Программа АООП НОО АРП Родной язык 7.2

Приложение к
адаптированной основной общеобразовательной программе
-адаптированной образовательной программы
начального общего образования МАОУ СОШ № 92
I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» разработана на основе
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –
Стандарт) к результатам освоения ОП НОО и с использованием примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с
задержкой психического развития (вариант 7.2). Обучение осуществляется в условиях
инклюзии.
Содержание обучения соответствует основной общеобразовательной программе
НОО МАОУ СОШ №92, разработанной для обычных детей.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования,
принятое для массовой школы, отличается тем, что
предусматривает
коррекционную направленность обучения.
В виду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает
следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой
моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной
моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие
восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция –
развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать,
анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать
по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения
преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия
решения;
формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного
отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция
нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция
диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учебный предмет «Родной язык» является предметом обязательной части учебного
плана МАОУ СОШ №92, входит в образовательную область «Родной язык и литературное
чтение на родном языке».
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
1

должно обеспечивать:
 Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения.
 Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и
письму.
 Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения
соответствующих возрасту житейских задач.
 Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем
возрасту и развитию ребёнка.
 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
 Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.
II.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством
межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и
владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества.
Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой
его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность
и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень
владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в
овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать
свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать
информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский
родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную
культуру ученика.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам
русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование
первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и
других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и
культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине
мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных
ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию
патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к
языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности
как одной из основных характеристик литературного языка.
III.
Описание места учебного предмета в учебном плане
По учебному плану МАОУ СОШ №92 программа рассчитана на общую учебную
нагрузку в объеме 67 часов.
2

1класс и 1 дополнительный – по 33 часа в год
2 - 3 класс – по 17 часов в год
4 класс – 34 часа в год.
IV.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание курса «Родной (русский) язык» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной (русский)
язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные
языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной (русский) язык» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к
вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
V.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Родной язык»
Изучение учебного предмета «Родной язык» при получении начального общего
образования направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
3

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты должны отражать:
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных
представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,
о языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета;
4

3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного
языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств
для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
К концу первого года изучения учебного предмета «Родной язык» обучающийся
научится:
 использовать
словарные статьи учебного
пособия
для
определения
лексического значения слова;
 произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
 осознавать смыслоразличительную роль ударения;
 различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
 владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
 использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
К концу второго года обучающийся научится:
 произносить слова с правильным ударением (в рамкахизученного);
 осознавать смыслоразличительную роль ударения;
 проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
 пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова;
 пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания
слов;
 различать этикетные формы
обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации;
 владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать
коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала,
просьба, извинение, поздравление;
 использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации общения;
 владеть
различными
приёмами
слушания
научно-познавательных
и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
 анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять
главные факты от второстепенных;
 выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между
фактами;
 создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
 создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных
праздниках.
К концу третьего года обучающийся научится:
 произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
 выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
5

 проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; правильно
употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;
 пользоваться
учебными
толковыми словарями для определения
лексического значения слова;
 пользоваться орфографическим словарём
для
определения
нормативного
написания слов;
 различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
 владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать
коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала,
просьба, извинение, поздравление;
 использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
 владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;
 анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отделять
главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты,
устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-повествования об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
 оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
 соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
приводить объяснения заголовка текста;
 редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью
более точной передачи смысла.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе
обучающийся научится:
 при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
 распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с
качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
 распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в
произведениях устного народного творчества и произведениях детской
художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и
сравнений в речи;
 использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
 понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
 понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
 использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
 собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
 соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
 произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из
нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
6

 проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; заменять
синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет
формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
 выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе,
роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде
(если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); соблюдать
изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
 пользоваться
учебными
толковыми словарями для определения
лексического значения слова;
 пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания
слов;
 пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения
слова;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
 различать этикетные формы обращения
в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
 владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
 использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвала, просьба, извинение, поздравление;
 использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
 владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;
 анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные
факты от второстепенных, выделять
наиболее
существенные
факты,
устанавливать логическую связь между фактами; составлять план текста, не
разделённого на абзацы;
 пересказывать текст с изменением лица;
 создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных
праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
 оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
 редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью
более точной передачи смысла;
 соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
приводить объяснения заголовка текста.
VI.
Содержание учебного предмета «Родной язык»
1 класс (33 часа)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного
русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и
заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что
как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как
называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и
т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии
7

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая
форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо
попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды
вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
2 класс (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки,
санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие
домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш,
решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину
(например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие
из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше
одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда,
одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц
и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например,
ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения
в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в
которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например,
как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в
учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные
виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об
участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
8

3 класс (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и
отношений между людьми (например, правда – ложь,
друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия
ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова,
называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений,
наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной
литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени
и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (5 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка,
книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на
практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода,
падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления
отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных
форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж
множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами
правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм
существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).
Существительные, имеющие только форму единственного или только форму
множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания
и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.
п.).
4 класс (34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка,
братец, сестрица, мачеха, падчерица).
9

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от
корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами
и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий
смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение
опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре
В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией
синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (14 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная
переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление
чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

10

VII.
№

1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.

8.

9.
10.
11.

Тематическое планирование учебного предмета «Родной (русский) язык» 2 класс ( 3 год обучения)

Тема урока
Раздел 1. Русский язык:
прошлое и настоящее (8
часов)
Не одежда красит человека, а
добрые дела
Ржаной хлебушко калачу
дедушка. Слова - названия
мучных изделий
Что ели в старину? Если
хорошие щи, так другой пищи
не ищи
Каша — кормилица наша
Детские забавы и игрушки.
Делу время, потехе час
Предметы традиционного
русского быта
Самовар кипит, уходить не
велит. Традиции чаепития

Почему это так называется?
Язык в действии (6 часов)
Помогает ли ударение
различать слова?
Для чего нужны синонимы?
Для чего нужны антонимы?

Кол-во Характеристика видов деятельности
работают со словарем ударений.
различают слова, которые по разному
звучат, но называют одно и тоже.
Подбирают синонимы, следят за
выразительностью речи
правильно расставляют ударение в словах;
подбирают слова близкие по значению и
противоположные по значению;
находят антонимы в пословицах.
находят в тексте фразеологизмы;
объясняют значение фразеологизмов;
уместно употребляют крылатые слова в
речи;
объясняют и применяют пословицы в своей
речи.
определяют лексическое значение слова по
словарю, контексту;
выделяют слова в переносном значении в
тексте, сравнивают прямое и переносное
значения, определяют основу переноса
значения;
конструируют образное выражение
(сравнение, олицетворение) по образцу, из
данных учителем слов, используют слова с
переносным значением при составлении
предложений.
выбирают из текста словосочетания для
описания;
по вопросам составляют описание предмета,
существа;
составляют текст по опорным словам и по

Воспитательный потенциал
Будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на
уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты
школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной
деятельности,
включающая
социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения новой
задачи;
• ориентация на понимание причин успеха
в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок
учителей, товарищей, родителей и других
людей;
• способность к оценке своей учебной
деятельности;
основы гражданской идентичности, своей
этнической принадлежности в форме осознания
«Я» как члена семьи, представителя народа,
гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее
благополучие;
• ориентация в нравственном содержании
и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;

12.
13.
14.

15.
16.
17.

Как появились пословицы и
фразеологизмы?
Как можно объяснить
значение слова?
Составляем развёрнутое
толкование значения слова
Секреты речи и текста (3
часа)
Устанавливаем связь
предложений в тексте
Создаём тексты - инструкции
Создаём тексты повествования

плану.
находят в деформированном тексте начало
рассказа и продолжают составлять рассказ;
устанавливают связь событий и соединяют
события линией, записывают рассказ.
делят текст на части, выделяют в каждой
части самое важное;
различают картинный план, цитатный план.
участвуют в различных видах диалога;
упражняются в различных приемах
общения.

• знание основных моральных норм и
ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда,
вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и
сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• чувство прекрасного и эстетические
чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.

«Родной (русский) язык» 3 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Тема урока
Русский язык: прошлое и настоящее (9
часов)
Где путь прямой, там не езди по кривой.
Кто друг прямой, тот брат родной.
Дождик вымочит, а красно солнышко
высушит.
Сошлись два друга - мороз да вьюга.
Ветер без крыльев летает.
Какой лес без чудес. Слова - названия
растений
Дело мастера боится
Заиграйте мои гусли… Звуки в
литературных произведениях
Что ни город, то норов
Язык в действии (5 часов)
Для чего нужны суффиксы?
Особенности рода имён
существительных в русском языке

Кол-во Характеристика видов деятельности
работают со словарем ударений.
учатся подбирать и употреблять метафоры,
1
сравнения, эпитеты и олицетворение в
устной и письменной речи; работают со
1
словарем синонимов.
находят в тексте фразеологизмы; объясняют
1
значение фразеологизмов; учатся уместно
1
употреблять крылатые слова в речи.
1
знакомятся с заимствованными словами;
учатся определять грамматические значения
1
заимствованных слов.
1
упражняются в словообразовании; работают
с морфемно-словообразовательным
1
словарем
1
1
1

Воспитательный потенциал
Воспитание ценностного отношения к
родному языку (русскому) как
хранителю культуры, включение в
культурно-языковое поле своего народа,
формирование первоначальных
представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как
основе национального самосознания.
Формирование позитивного отношения
к правильной устной и письменной
родной речи как показателям общей
культуры и гражданской позиции
человека.
Воспитание эстетического отношения к
действительности, отраженной в
художественной литературе.

12.
13.
14.
15.
16.

Все ли существительные "умеют"
изменятся по числам?
Образование формы родительного
падежа множественного числа
Зачем в русском языке такие разные
предлоги?
Секреты речи и текста (3 часа)
Создаём тексты рассуждения.
Учимся редактировать тексты

1
1

Создаём тексты повествования

1

1
1
1

учатся определять тему текста, основную
мысль; определять опорные (ключевые)
слова в тексте; на основе опорных слов
создавать текст.
знакомятся со структурой текста
рассуждения; учатся составлять тексты
рассуждения
учатся определять стилистическую
принадлежность текстов, составлять текст в
заданном стиле
уметь соблюдать речевой этикет в споре,
дискуссии.

17.

«Родной (русский) язык» 4 класс
№

1

2

3

Раздел. Тема урока
Русский язык: прошлое и
настоящее
Не стыдно не знать, стыдно не
учиться. Слова, связанные с
обучением.
Пословицы, поговорки и
фразеологизмы, возникновение
которых связано с учением
Вся семья вместе, так и душа на
месте. Слова, называющие
родственные отношения

кол-во
часов

Характеристика видов деятельности

распознавать слова с национально-культурным
компонентом значения (лексика, связанная с
особенностями мировосприятия и отношениями между
людьми; с качествами и чувствами людей;
14 родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы,
эпитеты и сравнения в произведениях устного
народного творчества и произведениях детской
художественной литературы; осознавать уместность
употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для
определения лексического значения слова;

Воспитательный
потенциал
Воспитание культуры
поведения. умение
видеть прекрасное в
самых обыкновенных
вещах, прививание
норм морали, трудовое
воспитание

4
5
6
7
8
9

10
11

12
13
14

15
16
17
18
19

Пословицы, поговорки и
фразеологизмы, возникновение
которых связано с родственными
отношениями
Красна сказка складом, а песня
ладом
Русские традиционные эпитеты
Слова, связанные с качествами и
чувствами людей
Красное словцо не ложь
Красное словцо не ложь
Пословицы, поговорки и
фразеологизмы, возникновение
которых связано с качествами,
чувствами людей
Язык языку весть подает
Лексика, заимствованная русским
языком из языков народов России
и мира.
Русские слова в языках других
народов
Представление результатов
проектных заданий
Язык в действии
Трудно ли образовывать формы
глагола?
Трудно ли образовывать формы
глагола?
Можно ли об одном и том же
сказать no- разному?
Наблюдение за синонимией
Как и когда появились знаки
препинания?

понимать значение русских пословиц и поговорок,
связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов,
связанных с изученными темами; осознавать
уместность их употребления в современных ситуациях
речевого общения;
использовать собственный словарный запас для
свободного выражения мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации и стилю общения

соотносить собственную и чужую речь с нормами
современного русского литературного языка (в
6 рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы
современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в
рамках изученного); выбирать из нескольких
возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или

Воспитание интереса к
произведениям разных
видов искусства, и
формирование
ценностного
отношения детей к
своему здоровью и
внимательности к
окружающему миру
хранителю культуры,

явлению реальной действительности; проводить
синонимические замены с учётом особенностей
текста; заменять синонимическими конструкциями
отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го
лица единственного числа настоящего и будущего
времени; выявлять и исправлять в устной речи
типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением согласования имени
существительного и имени прилагательного в
числе, роде, падеже; с нарушением координации
подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если
сказуемое выражено глаголом в форме
прошедшего времени); соблюдать изученные
пунктуационные нормы при записи собственного
текста; пользоватьсяучебными толковыми
словарями для
определения лексического
значения слова; пользоваться орфографическим
словарём
для
определения нормативного
написания слов; пользоваться
учебным
этимологическим словарём для уточнения
происхождения слова;

Мини-сочинение «Можно ли
про одно и то же сказать поразному?»

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Секреты речи и текста
Задаём вопросы в диалоге
Особенности озаглавливания
текста
Учимся передавать в заголовке
тему и основную мысль
Учимся составлять план текста
Составление плана текста, не
разделённого на абзацы
Учимся пересказывать текст
Пересказ с изменением лица
Учимся оценивать и
редактировать тексты
Оценивание
устных

и

различать
этикетные
формы обращения
в
официальной
и
неофициальной
речевой
ситуации;
14
владеть правилами корректного речевого поведения в
ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного
общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба,
извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного
выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно
ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научнопознавательных и художественных текстов об истории
языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и
прослушанного текста: отделять
главные факты от
второстепенных,
выделять
наиболее

включение в
культурно-языковое
поле своего народа,
формирование
первоначальных
представлений о
единстве и
многообразии
языкового и
культурного
пространства России, о
языке как основе
национального
самосознания;
2) обогащение
активного
и
потенциального
словарного
запаса,
развитие
у
обучающихся культуры
владения
родным
языком в соответствии
с нормами устной и
письменной
речи,
правилами
речевого
этикета;
3) формирование
первоначальных
научных знаний о
родном языке как
системе
и
как
развивающемся
явлении, о его уровнях
и
единицах,
о
закономерностях его
функционирования,

30

31

32
33
34

письменных
речевых
высказываний
Редактирование предложенных и
собственных текстов
Практический опыт
использования учебных словарей
в процессе редактирования текста
Проектное задание «Пишем
разные тексты об одном и том
же»
Представление результатов
проектных заданий
Представление результатов
проектных заданий

освоение основных
единиц и
грамматических
категорий родного
языка, формирование
позитивного
отношения к
правильной устной и
письменной
родной речи как
показателям общей
культуры и
гражданской позиции
человека; Воспитание
чувства уважения друг
к другу, внимательное
отношение к друзьям.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
существенные факты, устанавливать логическую связь
между фактами; составлять план текста, не
разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев,
об участии в народных праздниках, об участии в
мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания
с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления
речевых ошибок или с целью более точной передачи
смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного
текста: устанавливать причинно-следственные
отношения этих частей, логические связи между
абзацами текста; приводить объяснения заголовка
текста.

VIII.
Дистанционные ресурсы.
Учебники:
1 класс - Александрова О.М., Вербитская Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И. и др. Русский родной язык. 1 класс. АО «Издательство «Учебная

литература»
2 класс - Александрова О.М., Вербитская Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И. и др. Русский родной язык. 2 класс. АО «Издательство «Учебная
литература»
3 класс - Александрова О.М., Вербитская Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И. и др. Русский родной язык. 3 класс. АО «Издательство «Учебная
литература»
4 класс - Александрова О.М., Вербитская Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И. и др. Русский родной язык. 4 класс. АО «Издательство «Учебная
литература»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».