РП коррекционные занятия с психологом ЗПР 7 (1)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 92
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
________/Рустамова С.У.
«___» ___________ 20__ г.

«Рассмотрено»
Заседание педсовета
Протокол №
«___» __________ 20___г.
Приказ №______от

«Утверждено»
Директор
МАОУ СОШ № 92
_________/Калинин М.О.
«____» __________20__г.

РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА
«Индивидуальные и групповые
коррекционные занятия для
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)»

Разработчики программы:
Педагог-психолог МАОУ СОШ № 92
Аринчехина О.А.

Екатеринбург
2021

Содержание
1. Пояснительнаязаписка .............................................................................................. 3
2. Психолого-педагогическаяхарактеристикаобучающихся
сограниченными возможностями здоровья(сЗПР) .................................................. 4
3. Планируемыерезультаты ........................................................................................ 7
4. Принципыинаправленияреализациипрограммы ..................................................9
5. Условияреализациипрограммы… ......................................................................... 10
6. Содержаниепрограммы .......................................................................................... 13
7. План коррекционнойработысобучающимися сЗПР ........................................... 17

2

1. Пояснительнаязаписка
Программакоррекционнойработысобучающимисограниченнымивозможностямиздоровья
(далееОВЗ)составленавсоответствиисфедеральнымгосударственнымобразовательным
стандартом
начального
общего
образования
обучающихся
с
ограниченнымивозможностямиздоровья(далееФГОСНОООВЗ).Программанаправленанавыявле
ниеиобеспечение коррекции недостатков в развитии познавательных процессов с
использованиемсовременных психокоррекционных методик, позволяющих приблизить любой
вид онтогенеза кнормативному течению, что способствует полноценной адаптации ребенка с
ОВЗ к условиямобразовательнойорганизациии егосоциализации всовременномобществе.
Цельюданной программыявляетсясозданиесистемыкомплекснойпомощиобучающимся с
ЗПР
в
освоении
АООП
НООМАОУ
СОШ
№92,
коррекция
недостатков
вфизическоми(или)психическомиречевомразвитииобучающихся,ихсоциальнаяадаптация.
Задачи программы:
 своевременноевыявлениеобучающихсяструдностямиадаптации,обусловленнымиограниченн
ымивозможностями здоровья ЗПР;
 определениеособых образовательныхпотребностейобучающихсясЗПР;
 определение
особенностей
организации
образовательной
деятельности
для
рассматриваемойкатегории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого
обучающегося,структуройнарушения развитияистепенью его выраженности;
 созданиеусловий,способствующихосвоениюобучающимсясЗПРАООПНООМАОУСОШ№92
и ихинтеграциивобразовательнойорганизации;
 осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-медико-педагогической
помощидетямсОВЗсучётомособенностейпсихическогои(или)физическогоразвития,индивидуаль
ных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогическойкомиссии);
 организация индивидуальных и (или) групповых занятий для обучающихся с
выраженнымнарушениемвфизическоми (или)психическомразвитии;
 реализациясистемымероприятийпосоциальнойадаптацииобучающихсясЗПР;
 оказаниеродителям(законнымпредставителям)детейсЗПРконсультативнойиметодическойпом
ощипомедицинским,социальным,правовыми другимвопросам;
 коррекциянедостатковвразвитиипознавательнойиэмоциональноличностнойсферыобучающихсясОВЗ(повышениеуровняумственнойработоспособности,формир
ованиемеханизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности,
преодолениегиперактивности, импульсивности, повышение уровня самоконтроля, развитие
межполушарноговзаимодействия, формирование пространственных представлений, схемы тела,
развитие
мелкоймоторикирук,развитиекоммуникативныхнавыков,формированиеположительноймотивац
иикобучению).
Необходимымусловиемповышенияэффективностикоррекционнойработысобучающимис
ОВЗявляетсяоказаниеихродителям(законнымпредставителям)консультативнойиметодическойп
омощиповопросамразвития,обучения,воспитанияисоциализациидетей,атакжеактивноевключени
еродителей(законныхпредставителей)впсихокоррекционныйпроцесс.
Восновуданнойпрограммыположеныследующие нормативныедокументы:
1. Конвенцияоправахребенка.
2. КонституцияРФ.
3. ЗаконРФот29декабря2012г.№273ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»(сизменениями).
4. ФГОСНОООВЗ(утвержденприказомМинистерствомобразованияинаукиРФот
19.12.2014№1598).
5.СанПиН2.4.2.3648-20.
6. АООПНООобучающихсясЗПРМАОУСОШ№92.
3

7. ПоложениеоППкМАОУСОШ№92.
8. Должностнаяинструкцияпедагога-психологаМАОУСОШ№92.
9. Этическийкодекспедагога-психолога.
10. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)»(утвержденприказомМинистерстватрудаисоциальнойзащитыРФот24июля201
5г.№514н.
11. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от06.04.2016г.№02-0181/2940«Методическиерекомендациипоорганизацииспециальныхусловийполученияобразования
длядетейсограниченнымивозможностямиздоровьявсоответствиисзаключениями ПМПК».
2. Психолого-педагогическая
характеристика
обучающихся
с
ограниченнымивозможностямиздоровья(сЗПР)
ОбучающиесясОВЗ—этодети,имеющеенедостаткивпсихическоми(или)физическом
развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования
безсозданияспециальныхусловий.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде
всего,тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения,
речи,опорно-двигательного
аппарата,
интеллекта,
с
выраженнымирасстройствамиэмоциональноволевойсферы,включаяРДА,сзадержкойикомплексныминарушениямиразвития.
Биологическоенеблагополучиеребенка,являясьпредпосылкойнарушенияеговзаимодейств
иясокружающиммиром,обусловливаетвозникновениеотклоненийвегопсихическомразвитии.Вов
ремяначатоеиправильноорганизованноеобучениеребенкапозволяет предотвращать или смягчать
эти вторичные по своему характеру нарушения: такнемота является следствием глухоты лишь
при
отсутствии
специального
обучения,
а
нарушениепространственнойориентировки,искаженныепредставленияомиревероятным,нонеобя
зательнымследствиемслепоты.Такимобразом,уровеньпсихическогоразвитияпришедшего
в
школу ребенка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера
идажестепенивыраженностипервичного(биологическогопосвоейприроде)нарушенияразвития,но
и откачествапредшествующегообученияи воспитания.
ДиапазонразличийвразвитиидетейсОВЗчрезвычайновелик:отпрактическинормальноразв
ивающихся,испытывающихвременныеиотносительнолегкоустранимыетрудности, до детей с
необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. Отребенка, способного
приспециальнойподдержке
на
равныхобучаться
вместес
нормальноразвивающимися
сверстниками
до
детей,
нуждающихся
в
адаптированной
к
их
возможностяминдивидуальнойпрограммеобразования.Приэтомстольвыраженныйдиапазонразли
чийнаблюдаетсянетолькопогруппесОВЗвцелом,ноивкаждойвходящейвнеекатегориидетей.
КатегорияобучающихсясЗПР–наиболеемногочисленнаясредидетейсограниченными
возможностями
здоровья
и
неоднородная
по
составу
группа
школьников.
СредипричинвозникновенияЗПРмогутфигурироватьорганическаяи/илифункциональнаянедостат
очностьцентральнойнервнойсистемы, конституциональные факторы, хроническиесоматические
заболевания,
неблагоприятные
условия
воспитания,
психическая
и
социальнаядепривация.Подобноеразнообразиеэтиологическихфакторовобусловливаетзначитель
ныйдиапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню
возрастнойнормы,досостояний, требующихотграничения отумственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения
вусвоенииучебныхпрограмм,обусловленныенедостаточнымипознавательнымиспособностями,с
пецифическимирасстройствамипсихологическогоразвития(школьныхнавыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими длявсех обучающихся с
ЗПР
являются
в
разной
степени
выраженные
недостатки
в
формированиивысшихпсихическихфункций,замедленныйтемплибонеравномерноестановлениеп
4

ознавательнойдеятельности,трудностипроизвольнойсаморегуляции.Достаточночастоу

5

обучающихсяотмечаютсянарушенияречевойимелкойручноймоторики,зрительноговосприятияип
ространственнойориентировки,умственнойработоспособностииэмоциональнойсферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не
толькоотхарактераистепенивыраженностипервичного(какправило,биологическогопосвоейприро
де) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего
идошкольного).
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяетнеобходимостьмногообразияспециальнойподдержкивполученииобразованияисамихо
бразовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся
сЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении
образования,вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью
обучающегося
косвоениюобразования,сопоставимогопосрокамсобразованиемздоровыхсверстников.
Дифференциацияобразовательныхпрограммначальногообщегообразованияобучающихся
с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся
всоответствиисхарактероми структуройнарушения психическогоразвития.
Данная программа является составной частью АООП НОО МАОУ СОШ № 92 для
детейсЗПР.ДетисЗПРхарактеризуютсяуровнемразвитиянесколько
нижевозрастнойнормы,отставание может проявляться в целом или локально в отдельных
функциях
(замедленный
темплибонеравномерноестановлениепознавательнойдеятельности).Отмечаютсянарушениявним
ания,памяти,восприятияидругихпознавательныхпроцессов,умственнойработоспособности
и
целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющиеусвоение
школьныхнормишкольнуюадаптациювцелом.Произвольность,самоконтроль,саморегуляциявпов
еденииидеятельности,какправило,сформированынедостаточно.Обучаемость
удовлетворительная,
но
часто
избирательная
и
неустойчивая,
зависящая
от
уровнясложностиисубъективнойпривлекательностивидадеятельности,атакжеотактуальногоэмоц
иональногосостояния.Возможнанеадаптивностьповедения,связаннаякакснедостаточным
пониманием
социальных
норм,
так
и
с
нарушением
эмоциональной
регуляции,гиперактивностью.
Психолого-педагогическаяхарактеристикаобучающихсясЗПР(вариант7.2)
Обучающиесяс ЗПР (вариант 7.2) характеризуются уровнем развития несколько
нижевозрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных
функциях(замедленныйтемпилинеравномерноестановлениепознавательнойдеятельности),уобуч
ающихсяотмечаютсянарушенияречевойимелкойручноймоторики,зрительноговосприятияипрост
ранственнойориентировки,умственнойработоспособностииэмоциональнойсферы.
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных
процессов,умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной
степенизатрудняющиеусвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Произвольность,самоконтроль,саморегуляциявповеденииидеятельности,какправило,сформиров
анынедостаточно.Обучаемостьудовлетворительная,ночастоизбирательнаяинеустойчивая,завися
щая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а такжеот
актуального эмоционального состояния. Диапазон различий в развитии обучающихся с
ЗПРдостаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные
иотносительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными
поструктуренарушениямикогнитивнойи аффективно-поведенческойсферличности.
Отобучающихся,способныхприспециальнойподдержкенаравныхобучаться8совместносоз
доровымисверстниками,дообучающихся,нуждающихсяприполученииначальногообщегообразов
аниявсистематическойикомплексной(психолого-медикопедагогической)коррекционнойпомощи.Различиеструктурынарушенияпсихическогоразвитияуо
бучающихсясЗПРопределяетнеобходимостьмногообразияспециальной
6

поддержки
в
получении
образования
и
самих
образовательных
маршрутов,
соответствующихвозможностямипотребностямобучающихсясЗПРинаправленныхнапреодолени
есуществующихограниченийвполученииобразования,вызванныхтяжестьюнарушенияпсихическ
огоразвитияинеспособностьюобучающегосякосвоениюобразования,сопоставимогопо
срокамсобразованиемздоровыхсверстников.
ОсобыеобразовательныепотребностиобучающихсясОВЗ(ЗПР)
ОсобыеобразовательныепотребностиразличаютсяуобучающихсясОВЗразныхкатегорий,п
осколькузадаютсяспецификойнарушенияпсихическогоразвития,определяютособуюлогикупостр
оенияучебногопроцессаинаходятсвоеотражениевструктуреисодержании образования. Наряду с
этим современные научные представления об особенностяхпсихофизического развития разных
групп
обучающихся
позволяют
выделить
образовательныепотребности,как
общиедлявсехобучающихсясОВЗ,так испецифические.
Кобщимпотребностямотносятся:

получениеспециальнойпомощисредствамиобразованиясразужепослевыявленияпе
рвичногонарушения развития;
 выделениепропедевтическогопериодавобразовании,обеспечивающегопреемственност
ь междудошкольными школьнымэтапами;
 получение
начального общего образования в условиях образовательных
организацийобщего или специального типа, адекватного образовательным потребностям
обучающегося сОВЗ;
 обязательностьнепрерывностикоррекционноразвивающегопроцесса,реализуемого,какчерезсодержаниепредметных областей,таки
впроцессеиндивидуальнойработы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка
спедагогамии соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьииобразовательнойорганизации;
 постепенноерасширениеобразовательногопространства,выходящегозапределыобразова
тельнойорганизации.
ДляобучающихсясЗПР,осваивающихАООПНОО(вариант7.2),характерныследующи
е специфическиеобразовательныепотребности:
- обеспечениеособойпространственнойивременнойорганизацииобразовательнойсредыс
учетомфункциональногосостоянияцентральнойнервнойсистемы(ЦНС)инейродинамики
психических
процессов
обучающихся
с
ЗПР
(быстрой
истощаемости,
низкойработоспособности, пониженного общего тонуса и др.); - увеличение сроков освоения
АООПНООдо 5 лет;
- гибкое
варьирование
организации
процесса
обучения
путем
расширения/сокращениясодержанияотдельныхпредметныхобластей,измененияколичестваучебн
ыхчасовииспользованиясоответствующихметодики технологий;
- упрощениесистемыучебно-познавательныхзадач,решаемыхвпроцессеобразования;
- организацияпроцессаобучениясучетомспецификиусвоениязнаний,уменийинавыков
обучающимися
с
ЗПР
("пошаговом»
предъявлении
материала,
дозированной
помощивзрослого,использованииспециальныхметодов,приемовисредств,способствующихкакоб
щемуразвитиюобучающегося,такикомпенсациииндивидуальных недостатковразвития);
- наглядно-действенныйхарактерсодержанияобразования;
- обеспечениенепрерывногоконтролязастановлениемучебнопознавательнойдеятельностиобучающегося,продолжающегосядодостиженияуровня,позволяющ
егосправлятьсясучебными заданиямисамостоятельно;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекстаусваиваемых знаний,
взакреплениии совершенствовании освоенныхумений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
7

ситуациивзаимодействиясдействительностью;

8

- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществомнормповедения;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе,окружающемупредметномуи социальномумиру;
- использованиепреимущественнопозитивныхсредствстимуляциидеятельностииповеден
ия;
- комплексноесопровождение,гарантирующееполучениенеобходимоголечения,направл
енногонаулучшениедеятельностиЦНСинакоррекциюповедения,атакжеспециальнаяпсихокоррек
ционнаяпомощь,направленнаянакомпенсациюдефицитовэмоциональногоразвитияиформирован
иеосознаннойсаморегуляциипознавательнойдеятельности иповедения;- специальнаяпсихокоррекционнаяпомощь,направленнаянаформированиеспособности
ксамостоятельнойорганизациисобственнойдеятельностииосознаниювозникающихтрудностей,ф
ормированиеумениязапрашиватьииспользоватьпомощьвзрослого;- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения
ивзаимодействия(счленамисемьи,сосверстниками,свзрослыми),формированиенавыковсоциальн
оодобряемогоповедения,максимальноерасширениесоциальныхконтактов;- обеспечениевзаимодействиясемьииобразовательногоучреждения
(организациясотрудничествасродителями,активизацияресурсовсемьидляформированиясоциальн
оактивной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). Только удовлетворяя
особыеобразовательные потребностиобучающегосяс ЗПР, можно открыть ему путь к
получениюкачественногообразования.
3. Планируемыерезультаты
Универсальныекомпетенцииребенкасограниченнымивозможностямиздоровья,формирую
щиесявпроцессереализациикоррекционнойпрограммы:
−умение
организовывать
собственную
жизнедеятельность
по
достижению
состоянияиндивидуальногоблагополучия(соматического,психологическогоисоциального)сучето
мвозможностейсвоегоздоровья;
−умениеактивновключатьсявсовместнуюдеятельность,взаимодействоватьсосверстникам
иивзрослымидлясохраненияиукрепленияличногоиобщественногоздоровьякаксоциокультурного
феномена;
−умениевосприниматьипереводитьвличностныесмыслыинформациюпоздоровьесберегаю
щейтематикевпроцессевзаимодействиясосверстникамиивзрослымилюдьми.
ОсвоениеАООПНОО(вариант7.2)обеспечиваетдостижениеобучающимисясЗПРтрех
видов результатов: личностных,метапредметныхипредметных.
− личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию,сформированностьмотивациикучениюипознанию,ценностносмысловыеустановкивыпускниковначальнойшколы,отражающиеихиндивидуальноличностныепозиции,социальныекомпетентности,личностныекачества;сформированностьосновр
оссийской,гражданскойидентичности;
−метапредметныерезультаты—
освоенныеобучающимисяуниверсальныеучебныедействия(познавательные,
регулятивные
икоммуникативные);
−предметныерезультаты—освоенныйобучающимисявходеизученияучебныхпредметов
опыт
специфической
для
каждой
предметной
области
деятельности
по
получениюновогознания,егопреобразованиюиприменению,атакжесистемаосновополагающихэл
ементовнаучногознания,лежащаявосновесовременнойнаучнойкартинымира.
Личностныерезультатыребенкасограниченнымивозможностямиздоровьяврезультатереа
лизации коррекционнойпрограммы:

9

- формированиеучебноймотивации,стимуляциясенсорноперцептивных,мнемическихиинтеллектуальныхпроцессов;
- гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивногоотношенияк своему"Я";
- повышениеуверенностивсебе;
- развитиесамостоятельности;
- формированиенавыковсамоконтроля;
- развитиеспособностикэмпатии,сопереживанию;
−активноевключениевобщениеивзаимодействиесосверстникаминапринципахсохранения
иукрепления личногои общественногоздоровья;
− проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в
различныхситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и
взрослымилюдьми;
− проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности
длядостижениязначимыхличныхрезультатовприусловиисохраненияиукрепленииличногоздоров
ья;
- овладениеначальныминавыкамиадаптациивдинамичноизменяющемсяиразвивающемс
ямире;
- принятиеиосвоениесоциальнойролиобучающегося,развитиемотивовучебнойдеятельнос
ти иформированиеличностного смыслаучения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальныхситуациях, умениянесоздавать конфликтовинаходить выходыизспорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
ктворческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовнымценностям.
Метапредметныерезультатыребенкасограниченнымивозможностямиздоровьяврезульт
атереализации коррекционнойпрограммы:
−характеристикаличногоздоровьякаксоциальнокультурногофеномена,егообъективнаяинтегрированнаяоценканаосновеосвоенныхзнанийиимею
щегосяопыта;
−обеспечениезащитыисохраненияличногоздоровьявовсехегопроявленияхпозитивными
средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастнымособенностям;
− планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой)
сучетоминдивидуальныхвозможностейитребованиясохраненияисовершенствованияиндивидуал
ьногоздоровьявовсехегопроявлениях,контролироватьиоцениватьучебныедействиявсоответствии
споставленнойзадачейиусловиямиеереализации;определятьнаиболееэффективныеспособы
достижения результата;
−анализиобъективнаяоценкарезультатовсобственнойдеятельностинаосновеинтеграцииед
иныхтребованийксверстникамииндивидуальныхвозможностейособогоребенкапо
ихдостижению;
−управлениесвоимэмоциональнымсостояниемприобщениисосверстникамиивзрослымисц
елью сохраненияэмоционального благополучия;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности,поискасредств ееосуществления;
- освоениеспособоврешенияпроблемтворческогоипоисковогохарактера;
- формированиеуменияпониматьпричиныуспеха/неуспехаучебнойдеятельностииспособн
ости конструктивнодействоватьдажевситуацияхнеуспеха;
- освоениеначальныхформпознавательнойиличностнойрефлексии;
- овладениелогическимидействиямисравнения,анализа,синтеза,обобщения,классификац
ии
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий
и
причинноследственныхсвязей,построения рассуждений,отнесения кизвестнымпонятиям;
10

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение иаргументировать своюточкузрения и оценкусобытий;
- определениеобщейцелиипутейеедостижения;умениедоговариватьсяораспределениифу
нкцийиролейвсовместнойдеятельности;осуществлятьвзаимныйконтрольвсовместнойдеятельнос
ти,адекватнооцениватьсобственноеповедениеиповедениеокружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
исотрудничества.
Проведениеиндивидуальнойигрупповой
коррекционнойработысобучающимисясЗПР
должнопривестик:

освоениюдетьмисЗПР АООПНООМАОУСОШ№92;

интеграцииданнойкатегориидетейвобразовательнуюорганизацию;

уменьшениюколичестваобучающихсясостойкимипроблемамив
обучениииличностномразвитии;

развитиюпознавательнойактивностидетей;

повышению учебноймотивации ушкольников;

формированиювысокоэффективныхповеденческихстратегийиличностныхресурсов
удетей сЗПР;

предупреждению физических, интеллектуальныхи
эмоциональныхперегрузокуобучающихсясЗПР.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (вариант
7.2)является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение
результатов,освоенияпрограммы коррекционной работы.
4. Принципыи направленияреализациипрограммы
Психолого-педагогическоесопровождениеобучающихсясограниченнымивозможностями
здоровья
осуществляется
на
основе
комплексного
взаимодействия
различныхспециалистовиродителей (законныхпредставителей).
Сопровождение данной категории обучающихся определяется следующими
принципами:
 ...Соблюдениеинтересовребенка.Принципопределяетпозициюспециалиста,которыйпризванреш
атьпроблемуребенкасмаксимальнойпользойивинтересахребенка.
 ... Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то
естьсистемный подход к анализу особенностей развития познавательных процессов
обучающихся
сОВЗ,атакжевсесторонниймногоуровневыйподходспециалистовразличногопрофиля,взаимодейс
твие и согласованность их действийв решении проблем ребенка; участие в
данномпроцессевсехучастников образовательной деятельности.
 ...
Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным
представителям)непрерывностьпомощидополногорешенияпроблемыилиопределенияподходаке
ерешению.
 ...
Вариативность.Принциппредполагаетсоздание
вариативныхусловийдляполученияобразованияобучающимисясОВЗ. 
 ...

Рекомендательныйхарактероказанияпомощи.Принципобеспечиваетсоблюдениегарантированны
х
законодательством
прав
родителей
(законных
представителей)
обучающихсявыбиратьформыполучениядетьмиобразования,образовательныеорганизации,защи
щатьзаконныеправаи интересы детей.
 ... Гуманистический принцип. Опора на потенциальные возможности ученика, его интересы
ипотребности;созданиеситуацийуспехав учении,общении сосверстникамиивзрослыми. 
 ...Педагогическаяцелесообразность.Данныйпринципвключаетвсебясозданиекарты
«Индивидуальногообразовательногомаршрута»,интеграцияусилийпедагогическогоколлектива
11

(учитель, медицинский специалист, психолог, учитель-логопед, социальный педагоги др.).

12

Теоретико-методологической

основой сопровождения обучающихся с ОВЗ
являетсявзаимосвязьтрехподходов:
 ...нейропсихологического–выявляющегопричины,лежащиевосновешкольныхтрудностей;
 ...комплексного–обеспечивающегоучетпсихолого-медико-педагогическихзнанийоребенке;
 ...междисциплинарного
–
позволяющего
осуществлять
совместнораспределеннуюдеятельность специалистов, сопровождающихразвитиеребенка.
Основныенаправлениядеятельности:
1. Диагностическоенаправление.
Организацияиобеспечениепсихолого-медико-педагогическогообследованияобучающихся
с ОВЗ с целью выявления недостатков в развитии познавательных процессов иэмоционально волевойсферыиопределенияособыхобразовательныхпотребностейобучающихся.
2. Консультационноенаправление.
НепрерывноеспециальноесопровождениеобучающихсясЗПР,ихсемей,педагогических
работников
повопросамреализациидифференцированныхпсихолого ­
педагогическихусловийобучения,воспитания,коррекции,развитияисоциализации.
3. Коррекционно-развивающеенаправление.
Создание условий для развития личности обучающихся с ОВЗ и устранения отклонений
вихпсихическомиличностномразвитии.Этоопределяетсянеобходимостьюобеспечениясоответств
ия развития обучающихся возрастным нормативам, оказания помощи родителям
ипедагогамвиндивидуализациипроцессаобученияивоспитаниядетей,развитииихспособностейи
склонностей.
4. Информационно-просветительскоенаправление.
Информированиевсехучастниковобразовательныхотношенийповопросам,связаннымсосо
бенностямиорганизацииобразовательнойдеятельностидляданнойкатегориидетей,созданием
необходимых условий для освоения учебного материала в нормативные сроки
иобеспечениемличностнойсамореализацииданнойкатегориидетейвобразовательнойорганизации
.
5. Динамическийконтроль.
Помогаетотследитьэффективностьилинеэффективностьразработаннойпрограммыкоррекц
ионнойработы ипозволяетвнестисвоевременныекорректировкивперспективныепланы.
5.Условияреализациипрограммы
1. Психолого-педагогическоеобеспечение

обеспечениедифференцированныхусловий(оптимальныйрежимучебныхнагрузок,в
ариативныеформыполученияобразованияиспециализированнойпомощи)всоответствиисрекомен
дациямипсихолого-медико-педагогической комиссии;

обеспечение
психолого-педагогических
условий
(коррекционная
направленностьучебно-воспитательного процесса;учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
соблюдениекомфортногопсихоэмоциональногорежима;использованиесовременныхпедагогичес
кихтехнологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации
образовательногопроцесса,повышения егоэффективности,доступности);

обеспечение
специализированных
условий
(выдвижение
комплекса
специальныхзадачобучения,ориентированныхнаособыеобразовательныепотребностиобучающи
хсясограниченнымивозможностямиздоровья;введениевсодержаниеобученияспециальныхраздел
ов,направленныхнарешение
задачразвития
ребёнка,отсутствующихвсодержанииобразованиянормальноразвивающегосясверстника;использ
ованиеспециальныхметодов,приёмов, средств обучения, специализированных образовательных
и коррекционных программ,ориентированныхнаособыеобразовательные потребности детей;

13


дифференцированное
ииндивидуализированноеобучениесучётомспецификинарушения
развития
ребёнка;
комплексное
воздействие
на
обучающегося,
осуществляемое
наиндивидуальных
игрупповыхкоррекционныхзанятиях);

обеспечение
здоровьесберегающих
условий
(оздоровительный
и
охранительныйрежим,укреплениефизическогоипсихическогоздоровья,профилактикафизически
х,умственныхипсихологическихперегрузокобучающихся,соблюдениесанитарногигиеническихправилинорм);обеспечениеучастиявсехдетейсограниченнымивозможностями
здоровья,
независимо
от
степени
выраженности
нарушений
их
развития,
вместеснормальноразвивающимисядетьмивпроведениивоспитательных,культурноразвлекательных,спортивно-оздоровительныхииныхдосуговыхмероприятий;

развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушенияпсихическогои (или) физического развития.
2. Программно-методическоеобеспечение
В процессе реализации коррекционной работыс обучающимися с ОВЗ педагогпсихологиспользует диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий,
необходимый дляосуществленияегопрофессиональной деятельности.
3. Материально-техническоеиинформационноеобеспечение
№
1.
2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.

5.
6.

Оборудование
Техническоеобеспечение
Колонки
Ноутбук

Количество/шт.
1
1

Канцелярскиетовары
ЛистыА4
Цветныекарандаши
Фломастеры
Клей-карандаш
Тетради вклетку
Цветнаябумага
Необходимоеоборудование
Учебный кабинет
Стулья
Парты
Учительскийстол

2пачки
5пачек
5пачек
3штуки
10штук
10штук
1
5
2
1

Учебно-методическоеобеспечение
АбрамоваГ.С.Психологическоеконсультирование:Теорияиопыт:Учеб.пособие
длястуд.высш.пед. учеб.заведений.–М.:Изд.центр«Академия»,2000.–240с.
БуяновМ.И.Беседыодетскойпсихиатрии:Кн.Дляучителя.–М.:Просвещение,
1986.– 208 с.
ВенгерА.Л.Психологическоеконсультированиеидиагностика.Практическое
руководство.Часть 2.–М.:Генезис,2007. –128с.
Возрастнаяипедагогическаяпсихология:Хрестоматия:Учеб.пособиедлястуд.
сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. –
М.:Издательский центр«Академия», 1998.– 320с.
КозловН.И.Какотноситьсяксебеилюдям, илиПрактическаяпсихологияна
каждыйдень/4-еизд.,перераб.идоп. –М.:АСТ-ПРЕССКНИГА,2002. –336с.
КрутецкийВ.А.Основыпедагогическойпсихологии.М.,«Просвещение»,1972.–
255с.
14

7. ЛевинЯ.Н.Семнадцатьуроковшкольноговоспитания.-РФОтделобразования
АдминистрацииОктябрьскогорайонаг.Екатеринбурга.1999г.-198с.

15

8. Методические рекомендации по организации психолого-медикопедагогическогосопровождения детей с оособыми образовательными
потребностями в условияхреализацииФГОСНОО обучающихсясОВЗ.Екатеринбург:МБУИМЦ
«ЕкатеринбургскийДомУчителя»,2016.–68с.
9. Научныйжурнал«Вопросыпсихологии».2008.№4.–192с.
10. НемовР.С.Психология:Пособиедляучащихся:10-11кл.–М.:Просвещение,
1995.– 239 с.
11. НикольсскаяО.Ребеноксаутизмомвобычнойшколе/ОльгаНикольская,ТатьянаФомина
,СветланаЦыпотан.– М.:Чистыепруды,2006.–32с.– (Библиотечка
«Первогосентября»,серия «Школьныйпсихолог».Вып.2(8)).
12. Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления : социальнопсихологическийтренин/Е.Осипова,Е.Чуменко.–М.:Чистыепруды,2007. –32с.–
(Библиотечка
«Первогосентября»,серия «Школьныйпсихолог».Вып.5(17)).
13. Популярнаяпсихология:Хрестоматия:Учеб. пособиедлястудентов
пединститутов/Сост.В.В.Мироненко.-М.:Просвещение,1990.-399с.
14. СавенковА.И.Какрассадитьдетейвклассе:психологическоепространство
личности ребенка / А.И. Савенков. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. –
(Библиотечка«Первогосентября»,серия«Школьныйпсихолог».Вып.4(10)).
15. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития
познавательнойдеятельностиребёнка.Дошкольныйимладшийшкольныйвозраст.М.:Айриспресс,2010.
15. СоколоваЕ.Е.Тринадцатьдиалоговопсихологии.Хрестоматияскоментариямипо
курсу«Введениевпсихологию».3-еиздание.М.:Смысл,1997. –653с.
16. СтоляренкоЛ.Д.Основыпсихологии.5-еизд.,перераб.идоп.(Серия«Учебники,
учебныепособия».) –Ростовн/Д: Феникс,2002. –672 с.
Электронно-образовательныересурсы
1. http://fgosreestr.ru
2. http://fgos-ovz.herzen.spb.ru
3. http://tasoteka.rusedu.net/category/1654/4202

16

6.Содержаниепрограммы
ОбъемпрограммыкоррекционнойработысобучающимисясОВЗпоразвитиюпознавательны
х процессов рассчитан на 9 месяцев. Всего 33 занятия при частоте встреч 1 раз внеделю для
обучающихся 1-ых классов и 34 занятия при частоте встреч 1 раз в неделю дляобучающихся 2-4
классов. Продолжительность одного занятия для обучающихся 2-4 классов от35до 40минут,
дляобучающихся1-ыхклассов занятиедлится неболее35минут.
ЗанятиясобучающимисясЗПРстроятсясучетомосновныхпринципов:
1. Принцип системности коррекционных задач (исправление или сглаживание отклонений
инарушенийразвития,преодолениетрудностейразвития),профилактическихзадач(предупреждени
е
отклонений
и
трудностей
в
развитии)
и
развивающих
задач
(стимулирование,обогащениесодержания развития, опораназонуближайшегоразвития).
2. Принципединствадиагностикиикоррекцииреализуетсявдвухаспектах:
 Началу
коррекционной
работы
должен
предшествовать
этап
комплексного
диагностическогообследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей
развития,
сделатьзаключениеобвозможныхпричинахдефицитарностиразвитияистроитькоррекционнуюраб
оту,исходя из ближайшегопрогнозаразвития.
 Реализациякоррекционнойработытребуетотпедагогапсихологапостоянногоконтролядинамикиизмененийвразвитиипознавательныхпроцессовилично
сти,поведении,деятельности, эмоциональном состоянии ребенка. Такой контроль позволяет
вовремя вноситьнеобходимыеизменения вкоррекционно-развивающуюработу.
3. Деятельностныйпринцип
определяеттактикупроведениякоррекционнойработычерезактивизациюдеятельностикаждогоуче
ника,чтообеспечиваетнеобходимуюосновудляположительнойдинамики
вразвитиикаждого
обучающегосясЗПР.
4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации
впределах психофизических особенностей каждого обучающегося с ЗПР. Коррекционная
работадолжнасоздавать оптимальныевозможности для индивидуализацииразвития.
5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при
решениикоторыхвозникаюткакиелибопрепятствия.Ихпреодолениеспособствуетразвитиюобучающихся с ОВЗ, раскрытию их
возможностей и способностей. Каждое задание должнопроходить ряд этапов (от простого к
сложному).
Уровень
сложности
должен
быть
доступенконкретномуребенку.Этопозволяетподдерживатьинтерескработеидаетвозможностьисп
ытать радостьпреодоления трудностей.
6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации занятий
такимобразом,чтобыуучащихсяразвивалсянавыкпереносаобработкиинформации,следовательно
–механизмсамостоятельногопоиска,выбораипринятиярешения.
7. Принципучетаэмоциональнойокрашенностиматериала
предполагает,чтобыигры,заданияи
упражнения
создавали
благоприятный,
эмоциональный
фон,
стимулировали
положительныеэмоцииобучающихся сОВЗ.
Вовремязанятийуобучающихсяпроисходитстановлениеразвитыхформсамосознания,самоконтро
ляисамооценки.Отсутствиеотметокснижаеттревожностьинеобоснованноебеспокойствообучающ
ихся,исчезаетбоязньошибочныхответов.Врезультатеудетейформируетсяотношениек
даннымзанятиямкакк средствуразвитиясвоей личности.
Занятияпроходятвиндивидуальнойигрупповойформах.
Данныйкурссостоитизсистемытренировочныхупражнений,специальныхзаданий,дидактических
и развивающих игр. На занятиях применяютсязанимательные и доступные дляпонимания
задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и
т.д.,чтопривлекательно длямладшихшкольников.
На каждом групповом занятии проводится коллективное обсуждение решения какоголибозадания.Наэтомэтапеудетейформируетсятакоеважноекачество,какосознаниесобственныхде
17

йствий,самоконтроль,возможностьдатьотчетввыполняемыхшагахпривыполнении
любойтрудности.

18

заданий

На занятиях используются задания разной сложности, поэтому все обучающиеся с
ОВЗмогутпочувствоватьуверенностьвсвоихсилах.
Наэтихзанятияхдетичастосамиоцениваетсвоиуспехи.Этосоздаетособыйположительный
эмоциональный
фон:
раскованность,
интерес,
желание
научиться
выполнятьпредлагаемыезадания.
Заданияпостроенытакимобразом,чтоодинвиддеятельностисменяетсядругим,различныете
мыиформыподачиматериалаактивночередуютсявтечениеурока.Этопозволяетсделатьработудина
мичной, насыщеннойименееутомляемой.
Впроцессевыполнениякаждогозаданияпроисходитразвитиепочтивсехпознавательных
процессов, но каждый раз акцентделается на каком-то одном из них. Это даетребенку с ОВЗ
возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческихотношений и не
чувствовать
себя
ущербным.
Правильно
построенная
система
коррекционныхмероприятийпозволяетсократить
разрыввразвитиипознавательнойсферымеждудетьми.
Развитиевосприятия
Развитиеслуховых,осязательныхощущений.Формированиеиразвитиепространственныхп
редставлений.Развитиеуменияориентироватьсявпространствелиста.Развитие фонематического
слуха.
Развитие
восприятия
времени,
речи,
формы,
цвета,
движения.Формированиенавыковправильногоиточноговосприятияпредметовиявлений.Трениро
вочныеупражненияидидактическиеигрыпоразвитиювосприятияинаблюдательности.
Развитиепамяти
Диагностикапамяти.Развитиезрительной,слуховой,образной,смысловойпамяти.Трениров
очныеупражненияпоразвитиюточностиибыстротызапоминания,увеличениюобъемапамяти,
качествавоспроизведения материала.
Развитиевнимания
Диагностикапроизвольноговнимания.Тренировочныеупражнениянаразвитиеспособности
переключать,распределятьвнимание,увеличениеобъемаустойчивости,концентрациивнимания.
Развитиемышления
Формированиеумениянаходитьивыделятьпризнакиразныхпредметов,явлений,узнавать
предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с
ихпризнаками.Формированиеумениявыделятьглавноеисущественное,умениесравниватьпредмет
ы,выделятьчертысходстваиразличия,выявлятьзакономерности.Формированиеосновных
мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения,умения
выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений,
путемрешениялогическихзадачи проведения дидактическихигр.
Развитиевоображения
Развитие воссоздающего (репродуктивного) воображения, перерабатывающего
образыдействительности.Умениеизменятьсюжетнуюлиниюрассказов,представлятьсобытиявовр
емени, изображать ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом
способствуетформированиеприемовсмысловогозапоминания).Совершенствованиевоссоздающе
го(репродуктивного)воображенияуобучающихсясОВЗсоздаетусловиядляразвитиятворческого(п
родуктивного)воображения.
Содержаниемероприятийврамкахреализациипрограммы
№ МероприяСодержаниедеятельности
Предполагаемыйрезультат
Ответсттие
венный
1.

Психологическаядиагн
остика

Выявлениеособенностейпозн
авательнойиэмоциональноволевойсферобучающихсясЗ
ПР

19

Выявлениенедостатковвразвит
иипознавательныхпроцессовио
собыхобразовательныхпотребн
остейобучающихсясЗПР

Педагогпсихолог

2.

Консультирование

Психологические
рекомендациипо особенностям
организацииобразовательнойдея
тельности
икоррекционноразвивающейработы

Информированиевсехучастнико
вобразовательныхотношенийпо
вопросам,связаннымсособеннос
тямиобучения,развитияиадапта
цииобучающихсясЗПР

Педагогпсихолог

3.

Психологическаякорр
екция

Проведение
групповых
ииндивидуальных
коррекционно-развивающих
занятий
поразвитию
познавательныхпроцессов
с
обучающимися сЗПР

Педагогпсихолог

4.

Психологическаядиагн
остика

Динамический
контрольразвития
познавательнойиэмоциональ
новолевойсферобучающихсясЗ
ПР

Уменьшение
степенивыраженности дефицита
вразвитии
познавательныхпроцессов,
его
поведенческихпоследствий,
предупреждениепоявлениявторич
ныхотклоненийв
развитии,
обеспечениемаксимальной
реализациипотенциалаобучающи
хсясЗПР
Мониторинг
динамики
развитияобучающихся с ЗПР,
ихуспешности
в
освоенииадаптированной
основнойобразовательной
программы,корректировка
коррекционноразвивающихмероприятий

Педагогпсихолог

Контрольиоценкапланируемыхрезультатов
Дляоценкиэффективностиразработаннойпрограммыкоррекционнойработысобучающими
ся с ЗПР по развитию познавательных процессов можно использовать мониторинг,отражающий
динамикусостояния обучающихся:
1. Численность/процентвыявленныхобучающихся,имеющихограниченныевозможност
издоровья,своевременнополучившихкоррекционно-развивающуюпомощь.
2. Численность/процент обучающихся с ЗПР качественно освоивших АООП НОО
МАОУСОШ№92.
3. УспешнаяадаптацияобучающихсясЗПР к условиямобразовательнойорганизации.
4. Уменьшение степени выраженности нарушения в развитии познавательных
процессовиэмоциональноволевойсферы,егоповеденческихпоследствий,появлениявторичныхотклоненийвразвитииобучаю
щихся.
Психолого-педагогическая диагностика проводится до начала реализации коррекционноразвивающей работы с обучающимся с ОВЗ и после ее окончания. Критерием
эффективностибудетслужитьположительнаядинамикавразвитиипознавательныхпроцессовиэмоц
ионально-волевойсферы.
Дляотслеживаниярезультатов предусматриваютсявследующиеформыконтроля:
 Стартовыйконтроль(входнаядиагностика),
позволяющийопределитьисходныйуровеньразвития познавательных процессов, обучающихся с
ОВЗ по методикам Ахутиной Т.В., СемагоН.Я.,СемагоМ.М., ЕкжановойЕ.А.
 Текущийконтроль(контрольнаядиагностика):
 прогностический, то есть проигрывание всехоперацийучебного действия до начала
егореальноговыполнения;
 пооперационный,тоестьконтрользаправильностью,полнотойипоследовательностьювыполнен
20

ияопераций,входящихвсоставдействия;

21

 рефлексивный,контроль,обращенныйнаориентировочнуюоснову,«план»действияиопирающи
йсянапониманиепринциповегопостроения;
 контрольпорезультату,которыйпроводитсяпослеосуществленияучебногодействияметодомсра
вненияфактическихрезультатовили выполненныхоперацийсобразцом.
Текущийконтроль(контрольнаядиагностика),
позволяющийопределитьпромежуточныйуровеньразвитияпознавательныхпроцессов,обучающи
хсясОВЗ пометодикамАхутинойТ.В.,Семаго Н.Я.,СемагоМ.М.
Итоговый контроль(итоговаядиагностика),позволяющийопределитьитоговыйуровеньразвития
познавательных процессов, обучающихся с ОВЗ по методикам Ахутиной Т.В.,
СемагоН.Я.,СемагоМ.М., ЕкжановойЕ.А.
Содержательныйконтрольиоценка
результатовразвитияобучающихсясОВЗпредусматривает
выявление индивидуальной динамики развития познавательных процессов иэмоциональноволевойсферыинедопускаетсравнения одногоребенкасдругимидетьми.
Дляоценкиэффективностизанятийиспользуютсяследующиепоказатели:
 степеньпомощи,которуюоказываетпедагог-психолог обучающимсяпривыполнениизаданий;
 поведение обучающихся
на занятиях (живость, активность, заинтересованность
школьниковобеспечиваютположительныерезультаты занятий);
 результатывыполнениятестовыхзаданий,привыполнениикоторыхвыявляется,справляютсялиу
ченики сэтимизаданиями самостоятельно;
 косвеннымпоказателемэффективностиданныхзанятийможетбытьповышениеуспеваемости по
разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работойобучающихся с ОВЗ
на
уроках
(повышение
активности,
работоспособности,
внимательности,улучшениемыслительной деятельности).
Модель коррекционного занятия с обучающими с
ЗПРпоразвитиюпознавательных процессов
1.
Разминка (3 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у
ребятопределенногоположительногоэмоциональногофона,безкоторогоэффективноеусвоениезна
нийневозможно.Поэтомувопросы,включенныевразминку,достаточнолегкие.Ониспособны
вызватьинтересу детей,ирассчитаны на сообразительность, быстроту реакции,окрашены
немалой долей юмора. При этом они подготавливают ребенка к активной учебнопознавательнойдеятельности.
2.
Тренировкаиразвитиепсихическихмеханизмов,лежащихвосновепознавательныхсп
особностей,памяти,внимания,воображения,мышления.(12минут–динамическаяпауза–
12минут).Используемыенаэтомэтапезанятиязаданиянетолькоспособствуют
развитию
познавательных
процессов,
но
и
позволяют,
неся
соответствующуюдидактическуюнагрузку,углублятьзнанияребят,разнообразить
методыиприемыпознавательнойдеятельности,выполнять
логическипоисковыеитворческиезадания.
3.
Динамическаяпауза(3минуты),проводимаянакоррекционноразвивающихзанятиях, не только развивает двигательную сферу обучающихся с ОВЗ, но и
способствуетразвитиюумениявыполнятьнесколькоразличныхзаданий одновременно.
4.
Подведениеитоговзанятия(5минут).

22

7.ПланкоррекционнойработысобучающимисясЗПР(вариант7.2)
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.

6.

7.

8.

9.
10.
11.
12.

13.
14.

15.

16.
17.

Развиваемыепознавательныепроцессы
Стартовыйконтроль(входнаядиагностика)уровняразвитиямы
шления,внимания,восприятия,воображения,памятии
мелкоймоторики.
Развитие
пространственных
представлений.
Развитие
концентрациивнимания.Графическийдиктант.
Развитие воображения. Развитие произвольного внимания.
Графическийдиктант.
Развитие
пространственных
представлений.
Развитие
мышления.Развитиеграфическихнавыков.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Развитиезрительно-пространственноговосприятия.
Графическийдиктант.
Развитие аналитических способностей. Развитие речи.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитиемежполушарноговзаимодейств
ия.
Совершенствованиевоображения.Развитиемежполушарноговзаи
модействия.Заданиепоперекладываниюспичек.Рисуем
пообразцу.
Развитиепространственныхи«квазипространственных»представ
ленийРазвитиелогическогомышления.Совершенствованиемысл
ительныхопераций.Графический
диктант.
Развитиеконцентрациивниманияисамоконтроля.Развитие
мышления.Развитиемежполушарноговзаимодействия.
Тренировкавнимания.Развитиемышления.
Графический
диктант.
Развитие пространственных представлений и графических
навыков.Развитиемышления. Развитиеречи.
Тренировка зрительной памяти. Развитие
аналитическихспособностей.Совершенствование
мыслительныхопераций.
Графическийдиктант.
Совершенствование
воображения.
Задания
развитие
пространственногомышления.Рисуемпообразцу.
Развитие
логического
мышления.
Развитие
речи.Совершенствование мыслительных
операций.
Графический
диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие зрительнопространственноговосприятия.
Развитиемышления.Графическийдиктант.
Тренировкавниманияисамоконтроля.Развитиемышления.
Графическийдиктант.
Текущий контроль (контрольная диагностика)
уровняразвития
мышления, внимания,
восприятия, воображения,
23

Класс

1-4

Колвочас
ов
1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

памятиимелкоймоторики.

18.
19.

Развитиепространственныхпредставлений.
Развитиемышления.Графическийдиктант.
Тренировказрительнойпамяти.Развитиемышления.Развитие

24

1-4

1

1-4

1

20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.

31.
32.

33.

34.

межполушарноговзаимодействия.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительныхопераций.Графическийдиктант.
Совершенствованиевоображения.Заданияпоперекладыванию
спичек.Развитиенаглядно-образногомышления.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительныхопераций.Графическийдиктант.
Развитие концентрации внимания. Расширение
возможностейзрительно-пространственноговосприятия.
Развитиемышления.Графическийдиктант.
Развитиепространственныхпредставлений
Развитиемышления.Графическийдиктант.
Развитиемышления. Развитие зрительно-пространственного
восприятия.Развитиемежполушарноговзаимодействия.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графическийдиктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительныхопераций.Графическийдиктант.
Совершенствование
воображения.
Задания
развитие
пространственногомышления.Геометрическиефигуры.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
межполушарноговзаимодействия.
Тренировка внимания. Расширение возможностей зрительнопространственноговосприятия
Развитиемышления.Графическийдиктант.
Развитиемышления.Развитиевоображения.Развитиеречи.
Графическийдиктант.
Развитиеконцентрациивниманияисамоконтроля.Развитие
графических
навыков.
Развитие
межполушарноговзаимодействия.
Итоговыйконтроль(итоговаядиагностика)уровняразвитиямы
шления,внимания,восприятия,воображения,памятии
мелкоймоторики.
Тренировкавосприятия. Развитие мышления. Графический
диктант.
Итоговыйконтроль(итоговаядиагностика)уровняразвития
мышления,внимания,восприятия,воображения,памятиимелкойм
оторики.

25

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-ые

1

2-4

1

2-4

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».