Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе -адаптированной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 92 I. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС HOO) обучающихся с OB3 и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с 3ПP (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Технология» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с 3ПP. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании. Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и является обязательным для реализации. Он направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков обучающихся с задержкой психического развития (3ПP). Обучение осуществляется в условиях инклюзии. Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счёт введения первого дополнительного класса. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования. Содержание обучения во 2 – 4 классах соответствует основной общеобразовательной программе НОО МАОУ СОШ №92, разработанной для обычных детей. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций. Общая цель изучения предмета «Технология» в соответствии с AOOП заключается в: – создании условий, обеспечивающих усвоение социального и культурного опыта обучающимися с 3ПP, для успешной социализации в обществе и усвоения ФГОС HОО; – приобретении первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико- технологическими умениями и проектной деятельностью; – формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Овладение учебным предметом «Технология» представляет сложность для детей с 3ПP. Это связано с недостатками моторики, пространственной ориентировки, непониманием содержания инструкций, несформированностью основных мыслительных операций. Основные задачи реализации содержания: Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных 2 сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные 3 трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: – формирование первоначальных представлений о труде, как способе преобразования окружающего пространства, формирование понятия «профессия», уточнение представлений о профессиях, с которыми обучающиеся сталкиваются в повседневной жизни: врач, повар, учитель. Уточнение представлений о профессиях строитель, дизайнер, – знакомство с правилами техники безопасности при работе с бумагой, картоном, глиной, пластилином, ножницами, карандашом, линейкой, клейстером, клеем. Формирование навыка организации рабочего места при работе с данными инструментами и материалами; – обучение приемам содержания рабочего места в порядке (протирание поверхности, подметание пола); – формирование умения воспроизводить технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка. В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: — получение первоначальных представлений о труде и его значении в жизни человека и общества, уточнение понятия профессия, уточнение представлений о профессиях, с которыми сталкивается в повседневной жизни: врач, повар, учитель; — формирование представлений о профессиях модельер, дизайнер, конструктор; — формирование трудовых умений, необходимых для украшения окружающих предметов, умений адекватно применять доступные технологии в жизни, рационально расходовать материалы; — познакомить со способами соединения деталей с помощью клейстера, клея ПBA, пластилина, ниток; — познакомить с видами отделки, приемами разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания; — совершенствовать умения планировать трудовые действия (составлять план работы над изделием, определяет инструменты, необходимые для работы); — совершенствовать навыки работы с инструментами, формировать правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами. II. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Технология» составляет неотъемлемую частью образования младших школьников с 3ПP, так как является основным для формирования сферы жизненной компетенции и имеет коррекционное значение. Он реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с 3ПP дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки и пр.). Предмет «Технология» тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств для реализации деятельностного подхода в образовании. Предмет необходим для улучшения всех сторон познавательной деятельности: он обогащает содержание умственного развития, формирует операциональный состав различных практических действий, способствуя их переходу во внутренний план, создает условия для активизации связного высказывания, уменьшая трудности оречевления действий, а также вербального обоснования оценки качества сделанной работы. 4 Предмет «Технология» способствует становлению сферы жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности и позволяющей адаптироваться в социуме, развивает необходимые для социализации качества личности. Он помогает преодолеть ряд нежелательных особенностей обучающихся с 3ПP (ручную неумелость, леность, неусидчивость, поспешность и непродуманность действий, безразличие к результату и пр.), а потому имеет большое воспитательное значение. Учебный предмет «Технология» имеет отчетливую практико-ориентированную направленность. Его содержание даёт ребёнку представление о технологическом процессе, как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции правил, показывает, как использовать полученные знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности. Практическая деятельность на уроках технологии создает основу для формирования системы специальных технологических действий. Изучение предмета формирует важную компетенцию соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда. В ходе реализации рабочей программы его изучения происходит постепенное расширение образовательного пространства обучающегося за пределы образовательной организации (экскурсии вокруг школы, по району, в мастерские и на предприятия, знакомящие обучающихся с 3ПP с видами и характером профессионального труда). В ходе выполнения практических заданий совершенствуются возможности планирования деятельности, контроля ее качества, общей организации, коррекции плана с учетом изменившихся условий, что в совокупности способствует формированию произвольной регуляции. Создаются условия, формирующие навык работы в малых гpyппax, а также необходимые коммуникативные действия и умения. Все это способствует достижению запланированных метапредметных и личностных результатов образования, формированию универсальных учебных действий (УУД). Роль предмета «Технология» велика и для успешной реализации программы духовно-нравственного развития, поскольку формирование нравственности непосредственно сопряжено с пониманием значения труда в жизни человека. Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Выполнение различных операций осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др. Обучающиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуально- типологическими различиями, которые проявляются и устойчивостью учебных затруднений (из-за дефицита познавательных способностей), и мотивационноповеденческими особенностями, и степенью проявления дисфункций (нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной концентрации и удержания внимания). В связи с этим от учителя требуется обеспечение индивидуального подхода к детям, и уроки по предмету «Технология» создают полноценную возможность для этого. На уроках для всех обучающихся с ЗПР необходимо: – при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать значение каждой детали; – выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно изготовить за одно занятие; – осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления и пресыщения; – трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметноинструкционным или графическим планом требуют предварительного обучения указанным действиям. Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата (глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как внешнего регулятора 5 деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность пространственной ориентировки, недоразвитие моторных функций (нарушены моторика пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия) требует действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя, но и от других участников сопровождения. Степень же отставания в формировании системы произвольной регуляции, так же как и несовершенства мыслительных операций, может различаться. При существенном отставании в сформированности указанных психологических составляющих учителю рекомендуется: – при объяснении материала использовать пошаговую инструкцию, пошаговый контроль и оказание стимулирующей, организующей и обучающей помощи; – затруднения при планировании (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана) делают адекватным присутствие наглядного пошагового плана действий; – объем заданий и техническая сложность работы определяется в зависимости от функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженного общего тонуса и др.). Поскольку в 1 дополнительном классе предположительно будут обучаться первоклассники из разных образовательных условий, в планировании уроков необходимо учитывать различный уровень подготовки учащихся. Основные направления работы с материалами остаются те же, что и первом классе, но добавляются более сложные приемы работы, работа с учебником, схемами. Но актуальным также остается и наглядный материал, как картинного плана, так и натуральные объекты. Необходимо выделить 1–2 урока для диагностики уровня имеющихся навыков, в ходе которых будет проведена начальная диагностика по выделенным направлениям работы для вновь пришедших детей. Вместе с тем предполагается, что в 1 дополнительном классе обучающиеся уже будут владеть (в разной мере сформированными) навыками работы с бумагой, картоном, пластилином. Последнее позволяет разнообразить виды работы, предполагает использование комбинирования различных материалов. В 1 дополнительном классе остается актуальным изучение мира профессий, но этот материал изучается более широко. Изучаются не только профессии близких, профессии, знакомые детям, но и профессии мастеров (модельер, конструктор, дизайнер). Происходит знакомство с разнообразные предметами рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства). Более широко рассматривается роль и место человека в окружающем мире, где природа является источником для созидательной, творческой деятельности человека, его вдохновения. В изучение элементарных общих правила создания рукотворного мира включаются такие понятия как эстетическая выразительность, композиция, гармония предметов и окружающей среды. Как и в первом классе особое внимание уделяется формированию бережного отношения к природе как источнику сырьевых ресурсов, природных материалов. На всех занятиях особое место уделяется формированию навыков самообслуживания: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов, гигиена труда. К таким формам исследования как простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса подключается работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) – рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий. Формируются навыки самоконтроля в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному образцу. Выполнение коллективных работ занимает большее место в учебном процессе. 6 Помимо знакомства с более известными материалами бумага, картон, пластилин происходит знакомство с текстильными материалами : нитки, ткань, их практическим применением в жизни. Расширяются знания об основных свойствах материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Выполняется сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественным и конструктивным (Виды бумаги: рисовальная, цветная тонкая, газетная и др., тонкий картон; пластичные материалы: глина, пластилин, тесто, природные материалы.) Формирование основ экономного расходования материалов распространяется и на текстильные материалы. Расширяется перечень используемых инструментов и приспособлений для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки, пресс. Усваиваются приемы рационального и безопасного использования разных инструментов. В знакомство с графическими изображениями добавляются схемы (их узнавание), обозначение линии сгиба на рисунках, схемах. На занятиях происходит знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей может уже выполняться на глаз, с использованием линейки. Формообразование деталей осуществляется сгибанием, складыванием, вытягиванием. Продолжает автоматизироваться клеевое соединение деталей изделия. Добавляется отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Осваивается такой вид заготовки природного материала как сушка изделий под прессом. Становится актуальным изучение единообразия технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов, связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки. В 1 дополнительном классе понятие конструкции от абстрактного переходит в более конкретное и совершенствуется на конструировании и моделировании изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов) осуществляются неподвижным соединением деталей с применением разных материалов пластилин, клей, нитки. Использование информационных технологий предполагает не только визуальное знакомство, но и практику работы на компьютере поиск информации в интернете, работа на интерактивной доске, использование своих гаджетов для поиска необходимой информации по изучаемым темам. Изучение предмета формирует важную компетенцию соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда. В ходе реализации рабочей программы его изучения происходит постепенное расширение образовательного пространства обучающегося за пределы образовательной организации(экскурсии вокруг школы, по району, в мастерские и на предприятия, знакомящие обучающихся с ЗПР с видами и характером профессионального труда). В ходе выполнения практических заданий совершенствуются возможности планирования деятельности, контроля ее качества, общей организации, коррекции плана с учетом изменившихся условий, что в совокупности способствует формированию произвольной регуляции. Создаются условия, формирующие навык работы в малых группах, а также необходимые коммуникативные действия и умения. Все это способствует достижению запланированных метапредметных и личностных результатов образования, формированию универсальных учебных действий (УУД). Значение предмета «Технология» в общей системе коррекционно-развивающей работы 7 Общая система коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими 3ПP, конкретизируется в каждой образовательной организации в зависимости от материально-технической базы и кадрового потенциала, однако требует согласованных усилий участников сопровождения, обсуждения результатов на психолого-медикопедагогических консилиумах и педагогических советах (если образование реализуется в отдельных организациях). Объектами коррекционно-развивающей и психокоррекционной работы становятся недостатки познавательной деятельности, отклонения в эмоциональноволевой сфере личности, трудности межличностного взаимодействия, различные неспецифические дисфункции. Соответственно, участники сопровождения рефлексируют коррекционно-развивающий потенциал каждого учебного предмета, и простраивают мониторинг образовательных результатов в соответствии с ним. Коррекция отдельных сторон психической деятельности на уроках технологии происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Выполнение различных операций осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др. Предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим пунктам: расширение представлений о трудовой деятельности людей; развитие возможностей знаково-символического опосредствования деятельности (в качестве средств выступают схемы изделий, технологические карты); совершенствование пространственных представлений; улучшение ручной моторики; развитие действий контроля; совершенствование планирования (в том числе умения следовать плану); вербализация плана деятельности; умение работать в парах и группах сменного состава; совершенствование диалогических умений; формирование социально одобряемых качеств личности (аккуратность, тщательность, инициативность и т.п.). Психокоррекционная направленность заключается также в расширении и уточнении представлений об окружающей предметной и социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с 3ПP к себе и к миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований младшего школьника. Роль предмета «Технология» велика и для успешной реализации программы духовно-нравственного развития, поскольку формирование нравственности непосредственно сопряжено с пониманием значения труда в жизни человека. III. Описание места учебного предмета в учебном плане По учебному плану МАОУ СОШ №92 программа рассчитана общую учебную нагрузку в объеме: 1 класс и 1 дополнительный класс - 1 час в неделю, 33 учебные недели. Во 2 – 4 классах – 1 час в неделю, 34 учебные недели. IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами. 8 Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций. Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение — работа с текстами для создания об-раза, реализуемого в изделии. Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество. Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл. Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения. V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология» Личностные результаты С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в егоорганичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Метапредметные результаты С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 10 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в AOOП как: 1) формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств; 2) формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.) 3) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; 4) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач; 5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации. В 1 классе желательно достичь следующих результатов: — умение распознавать различные виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, глина, пластилин, клейстер, клей), сравнение, называние свойств и названий материалов; — составление по образцу и аналогии многодетальных конструкций посредством неподвижного соединения деталей клеем, пластилином; — умение различать и использовать названия и назначение инструментов и приспособлений, правил работы ими (ножницы, линейка, карандаш, шаблон, кисть, клей, стека); — умение воспроизвести технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; — умение выполнить разметку: сгибанием, по шаблону; — умение правильно держать инструмент в процессе работы; следить за сохранением правильной рабочей позы; — умение осуществить сборку изделия (умение выполнять сборочные операции, наносить клей на детали, приклеивать элементы и детали, соединять детали пластилином). В 1 дополнительном классе желательно достижение обучающемуся следующих результатов: — знает способы соединения деталей с помощью клейстера, клея ПBA, пластилина, ниток; — знает виды отделки: раскрашивание, аппликации, разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания; — самостоятельно сравнивает образец с натуральным объектом, муляжом с выделением схожих и отличительных черт; — определяет назначение изделия; — умеет анализировать условия труда, выбирать материалы и инструменты, необходимые для работы; — планирует трудовые действия (умеет с опорой на образец и графические обозначения составлять план работы над изделием, определяет инструменты, необходимые для работы); — осуществляет контроль действий в ходе работы (проверяет правильность изготовленных изделий по образцу, шаблону, линейке, наложением, визуально; замечает ошибки и исправляет их); 11 — осуществляет заключительный контроль (самостоятельно составляет устный отчет о проделанной работе; делает подробный анализ деталей своего изделия и изделия товарища с опорой на план); — экономное расходование материалов при разметке; — владеет инструментами и приспособлениями (ножницы, кисть, шаблон, линейка, карандаш, игла, наперсток, стека); — умеет обрабатывать бумагу, картон, работать с пластилином, нитками, тканью доступным способом; — умеет делать разметку материалов (определяет с помощью линейки высоту, длину и ширину предмета); — знает правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером). VI. Содержание учебного предмета «Технология» Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Знакомство с рукотворным миром как результатом труда человека. Познание разнообразия предметов рукотворного мира. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства русского народа. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Навыки организации рабочего места в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Освоение элементарных общих правил создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Знакомство с инструментами и приспособлениями для обработки бумаги, картона, пластилина (ножницы, линейка, карандаш, клей, кисть, стека), приемами их рационального и безопасного использования (резанье, вырезание, разметка, проведение линий, деление пластилина на части, нанесение клея на поверхность кистью). Общее понятие о материалах, их происхождении (бумага, ткань). Изучение способов подготовки материалов к работе, экономное расходование материалов (эргономическое расположение на поверхности парты инструментов и материалов, расположение шаблонов на листе, разметка деталей. Общее представление о технологическом процессе: определение замысла изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу). Выделение деталей (отрывание, резание ножницами). Формообразование деталей (сминание, сгибание, складывание и др.). Сборка изделия (клеевое соединение). Отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация). Освоение условных графических изображений (рисунок, простейший чертеж, эскиз, схема). Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании. Целое изделие и его детали. Клеевой способ сборки целостного изделия. Конструирование и моделирование изделий по образцу, рисунку. Практика работы на компьютере. Работа с компьютером. Функции разных частей компьютера. Включение и выключение компьютера, пользование клавиатурой, мышкой. Правила работы, соблюдения безопасности. Работа с рисунками (преобразование, удаление). В 1 дополнительном классе Общекультурные и общетрудовые компетенции. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира. 12 Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Мастера и их профессии. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых гpyппax, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Основы культуры труда и самообслуживание. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. нструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное соединение). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Конструирование и моделирование. Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Практика работы с компьютером Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере. 13 VII. Тематическое планирование учебного предмета «Технология» 2 класс ( 3 год обучения) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Название раздела. Тема урока. Художественная мастерская. Что ты уже знаешь? Коробочка. Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Орнамент из семян. Роль цвета в композиции? Цветочная композиция. Как увидеть белое изображение на белом фоне? Что такое симметрия? Соборы и замки. Можно ли сгибать картон? Собачка и павлин. Африканская савана. Как плоское превратить в объемное. Говорящий попугай Кол-во 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10. Как согнуть картон по кривой линии? Змей Горыныч 11. 12. Чертежная мастерская. Что такое технологические операции и способы? Линейка-чертёжный инструмент. Необычная открытка 10 1 2 Характеристика видов деятельности Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание — Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; — сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративноприкладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы. С помощью учителя: — искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов); — при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; — организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; — исследовать конструкторскотехнологические и декоративнохудожественные особенности Воспитательный потенциал Принимать статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Иметь желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности. Осознание разнообразия культур. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. Иметь желание объяснять свои чувства и ощущения от выполненной работы Проявлять интерес к новому виду деятельности; испытывать чувство уверенности в себе; верить в свои возможности Проявлять интерес к творческой деятельности развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. Иметь желание учиться, проявляют интерес к новому виду деятельности Проявлять самостоятельность, активность, инициативность. 14 13. 14. 15. 16. Что такое чертеж и как его прочитать? Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Блокнот для записей. Можно ли без шаблона разметить круг? Цветокшестиугольник. 3 4 5 6 17. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Конструкторская мастерская. Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Что заставляет вращаться пропеллер? Можно ли соединить детали без соединительных материалов? Как машины помогают человеку? День Защитника Отечества Вертолёт Работа архитектора. Создаем свой город Поздравляем женщин и девочек. Цветы Работа архитектора. Создаем свой город 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; — оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты С помощью учителя: — выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторскотехнологические и декоративнохудожественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический поиск открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая Объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов Проявлять устойчивый интерес к творческой деятельности, понимают исторические традиции ремесел, положительно относятся к труду людей ремесленных профессий Установка на безопасный и здоровый образ жизни. Уважительно относиться к чужому мнению развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. Иметь желание учиться, проявлять устойчивый интерес к творческой деятельности, уважительно относиться к чужому мнению, установка на безопасный и здоровый образ жизни. Адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности Иметь мотивацию учебной деятельности Осознание необходимости уважительного отношения к воинам и ветеранам армии, формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России. Испытывать чувство уверенности в себе, верить в свои возможности. 15 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Рукодельная мастерская. Какие бывают ткани? Виды ниток. Как они используют? Птичка из помпона Натуральные ткани и их свойства. Подставка Строчка косого стежка. Мешок с сюрпризом Как ткань превращается в изделие? Лекало. Футляр для мобильного телефона. 1 2 3 4 5 6 7 34. Защита проектов. Обобщение. 8 приёмы безопасного и рационального труда; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке Конструирование и моделирование С помощью учителя: — сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного); — конструировать объекты с учётом технических и художественнодекоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и выполнять по ней работу; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа Воспитывать понимание роли матери в жизни каждого человека, уважительное отношение к девочкам и женщинам. Формирование уважительного отношения к людям труда, работникам разных профессий, к истории и культуре своего и других народов. Проявлять устойчивый интерес к творческой деятельности; испытывать чувство уверенности в себе удовлетворенности от сделанного самостоятельно, установка на безопасный и здоровый образ жизни. Понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Формирование уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов. Адекватно оценивают собственные учебные достижения на основе выделенных критериев успешности учебной деятельности, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Проявлять устойчивый интерес к творческой деятельности; испытывать чувство уверенности в себе удовлетворенности от сделанного самостоятельно, установка на безопасный и здоровый образ жизни. 16 объекта, определении своего места в общей деятельности; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке Понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Формирование уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов. Адекватно оценивают собственные учебные достижения на основе выделенных критериев успешности учебной деятельности, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. «Технология» 3 класс № 1. 2. Название раздела. Тема урока. Информационная мастерская. Вспомним и обсудим. Творческая работа. Изделие из природного материала по собственному замыслу. Знакомимся с компьютером. Исследование № 1. 2. 3. Компьютер-твой помощник. 3. Характеристика видов деятельности Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) С помощью учителя: — наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео); — наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты; — выполнять предложенные на цифровых носителях задания — наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера; исследовать наблюдать, сравнивать, Воспитательный потенциал поддерживать мотивацию учеников к творческой деятельности в сфере техники и технологий; поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология»; помогать ученикам в формировании целостного взгляда на мир во всем разнообразии культур и традиций творческой деятельности мастеров. поддерживать мотивацию и интерес учеников к рациональному использованию возможностей компьютера в учебе и во внеурочное время. 17 4. 5. 6. 7. 8. 9. Мастерская скульптора. Как работает скульптор. Скульпторы разных времен и народов. Лепка. Статуэтки. Статуэтки по мотивам народных помыслов. Рельеф и его виды. Барельеф из пластилина. Как придать поверхности фактуру и объём? Шкатулка или ваза с рельефным изображением. Конструируем из фольги. Подвеска с цветами. 10. Мастерская рукодельницы. Вышивка и вышивание. Мешочек с вышивкой крестиком. 11. Строчка петельного стежка. Сердечко из флиса. 12. Пришивание пуговиц. Браслет с пуговицами. 13. Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» 14. История швейной машины. Бабочка из поролона и трикотажа. 15. Секреты швейной машины. Бабочка из поролона и трикотажа. 16. Футляры. Ключница из фетра. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. сопоставлять) предложенные материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий; — использовать информационные изделия для создания образа в соответствии с замыслом; — планировать последовательность практических действий для реализации замысла с использованием цифровой информации; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и ко- немного результата с использованием цифровой информации; обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то но- вое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Под руководством учителя. — коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; — ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение знакомить с профессиями, поощрять у учащихся уважительное отношение к труду мастеров; поддерживать мотивацию и интерес учеников к декоративно-прикладным видам творчества; поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология» развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. поддерживать мотивацию и интересы учеников к декоративно-прикладным видам творчествам; знакомить с культурным наследием своего края, учить уважительно относиться к труду мастеров; поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважении учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета “Технология”. поощрять и стимулировать взаимопомощь во время коллективной работы, умение быть благодарным; учить работать дружно, без конфликтов, учить мирно разрешать возникающие 18 17. Наши проекты. Подвеска «Снеговик». 18. Мастерская инженеровконструкторов, строителей, декораторов. Строительство и украшение дома. 19. Изба из гофрированного картона. 20. Объем и объемные формы. Развёртка. Моделирование. 21. Подарочные упаковки. 22. Декорирование (украшение) готовых форм. 23. Модели и конструкции. 24. Наша родная армия. 25. Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. 26. Конструирование из сложных развёрток. Макет грузовой машины. 27. Изонить. Весенняя птица. 8. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Самостоятельно: — выполнять простейшие исследования наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и физических и технологических свойств, конструктивных используемых инструментов. особенностей С помощью учителя: — создавать мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторскотехнологической задачи или с целью передачи определённой художественноэстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — отбирать наиболее эффективные конфликтные ситуации; знакомить с профессиями, поощрять у учащихся уважительное отношение к труду мастеров; поощрять и стимулировать интерес к технике. знакомить с культурой народов разных стран, наследием своего края, учить уважительно относится к труду мастеров; поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология». стимулировать интерес к практической геометрии, декоративно-прикладным видам творчества; поощрять проявление внимания к другим, стремление делать подарки и совершать нравственные поступки; уважительно относится к труду инженеров-конструкторов и других специалистов технических профессий; 19 28. Художественные техники из креповой бумаги. Цветок в вазе. 11. 29. Мастерская кукольника. Что такое игрушка? Игрушка из прищепки. 30. Театральные куклы. Марионетки. 31. Проект «Готовим спектакль». Афиша 32. Представление проекта . 33. Игрушка из носка 34. 1. 2. 3. 4. Кукла-неваляшка. № Название раздела. Тема урока. 1. Информационный центр. Вспомним и обсудим! 2. Информация. Интернет. 5. Кол-во 1. 2. способы решения конструкторскотехнологических и декоративнохудожественных задач в зависимости от конкретных условий; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке Конструирование и моделирование С помощью учителя: — проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративнохудожественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления; — обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке «Технология» 4 класс Характеристика видов деятельности Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) Самостоятельно: уважительно относится к военным и их труду и службе в вооруженных силах; пробуждать патриотические чувства гордости за свою страну и ее профессиональных защитниках; побуждать и поддерживать интерес к декоративно-прикладным видам искусства, уважительно относится к людям соответствующих профессий. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. побуждать и поддерживать интерес к декоративно-прикладным видам искусства, уважительно относится к людям соответствующих профессий; поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология». развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. Воспитательный потенциал получение представлений о первоначальных созидательном и 20 3. Создание текста на компьютере 3. 4. Создание презентаций. Программа Power Pоint. 5. 6. 7. Проект «Дружный класс» Презентация класса Эмблема класса. Папка «Мои достижения». 4. 1. 2. 3. — наблюдать образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера. С помощью учителя. исследовать наблюдать, сравнивать, сопоставлять) технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставку текстов; — наблюдать и использовать материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий, элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, шири- ну и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; от- ступ, интервал и выравнивание абзацев; — проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую Продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды; — искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео); — отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей к конкретной инструментальной среде — осуществлять самоконтроль и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; умение осуществлять поиск, обработку и применение необходимой информации для решения практических задач самостоятельно или в совместной деятельности с одноклассниками; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета. первоначальный опыт организации и реализации учебно-исследовательских проектов; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; договариваться и приходить к общему 21 8. 9. 10. Студия «Реклама» Упаковка для мелочей Коробочка для подарка Упаковка для сюрприза 11. Студия «Декор интерьера». Интерьеры разных времён. Художественная техника «декупаж». 12. Плетёные салфетки. 13. Цветы из креповой бумаги. 14. Сувениры на проволочных кольцах. 15. Изделия из полимеров. 16. Изделия из полимеров. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. корректировку хода работы и конечного результата; — обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Под руководством учителя: — коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать. Самостоятельно. — проводить доступные исследования новых материалов, конструкций с целью дальнейшего их использования в собственной художественно- творческой деятельности; анализировать доступные задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы; — искать, отбирать н использовать необходимую информацию для выполнения предложенного задания; — планировать предстоящую доступную практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения; — организовывать свою деятельность, соблюдать приёмы безопасного и решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; уважение к труду; человеку труда; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция. уважение к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях; ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; элементарные представления о современной экономике; первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебнотрудовых проектов; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в 22 17. Новогодняя студия. Новогодние традиции. 18. Игрушки из зубочисток 19. Игрушки из трубочек для коктейля. 20. Студия «Мода» История одежды и текстильных материалов. 21. Исторический костюм. 22. Одежда народов России. 23. Твоя школьная форма. 24. Объёмные рамки. 25. Аксессуары одежды. 26. Вышивка лентами. 27. Студия «Подарки» Плетёная открытка 28. День защитника Отечества. 29. Весенние цветы. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; — искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; — оценивать результат своей деятельности; — обобщать то новое, что освоено Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Самостоятельно: — проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего использования в собственной художественно-творческой деятельности; анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий; — осуществлять доступный ин- формационный, практический по иск и открытие нового художественно-технологического знания и умения; — анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); — создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учётом поставленной доступной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой выполнении учебных и учебнотрудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; проявление и развитие индивидуальных творческих способностей; способность формулировать собственные эстетические предпочтения; представления о душевной и физической красоте человека; формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; начальные представления об искусстве народов России; интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости; осваивают навыки творческого применения знаний, полученных при изучении учебного предмета на практике; получают первичный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, выражения себя в доступных видах и формах 23 художественно-эстетической информации; — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планировать собственную практическую деятельность; — отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности Конструирование и моделирование Самостоятельно: — характеризовать основные требования к конструкции изделия; — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями (в пределах художественного творчества (на уроках художественного труда, знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, экскурсий по историческим и памятным местам, сюжетноролевых игр гражданского и историкопатриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин); знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам); участвуют в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военнопатриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетноролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими; приобретение навыков самообслуживания; 24 изученного); овладение технологическими приемами — конструировать объекты с учётом ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; технических и художественно- декоративных условий; приобретение навыков 30. Студия «Игрушки» — проектировать изделия; История игрушек. Игрушкасамообслуживания; 1. — при необходимости корректировать попрыгушка. Подготовка овладение технологическими приемами портфолио конструкцию и технологию её изготовления; ручной обработки материалов; — планировать последовательность 31. Качающиеся игрушки 2. усвоение правил техники безопасности; практических действий для реализации замысла, осуществлять итоговый и пошаговый 32. Подвижная игрушка 3. поставленной задачи; контроль по результату. «Щелкунчик». — участвовать в совместной творческой 33. Игрушка с рычажным 4. деятельности при выполнении учебных механизмом. практических работ и реализации несложных 34. проектов; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; Защита портфолио 5. — обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Видеофильмы (труд людей, технологические процессы, народные промыслы и др.). Слайды (диапозитивы) по основным темам курса Компьютер с программным обеспечением. Проектор для демонстрации слайдов. Мультимедийный проектор. Магнитная доска. Экспозиционный экран. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения. Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой). Мобильный класс Дистанционные ресурсы. Учебники: 1 класс - Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 1 класс: АО «Просвещение» 2 класс - Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 2 класс: АО «Просвещение» 3 класс - Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс: АО «Просвещение» 4 класс - Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 4 класс: АО «Просвещение» https://resh.edu.ru/ 25