Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе -адаптированной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 92 I. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «ОРКСЭ» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) к результатам освоения ОП НОО и с использованием примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития (вариант 7.2). Обучение осуществляется в условиях инклюзии. Содержание обучения соответствует основной общеобразовательной программе НОО МАОУ СОШ №92, разработанной для обычных детей. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. В виду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления: Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике. Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Учебный предмет «ОРКСЭ» является предметом обязательной части учебного плана МАОУ СОШ № 92, входит в образовательную область «Основы религиозных культур и светской этики». Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к 1 осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основные задачи реализации содержания: Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. II. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников. Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов: общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии; единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений; множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения. Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков. Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством: ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России; педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса; системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.); педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы; ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков; единых требований к результатам освоения содержания учебного курса. 2 Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно-культурную традицию России. III. Описание места учебного предмета в учебном плане По учебному плану МАОУ СОШ №92 программа рассчитана общую учебную нагрузку в объеме 34 часа. 4 классы - 1 час в неделю, 34 учебные недели. IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовнонравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национальногосударственного, духовного единства российской жизни. Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить: понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества; формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России; формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям; формирование первоначального представления об отечественной религиознокультурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы традиционной культуры многонационального народа России; укрепление веры в Россию; укрепление средствами образования духовной преемственности поколений. V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Изучение учебного предмета «ОРКСЭ» при получении начального общего образования направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в егоорганичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и 3 развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Метапредметные результаты С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов 4 сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты должны отражать: 1) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 2) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 3) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 4) осознание ценности человеческой жизни. Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю с учетом содержания примерных рабочих программ по Основам православной культуры, Основам исламской культуры, Основам буддийской культуры, Основам иудейской культуры, Основам мировых религиозных культур, Основам светской этики. Общие планируемые результаты. В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится: – понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; – поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях; – осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию; – развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации; – ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; Планируемые результаты по учебным модулям. Основы мировых религиозных культур Выпускник научится: – раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); – ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России; – понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; – излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; 5 участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Основы светской этики Выпускник научится: – раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); – на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; – излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. VI. Содержание учебного предмета «ОРКСЭ» Основное содержание предметной области Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Основы мировых религиозных культур Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основы светской этики Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 6 VII. № Тема раздела / п/ урока п Этика общения (6 ч) Россия - наша Родина. Многонациональнос 1. ть и многоконфессиональ ность России Кол-во часов 1 2. Культура и мораль 3. Светская этика — наука о нравственной жизни человека 4. Добрым жить на свете веселей. 1 5. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. 1 6. Каждый интересен. 1 1 Тематическое планирование ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Основные виды деятельности Пользоваться условными обозначениями учебника. Вести учебный, межкультурный диалог. Различать способы и средства познания духовных традиций. Оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности. Понимать значение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Понимать значение понятий «культура», «мораль». Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы Рассказывать о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Понимать значение понятий «этика», «мораль». Устанавливать взаимосвязь и взаимовлияние этики и нравственности. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы Вести учебный, социокультурный диалог. Определять понятия добра и зла. Сопоставлять проявления добра и зла. Аргументировать свою точку зрения. Применять полученные знания в жизни. Составлять небольшой текстрассуждение на темы добра и зла. Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основные характеристики общения. Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности. Аргументировать свою позицию. Различать проявления добра и зла. Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих. Осознавать с позиции нравственности свои поступки. Характеризовать примеры добрых правил. Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков. Определять особенности индивидуального проявления окружающих. Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. С пониманием отвечать Воспитательный потенциал -воспитание чувства гордости за Родину, уважение к традициям других народов; -формирование основ российской гражданской идентичности; -определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). на учебные вопросы разных типов. Этикет (3 ч) Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно соблюдать правила этикета. Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета. С Премудрости пониманием комментировать иллюстрации 1правил, соотносить с ними своё 7. этикета. Красота 1 поведение. Обосновывать свою точку зрения. Обозначать сущность понятия этикета. «этикет». Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета. Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл. Простые школьные и Знать основные правила этикета. Уметь обосновать необходимость 8. домашние правила 1 соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень. этикета. Осознанно комментировать текст учебника. Осознавать значение понятия «речь». Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка». Характеризовать образную Чистый ручеёк 9. 1 выразительность слова. Использовать ключевые понятия урока в собственной нашей речи. устной и письменной речи. Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства. Этика человеческих отношений (4 ч) Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа». В развитие добрых Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и 10. чувств – творение 1 «Литературное чтение» для объяснения данного понятия. Осознанно души. характеризовать понятия «духовность», «душевность». Соотносить понятия «душа», «духовность» Определять смысловое значение понятия «справедливость». Природа – Иллюстрировать примеры значимость природы в жизни человека из личного 11. волшебные двери к 1 опыта и опыта других людей. Осознавать взаимосвязь природы и жизни добру и доверию. человека, аргументировать свои высказывания. Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина». Осознанно определять, что значит быть патриотом. Анализировать текст учебника в 12. Чувство Родины. 1 соответствии с изучаемыми понятиями. Составлять небольшой текстрассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий 13. Жизнь протекает 1 Понимать значение понятия «человечности». Осознанно аргументировать -оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого -чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. 9 среди людей. влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека. Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий. Осознанно комментировать текст учебника. Этика отношений в коллективе (3 ч) Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое коллектив?» Чтобы быть Анализировать особенности коллектива. Объяснять соотношение понятий 14. 1 коллективом. «коллектив» и «личность». Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов. Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение». Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе. Уметь Коллектив 15. 1 вырабатывать правила для себя и для других. начинается с меня. Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе. Умение понять состояние другого человека. Разумно, с пониманием Мой класс – мои реагировать на состояние другого человека. Осознавать значение семьи для 16. 1 друзья. человека, общества и государства. Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид. Простые нравственные истины (5 ч) Осознавать значение золотого правила этики. Размышлять о причинах Ежели душевны вы и 17. 1 появления этики и его применении. Объяснять сущность и содержание к этике не глухи… общечеловеческих ценностей. Аргументировать свою точку зрения. Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь». Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни 18. Жизнь священна. 1 человека. Аргументировать свою точку зрения. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть». Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними. Понимать Человек рождён для 19. 1 необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. добра. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текстрассуждение на тему добра и бескорыстия. Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», Милосердие – закон 20. 1 «сострадание» и «милосердие». жизни. Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора -чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. -осознавать и переживать вечные истины как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, распознавать такие понятия «добро», «милосердие» 10 21. Жить во благо себе и другим. 1 человеческого поведения. Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести. Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё. Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности. Осознанно следовать правилам тактичного поведения. Применять усвоенные знания в общении. Душа обязана трудиться (4 ч) Устанавливать связь между намерением и поступком. Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка». Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия». Аргументировать свою 1 точку зрения. Составлять небольшой текст- рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни» Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», Достойно жить «гуманность». Анализировать свои поступки, чувства, помыслы. Осознавать 23. 1 среди людей. необходимость соблюдения норм этикета. Совершенствовать умения в области коммуникации. Аргументировать свои рассуждения. Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение. Составлять Уметь понять и небольшой текст- рассуждение на заданную тему. Контролировать свои 24. 1 простить. поступки и высказывания. Соотносить своё поведение с опытом поколений. Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор. Простая этика Совершенствовать умения в области общения. Корректировать свои 25. 1 поступков. высказывания и поведение с учётом этики поступков. Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими. Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 ч) Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия. Общение и Отвечать на учебные вопросы. Систематизировать и обобщать полученные 26. источники 1 знания. Делать выводы. преодоления обид. Адекватно использовать полученные знания в практике общения. Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать Ростки полученные знания. 27. нравственного опыта 1 Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии. Соотносить поведения. морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения. Следовать 22. нравственной установке. -проявлять человеческое соучастие в проявлении сочувствия, сопереживания, сострадания по отношению к другому человеку; -строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций. -делать свой выбор в учебных моделях 11 28. Доброте сопутствует терпение. 1 29. Действия с приставкой «СО». 1 Аргументировать свои рассуждения. Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». Соотносить свои представления с опытом поведения других людей. Анализировать своё поведение и высказывания. Обобщать полученные знания Систематизировать и обобщать этические знания. Анализировать и сопоставлять факты поведения человека. Находить аналогии. Рассуждать на морально-этические темы. Соотносить морально- нравственные проблемы с личным опытом. общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. -договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций. Соотносить понятия «Родина», «Отечество». Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии. Вырабатывать умение, рассуждать на морально-этические темы и делать выводы. Осмысливать моральнонравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения. Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность». Выделять главное в тексте учебника. Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его. Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия. Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит быть защитником Отечества. Обобщать знания, полученные при изучении курса. Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою работу, подводить её итоги, представлять результаты. Аргументировать свою позицию. -готовность к нравственному самосовершенствовани ю, духовному саморазвитию. -понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества Судьба и Родина едины (4 ч) С чего начинается 30. Родина. 1 В тебе рождается 31. патриот и гражданин. 1 32. Человек – чело века. 1 Слово, обращённое к себе. 1 33. 34. Творческие проекты 1 Прогнозируют результаты работы на уроке. Читают и воспринимать прочитанное. Объясняют значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывают о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры»; о содержании учебного проекта и способах его реализации. Обобщают, закрепляют и систематизируют представления о материале, изученном на уроках по предмету «Основы мировых религиозных культур». Планируют и корректируют самостоятельную работу. Работают в группе. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения. Тематическое планирование ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур» 12 № ур ок а 1. Тема урока Колво часов Россия – наша Родина 1 2. Культура и религия. 1 3. Культура и религия. 1 4. Возникновение религий. 1 5. Мировые 1 Воспитательный потенциал Характеристика деятельности обучающихся Размышляют устно по вопросам: что такое культура, что такое религия, что такое моральные нормы, кто их устанавливает. Работают с картой по вопросам: Какие народы проживают на территории нашего государства, находят столицу государства, регион в котором мы живем. Смотрят видеофрагмент, после просмотра которого отвечают на вопросы: что такое символ, какие государственные символы России вы знаете? Работают с понятиями по тексту учебника. Размышляют над тезисом: дружная семья народов России. В парах работают над вопросом: что общего между внутренним миром человека и внешним миром. Анализируют стихи Александрова, Гамзатова, пословицы о Родине, приводят примеры поступков людей, любящих Родину. Беседа на тему: что такое религия. Комментированное чтение текста учебника. Объясняют и высказывают свое мнение о том, что объединяет самые различные религии. Работают с иллюстративным материалом: Ритуал . Самостоятельно работают над схемой: мировые религии и национальные. Выполняют творческую работу в группах «Религия это…» Беседа на тему: что такое культура. Какого человека можно считать культурным. Комментированное чтение стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Объясняют и высказывают свое мнение о том, что каким набором качеств должен обладать культурный человек. Работают с иллюстративным материалом: презентация учителя. Самостоятельно работают над схемой: виды культуры. Выполняют творческую работу в группах «Храм это…» Беседа: вспомните, какие мифы вам известны? Комментированное чтение «Олимп». Работа с различными источниками над вопросом: что такое иудаизм? Работа в группах: заполнение таблицы. Работа в группах с источниками. Ответы фиксируются в тетради. Родоначальник -развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; -формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; -осознание ценности человеческой жизни; -воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; -становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. 13 религии и их основатели 6. 7. 8. 9. Мировые религии и их основатели Мировые религии и их основатели Священные книги религий мира Священные книги религий мира 1 1 10. Хранители предания в религиях мира 1 11. Добро и зло. 1 12. Добро и зло. 1 13. Понятие греха, раскаяния и религии. Как и почему он проповедовал новую религию. Как называется религия. Как называются последователи? Работа с иллюстрациями: почему последователи так стремятся за своим учителем? Беседуют, рассказывают устно на тему урока, работают с иллюстративным материалом, заполняют таблицы, работают в группах с источниками информации, работают с текстом. Беседуют, рассказывают устно на тему урока, работают с иллюстративным материалом, заполняют таблицы, работают в группах с источниками информации, работают с текстом. Беседа по вопросам: для чего нужна книга? В чем суть в форме или содержании? Что означает слово священный? Работа с материалами электронного приложения. Работа в парах с текстом восточной притчи о священных книгах. Самостоятельное чтение текста учебника и составление конспекта. Работа с иллюстрациями: как выглядят священные книги. Работа с электронным приложением. Составление рассказа-презентации: о чем эта книга. Порекомендуйте ее почитать. Объясните зачем это нужно сделать. Работа в парах со словом хранитель. Объяснение понятия. Просмотр видеоролика. Работа над понятиями: Жрец. Раввин. Священник. Имам. Лама. Чтение текста учебника и выделение главного. Сравнение полученной информации в группе. Работа с иллюстрациями: дать устное описание священнослужителя по элементам одежды. Продолжение заполнения таблицы. Работа в парах: продолжи предложение «Добро – это…», «Добрый человек – это…», «Зло это- …», «Злой человек – это…» Вспомните поговорки о добре и зле. Работа с иллюстрациями сказок: добрый герой и злой. Работа со стихотворение Акуловой. Работа с текстом «Миф о Пандоре» Объяснение в парах смысла высказывания и своего отношения к нему. Работа со словами: грех и грехопадение. Комментированное чтение текста учебника. Вспомните поговорки о добре и зле. Работа с иллюстрациями сказок: добрый герой и злой. Работа со стихотворение Акуловой. Заполнение таблицы по самоконтролю. Рассказывают по теме, с использованием плана, ключевых слов, умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий. 14 воздаяния 14. Человек в религиозных традициях мира 1 15. Священные сооружения. 1 16. Священные сооружения. 1 17. Искусство в религиозной культуре 1 18. Искусство в религиозной культуре 1 19. История религий в России 1 20. История 1 Самостоятельная работа: продолжи предложение «Молитва – это…» Просмотр видеоролика. Беседа по увиденному: о чем просит человек. Как он это делает. Какие чувства у вас вызывает его молитва? Работа с источниками: тесты молитв разных религий. Обмен информацией в группах. Обсуждение: в чем суть общения человека с Богом? Работа с иллюстрациями. Просмотр видеоролика. Чем отличаются эти сооружения от привычных для нас? Что их объединяет? В чем вы увидели главное различие? Беседа по теме: священные сооружения. Выполнение тестового задания по тренажеру. Комментированное чтение. Комментированное чтение. Просмотр видеоролика с последующим обсуждением: какие особенности вы можете назвать? Что вам показалось интересным? Похожи ли они на священные сооружения других религий? Работа в группах с электронным приложением. Задание в парах: напиши описание. Задания: продолжи цепочку слов. Продолжи предложение. Составьте синквейн. Угадайте слово по лексическому толкованию. Работа с различными источниками над понятием: искусство. Объяснение в парах этого понятия. Работа с афоризмами про искусство. Высказывание своего отношения. Комментированное чтение статьи учебника. Обсуждение домашнего задания в парах. Самооценка. Игра в группах «Верю – не верю» Комментированное чтение статьи. Работа с иллюстрациями. Беседа: почему, как вы думаете, традиции религиозного искусства так различны? Работа в парах с афоризмами. Работа в группах с афоризмами. Беседа о роли религий, комментированное чтение «От Руси до России» Гумелева, устный рассказ на тему «Выбор веры», работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России. Беседа на тему «Роль религии в жизни человека», комментированное чтение 15 религий в России 21. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. 1 22. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. 23. Паломничества и святыни. 1 24. Праздники и календари 1 25. Праздники и календари 1 26. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. 27. Религия и мораль. 1 1 1 «Принятие христианства», устный рассказ на тему «История религий России», работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций Беседа на тему «Обычаи и традиции», комментированное чтение «Возникновение обрядов», устный рассказ на тему «Обряды разных религий», работа с толковым словарем: иконы, фреска, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций Беседа на тему «Христианские таинства», комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с толковым словарем, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. Беседа по теме урока: какие слова для вас непонятны?, работа с толковым словарем, комментированное чтение «история паломничества», работа с картой, устный рассказ на тему по итогам самостоятельной работы в группах с источниками информации. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций Беседа: какие религиозные праздники вы можете назвать? Просмотр видеофрагмента. Названия, каких праздников совпадают? Комментированное чтение, работа с толковым словарем, самостоятельная работа с источниками информации. Работа с иллюстративным материалом. Беседа: о каких праздниках вы узнали? Какие из них можно назвать календарными? Работа с электронным приложением. Беседа: что такое мораль? Как вы думаете, как она возникла? Как соотносятся понятия мораль и религия? Работа с толковым словарем, самостоятельная работа с источниками информации и составление сравнительной таблицы, решение кроссворда «Религия и мораль» Работа с текстом учебника и выполнение задания: важные слова и моя оценка их значения. 16 Нравственные заповеди в религиях мира. 28. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. 29. Семья. 1 30. Семья 1 31. Долг, свобода, ответственност ь, учение и труд 32. Любовь и уважение к Отечеству. 33. Творческие работы обучающихся 34. Творческие работы обучающихся 1 1 1 1 1 Беседа: нравственные нормы в разных религиях, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с толковым словарем, самостоятельная работа с источниками информации. Беседа по «Притче о добром самарянине» , комментированное чтение «Ислам о милосердии к животным», устный рассказ на тему: почему нужно быть милосердным, работа с толковым словарем, самостоятельная работа с источниками информации. Беседа: как вы понимаете слова род и семья?, комментированное чтение: урок 28 электронное приложение, устный рассказ на тему: какой должна быть семья? Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их Беседа: что значит быть ответственным человеком? За что может и должен отвечать человек?, работа в группах над пословицами и поговорками, работа с толковым словарем, самостоятельная работа с источниками информации. Виртуальная экскурсия. Беседа по теме: патриотизм. Прогнозируют результаты работы на уроке. Читают и воспринимать прочитанное. Объясняют значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывают о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры»; о содержании учебного проекта и способах его реализации. Обобщают, закрепляют и систематизируют представления о материале, изученном на уроках по предмету «Основы мировых религиозных культур». Планируют и корректируют самостоятельную работу. Работают в группе. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения. VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Дистанционные ресурсы. Учебники: 4 класс - Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. - АО «Просвещение» Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. - АО «Просвещение» 17