Программа курса АООП НОО 5.1 АРП Литературное чтение на родном русском языке

Приложение к
адаптированной основной общеобразовательной программе
-адаптированной образовательной программы
начального общего образования МАОУ СОШ № 92

Пояснительнаязаписка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном
языке»разработананаосноветребованийФедеральногогосударственногообразовательногост
андартаначальногообщегообразованияобучающихсясограниченнымивозможностямиздоро
вья(далее–
Стандарт)крезультатамосвоенияОПНООисиспользованиемпримернойадаптированнойосно
внойобщеобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования обучающихся сТНР.
Программапостроенасучетомспецификиусвоенияучебногоматериаладетьмистяжелы
мнарушениемречи.Обучениеосуществляется вусловияхинклюзии.
Вариант 5.1 предназначен для обучающихся с ТНР, для преодоления
речевыхрасстройств которых требуются особые педагогические условия,
специальноесистематическоецеленаправленноекоррекционноевоздействие.
Содержаниеобучениясоответствует
основнойобщеобразовательнойпрограммеН
ООМАОУСОШ №92, разработанной дляобычныхдетей.
Представленнаяпрограмма,сохраняяосновноесодержаниеобразования,принятоед
лямассовойшколы,отличаетсятем,чтопредусматриваеткоррекционнуюнаправленнос
тьобучения.
При составлении рабочей программы учтены основные идеи и положения
программыформированияиразвитияуниверсальныхучебныхдействийнауровненачальногоо
бщегообразования.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с
ТНР.Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое
длямассовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную
направленностьобучения.
Характеристикадетейстяжелыминарушениямиречи
Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с отклонениями
вразвитии,у
которыхсохраненслух,
первично
не
нарушенинтеллект,но
наблюдаетсяразличнойстепениречеваядисфункция, влияющаянастановлениепсихики.
Становлениеречиутакогоребенказатрудненоитребуетбольшеговременидляовладения
родным
языком:
развитие
фонематического
слуха
и
формирование
навыковпроизнесениязвуковродногоязыка,овладениесловарнымзапасомиправиламисинтак
сиса,пониманиесмыслапроизносимого.
Речевыенарушениямогутзатрагиватьразличныекомпонентыречи:звукопроизношение(сн
ижениевнятностиречи,дефектызвуков),фонематическийслух(недостаточноеовладениезвук
овымсоставомслова),лексикограмматическийстрой(бедностьсловарногозапаса,неумениесогласовыватьсловавпредложе
нии).
У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей
познавательнойдеятельности(восприятие,память,мышление,речь),особеннонауровнепроиз
вольностииосознанности.Интеллектуальноеотставаниеимеетудетейвторичныйхарактер,по
1

сколькуонообразуется вследствиенедоразвития речи,всехеекомпонентов.
Большинстводетейснарушениямиречиимеютдвигательныерасстройства.Онимоторнонел
овки,неуклюжи,характеризуютсяимпульсивностью,хаотичностьюдвижений.Детисречевым
инарушениямибыстроутомляются,имеютпониженнуюработоспособность.Они
долго
невключаютсяввыполнениезадания.
Отмечаютсяотклоненияивэмоциональноволевойсфере.Такимдетямприсущинестойкостьинтересов,пониженнаянаблюдательность,с
ниженнаямотивация,замкнутость,негативизм,неуверенностьвсебе,повышеннаяраздражите
льность,агрессивность,обидчивость,трудностивобщениисокружающими,вналаживаниикон
тактовсо своими сверстниками.
Содержаниекоррекционнойработы
Профилактикаспецифическихисопутствующих(графических,орфографических)ошибок.
Развитиеустнойиписьменнойкоммуникации,способностикосмысленномучтению и письму.
Развитие способности пользоваться устной и письменной речью длярешения
соответствующих
возрасту
бытовых
задач.
Развитие
способности
к
словесномусамовыражениюнауровне,соответствующемвозрастуиразвитиюобучающегося.
Обучениеправиламкоммуникациииумениямиспользоватьихвактуальныхдляобучающихсяб
ытовыхситуациях.Расширениеиобогащениеопытакоммуникацииобучающегося в ближнем
и дальнем окружении. Развитие потребности и умений активноиспользовать речевые
средства
для
решения
коммуникативных
и
познавательных
задач.Коррекциянарушенийпсихическогоиречевогоразвитияобучающихся.Формирование
«чувства»языка,уменияотличатьправильныеязыковыеформыотнеправильных.Формирован
иеязыковыхобобщений(фонематических,морфологических,синтаксических).Развитиенавы
ковсемантическогопрограммированияиязыковогооформления как предложений, так и
текста.
Формирование
умений
понимать
содержаниехудожественногопроизведения,работатьстекстом(умениевыделятьчаститекста,
составлять плантекстаит.д.).Формированиеумениявыражать свои мысли.
СопровождениеобучающихсясТНРпредусматриваетследующиевидыдифференцированн
ойпомощи:
чёткоеобобщениекаждогоегоэтапа(проверкавыполнениязадания,объяснениенового,закр
еплениематериалаи т.д.);
объяснение нового учебного материала по частям;ясная и конкретная
формулировкавопросов учителя;
проведениеречевыхразминок:проговариваниеотдельныхслов,трудныхдляпроизношения
,правил,терминов;
включениевурокитренировочныхупражненийпоразвитиювнимания,памяти,мыслительн
ых операций.индивидуальныйтемпвыполнениязаданий;
индивидуальныезадания,втомчислевоспроизводящегохарактераприналичииобразцов,а
лгоритмов выполнения;
наглядноеподкреплениеинформации,инструкций:картинныепланы,опорные,обобщающ
иесхемы,карточкипомощницы,которыесоставляютсявсоответствиисхарактеромзатруднений
приусвоенииучебногоматериала;
планыалгоритмысуказаниемпоследовательностиопераций,необходимыхдлярешениязадач;
образцырешениязадачипошаговыеинструкцииит.д.
Учебныйпредмет«Литературноечтениенародномязыке»являетсяпредметомобязательно
йчастиучебногопланаМАОУСОШ№92,входитвобразовательнуюобласть
«Роднойязыкилитературноечтениенародномязыке».
Изучениепредметнойобласти«Роднойязыкилитературноечтениенародномязыке»
2

должнообеспечивать:
 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языковогоикультурногопространстваРоссии,оязыкекакосновенациональногосамосозн
ания.
 Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на
родномязыке,коммуникативныхумений,нравственныхиэстетическихчувств,способно
стейктворческой деятельностинародномязыке.
Дополнительныезадачиреализациисодержания:
Овладение грамотой. Профилактика специфических и сопутствующих
(графических,орфографических)ошибок.Развитиеустнойиписьменнойкоммуникации,спосо
бностик
осмысленномучтению иписьму. Развитие способностипользоватьсяустнойиписьменной
речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач. Развитиеспособности к
словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту иразвитию
обучающегося. Обучение правилам коммуникации и умениям использовать их
вактуальныхдля обучающихся бытовых ситуациях. Расширение и обогащение
опытакоммуникации обучающегося в ближнем и дальнем окружении. Развитие
потребности иумений активно использовать речевые средства для решения
коммуникативных ипознавательных задач. Коррекция нарушений психического и
речевого развитияобучающихся. Формирование «чувства» языка, умения отличать
правильные языковыеформы от неправильных. Формирование языковых обобщений
(фонематических,морфологических, синтаксических). Развитие навыков семантического
программированияи языкового оформления как предложений, так и текста.
Формирование умений пониматьсодержание художественного произведения, работать с
текстом (умение выделять частитекста,составлятьплантекстаит.д.).Формирование
умениявыражать своимысли.
Формирование представлений об иностранном языке как средстве общения,
позволяющемдобиваться взаимопонимания с людьми, говорящими (пишущими) на
иностранном языке.Расширение лингвистического кругозора; освоение элементарных
лингвистическихпредставлений, доступных обучающимся и необходимых для овладения
устной иписьменной речью. Формирование умения общаться на иностранном языке
наэлементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей обучающихся
вустной и письменной формах. Формирование условий для коммуникативнопсихологической адаптации обучающихся к новому языковому миру с целью
преодоленияпсихологических
барьероввиспользованиииностранногоязыкакаксредстваобщения.
Приобщение обучающихся к новому социальному опыту с использованием
иностранногоязыка.
I.
Общаяхарактеристикаучебногопредмета
Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке»разработана для организаций, реализующих программы начального общего
образования.Содержаниепрограммынаправленонадостижениерезультатовосвоенияосновн
ойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованиявчаститребований,заданныхф
едеральнымгосударственнымобразовательнымстандартомначальногообщегообразованияк
предметнойобласти«Роднойязыкилитературноечтениенародномязыке».Программа
ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения,входящего в
образовательную
область
«Русский
язык
и
литературное
чтение»,
при
этомцеликурсалитературногочтениянародномрусскомязыкеврамкахпредметнойобласти
«Роднойязыкилитературноечтениенародномязыке»имеютсвоюспецифику,обусловленную
дополнительнымпосвоемусодержаниюхарактеромкурса,атакжеособенностямифункционир
3

ованиярусскогоязыкаирусскойлитературывразныхрегионахРоссийской Федерации. В
Указе Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесенииизменений в Стратегию
государственной национальной политики Российской Федерациина период до 2025 года,
утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19декабря2012 г.№
1666,отмечается,что«общероссийскаягражданскаяидентичностьосновананасохранениирус
скойкультурнойдоминанты,присущейвсемнародам,населяющимРоссийскуюФедерацию.С
овременноероссийскоеобществообъединяетединый культурный (цивилизационный) код,
который
основан
на
сохранении
и
развитиирусскойкультурыиязыка,историческогоикультурногонаследиявсехнародовРоссий
скойФедерацииивкоторомзаключенытакиеосновополагающиеобщечеловеческиепринципы
,какуважениесамобытныхтрадицийнародов,населяющихРоссийскуюФедерацию,иинтегри
рованиеихлучшихдостиженийвединуюроссийскуюкультуру».
ВсоответствиистребованиямиФГОСНООкрезультатамосвоенияосновнойобразовате
льнойпрограммыпоучебномупредмету«Литературноечтениенародномязыке»курснаправле
ннаформированиепониманияроднойлитературыкакоднойиз
основныхнационально-культурныхценностейнарода,какособогоспособапознанияжизни,
как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачинравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире,
национальнойистории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на
родном языкедляобеспечения культурной самоидентификации.
В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена
мысльо том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых
длянациональной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но
ипередачиподрастающемупоколению,русскаялитератураустанавливаеттемсамымпреемств
енную
связь
прошлого,
настоящего
и
будущего
русской
национальнокультурнойтрадициивсознании младшихшкольников.
Как часть предметной области«Родной язык и литературное чтение на
родномязыке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно
связанспредметом«Роднойязык(русский)».Изучениепредмета«Литературноечтениенародн
ом(русском)языке»способствуетобогащениюречишкольников,развитиюихречевой
культуры и коммуникативной компетенции. Оба курса объединяет культурноисторический подход к представлению дидактического материала, на основе
котороговыстраиваютсяпроблемно-тематическиеблокипрограммы.Каждыйизпроблемнотематическихблоковвключаетсопряжённыеснимключевыепонятия,отражающиедуховную
и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи.
Ещеоднойобщейчертойдвухкурсовявляетсяконцентрированиеихсодержаниявокругинтерес
ов и запросов ребенка младшего школьного возраста, что находит отражение
вспецификевыбранныхпроизведений.Даннаяпрограммасоотноситсяс«Примернойпрограм
мойпоучебномупредмету«Роднойязык(русский)»дляобразовательныхорганизаций,реализу
ющихпрограммыначальногообщегообразования»науровне:целевыеустановок,концептуаль
ныхосновпостроениякурсов;принциповотборасодержания;координацииосваиваемыхмлад
шимишкольникамиключевыхпонятий.
Содержаниекурса«Литературноечтениенародном(русском)языке»непредусматрива
етдублированияпроизведений,изучаемыхвосновномкурселитературногочтения.Курспредн
азначендлярасширениялитературногоикультурногокругозорамладших
школьников;
произведения
фольклора
и
русской
классики,
современной
русскойлитературы,входящиевкругактуальногочтениямладшихшкольников,позволяютобе
спечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания
ирусскойкультурыпонятиями.Предложенныедлячтенияиизучениямладшимшкольникампр
оизведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры
русскогонарода, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие,
милосердие,совесть,правда, любовь и др.).
4

II.
Описаниеместаучебногопредметавучебномплане
По учебному плану МАОУ СОШ №92программа рассчитана наобщую
учебнуюнагрузкувобъеме 34 часа.
2-3класс–17 часовв год.
III. Ценностныеориентирысодержанияучебногопредмета
Литературное чтение на родном языке (русском) как учебный предмет в
начальнойшколе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и
воспитания.
Наэтихурокахучащиесязнакомятсясхудожественнымипроизведениями,нравственныйпотен
циал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного
восприятияхудожественногопроизведенияформируетсядуховнонравственноевоспитаниеиразвитиеучащихся начальных классов. Литературное чтение на
родном
языке
как
вид
искусствазнакомитучащихсяснравственноэстетическимиценностямисвоегонародаичеловечестваи
способствует
формированию
личностных
качеств,
соответствующих
национальным
иобщечеловеческимценностям.Наурокахлитературногочтениянародномязыкепродолжаетс
яразвитиетехникичтения,совершенствованиекачествачтения,особенно
осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над
вечнымиценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом
играетэмоциональноевосприятиепроизведения,котороеформируетэмоциональнуюграмотн
ость.Системадуховнонравственноговоспитанияиразвития,реализуемаяврамкахурокалитературногочтения,форм
ируетличностныекачествачеловека,характеризующиеегоотношениек другимлюдям, к
Родине.
IV. Личностные,метапредметныеипредметныерезультатыосвоенияучебногопр
едмета «Литературноечтениена родномязыке»
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» при
полученииначального общего образованиянаправлено на достижение личностных,
метапредметныхипредметныхрезультатов.
Личностныерезультатывключаютиндивидуальноличностныекачестваисоциальныекомпетенцииобучающегося:
овладениекомпетенцией,обеспечивающейготовностьквхождениюобучающегосявболееслож
нуюсоциальную среду,социальнозначимыеценностныеустановкиобучающихся.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают:
способностьобучающихся решать учебные и жизненные задачи; умение организовывать
иподдерживатькоммуникативнуюситуациюсотрудничества;адекватновосприниматьиотра
жать содержаниеиусловия деятельности.
Предметныерезультаты
Сучетоминдивидуальныхвозможностейиособыхобразовательныхпотребностейобучающихс
ясТНР предметныерезультатыдолжны отражать:
1) пониманиелитературыкакявлениянациональнойимировойкультуры,средствасохранени
яи передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознаниезначимостичтениядляличногоразвития;формированиепредставленийомире,ро
ссийскойисторииикультуре,первоначальных этических представлений,
понятийодобреизле,нравственности;успешностиобученияповсемучебнымпредметам;форми
рованиепотребностивсистематическомчтении;
3) пониманиероличтения,использованиеразныхвидовчтения(ознакомительное,изучающее
, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и
оцениватьсодержаниеиспецификуразличныхтекстов,участвоватьвихобсуждении,даватьио
босновывать нравственную оценкупоступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования
уровнячитательскойкомпетентности, общего речевого развития, т.е. овладение
5

техникой чтения вслух и просебя,
элементарными приемами интерпретации,
анализа
и
преобразованияхудожественных, научно-популярных и учебных текстов с
использованием элементарныхлитературоведческихпонятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоватьсясправочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.Правильное понимание читаемых слов, предложений, текстов. Проявление
интереса
ккнигам,ксамостоятельномучтению.Умениеиспользоватьнавыкиустнойиписьменнойречи
в различных коммуникативных ситуациях. Умение вступать в контакт, поддерживатьи
завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая
общепринятыеправилаобщения.Умениеполучатьиуточнятьинформациюотсобеседника.Рас
ширениекруга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как
средстводостиженияцели.Обогащениеарсеналаязыковыхсредств,стремлениекихиспользов
аниювпроцессеобщения.Умениеосновыватьсянанравственноэстетическомчувствеихудожественномвкусевречевойдеятельности.Умениепониматьсмысл
доступныхграфическихизображений(рисунков,фотографий,пиктограмм,схемидр.).Умение
решатьактуальныебытовыезадачи,используякоммуникациюкаксредстводостиженияцели(н
евербальную, доступную
вербальную). Умение пользоваться устройствами,
заменяющимиустнуюречь(компьютеры,коммуникаторы,альтернативныесредствакоммуни
кациии пр.).
Повышениекомпьютернойактивности.
Врезультатеизученияучебногопредмета«Литературноечтениенародномязыке»
обучающиеся на уровне начального общего образованияосознáют значимостьчтения для
своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам
наосновеосознанияиразвитиядошкольногоивнешкольногоопыта,связанногосхудожественн
ойлитературой.Уобучающихсябудетформироватьсяпотребностьвсистематическом чтении
как
средстве
познания
мира
и
самого
себя.
Младшие
школьникибудутсинтересомчитатьхудожественные,научнопопулярныеиучебныетексты,которыепомогутимсформироватьсобственнуюпозициювжизн
и,расширяткругозор.
Учащиесяполучатвозможностьпознакомитьсяскультурно-историческимнаследием
России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств иэмоциональнонравственнойотзывчивости.
Младшие
школьники
будутучиться
полноценно
воспринимать
художественнуюлитературу,воспроизводитьввоображениисловесныехудожественныеобра
зы,эмоциональноотзыватьсяна
прочитанное,высказыватьсвоюточкузренияиуважатьмнениесобеседника.
Они
получат
возможность
воспринимать
художественное
произведение
какособыйвидискусства,соотноситьегосдругимивидамиискусствакакисточникамиформиро
ванияэстетическихпотребностейичувств,познакомятсяснекоторымикоммуникативными и
эстетическими
возможностями
родного
языка,
используемыми
вхудожественныхпроизведениях,научатсясоотноситьсобственныйжизненныйопытсхудоже
ственнымивпечатлениями.
Кконцуобучениявначальнойшколедетибудутготовыкдальнейшемуобучениюисисте
матическому изучению
литературы
в
средней
школе,
будет
достигнут
необходимыйуровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы
универсальныедействия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные
интересы, основыэлементарнойоценочной деятельности.
Выпускникиовладеюттехникойчтения(правильнымплавнымчтением,приближающи
мсяктемпунормальнойречи),приемамипониманияпрочитанногоипрослушанногопроизведе
ния,элементарнымиприемамианализа,интерпретацииипреобразованияхудожественных,нау
6

чнопопулярныхиучебныхтекстов.Научатсясамостоятельновыбиратьинтересующуюлитератур
у,пользоватьсясловарямиисправочниками,осознаютсебякакграмотногочитателя,способног
октворческойдеятельности.
Школьникинаучатсявестидиалогвразличныхкоммуникативныхситуациях,соблюдая
правиларечевогоэтикета,участвоватьвобсуждениипрослушанного(прочитанного)произвед
ения.Онибудутсоставлятьнесложныемонологическиевысказывания
о
произведении
(героях,
событиях);
устно
передавать
содержание
текста
поплану;составлятьнебольшиетекстыповествовательногохарактерасэлементамирассужден
ияиописания.Выпускникинаучатсядекламировать(читатьнаизусть)стихотворныепроизведе
ния.Ониполучатвозможностьнаучитьсявыступатьпередзнакомой
аудиторией
(сверстников,
родителей,
педагогов)
с
небольшими
сообщениями,используяиллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной
инаучнопопулярнойлитературой,будутнаходитьииспользоватьинформациюдляпрактическойработ
ы.
Выпускники
овладеют
основами
коммуникативной
деятельности,
на
практическомуровнеосознаютзначимость
работывгруппе
иосвоятправилагрупповойработы.
Виды
речевой
и
читательской
деятельностиВыпускникнаучится:

–
осознаватьзначимостьчтениядлядальнейшегообучения,саморазвития;воспри
нимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного
опыта;пониматьцельчтения:удовлетворениечитательскогоинтересаиприобретениеопытачт
ения,поиск фактовисуждений,аргументации, инойинформации;
–
прогнозироватьсодержаниетекстахудожественногопроизведенияпозаголовку
,автору, жанруиосознаватьцель чтения;
–
читатьсоскоростью,позволяющейпониматьсмыслпрочитанного;
–
различать на практическом уровне виды текстов (художественный,
учебный,справочный),опираясь наособенности каждого видатекста;
–
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста
прозаическиепроизведенияидекламироватьстихотворныепроизведенияпослепредваритель
нойподготовки;
–
использоватьразличныевидычтения:изучающее,выборочноеознакомительное
,выборочноепоисковое,выборочноепросмотровоевсоответствиисцельючтения (для всех
видов текстов);
–
ориентироватьсявсодержаниихудожественного,учебногоинаучнопопулярноготекста,пониматьегосмысл(причтениивслухипросебя,припрослушивании):
–
дляхудожественныхтекстов:определятьглавнуюмысльигероевпроизведения;
воспроизводитьввоображениисловесныехудожественныеобразыикартиныжизни,изображе
нныеавтором;этическиоцениватьпоступкиперсонажей,формировать свое отношение к
героям
произведения;
определять
основные
события
иустанавливать
их
последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главнуюмысль текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты,описания),
заданнуюв явном виде;задавать вопросы по содержанию произведения иотвечать на них,
подтверждаяответ
примерами
из
текста;
объяснять
значение
слова
сопоройнаконтекст,сиспользованиемсловарейидругойсправочнойлитературы;
–
для научно-популярных текстов: определять основное содержание
текста;озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание
текста;находитьвтекстетребуемуюинформацию(конкретныесведения,факты,описанияявле
ний, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста
7

иотвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова
сопоройнаконтекст,сиспользованиемсловарейидругойсправочнойлитературы;
–
использоватьпростейшиеприемыанализаразличныхвидовтекстов:
–
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между
событиями,фактами, поступками(мотивы, последствия), мыслями, чувствамигероев,
опираясь насодержаниетекста;
–
длянаучнопопулярныхтекстов:устанавливатьвзаимосвязьмеждуотдельнымифактами,событиями,явле
ниями,описаниями,процессамиимеждуотдельнымичастями
текста,
опираясь
наегосодержание;
–
использоватьразличныеформыинтерпретациисодержаниятекстов:
–
для художественных текстов: формулировать простые выводы,
основываясьнасодержаниитекста;составлятьхарактеристику
персонажа;интерпретироватьтекст,опираясь на некоторые его жанровые, структурные,
языковые особенности; устанавливатьсвязи, отношения, не высказанные в тексте
напрямую,
например,
соотносить
ситуацию
ипоступкигероев,объяснять(пояснять)поступкигероев,опираясьнасодержаниетекста;
–
длянаучнопопулярныхтекстов:формулироватьпростыевыводы,основываясьнатексте;устанавливатьсв
язи,отношения,невысказанныевтекстенапрямую,например,объяснятьявленияприроды,пояс
нятьописываемыесобытия,соотносяихссодержаниемтекста;
–
ориентироваться
в
нравственном
содержании
прочитанного,
самостоятельноделатьвыводы,соотноситьпоступкигероевснравственныминормами(только
дляхудожественных текстов);
–
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный),опираясьнаособенности каждоговидатекста(длявсехвидовтекстов);
–
передаватьсодержаниепрочитанногоилипрослушанногосучетомспецификите
кставвидепересказа(полногоиликраткого)(длявсехвидовтекстов);
–
участвоватьвобсуждениипрослушанного/прочитанноготекста(задаватьвопро
сы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевогоэтикета
и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для
всехвидовтекстов).
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
–
осмысливатьэстетическиеинравственныеценностихудожественноготекстаив
ысказыватьсуждение;
–
осмысливатьэстетическиеинравственныеценностихудожественноготекстаив
ысказыватьсобственноесуждение;
–
высказывать собственное суждение о прочитанном
(прослушанном)произведении,доказывать иподтверждать егофактами
соссылкаминатекст;
–
устанавливатьассоциациисжизненнымопытом,свпечатлениямиотвосприятия
другихвидов искусства;
–
составлятьпоаналогииустныерассказы(повествование,рассуждение,описание
).
Круг детского чтения (для всех видов
текстов)Выпускникнаучится:
–
осуществлятьвыборкнигивбиблиотеке(иливконтролируемомИнтернете)поза
данной тематикеилипо собственномужеланию;
–
вестисписокпрочитанныхкнигсцельюиспользованияеговучебной
ивнеучебнойдеятельности,втомчиследля планированиясвоегокругачтения;
–
составлятьаннотациюикраткийотзывнапрочитанноепроизведениепозаданном
уобразцу.
8

Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
–
работатьстематическимкаталогом;
–
работатьсдетскойпериодикой;
–
самостоятельнописатьотзывопрочитаннойкниге(всвободнойформе).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных
текстов)Выпускникнаучится:
–
распознаватьнекоторыеотличительныеособенностихудожественныхпроизвед
ений(напримераххудожественныхобразовисредствхудожественнойвыразительности);
–
отличать
на
практическом
уровне
прозаический
текстотстихотворного,приводитьпримерыпрозаическихистихотворныхтекст
ов;
–
различатьхудожественныепроизведенияразныхжанров(рассказ,басня,сказка,
загадка,пословица),приводитьпримерыэтихпроизведений;
–
находить
средства
художественной
выразительности
(метафора,олицетворение,эпитет).
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
–
восприниматьхудожественнуюлитературукаквидискусства,
приводитьпримерыпроявленияхудожественноговымыславпроизведениях;
–
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных
текстов,используярядлитературоведческихпонятий(фольклорнаяиавторскаялитература,стр
уктура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности
(иносказание,метафора,олицетворение, сравнение, эпитет);
–
определятьпозициигероевхудожественноготекста,позициюавторахудожестве
нноготекста.
Творческая деятельность (только для художественных
текстов)Выпускникнаучится:
–
создаватьпоаналогиисобственныйтекствжанресказкиизагадки;
–
восстанавливатьтекст,дополняяегоначалоилиокончание,илипополняяегособ
ытиями;
–
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или
наосновеличного опыта;
–
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с
учетомкоммуникативнойзадачи(дляразныхадресатов).
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
–
вестирассказ(илиповествование)наосновесюжетаизвестноголитературногопр
оизведения,дополняяи/илиизменяяегосодержание,например,рассказывать
известное
литературное произведение от имени одного из действующих лицилинеодушевленного
предмета;
–
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских
аннотацииили отзыва;
–
создаватьсериииллюстрацийскороткимитекстамипосодержаниюпрочитанног
о(прослушанного)произведения;
–
создаватьпроектыввидекнижексамоделок,презентацийсаудиовизуальнойподдержкойи пояснениями;
–
работатьвгруппе,создаваясценариииинсценируяпрочитанное(прослушанное,
созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и
ввидемультимедийногопродукта (мультфильма).
V.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном
языке»Видыречевой и читательскойдеятельности
Аудирование(слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение
9

различныхтекстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать
на вопросыпо содержанию услышанного произведения, определение последовательности
событий,осознаниецелиречевоговысказывания,умениезадаватьвопроспоуслышанномуучеб
ному,научно-познавательномуихудожественномупроизведению.
Чтение
Чтениевслух.Постепенныйпереходотслоговогокплавномуосмысленномуправильно
мучтениюцелымисловамивслух(скоростьчтениявсоответствиисиндивидуальным темпом
чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка нанормальный для
читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдениеорфоэпических
и интонационных норм чтения.чтение предложений с интонационнымвыделением знаков
препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду итипутекстов,
передачаихспомощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступныхпообъемуижанрупроизведений).Определениевидачтения(изучающее,ознакоми
тельное,
просмотровое,
выборочное).
Умение
находить
в
тексте
необходимуюинформацию.Пониманиеособенностейразныхвидовчтения:факта,описания,д
ополнениявысказыванияи др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах
текста:художественных,учебных,научно-популярных–
иихсравнение.Определениецелейсозданияэтихвидов
текста.Особенностифольклорноготекста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозированиесодержаниякнигипоееназваниюиоформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста
насмысловыечасти,их озаглавливание.Умениеработатьсразнымивидамиинформации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать
потеме,слушатьвыступлениятоварищей,дополнятьответыпоходубеседы,используятекст.Пр
ивлечениесправочных ииллюстративно-изобразительныхматериалов.
Библиографическаякультура.Книгакакособыйвидискусства.Книгакакисточник
необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания
(общеепредставление).Книгаучебная,художественная,справочная.Элементыкниги:содержа
ниеили оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в
книге:научная,художественная(сопоройнавнешниепоказателикниги,еесправочноиллюстративныйматериал).
Типыкниг(изданий):книга-произведение,книгасборник,собраниесочинений,периодическаяпечать,справочныеиздания(справочники,слова
ри,энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа
кдетскимкнигамвбиблиотеке.Алфавитныйкаталог.Самостоятельноепользованиесоответств
ующимивозрастусловарямии справочной литературой.
Работастекстомхудожественногопроизведения.Пониманиезаглавияпроизведения,
его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностейхудожественного
текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).Осознание того,
что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил иотношений.
Пониманиенравственногосодержанияпрочитанного,осознаниемотивацииповедения
героев,анализпоступковгероевсточкизрениянормморали.Осознаниепонятия
«Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов
(напримеренародовРоссии).Схожестьтем,идей,героеввфольклореразныхнародов.Самостоя
тельноевоспроизведениетекстасиспользованиемвыразительныхсредствязыка:последовател
ьное
воспроизведение
эпизода
с
использованием
специфической
для
данногопроизведениялексики(повопросам учителя), рассказпоиллюстрациям,пересказ.
Характеристикагерояпроизведениясиспользованиемхудожественно10

выразительныхсредствданноготекста.Нахождениевтекстесловивыражений,характеризующ
ихгерояисобытие.Анализ(спомощьюучителя),мотивыпоступкаперсонажа. Сопоставление
поступков
героев
по
аналогии
или
по
контрасту.
Выявлениеавторскогоотношениякгероюнаосновеанализатекста,авторских
помет,именгероев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные
черезпоступкии речь.
Освоениеразныхвидовпересказахудожественноготекста:подробный,выборочныйик
раткий (передачаосновныхмыслей).
Подробныйпересказтекста:определение
главноймыслифрагмента,выделениеопорныхилиключевыхслов,озаглавливание,подробный
пересказэпизода;делениетекстана части, определение главной мысли каждой части и всего
текста, озаглавливание каждойчасти и всего текста, составление плана в виде назывных
предложений
из
текста,
в
видевопросов,ввидесамостоятельно
сформулированноговысказывания.
Самостоятельныйвыборочныйпересказпозаданномуфрагменту:характеристикагероя
произведения(отборслов,выраженийвтексте,позволяющихсоставитьрассказогерое),описан
иеместадействия(выборслов,выраженийвтексте,позволяющихсоставитьданноеописаниена
основетекста).Вычленениеисопоставлениеэпизодовизразныхпроизведенийпообщностисит
уаций,эмоциональнойокраске,характерупоступковгероев.Работасучебными,научнопопулярнымиидругимитекстами.Пониманиезаглавияпроизведения;адекватноесоотноше
ниесегосодержанием.Определениеособенностейучебногоинаучнопопулярноготекста(передачаинформации).Пониманиеотдельных,наиболееобщихособенно
стейтекстовбылин,легенд,библейскихрассказов(поотрывкамилинебольшимтекстам).Знако
мство с простейшими приемами анализа
различныхвидовтекста:установлениепричинно-следственныхсвязей.Определениеглавной
мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые
илиопорныеслова.Построениеалгоритмадеятельностиповоспроизведениютекста.Воспроиз
ведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный
пересказтекста.Краткийпересказтекста (выделениеглавного всодержании текста).
Говорение(культураречевогообщения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:
пониматьвопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
выслушивать,
неперебивая,собеседникаиввежливойформевысказыватьсвоюточкузренияпообсуждаемому
произведению(учебному,научнопознавательному,художественномутексту).Доказательствособственнойточкизрениясопоро
йнатекстилисобственныйопыт.Использование норм речевого этикета в условиях
внеучебного
общения.
Знакомство
сособенностяминациональногоэтикетанаосновефольклорныхпроизведений.
Работасословом(распознаватьпрямоеипереносноезначенияслов,ихмногозначность),
целенаправленноепополнениеактивногословарногозапаса.
Монологкакформаречевоговысказывания.Монологическоеречевоевысказываниенеб
ольшогообъемасопоройнаавторскийтекст,попредложеннойтемеиливвиде(форме)ответанав
опрос.Отражениеосновноймыслитекставвысказывании.Передачасодержанияпрочитанного
или
прослушанного
с
учетом
специфики
научно-популярного,
учебного
ихудожественноготекста.Передачавпечатлений(изповседневнойжизни,художественногопр
оизведения,изобразительногоискусства)врассказе(описание,рассуждение,повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор ииспользование
выразительных
средств
языка
(синонимы,
антонимы,
сравнение)
с
учетомособенностеймонологического высказывания.
Устное
сочинение
как
продолжение
прочитанного
произведения,
11

отдельныхегосюжетных линий,короткийрассказ порисункамлибо назаданнуютему.
Письмо(культураписьменнойречи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение
темы,местадействия,
характеров
героев),
использование
в
письменной
речивыразительныхсредствязыка(синонимы,антонимы,сравнение)вминисочинениях(повествование,описание,рассуждение), рассказназаданнуютему,отзыв.
Кругдетскогочтения
Произведения устного народного творчества разных народов России.
ПроизведенияклассиковотечественнойлитературыXIX–
ХХвв.,классиковдетскойлитературы,произведениясовременнойотечественной(сучетоммно
гонациональногохарактераРоссии),доступныедлявосприятиямладшихшкольников.
Представленностьразныхвидовкниг:историческая,приключенческая,научнопопулярная,справочно-энциклопедическая литература.
Основныетемыдетскогочтения:фольклорразныхнародов,произведенияоРодине,прир
оде,детях,школьномдетстве,семье, профессиях,дружбе,войне,добреизле.
Литературоведческаяпропедевтика(практическоеосвоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с
помощьюучителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений,
метафор,гипербол.
Ориентировкавлитературныхпонятиях:художественноепроизведение,художественн
ыйобраз,искусствослова,автор(рассказчик),сюжет,тема;геройпроизведения:егопортрет,реч
ь,поступки,мысли;отношениеавторакгерою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных
видоврассказывания:повествование(рассказ),описание(пейзаж,портрет,интерьер),рассужде
ние(монолог героя, диалоггероев).
Прозаическаяистихотворнаяречь:узнавание,различение,выделениеособенностейсти
хотворногопроизведения (ритм, рифма).
Фольклориавторскиехудожественныепроизведения(различение).
Жанровоеразнообразиепроизведений.Малыефольклорныеформы(потешки,послови
цыипоговорки,загадки)–
узнавание,различение,определениеосновногосмысла.Сказки(оживотных,бытовые,волшебн
ые).Художественныеособенностисказок:лексика,построение(композиция).Литературная
(авторская)сказка.
Рассказ,стихотворение,быль–
общеепредставлениеожанре,особенностяхпостроенияи выразительныхсредствах.
Творческаядеятельностьобучающихся(наосновелитературныхпроизведений)
Интерпретациятексталитературногопроизведениявтворческойдеятельностиучащихс
я:
чтение
по
ролям,
инсценирование,
драматизация;
устное
словесное
рисование,знакомствосразличнымиспособамиработысдеформированнымтекстомииспольз
ованиеих(установлениепричинноследственныхсвязей,последовательностисобытий:соблюдениеэтапностиввыполнениидейс
твий);изложениесэлементамисочинения,созданиесобственноготекстанаосновехудожестве
нногопроизведения(текстпоаналогии), репродукций картин художников, по серии
иллюстраций к произведению или наосновеличного опыта.

12

VI.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тематическоепланированиеучебногопредмета«Литературноечтениенародномязыке»2класс.

Темаурока
Хочувсёзнатьиуметь!
Мыходимвшколу.
Происхождениекириллицы
Рукописнаякнига–памятьнаших
предков
СчегоначинаетсяРодина?
Роднаяземля
«Морозисолнце;день
чудесный!...»
СветлыйпраздникРождества
Благодарностьиверностьв
дружбе
Старыйдруглучшеновыхдвух
Жизньродителейвдетях
Бабушкинысказки,дедушкины
присказки
Однаучеловекароднаямать,
однаунегои Родина
Стыдхужедыма
Доброта–этоталант
Трудвсемуголова

Колвочас
ов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Характеристикавидовучебнойд
еятельности
Совершенствовать умения читать
текстцелыми словами, осознанно
ивыразительно; работать с
содержаниемпроизведения; находить в
текстеинформацию, заданную в явном
инеявном виде; понимать
смыслиспользованных в тексте
образныхвыражений, пословиц;
определятьглавную мысль сказки,
рассказа илистихотворения;
формулировать своёотношение к
прочитанному;рассматривать
репродукции картины исоотносить её с
содержаниемпрочитанного;делатьнесло
жныйвыводнаосновепрочитанного.
Принимать,пониматьирешать
учебныезадачиурока,выбирать способы
работысхудожественнымтекстомвза
висимости от учебной
задачи;проявлятьинициативупри
работе
ссодержаниемпроизведения.

Воспитательныйпотенциал
Будутсформированы:
• внутренняяпозицияшкольниканауровне
положительногоотношениякшколе,ориентации
насодержательныемоментышкольнойдействит
ельностиипринятияобразца«хорошегоученика
»;
• широкаямотивационнаяосноваучебнойд
еятельности,включающаясоциальные,учебнопознавательныеивнешниемотивы;
• учебнопознавательныйинтерескновомуучебномумате
риалуиспособамрешенияновой задачи;
• ориентациянапониманиепричинуспехав
учебнойдеятельности,втомчисленасамоанализ
исамоконтрольрезультата,наанализ
соответствия
результатов
требованиямконкретнойзадачи,напониманиеоц
енокучителей,товарищей,родителейидругихлю
дей;
• способностькоценкесвоейучебнойдеяте
льности;

Живаяприрода

17

№
1
2
3

Темаурока
Осеннеенастроение
Тайноестановитсяявным
Первыйразвтретийкласс

•
основыгражданскойидентичности,своей
этническойпринадлежностивформеосознания
«Я»
как
члена
семьи,
представителянарода,гражданинаРоссии,чувст
васопричастностиигордостизасвоюРодину,нар
од
и
историю,
осознание
ответственностичеловеказаобщееблагополучие
;
• ориентация
в
нравственном
содержанииисмыслекаксобственныхпоступков
,такипоступковокружающихлюдей;
• знаниеосновныхморальныхнормиориен
тациянаихвыполнение;
• развитиеэтическихчувств—
стыда,вины,совестикакрегуляторовморального
поведения; понимание чувств других людей
исопереживаниеим;
• установканаздоровыйобразжизни;
• основыэкологическойкультуры:приняти
еценностиприродногомира,готовностьследоват
ьвсвоейдеятельностинормам
природоохранного,
нерасточительного,здоровьесберегающегопове
дения;
• чувствопрекрасногоиэстетическиечувст
ванаосновезнакомствасмировойи
отечественнойхудожественнойкультурой.
«Литературноечтениенародном(русском)языке»3класс
1

Колвочас
ов
1
1
1

Развиватьумениявчитыватьсявхудожес
твенный текст и
анализироватьхудожественные
произведения,составлять
характеристику главногогероя;
выявлять межпредметные
связи;использовать словари при работе
снепонятнымисловамиивыражениями.

Характеристикавидовучебнойдеятельности
Читать текст правильно и
выразительно,целымисловамиисинтагмами
,вслухипро

Воспитательныйпотенциал
Воспитание интереса к чтению и
книге.Воспитаниекомпетентногочитате
ля.

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Благодарностьиверностьв
дружбе
«Мыумножимнашурадость
иразделимпополам!»
Рождениепечатнойкнигина
Руси
Старинныйобычай
ЧудоРождества
Семья–опорасчастья
Хлебвсемуголова
Правдаикривда
Вербноевоскресенье
Веснапришла,веснедорогу!
Жизньдананадобрыедела
«Этотпраздникссединою
нависках…»
Деломастерабоится

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17
Малиновоелето

1

VII.

себя, осмысленно, интонационно
оформляявысказывание, выделяя голосом
логическиеударения; работать с
содержаниемстихотворенияирассказа;объясн
ятьзаглавиетекста; определять значение
использованныхобразных средств;
определять темупроизведения.
Развиватьинтересктворчествуотечественныхп
оэтовипрозаиков XX–XXIвв.
Совершенствовать умения: определять
жанрлитературного произведения по
отличительнымпризнакам;пониматьсодержание
прочитанногопроизведения; объяснять заглавие
текста;находить в тексте фактическую
информацию,заданную в явном виде;
определять
главнуюмысльпроизведения;формулироватьвы
вод.
Работать с детской книгой, прогнозировать
еёсодержание по названию, отличать
сборникпроизведенийразныхавторовоткнигио
дногописателя; выбирать из предложенных
книг те,которые соответствуют теме;
составлятькраткую аннотацию прочитанной
книги;сравнивать произведения разных
жанров наоднутему.

Осознаниекоммуникативноэстетическихвозможностейродногоязыкан
аосновеизучениявыдающихсяпроизведени
йкультурысвоегонарода,умениесамостояте
льновыбиратьинтересующуюлитературу;п
ользоватьсясправочнымиисточникамидля
пониманияиполучениядополнительнойин
формации.
Формированиенравственныхценностейиэс
тетическоговкусамладшихшкольников,по
ниманиюдуховнойсущностипроизведений.

Описаниематериально-техническогообеспеченияобразовательногопроцесса.

Дистанционныересурсы.
Учебники:
2 класс–Н.Е.Кутейникова.идр.Литературноечтениенародном(русском)языке.2класс.В2ч.ООО«Русскоеслово-учебник»2021
3 класс-Н.Е.Кутейникова.идр.Литературноечтениенародном(русском)языке.3класс.В2ч.ООО «Русскоеслово-учебник»2021


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».