Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе -адаптированной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 92 Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 1-4 классов разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) ФГОС НОО. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу 1 сентября 2013 года, образование лиц с ОВЗ и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования РФ. В рамках модернизации российского образования необходимо создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Данная программа содержит основной подход для учащихся с ОВЗ по специальному Федеральному государственному образовательному стандарту начального образования детей с ОВЗ. Рабочая программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов: • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Министерством образования науки РФ 6 октября 2009г. приказ №373; • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1598 • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 года №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». o Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; o Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №1 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Данная программа соответствует стандартам начального общего образования и учебному плану МБОУ «Основная общеобразовательная школа №92». Цель учебного предмета «Музыка» - формирование средствами музыки гармоничной социально - адаптированной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, обогащение музыкальных впечатлений детей, развитие музыкальности обучающихся. Под музыкальностью понимаются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки. Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательным учреждением АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач, решаемых при реализации рабочей программы: Задачи: - Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности. - Формировать музыкально-эстетический словарь. - Совершенствовать певческие навыки. - Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности. - Развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки. -Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению; - Развитие интереса к музыкальному искусству и способности реагировать на музыку; - Формирование простейших эстетических ориентиров; - Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; - Корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи. Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи: Развитие зрительного восприятия и узнавания; Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие основных мыслительных операций; Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; Развитие речи обучающихся и обогащение словаря; Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР (вариант 7.2): Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп, обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся: • получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; • выделение пропедевтического периода в образовании обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; • получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и с учениками; • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; • постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2), осваивающих АООП НОО характерны следующие специфические образовательные потребности: • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов, обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); • увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет; • гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); • наглядно-действенный характер содержания образования; • развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений; • обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; • комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психо-коррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной само-регуляции познавательной деятельности и поведения; • специальная психо-коррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов; • обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). Коррекционно-развивающая работа включает: - выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов); - системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; - коррекцию и развитие высших психических функций; - развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психо-коррекцию его поведения; - социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Основной задачей обучения Музыка таких учащихся является обеспечение прочных и сознательных знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности. Общая характеристика предмета «Музыка». Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе, нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ . «Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения музыкального восприятия, музыкально-исполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки. Особенности изучаемого курса: Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается специфическими психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. Описание места учебного предмета в учебном плане В первом классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на предмет «Музыка», отводится по 34ч (1 ч в неделю, 34 учебных недель в каждом классе). Данная программа разработана для учащихся с ЗПР, обучающихся в условиях общеобразовательного класса. Планируемые результаты изучения учебного курса для обучающихся с ЗПР Изучение учебного предмета «Музыка» при получении начального общего образования направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Предметные результаты должны отражать: 1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; 3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; 4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. Предметные результаты по видам деятельности обучающихся В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкальноисполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона. – Слушание музыки Обучающийся: 1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов. 2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр. 3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа. 4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов. 5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара. 6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. 7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо. 8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях. 9. Имеет слуховой багаж из прослушанных отечественной и зарубежной классики. произведений народной музыки, 10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. Хоровое пение Обучающийся: 1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации. 2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием. 3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования. 4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание. 5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком. 6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения. 7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия. Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле) Обучающийся: 1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др. 2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях. 3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двухтрехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле. 4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора. Основы музыкальной грамоты Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий: 1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость. 2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен. 3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении. 4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника. 5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первойвторой октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий. 6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки. 7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкальносценические жанры: балет, опера, мюзикл. 8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо. В результате изучения музыки на уровне обучающийсяполучит возможность научиться: начального общего образования реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации); организовывать культурный деятельность; музицировать; досуг, самостоятельную музыкально-творческую использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов; адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). Тематическое планирование № п/п Содержание раздела 1 Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. 2 Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. 1 класс Содержание темы Колво часов Раздел 1. Мир музыкальных звуков Звуки вокруг нас. 1 Свойства музыкального звука; тембр, 1 длительность, громкость, высота. Ритм окружающего мира 1 Классификация музыкальных звуков. 1 Короткие и длинные звуки 1 Пение попевок и простых песен. 3 1 Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. 2 Ритмические игры. 3 Игра в детском шумовом оркестре. Раздел 2. Ритм – движение жизни Ритмический рисунок. 1 Понятие длительностей в музыке. 1 Акцент в музыке: сильная и слабая доли. 1 1 Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Народная и профессиональная музыка. 1 Интонация в музыке и в речи. 1 Воспитательный потенциал урока - знакомить со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски; - формирование слушательских навыков фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира; - формирование интереса к звучанию музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски; - развивать навыки игры на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле; - формирование интереса к пению попевок и простых песен; - развитие навыков правильной певческой установки и певческого дыхания; - формирование музыкально-теоретических понятий, терминов: осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх; - формирование восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира; - развитие первичные навыки игры на детских шумовых музыкальных инструментах; - формирование устойчивой способности к равномерной пульсации; - формирование ощущения сильной доли; чередование сильных и слабых долей; 6 7 8 Раздел 3. Мелодия – царица музыки Интонация как, выражение эмоций и мыслей Слушание 1 человека. музыкальных произведений яркого Выразительные свойства мелодии. 1 Типы мелодического движения. Аккомпанемент. интонационно1 Интонация как внутреннее озвученное состояние, образного 1 выражение эмоций и отражение мыслей. содержания. Интонационно – образная природа музыкального 1 искусства. Исполнение песен Интонация – источник элементов музыкальной 1 речи. Музыкальноигровая деятельность. 11 Слушание музыкальных произведений с различным ладовым наклонением. 12 Пластическое интонирование, двигательная импровизация. 13 Исполнение песен, написанных в разных ладах. 14 Игры-драматизации Раздел 4. Музыкальные краски 1 Понятие длительностей в музыке. 1 Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. 1 Ритмический рисунок. 1 Лад. Мажор и минор. Тоника. 1 Понятия контраста в музыке. - слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания; - формировать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; - формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - формирование личностного восприятия музыки, через понимание ее характера, содержания, средств музыкальной выразительности; - развивать умение самостоятельно осуществлять подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа; - установление дружеских взаимоотношений в ансамбле, основанных на взаимопомощи и взаимной творческой поддержке; - ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; - уважение к творчеству одноклассников и сверстников; - формирование ладового чувства в хоровом пении: мажорные и минорные краски в создании песенных образов; - первичный опыт социального партнерства и диалога в игре; 15 Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. 16 Сочинение простых аккомпанементов. 17 Исполнение хоровых и инструментальных произведений. 16 Игровые дидактические упражнения. 17 Слушание музыкальных произведений. 18 Пение с применением ручных знаков. 19 Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле Раздел 5. Музыкальные жанры: песня, танец, марш Музыкальный и поэтический фольклор России. 1 - слушание музыкальных произведений, 1 Первоначальные знания о средствах музыкальной имеющих ярко выраженную жанровую основу; выразительности. - формировать умение сочинять простой 1 Определение особенностей основных жанров инструментальный аккомпанемент, как музыки: песня, танец, марш. сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке; - развивать умение исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; Раздел 6. Музыкальная азбука или где живут ноты Нотная запись как способ фиксации музыкальной 1 - освоение элементов музыкальной грамоты в речи игровой деятельности; Основы музыкальной грамоты Нотоносец, 1 - освоение игровых дидактических упражнений с скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. использованием наглядного материала; Знакомство с фортепианной клавиатурой: 1 - формирование эмоциональной культуры изучение регистров фортепиано. школьника в процессе пения прослушивания Расположение нот первой октавы на нотоносце и 1 музыкальных произведений с характерным клавиатуре. мелодическим характером; Формирование зрительно-слуховой связи: ноты1 - становление дружеских взаимоотношений в клавиши-звуки. ансамбле, основанных на взаимопомощи и Динамические оттенки (форте, пиано). 1 взаимной творческой поддержке; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 20 Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений. 21 Командные состязания. 22 Развитие навыка импровизации, 21 Музыкальнотеатрализованное представление как результат освоения программы первого класса. Раздел 7. Я - артист Формирование первичных аналитических навыков. Сольное и ансамблевое музицирование. Творческое соревнование. 1 - проявление и развитие индивидуальных творческих способностей; - развитие навыков импровизации; - уметь соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание; - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Раздел 8. Музыкально-театрализованное представление Музыка для детей: мультфильмы. 1 - первоначальные навыки коллективной работы, Инструментовка и инсценировка песен. в том числе при разработке и реализации Мастерство исполнителя-музыканта. учебных и творческих проектов; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве: - учиться формулировать собственное мнение и позицию; - получают первичный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности; 33 Тематическое планирование с основными видами деятельности во 2 классе № п/п Содержание раздела Содержание темы Колво часов Виды деятельность 1 Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. 2 Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. 3 Пение попевок и простых песен. 5 Государственные символы России (герб, флаг, гимн). 6 Гимн – главная песня народов нашей страны. 7 Гимн Российской Федерации. Раздел 1. Народное музыкальное творчество. Традиции и обряды Духовная музыка в творчестве композиторов. 1 - формировать умение воспринимать музыку и 1 Народные музыкальные традиции Отечества. выражать свое отношение к музыкальному Музыкальный фольклор. произведению; 1 Духовная музыка в творчестве композиторов. - воспитание эстетических потребностей, Народные игры. 1 ценности и чувства, эстетическое сознание как Народное и профессиональное музыкальное результат освоения художественного наследия творчество разных стран мира. 1 народов России, творческой деятельности Народные инструменты. Накопление и музыкально-эстетического характера; обобщение музыкально-слуховых впечатлений 1 Оркестр народных инструментов. Наблюдение - приобретение устойчивых навыков народного творчества. 1 самостоятельной, целенаправленной и Годовой круг календарных праздников. содержательной музыкально-учебной Отечественные народные музыкальные традиции. 1 деятельности, включая информационноНародная и профессиональная музыка. 1 коммуникационных технологий; Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки Раздел 2. Широка страна моя родная Мелодический рисунок, его выразительные 1 свойства, фразировка. 1 Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Р. Ф. Государственные символы России (герб, флаг, гимн). 1 Великие русские композиторы-мелодисты: М. Глинка, П. Чайковскмй, С. Рахманинов - формировать основу музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - формировать представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге, гербе и гимне субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация; - формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; 8 Метроритм. 9 Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. 10 Ритмоформулы. Такт. Размер 11 Основы музыкальной грамоты. 12 Расположение нот в первой-второй октавах. 13 Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов. 14 Раздел 3. Музыкальное время и его особенности Выразительность и изобразительность в музыке. 1 - освоение элементов музыкальной грамоты в 1 Игра на детских музыкальных инструментах. игровой деятельности; 1 Интонации музыкальные и речевые. Их сходство - освоение игровых дидактических упражнений с и различие. использованием наглядного материала; - формирование эмоциональной культуры школьника в процессе пения прослушивания музыкальных произведений с характерным мелодическим характером; - становление дружеских взаимоотношений в ансамбле, основанных на взаимопомощи и взаимной творческой поддержке; Раздел 4. Музыкальная грамота Основы музыкальной грамоты. Расположение нот 1 в первой-второй октавах 1 Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов. 1 Ритмоформулы. Такт. Размер. 1 Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках - приобретение навыков игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле;. - развивать простое остинатное сопровождение к пройденным песням, инструментальным пьесам с использованием интервалов (терция, кварта, квинта, октава). - овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку, как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; Раздел 5. «Музыкальный конструктор» Мир музыкальных форм. Интонации 1 - освоение элементов музыкальной грамоты в Мир музыкальных игровой деятельности; форм. Повторность и музыкальные и речевые. Простые песенные формы (двухчастная и трёхчастная формы). - освоение игровых дидактических упражнений с вариативность в музыке. 15 16 17 18 19 20 21 22 Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы. Опера. Формы построения музыки. Классические музыкальные формы. Й. Гайдн, В. Моцарт, В. Бетховен, Р. Шуман. С. Прокофьев. Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Выразительность и изобразительность в музыке. Ф. Шуман. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Куплетная форма в вокальной музыке. Песенность как отличительная черта русской музыки. 1 1 1 1 1 использованием наглядного материала; - слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи; - формирование эмоциональной культуры школьника в процессе пения прослушивания музыкальных произведений с характерным мелодическим характером; - формировать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; - раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; Раздел 6. Жанровое разнообразие в музыке Песенность, танцевальность, маршевость в 1 - формировать умение воспринимать музыку и Песенность, разных жанрах вокальной и инструментальной выражать свое отношение к музыкальному танцевальность, музыки. произведению; маршевость в 1 Формирование первичных знаний о музыкально- формирование первичных знаний о музыкальноразличных жанрах. театральных жанрах: Опера, балет. Путешествие театральных жанрах; в мир театра. - формирование мотивационной направленности Песенность как 1 отличительная черта Музыкальные театры (театральное здание, на продуктивную музыкально- творческую театральный зал, сцена, за кулисами театра) деятельность (слушание музыки, пение, русской музыки. 1 Интонационно-образная природа музыкального инструментальное музицирование, драматизация искусства. музыкальных произведений, импровизация, Средства 1 музыкальной Повторность и вариативность в музыке. музыкально-пластическое движение и др.) Вариации. Музыкально-театрализованное - раскрывать образное содержание музыкальных выразительности. представле-ние как результат освоения произведений разных форм, жанров и стилей; Формирование программы. - формировать умение импровизировать под первичных знаний о Средства музыкальной выразительности 1 музыку с использованием танцевальных, музыкально(мелодия, ритм, темп, лад). П. Чайковский. маршеобразных движений, пластического театральных интонирования. жанрах: Балет, опера. 23 Раздел 7. Я - артист Сольное и ансамблевое музицирование. Исполнение пройденных хоровых (вокальное и инструментальное). и инструментальных Творческое соревнование. произведений. 24 Командные состязания. 25 Совершенствование навыка 26 Музыкальнотеатрализованное представление как результат освоения программы в второго классе. 2 - формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.) - развивать сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач; Раздел 8. Музыкально-театрализованное представление Музыкально-театрализованное представление как 1 - формировать первоначальные навыки результат освоения программы во втором классе. коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и творческих проектов; - получают первичный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности; 34 Тематическое планирование с основными видами деятельности во 3 классе № Содержание раздела Содержание темы Кол- Воспитательный потенциал уроков п/п 1 Разработка плана организации музыкального проекта. 2 Создание информационного сопровождения проекта. 3 4 Разучивание песенного материала как части проекта. во часов Раздел 1. Музыкальный проект «Сочиняем сказку» Музыкальная речь в сочинениях композиторов, её 1 - формирование мотивационной направленности выразительный смысл. на продуктивную музыкально- творческую 1 Применение приобретенных знаний, умений и деятельность (слушание музыки, пение, навыков в творческо-исполнительской инструментальное музицирование, драматизация деятельности. музыкальных произведений, импровизация, Формирование умений и навыков ансамблевого и 1 музыкально-пластическое движение и др.) хорового пения. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Музыкальная речь как способ общения между людьми, 1 1 1 Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. 5 Исполнение песен народов России. 6 Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. - первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и творческих проектов; - учить использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокальнохоровых произведений, в импровизации; - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Раздел 2. Широка страна моя родная Рождение музыки как естественное проявление 1 человеческого состояния. Творчество народов России. 1 Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре. Национальные инструменты. 1 Народные музыкальные традиции Отечества. - формировать основу музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - формирование мотивационной направленности 7 8 9 Игры-драматизации 1 Симфонический оркестр. 11 Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра Раздел 4. Мир оркестра Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Симфония. Симфонический оркестр. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра. Музыкальные инструменты (флейта, скрипка) Звучащие картины. на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.) - развивать сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач; Раздел 3. Хоровая планета Звучание окружающей жизни, природы Хоровая 1 Хоровая музыка, хоровые коллективы музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские). и их виды. 1 Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкальноНакопление хорового репертуара, исполнительской культуры. 1 Выразительность и изобразительность в музыке. совершенствование музыкальноисполнительской культуры. 10 12 Интонации музыкальные и речевые. Элементы двухголосие. Народная и профессиональная музыка. Национальные одежды. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. 1 1 1 1 Жанр концерта. Раздел 5. Музыкальная грамота - формировать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; - формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.) - формировать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; - раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; 13 14 16 17 Чтение нот хоровых и оркестровых партий. Освоение новых элементов музыкальной грамоты. Музыкальноигровая деятельность. 1 - развитие общих музыкальных способностей школьников, (музыкальной памяти, и слуха), 1 1 1 1 1 1 - овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку, как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; - приобретение навыков игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле; Сочинение ритмических рисунков 18 Музыкальноигровая деятельность. 19 Исполнение хоровых произведений. 20 Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. 21 Выразительность и изобразительность в музыке. Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Исполнение канонов. Народные музыкальные традиции Отечества. Интервалы. Народная и профессиональная музыка. Трезвучие Пение по нотам с тактированием. Певцы русской старины. Народная и профессиональная музыка. Раздел 6. Формы и жанры в музыке 1 Музыкальный и поэтический фольклор России. Простые двухчастная и трехчастная формы. 1 Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств. Форма рондо. 1 Основные средства музыкальной выразительности. 1 Форма вариации на новом музыкальном материале. 1 Музыкальное развитие в сопоставлении художественных образов. Раздел 7. Я - артист Сольное и ансамблевое музицирование Исполнение пройденных хоровых (вокальное и инструментальное). 1 - раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; - формировать представление о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо; - узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; - проявление и развитие индивидуальных творческих способностей; и инструментальных произведений. 22 Командные состязания. 23 Совершенствование навыка импровизации. 22 Музыкальнотеатрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе. Творческое соревнование. Урок – концерт. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. 1 - развитие навыков импровизации; - развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; - развивать сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач; - развитие навыков импровизации; Раздел 8. Музыкально-театрализованное представление Развитие музыкально-слуховых представлений в 2 - первоначальные навыки коллективной работы, процессе работы над творческим проектом в том числе при разработке и реализации учебных и творческих проектов; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве: - получают первичный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности; 34 Тематическое планирование с основными видами деятельности во 4 классе № п/п Содержание раздела 1 Слушание песен народов мира. 2 Исполнение песен Содержание темы Колво часов Раздел 1. Песни народов мира Песня как отражение истории культуры и быта 1 различных народов мира. 1 Образное и жанровое содержание песен народов мира. Воспитательный потенциал урока - формировать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; - накапливать слуховой багаж из прослушанных народов мира. 3 Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. 4 Чтение нот хоровых и оркестровых партий. 5 Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен. 6 Инструментальная и вокальная импровизация 7 Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, Структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира. Выразительность и изобразительность в музыке. Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками. 1 1 1 произведений народной музыки; - формировать представление о народной и профессиональной музыке и оркестре русских народных инструментов. - формировать уважительное отношение к культуре других народов; - формировать эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера; Раздел 2. Музыкальная грамота Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки 1 тональности. 1 Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Чтение нот. 1 Средства музыкальной выразительности. Интервалы и трезвучия. 1 Народная и профессиональная музыка. Чтение нот с тактированием. Исполнение канонов. 1 Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Раздел 3. Оркестровая музыка Формирование знаний об основных группах, 1 особенностях устройства и тембров инструментов. 1 Различные виды музыки: инструментальная. Оркестровая партитура. 1 Различные виды музыки: вокальная, сольная. - освоение элементов музыкальной грамоты в игровой деятельности; - освоение игровых дидактических упражнений с использованием наглядного материала; - слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи; - формирование эмоциональной культуры школьника в процессе пения прослушивания музыкальных произведений с характерным мелодическим характером; - становление дружеских взаимоотношений в ансамбле, основанных на взаимопомощи и взаимной творческой поддержке; - формировать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; - раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; народного оркестров. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. 8 9 Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. 10 Драматизация отдельных фрагментов музыкальносценических произведений. 11 Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент- оркестр. Виды оркестров: джазовый, эстрадный, народный. Оркестр русских народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонический, камерный, духовой. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности. 1 1 1 1 1 - формировать представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знать особенности звучания оркестров и отдельных инструментов; - формировать навыки исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях; - формировать умение использовать возможность различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора; Раздел 4. Музыкально-сценические жанры Ознакомление с жанрами и структурными 1 - раскрывать образное содержание музыкальных особенностями и разнообразием музыкально произведений разных форм, жанров и стилей; театральных произведений. Опера. - формировать представление о народной и 1 Балет. Музыкально-поэтические образы. профессиональной (композиторской) музыке; Выразительность и изобразительность в музыке. балете, опере, мюзикле; 1 Театр музыкальной комедии. Мюзикл, оперетта. - узнавать изученные музыкальные произведения Жанры легкой музыки. и называть имена их авторов; 1 Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). 1 Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Раздел 5. Музыка кино Формирование знаний об особенностях киномузыки. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским мультфильмам. 1 1 1 - раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; - высказывать суждение об основной идее и форм её воплощения в музыке; - формировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в 12 Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. 13 Создание музыкальных композиций. 14 Музыкальноигровая деятельность. 15 16 17 Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений. Подготовка концертных программ, Командные состязания: Формирование знаний об особенностях музыки к мультфильмам. Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. 1 1 духовно-нравственном развитии человека; - научиться наблюдать за многообразными явления жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству; - научиться понимать специфику киномузыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности; Раздел 6. Учимся играть Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы. 2 - развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; - развивать сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач; Раздел 7. Я - артист Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. 2 - проявление и развитие индивидуальных творческих способностей; - развитие навыков импровизации; - развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; - формировать навыки о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра; 18 Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре. 19 Разработка сценариев. Подготовка и разыгрывание музыкальнотеатральных постановок. 20 Создание музыкальнотеатрального коллектива. - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Раздел 8. Музыкально-театрализованное представление Музыкально-театрализованное представление как 2 - первоначальные навыки коллективной работы, итоговый результат освоения программы. в том числе при разработке и реализации учебных и творческих проектов; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве: - учиться формулировать собственное мнение и позицию; - учить использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокальнохоровых произведений, в импровизации. 34 Дистанционные ресурсы. Учебники: 1 класс – Критская А.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т. С. Музыка. 1 класс. В 1 ч. – М.: Просвещение, 2020. – (Школа России) 2 класс - Критская А.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т. С. Музыка. 2 класс. В 1 ч. – М.: Просвещение, 2020. – (Школа России) 3 класс - Критская А.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т. С. Музыка. 3 класс. В 1 ч. – М.: Просвещение, 2020. – (Школа России) 4 класс - Критская А.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т. С. Музыка. 4 класс. В 1 ч. – М.: Просвещение, 2020. – (Школа России) https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru/ https://interneturok.ru/ https://infourok.ru/