Программа курса АООП НОО 5.1 АРП Родной язык русский

Приложение к
адаптированной основной общеобразовательной программе
-адаптированной образовательной программы
начального общего образования МАОУ СОШ № 92

I.
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа поучебному предмету «Родной язык» разработана на
основетребованийФедеральногогосударственногообразовательногостандартаначальногооб
щего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –
Стандарт)крезультатамосвоенияОПНООисиспользованиемпримернойадаптированнойосно
вной
общеобразовательной
программы
начального
общего
образования
обучающихсясТНР.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми
стяжелымнарушениемречи.Обучениеосуществляется вусловияхинклюзии.
Содержание
обучения
соответствуетосновной
общеобразовательной
программеНООМАОУ СОШ№92, разработанной дляобычныхдетей.
Представленнаяпрограмма,сохраняяосновноесодержаниеобразования,принятоед
лямассовойшколы,отличаетсятем,чтопредусматриваеткоррекционнуюнаправленнос
тьобучения.
При составлении рабочей программы учтены основные идеи и положения
программыформированияиразвитияуниверсальныхучебныхдействийнауровненачальногоо
бщегообразования.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с
ТНР.Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое
длямассовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную
направленностьобучения.
Характеристикадетейстяжелыминарушениямиречи
Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с отклонениями
вразвитии,у
которыхсохраненслух,
первично
не
нарушенинтеллект,но
наблюдаетсяразличнойстепениречеваядисфункция, влияющаянастановлениепсихики.
Становлениеречиутакогоребенказатрудненоитребуетбольшеговременидляовладения
родным
языком:
развитие
фонематического
слуха
и
формирование
навыковпроизнесениязвуковродногоязыка,овладениесловарнымзапасомиправиламисинтак
сиса,пониманиесмыслапроизносимого.
Речевыенарушениямогутзатрагиватьразличныекомпонентыречи:звукопроизношение(сн
ижениевнятностиречи,дефектызвуков),фонематическийслух(недостаточноеовладениезвук
овымсоставомслова),лексикограмматическийстрой(бедностьсловарногозапаса,неумениесогласовыватьсловавпредложе
нии).
У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей
познавательнойдеятельности(восприятие,память,мышление,речь),особеннонауровнепроиз
вольностииосознанности.Интеллектуальноеотставаниеимеетудетейвторичныйхарактер,по
сколькуонообразуется вследствиенедоразвития речи,всехеекомпонентов.
Большинстводетейснарушениямиречиимеютдвигательныерасстройства.Онимоторнонел
овки,неуклюжи,характеризуютсяимпульсивностью,хаотичностьюдвижений.Детисречевым
инарушениямибыстроутомляются,имеютпониженнуюработоспособность.Они
долго
невключаютсяввыполнениезадания.
Отмечаютсяотклоненияивэмоционально1

волевойсфере.Такимдетямприсущинестойкостьинтересов,пониженнаянаблюдательность,с
ниженнаямотивация,замкнутость,негативизм,неуверенностьвсебе,повышеннаяраздражите
льность,агрессивность,обидчивость,трудностивобщениисокружающими,вналаживаниикон
тактовсо своими сверстниками.
Содержаниекоррекционнойработы
Профилактикаспецифическихисопутствующих(графических,орфографических)ошибок.
Развитиеустнойиписьменнойкоммуникации,способностикосмысленномучтениюиписьму.Р
азвитие способности пользоваться устной и письменной речью для решения
соответствующих
возрасту
бытовых
задач.
Развитие
способности
к
словесномусамовыражениюнауровне,соответствующемвозрастуиразвитиюобучающегося.
Обучениеправиламкоммуникациииумениямиспользоватьихвактуальныхдляобучающихсяб
ытовыхситуациях.Расширениеиобогащениеопытакоммуникацииобучающегося в ближнем
и дальнем окружении. Развитие потребности и умений активноиспользовать речевые
средства
для
решения
коммуникативных
и
познавательных
задач.Коррекциянарушенийпсихическогоиречевогоразвитияобучающихся.Формирование
«чувства»языка,уменияотличатьправильныеязыковыеформыотнеправильных.Формирован
иеязыковыхобобщений(фонематических,морфологических,синтаксических).Развитиенавы
ковсемантическогопрограммированияиязыковогооформления как предложений, так и
текста.
Формирование
умений
понимать
содержаниехудожественногопроизведения,работатьстекстом(умениевыделятьчаститекста,
составлять плантекстаит.д.).Формированиеумениявыражать свои мысли.
СопровождениеобучающихсясТНРпредусматриваетследующиевидыдифференцированн
ойпомощи:
чёткоеобобщениекаждогоегоэтапа(проверкавыполнениязадания,объяснениенового,закр
еплениематериалаи т.д.);
объяснение нового учебного материала по частям;ясная и конкретная
формулировкавопросов учителя;
проведениеречевыхразминок:проговариваниеотдельныхслов,трудныхдляпроизношения
,правил,терминов;
включениевурокитренировочныхупражненийпоразвитиювнимания,памяти,мыслительн
ых операций.индивидуальныйтемпвыполнениязаданий;
индивидуальныезадания,втомчислевоспроизводящегохарактераприналичииобразцов,а
лгоритмов выполнения;
наглядноеподкреплениеинформации,инструкций:картинныепланы,опорные,обобщающ
иесхемы,карточкипомощницы,которыесоставляютсявсоответствиисхарактеромзатруднений
приусвоенииучебногоматериала;
планыалгоритмысуказаниемпоследовательностиопераций,необходимыхдлярешениязадач;
образцырешениязадачипошаговыеинструкцииит.д.
Учебный предмет «Родной язык» является предметом обязательной части
учебногопланаМАОУСОШ№92,входитвобразовательнуюобласть«Роднойязыкилитератур
ноечтениенародномязыке».
Изучениепредметнойобласти«Роднойязыкилитературноечтениенародномязыке»
должнообеспечивать:
 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языковогоикультурногопространстваРоссии,оязыкекакосновенациональногосамосозн
ания.
 Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на
родномязыке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
2

способностейктворческой деятельностинародномязыке.
II.
Общаяхарактеристикаучебногопредмета
Русский язык является государственным языком Российской Федерации,
средствоммежнационального общения и объединения народов России. Изучение русского
языка ивладение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской
культуры илитературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту
человечества.Одновременно с этим русский язык является родным языком русского
народа, основой егодуховной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает
преемственность ипостоянноеобновлениенациональной культуры.
Роднойязык,выполняясвоибазовыефункцииобщенияивыражениямысли,обеспечивае
тмежличностноеисоциальноевзаимодействиелюдей,участвуетвформировании
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средствомхранения и
передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровеньвладения
родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность вовладении
способами
интеллектуальной
деятельности,
умениями
убедительно
выражатьсвоимыслииточнопониматьмыслидругихлюдей,извлекатьианализироватьинформ
ацию
из
различныхтекстов.
Как
средство
познания
действительности
русскийроднойязыкобеспечиваетразвитиеинтеллектуальныхитворческихспособностейреб
енка,развиваетегоабстрактноемышление,памятьивоображение,формируетнавыкисамостоя
тельнойучебнойдеятельности,самообразованияисамореализацииличности.Обучение
русскому
родному
языку
совершенствует
нравственную
и
коммуникативнуюкультуруученика.
Содержаниекурса«Русскийроднойязык»направленонаудовлетворениепотребностио
бучающихсявизученииродногоязыкакакинструментапознаниянациональнойкультуры
и
самореализациивней.
Важнейшимизадачамикурсаявляютсяприобщениеобучающихсякфактамрусскойязы
ковой
истории
в
связи
с
историей
русского
народа,
формирование
первоначальныхпредставлений младших школьников о сходстве и различиях русского и
других языков вконтексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и
культур
народовРоссииимира;расширениепредставленийорусскойязыковойкартинемира,онациона
льном
языке
как
базе
общезначимых
нравственно-интеллектуальных
ценностей,поведенческихстереотиповит.п.,чтоспособствуетвоспитаниюпатриотическогоч
увства,гражданственности,национальногосамосознанияиуважениякязыкамикультурамдруг
ихнародовнашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как
живом,развивающемсяявлении,одиалектическомпротиворечииподвижностиистабильности
какоднойиз основныххарактеристик литературного языка.
III.
Описаниеместаучебногопредметавучебномплане
По учебному плану МАОУ СОШ №92программа рассчитана наобщую
учебнуюнагрузкувобъеме101 час.
1 класс–33часавгод
2 - 3 класс – по 17 часов в
год4класс– 34часавгод.
IV.
Ценностныеориентирысодержанияучебногопредмета
Содержаниекурса«Родной(русский)язык»направленонаудовлетворениепотребности
обучающихсявизученииродногоязыкакакинструментапознаниянациональной культуры и
самореализации в ней. Учебный предмет«Родной (русский)язык» не ущемляет права тех
обучающихся, которые изучают иные (не русский) родныеязыки, поэтому учебное время,
отведённое на изучение данной дисциплины, не можетрассматриватьсякаквремядля
углублённогоизученияосновногокурса «Русскийязык».
3

Всодержаниикурса«Родной(русский)язык»предусматриваетсярасширениесведений,
имеющихотношениенеквнутреннемусистемномуустройствуязыка,аквопросам реализации
языковой
системы
в
речи‚
внешней
стороне
существования
языка:
кмногообразнымсвязямрусскогоязыкасцивилизациейикультурой,государствомиобщество
м.Программаучебногопредметаотражаетсоциокультурныйконтекстсуществования
русского
языка,
в
частности,
те
языковые
аспекты,
которые
обнаруживаютпрямую,непосредственную культурно-историческуюобусловленность.
V.
Личностные,метапредметныеипредметныерезультатыосвоенияучебного
предмета«Роднойязык»
Изучениеучебногопредмета«Роднойязык»приполученииначальногообщегообразован
иянаправленонадостижениеличностных,метапредметныхипредметныхрезультатов.
Личностныерезультатыдолжныотражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
своюРодину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальнойпринадлежности;
формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;становлениегуманистическихидемократическихценностныхориентаций;
2) формированиецелостного,социальноориентированноговзгляданамирвегоорганичномед
инствеиразнообразииприроды,народов,культур ирелигий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
другихнародов;
4) овладениеначальныминавыкамиадаптациивдинамичноизменяющемсяиразвивающемс
ямире;
5) принятиеиосвоениесоциальнойролиобучающегося,развитиемотивовучебнойдеятельнос
ти иформированиеличностногосмыслаучения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
винформационнойдеятельности,наосновепредставленийонравственныхнормах,социальной
справедливостии свободе;
7) формированиеэстетическихпотребностей,ценностейичувств;
8) развитиеэтическихчувств,доброжелательностииэмоциональнонравственнойотзывчивости,понимания исопереживания чувствамдругихлюдей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальныхситуациях,умениянесоздаватьконфликтовинаходитьвыходыизспорныхситуаци
й;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
ктворческомутруду,работенарезультат,бережномуотношениюкматериальнымидуховнымц
енностям.
Метапредметныерезультатыдолжныотражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности,поискасредств ееосуществления;
2) освоениеспособоврешенияпроблемтворческогоипоисковогохарактера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
всоответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболееэффективныеспособы достижения результата;
4) формированиеуменияпониматьпричиныуспеха/неуспехаучебнойдеятельностииспособн
ости конструктивнодействоватьдажевситуацияхнеуспеха;
5) освоениеначальныхформпознавательнойиличностнойрефлексии;
6) использованиезнаковосимволическихсредствпредставленияинформациидлясозданиямоделейизучаемыхобъектов
ипроцессов,схемрешения учебныхипрактических задач;
7) активноеиспользованиеречевыхсредствисредствинформационныхикоммуникационны
хтехнологий(далее-ИКТ)длярешениякоммуникативныхипознавательныхзадач;
4

8) использованиеразличныхспособовпоиска(всправочныхисточникахиоткрытомучебноми
нформационномпространствесетиИнтернет),сбора,обработки,анализа,организации,переда
чииинтерпретацииинформациивсоответствиискоммуникативнымии
познавательными
задачами
и
технологиями
учебного
предмета;
в
том
числе
умениевводитьтекстспомощьюклавиатуры,фиксировать(записывать)вцифровойформеизме
ряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление
ивыступатьсаудио-,видеоиграфическимсопровождением;соблюдатьнормыинформационнойизбирательности,
этикии этикета;
9) овладениенавыкамисмысловогочтениятекстовразличныхстилейижанроввсоответствиис
целямиизадачами;осознанностроитьречевоевысказываниевсоответствиисзадачамикоммун
икациии составлятьтекстыв устной иписьменнойформах;
10) овладениелогическимидействиямисравнения,анализа,синтеза,обобщения,классифика
циипородовидовымпризнакам,установленияаналогийипричинноследственныхсвязей,построениярассуждений,отнесениякизвестнымпонятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможностьсуществованияразличныхточекзренияиправакаждого
иметьсвою;излагатьсвоемнениеиаргументироватьсвоюточкузрения и оценкусобытий;
12) определениеобщейцелиипутейеедостижения;умениедоговариватьсяораспределенииф
ункцийиролейвсовместнойдеятельности;осуществлятьвзаимныйконтрольвсовместнойдеят
ельности,адекватнооцениватьсобственноеповедениеиповедениеокружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторонисотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
иявлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
всоответствииссодержаниемконкретногоучебного предмета;
15) овладениебазовымипредметнымиимежпредметнымипонятиями,отражающимисущест
венныесвязи и отношениямеждуобъектами ипроцессами;
16) умениеработатьвматериальнойиинформационнойсреденачальногообщегообразования
(втомчислесучебнымимоделями)всоответствииссодержаниемконкретного
учебного
предмета;
формирование
начального
уровня
культуры
пользованиясловарямивсистемеуниверсальныхучебныхдействий.
Предметныерезультатыдолжныотражать:
1) воспитаниеценностногоотношениякродномуязыкукакхранителюкультуры,включениев
культурно-языковоеполесвоегонарода,формированиепервоначальныхпредставлений
о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,оязыке как
основенационального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихсякультуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и
письменной речи,правиламиречевогоэтикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и
какразвивающемсяявлении,оегоуровняхиединицах,озакономерностяхегофункционирован
ия,освоениеосновныхединициграмматическихкатегорийродногоязыка,
формирование
позитивного
отношения
к
правильной
устной
и
письменной
роднойречикакпоказателямобщей культурыигражданской позициичеловека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах
иусловиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых
средствдляуспешного решения коммуникативныхзадач;
5) овладениеучебнымидействиямисязыковымиединицамииумениеиспользоватьзнаниядляр
ешенияпознавательных,практическихикоммуникативныхзадач.
К концу первого года изучения учебного предмета «Родной язык»
обучающийсянаучится:
5

 использовать
словарные статьиучебного
пособия
для
определениялексическогозначения слова;
 произноситьсловасправильнымударением(врамкахизученного);
 осознаватьсмыслоразличительнуюроль ударения;
 различатьэтикетныеформыобращениявофициальнойинеофициальнойречевойситуации;
 владетьправиламикорректногоречевогоповедениявходедиалога;
 использоватьвречиязыковыесредствадлясвободноговыражениямыслейичувствна
родномязыкеадекватноситуацииобщения;
Кконцувторогогодаобучающийсянаучится:
 произноситьсловасправильнымударением(в рамкахизученного);
 осознаватьсмыслоразличительнуюрольударения;
 проводитьсинонимическиезаменысучётомособенностейтекста;
 пользоватьсяучебнымитолковымисловарямидляопределениялексическогозна
ченияслова;
 пользоватьсяорфографическимсловарёмдляопределениянормативногонаписаниясло
в;
 различатьэтикетныеформы
обращениявофициальнойинеофициальнойречевойситуации;
 владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использоватькоммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала,просьба,извинение,поздравление;
 использоватьвречиязыковыесредствадлясвободноговыражениямыслейичувствнарод
номязыке адекватно ситуации общения;
 владетьразличнымиприёмамислушаниянаучнопознавательныхихудожественныхтекстовоб истории языкаио культурерусского
народа;
 анализироватьинформациюпрочитанного ипрослушанного текста:
отделятьглавныефакты от второстепенных;
 выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь
междуфактами;
 создаватьтексты-инструкциисопоройнапредложенныйтекст;
 создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в
народныхпраздниках.
Кконцутретьегогода обучающийсянаучится:
 произноситьсловасправильнымударением(врамкахизученного);
 выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее
точносоответствуетобозначаемомупредметуили явлениюреальнойдействительности;
 проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
правильноупотреблятьотдельныеформы множественногочислаимен существительных;
 пользоваться
учебными
толковыми словарями для
определениялексическогозначения слова;
 пользоваться
орфографическим словарём
для
определения
нормативногонаписанияслов;
 различатьэтикетныеформыобращения
вофициальнойинеофициальнойречевойситуации;
 владетьправиламикорректногоречевогоповедениявходедиалога;использоватькоммуник
ативныеприёмыустногообщения:убеждение,уговаривание,похвала,просьба,извинение,п
оздравление;
 использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств
народномязыке адекватно ситуации общения;
6

 владеть
различными
приёмами
слушания
научно-познавательных
и
художественныхтекстовоб истории языкаио культурерусского народа;
 анализироватьинформациюпрочитанногоипрослушанного
текста:
отделятьглавныефактыотвторостепенных,выделятьнаиболеесущественныефакты,устана
вливать логическую связь между фактами; создавать тексты-повествования
обучастиивмастер-классах,связанныхснародными промыслами;
 оцениватьустныеиписьменныеречевыевысказываниясточкизренияточного,уместногои
выразительного словоупотребления;
 соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственныеотношенияэтихчастей,логическиесвязимеждуабзацамитекста;приводить
объяснениязаголовка текста;
 редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с
цельюболееточной передачи смысла.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной
школеобучающийсянаучится:
 приреализациисодержательнойлинии «Русскийязык:прошлоеинастоящее»:
 распознаватьсловаснациональнокультурнымкомпонентомзначения(лексика,связаннаясособенностямимировосприятияи
отношениямимеждулюдьми;скачествамии
чувствамилюдей;
родственными
отношениями);
 распознаватьрусскиетрадиционныесказочныеобразы,эпитетыисравнениявпроизведени
яхустногонародноготворчестваипроизведенияхдетскойхудожественнойлитературы;осо
знаватьуместностьупотребленияэпитетовисравненийвречи;
 использоватьсловарныестатьиучебногопособиядляопределениялексическогозначенияс
лова;
 пониматьзначениерусскихпословиципоговорок,связанныхсизученнымитемами;
 пониматьзначениефразеологическихоборотов,связанныхсизученнымитемами;осознава
тьуместностьих употреблениявсовременныхситуацияхречевогообщения;
 использоватьсобственныйсловарныйзапасдлясвободноговыражениямыслейичувствнар
одномязыке адекватноситуации и стилю общения;
приреализациисодержательнойлинии«Языквдействии»:
 собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка
(врамкахизученного);
 соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского
литературногоязыка(врамкахизученного);
 произноситьсловасправильнымударением(врамкахизученного);выбиратьизнескольких
возможныхсловтослово,котороенаиболееточносоответствуетобозначаемомупредметуи
лиявлению реальнойдействительности;
 проводитьсинонимическиезаменысучётомособенностейтекста;заменятьсинонимически
миконструкциямиотдельныеглаголы,укоторыхнет
формы1-голицаединственногочисланастоящегоибудущеговремени;
 выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки,
связанныеснарушением
согласования
имени
существительного
и
имени
прилагательного в числе,роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и
сказуемого
в
числе‚
роде(еслисказуемоевыраженоглаголомвформепрошедшеговремени);соблюдатьизученн
ыепунктуационныенормы призаписи собственноготекста;
 пользоваться
учебными
толковыми словарями для
определениялексическогозначения слова;
 пользоватьсяорфографическимсловарёмдляопределениянормативногонаписанияслов;
 пользоватьсяучебнымэтимологическимсловарёмдля
уточнения
7

происхожденияслова;
приреализациисодержательнойлинии «Секретыречиитекста»:
 различатьэтикетныеформыобращения
вофициальнойинеофициальнойречевойситуации;
 владетьправиламикорректногоречевогоповедениявходедиалога;
 использоватькоммуникативныеприёмыустногообщения:убеждение,уговаривание,похв
ала,просьба, извинение,поздравление;
 использоватьвречиязыковыесредствадлясвободного выражения
мыслейичувствнародномязыке адекватно ситуации общения;
 владеть
различными
приёмами
слушания
научно-познавательных
и
художественныхтекстовоб истории языкаи о культурерусского народа;
 анализировать
информацию
прочитанного
и
прослушанного
текста:
отделятьглавныефактыотвторостепенных,выделять
наиболее
существенные
факты,устанавливатьлогическуюсвязьмеждуфактами;составлятьплантекста,неразделён
ногонаабзацы;
 пересказыватьтекстсизменениемлица;
 создаватьтекстыповествованияопосещениимузеев,обучастиивнародныхпраздниках,обучастиивмастерклассах,связанных снароднымипромыслами;
 оцениватьустныеиписьменныеречевыевысказываниясточкизренияточного,уместногои
выразительного словоупотребления;
 редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с
цельюболееточной передачи смысла;
 соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственныеотношенияэтихчастей,логическиесвязимеждуабзацамитекста;приводить
объяснениязаголовкатекста.
VI.
Содержаниеучебногопредмета«Роднойязык»
1
класс
(33
часа)Раздел1.Русскийязык:прошлоеинастоя
щее
Сведенияобисториирусскойписьменности:какпоявилисьбуквысовременногорусскогоа
лфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки
изаставок.Практическаяработа:«Оформлениебуквицизаставок».
Слова,обозначающиепредметытрадиционногорусскогобыта:1)Домвстарину:чтокак
называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.).2)
Какназывалось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха,сарафан, лапти
ит.д.)
Именавмалыхжанрахфольклора(впословицах,поговорках,загадках,прибаутках).
Проектноезадание:«Словарьвкартинках».
Раздел2.Языкв действии
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждениюошибок впроизношении слов).
Смыслоразличительнаярольударения.
Звукописьвстихотворномхудожественномтексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по
предупреждениюошибок всочетаемостислов).
Раздел3.Секретыречиитекста
Секретыдиалога:учимсяразговариватьдругсдругомисовзрослыми.Диалоговаяформа
устной речи.Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливопопросить?
Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и видывопросов(вопросуточнение,вопроскак запроснановоесодержание).
8

2класс(17ч)
Раздел1. Русскийязык:прошлоеинастоящее(8часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки,
салазки,санки,волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова,
называющиедомашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка,
крынка,
ковш,решето,веретено,серп,коса,плуг);2)слова,называющието,чтоеливстарину(например,
тюря,полба,каша,щи,похлёбка,бублик,ватрушкакалач,коврижки):какиеизнихсохранились
до нашего времени;3) слова, называющие то, во что раньше одевались
дети(например,шубейка, тулуп, шапка, валенки,сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы,поговорки,фразеологизмы,возникновениекоторыхсвязаноспредметами
и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда,одежда
(например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословици
поговорок
с
пословицами
и
поговорками
других
народов.
Сравнение
фразеологизмов,имеющихвразныхязыкахобщийсмысл,норазличнуюобразнуюформу(напр
имер,ехатьвТулусо своим самоваром(рус.); ехатьвлессдровами(тат.).
Проектноезадание:«Почемуэтотакназывается?».
Раздел2. Языквдействии(6часов)
Как
правильно
произносить
слова
(пропедевтическая
работа
по
предупреждениюошибок впроизношении словвречи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места
ударениявпоэтическомтексте. Работасо словаремударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихови сказок,
вкоторыхестьсловаснеобычнымпроизношениемиударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью
слов.Совершенствованиеорфографическихнавыков.
Раздел3. Секретыречиитекста(3часа)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
сохранениеинициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
(например,какправильно выразить несогласие;какубедитьтоварища).
Особенностирусскогоречевогоэтикета.Устойчивыеэтикетныевыражениявучебнонаучнойкоммуникации:формыобращения;использованиеобращениятыивы.
Устныйответкакжанрмонологическойустнойучебнонаучнойречи.Различныевидыответов:развернутый ответ, ответдобавление(напрактическомуровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами
связи:лексическийповтор, местоименный повтор.
Созданиетекстовповествований:заметкиопосещениимузеев;повествованиеобучастии
внародныхпраздниках.
Созданиетекста:развёрнутоетолкованиезначенияслова.
3 класс (17
ч)Раздел1. Русскийязык:прошлоеинастоящее(9часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношениймежду
людьми(например,правда –ложь,друг – недруг,брат– братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные
названияветра,дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры:
слова,называющиезанятиялюдей(например, ямщик,извозчик,коробейник, лавочник).
9

Слова,обозначающиепредметытрадиционнойрусскойкультуры:слова,называющием
узыкальныеинструменты(например,балалайка,гусли, гармонь).
Русскиетрадиционныесказочныеобразы,эпитетыисравнения(например,Снегурочка,д
убрава,сокол,соловей,зорька,солнцеит.п.):уточнениезначений,наблюдениезаиспользование
мвпроизведенияхфольклораихудожественнойлитературы.
Названиястаринныхрусскихгородов,сведенияопроисхожденииэтихназваний.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего
имениифамилии»(приобретениеопытапоискаинформацииопроисхождении слов).
Раздел2.Языквдействии(5часов)
Как
правильно
произносить
слова
(пропедевтическая
работа
по
предупреждениюошибок впроизношении словвречи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения
иразличнуюоценку, какспецификарусскогоязыка(например,книга,книжка,книжечка,
книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.)
(напрактическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории
рода,падежаимёнсуществительных).Практическоеовладениенормамиупотребленияотдельн
ыхграмматическихформименсуществительных.Словоизменениеотдельныхформмножестве
нногочислаименсуществительных(например,родительныйпадежмножественного
числа
слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормамиправильного и точного
употребления предлогов, образования предложно-падежных формсуществительных
(предлоги
с
пространственным
значением)
(на
практическом
уровне).Существительные,имеющиетолькоформуединственногоилитолькоформумножеств
енногочисла(врамкахизученного).
Совершенствованиенавыковорфографическогооформлениятекста.
Раздел3.Секретыречиитекста(3часа)
Особенностиустноговыступления.
Созданиетекстов-повествований:опутешествиипогородам;обучастиивмастерклассах,связанныхснародными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных
способоваргументации(врамкахизученного).
Редактированиепредложенныхтекстовсцельюсовершенствованияихсодержанияифо
рмы (впределахизученного восновномкурсе).
Языковыеособенноститекстовфольклораихудожественныхтекстовилиихфрагментов(
народныхилитературныхсказок,рассказов,загадок,пословиц,притчит.п.).
4класс(34 ч)
Раздел1.Русскийязык:прошлоеинастоящее(14часов)
Слова,
связанные
с
качествами
и
чувствами
людей
(например,добросердечный,доброжелательный,благодарный,бескорыстный);слова,связан
ныесобучением.
Слова,называющиеродственныеотношения(например,матушка,батюшка,братец,с
естрица,мачеха, падчерица).
Пословицы,поговоркиифразеологизмы,возникновениекоторыхсвязаноскачествами,
чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, откорки до корки,
вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицамии поговорками
других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющихобщийсмысл,но
различнуюобразную форму.
Русскиетрадиционныеэпитеты:уточнениезначений,наблюдениезаиспользованиемвп
роизведенияхфольклораихудожественной литературы.
Лексика,заимствованнаярусскимязыкомизязыковнародовРоссииимира.Русскиеслов
авязыкахдругихнародов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке»
10

(приобретениеопыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований
слов в словареВ.И.Даляисовременномтолковомсловаре»;«Русскиесловавязыках других
народов».
Раздел2.Языквдействии(6часов)
Как
правильно
произносить
слова
(пропедевтическая
работа
по
предупреждениюошибок впроизношении словвречи).
Трудные случаиобразования формы 1 лица единственного числа настоящего
ибудущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за
синонимиейсинтаксическихконструкцийнауровнесловосочетанийипредложений(напропед
евтическом уровне).
Историявозникновенияифункциизнаковпрепинания(врамкахизученного).
Совершенствованиенавыковправильногопунктуационногооформлениятекста.
Раздел3.Секретыречиитекста(14часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные
вопросы.Информативнаяфункциязаголовков.Типызаголовков.
Составлениепланатекста,неразделенногонаабзацы.Информационнаяпереработкапро
слушанногоили прочитанного текста:пересказсизменениемлица.
Создание
текста
как
результата
собственной
исследовательской
деятельности.Оцениваниеустныхиписьменныхречевыхвысказыванийсточкизреният
очного,
уместногоивыразительногословоупотребления.Редактированиепредложенныхисобственн
ых
текстов
с
целью
совершенствования
их
содержания
и
формы;
сопоставлениечерновогоиотредактированноготекстов.Практическийопытиспользованияуч
ебныхсловарейвпроцессередактированиятекста.
Синонимияречевыхформул(напрактическомуровне).

11

VII.
№

Тема

1. Раздел 1. Секреты
речии текстаКак
людиобщаютсядругсдру
гом
2. Урок -игра "Мимика
ижесты"
3. Каклюдиобщаютсядругс
другом
4. Урок -игра ."
Вежливыеслова"
5. Вежливыеслова
6. Игры-приветствия
7. Каклюдиприветствуютд
ругдруга
8. Дидактическая
игра.Зачемлюдямим
ена?
9. Спрашиваемиотвечаем
10.

Колво
10

Тематическоепланированиеучебногопредмета«Роднойязык»1класс.
Характеристикавидовдеятельности

Воспитательныйпотенциал

различаютэтикетныеформыобращенияво
фициальной и неофициальной
речевойситуации;
владеютправиламикорректногоречевогоп
оведениявходедиалога;
используют в речи языковые средства
длясвободного выражения мыслей и чувств
народном языке адекватно ситуации
общения;владеют различными приемами
слушаниянаучно-познавательных и
художественныхтекстовобисторииязыкаикул
ьтурерусскогонарода;
анализируют информацию прочитанного
ипрослушанноготекста:выделятьвнемнаиболеес
ущественныефакты.
Наблюдают над толкованием
значениянекоторыхимен.
Наблюдают в речи правила речевого
этикета,оцениватьсвоюречьнапредметеёвежли
вости

1) воспитание ценностного отношения к

Анализируют речь людей при анализе
текста.Наблюдатьзаособенностямисобственной
речиоценивать её.
Работаютсучебнымтекстомиразнымивидамиин
формации.

Воспитаниекультурыповедения.умениевидетьп
рекрасное в самых обыкновенных
вещах,прививаниенормморали,трудовоевоспита
ние

Спрашиваемиотвечаем

11. Раздел 2. Русский
язык:прошлое и
настоящееКакписаливст
арину
12. Какписаливстарину
13. Как писаливстарину
14. Какписаливстарину

13

родномуязыку(русскому)как
хранителюкультуры,включениевкультурноязыковоеполесвоегонарода,
формированиепервоначальныхпредставленийое
динствеи многообразии языковогои
культурногопространстваРоссии,оязыкекакосновенац
иональногосамосознания;
2) обогащение активного и
потенциальногословарногозапаса,
развитиеу
обучающихсякультурывладенияроднымязыкомвсоо
тветствииснормамиустной и
письменнойречи,правиламиречевогоэтикета;
3) формирование первоначальных научных знаний
ородномязыке как системеи
как развивающемся явлении, о его уровнях
иединицах, о закономерностях
егофункционирования,освоениеосновныхединициг
рамматическихкатегорий родного
языка, формирование позитивного отношения
кправильнойустной иписьменной
родной речи как показателям общей культуры
игражданскойпозициичеловека;Воспитаниечувстваува
жения друг к другу, внимательное отношение
кдрузьям.

15. Домвстарину:чтокакна
зывалось
16. Домвстарину:чтокакна
зывалось
17. Домвстарину:чтокакна
зывалось
18. Домвстарину:чтокакна
зывалось
19. Во что одевались
встарину
20. Во что одевались
встарину
21. Во что одевались
встарину
22. Во что одевались
встарину
23. Раздел 3. Язык
вдействииВыделя
емголосомважные
слова
24. Выделяемголосом
важныеслова
25. Выделяемголосом
важныеслова
26. Как можно
игратьзвуками
27. Гдепоставитьударение
28. Гдепоставить ударение
29. Гдепоставитьударение
30. Каксочетаютсяслова
31. Каксочетаютсяслова
32. Раздел 1. Секреты
речиитекста
Сравниваемтексты

Наблюдатьзаиспользованиемвпроизведенияхфол
ьклора и художественной
литературыпословиципоговорок;
пониманиетрадиционныхрусскихсказочныхо
бразов.
Узнаютвтекстенезнакомыесловаи
устаревшиеслова, определять их значение по
толковомусловарю; работать с толковым
словаремРаботаютсорфоэпическимсловарем
Участвуютвучебномдиалоге.
Составляют диалоги по определённой теме
иучаствовать вних

9

произносятсловасправильнымударением(вра
мкахизученного);
осознаютсмыслоразличительнуюрольударения;о
пределяют однозначность или
многозначностьслова;
определяютлексическое
значениемногозначногословапопредметнымкарт
инкам,контексту
Анализируют звучащие слова, делать
выводы,Находят рифму в стихотворном
текстеВыделяютслово,накотороепадаетлогичес
коеударение
Определяют ударение в слове.Наблюдают
зарольюсловесногоударения.Различаютударные
и безударные слоги. Наблюдают
заподвижностьюрусскогоударения.
Работают с текстами разных типов и
стилей,сравнивать их.

Воспитаниеинтересакпроизведениямразныхвидовиску
сства, и формирование ценностного отношениядетей к
своему здоровью и внимательности
кокружающемумиру

обогащениеактивногоипотенциальногословарногозап
аса,развитиеуобучающихсякультурывладения

33. Сравниваемтексты

родным языком в соответствии с нормами устной
иписьменнойречи,правиламиречевогоэтикета;
- овладение учебными действиями с
языковымиединицамииумение
использовать знания для решения
познавательных,практическихи
коммуникативныхзадач.

1

«Родной(русский)язык»2класс
№

1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.

Темаурока
Раздел
1.
Русский
язык:прошлое
и
настоящее (8часов)
Неодеждакрасит человека,а
добрыедела
Ржанойхлебушкокалачу
дедушка. Слова названиямучных изделий
Чтоеливстарину?Если
хорошиещи,такдругойпищине
ищи
Каша—кормилицанаша
Детскиезабавыиигрушки.
Делувремя,потехечас
Предметытрадиционного
русскогобыта
Самоваркипит,уходитьне
велит.Традициичаепития

Кол-во Характеристикавидовдеятельности
работают
сословаремударений.различают
слова, которые по разномузвучат,
ноназываютодноитоже.
Подбирают синонимы, следят
завыразительностью речи
правильно расставляют ударение в
словах;подбирают слова близкие по
значению ипротивоположныепо
значению;
находят антонимы в
пословицах.находят в тексте
фразеологизмы;объясняют значение
фразеологизмов;уместно употребляют
крылатые слова вречи;
объясняют иприменяют пословицы в
своейречи.
определяют лексическое значение слова
пословарю,контексту;

Воспитательныйпотенциал
Будутсформированы:
• внутренняяпозицияшкольниканауровнеп
оложительногоотношениякшколе,ориентациина
содержательныемоментышкольнойдействитель
ностиипринятияобразца
«хорошегоученика»;
• широкая
мотивационная
основа
учебнойдеятельности,включающаясоциальные,у
чебно-познавательныеи внешниемотивы;
• учебно-познавательный
интерес
к
новомуучебному
материалу
и
способам
решения новойзадачи;
• ориентация на понимание причин
успехавучебнойдеятельности,втомчисленасамоа
нализисамоконтрольрезультата,наанализсоответ
ствиярезультатовтребованиямконкретнойзадачи
,напониманиеоценок

8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.

Почемуэтотакназывается?
Языквдействии(6часов)
Помогаетлиударениер
азличать слова?
Длячегонужнысинонимы?
Длячегонужныантонимы?
Какпоявилисьпословицыи
фразеологизмы?
Какможнообъяснить
значениеслова?
Составляемразвёрнутое
толкованиезначенияслова
Секреты речи и текста
(3часа)
Устанавливаемсвязь
предложенийвтексте
Создаёмтексты-инструкции
Создаёмтекстыповествования

выделяют слова в переносном значении
втексте, сравнивают прямое и
переносноезначения, определяют основу
переносазначения;
конструируют
образноевыражение(сравнение,
олицетворение) по образцу, изданных
учителем слов, используют слова
спереносным значением при
составлениипредложений.
выбирают из текста словосочетания
дляописания;
по вопросам составляют описание
предмета,существа;
составляют текст по опорным словам и
поплану.
находят в деформированном тексте
началорассказа и продолжаютсоставлять
рассказ;устанавливают связь событий и
соединяютсобытиялинией,записываютрасска
з.
делят текст на части, выделяют в
каждойчасти самоеважное;
различают картинный план, цитатный
план.участвуют в различных видах
диалога;упражняютсявразличныхприемахо
бщения.

учителей,товарищей,родителейидругихлюдей;
• способностькоценкесвоейучебнойдеятель
ности;
основыгражданскойидентичности,своейэтничес
койпринадлежностивформеосознания
«Я»какчленасемьи,представителянарода,гражда
нина
России,
чувства
сопричастностиигордостизасвоюРодину,народи
историю,осознаниеответственностичеловеказао
бщееблагополучие;
• ориентациявнравственномсодержанииис
мыслекаксобственныхпоступков,такипоступков
окружающихлюдей;
• знаниеосновныхморальныхнормиориента
циянаихвыполнение;
• развитиеэтическихчувств—
стыда,вины,совестикакрегуляторовморальногоп
оведения; понимание чувств других людей
исопереживаниеим;
• установканаздоровыйобразжизни;
• чувствопрекрасногоиэстетическиечувств
анаосновезнакомствасмировойиотечественнойх
удожественнойкультурой.

«Родной(русский)язык»3класс
№
1.
2.

Темаурока
Русскийязык:прошлоеинастоящее(9ча
сов)
Гдепутьпрямой,тамнеездипокривой.
Ктодругпрямой,тотбратродной.

Кол-во Характеристикавидовдеятельности
работают
со
словарем
ударений.учатся подбирать и
1
употреблятьметафоры,
сравнения,
эпитеты
1
иолицетворениевустной и

Воспитательныйпотенциал
Воспитаниеценностногоотношениякродном
уязыку(русскому)какхранителюкультуры,в
ключениевкультурноязыковоеполесвоегонарода,

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Дождиквымочит,акрасносолнышко
высушит.
Сошлисьдвадруга- мороздавьюга.
Ветербезкрыльевлетает.
Какойлесбезчудес.Слова-названия
растений
Деломастерабоится
Заиграйтемоигусли…Звукив
литературныхпроизведениях
Чтонигород,то норов
Языквдействии(5часов)
Длячегонужнысуффиксы?
Особенностиродаимён
существительныхврусскомязыке
Вселисуществительные"умеют"
изменятсяпочислам?
Образованиеформыродительного
падежамножественногочисла
Зачемврусскомязыке такиеразные
предлоги?
Секретыречиитекста(3часа)
Создаёмтекстырассуждения.
Учимсяредактировать тексты

1
1

Создаёмтекстыповествования

1

1
1
1
1
1
1
1
1

письменной речи; работают
сословаремсинонимов.
находят в тексте
фразеологизмы;объясняют
значениефразеологизмов;учатсяуме
стноупотреблять крылатые слова в
речи.знакомятся с
заимствованнымисловами;учатсяоп
ределятьграмматические
значениязаимствованныхслов.
упражняются в
словообразовании;работают с
морфемно-словообразовательным
словарем

1
1
1
1

17.

учатся определять тему
текста,основнуюмысль;
определятьопорные(ключевые)слов
автексте;на основе опорных слов
создаватьтекст.
знакомятся со структурой
текстарассуждения; учатся
составлятьтекстырассуждения
учатся определять
стилистическуюпринадлежностьтек
стов,составлятьтекствзаданном
стиле
уметь соблюдать речевой этикет
вспоре,дискуссии.
«Родной(русский)язык»4класс

формированиепервоначальныхпредставлен
ийоединствеимногообразииязыковогоикуль
турногопространстваРоссии,оязыкекакосно
венациональногосамосознания.
Формированиепозитивногоотношениякпра
вильнойустнойиписьменнойроднойречикак
показателямобщейкультурыигражданскойп
озициичеловека.
Воспитание эстетическогоотношения
кдействительности,отраженнойвхудожеств
еннойлитературе.

№

1

2

3

4
5
6
7
8
9

10
11

12

Раздел.Тема урока
Русскийязык:прошлоеин
астоящее
Не стыдно не знать, стыдно
неучиться.Слова,связанныес
обучением.
Пословицы, поговорки
ифразеологизмы,возникновени
е
которыхсвязаносучением
Всясемьявместе,таки душана
месте. Слова,
называющиеродственныео
тношения
Пословицы, поговорки
ифразеологизмы,возникновение
которыхсвязаносродственнымио
тношениями
Краснасказкаскладом,апесня
ладом
Русскиетрадиционныеэпитеты
Слова,связанныескачествамии
чувствамилюдей
Красноесловцонеложь
Красноесловцонеложь
Пословицы, поговорки
ифразеологизмы,
возникновениекоторыхсвязано
скачествами,
чувствамилюдей
Языкязыкувесть подает
Лексика,заимствованнаярусским
языком из языков народов
Россииимира.

колвочас
ов

Характеристикавидовдеятельности

распознавать слова с национальнокультурнымкомпонентом значения (лексика, связанная
сособенностями мировосприятия и отношениями
междулюдьми; с качествами и чувствами
14 людей;родственнымиотношениями);
распознавать русские традиционные сказочные
образы,эпитеты и сравнения в произведениях
устногонародного творчества и произведениях
детскойхудожественной литературы; осознавать
уместностьупотребления эпитетов и сравнений в
речи;использовать словарные статьи учебного пособия
дляопределениялексического значенияслова;
понимать значение русских пословиц и
поговорок,связанныхс изученнымитемами;
понимать значение фразеологических
оборотов,связанных с изученными темами;
осознаватьуместность их употребления в современных
ситуацияхречевогообщения;
использовать собственный словарный запас
длясвободного выражения мыслей и чувств на
родномязыке адекватноситуации истилю общения

Воспитательный
потенциал
Воспитание
культурыповедения.ум
ениевидеть прекрасное
всамых
обыкновенныхвещах,
прививаниенормморал
и,трудовоевоспитание

13

Русскиесловавязыках других
народов

14

15
16
17
18
19

Представлениерезультатов
проектныхзаданий
Языквдействии
Труднолиобразовыватьформыг
лагола?
Труднолиобразовыватьформы
глагола?
Можноли ободномитомже
сказатьno-разному?
Наблюдениезасинонимией
Какикогдапоявилисьзнаки
препинания?

Мини-сочинение «Можно
липро одно и то же сказать
по-разному?»

20

21

Секретыречиитекста
Задаёмвопросывдиалоге

соотноситьсобственнуюичужуюречьснормамисов
ременного русского литературного языка
6 (врамкахизученного);
соблюдать на письме и в устной речи
нормысовременногорусскоголитературногояз
ыка(врамкахизученного);
произносить слова с правильным ударением
(врамках изученного); выбирать из
несколькихвозможных слов то слово, которое
наиболее точносоответствует обозначаемому
предмету илиявлению реальной действительности;
проводитьсинонимические замены с учётом
особенностейтекста; заменять синонимическими
конструкциямиотдельные глаголы,у которых нет
формы 1-голица единственного числа настоящего
и будущеговремени;выявлять
иисправлятьв
устнойречитипичныеграмматическиеошибки,связа
нныеснарушениемсогласованияименисуществител
ьного и имени прилагательного вчисле, роде,
падеже; с нарушением координацииподлежащего
и сказуемого в числе‚ роде (еслисказуемое
выражено глаголом в формепрошедшего времени);
соблюдать изученныепунктуационные нормы при
записи собственноготекста;
пользоватьсяучебными толковымисловарями
для
определения
лексическогозначения слова; пользоваться
орфографическимсловарём
для
определения
нормативногонаписанияслов;пользоваться
учебным
этимологическим словарём для
уточненияпроисхожденияслова;
различать

14

этикетные
формы обращения
вофициальнойи неофициальной

Воспитаниеинтересак
произведениям
разныхвидов
искусства,
иформированиеценнос
тногоотношения детей
ксвоему здоровью
ивнимательности
кокружающему
мирухранителю
культуры,включениев
культурноязыковоеполе своего
народа,формированиеп
ервоначальныхпредста
влений оединстве
имногообразииязыково
го
икультурногопростран
ства России, оязыке
как
основенациональногос
амосознания;
2)
обогащениеактивного
ипотенциальногослова
рного запаса,развитие
уобучающихсякультур
ывладения
роднымязыком в
соответствиис нормами
устной
иписьменнойречи,

22

Особенностиозаглавливания
текста

речевой ситуации;владеть правилами корректного
речевого поведения входе диалога;

23
24
25
26
27
28

29

30

31

32
33
34

Учимсяпередаватьвзаголовке
темуиосновнуюмысль
Учимсясоставлятьплантекста
Составлениепланатекста,не
разделённогонаабзацы
Учимсяпересказыватьтекст
Пересказсизменениемлица
Учимсяоцениватьи
редактироватьтексты
Оценивание
устных
и
письменных
речевых
высказываний
Редактированиепредложенныхи
собственных текстов
Практическийопыт
использования учебных
словарейвпроцессередактировани
ятекста
Проектноезадание«Пишем
разные тексты об одном и
томже»
Представлениерезультатов
проектныхзаданий
Представлениерезультатов
проектныхзаданий

использовать коммуникативные приёмы
устногообщения: убеждение, уговаривание, похвала,
просьба,извинение,поздравление;
использовать в речи языковые средства для
свободноговыражения мыслей и чувств на родном
языке адекватноситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научнопознавательных и художественных текстов об
историиязыкаи окультуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного
ипрослушанноготекста:отделять
главные факты
отвторостепенных,
выделять
наиболеесущественные факты,
устанавливать логическую связьмежду фактами;
составлять план текста, неразделённогонаабзацы;
пересказыватьтекстсизменениемлица;
создавать тексты-повествования о посещении
музеев,об участии в народных праздниках, об участии
вмастер-классах, связанных с народными
промыслами;оценивать устные и письменные речевые
высказыванияс точки зрения точного, уместного и
выразительногословоупотребления;
редактироватьписьменныйтекстсцельюисправленияре
чевых ошибок или с целью более точной
передачисмысла;
соотносить части прочитанного или
прослушанноготекста: устанавливать причинноследственныеотношения этих частей, логические
связи междуабзацами текста; приводить объяснения
заголовкатекста.

правиламиречевого
этикета;
3)
формированиепервона
чальныхнаучных
знаний ородном языке
каксистеме и
какразвивающемсяявл
ении,оегоуровняхи
единицах,
озакономерностях
егофункционирования
,освоение
основныхединиц
играмматическихкатег
орий родногоязыка,
формированиепозитив
ногоотношения
кправильнойустной
иписьменной
родной речи
какпоказателям
общейкультуры
игражданской
позициичеловека;
Воспитаниечувстваува
жениядругкдругу,вни
мательное
отношениекдрузьям.

VIII.
Описаниематериально-техническогообеспеченияобразовательногопроцесса.
Дистанционныересурсы.
Учебники:
1 класс - Александрова О.М., Вербитская Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И. и др. Русский родной язык. 1 класс. АО «Издательство
«Учебнаялитература»
2 класс - Александрова О.М., Вербитская Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И. и др. Русский родной язык. 2 класс. АО «Издательство
«Учебнаялитература»

3 класс - Александрова О.М., Вербитская Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И. и др. Русский родной язык. 3 класс. АО «Издательство
«Учебнаялитература»
4 класс - Александрова О.М., Вербитская Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И. и др. Русский родной язык. 4 класс. АО «Издательство
«Учебнаялитература»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».