Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 92 «Согласовано» Зам.директора по УВР ________/Рустамова С.У. «___» ___________ 20__ г. «Рассмотрено» Заседание педсовета Протокол № «___» __________ 20___г. Приказ №______от «Утверждено» Директор МАОУ СОШ № 92 _________/Калинин М.О. «____» __________20__г. РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА «Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)» Разработчики программы: Педагог-психолог МАОУ СОШ № 92 Аринчехина О.А. Екатеринбург 2021 Содержание 1. Пояснительнаязаписка .............................................................................................. 3 2. Психолого-педагогическаяхарактеристикаобучающихсяс ограниченнымивозможностями здоровья(сЗПР) .......................................................4 3. Планируемыерезультаты ........................................................................................ 7 4. Принципыинаправленияреализации программы .................................................9 5. Условияреализациипрограммы… ......................................................................... 10 6. Содержаниепрограммы .......................................................................................... 13 7. План коррекционнойработысобучающимисясЗПР ............................................. 17 2 1. Пояснительнаязаписка Программакоррекционнойработысобучающимисограниченнымивозможностямиздоровья (далееОВЗ)составленавсоответствиисфедеральнымгосударственнымобразовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченнымивозможностямиздоровья(далееФГОСНОООВЗ).Программанаправленанавыявле ниеиобеспечение коррекции недостатков в развитии познавательных процессов с использованиемсовременных психокоррекционных методик, позволяющих приблизить любой вид онтогенеза кнормативному течению, что способствует полноценной адаптации ребенка с ОВЗ к условиямобразовательнойорганизациии егосоциализации всовременномобществе. Цельюданнойпрограммыявляетсясозданиесистемыкомплекснойпомощиобучающимся с ЗПР в освоении АООП НООМАОУ СОШ №92, коррекция недостатков вфизическоми(или)психическомиречевомразвитииобучающихся,ихсоциальнаяадаптация. Задачи программы: своевременноевыявлениеобучающихсяструдностямиадаптации,обусловленнымио граниченными возможностями здоровьяЗПР; определениеособых образовательныхпотребностейобучающихсясЗПР; определениеособенностейорганизацииобразовательнойдеятельностидлярассматри ваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждогообучающегося,структуройнарушенияразвития истепеньюеговыраженности; создание условий, способствующих освоению обучающимся с ЗПР АООП НООМАОУСОШ№92 иихинтеграциивобразовательнойорганизации; осуществлениеиндивидуальноориентированнойпсихолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физическогоразвития,индивидуальныхвозможностейобучающихся(всоответствиисрекомендаци ямипсихолого-медико-педагогическойкомиссии); организацияиндивидуальныхи(или)групповыхзанятийдляобучающихсясвыраженн ымнарушениемвфизическоми(или) психическомразвитии; реализациясистемымероприятийпосоциальнойадаптацииобучающихсясЗПР; оказание родителям (законным представителям) детей с ЗПР консультативной иметодическойпомощипомедицинским,социальным,правовымидругимвопросам; коррекция недостатков в развитии познавательной и эмоциональноличностнойсферы обучающихся с ОВЗ (повышение уровня умственной работоспособности, формированиемеханизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности,преодолениегиперактивности, импульсивности,повышение уровня самоконтроля,развитие межполушарноговзаимодействия,формирование пространственных представлений, схемы тела, развитие мелкоймоторикирук,развитиекоммуникативныхнавыков,формированиеположительноймотивац иикобучению). Необходимымусловиемповышенияэффективностикоррекционнойработысобучающимис ОВЗявляетсяоказаниеихродителям(законнымпредставителям)консультативнойиметодическойп омощиповопросамразвития,обучения,воспитанияисоциализациидетей,атакжеактивноевключени еродителей(законныхпредставителей)впсихокоррекционныйпроцесс. Восновуданной программыположеныследующиенормативныедокументы: 1. Конвенцияоправахребенка. 2. КонституцияРФ. 3. ЗаконРФот29декабря2012г.№273ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»(сизменениями). 4. ФГОСНОООВЗ(утвержденприказомМинистерствомобразованияинаукиРФот 19.12.2014№1598). 5.СанПиН2.4.2.3648-20. 6. АООПНООобучающихсясЗПРМАОУ СОШ№92. 3 7. ПоложениеоППкМАОУСОШ№92. 8. Должностнаяинструкцияпедагога-психологаМАОУСОШ№92. 9. Этическийкодекспедагога-психолога. 10. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»(утвержденприказомМинистерстватрудаисоциальнойзащитыРФот24июля201 5г.№514н. 11. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от06.04.2016г.№02-0181/2940«Методическиерекомендациипоорганизацииспециальныхусловийполученияобразования длядетейсограниченнымивозможностямиздоровьявсоответствиисзаключениями ПМПК». 2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ограниченнымивозможностямиздоровья(сЗПР) ОбучающиесясОВЗ—этодети,имеющеенедостаткивпсихическоми(или)физическом развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования безсозданияспециальныхусловий. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего,тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи,опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженнымирасстройствамиэмоциональноволевойсферы,включаяРДА,сзадержкойикомплексныминарушениямиразвития. Биологическоенеблагополучиеребенка,являясьпредпосылкойнарушенияеговзаимодейств иясокружающиммиром,обусловливаетвозникновениеотклоненийвегопсихическомразвитии.Вов ремяначатоеиправильноорганизованноеобучениеребенкапозволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: такнемота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушениепространственнойориентировки,искаженныепредставленияомиревероятным,нонеобя зательнымследствиемслепоты.Такимобразом,уровеньпсихическогоразвитияпришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера идажестепенивыраженностипервичного(биологическогопосвоейприроде)нарушенияразвития,но и откачествапредшествующегообученияи воспитания. ДиапазонразличийвразвитиидетейсОВЗчрезвычайновелик:отпрактическинормальноразв ивающихся,испытывающихвременныеиотносительнолегкоустранимыетрудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. Отребенка, способного приспециальнойподдержке на равныхобучаться вместес нормальноразвивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностяминдивидуальнойпрограммеобразования.Приэтомстольвыраженныйдиапазонразли чийнаблюдаетсянетолькопогруппесОВЗвцелом,ноивкаждойвходящейвнеекатегориидетей. КатегорияобучающихсясЗПР– наиболеемногочисленнаясредидетейсограниченнымивозможностямиздоровьяинеоднороднаяпо составугруппашкольников.Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональнаянедостаточностьцентральнойнервнойсистемы, конституциональные факторы, хроническиесоматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальнаядепривация.Подобноеразнообразиеэтиологическихфакторовобусловливаетзначитель ныйдиапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастнойнормы,досостояний, требующихотграничения отумственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения вусвоенииучебныхпрограмм,обусловленныенедостаточнымипознавательнымиспособностями,с пецифическимирасстройствамипсихологическогоразвития(школьныхнавыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими длявсех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в 4 формированиивысшихпсихическихфункций,замедленныйтемплибонеравномерноестановлениеп ознавательнойдеятельности,трудностипроизвольнойсаморегуляции.Достаточночастоу 5 обучающихсяотмечаютсянарушенияречевойимелкойручноймоторики,зрительноговосприятияип ространственнойориентировки,умственнойработоспособностииэмоциональнойсферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не толькоотхарактераистепенивыраженностипервичного(какправило,биологическогопосвоейприро де) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего идошкольного). Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяетнеобходимостьмногообразияспециальнойподдержкивполученииобразованияисамихо бразовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся сЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования,вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося косвоениюобразования,сопоставимогопосрокамсобразованиемздоровыхсверстников. Дифференциацияобразовательныхпрограммначальногообщегообразованияобучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся всоответствиисхарактероми структуройнарушения психическогоразвития. Данная программа является составной частью АООП НОО МАОУ СОШ № 92 для детейсЗПР.ДетисЗПРхарактеризуютсяуровнемразвитиянесколько нижевозрастнойнормы,отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темплибонеравномерноестановлениепознавательнойдеятельности).Отмечаютсянарушениявним ания,памяти,восприятияидругихпознавательныхпроцессов,умственнойработоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющиеусвоение школьныхнормишкольнуюадаптациювцелом.Произвольность,самоконтроль,саморегуляциявпов еденииидеятельности,какправило,сформированынедостаточно.Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровнясложностиисубъективнойпривлекательностивидадеятельности,атакжеотактуальногоэмоц иональногосостояния.Возможнанеадаптивностьповедения,связаннаякакснедостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции,гиперактивностью. АООПНОО(вариант7.1)адресованаобучающимсясЗПР,достигшимкмоментупоступленияв школууровняпсихофизическогоразвитияблизкоговозрастнойнорме,ноотмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся вусловиях деятельностии организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Крометого,уданнойкатегорииобучающихсямогутотмечатьсяпризнакилегкойорганическойнедост аточностицентральнойнервнойсистемы(ЦНС),выражающиесявповышеннойпсихическойистоща емостиссопутствующимснижениемумственнойработоспособностииустойчивостикинтеллектуал ьнымиэмоциональнымнагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, вразнойстепенивыраженные,дисфункциивсферахпространственныхпредставлений,зрительномоторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др.Нопри этомнаблюдаетсяустойчивостьформадаптивногоповедения ОсобыеобразовательныепотребностиобучающихсясОВЗ(ЗПР) ОсобыеобразовательныепотребностиразличаютсяуобучающихсясОВЗразныхкатегорий,п осколькузадаютсяспецификойнарушенияпсихическогоразвития,определяютособуюлогикупостр оенияучебногопроцессаинаходятсвоеотражениевструктуреисодержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностяхпсихофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательныепотребности,как общиедлявсехобучающихсясОВЗ,так испецифические. Кобщимпотребностямотносятся: получениеспециальнойпомощисредствамиобразованиясразужепослевыявленияпервичногона 6 рушения развития; 7 выделениепропедевтическогопериодавобразовании,обеспечивающегопреемственностьмежду дошкольнымишкольнымэтапами; получениеначальногообщегообразованиявусловияхобразовательныхорганизацийобщегоилис пециальноготипа,адекватногообразовательнымпотребностямобучающегосяс ОВЗ; обязательностьнепрерывностикоррекционноразвивающегопроцесса,реализуемого,какчерезсодержаниепредметныхобластей,такивпроцессеи ндивидуальной работы; психологическоесопровождение,оптимизирующеевзаимодействиеребенкаспедагогамиисоучен иками; психологическоесопровождение,направленноенаустановлениевзаимодействиясемьииобразова тельнойорганизации; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределыобразовательнойорганизации. ДляобучающихсясЗПР,осваивающихАООПНОО(вариант7.1),характерныследующие специфическиеобразовательныепотребности: - адаптацияосновнойобщеобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованиясучетомне обходимостикоррекции психофизическогоразвития; - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды сучетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамикипсихическихпроцессовобучающихсясЗПР(быстройистощаемости,низкойработос пособности,пониженного общеготонусаидр.); - комплексноесопровождение,гарантирующееполучениенеобходимоголечения,направленного наулучшениедеятельностиЦНСинакоррекциюповедения,атакжеспециальнойпсихокоррекционн ойпомощи,направленнойнакомпенсациюдефицитовэмоциональногоразвития,формированиеосоз наннойсаморегуляциипознавательнойдеятельности иповедения; - организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыковобучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала,дозированной помощи взрослого,использованииспециальныхметодов,приемовисредств,способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальныхнедостатковразвития); - учетактуальныхипотенциальныхпознавательныхвозможностей,обеспечениеиндивидуальног о темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разныхкатегорийобучающихся сЗПР; - профилактикаикоррекциясоциокультурнойишкольнойдезадаптации; - постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированностисоциальнойкомпетенцииобучающихся, уровняидинамикипсихофизическогоразвития; - обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельностиобучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться сучебнымизаданиями самостоятельно; - постоянноестимулированиепознавательнойактивности,побуждениеинтересаксебе,окружающ емупредметномуи социальномумиру; - постояннаяпомощьвосмысленииирасширенииконтекстаусваиваемыхзнаний,взакреплениии совершенствовании освоенныхумений; - специальноеобучение«переносу»сформированныхзнанийиуменийвновыеситуациивзаимодейс твиясдействительностью; - постояннаяактуализациязнаний,уменийиодобряемыхобществомнормповедения; - использованиепреимущественнопозитивныхсредствстимуляциидеятельностииповедения; - развитиеиотработкасредствкоммуникации,приемовконструктивногообщенияивзаимодействи я(счленамисемьи,сосверстниками,свзрослыми),формированиенавыковсоциальноодобряемогопо ведения; 8 - специальнаяпсихокоррекционнаяпомощь,направленнаянаформированиеспособностиксамосто ятельнойорганизациисобственнойдеятельностииосознаниювозникающихтрудностей,формирова ние умениязапрашивать ииспользоватьпомощьвзрослого; - обеспечениевзаимодействиясемьииобразовательнойорганизации(сотрудничествосродителям и,активизацияресурсовсемьидляформированиясоциальноактивнойпозиции,нравственных и общекультурныхценностей). 3. Планируемыерезультаты Универсальныекомпетенцииребенкасограниченнымивозможностямиздоровья,формирую щиесявпроцессереализациикоррекционнойпрограммы: −умение организовывать собственную жизнедеятельностьпо достижению состоянияиндивидуальногоблагополучия(соматического,психологическогоисоциального)сучето мвозможностейсвоегоздоровья; −умениеактивновключатьсявсовместнуюдеятельность,взаимодействоватьсосверстникам иивзрослымидлясохраненияиукрепленияличногоиобщественногоздоровьякаксоциокультурного феномена; −умениевосприниматьипереводитьвличностныесмыслыинформациюпоздоровьесберегаю щейтематикевпроцессевзаимодействиясосверстникамиивзрослымилюдьми. Личностныерезультатыребенкасограниченнымивозможностямиздоровьяврезультатереа лизации коррекционнойпрограммы: −активноевключениевобщениеивзаимодействиесосверстникаминапринципахсохранения иукрепления личногои общественногоздоровья; − проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различныхситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослымилюдьми; − проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности длядостижениязначимыхличныхрезультатовприусловиисохраненияиукрепленииличногоздоров ья; - овладениеначальныминавыкамиадаптациивдинамичноизменяющемсяиразвивающемс ямире; - принятиеиосвоениесоциальнойролиобучающегося,развитиемотивовучебнойдеятельнос ти иформированиеличностного смыслаучения; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях, умениянесоздавать конфликтовинаходить выходыизспорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации ктворческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовнымценностям. Метапредметныерезультатыребенкасограниченнымивозможностямиздоровьяврезульт атереализации коррекционнойпрограммы: −характеристикаличногоздоровьякаксоциальнокультурногофеномена,егообъективнаяинтегрированнаяоценканаосновеосвоенныхзнанийиимею щегосяопыта; −обеспечениезащитыисохраненияличногоздоровьявовсехегопроявленияхпозитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастнымособенностям; − планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) сучетоминдивидуальныхвозможностейитребованиясохраненияисовершенствованияиндивидуал ьногоздоровьявовсехегопроявлениях,контролироватьиоцениватьучебныедействиявсоответствии споставленнойзадачейиусловиямиеереализации;определятьнаиболееэффективныеспособы достижения результата; 9 −анализиобъективнаяоценкарезультатовсобственнойдеятельностинаосновеинтеграцииед иныхтребованийксверстникамииндивидуальныхвозможностейособогоребенкапо ихдостижению; −управлениесвоимэмоциональнымсостояниемприобщениисосверстникамиивзрослымисц елью сохраненияэмоционального благополучия; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,поискасредств ееосуществления; - освоениеспособоврешенияпроблемтворческогоипоисковогохарактера; - формированиеуменияпониматьпричиныуспеха/неуспехаучебнойдеятельностииспособн ости конструктивнодействоватьдажевситуацияхнеуспеха; - освоениеначальныхформпознавательнойиличностнойрефлексии; - овладениелогическимидействиямисравнения,анализа,синтеза,обобщения,классификац ии по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственныхсвязей,построения рассуждений,отнесения кизвестнымпонятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение иаргументировать своюточкузрения и оценкусобытий; - определениеобщейцелиипутейеедостижения;умениедоговариватьсяораспределениифу нкцийиролейвсовместнойдеятельности;осуществлятьвзаимныйконтрольвсовместнойдеятельнос ти,адекватнооцениватьсобственноеповедениеиповедениеокружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон исотрудничества. ПроведениеиндивидуальнойигрупповойкоррекционнойработысобучающимисясЗПРдолж нопривестик: освоениюдетьми сЗПРАООПНООМАОУСОШ№92; интеграцииданнойкатегориидетейвобразовательнуюорганизацию; уменьшениюколичестваобучающихсясостойкимипроблемамив обучениииличностномразвитии; развитиюпознавательнойактивностидетей; повышению учебноймотивации ушкольников; формированиювысокоэффективныхповеденческихстратегийиличностныхресурсов удетей сЗПР; предупреждению физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок уобучающихсясЗПР. 10 4. Принципыи направленияреализациипрограммы Психолого-педагогическоесопровождениеобучающихсясограниченнымивозможностями здоровья осуществляется на основе комплексного взаимодействия различныхспециалистовиродителей (законныхпредставителей). Сопровождение данной категории обучающихся определяетсяследующимипринципами: ...Соблюдениеинтересовребенка.Принципопределяетпозициюспециалиста,которыйпризванреш атьпроблемуребенкасмаксимальнойпользойивинтересахребенка. ... Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то естьсистемный подход к анализу особенностей развития познавательных процессов обучающихся сОВЗ,атакжевсесторонниймногоуровневыйподходспециалистовразличногопрофиля,взаимодейс твие и согласованность их действийв решении проблем ребенка; участие в данномпроцессевсехучастников образовательной деятельности. ... Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям)непрерывностьпомощидополногорешенияпроблемыили определенияподходакеерешению. ... Вариативность.Принциппредполагаетсоздание вариативныхусловийдляполученияобразованияобучающимисясОВЗ. ... Рекомендательныйхарактероказанияпомощи.Принципобеспечиваетсоблюдениегарантированны х законодательством прав родителей (законных представителей) обучающихсявыбиратьформыполучениядетьмиобразования,образовательныеорганизации,защи щатьзаконныеправаи интересы детей. ... Гуманистический принцип. Опора на потенциальные возможности ученика, его интересы ипотребности;созданиеситуацийуспехав учении,общениисосверстникамиивзрослыми. ...Педагогическаяцелесообразность.Данныйпринципвключаетвсебясозданиекарты «Индивидуальногообразовательногомаршрута»,интеграцияусилийпедагогическогоколлектива (учитель, медицинский специалист, психолог, учитель-логопед, социальный педагоги др.). ТеоретикометодологическойосновойсопровожденияобучающихсясОВЗявляетсявзаимосвязьтрехподходов: ...нейропсихологического–выявляющегопричины,лежащиевосновешкольныхтрудностей; ...комплексного–обеспечивающегоучетпсихолого-медико-педагогическихзнанийоребенке; ...междисциплинарного – позволяющего осуществлять совместнораспределеннуюдеятельность специалистов, сопровождающихразвитиеребенка. Основныенаправлениядеятельности: 1. Диагностическоенаправление. Организацияиобеспечениепсихолого-медико-педагогическогообследованияобучающихся с ОВЗ с целью выявления недостатков в развитии познавательных процессов иэмоциональноволевойсферыиопределенияособыхобразовательныхпотребностейобучающихся. 2. Консультационноенаправление. НепрерывноеспециальноесопровождениеобучающихсясЗПР,ихсемей,педагогических работников повопросамреализациидифференцированныхпсихолого педагогическихусловийобучения,воспитания,коррекции,развитияисоциализации. 3. Коррекционно-развивающеенаправление. Создание условий для развития личности обучающихся с ОВЗи устранения отклонений вихпсихическомиличностномразвитии.Этоопределяетсянеобходимостьюобеспечениясоответств ия развития обучающихся возрастным нормативам, оказания помощи родителям ипедагогамвиндивидуализациипроцессаобученияивоспитаниядетей,развитииихспособностейи склонностей. 11 4. Информационно-просветительскоенаправление. 12 Информирование всех участников образовательных отношений по вопросам, связаннымсособенностямиорганизацииобразовательнойдеятельностидляданнойкатегориидетей, созданием необходимых условий для освоения учебного материала в нормативные сроки иобеспечениемличностнойсамореализацииданнойкатегориидетейвобразовательнойорганизации . 5. Динамическийконтроль. Помогаетотследитьэффективностьилинеэффективностьразработаннойпрограммыкоррекц ионнойработыпозволяетвнестисвоевременныекорректировкивперспективныепланы. 5.Условияреализациипрограммы 1. Психолого-педагогическоеобеспечение обеспечениедифференцированныхусловий(оптимальныйрежимучебныхнагрузок,вариативны е формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии срекомендациямипсихолого-медико-педагогической комиссии; обеспечениепсихолого-педагогическихусловий(коррекционнаянаправленностьучебновоспитательногопроцесса;учётиндивидуальныхособенностейребёнка;соблюдениекомфортногоп сихоэмоциональногорежима;использованиесовременныхпедагогическихтехнологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательногопроцесса,повышения егоэффективности,доступности); обеспечениеспециализированныхусловий(выдвижениекомплексаспециальныхзадачобучения, ориентированныхнаособыеобразовательныепотребностиобучающихсясограниченнымивозможн остямиздоровья;введениевсодержаниеобученияспециальныхразделов,направленныхнарешениез адачразвития ребёнка,отсутствующихвсодержанииобразованиянормальноразвивающегосясверстника;использ ованиеспециальныхметодов,приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ,ориентированныхнаособыеобразовательные потребностидетей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушенияразвитияребёнка;комплексноевоздействиенаобучающегося,осуществляемоенаиндив идуальных и групповыхкоррекционныхзанятиях); обеспечениездоровьесберегающихусловий(оздоровительныйиохранительныйрежим,укрепле ние физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных ипсихологическихперегрузокобучающихся,соблюдениесанитарногигиеническихправилинорм);обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимоот степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьмивпроведениивоспитательных,культурно-развлекательных,спортивнооздоровительныхииныхдосуговыхмероприятий; развитиесистемыобученияивоспитаниядетей,имеющихсложныенарушенияпсихическогои (или) физического развития. 2. Программно-методическоеобеспечение В процессе реализации коррекционной работыс обучающимисяс ОВЗпедагогпсихологиспользует диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый дляосуществленияегопрофессиональной деятельности. 3. Материально-техническоеиинформационноеобеспечение № 1. 2 Оборудование Техническоеобеспечение Колонки Ноутбук Количество/шт. 1 1 Канцелярскиетовары 1. ЛистыА4 2пачки 13 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. Цветныекарандаши Фломастеры Клей-карандаш Тетради вклетку Цветнаябумага Необходимоеоборудование Учебный кабинет Стулья Парты Учительскийстол 5пачек 5пачек 3штуки 10штук 10штук 1 5 2 1 Учебно-методическоеобеспечение АбрамоваГ.С.Психологическоеконсультирование:Теорияиопыт:Учеб.посо биедлястуд.высш. пед.учеб.заведений.–М.:Изд. центр «Академия»,2000.–240с. БуяновМ.И. Беседыодетскойпсихиатрии:Кн.Дляучителя.–М.: Просвещение,1986.–208с. ВенгерА.Л.Психологическоеконсультированиеидиагностика. Практическоеруководство.Часть 2. –М.:Генезис,2007.–128с. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособиедля студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М.Прихожан,В.В.Зацепин.–М.:Издательскийцентр«Академия»,1998. – 320с. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическаяпсихология на каждый день/4-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ-ПРЕССКНИГА,2002. – 336 с. 6. КрутецкийВ.А.Основыпедагогическойпсихологии.М.,«Просвещение», 1972.– 255 с. 7. Левин Я.Н. Семнадцать уроков школьного воспитания. - РФ ОтделобразованияАдминистрацииОктябрьскогорайонаг.Екатеринбурга.19 99 г.-198с. 8. Методические рекомендации по организации психолого-медикопедагогического сопровождения детей с оособыми образовательнымипотребностями в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Екатеринбург:МБУИМЦ«ЕкатеринбургскийДомУчителя»,2016.–68 с. 9. Научныйжурнал«Вопросыпсихологии».2008.№4.–192с. 10. НемовР.С.Психология:Пособиедля учащихся:10-11кл.–М.: Просвещение,1995.–239с. 11. Никольсская О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / ОльгаНикольская,ТатьянаФомина,СветланаЦыпотан.–М.:Чистыепруды, 2006.–32с.–(Библиотечка «Первогосентября»,серия«Школьныйпсихолог».Вып. 2 (8)). 12. Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления : социальнопсихологический тренин / Е.Осипова, Е. Чуменко. – М.: Чистые пруды,2007.–32с.–(Библиотечка«Первогосентября», серия«Школьный психолог». Вып.5(17)). 14 13. Популярнаяпсихология:Хрестоматия:Учеб. пособиедлястудентов пединститутов/Сост.В.В.Мироненко.-М.:Просвещение,1990.-399с. 15 14. Савенков А.И. Как рассадить детей в классе : психологическоепространстволичностиребенка/А.И.Савенков. – М.:Чистыепруды,2006.–32с.–(Библиотечка«Первогосентября», серия«Школьный психолог». Вып.4(10)). 15. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развитияпознавательнойдеятельностиребёнка.Дошкольныйимладший школьныйвозраст.-М.:Айрис-пресс,2010. 15. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия скоментариямипокурсу«Введениевпсихологию».3-еиздание.М.: Смысл,1997. –653с. 16. СтоляренкоЛ.Д.Основыпсихологии.5-еизд.,перераб.и доп.(Серия «Учебники, учебныепособия».)–Ростовн/Д:Феникс,2002. –672с. Электронно-образовательныересурсы 1. http://fgosreestr.ru 2. http://fgos-ovz.herzen.spb.ru 3. http://tasoteka.rusedu.net/category/1654/4202 16 6.Содержаниепрограммы ОбъемпрограммыкоррекционнойработысобучающимисясОВЗпоразвитиюпознавательны х процессов рассчитан на 9 месяцев. Всего 33 занятия при частоте встреч 1 раз внеделю для обучающихся 1-ых классов и 34 занятия при частоте встреч 1 раз в неделю дляобучающихся 2-4 классов. Продолжительность одного занятия для обучающихся 2-4 классов от35до 40минут, дляобучающихся1-ыхклассов занятиедлится неболее35минут. ЗанятиясобучающимисясЗПР строятсясучетомосновных принципов: 1. Принцип системности коррекционных задач (исправление или сглаживание отклонений инарушенийразвития,преодолениетрудностейразвития),профилактическихзадач(предупреждени е отклонений и трудностей в развитии) и развивающих задач (стимулирование,обогащениесодержания развития, опораназонуближайшегоразвития). 2. Принципединствадиагностикиикоррекцииреализуетсявдвухаспектах: Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностическогообследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделатьзаключениеобвозможныхпричинахдефицитарностиразвитияистроитькоррекционнуюраб оту,исходя из ближайшегопрогнозаразвития. Реализациякоррекционнойработытребуетотпедагогапсихологапостоянногоконтролядинамикиизмененийвразвитиипознавательныхпроцессовилично сти,поведении,деятельности, эмоциональном состоянии ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вноситьнеобходимыеизменения вкоррекционно-развивающуюработу. 3. Деятельностныйпринцип определяеттактикупроведениякоррекционнойработычерезактивизациюдеятельностикаждогоуче ника,чтообеспечиваетнеобходимуюосновудляположительнойдинамики вразвитиикаждого обучающегосясЗПР. 4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации впределах психофизических особенностей каждого обучающегося с ЗПР. Коррекционная работадолжнасоздавать оптимальныевозможности для индивидуализацииразвития. 5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решениикоторыхвозникаюткакиелибопрепятствия.Ихпреодолениеспособствуетразвитиюобучающихся с ОВЗ, раскрытию их возможностей и способностей. Каждое задание должнопроходить ряд этапов (от простого к сложному). Уровень сложности должен быть доступенконкретномуребенку.Этопозволяетподдерживатьинтерескработеидаетвозможностьисп ытать радостьпреодоления трудностей. 6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации занятий такимобразом,чтобыуучащихсяразвивалсянавыкпереносаобработкиинформации,следовательно –механизмсамостоятельногопоиска,выбораипринятиярешения. 7. Принципучетаэмоциональнойокрашенностиматериала предполагает,чтобыигры,заданияи упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительныеэмоцииобучающихся сОВЗ. Вовремязанятийуобучающихсяпроисходитстановлениеразвитыхформсамосознания,самоконтро ляисамооценки.Отсутствиеотметокснижаеттревожностьинеобоснованноебеспокойствообучающ ихся,исчезаетбоязньошибочныхответов.Врезультатеудетейформируетсяотношениек даннымзанятиямкакк средствуразвитиясвоей личности. Занятияпроходятвиндивидуальнойигрупповойформах. Данный курс состоит из системы тренировочныхупражнений, специальных заданий,дидактических и развивающих игр. На занятиях применяютсязанимательные и доступные дляпонимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д.,чтопривлекательно длямладшихшкольников. На каждом групповом занятии проводится коллективное обсуждение решения какоголибозадания.Наэтомэтапеудетейформируетсятакоеважноекачество,какосознаниесобственныхде 17 йствий,самоконтроль,возможностьдатьотчетввыполняемыхшагахпривыполнении любойтрудности. 18 заданий На занятиях используются задания разной сложности, поэтому все обучающиеся с ОВЗмогутпочувствоватьуверенностьвсвоихсилах. Наэтихзанятияхдетичастосамиоцениваетсвоиуспехи.Этосоздаетособыйположительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнятьпредлагаемыезадания. Заданияпостроенытакимобразом,чтоодинвиддеятельностисменяетсядругим,различныете мыиформыподачиматериалаактивночередуютсявтечениеурока.Этопозволяетсделатьработудина мичной, насыщеннойименееутомляемой. Впроцессевыполнениякаждогозаданияпроисходитразвитиепочтивсехпознавательных процессов, но каждый раз акцентделается на каком-то одном из них. Это даетребенку с ОВЗ возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческихотношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционныхмероприятийпозволяетсократить разрыввразвитиипознавательнойсферымеждудетьми. Развитиевосприятия Развитиеслуховых,осязательныхощущений.Формированиеиразвитиепространственныхп редставлений.Развитиеуменияориентироватьсявпространствелиста.Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения.Формированиенавыковправильногоиточноговосприятияпредметовиявлений.Трениро вочныеупражненияидидактическиеигрыпоразвитиювосприятияинаблюдательности. Развитиепамяти Диагностикапамяти.Развитиезрительной,слуховой,образной,смысловойпамяти.Трениров очныеупражненияпоразвитиюточностиибыстротызапоминания,увеличениюобъемапамяти, качествавоспроизведения материала. Развитиевнимания Диагностикапроизвольноговнимания.Тренировочныеупражнениянаразвитиеспособности переключать,распределятьвнимание,увеличениеобъемаустойчивости,концентрациивнимания. Развитиемышления Формированиеумениянаходитьивыделятьпризнакиразныхпредметов,явлений,узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с ихпризнаками.Формированиеумениявыделятьглавноеисущественное,умениесравниватьпредмет ы,выделятьчертысходстваиразличия,выявлятьзакономерности.Формированиеосновных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения,умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путемрешениялогическихзадачи проведения дидактическихигр. Развитиевоображения Развитие воссоздающего (репродуктивного) воображения, перерабатывающего образыдействительности.Умениеизменятьсюжетнуюлиниюрассказов,представлятьсобытиявовр емени, изображать ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом способствуетформированиеприемовсмысловогозапоминания).Совершенствованиевоссоздающе го(репродуктивного)воображенияуобучающихсясОВЗсоздаетусловиядляразвитиятворческого(п родуктивного)воображения. Содержаниемероприятийврамкахреализациипрограммы № МероприяСодержаниедеятельности Предполагаемыйрезультат Ответсттие венный 1. Психологическаядиагн остика Выявлениеособенностейпозна вательнойиэмоциональноволевойсферобучающихсясЗП Р 19 Выявлениенедостатковвразвит иипознавательныхпроцессовио собыхобразовательныхпотребн остейобучающихсясЗПР Педагогпсихолог 2. Консультирование Психологические рекомендациипо особенностям организацииобразовательнойдея тельности икоррекционноразвивающейработы Информированиевсехучастнико вобразовательныхотношенийпо вопросам,связаннымсособеннос тямиобучения,развитияиадапта цииобучающихсясЗПР Педагогпсихолог 3. Психологическаякорр екция Проведение групповых ииндивидуальных коррекционно-развивающих занятий поразвитию познавательныхпроцессов с обучающимися сЗПР Педагогпсихолог 4. Психологическаядиагн остика Динамический контрольразвития познавательнойиэмоциональ новолевойсферобучающихсясЗ ПР Уменьшение степенивыраженности дефицита вразвитии познавательныхпроцессов, его поведенческихпоследствий, предупреждениепоявлениявторич ныхотклоненийв развитии, обеспечениемаксимальной реализациипотенциалаобучающи хсясЗПР Мониторинг динамики развитияобучающихся с ЗПР, ихуспешности в освоенииадаптированной основнойобразовательной программы,корректировка коррекционноразвивающихмероприятий Педагогпсихолог Контрольиоценкапланируемыхрезультатов Дляоценкиэффективностиразработаннойпрограммыкоррекционнойработысобучающими ся с ЗПР по развитию познавательных процессов можно использовать мониторинг,отражающий динамикусостояния обучающихся: 1. Численность/процентвыявленныхобучающихся,имеющихограниченныевозможност издоровья,своевременнополучившихкоррекционно-развивающуюпомощь. 2. Численность/процент обучающихся с ЗПРкачественно освоивших АООП НОО МАОУСОШ№92. 3. УспешнаяадаптацияобучающихсясЗПРкусловиямобразовательнойорганизации. 4. Уменьшение степени выраженности нарушения в развитии познавательных процессовиэмоциональноволевойсферы,егоповеденческихпоследствий,появлениявторичныхотклоненийвразвитииобучаю щихся. Психолого-педагогическая диагностика проводится до начала реализации коррекционноразвивающей работы с обучающимся с ОВЗ и после ее окончания. Критерием эффективностибудетслужитьположительнаядинамикавразвитиипознавательныхпроцессовиэмоц ионально-волевойсферы. Дляотслеживаниярезультатов предусматриваютсявследующиеформыконтроля: Стартовый контроль (входная диагностика), позволяющий определить исходныйуровеньразвитияпознавательныхпроцессов,обучающихсясОВЗ пометодикамАхутинойТ.В.,Семаго Н.Я.,СемагоМ.М., Екжановой Е.А. Текущийконтроль(контрольнаядиагностика): прогностический,тоестьпроигрываниевсехоперацийучебногодействиядоначалаего реального выполнения; пооперационный,тоестьконтрользаправильностью,полнотойипоследовательность 20 ювыполненияопераций, входящихвсоставдействия; 21 рефлексивный,контроль,обращенныйнаориентировочнуюоснову,«план»действияи опирающийся напониманиепринципов егопостроения; контрольпорезультату,которыйпроводитсяпослеосуществленияучебногодействия методомсравненияфактическихрезультатовиливыполненныхоперацийсобразцом. Текущийконтроль(контрольнаядиагностика), позволяющийопределитьпромежуточныйуровеньразвитияпознавательныхпроцессов,обучающи хсясОВЗ пометодикамАхутиной Т.В., СемагоН.Я.,Семаго М.М. Итоговый контроль (итоговая диагностика), позволяющий определить итоговый уровеньразвития познавательных процессов, обучающихся с ОВЗ по методикам Ахутиной Т.В., СемагоН.Я.,СемагоМ.М., ЕкжановойЕ.А. Содержательныйконтрольиоценка результатовразвитияобучающихсясОВЗпредусматривает выявление индивидуальной динамики развития познавательных процессов иэмоциональноволевойсферыинедопускаетсравненияодногоребенкасдругимидетьми. Дляоценкиэффективностизанятийиспользуютсяследующиепоказатели: степеньпомощи,которуюоказываетпедагогпсихологобучающимсяпривыполнениизаданий; поведениеобучающихсяназанятиях(живость,активность,заинтересованностьшколь никовобеспечивают положительныерезультаты занятий); результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется,справляютсялиученикисэтимизаданиямисамостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышениеуспеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работойобучающихся с ОВЗ на уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности,улучшениемыслительной деятельности). Модель коррекционного занятия с обучающими с ЗПРпоразвитиюпознавательных процессов 1. Разминка (3 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у ребятопределенногоположительногоэмоциональногофона,безкоторогоэффективноеусвоениезна нийневозможно.Поэтомувопросы,включенныевразминку,достаточнолегкие.Ониспособны вызватьинтересу детей,ирассчитаны на сообразительность, быстроту реакции,окрашены немалой долей юмора. При этом они подготавливают ребенка к активной учебнопознавательнойдеятельности. 2. Тренировкаиразвитиепсихическихмеханизмов,лежащихвосновепознавательныхсп особностей,памяти,внимания,воображения,мышления.(12минут–динамическаяпауза– 12минут).Используемыенаэтомэтапезанятиязаданиянетолькоспособствуют развитию познавательных процессов, но и позволяют, неся соответствующуюдидактическуюнагрузку,углублятьзнанияребят,разнообразить методыиприемыпознавательнойдеятельности,выполнять логическипоисковыеитворческиезадания. 3. Динамическаяпауза(3минуты),проводимаянакоррекционноразвивающихзанятиях, не только развивает двигательную сферу обучающихся с ОВЗ, но и способствуетразвитиюумениявыполнятьнесколькоразличныхзаданий одновременно. 4. Подведениеитоговзанятия(5минут). 22 7.План коррекционнойработысобучающимисясЗПР(вариант7.1) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Развиваемыепознавательныепроцессы Стартовыйконтроль(входнаядиагностика)уровняразвитиямы шления,внимания,восприятия,воображения,памятии мелкоймоторики. Развитие пространственных представлений. Развитие концентрациивнимания.Графическийдиктант. Развитие воображения. Развитие произвольного внимания. Графическийдиктант. Развитие пространственных представлений. Развитие мышления.Развитиеграфическихнавыков. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Развитиезрительно-пространственноговосприятия. Графическийдиктант. Развитие аналитических способностей. Развитие речи. Совершенствование мыслительных операций. Развитиемежполушарноговзаимодейств ия. Совершенствованиевоображения.Развитиемежполушарноговзаи модействия.Заданиепоперекладываниюспичек.Рисуем пообразцу. Развитиепространственныхи«квазипространственных»представ ленийРазвитиелогическогомышления.Совершенствованиемысл ительныхопераций.Графический диктант. Развитиеконцентрациивниманияисамоконтроля.Развитие мышления.Развитиемежполушарноговзаимодействия. Тренировкавнимания.Развитиемышления. Графический диктант. Развитие пространственных представлений и графических навыков.Развитиемышления. Развитиеречи. Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитическихспособностей.Совершенствование мыслительныхопераций. Графическийдиктант. Совершенствование воображения. Задания развитие пространственногомышления.Рисуемпообразцу. Развитие логического мышления. Развитие речи.Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Развитие концентрации внимания. Развитие зрительнопространственноговосприятия. Развитиемышления.Графическийдиктант. Тренировкавниманияисамоконтроля.Развитиемышления. Графическийдиктант. Текущий контроль (контрольная диагностика) уровняразвития мышления, внимания, восприятия, воображения, 23 Класс 1-4 Колвочас ов 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 памятиимелкоймоторики. 18. 19. Развитиепространственныхпредставлений. Развитиемышления.Графическийдиктант. Тренировказрительнойпамяти.Развитиемышления.Развитие 24 1-4 1 1-4 1 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. межполушарноговзаимодействия. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительныхопераций.Графическийдиктант. Совершенствованиевоображения.Заданияпоперекладыванию спичек.Развитиенаглядно-образногомышления. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительныхопераций.Графическийдиктант. Развитие концентрации внимания. Расширение возможностейзрительно-пространственноговосприятия. Развитиемышления.Графическийдиктант. Развитиепространственныхпредставлений Развитиемышления.Графическийдиктант. Развитиемышления. Развитие зрительно-пространственного восприятия.Развитиемежполушарноговзаимодействия. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графическийдиктант. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительныхопераций.Графическийдиктант. Совершенствование воображения. Задания развитие пространственногомышления.Геометрическиефигуры. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие межполушарноговзаимодействия. Тренировка внимания. Расширение возможностей зрительнопространственноговосприятия Развитиемышления.Графическийдиктант. Развитиемышления.Развитиевоображения.Развитиеречи. Графическийдиктант. Развитиеконцентрациивниманияисамоконтроля.Развитие графических навыков. Развитие межполушарноговзаимодействия. Итоговыйконтроль(итоговаядиагностика)уровняразвитиямы шления,внимания,восприятия,воображения,памятии мелкоймоторики. Тренировкавосприятия. Развитие мышления. Графический диктант. Итоговыйконтроль(итоговаядиагностика)уровняразвития мышления,внимания,восприятия,воображения,памятиимелкойм оторики. 25 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-4 1 1-ые 1 2-4 1 2-4 1