Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 92 «Согласовано» Зам.директора по УВР ________/Рустамова С.У. «___» ___________ 20__ г. «Рассмотрено» Заседание педсовета Протокол № «___» __________ 20___г. Приказ №______от «Утверждено» Директор МАОУ СОШ № 92 _________/Калинин М.О. «____» __________20__г. РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА «Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ТНР (вариант 5.2)» Разработчики программы: Педагог-психолог МАОУ СОШ № 92 Аринчехина О.А. Екатеринбург 2021 Содержание 1. Пояснительнаязаписка ............................................................................................ 3 2. Психолого-педагогическаяхарактеристикаобучающихся стяжелыми нарушениями речи ............................................................................... 4 3. Планируемыерезультаты .................................................................................... ..7 4. Принципыинаправленияреализации программы .................................................8 5. Условияреализациипрограммы… ........................................................................ 9 6. Содержаниепрограммы ........................................................................................ 11 7. Планкоррекционнойработысобучающимися стяжелыми нарушениями речи ................................................................................ 14 2 1. Пояснительнаязаписка Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начальногообщегообразования(далее–НОО)обучающихсястяжелыминарушениямиречи(далее– ТНР) – этообразовательнаяпрограмма,адаптированнаядляобучениядетейсТНРсучетомособенностейи хпсихофизическогоиречевогоразвития,индивидуальныхвозможностей,обеспечивающаякоррекц июнарушений развитияисоциальную адаптацию. Цельюданнойпрограммыявляетсяформированиеу обучающихсяобщейкультуры,обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социальноличностное,интеллектуальное,физическое),овладениеучебнойдеятельностьювсоответствииспри нятымивсемьеиобществедуховно-нравственнымиисоциокультурнымиценностями. ПрограммапредусматриваетформированиеуобучающихсясТНР:способовдеятельности,пр именяемыхврамках,какобразовательногопроцесса,такиприрешениипроблем в реальных жизненных ситуациях; формирование основ гражданской идентичностиличности,ееценностносмысловойсферы; развитие уменияучиться. Задачи программы: РазвитиепсихическихпроцессовудетейсТНР; Осуществлятькоррекциюнегативныхтенденцийразвития; Развитиеиндивидуальныхкачествивозможностейкаждогоребенка Обеспечиватьформированиеидостижениепланируемыхрезультатовосвоенияпрограммы,по дбирая,совершенствуяисистематизируяметодыработыпедагога-психологавсоответствии спрограммнымсодержанием; формированиеспособностиксаморазвитиюисамосовершенствованиюпутемсознательногои активного присвоенияновогосоциального опыта; развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативныхситуацияхсцельюреализацииполноценных социальныхконтактовсокружающими; обеспечениеобучающемусяуспехавразличныхвидахдеятельностисцельюпредупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом,повышениямотивациик школьномуобучению; реализациясистемымероприятийпосоциальнойадаптацииобучающихсясТНР; оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной иметодическойпомощипопсихологопедагогическим,социальным,правовым,медицинскимидругим вопросам,связаннымс ихвоспитаниемиобучением. Восновуданнойпрограммыположеныследующие нормативныедокументы: 1. Конвенцияоправахребенка. 2. КонституцияРФ. 3. ЗаконРФот29декабря2012г.№273ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»(сизменениями). 4. Федеральныйзакон≪ОбосновныхгарантияхправребёнкавРоссийскойФедерации≫от24июля1 998 г.№124-ФЗ 5. Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартначальногообщегообразованиядляо бучающихся сОВЗ 6.СанПиН2.4.2.3648-20. 7. АООПНООобучающихсястяжелыминарушениямиречиМАОУСОШ№92. 8. ПоложениеоППкМАОУСОШ№92. 9. Должностнаяинструкцияпедагога-психологаМАОУСОШ№92. 10. Этическийкодекспедагога-психолога. 3 11. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»(утвержденприказомМинистерстватрудаисоциальнойзащитыРФот24июля201 5г.№514н. 4 12. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от06.04.2016г.№02-0181/2940«Методическиерекомендациипоорганизацииспециальныхусловийполученияобразования длядетейсограниченнымивозможностямиздоровьявсоответствиисзаключениями ПМПК». 2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихсястяжелыминарушениямиречи(вариан т 5.2) Всепсихическиепроцессыуребёнка– память,внимание,воображение,мышление,целенаправленноеповедение– развиваютсяпринепосредственномучастииречи(Л.С.Выготский,А.Р.Лурия, А.В.Запорожеци др.) Вопроссоотношениянедоразвитияречевыхипознавательныхпроцессовпринарушениях речи должен решаться дифференцированно, так как группа детей с нарушениямиречидостаточнополиморфнаиотличаетсямногообразиемформ.Каждойизнихможетс оответствоватьсвоякартинанесформированностипознавательнойсферы,чтозависитотвыраженно сти и локализации органической и функциональной недостаточности центральнойнервнойсистемы. Обучающиеся с ТНР дети с выраженными речевыми/языковыми (коммуникативными)расстройствами – представляют собой разнородную группу не только по степени выраженностиречевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития,наличию/отсутствиюсопутствующихнарушений. Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройствкоторыхтребуютсяособыепедагогическиеусловия,специальноесистематическоецеле направленноекоррекционноевоздействие. Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной),при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма иобучающиеся,неимеющиеобщегонедоразвитияречипритяжѐлойстепенивыраженностизаикания . Несмотря на различную природу, механизм речевого дефекта, у этих детей отмечаютсятипичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении речевой функциональнойсистемы. Нарушения в формировании речевой деятельности обучающихся негативно влияют навсепсихическиепроцессы,протекающиевсенсорной,интеллектуальной,аффективноволевойирегуляторной сферах. Отмечаетсянедостаточнаяустойчивостьвнимания,ограниченныевозможностиегораспреде ления. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей сниженавербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции,элементыипоследовательностьзадании.УчастиобучающихсясТНРнизкаяактивность припоминанияможетсочетатьсясдефицитарностью познавательнойдеятельности. Связьмеждуречевыминарушениямиидругимисторонамипсихическогоразвитияобусловли ваетспецифическиеособенностимышления.Обладаявцеломполноценнымипредпосылкамидляовл адениямыслительнымиоперациями,доступнымиихвозрасту,детиотстаютвразвитиисловеснологическогомышления,безспециальногообученияструдомовладеваютанализоми синтезом, сравнениеми обобщением. У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки взнаниях и, наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточныйобъем сведений об окружающем, о свойствах предметов, возникают трудности в установлениипричинно-следственных связей явлений. Обучающимся с ТНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы,проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении 5 дозированныхдвижении,снижениемскоростииловкостидвижении,трудностьюреализациисложн ых 6 двигательныхпрограмм,требующихпространственновременнойорганизациидвижении(общих,мелких(кистейи пальцеврук), артикуляторных). Обучающихся с ТНР отличает выраженная диссоциация между речевым и психическимразвитием. Психическое развитие этих детей протекает, как правило, более благополучно, чемразвитиеречи.Дляниххарактернакритичностьречевойнедостаточности.8Первичнаясистемная речеваянедостаточностьтормозитформированиепотенциальносохранныхумственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта.Однакопомереформированиясловеснойречииустраненияречевогодефектаихинтеллек туальноеразвитиеприближается кнормативному. Нарушения устной речи обучающихся с ТНР приводят возникновению нарушении письменнойречи(дисграфииидислексии),т.к.письмоичтениеосуществляютсятольконаосноведост аточно высокого развития устной речи, и нарушения устной и письменной речи являютсярезультатом воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной исоставляющегопатологический механизм Детисобщимнедоразвитиемречипоуровнюпродуктивнойдеятельностивоображенияотстаютот нормальноразвивающихся сверстников: • дляниххарактернабыстраяистощаемостьпроцессоввоображения; • отмечаютсяиспользованиештамповвработе,однообразность; • детямтребуетсязначительнобольшевременидлявключениявработу,впроцессеработыотмечаетс яувеличениедлительностипауз; • наблюдаетсяистощениедеятельности. МногиеавторыотмечаютудетейсТНРнедостаточныеустойчивость,объемвнимания,ограниченные возможностиегораспределения. Нарушение слухового восприятия отмечается у всех детей с нарушением речи. При общемнедоразвитии речи восприятие сформировано недостаточно и имеет ряд особенностей, которыевыражаются: 1. В нарушениицелостностивосприятия. Детизатрудняются сложитьразрезнуюкартинку,точновыполнитьконструированиепообразцуизпалочекистроительно гоматериала;характернымявляетсянеточноерасположениедеталейврисунке,либофигурывпростр анстве. 2. Дети испытывают трудности при соотнесении с сенсорными эталонами; при соотнесенииэтихобразцов-эталонов спредметами окружающегомира. 3. Нарушено восприятие собственной схемы тела. Наблюдаются трудностиориентировки всобственномтеле. 4. Пространственныеориентировки.Важноотметить,чтоприТНРудетейнарушеноформирование пространственныхпредставлений.Затрудняютсявдифференциациипонятий «справа»и«слева»,обозначающихместонахождениеобъекта. У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря наразнообразныйпредметныйсловарь,внемотсутствуютслова,обозначающиеназваниянекоторых животных, растений,профессий людей, частейтела. Обучающиесясклонныиспользоватьтиповыеисходныеназвания,лишьприблизительнопередающи е оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов,близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачиобучающимисясистемныхсвязейиотношений,существующихвнутрилексическихгрупп. Обучающиесяплохосправляютсясустановлениемсинонимическихиантонимическихотношений,о собеннонаматериале словсабстрактнымзначением. Особыеобразовательныепотребностиобучающихсястяжелыминарушениямиречи Кособымобразовательнымпотребностям,характернымдляобучающихсясТНРотносятся: выявлениевмаксимальнораннемпериодеобучениядетейгруппыриска(совместнососпециалиста мимедицинскогопрофиля)иназначениелогопедическойпомощинаэтапеобнаруженияпервыхприз наковотклонения речевогоразвития; 7 получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общегоилиспециальноготипа,адекватногообразовательнымпотребностямобучающегосяистепен и 8 выраженностиегоречевогонедоразвития; обязательностьнепрерывностикоррекционноразвивающегопроцесса,реализуемогокакчерезсодержаниепредметных икоррекционноразвивающей областей созданиеусловий,нормализующих/компенсирующихсостояниевысшихпсихическихфункций, анализаторной,аналитико-синтетическойирегуляторнойдеятельностинаосновеобеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями икоррекцииэтихнарушений; координацияпедагогических,психологическихимедицинскихсредстввоздействиявпроцессеко мплексногопсихолого-медико-педагогического сопровождения; получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизациипервичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности,соматическогоздоровья; возможностьадаптацииосновнойобщеобразовательнойпрограммыприизучениисодержанияуч ебныхпредметовповсемпредметнымобластямсучетомнеобходимостикоррекцииречевых нарушенийиоптимизациикоммуникативныхнавыков учащихся; индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разныхкатегорийобучающихсясТНР; постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированностисоциальнойкомпетенцииобучающихся,уровняидинамикиразвитияречевыхпр оцессов,исходяиз механизмаречевогодефекта; профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимальногорасширенияобразовательногопространства,увеличениясоциальныхконтактов; обученияумениювыбиратьиприменятьадекватныекоммуникативныестратегииитактики; психологопедагогическоесопровождениесемьисцельюееактивноговключениявкоррекционноразвивающуюработусребенком;организацияпартнерскихотношенийсродителями. 9 3. Планируемыерезультаты Стабильнаядинамикафизическогоинервно–психическогоразвития Ученикобладаетпродуктивнымиболееустойчивымвниманием, развита слуховая, тактильная и зрительная память, образное и логическое мышление,мелкаямоторикарук; владение диалогической и монологической формами речи, умеет задавать вопросы играмотноотвечает наних; владениекультурно– гигиеническиминавыками,соблюдаетэлементарныеправилаздоровогообразажизни; эмоциональноотзывчив,откликаетсянаэмоцииблизкихлюдей,сверстников,сопереживаетп ерсонажамсказок,историй,рассказов;эмоциональнореагируетнапроизведенияизобразите льногоискусства,музыкальныеихудожественныепроизведения,мир природы; врепертуарречивходятвербальныеиневербальныесредстваобщения,владеетдиалогическо йречью,умеетдоговариваться;умеет планировать своидействия; владение первичными представлениями о себе и собственной принадлежности, семье ираспределениисемейных обязанностей,обществе,государстве,мире иприроде; владениенавыкамисотрудничествасовзрослымиисверстникамивразличныхсоциальныхик оммуникативныхситуациях,умениемнесоздаватьконфликтовинаходить выходы из спорныхситуаций; умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотноситьсвоючастьработы собщимзамыслом; овладениенавыкамикоммуникацииипринятымиритуаламисоциальноговзаимодействия(т. е.самойформойповедения,егосоциальнымрисунком),втомчислесиспользованиеминформ ационныхтехнологий; овладениенавыкомсамооценки,умениеманализироватьсвоидействияиуправлятьими; овладениесоциально-бытовымиумениями,используемымивповседневнойжизни; сформированностьустановкинабезопасный,здоровыйобразжизни,наличиемотивацииктр уду,работенарезультат,бережному отношениюкматериальнымидуховнымценностям. 10 4. Принципыинаправленияреализациипрограммы Психологопедагогическоесопровождениеобучающихсястяжелыминарушениямиречиосуществляется на основе комплексного взаимодействия различных специалистов и родителей(законныхпредставителей). В основу формирования АООП НОО обучающихся с МАОУ СОШ №92 положены следующиепринципы: - принципучетатипологическихииндивидуальныхобразовательныхпотребностейобучающихся ; - принципкоррекционнойнаправленностиобразовательногопроцесса; - принципразвивающейнаправленностиобразовательногопроцесса, - принцип ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоныближайшегоразвития»с учетом особыхобразовательныхпотребностей; - принципкомплексногоподхода,использованиявполномобъемереабилитационногопотенциалас цельюобеспеченияобразовательныхисоциальныхпотребностейобучающихся; - принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировкуна программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образованияобучающихсясТНР; - принципнаправленностинаформированиедеятельности,обеспечиваетвозможностьовладенияо бучающимисясТНРвсемивидамидоступнойимдеятельности,способамииприемамипознавательно йиучебнойдеятельности,коммуникативнойдеятельностиинормативнымповедением; - принциппереносазнаний,умений,навыковиотношений,сформированныхвусловияхучебнойсит уации,вдеятельностьвжизненнойситуации,чтообеспечитготовностьобучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, вдействительнойжизни;трансформированиеуровняполученныхзнанийвобластьжизнедеятельнос ти; - принципсотрудничествассемьей. Основныенаправлениядеятельности: 1. Диагностическоенаправление Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у обучающихся сТНР особых потребностей в адаптации к освоению адаптированной основнойобразовательной программы начального общего образования, проведениекомплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогическойпомощив условиях образовательнойорганизации; 2. Коррекционно-развивающеенаправление Коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременнойадресной специализированной помощи в освоении содержания образования икоррекцию недостатков в физическом и (или) психическом, речевом развитииобучающихсясТНР; 3. Консультативноенаправление Консультативная работа обеспечивает непрерывность специальногосопровождения обучающихся с ТНР в освоении адаптированной основнойобразовательной программы начального образования, специалистов, работающих сдетьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития исоциализацииобучающихся сТНР; 4. Информационно-просветительскоенаправление Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительнуюдеятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процессадля обучающихся с ТНР, со всеми его участниками 11 сверстниками, родителями(законнымипредставителями). 12 5. Условияреализациипрограммы 1. Психолого-педагогическоеобеспечение обеспечениедифференцированныхусловий(оптимальныйрежимучебныхнагрузок,в ариативныеформыполученияобразованияиспециализированнойпомощи)всоответствиисрекомен дациямипсихолого-медико-педагогической комиссии; обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленностьучебновоспитательногопроцесса,учётиндивидуальныхособенностейребёнка,соблюдениекомфортногоп сихоэмоциональногорежима,использованиесовременныхпедагогическихтехнологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательногопроцесса,повышения егоэффективности,доступности); обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальныхзадачобучения,ориентированныхнаособыеобразовательныепотребностиобучающи хсясТНР, введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задачразвитияребёнка,отсутствующихвсодержанииобразованиянормальноразвивающегосясверс тника,использованиеспециальныхметодов,приёмов,средствобучения,специализированныхобраз овательныхикоррекционныхпрограмм,ориентированныхнаособыеобразовательныепотребности детей; дифференцированное ииндивидуализированноеобучениесучётомспецификинарушения развития ребёнка, комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое наиндивидуальных и групповыхкоррекционныхзанятиях; обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительныйрежим,укреплениефизическогоипсихическогоздоровья,профилактикафизически х,умственныхипсихологическихперегрузокобучающихся,соблюдениесанитарногигиеническихправили норм; развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушенияпсихическогои (или) физического развития. 2. Программно-методическоеобеспечение В процессе реализации коррекционной работы с обучающимися с ТНР педагогпсихологиспользует диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый дляосуществленияегопрофессиональной деятельности. 3. Материально-техническоеиинформационноеобеспечение № 1. 2 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. Оборудование Техническоеобеспечение Колонки Ноутбук Количество/шт. 1 1 Канцелярскиетовары ЛистыА4 Цветныекарандаши Фломастеры Клей-карандаш Тетради вклетку Цветнаябумага Необходимоеоборудование Учебныйкабинет Стулья Парты Учительскийстол Доска 13 2пачки 5пачек 5пачек 3штуки 10штук 10штук 1 20 10 1 1 1. 2. 3. 4. 5. Учебно-методическоеобеспечение АбрамоваГ.С.Психологическоеконсультирование:Теорияиопыт:Учеб.пособие длястуд.высш.пед. учеб.заведений.–М.:Изд.центр «Академия»,2000.–240с. БуяновМ.И.Беседыодетскойпсихиатрии:Кн.Дляучителя.–М.:Просвещение, 1986.– 208 с. ВенгерА.Л.Психологическоеконсультированиеидиагностика.Практическое руководство.Часть 2.–М.:Генезис,2007. –128с. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.сред.пед. учеб.заведений/Сост.И.В.Дубровина,А.М.Прихожан,В.В.Зацепин.– М.:Издательскийцентр«Академия»,1998.–320с. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология накаждыйдень/4-еизд.,перераб.и доп.–М.:АСТ-ПРЕССКНИГА,2002. –336с. 6. КрутецкийВ.А.Основыпедагогическойпсихологии.М.,«Просвещение»,1972.– 255с. 7. ЛевинЯ.Н.Семнадцатьуроковшкольноговоспитания.-РФОтделобразования АдминистрацииОктябрьскогорайонаг.Екатеринбурга.1999г.-198с. 8. Методические рекомендации по организации психолого-медикопедагогическогосопровождения детей с оособыми образовательными потребностями в условияхреализацииФГОСНООобучающихсясОВЗ.Екатеринбург:МБУИМЦ «ЕкатеринбургскийДомУчителя»,2016.–68с. 9. Научныйжурнал«Вопросыпсихологии».2008.№4.–192с. 10. НемовР.С.Психология:Пособиедляучащихся:10-11кл.–М.:Просвещение, 1995.– 239 с. 11. НикольсскаяО.Ребеноксаутизмомвобычнойшколе/ОльгаНикольская,ТатьянаФомина ,СветланаЦыпотан.– М.:Чистыепруды,2006.–32с.– (Библиотечка «Первогосентября»,серия «Школьныйпсихолог».Вып.2(8)). 12. Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления : социальнопсихологическийтренин/Е.Осипова,Е.Чуменко.–М.:Чистыепруды,2007. –32с.– (Библиотечка «Первогосентября»,серия «Школьныйпсихолог».Вып.5(17)). 13. Популярнаяпсихология:Хрестоматия:Учеб.пособиедлястудентов пединститутов/Сост.В.В.Мироненко.-М.:Просвещение,1990.-399с. 14. СавенковА.И.Какрассадитьдетейвклассе:психологическоепространство личности ребенка / А.И. Савенков. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка«Первогосентября»,серия «Школьныйпсихолог».Вып.4(10)). Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательнойдеятельностиребёнка.Дошкольныйимладшийшкольныйвозраст.М.:Айриспресс,2010. 15. СоколоваЕ.Е.Тринадцатьдиалоговопсихологии.Хрестоматияскоментариямипо курсу«Введениевпсихологию».3-еиздание.М.:Смысл,1997. –653с. 16. СтоляренкоЛ.Д.Основыпсихологии.5-еизд.,перераб.идоп.(Серия«Учебники, учебныепособия».) –Ростовн/Д: Феникс,2002. –672 с. 17. ШвайкоГ.С.Игровыеупражнениядляразвитияречи. –М.:Просвещение,1988 Электронно-образовательныересурсы 1. http://fgosreestr.ru 2. http://fgos-ovz.herzen.spb.ru 3. http://tasoteka.rusedu.net/category/1654/4202 14 6.Содержаниепрограммы ОбъемпрограммыкоррекционнойработысобучающимисясТНРрассчитанна9месяцев.Всег о33занятияпричастотевстреч1развнеделюдляобучающихся1-ыхклассови 34занятияпричастотевстреч1развнеделюдляобучающихся24классов.Продолжительностьодногозанятиядляобучающихся24классовот35до40минут,дляобучающихся1-ыхклассов занятиедлится неболее35 минут. Занятиясобучающимисястяжелыминарушениямиречистроятсясучетомосновных принциповкоррекционнойработы: 1. Принципсистемности коррекционныхзадач(исправлениеилисглаживаниеотклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических задач(предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих задач (стимулирование,обогащениесодержания развития, опораназонуближайшегоразвития). 2. Принципединствадиагностикиикоррекцииреализуетсявдвухаспектах: Началукоррекционнойработыдолженпредшествоватьэтапкомплексногодиагности ческого обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностейразвития, сделать заключение об возможных причинах дефицитарности развития и строитькоррекционнуюработу,исходяиз ближайшегопрогнозаразвития. Реализация коррекционнойработы требуетотпедагога-психолога постоянногоконтроля динамики изменений в развитии познавательных процессов и личности, поведении,деятельности, эмоциональном состоянии ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вноситьнеобходимыеизменения вкоррекционнуюработу. 3. Деятельностный принцип определяет тактику проведения коррекционной работычерез активизацию деятельности каждого ученика, что обеспечивает необходимую основу дляположительнойдинамики вразвитиикаждого обучающегося. 4. Учетиндивидуальныхособенностейличности позволяетнаметитьпрограммуоптимизациивпределахпсихофизическихособенностейкаждогообу чающегосясТНР.Коррекционнаяработадолжнасоздаватьоптимальныевозможностидляиндивиду ализацииразвития. 5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, прирешении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитиюобучающихся, раскрытию их возможностей и способностей. Каждое задание должно проходитьряд этапов (от простого к сложному). Уровень сложности должен быть доступен конкретномуребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радостьпреодолениятрудностей. 6. Принциппродуктивнойобработкиинформации заключаетсяворганизациизанятий таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации,следовательно–механизмсамостоятельногопоиска, выбораи принятиярешения. 7. Принципучетаэмоциональнойокрашенностиматериала предполагает,чтобыигры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировалиположительныеэмоцииобучающихся. Вовремязанятийуобучающихсяпроисходитстановлениеразвитыхформсамосознания,само контроляисамооценки.Отсутствиеотметокснижаеттревожностьинеобоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результатеудетейформируетсяотношениекданнымзанятиямкак ксредствуразвитиясвоейличности. Занятияпроходятвиндивидуальнойформе. Данный курс состоит из системы тренировочныхупражнений, специальных заданий,дидактических и развивающих игр. На занятиях применяютсязанимательные и доступные дляпонимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д.,чтопривлекательно длямладшихшкольников. На занятиях дети часто сами оценивает свои успехи. Это создает особый 15 положительныйэмоциональныйфон:раскованность,интерес,желаниенаучитьсявыполнятьпредла гаемыезадания. 16 Заданияпостроенытакимобразом,чтоодинвиддеятельностисменяетсядругим,различныете мыиформыподачиматериалаактивночередуютсявтечениеурока.Этопозволяетсделатьработудина мичной, насыщеннойименееутомляемой. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочнойдеятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО обучающихся сТНР (вариант 5.1). Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегосяопределяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендацийпсихолого-медикопедагогическойкомиссии,индивидуальнойпрограммыреабилитации. Содержаниемероприятийврамкахреализациипрограммы № Мероприятие Содержаниедеятельности 1. Психологическаядиагн остика 1. Выявлять детей сограниченнымивозможностям и здоровья 2.Изучатьособенностиразв итияобучающихсясОВЗ. 3. Оценить условия реализациикоррекционной работы. 2. Консультирование 3. Психологическаякорр екция Предполагаемыйрезультат Ответственный Результатом данного этапаявляется анализ особенностейразвития детей, определенияспецифики и их особыхобразовательныхпотреб ностей. Оценка условий реализациикоррекционнойработ ы. Фиксируемый результат:индивидуальные заключенияспециалистов и характеристикаклассногоруков одителя Психологические Информированиевсехучастнико рекомендациипо особенностям вобразовательныхотношенийпо организацииобразовательнойдея вопросам,связаннымсособеннос тельности тямиобучения,развитияиадапта икоррекционнойработы цииобучающихсяс ТНР УчительлогопедПе дагогпсихолог Реализация адаптированныхобразовательн ыхпрограммиихкорректировка в течениеучебного года на основаниисистематическогодин амическогонаблюдения. УчительлогопедПе дагогпсихолог 17 Уменьшение степенивыраженности дефицита вразвитии познавательныхпроцессов, его поведенческихпоследствий,пр едупреждениепоявления вторичныхотклонений в развитии,обеспечение максимальнойреализации потенциалаобучающихся Педагогпсихолог 4. Динамическая 1. Изучение качества Динамика развития ребёнка Педагогдиагностика иустойчивости ирезультаты усвоения психолог результатовкоррекционнознаний,уменийинавыковпопрогр развивающей амме. работы. 2. Определениесодержания дальнейшейсопровождающей деятельностив рамках образовательнойорганизации. 18 Контрольиоценкапланируемыхрезультатов Дляоценкиэффективностиразработаннойпрограммыкоррекционнойработысобучающими сясТНР поразвитиюпознавательныхпроцессовможноиспользоватьмониторинг,отражающий динамикусостояния обучающихся: 1. Численность/процент выявленных обучающихся, имеющих ТНР своевременнополучившихкоррекционно-развивающую помощь. 2. Численность/процентобучающихсясТНРкачественноосвоившихАООПНОО. 3. УспешнаяадаптацияобучающихсясТНРкусловиямобразовательнойорганизации. 4. уменьшениестепенивыраженностинарушения Психологопедагогическаядиагностикапроводитсядоначалареализациикоррекционнойработыипослеееокон чания.Критериемэффективностибудетслужитьположительнаядинамика вразвитиипознавательныхпроцессов. Дляотслеживаниярезультатов предусматриваютсявследующиеформыконтроля: Стартовый контроль (входная диагностика), позволяющий определить исходныйуровень развития познавательных процессов, обучающихся с ТНР по методикам АхутинойТ.В.,Семаго Н.Я.,СемагоМ.М., Екжановой Е.А. Текущийконтроль(контрольнаядиагностика): прогностический,тоестьпроигрываниевсехоперацийучебногодействиядоначалаего реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой ипоследовательностьювыполненияопераций, входящихвсоставдействия; рефлексивный,контроль,обращенныйнаориентировочнуюоснову,«план»действияи опирающийся напониманиепринципов егопостроения; контрольпорезультату,которыйпроводитсяпослеосуществленияучебногодействия методомсравненияфактическихрезультатовиливыполненныхоперацийсобразцом. Текущийконтроль(контрольнаядиагностика), позволяющийопределитьпромежуточныйуровень развития познавательныхпроцессовпо методикам Ахутиной Т.В.,СемагоН.Я.,СемагоМ.М. Итоговый контроль (итоговая диагностика), позволяющий определить итоговый уровеньразвития познавательных процессов по методикам Ахутиной Т.В., Семаго Н.Я., Семаго М.М.,ЕкжановойЕ.А. Дляоценкиэффективностизанятийиспользуютсяследующиепоказатели: степеньпомощи,которуюоказываетпедагогпсихологобучающимсяпривыполнениизаданий; поведениеобучающихсяназанятиях(живость,активность,заинтересованностьшколь никовобеспечивают положительныерезультаты занятий); результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется,справляютсялиученики сэтимизаданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышениеуспеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работойобучающихся с ТНР на уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности,улучшениемыслительной деятельности). Модель коррекционного занятия с обучающими с ТНР по развитию познавательныхпроцессов 1. Разминка (3 минуты).Основной задачей данного этапа является создание у ребятопределенногоположительногоэмоциональногофона,безкоторогоэффективноеусвоениезна нийневозможно.Поэтомувопросы,включенныевразминку,достаточнолегкие.Ониспособны вызватьинтересу детей,ирассчитаны на сообразительность, быстроту реакции,окрашены немалой долей юмора. При этом они подготавливают ребенка к активной учебно19 познавательнойдеятельности. 20 2. Тренировкаиразвитиепсихическихмеханизмов,лежащихвосновепознавательныхсп особностей,памяти,внимания,воображения,мышления.(12минут–динамическаяпауза– 12минут).Используемыенаэтомэтапезанятиязаданиянетолькоспособствуют развитию познавательных процессов, но и позволяют, неся соответствующуюдидактическуюнагрузку,углублятьзнанияребят,разнообразить методыиприемыпознавательнойдеятельности,выполнять логическипоисковыеитворческиезадания. 3. Динамическаяпауза(3минуты),проводимаянакоррекционно-развивающихзанятиях, нетолькоразвиваетдвигательнуюсферу,ноиспособствуетразвитиюумениявыполнятьнесколько различныхзаданий одновременно. 4. Подведениеитоговзанятия(5минут). 7.Планкоррекционнойработы собучающимисястяжелыминарушениямиречи № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Развиваемыепознавательныепроцессы Стартовыйконтроль(входнаядиагностика)уровняразвития мышления,внимания,восприятия,воображения,памятиимелкоймо торики. Развитие концентрации внимания. Развитие слухоречевой памяти.Развитиеграфическихнавыков.Графическийдиктант. Тренировкавнимания.Развитиемышления.Развитиеречи. Графическийдиктант. Тренировка слухоречевой памяти. Развитие мышления. Графическийдиктант. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графическийдиктант. Развитие аналитических способностей. Развитие речи.Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Совершенствованиевоображения.Заданиепоперекладыванию спичек.Рисуемпообразцу. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительныхопераций.Графическийдиктант. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графическийдиктант. Тренировкавнимания.Развитиемышления. Графический диктант. Развитиемышления.Развитиеречи.Графическийдиктант. Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитическихспособностей.Совершенствование мыслительныхопераций. Графическийдиктант. Совершенствование воображения. Задания развитие пространственногомышления.Рисуемпообразцу. Развитие логического мышления. Развитие речи. Совершенствование мыслительных операций. Графическийдиктант. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графическийдиктант. 21 Класс 1-4 Колвочас ов 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1-4 1 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 16. 17. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Текущий контроль (контрольная диагностика) уровня 22 1-4 1 1-4 1 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. развития мышления, внимания, восприятия, воображения, памятиимелкоймоторики. Развитиемышления.Графическийдиктант. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графическийдиктант. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительныхопераций.Графическийдиктант. Совершенствованиевоображения.Заданияпоперекладыванию спичек.Развитиенаглядно-образногомышления. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительныхопераций.Графическийдиктант. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графическийдиктант. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Развитиемышления.Графическийдиктант. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графическийдиктант. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительныхопераций.Графическийдиктант. Совершенствование воображения. Задания развитие пространственногомышления.Геометрическиефигуры. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительныхопераций.Графическийдиктант. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Развитиемышления.Развитиевоображения.Развитиеречи. Графическийдиктант. Развитие концентрации внимания. Развитие графических навыков.Графическийдиктант. Итоговыйконтроль(итоговаядиагностика)уровняразвития мышления,внимания,восприятия,воображения,памятиимелкоймо торики. Тренировкавосприятия. Развитие мышления. Графический диктант. Итоговыйконтроль(итоговаядиагностика)уровняразвитиямы шления,внимания,восприятия,воображения,памятии мелкоймоторики. 23 1-4 1-4 1 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1-4 1 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-ые 1 2-4 1 2-4 1