Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе -адаптированной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 92 Пояснительнаязаписка Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке»разработананаосноветребованийФедеральногогосударственногообразовательногост андартаначальногообщегообразованияобучающихсясограниченнымивозможностямиздоро вья(далее– Стандарт)крезультатамосвоенияОПНООисиспользованиемпримернойадаптированнойосно внойобщеобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования обучающихся сТНР. Программапостроенасучетомспецификиусвоенияучебногоматериаладетьмистяжелы мнарушениемречи.Обучениеосуществляется вусловияхинклюзии. Вариант 5.1 предназначен для обучающихся с ТНР, для преодоления речевыхрасстройств которых требуются особые педагогические условия, специальноесистематическоецеленаправленноекоррекционноевоздействие. Содержаниеобучениясоответствует основнойобщеобразовательнойпрограммеН ООМАОУСОШ №92, разработанной дляобычныхдетей. Представленнаяпрограмма,сохраняяосновноесодержаниеобразования,принятоед лямассовойшколы,отличаетсятем,чтопредусматриваеткоррекционнуюнаправленнос тьобучения. При составлении рабочей программы учтены основные идеи и положения программыформированияиразвитияуниверсальныхучебныхдействийнауровненачальногоо бщегообразования. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ТНР.Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое длямассовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленностьобучения. Характеристикадетейстяжелыминарушениямиречи Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с отклонениями вразвитии,у которыхсохраненслух, первично не нарушенинтеллект,но наблюдаетсяразличнойстепениречеваядисфункция, влияющаянастановлениепсихики. Становлениеречиутакогоребенказатрудненоитребуетбольшеговременидляовладения родным языком: развитие фонематического слуха и формирование навыковпроизнесениязвуковродногоязыка,овладениесловарнымзапасомиправиламисинтак сиса,пониманиесмыслапроизносимого. Речевыенарушениямогутзатрагиватьразличныекомпонентыречи:звукопроизношение(сн ижениевнятностиречи,дефектызвуков),фонематическийслух(недостаточноеовладениезвук овымсоставомслова),лексикограмматическийстрой(бедностьсловарногозапаса,неумениесогласовыватьсловавпредложе нии). У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательнойдеятельности(восприятие,память,мышление,речь),особеннонауровнепроиз вольностииосознанности.Интеллектуальноеотставаниеимеетудетейвторичныйхарактер,по 1 сколькуонообразуется вследствиенедоразвития речи,всехеекомпонентов. Большинстводетейснарушениямиречиимеютдвигательныерасстройства.Онимоторнонел овки,неуклюжи,характеризуютсяимпульсивностью,хаотичностьюдвижений.Детисречевым инарушениямибыстроутомляются,имеютпониженнуюработоспособность.Они долго невключаютсяввыполнениезадания. Отмечаютсяотклоненияивэмоциональноволевойсфере.Такимдетямприсущинестойкостьинтересов,пониженнаянаблюдательность,с ниженнаямотивация,замкнутость,негативизм,неуверенностьвсебе,повышеннаяраздражите льность,агрессивность,обидчивость,трудностивобщениисокружающими,вналаживаниикон тактовсо своими сверстниками. Содержаниекоррекционнойработы Профилактикаспецифическихисопутствующих(графических,орфографических)ошибок. Развитиеустнойиписьменнойкоммуникации,способностикосмысленномучтению и письму. Развитие способности пользоваться устной и письменной речью длярешения соответствующих возрасту бытовых задач. Развитие способности к словесномусамовыражениюнауровне,соответствующемвозрастуиразвитиюобучающегося. Обучениеправиламкоммуникациииумениямиспользоватьихвактуальныхдляобучающихсяб ытовыхситуациях.Расширениеиобогащениеопытакоммуникацииобучающегося в ближнем и дальнем окружении. Развитие потребности и умений активноиспользовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.Коррекциянарушенийпсихическогоиречевогоразвитияобучающихся.Формирование «чувства»языка,уменияотличатьправильныеязыковыеформыотнеправильных.Формирован иеязыковыхобобщений(фонематических,морфологических,синтаксических).Развитиенавы ковсемантическогопрограммированияиязыковогооформления как предложений, так и текста. Формирование умений понимать содержаниехудожественногопроизведения,работатьстекстом(умениевыделятьчаститекста, составлять плантекстаит.д.).Формированиеумениявыражать свои мысли. СопровождениеобучающихсясТНРпредусматриваетследующиевидыдифференцированн ойпомощи: чёткоеобобщениекаждогоегоэтапа(проверкавыполнениязадания,объяснениенового,закр еплениематериалаи т.д.); объяснение нового учебного материала по частям;ясная и конкретная формулировкавопросов учителя; проведениеречевыхразминок:проговариваниеотдельныхслов,трудныхдляпроизношения ,правил,терминов; включениевурокитренировочныхупражненийпоразвитиювнимания,памяти,мыслительн ых операций.индивидуальныйтемпвыполнениязаданий; индивидуальныезадания,втомчислевоспроизводящегохарактераприналичииобразцов,а лгоритмов выполнения; наглядноеподкреплениеинформации,инструкций:картинныепланы,опорные,обобщающ иесхемы,карточкипомощницы,которыесоставляютсявсоответствиисхарактеромзатруднений приусвоенииучебногоматериала; планыалгоритмысуказаниемпоследовательностиопераций,необходимыхдлярешениязадач; образцырешениязадачипошаговыеинструкцииит.д. Учебныйпредмет«Литературноечтениенародномязыке»являетсяпредметомобязательно йчастиучебногопланаМАОУСОШ№92,входитвобразовательнуюобласть «Роднойязыкилитературноечтениенародномязыке». Изучениепредметнойобласти«Роднойязыкилитературноечтениенародномязыке» 2 должнообеспечивать: Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языковогоикультурногопространстваРоссии,оязыкекакосновенациональногосамосозн ания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родномязыке,коммуникативныхумений,нравственныхиэстетическихчувств,способно стейктворческой деятельностинародномязыке. Дополнительныезадачиреализациисодержания: Овладение грамотой. Профилактика специфических и сопутствующих (графических,орфографических)ошибок.Развитиеустнойиписьменнойкоммуникации,спосо бностик осмысленномучтению иписьму. Развитие способностипользоватьсяустнойиписьменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач. Развитиеспособности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту иразвитию обучающегося. Обучение правилам коммуникации и умениям использовать их вактуальныхдля обучающихся бытовых ситуациях. Расширение и обогащение опытакоммуникации обучающегося в ближнем и дальнем окружении. Развитие потребности иумений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных ипознавательных задач. Коррекция нарушений психического и речевого развитияобучающихся. Формирование «чувства» языка, умения отличать правильные языковыеформы от неправильных. Формирование языковых обобщений (фонематических,морфологических, синтаксических). Развитие навыков семантического программированияи языкового оформления как предложений, так и текста. Формирование умений пониматьсодержание художественного произведения, работать с текстом (умение выделять частитекста,составлятьплантекстаит.д.).Формирование умениявыражать своимысли. Формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющемдобиваться взаимопонимания с людьми, говорящими (пишущими) на иностранном языке.Расширение лингвистического кругозора; освоение элементарных лингвистическихпредставлений, доступных обучающимся и необходимых для овладения устной иписьменной речью. Формирование умения общаться на иностранном языке наэлементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей обучающихся вустной и письменной формах. Формирование условий для коммуникативнопсихологической адаптации обучающихся к новому языковому миру с целью преодоленияпсихологических барьероввиспользованиииностранногоязыкакаксредстваобщения. Приобщение обучающихся к новому социальному опыту с использованием иностранногоязыка. I. Общаяхарактеристикаучебногопредмета Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования.Содержаниепрограммынаправленонадостижениерезультатовосвоенияосновн ойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованиявчаститребований,заданныхф едеральнымгосударственнымобразовательнымстандартомначальногообщегообразованияк предметнойобласти«Роднойязыкилитературноечтениенародномязыке».Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения,входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение», при этомцеликурсалитературногочтениянародномрусскомязыкеврамкахпредметнойобласти «Роднойязыкилитературноечтениенародномязыке»имеютсвоюспецифику,обусловленную дополнительнымпосвоемусодержаниюхарактеромкурса,атакжеособенностямифункционир 3 ованиярусскогоязыкаирусскойлитературывразныхрегионахРоссийской Федерации. В Указе Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесенииизменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерациина период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19декабря2012 г.№ 1666,отмечается,что«общероссийскаягражданскаяидентичностьосновананасохранениирус скойкультурнойдоминанты,присущейвсемнародам,населяющимРоссийскуюФедерацию.С овременноероссийскоеобществообъединяетединый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитиирусскойкультурыиязыка,историческогоикультурногонаследиявсехнародовРоссий скойФедерацииивкоторомзаключенытакиеосновополагающиеобщечеловеческиепринципы ,какуважениесамобытныхтрадицийнародов,населяющихРоссийскуюФедерацию,иинтегри рованиеихлучшихдостиженийвединуюроссийскуюкультуру». ВсоответствиистребованиямиФГОСНООкрезультатамосвоенияосновнойобразовате льнойпрограммыпоучебномупредмету«Литературноечтениенародномязыке»курснаправле ннаформированиепониманияроднойлитературыкакоднойиз основныхнационально-культурныхценностейнарода,какособогоспособапознанияжизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачинравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальнойистории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языкедляобеспечения культурной самоидентификации. В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысльо том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых длянациональной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но ипередачиподрастающемупоколению,русскаялитератураустанавливаеттемсамымпреемств енную связь прошлого, настоящего и будущего русской национальнокультурнойтрадициивсознании младшихшкольников. Как часть предметной области«Родной язык и литературное чтение на родномязыке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связанспредметом«Роднойязык(русский)».Изучениепредмета«Литературноечтениенародн ом(русском)языке»способствуетобогащениюречишкольников,развитиюихречевой культуры и коммуникативной компетенции. Оба курса объединяет культурноисторический подход к представлению дидактического материала, на основе котороговыстраиваютсяпроблемно-тематическиеблокипрограммы.Каждыйизпроблемнотематическихблоковвключаетсопряжённыеснимключевыепонятия,отражающиедуховную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещеоднойобщейчертойдвухкурсовявляетсяконцентрированиеихсодержаниявокругинтерес ов и запросов ребенка младшего школьного возраста, что находит отражение вспецификевыбранныхпроизведений.Даннаяпрограммасоотноситсяс«Примернойпрограм мойпоучебномупредмету«Роднойязык(русский)»дляобразовательныхорганизаций,реализу ющихпрограммыначальногообщегообразования»науровне:целевыеустановок,концептуаль ныхосновпостроениякурсов;принциповотборасодержания;координацииосваиваемыхмлад шимишкольникамиключевыхпонятий. Содержаниекурса«Литературноечтениенародном(русском)языке»непредусматрива етдублированияпроизведений,изучаемыхвосновномкурселитературногочтения.Курспредн азначендлярасширениялитературногоикультурногокругозорамладших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русскойлитературы,входящиевкругактуальногочтениямладшихшкольников,позволяютобе спечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания ирусскойкультурыпонятиями.Предложенныедлячтенияиизучениямладшимшкольникампр оизведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русскогонарода, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие,совесть,правда, любовь и др.). 4 II. Описаниеместаучебногопредметавучебномплане По учебному плану МАОУ СОШ №92программа рассчитана наобщую учебнуюнагрузкувобъеме 34 часа. 2-3класс–17 часовв год. III. Ценностныеориентирысодержанияучебногопредмета Литературное чтение на родном языке (русском) как учебный предмет в начальнойшколе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Наэтихурокахучащиесязнакомятсясхудожественнымипроизведениями,нравственныйпотен циал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятияхудожественногопроизведенияформируетсядуховнонравственноевоспитаниеиразвитиеучащихся начальных классов. Литературное чтение на родном языке как вид искусствазнакомитучащихсяснравственноэстетическимиценностямисвоегонародаичеловечестваи способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным иобщечеловеческимценностям.Наурокахлитературногочтениянародномязыкепродолжаетс яразвитиетехникичтения,совершенствованиекачествачтения,особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечнымиценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играетэмоциональноевосприятиепроизведения,котороеформируетэмоциональнуюграмотн ость.Системадуховнонравственноговоспитанияиразвития,реализуемаяврамкахурокалитературногочтения,форм ируетличностныекачествачеловека,характеризующиеегоотношениек другимлюдям, к Родине. IV. Личностные,метапредметныеипредметныерезультатыосвоенияучебногопр едмета «Литературноечтениена родномязыке» Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» при полученииначального общего образованиянаправлено на достижение личностных, метапредметныхипредметныхрезультатов. Личностныерезультатывключаютиндивидуальноличностныекачестваисоциальныекомпетенцииобучающегося: овладениекомпетенцией,обеспечивающейготовностьквхождениюобучающегосявболееслож нуюсоциальную среду,социальнозначимыеценностныеустановкиобучающихся. Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают: способностьобучающихся решать учебные и жизненные задачи; умение организовывать иподдерживатькоммуникативнуюситуациюсотрудничества;адекватновосприниматьиотра жать содержаниеиусловия деятельности. Предметныерезультаты Сучетоминдивидуальныхвозможностейиособыхобразовательныхпотребностейобучающихс ясТНР предметныерезультатыдолжны отражать: 1) пониманиелитературыкакявлениянациональнойимировойкультуры,средствасохранени яи передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознаниезначимостичтениядляличногоразвития;формированиепредставленийомире,ро ссийскойисторииикультуре,первоначальных этических представлений, понятийодобреизле,нравственности;успешностиобученияповсемучебнымпредметам;форми рованиепотребностивсистематическомчтении; 3) пониманиероличтения,использованиеразныхвидовчтения(ознакомительное,изучающее , выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оцениватьсодержаниеиспецификуразличныхтекстов,участвоватьвихобсуждении,даватьио босновывать нравственную оценкупоступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровнячитательскойкомпетентности, общего речевого развития, т.е. овладение 5 техникой чтения вслух и просебя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразованияхудожественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарныхлитературоведческихпонятий; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоватьсясправочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.Правильное понимание читаемых слов, предложений, текстов. Проявление интереса ккнигам,ксамостоятельномучтению.Умениеиспользоватьнавыкиустнойиписьменнойречи в различных коммуникативных ситуациях. Умение вступать в контакт, поддерживатьи завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятыеправилаобщения.Умениеполучатьиуточнятьинформациюотсобеседника.Рас ширениекруга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средстводостиженияцели.Обогащениеарсеналаязыковыхсредств,стремлениекихиспользов аниювпроцессеобщения.Умениеосновыватьсянанравственноэстетическомчувствеихудожественномвкусевречевойдеятельности.Умениепониматьсмысл доступныхграфическихизображений(рисунков,фотографий,пиктограмм,схемидр.).Умение решатьактуальныебытовыезадачи,используякоммуникациюкаксредстводостиженияцели(н евербальную, доступную вербальную). Умение пользоваться устройствами, заменяющимиустнуюречь(компьютеры,коммуникаторы,альтернативныесредствакоммуни кациии пр.). Повышениекомпьютернойактивности. Врезультатеизученияучебногопредмета«Литературноечтениенародномязыке» обучающиеся на уровне начального общего образованияосознáют значимостьчтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам наосновеосознанияиразвитиядошкольногоивнешкольногоопыта,связанногосхудожественн ойлитературой.Уобучающихсябудетформироватьсяпотребностьвсистематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьникибудутсинтересомчитатьхудожественные,научнопопулярныеиучебныетексты,которыепомогутимсформироватьсобственнуюпозициювжизн и,расширяткругозор. Учащиесяполучатвозможностьпознакомитьсяскультурно-историческимнаследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств иэмоциональнонравственнойотзывчивости. Младшие школьники будутучиться полноценно воспринимать художественнуюлитературу,воспроизводитьввоображениисловесныехудожественныеобра зы,эмоциональноотзыватьсяна прочитанное,высказыватьсвоюточкузренияиуважатьмнениесобеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение какособыйвидискусства,соотноситьегосдругимивидамиискусствакакисточникамиформиро ванияэстетическихпотребностейичувств,познакомятсяснекоторымикоммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми вхудожественныхпроизведениях,научатсясоотноситьсобственныйжизненныйопытсхудоже ственнымивпечатлениями. Кконцуобучениявначальнойшколедетибудутготовыкдальнейшемуобучениюисисте матическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимыйуровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальныедействия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основыэлементарнойоценочной деятельности. Выпускникиовладеюттехникойчтения(правильнымплавнымчтением,приближающи мсяктемпунормальнойречи),приемамипониманияпрочитанногоипрослушанногопроизведе ния,элементарнымиприемамианализа,интерпретацииипреобразованияхудожественных,нау 6 чнопопулярныхиучебныхтекстов.Научатсясамостоятельновыбиратьинтересующуюлитератур у,пользоватьсясловарямиисправочниками,осознаютсебякакграмотногочитателя,способног октворческойдеятельности. Школьникинаучатсявестидиалогвразличныхкоммуникативныхситуациях,соблюдая правиларечевогоэтикета,участвоватьвобсуждениипрослушанного(прочитанного)произвед ения.Онибудутсоставлятьнесложныемонологическиевысказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста поплану;составлятьнебольшиетекстыповествовательногохарактерасэлементамирассужден ияиописания.Выпускникинаучатсядекламировать(читатьнаизусть)стихотворныепроизведе ния.Ониполучатвозможностьнаучитьсявыступатьпередзнакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями,используяиллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной инаучнопопулярнойлитературой,будутнаходитьииспользоватьинформациюдляпрактическойработ ы. Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическомуровнеосознаютзначимость работывгруппе иосвоятправилагрупповойработы. Виды речевой и читательской деятельностиВыпускникнаучится: – осознаватьзначимостьчтениядлядальнейшегообучения,саморазвития;воспри нимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;пониматьцельчтения:удовлетворениечитательскогоинтересаиприобретениеопытачт ения,поиск фактовисуждений,аргументации, инойинформации; – прогнозироватьсодержаниетекстахудожественногопроизведенияпозаголовку ,автору, жанруиосознаватьцель чтения; – читатьсоскоростью,позволяющейпониматьсмыслпрочитанного; – различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,справочный),опираясь наособенности каждого видатекста; – читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаическиепроизведенияидекламироватьстихотворныепроизведенияпослепредваритель нойподготовки; – использоватьразличныевидычтения:изучающее,выборочноеознакомительное ,выборочноепоисковое,выборочноепросмотровоевсоответствиисцельючтения (для всех видов текстов); – ориентироватьсявсодержаниихудожественного,учебногоинаучнопопулярноготекста,пониматьегосмысл(причтениивслухипросебя,припрослушивании): – дляхудожественныхтекстов:определятьглавнуюмысльигероевпроизведения; воспроизводитьввоображениисловесныехудожественныеобразыикартиныжизни,изображе нныеавтором;этическиоцениватьпоступкиперсонажей,формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события иустанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главнуюмысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты,описания), заданнуюв явном виде;задавать вопросы по содержанию произведения иотвечать на них, подтверждаяответ примерами из текста; объяснять значение слова сопоройнаконтекст,сиспользованиемсловарейидругойсправочнойлитературы; – для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;находитьвтекстетребуемуюинформацию(конкретныесведения,факты,описанияявле ний, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста 7 иотвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова сопоройнаконтекст,сиспользованиемсловарейидругойсправочнойлитературы; – использоватьпростейшиеприемыанализаразличныхвидовтекстов: – для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями,фактами, поступками(мотивы, последствия), мыслями, чувствамигероев, опираясь насодержаниетекста; – длянаучнопопулярныхтекстов:устанавливатьвзаимосвязьмеждуотдельнымифактами,событиями,явле ниями,описаниями,процессамиимеждуотдельнымичастями текста, опираясь наегосодержание; – использоватьразличныеформыинтерпретациисодержаниятекстов: – для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясьнасодержаниитекста;составлятьхарактеристику персонажа;интерпретироватьтекст,опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливатьсвязи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию ипоступкигероев,объяснять(пояснять)поступкигероев,опираясьнасодержаниетекста; – длянаучнопопулярныхтекстов:формулироватьпростыевыводы,основываясьнатексте;устанавливатьсв язи,отношения,невысказанныевтекстенапрямую,например,объяснятьявленияприроды,пояс нятьописываемыесобытия,соотносяихссодержаниемтекста; – ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельноделатьвыводы,соотноситьпоступкигероевснравственныминормами(только дляхудожественных текстов); – различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный),опираясьнаособенности каждоговидатекста(длявсехвидовтекстов); – передаватьсодержаниепрочитанногоилипрослушанногосучетомспецификите кставвидепересказа(полногоиликраткого)(длявсехвидовтекстов); – участвоватьвобсуждениипрослушанного/прочитанноготекста(задаватьвопро сы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевогоэтикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всехвидовтекстов). Выпускникполучитвозможностьнаучиться: – осмысливатьэстетическиеинравственныеценностихудожественноготекстаив ысказыватьсуждение; – осмысливатьэстетическиеинравственныеценностихудожественноготекстаив ысказыватьсобственноесуждение; – высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)произведении,доказывать иподтверждать егофактами соссылкаминатекст; – устанавливатьассоциациисжизненнымопытом,свпечатлениямиотвосприятия другихвидов искусства; – составлятьпоаналогииустныерассказы(повествование,рассуждение,описание ). Круг детского чтения (для всех видов текстов)Выпускникнаучится: – осуществлятьвыборкнигивбиблиотеке(иливконтролируемомИнтернете)поза данной тематикеилипо собственномужеланию; – вестисписокпрочитанныхкнигсцельюиспользованияеговучебной ивнеучебнойдеятельности,втомчиследля планированиясвоегокругачтения; – составлятьаннотациюикраткийотзывнапрочитанноепроизведениепозаданном уобразцу. 8 Выпускникполучитвозможностьнаучиться: – работатьстематическимкаталогом; – работатьсдетскойпериодикой; – самостоятельнописатьотзывопрочитаннойкниге(всвободнойформе). Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)Выпускникнаучится: – распознаватьнекоторыеотличительныеособенностихудожественныхпроизвед ений(напримераххудожественныхобразовисредствхудожественнойвыразительности); – отличать на практическом уровне прозаический текстотстихотворного,приводитьпримерыпрозаическихистихотворныхтекст ов; – различатьхудожественныепроизведенияразныхжанров(рассказ,басня,сказка, загадка,пословица),приводитьпримерыэтихпроизведений; – находить средства художественной выразительности (метафора,олицетворение,эпитет). Выпускникполучитвозможностьнаучиться: – восприниматьхудожественнуюлитературукаквидискусства, приводитьпримерыпроявленияхудожественноговымыславпроизведениях; – сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,используярядлитературоведческихпонятий(фольклорнаяиавторскаялитература,стр уктура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание,метафора,олицетворение, сравнение, эпитет); – определятьпозициигероевхудожественноготекста,позициюавторахудожестве нноготекста. Творческая деятельность (только для художественных текстов)Выпускникнаучится: – создаватьпоаналогиисобственныйтекствжанресказкиизагадки; – восстанавливатьтекст,дополняяегоначалоилиокончание,илипополняяегособ ытиями; – составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или наосновеличного опыта; – составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетомкоммуникативнойзадачи(дляразныхадресатов). Выпускникполучитвозможностьнаучиться: – вестирассказ(илиповествование)наосновесюжетаизвестноголитературногопр оизведения,дополняяи/илиизменяяегосодержание,например,рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лицилинеодушевленного предмета; – писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотацииили отзыва; – создаватьсериииллюстрацийскороткимитекстамипосодержаниюпрочитанног о(прослушанного)произведения; – создаватьпроектыввидекнижексамоделок,презентацийсаудиовизуальнойподдержкойи пояснениями; – работатьвгруппе,создаваясценариииинсценируяпрочитанное(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и ввидемультимедийногопродукта (мультфильма). V. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»Видыречевой и читательскойдеятельности Аудирование(слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение 9 различныхтекстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросыпо содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,осознаниецелиречевоговысказывания,умениезадаватьвопроспоуслышанномуучеб ному,научно-познавательномуихудожественномупроизведению. Чтение Чтениевслух.Постепенныйпереходотслоговогокплавномуосмысленномуправильно мучтениюцелымисловамивслух(скоростьчтениявсоответствиисиндивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка нанормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдениеорфоэпических и интонационных норм чтения.чтение предложений с интонационнымвыделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду итипутекстов, передачаихспомощью интонирования. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступныхпообъемуижанрупроизведений).Определениевидачтения(изучающее,ознакоми тельное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимуюинформацию.Пониманиеособенностейразныхвидовчтения:факта,описания,д ополнениявысказыванияи др. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:художественных,учебных,научно-популярных– иихсравнение.Определениецелейсозданияэтихвидов текста.Особенностифольклорноготекста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозированиесодержаниякнигипоееназваниюиоформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста насмысловыечасти,их озаглавливание.Умениеработатьсразнымивидамиинформации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать потеме,слушатьвыступлениятоварищей,дополнятьответыпоходубеседы,используятекст.Пр ивлечениесправочных ииллюстративно-изобразительныхматериалов. Библиографическаякультура.Книгакакособыйвидискусства.Книгакакисточник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общеепредставление).Книгаучебная,художественная,справочная.Элементыкниги:содержа ниеили оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге:научная,художественная(сопоройнавнешниепоказателикниги,еесправочноиллюстративныйматериал). Типыкниг(изданий):книга-произведение,книгасборник,собраниесочинений,периодическаяпечать,справочныеиздания(справочники,слова ри,энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа кдетскимкнигамвбиблиотеке.Алфавитныйкаталог.Самостоятельноепользованиесоответств ующимивозрастусловарямии справочной литературой. Работастекстомхудожественногопроизведения.Пониманиезаглавияпроизведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностейхудожественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил иотношений. Пониманиенравственногосодержанияпрочитанного,осознаниемотивацииповедения героев,анализпоступковгероевсточкизрениянормморали.Осознаниепонятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (напримеренародовРоссии).Схожестьтем,идей,героеввфольклореразныхнародов.Самостоя тельноевоспроизведениетекстасиспользованиемвыразительныхсредствязыка:последовател ьное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данногопроизведениялексики(повопросам учителя), рассказпоиллюстрациям,пересказ. Характеристикагерояпроизведениясиспользованиемхудожественно10 выразительныхсредствданноготекста.Нахождениевтекстесловивыражений,характеризующ ихгерояисобытие.Анализ(спомощьюучителя),мотивыпоступкаперсонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявлениеавторскогоотношениякгероюнаосновеанализатекста,авторских помет,именгероев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные черезпоступкии речь. Освоениеразныхвидовпересказахудожественноготекста:подробный,выборочныйик раткий (передачаосновныхмыслей). Подробныйпересказтекста:определение главноймыслифрагмента,выделениеопорныхилиключевыхслов,озаглавливание,подробный пересказэпизода;делениетекстана части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждойчасти и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в видевопросов,ввидесамостоятельно сформулированноговысказывания. Самостоятельныйвыборочныйпересказпозаданномуфрагменту:характеристикагероя произведения(отборслов,выраженийвтексте,позволяющихсоставитьрассказогерое),описан иеместадействия(выборслов,выраженийвтексте,позволяющихсоставитьданноеописаниена основетекста).Вычленениеисопоставлениеэпизодовизразныхпроизведенийпообщностисит уаций,эмоциональнойокраске,характерупоступковгероев.Работасучебными,научнопопулярнымиидругимитекстами.Пониманиезаглавияпроизведения;адекватноесоотноше ниесегосодержанием.Определениеособенностейучебногоинаучнопопулярноготекста(передачаинформации).Пониманиеотдельных,наиболееобщихособенно стейтекстовбылин,легенд,библейскихрассказов(поотрывкамилинебольшимтекстам).Знако мство с простейшими приемами анализа различныхвидовтекста:установлениепричинно-следственныхсвязей.Определениеглавной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые илиопорныеслова.Построениеалгоритмадеятельностиповоспроизведениютекста.Воспроиз ведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказтекста.Краткийпересказтекста (выделениеглавного всодержании текста). Говорение(культураречевогообщения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: пониматьвопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, неперебивая,собеседникаиввежливойформевысказыватьсвоюточкузренияпообсуждаемому произведению(учебному,научнопознавательному,художественномутексту).Доказательствособственнойточкизрениясопоро йнатекстилисобственныйопыт.Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство сособенностяминациональногоэтикетанаосновефольклорныхпроизведений. Работасословом(распознаватьпрямоеипереносноезначенияслов,ихмногозначность), целенаправленноепополнениеактивногословарногозапаса. Монологкакформаречевоговысказывания.Монологическоеречевоевысказываниенеб ольшогообъемасопоройнаавторскийтекст,попредложеннойтемеиливвиде(форме)ответанав опрос.Отражениеосновноймыслитекставвысказывании.Передачасодержанияпрочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного ихудожественноготекста.Передачавпечатлений(изповседневнойжизни,художественногопр оизведения,изобразительногоискусства)врассказе(описание,рассуждение,повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор ииспользование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетомособенностеймонологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, 11 отдельныхегосюжетных линий,короткийрассказ порисункамлибо назаданнуютему. Письмо(культураписьменнойречи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,местадействия, характеров героев), использование в письменной речивыразительныхсредствязыка(синонимы,антонимы,сравнение)вминисочинениях(повествование,описание,рассуждение), рассказназаданнуютему,отзыв. Кругдетскогочтения Произведения устного народного творчества разных народов России. ПроизведенияклассиковотечественнойлитературыXIX– ХХвв.,классиковдетскойлитературы,произведениясовременнойотечественной(сучетоммно гонациональногохарактераРоссии),доступныедлявосприятиямладшихшкольников. Представленностьразныхвидовкниг:историческая,приключенческая,научнопопулярная,справочно-энциклопедическая литература. Основныетемыдетскогочтения:фольклорразныхнародов,произведенияоРодине,прир оде,детях,школьномдетстве,семье, профессиях,дружбе,войне,добреизле. Литературоведческаяпропедевтика(практическоеосвоение) Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощьюучителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,гипербол. Ориентировкавлитературныхпонятиях:художественноепроизведение,художественн ыйобраз,искусствослова,автор(рассказчик),сюжет,тема;геройпроизведения:егопортрет,реч ь,поступки,мысли;отношениеавторакгерою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видоврассказывания:повествование(рассказ),описание(пейзаж,портрет,интерьер),рассужде ние(монолог героя, диалоггероев). Прозаическаяистихотворнаяречь:узнавание,различение,выделениеособенностейсти хотворногопроизведения (ритм, рифма). Фольклориавторскиехудожественныепроизведения(различение). Жанровоеразнообразиепроизведений.Малыефольклорныеформы(потешки,послови цыипоговорки,загадки)– узнавание,различение,определениеосновногосмысла.Сказки(оживотных,бытовые,волшебн ые).Художественныеособенностисказок:лексика,построение(композиция).Литературная (авторская)сказка. Рассказ,стихотворение,быль– общеепредставлениеожанре,особенностяхпостроенияи выразительныхсредствах. Творческаядеятельностьобучающихся(наосновелитературныхпроизведений) Интерпретациятексталитературногопроизведениявтворческойдеятельностиучащихс я: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,знакомствосразличнымиспособамиработысдеформированнымтекстомииспольз ованиеих(установлениепричинноследственныхсвязей,последовательностисобытий:соблюдениеэтапностиввыполнениидейс твий);изложениесэлементамисочинения,созданиесобственноготекстанаосновехудожестве нногопроизведения(текстпоаналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или наосновеличного опыта. 12 VI. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тематическоепланированиеучебногопредмета«Литературноечтениенародномязыке»2класс. Темаурока Хочувсёзнатьиуметь! Мыходимвшколу. Происхождениекириллицы Рукописнаякнига–памятьнаших предков СчегоначинаетсяРодина? Роднаяземля «Морозисолнце;день чудесный!...» СветлыйпраздникРождества Благодарностьиверностьв дружбе Старыйдруглучшеновыхдвух Жизньродителейвдетях Бабушкинысказки,дедушкины присказки Однаучеловекароднаямать, однаунегои Родина Стыдхужедыма Доброта–этоталант Трудвсемуголова Колвочас ов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Характеристикавидовучебнойд еятельности Совершенствовать умения читать текстцелыми словами, осознанно ивыразительно; работать с содержаниемпроизведения; находить в текстеинформацию, заданную в явном инеявном виде; понимать смыслиспользованных в тексте образныхвыражений, пословиц; определятьглавную мысль сказки, рассказа илистихотворения; формулировать своёотношение к прочитанному;рассматривать репродукции картины исоотносить её с содержаниемпрочитанного;делатьнесло жныйвыводнаосновепрочитанного. Принимать,пониматьирешать учебныезадачиурока,выбирать способы работысхудожественнымтекстомвза висимости от учебной задачи;проявлятьинициативупри работе ссодержаниемпроизведения. Воспитательныйпотенциал Будутсформированы: • внутренняяпозицияшкольниканауровне положительногоотношениякшколе,ориентации насодержательныемоментышкольнойдействит ельностиипринятияобразца«хорошегоученика »; • широкаямотивационнаяосноваучебнойд еятельности,включающаясоциальные,учебнопознавательныеивнешниемотивы; • учебнопознавательныйинтерескновомуучебномумате риалуиспособамрешенияновой задачи; • ориентациянапониманиепричинуспехав учебнойдеятельности,втомчисленасамоанализ исамоконтрольрезультата,наанализ соответствия результатов требованиямконкретнойзадачи,напониманиеоц енокучителей,товарищей,родителейидругихлю дей; • способностькоценкесвоейучебнойдеяте льности; Живаяприрода 17 № 1 2 3 Темаурока Осеннеенастроение Тайноестановитсяявным Первыйразвтретийкласс • основыгражданскойидентичности,своей этническойпринадлежностивформеосознания «Я» как члена семьи, представителянарода,гражданинаРоссии,чувст васопричастностиигордостизасвоюРодину,нар од и историю, осознание ответственностичеловеказаобщееблагополучие ; • ориентация в нравственном содержанииисмыслекаксобственныхпоступков ,такипоступковокружающихлюдей; • знаниеосновныхморальныхнормиориен тациянаихвыполнение; • развитиеэтическихчувств— стыда,вины,совестикакрегуляторовморального поведения; понимание чувств других людей исопереживаниеим; • установканаздоровыйобразжизни; • основыэкологическойкультуры:приняти еценностиприродногомира,готовностьследоват ьвсвоейдеятельностинормам природоохранного, нерасточительного,здоровьесберегающегопове дения; • чувствопрекрасногоиэстетическиечувст ванаосновезнакомствасмировойи отечественнойхудожественнойкультурой. «Литературноечтениенародном(русском)языке»3класс 1 Колвочас ов 1 1 1 Развиватьумениявчитыватьсявхудожес твенный текст и анализироватьхудожественные произведения,составлять характеристику главногогероя; выявлять межпредметные связи;использовать словари при работе снепонятнымисловамиивыражениями. Характеристикавидовучебнойдеятельности Читать текст правильно и выразительно,целымисловамиисинтагмами ,вслухипро Воспитательныйпотенциал Воспитание интереса к чтению и книге.Воспитаниекомпетентногочитате ля. 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Благодарностьиверностьв дружбе «Мыумножимнашурадость иразделимпополам!» Рождениепечатнойкнигина Руси Старинныйобычай ЧудоРождества Семья–опорасчастья Хлебвсемуголова Правдаикривда Вербноевоскресенье Веснапришла,веснедорогу! Жизньдананадобрыедела «Этотпраздникссединою нависках…» Деломастерабоится 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 Малиновоелето 1 VII. себя, осмысленно, интонационно оформляявысказывание, выделяя голосом логическиеударения; работать с содержаниемстихотворенияирассказа;объясн ятьзаглавиетекста; определять значение использованныхобразных средств; определять темупроизведения. Развиватьинтересктворчествуотечественныхп оэтовипрозаиков XX–XXIвв. Совершенствовать умения: определять жанрлитературного произведения по отличительнымпризнакам;пониматьсодержание прочитанногопроизведения; объяснять заглавие текста;находить в тексте фактическую информацию,заданную в явном виде; определять главнуюмысльпроизведения;формулироватьвы вод. Работать с детской книгой, прогнозировать еёсодержание по названию, отличать сборникпроизведенийразныхавторовоткнигио дногописателя; выбирать из предложенных книг те,которые соответствуют теме; составлятькраткую аннотацию прочитанной книги;сравнивать произведения разных жанров наоднутему. Осознаниекоммуникативноэстетическихвозможностейродногоязыкан аосновеизучениявыдающихсяпроизведени йкультурысвоегонарода,умениесамостояте льновыбиратьинтересующуюлитературу;п ользоватьсясправочнымиисточникамидля пониманияиполучениядополнительнойин формации. Формированиенравственныхценностейиэс тетическоговкусамладшихшкольников,по ниманиюдуховнойсущностипроизведений. Описаниематериально-техническогообеспеченияобразовательногопроцесса. Дистанционныересурсы. Учебники: 2 класс–Н.Е.Кутейникова.идр.Литературноечтениенародном(русском)языке.2класс.В2ч.ООО«Русскоеслово-учебник»2021 3 класс-Н.Е.Кутейникова.идр.Литературноечтениенародном(русском)языке.3класс.В2ч.ООО «Русскоеслово-учебник»2021