. Реализация коррекционнойработы требуетотпедагога-психолога постоянногоконтроля динамики изменений в развитии познавательных процессов и личности, поведении,деятельности, эмоциональном состоянии ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вноситьнеобходимыеизменения вкоррекционнуюработу. 3. Деятельностный принцип определяет тактику проведения коррекционной работычерез активизацию деятельности каждого ученика, что обеспечивает необходимую основу дляположительнойдинамики вразвитиикаждого обучающегося. 4. Учетиндивидуальныхособенностейличности позволяетнаметитьпрограммуоптимизациивпределахпсихофизическихособенностейкаждогообу чающегосясТНР.Коррекционнаяработадолжнасоздаватьоптимальныевозможностидляиндивиду ализацииразвития. 5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, прирешении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитиюобучающихся, раскрытию их возможностей и способностей. Каждое задание должно проходитьряд этапов (от простого к сложному). Уровень сложности должен быть доступен конкретномуребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радостьпреодолениятрудностей. 6. Принциппродуктивнойобработкиинформации заключаетсяворганизациизанятий таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации,следовательно–механизмсамостоятельногопоиска, выбораи принятиярешения. 7. Принципучетаэмоциональнойокрашенностиматериала предполагает,чтобыигры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировалиположительныеэмоцииобучающихся. Вовремязанятийуобучающихсяпроисходитстановлениеразвитыхформсамосознания,само контроляисамооценки.Отсутствиеотметокснижаеттревожностьинеобоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результатеудетейформируетсяотношениекданнымзанятиямкак ксредствуразвитиясвоейличности. Занятияпроходятвгрупповойформе. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий,дидактических и развивающих игр. На занятиях применяютсязанимательные и доступные дляпонимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д.,чтопривлекательно длямладшихшкольников. На занятиях дети часто сами оценивают свои успехи. Это создает особый положительныйэмоциональныйфон:раскованность,интерес,желаниенаучитьсявыполнятьпредла гаемыезадания. Заданияпостроенытакимобразом,чтоодинвиддеятельностисменяетсядругим,различныете мыиформыподачиматериалаактивночередуютсявтечениеурока.Этопозволяетсделатьработудина мичной, насыщеннойименееутомляемой. Коррекционноразвивающаяобластьявляетсяобязательнойчастьювнеурочнойдеятельности,поддерживающейпр оцесс освоениясодержанияАООП НООобучающихсясТНР (вариант 5.1). Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегосяопределяетсясучетомегоособыхобразовательныхпотребностейнаосноверекоменда цийпсихолого-медико-педагогическойкомиссии,индивидуальнойпрограммыреабилитации. Содержаниемероприятийврамкахреализациипрограммы № Мероприятие Содержаниедеятельности 1. Психологическаядиагн остика 1. Выявлять детей сограниченнымивозможностям и здоровья 2.Изучатьособенности развитияобучающихсясОВЗ. 3. Оценить условия реализациикоррекционной работы. 2. Консультирование 3. Психологическаякорр екция Предполагаемыйрезультат Ответственный Результатом данного этапаявляется анализ особенностейразвития детей, определенияспецифики и их особыхобразовательныхпотреб ностей. Оценка условий реализациикоррекционнойра боты. Фиксируемый результат:индивидуальные заключенияспециалистов и характеристикаклассногоруков одителя Психологические Информированиевсехучастнико рекомендациипо особенностям вобразовательныхотношенийпо организацииобразовательнойдея вопросам,связаннымсособеннос тельности тямиобучения,развитияиадаптац икоррекционнойработы ииобучающихсяс ТНР УчительлогопедПе дагогпсихолог Реализация адаптированныхобразовательн ыхпрограммиихкорректировка в течениеучебного года на основаниисистематическогодин амическогонаблюдения. УчительлогопедПе дагогпсихолог 4. Динамическая 1. Изучение качества диагностика иустойчивости результатовкоррекционноразвивающей работы. 2. Определениесодержания дальнейшейсопровождающей деятельностив рамках Уменьшение степенивыраженности дефицита вразвитии познавательныхпроцессов, его поведенческихпоследствий,пр едупреждениепоявления вторичныхотклонений в развитии,обеспечение максимальнойреализации потенциалаобучающихся Педагогпсихолог Динамика развития ребёнка Педагогирезультаты усвоения психолог знаний,уменийинавыковпопрогр амме. образовательнойорганизации. Контрольиоценкапланируемыхрезультатов Дляоценкиэффективностиразработаннойпрограммыкоррекционнойработысобучающими сясТНР поразвитиюпознавательныхпроцессовможноиспользоватьмониторинг,отражающий динамикусостояния обучающихся: 1. Численность/процент выявленных обучающихся, имеющих ТНР своевременнополучившихкоррекционно-развивающую помощь. 2. Численность/процентобучающихсясТНРкачественноосвоившихАООПНОО. 3. УспешнаяадаптацияобучающихсясТНРкусловиямобразовательнойорганизации. 4. Уменьшениестепенивыраженностинарушения. Психологопедагогическаядиагностикапроводитсядоначалареализациикоррекционнойработыипослеееокон чания.Критериемэффективностибудетслужитьположительнаядинамика вразвитиипознавательныхпроцессов. Дляотслеживаниярезультатов предусматриваютсявследующиеформыконтроля: Стартовый контроль (входная диагностика), позволяющий определить исходныйуровеньразвитияпознавательныхпроцессов,обучающихсясТНРпометодикамАхутиной Т.В.,Семаго Н.Я.,СемагоМ.М., Екжановой Е.А. Текущийконтроль(контрольнаядиагностика): прогностический,тоестьпроигрываниевсехоперацийучебногодействиядоначалаего реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой ипоследовательностьювыполненияопераций, входящихвсоставдействия; рефлексивный,контроль,обращенныйнаориентировочнуюоснову,«план»действияи опирающийся напониманиепринципов егопостроения; контрольпорезультату,которыйпроводитсяпослеосуществленияучебногодействия методомсравненияфактическихрезультатовиливыполненныхоперацийсобразцом. Текущийконтроль(контрольнаядиагностика), позволяющийопределитьпромежуточныйуровень развития познавательныхпроцессовпо методикам Ахутиной Т.В.,СемагоН.Я.,СемагоМ.М. Итоговый контроль (итоговая диагностика), позволяющий определить итоговый уровеньразвития познавательных процессов по методикам Ахутиной Т.В., Семаго Н.Я., Семаго М.М.,ЕкжановойЕ.А. Дляоценкиэффективностизанятийиспользуютсяследующиепоказатели: степеньпомощи,которуюоказываетпедагогпсихологобучающимсяпривыполнениизаданий; поведениеобучающихсяназанятиях(живость,активность,заинтересованностьшколь никовобеспечивают положительныерезультаты занятий); результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется,справляютсялиученики сэтимизаданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышениеуспеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работойобучающихся с ТНР на уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности,улучшениемыслительной деятельности). Модель коррекционного занятия с обучающими с ТНР по развитию познавательныхпроцессов 1. Разминка (3 минуты).Основной задачей данного этапа является создание у ребятопределенногоположительногоэмоциональногофона,безкоторогоэффективноеусвоениезна нийневозможно.Поэтомувопросы,включенныевразминку,достаточнолегкие.Ониспособны вызватьинтересу детей,ирассчитаны на сообразительность, быстроту реакции,окрашены немалой долей юмора. При этом они подготавливают ребенка к активной учебнопознавательнойдеятельности. 2. Тренировкаиразвитиепсихическихмеханизмов,лежащихвосновепознавательныхсп особностей,памяти,внимания,воображения,мышления.(12минут–динамическаяпауза– 12минут).Используемыенаэтомэтапезанятиязаданиянетолькоспособствуют развитию познавательных процессов, но и позволяют, неся соответствующуюдидактическуюнагрузку,углублятьзнанияребят,разнообразить методыиприемыпознавательнойдеятельности,выполнять логическипоисковыеитворческиезадания. 3. Динамическаяпауза(3минуты),проводимаянакоррекционно-развивающихзанятиях, нетолькоразвиваетдвигательнуюсферу,ноиспособствуетразвитиюумениявыполнятьнесколько различныхзаданий одновременно. 4. Подведениеитоговзанятия(5минут). 7.Планкоррекционнойработы собучающимисястяжелыминарушениямиречи (вариант 5.1) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Развиваемыепознавательныепроцессы Стартовыйконтроль(входнаядиагностика)уровняразвития мышления,внимания,восприятия,воображения,памятиимелкоймо торики. Развитие концентрации внимания. Развитие слухоречевой памяти.Развитиеграфическихнавыков.Графическийдиктант. Тренировкавнимания.Развитиемышления.Развитиеречи. Графическийдиктант. Тренировка слухоречевой памяти. Развитие мышления. Графическийдиктант. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графическийдиктант. Развитие аналитических способностей. Развитие речи.Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Совершенствованиевоображения.Заданиепоперекладыванию спичек.Рисуемпообразцу. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительныхопераций.Графическийдиктант. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графическийдиктант. Тренировкавнимания.Развитиемышления. Графический диктант. Развитиемышления.Развитиеречи.Графическийдиктант. Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитическихспособностей.Совершенствование мыслительныхопераций. Графическийдиктант. Совершенствование воображения. Задания развитие пространственногомышления.Рисуемпообразцу. Развитие логического мышления. Развитие речи. Совершенствование мыслительных операций. Графическийдиктант. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графическийдиктант. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Текущий контроль (контрольная диагностика) уровня Класс 1-4 Колвочас ов 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1-4 1 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. развития мышления, внимания, восприятия, воображения, памятиимелкоймоторики. Развитиемышления.Графическийдиктант. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графическийдиктант. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительныхопераций.Графическийдиктант. Совершенствованиевоображения.Заданияпоперекладыванию спичек.Развитиенаглядно-образногомышления. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительныхопераций.Графическийдиктант. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графическийдиктант. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Развитиемышления.Графическийдиктант. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графическийдиктант. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительныхопераций.Графическийдиктант. Совершенствование воображения. Задания развитие пространственногомышления.Геометрическиефигуры. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительныхопераций.Графическийдиктант. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Развитиемышления.Развитиевоображения.Развитиеречи. Графическийдиктант. Развитие концентрации внимания. Развитие графических навыков.Графическийдиктант. Итоговыйконтроль(итоговаядиагностика)уровняразвития мышления,внимания,восприятия,воображения,памятиимелкоймо торики. Тренировкавосприятия. Развитие мышления. Графический диктант. Итоговыйконтроль(итоговаядиагностика)уровняразвитиямы шления,внимания,восприятия,воображения,памятии мелкоймоторики. 1-4 1-4 1 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1-4 1 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-ые 1 2-4 1 2-4 1