Программа АООП НОО АПР 5.2 Литературное чтение на родном русском языке

Приложение к
адаптированной основной общеобразовательной программе
-адаптированной образовательной программы
начального общего образования МАОУ СОШ № 92

I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке»
разработана на основе требований Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее – Стандарт) к результатам освоения ОП НОО и с использованием
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с ТНР.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с
тяжелым нарушением речи. Обучение осуществляется в условиях инклюзии.
Вариант 5.2 предназначен для обучающихся с ТНР, для преодоления речевых
расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное
систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся,
находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р. Е. Левиной), при алалии, афазии,
дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не
имеющие общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания. В
зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два
отделения:
I отделение – для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием,
имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие
обучению в общеобразовательных организациях;
II отделение – для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при
нормальном развитии речи.
Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет
(1 дополнительный – 4 классы), во II отделении 4 года (1–4 классы). Для обучающихся с
ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к
освоению программы 1 класса, предусматривается 1 дополнительный класс.
Выбор продолжительности обучения (за счет введения 1 дополнительного класса)
на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией, исходя из
возможностей региона к подготовке детей с ТНР к обучению в школе.
Содержание обучения соответствует основной общеобразовательной программе
НОО МАОУ СОШ №92, разработанной для обычных детей.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования,
принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную
направленность обучения.
При составлении рабочей программы учтены основные идеи и положения программы
формирования и развития универсальных учебных действий на уровне начального общего
образования.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ТНР.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для
массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность
обучения.
Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
1

Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с отклонениями в
развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но наблюдается
различной степени речевая дисфункция, влияющая на становление психики.
Становление речи у такого ребенка затруднено и требует большего времени для
овладения родным языком: развитие фонематического слуха и формирование навыков
произнесения звуков родного языка, овладение словарным запасом и правилами
синтаксиса, понимание смысла произносимого.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение
(снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное
овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного
запаса, неумение согласовывать слова в предложении).
У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной
деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и
осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку
оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов.
Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они
моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений.
Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную
работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.
Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Таким детям присущи
нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация,
замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность,
агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании
контактов со своими сверстниками.
Содержание коррекционной работы
Профилактика специфических и сопутствующих (графических, орфографических)
ошибок. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному
чтению и письму. Развитие способности пользоваться устной и письменной речью для
решения соответствующих возрасту бытовых задач. Развитие способности к словесному
самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося.
Обучение правилам коммуникации и умениям использовать их в актуальных для
обучающихся бытовых ситуациях. Расширение и обогащение опыта коммуникации
обучающегося в ближнем и дальнем окружении. Развитие потребности и умений активно
использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Коррекция нарушений психического и речевого развития обучающихся. Формирование
«чувства» языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных.
Формирование
языковых
обобщений
(фонематических,
морфологических,
синтаксических). Развитие навыков семантического программирования и языкового
оформления как предложений, так и текста. Формирование умений понимать содержание
художественного произведения, работать с текстом (умение выделять части текста,
составлять план текста и т. д.). Формирование умения выражать свои мысли.
Сопровождение обучающихся с ТНР предусматривает следующие виды
дифференцированной помощи:
чёткое обобщение каждого его этапа (проверка выполнения задания, объяснение нового,
закрепление материала и т.д.);
объяснение нового учебного материала по частям; ясная и конкретная формулировка
вопросов учителя;
проведение речевых разминок: проговаривание отдельных слов, трудных для
произношения, правил, терминов;
включение в уроки тренировочных упражнений по развитию внимания, памяти,
2

мыслительных операций. индивидуальный темп выполнения заданий;
индивидуальные задания, в том числе воспроизводящего характера при наличии
образцов, алгоритмов выполнения;
наглядное подкрепление информации, инструкций: картинные планы, опорные,
обобщающие схемы, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с
характером затруднений при усвоении учебного материала;
планы-алгоритмы с указанием последовательности операций, необходимых для
решения задач;
образцы решения задач и пошаговые инструкции и т.д.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» является предметом
обязательной части учебного плана МАОУ СОШ № 92, входит в образовательную область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
должно обеспечивать:
 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
 Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на родном языке.
Дополнительные задачи реализации содержания:
Овладение грамотой. Профилактика специфических и сопутствующих
(графических, орфографических) ошибок. Развитие устной и письменной коммуникации,
способности к осмысленному чтению и письму. Развитие способности пользоваться устной
и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач. Развитие
способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и
развитию обучающегося. Обучение правилам коммуникации и умениям использовать их в
актуальных для обучающихся бытовых ситуациях. Расширение и обогащение опыта
коммуникации обучающегося в ближнем и дальнем окружении. Развитие потребности и
умений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач. Коррекция нарушений психического и речевого развития
обучающихся. Формирование «чувства» языка, умения отличать правильные языковые
формы от неправильных. Формирование языковых обобщений (фонематических,
морфологических, синтаксических). Развитие навыков семантического программирования
и языкового оформления как предложений, так и текста. Формирование умений понимать
содержание художественного произведения, работать с текстом (умение выделять части
текста, составлять план текста и т.д.). Формирование умения выражать свои мысли.
Формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем
добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими (пишущими) на иностранном языке.
Расширение лингвистического кругозора; освоение элементарных лингвистических
представлений, доступных обучающимся и необходимых для овладения устной и
письменной речью. Формирование умения общаться на иностранном языке на
элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей обучающихся в
устной и письменной формах. Формирование условий для коммуникативнопсихологической адаптации обучающихся к новому языковому миру с целью преодоления
психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения.
Приобщение обучающихся к новому социальному опыту с использованием иностранного
языка.
II.
Общая характеристика учебного предмета
Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
3

разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения,
входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение», при этом
цели курса литературного чтения на родном русском языке в рамках предметной области
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику,
обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также
особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах
Российской Федерации. В Указе Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении
изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации
на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19
декабря 2012 г. № 1666, отмечается, что «общероссийская гражданская идентичность
основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам,
населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет
единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии
русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской
Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы,
как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и
интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру».
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной
образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном
языке» курс направлен на формирование понимания родной литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной
истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке
для обеспечения культурной самоидентификации.
В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль
о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для
национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и
передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым
преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной
традиции в сознании младших школьников.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан
с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их
речевой культуры и коммуникативной компетенции. Оба курса объединяет культурноисторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого
выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемнотематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие
духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Еще
одной общей чертой двух курсов является концентрирование их содержания вокруг
интересов и запросов ребенка младшего школьного возраста, что находит отражение в
специфике выбранных произведений. Данная программа соотносится с «Примерной
программой по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных
организаций, реализующих программы начального общего образования» на уровне:
целевые установок, концептуальных основ построения курсов; принципов отбора
содержания; координации осваиваемых младшими школьниками ключевых понятий.
4

Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» не
предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе литературного
чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора
младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской
литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют
обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и
русской культуры понятиями. Предложенные для чтения и изучения младшим школьникам
произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского
народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие,
совесть, правда, любовь и др.).
III.
Описание места учебного предмета в учебном плане
По учебному плану МАОУ СОШ № 92 программа рассчитана на общую учебную
нагрузку в объеме 34 часа.
2 - 3 класс – 17 часов в год.
IV.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение на родном языке (русском) как учебный предмет в начальной
школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На
этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный
потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия
художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие
учащихся начальных классов. Литературное чтение на родном языке как вид искусства
знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества
и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и
общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения на родном языке
продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно
осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными
ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет
эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную
грамотность. Система духовно - нравственного воспитания и развития, реализуемая в
рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека,
характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
V.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Литературное чтение на родном языке»
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» при получении
начального общего образования направлено на достижение личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные
компетенции обучающегося:
овладение компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более
сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают: способность
обучающихся решать учебные и жизненные задачи; умение организовывать и
поддерживать коммуникативную ситуацию сотрудничества; адекватно воспринимать и
отражать содержание и условия деятельности.
Предметные результаты
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР предметные результаты должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений,
понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
5

формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Правильное понимание читаемых слов, предложений, текстов. Проявление интереса к
книгам, к самостоятельному чтению. Умение использовать навыки устной и письменной
речи в различных коммуникативных ситуациях. Умение вступать в контакт, поддерживать
и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые
правила общения. Умение получать и уточнять информацию от собеседника. Расширение
круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство
достижения цели. Обогащение арсенала языковых средств, стремление к их использованию
в процессе общения. Умение основываться на нравственно-эстетическом чувстве и
художественном вкусе в речевой деятельности. Умение понимать смысл доступных
графических изображений (рисунков, фотографий, пиктограмм, схем и др.). Умение решать
актуальные бытовые задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели
(невербальную, доступную вербальную). Умение пользоваться устройствами,
заменяющими устную речь (компьютеры, коммуникаторы, альтернативные средства
коммуникации и пр.).
Повышение компьютерной активности.
В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном
языке» обучающиеся на уровне начального общего образования осознáют значимость
чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на
основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с
художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники
будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые
помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим
наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и
эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную
литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы,
эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение
собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как
особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками
формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми
коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в
художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с
художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и
систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый
уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные
действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы
элементарной оценочной деятельности.
6

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением,
приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся
самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и
справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой
деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях,
соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические
высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по
плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами
рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть)
стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед
знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и
научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для
практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом
уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
–
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта
чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
–
прогнозировать содержание текста художественного произведения по
заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
–
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
–
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
–
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной
подготовки;
–
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное
ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с
целью чтения (для всех видов текстов);
–
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при
прослушивании):
–
для художественных текстов: определять главную мысль и героев
произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и
картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей,
формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и
устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную
мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты,
описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с
опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
–
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
7

находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания
явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с
опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
–
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
–
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями,
фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на
содержание текста;
–
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между
отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между
отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
–
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
–
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь
на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст,
опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать
связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и
поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
–
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы,
основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте
напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события,
соотнося их с содержанием текста;
–
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно
делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для
художественных текстов);
–
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
–
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом
специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
–
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать
вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого
этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех
видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
–
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного
текста и высказывать суждение;
–
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного
текста и высказывать собственное суждение;
–
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)
произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
–
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от
восприятия других видов искусства;
–
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,
описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
–
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете)
по заданной тематике или по собственному желанию;
–
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и
внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
–
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по
заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
8

–
работать с тематическим каталогом;
–
работать с детской периодикой;
–
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
–
распознавать некоторые отличительные особенности художественных
произведений (на примерах художественных образов и средств художественной
выразительности);
–
отличать
на
практическом
уровне
прозаический
текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
–
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня,
сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
–
находить
средства
художественной
выразительности
(метафора,
олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
–
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить
примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
–
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание,
метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
–
определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
–
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
–
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его
событиями;
–
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на
основе личного опыта;
–
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
–
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного
литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например,
рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц
или неодушевленного предмета;
–
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации
или отзыва;
–
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию
прочитанного (прослушанного) произведения;
–
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;
–
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное
(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в
виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном
языке»Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
VI.

9

по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на
нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и
типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных
по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую
информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения
высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на
смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как
источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее
представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание
или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге:
научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и
отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации
поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия
«Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на
примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:
последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного
произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка
10

персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление
авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный
и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение
опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста
на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой
части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде
вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить
данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание
заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение
особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание
отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по
отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа
различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение
главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или
опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ
текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному
тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с
особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме)
ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания
прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного
произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение,
повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и
использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом
особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование,
описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
11

Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения
классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы,
произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера
России), доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, научнопопулярная, справочно-энциклопедическая литература.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, школьном детстве, семье, профессиях, дружбе, войне, добре и зле.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,
гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер),
рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (потешки,
пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика,
построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, быль – общее представление о жанре, особенностях
построения и выразительных средствах.
Творческая
деятельность
обучающихся
(на
основе литературных
произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование
их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий:
соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения,
создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по
аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на
основе личного опыта.

12

VII.

Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 2 класс.

№
Тема урока
1 Хочу всё знать и уметь!
2 Мы ходим в школу.
3 Происхождение кириллицы
Рукописная книга – память наших
4 предков
5 С чего начинается Родина?
6 Родная земля
«Мороз и солнце; день
7 чудесный!...»
8 Светлый праздник Рождества
Благодарность и верность в
9 дружбе
10 Старый друг лучше новых двух
11 Жизнь родителей в детях
Бабушкины сказки, дедушкины
12 присказки
Одна у человека родная мать,
13 одна у него и Родина
14 Стыд хуже дыма
15 Доброта – это талант
16 Труд всему голова

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Характеристика видов учебной
деятельности
Совершенствовать умения читать текст
целыми словами, осознанно и
выразительно; работать с содержанием
произведения; находить в тексте
информацию, заданную в явном и
неявном виде; понимать смысл
использованных в тексте образных
выражений, пословиц; определять
главную мысль сказки, рассказа или
стихотворения; формулировать своё
отношение к прочитанному;
рассматривать репродукции картины и
соотносить её с содержанием
прочитанного; делать несложный вывод
на основе прочитанного.
Принимать, понимать и решать учебные
задачи урока, выбирать способы
работы с художественным текстом в
зависимости от учебной задачи;
проявлять инициативу при работе
с содержанием произведения.

Воспитательный потенциал
Будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на
уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты
школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной
деятельности,
включающая
социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный
интерес
к
новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха
в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок
учителей, товарищей, родителей и других
людей;
• способность к оценке своей учебной
деятельности;

17

№
1
2
3

Живая природа

Тема урока
Осеннее настроение
Тайное становится явным
Первый раз в третий класс

•
основы гражданской идентичности,
своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя
народа,
гражданина
России,
чувства
сопричастности и гордости за свою Родину,
народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании
и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и
ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда,
вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и
сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы
экологической
культуры:
принятие
ценности
природного
мира,
готовность следовать в своей деятельности
нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровье сберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические
чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
«Литературное чтение на родном (русском) языке» 3 класс
1

Развивать умения вчитываться в
художественный текст и анализировать
художественные произведения,
составлять характеристику главного
героя; выявлять межпредметные связи;
использовать словари при работе с
непонятными словами и выражениями.

Кол-во
часов

Характеристика видов учебной деятельности

1
1
1

Читать текст правильно и выразительно,
целыми словами и синтагмами, вслух и про

Воспитательный потенциал
Воспитание интереса к чтению и книге.
Воспитание компетентного читателя.

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Благодарность и верность в
дружбе
«Мы умножим нашу радость
и разделим пополам!»
Рождение печатной книги на
Руси
Старинный обычай
Чудо Рождества
Семья – опора счастья
Хлеб всему голова
Правда и кривда
Вербное воскресенье
Весна пришла, весне дорогу!
Жизнь дана на добрые дела
«Этот праздник с сединою
на висках…»
Дело мастера боится

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17
Малиновое лето

себя, осмысленно, интонационно оформляя
высказывание, выделяя голосом логические
ударения; работать с содержанием
стихотворения и рассказа; объяснять заглавие
текста; определять значение использованных
образных средств; определять тему
произведения.
Развивать интерес к творчеству отечественных
поэтов и прозаиков XX–XXI вв.
Совершенствовать умения: определять жанр
литературного произведения по отличительным
признакам; понимать содержание прочитанного
произведения; объяснять заглавие текста;
находить в тексте фактическую информацию,
заданную в явном виде; определять главную
мысль произведения; формулировать вывод.
Работать с детской книгой, прогнозировать её
содержание по названию, отличать сборник
произведений разных авторов от книги одного
писателя; выбирать из предложенных книг те,
которые соответствуют теме; составлять
краткую аннотацию прочитанной книги;
сравнивать произведения разных жанров на
одну тему.

Осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, умение
самостоятельно выбирать интересующую
литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Формирование нравственных ценностей и
эстетического вкуса младших
школьников, пониманию духовной
сущности произведений.

1

VIII.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Дистанционные ресурсы.
Учебники:
2 класс – Н.Е. Кутейникова. и др. Литературное чтение на родном (русском) языке. 2 класс. В 2 ч. ООО «Русское слово - учебник» 2021
3 класс - Н.Е. Кутейникова. и др. Литературное чтение на родном (русском) языке. 3 класс. В 2 ч. ООО «Русское слово - учебник» 2021


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».