Приложение кадаптированной основнойобщеобразовательнойпрограмме -адаптированной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ№92 I. Пояснительнаязаписка Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке»разработананаосноветребованийФедеральногогосударственногообразовательногост андартаначальногообщегообразованияобучающихсясограниченнымивозможностями здоровья (далее–Стандарт) к результатамосвоения АООПНООисиспользованием примерной адаптированнойосновнойобщеобразовательной программыначального общего образованияобучающихся сзадержкойпсихическогоразвития. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми сзадержкой психического развития (вариант 7.1).Обучение осуществляется в условияхинклюзии. Содержание обучения соответствует основной общеобразовательной программе НОО МАОУ СОШ№ 92,разработаннойдляобычныхдетей. Представленнаяпрограмма,сохраняяосновноесодержаниеобразования,принятоед лямассовойшколы,отличаетсятем,чтопредусматриваеткоррекционнуюнаправленнос ть обучения. В виду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практическойнаправленностиобученияпроводитсякоррекционнаяработа,котораявключает следующие направления: Совершенствованиедвиженийисенсомоторногоразвития: развитиемелкоймоторикиипальцеврук;развитиенавыковкаллиграфии;развитиеартикуляцио нноймоторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитиевосприятия,представлений,ощущений;коррекция–развитиепамяти;коррекция– развитие внимания;формирование обобщенных представлений освойствах предметов(цвет,форма,величина);развитиепространственныхпредставленийиориентации;р азвитиепредставленийовремени. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;развитие словесно-логическогомышления (умение видетьиустанавливатьлогическиесвязимеждупредметами,явлениямиисобытиями). Развитиеосновныхмыслительныхопераций: развитиеумениясравнивать,анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работатьпословеснойиписьменнойинструкциям, алгоритму;умениепланироватьдеятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитиеинициативности,стремлениядоводитьначатоеделодоконца;формированиеуменияп реодолеватьтрудности;воспитаниесамостоятельностипринятиярешения;формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки;формированиеуменияанализироватьсвоюдеятельность;воспитаниеправильног оотношенияк критике. Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекциянарушенийустнойиписьменнойречи;коррекциямонологическойречи;коррекцияд иалогическойречи;развитиелексико-грамматическихсредствязыка. Расширениепредставленийобокружающем миреиобогащениесловаря. Коррекцияиндивидуальныхпробеловвзнаниях. Учебныйпредмет«Литературноечтениенародномязыке»являетсяпредметомобязательн 2 ойчастиучебногопланаМАОУСОШ№92,входитвобразовательнуюобласть«Роднойязык илитературноечтение народномязыке». Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»должнообеспечивать: Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языковогоикультурногопространстваРоссии,оязыкекакосновенациональногосамосозн ания. 3 Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родномязыке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностейктворческойдеятельностинародномязыке. II. Общая характеристикаучебногопредмета Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования.Содержаниепрограммынаправленонадостижениерезультатовосвоенияосновн ойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованиявчаститребований,заданныхф едеральнымгосударственнымобразовательнымстандартомначальногообщегообразованияк предметнойобласти«Роднойязыкилитературноечтениенародномязыке».Программаориенти ровананасопровождениеиподдержкукурсалитературногочтения,входящеговобразовательн уюобласть«Русскийязыкилитературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном русскомязыкеврамкахпредметной области«Роднойязыкилитературноечтениенародномязыке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержаниюхарактером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русскойлитературывразныхрегионахРоссийскойФедерации.ВУказеПрезидентаРФот6декаб ря2018г.№ 703«ОвнесенииизмененийвСтратегиюгосударственнойнациональной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденнуюУказомПрезидентаРоссийскойФедерацииот19декабря2012г.№1666,отмечае тся,что «общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурнойдоминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современноероссийское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, которыйоснованнасохранениииразвитиирусскойкультурыиязыка,историческогоикультурн ого наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такиеосновополагающиеобщечеловеческиепринципы,какуважениесамобытныхтрадицийн ародов,населяющих Российскую Федерацию,и интегрирование их лучших достиженийвединую российскую культуру». ВсоответствиистребованиямиФГОСНООкрезультатамосвоенияосновнойобразовате льнойпрограммыпоучебномупредмету«Литературноечтениенародномязыке» курснаправленнаформирование понимания родной литературыкакодной изосновныхнационально-культурныхценностейнарода,какособогоспособапознанияжизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачинравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальнойистории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языкедляобеспечениякультурнойсамоидентификации. В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысльо том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых длянациональной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но ипередачиподрастающемупоколению,русскаялитератураустанавливаеттемсамымпреемств енную связь прошлого, настоящего и будущего русской национальнокультурнойтрадициивсознаниимладшихшкольников. Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родномязыке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связанспредметом«Роднойязык(русский)».Изучениепредмета«Литературноечтениенародн ом(русском)языке»способствуетобогащениюречишкольников,развитиюихречевой культуры и коммуникативной компетенции. Оба курса объединяет культурноисторический подход к представлению дидактического материала, на основе котороговыстраиваютсяпроблемно-тематическиеблокипрограммы.Каждыйизпроблемно4 тематическихблоковвключаетсопряжённыеснимключевыепонятия,отражающиедуховнуюи материальнуюкультурурусскогонародавих историческойвзаимосвязи.Еще 5 однойобщейчертойдвухкурсовявляетсяконцентрированиеихсодержаниявокругинтересов и запросов ребенка младшего школьного возраста, что находит отражение вспецификевыбранныхпроизведений.Даннаяпрограммасоотноситсяс«Примернойпрограм мойпоучебномупредмету«Роднойязык(русский)»дляобразовательныхорганизаций,реализу ющихпрограммыначальногообщегообразования»науровне:целевыеустановок,концептуаль ныхосновпостроениякурсов;принциповотборасодержания;координацииосваиваемыхмлад шимишкольникамиключевыхпонятий. Содержаниекурса«Литературноечтениенародном(русском)языке»непредусматрива етдублированияпроизведений,изучаемыхвосновномкурселитературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурногокругозорамладшихшкольников;произведенияфольклораирусскойклассики,сов ременнойрусскойлитературы,входящиевкругактуальногочтениямладшихшкольников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми длянациональногосознания и русской культурыпонятиями. Предложенные для чтения иизучениямладшимшкольникампроизведениярусскойлитературыотражаютразныестороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро,сострадание,великодушие,милосердие,совесть,правда,любовьидр.). III. Описаниеместаучебногопредмета вучебномплане По учебному плану МАОУ СОШ №92программа рассчитана на общую учебнуюнагрузкувобъеме34часа. 2-3класс –17часоввгод. IV. Ценностныеориентирысодержанияучебногопредмета Литературное чтение на родном языке (русском) как учебный предмет в начальнойшколе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Наэтихурокахучащиесязнакомятсясхудожественнымипроизведениями,нравственныйпотен циал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятияхудожественногопроизведенияформируетсядуховнонравственноевоспитаниеиразвитие учащихся начальных классов. Литературное чтение на родном языке как видискусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа ичеловечестваиспособствуетформированиюличностныхкачеств,соответствующихнациона льнымиобщечеловеческимценностям.Наурокахлитературногочтениянародномязыкепродо лжаетсяразвитиетехникичтения,совершенствованиекачествачтения,особенноосмысленнос ти.Читаяианализируяпроизведения,ребенокзадумываетсянадвечнымиценностями:добром,с праведливостью,правдойит.д.Огромнуюрольприэтомиграетэмоциональноевосприятиепрои зведения,котороеформирует эмоциональную грамотность. Система духовно нравственного воспитания иразвития,реализуемаяврамкахурокалитературногочтения,формируетличностныекачества человека,характеризующие егоотношениекдругимлюдям,кРодине. V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебногопредмета«Литературное чтение народном языке» Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» при полученииначального общего образования направленонадостижениеличностных,метапред метныхипредметныхрезультатов. Личностныерезультатыдолжныотражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своюРодину,российскийнародиисториюРоссии,осознаниесвоейэтническойинациональной принадлежности;формированиеценностеймногонациональногороссийскогообщества;стан овлениегуманистическихидемократическихценностныхориентаций; 2) формированиецелостного,социальноориентированноговзгляданамирвегоорганичномед 6 инствеиразнообразииприроды,народов,культурирелигий; 7 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре другихнародов; 4) овладениеначальныминавыкамиадаптациивдинамичноизменяющемсяиразвивающемс ямире; 5) принятиеиосвоениесоциальнойролиобучающегося,развитиемотивовучебнойдеятельнос тииформированиеличностногосмысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе винформационнойдеятельности,наосновепредставленийонравственныхнормах,социальной справедливостиисвободе; 7) формированиеэстетическихпотребностей,ценностейичувств; 8) развитиеэтическихчувств,доброжелательностииэмоциональнонравственнойотзывчивости,понимания исопереживаниячувствамдругихлюдей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях,умениянесоздаватьконфликтовинаходить выходы из спорныхситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации ктворческомутруду,работенарезультат,бережномуотношениюкматериальнымидуховнымц енностям. Метапредметныерезультатыдолжныотражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,поиска средствееосуществления; 2) освоениеспособоврешенияпроблемтворческогоипоисковогохарактера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболееэффективные способыдостижениярезультата; 4) формированиеуменияпонимать причиныуспеха/неуспехаучебнойдеятельностииспособностиконструктивнодействоватьда же вситуацияхнеуспеха; 5) освоениеначальныхформпознавательнойиличностнойрефлексии; 6) использованиезнаковосимволическихсредствпредставленияинформациидлясозданиямоделейизучаемыхобъектов ипроцессов,схемрешенияучебныхипрактическихзадач; 7) активноеиспользованиеречевыхсредствисредствинформационныхикоммуникационны хтехнологий(далее-ИКТ)длярешениякоммуникативныхипознавательныхзадач; 8) использованиеразличныхспособовпоиска(всправочныхисточникахиоткрытомучебноми нформационномпространствесетиИнтернет),сбора,обработки,анализа,организации,переда чииинтерпретацииинформациивсоответствиискоммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; втомчислеумениевводить текстс помощью клавиатуры,фиксировать(записывать) вцифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовитьсвоевыступлениеивыступатьсаудио-,видеоиграфическимсопровождением;соблюдатьнормыинформационнойизбирательности,этикии этикета; 9) овладениенавыкамисмысловогочтениятекстовразличныхстилейижанроввсоответствии сцелямиизадачами;осознанностроитьречевоевысказываниевсоответствиисзадачамикомму никацииисоставлятьтекстывустнойиписьменнойформах; 10) овладениелогическимидействиямисравнения,анализа,синтеза,обобщения,классифика циипородовидовымпризнакам,установленияаналогийипричинноследственныхсвязей,построениярассуждений,отнесения кизвестнымпонятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможностьсуществованияразличныхточекзренияиправакаждогоиметьсвою;излагатьсвое мнение иаргументироватьсвоюточкузренияиоценкусобытий; 8 12) определениеобщейцелиипутейеедостижения;умениедоговариватьсяораспределенииф ункцийиролейвсовместнойдеятельности;осуществлятьвзаимныйконтрольвсовместнойдеят ельности,адекватнооцениватьсобственноеповедениеиповедениеокружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторонисотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов иявлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) всоответствиис содержаниемконкретногоучебногопредмета; 15) овладениебазовымипредметнымиимежпредметнымипонятиями,отражающимисущест венные связииотношениямеждуобъектамиипроцессами; 16) умениеработатьвматериальнойиинформационнойсреденачальногообщегообразования (втомчислесучебнымимоделями)всоответствииссодержаниемконкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользованиясловарямивсистемеуниверсальныхучебныхдействий. Предметныерезультатыдолжныотражать: 1) пониманиероднойлитературыкакоднойизосновныхнациональнокультурныхценностейнарода,как особогоспособа познания жизни,как явления национальнойимировойкультуры,средствасохраненияипередачи нравственныхценностейитрадиций; 2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формированиепредставленийомире,национальнойисторииикультуре,первоначальныхэтиче скихпредставлений,понятийодобреизле,нравственности;формированиепотребностивсисте матическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечениекультурнойсамоидентификации; 3) использованиеразныхвидовчтения(ознакомительное,изучающее,выборочное,поисково е);умениеосознанновосприниматьиоцениватьсодержаниеиспецификуразличных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственнуюоценкупоступковгероев; 4) достижениенеобходимогодляпродолженияобразованияуровнячитательскойкомпетентн ости, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух ипросебя,элементарнымиприемамиинтерпретации,анализаипреобразованияхудожественн ых, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарныхлитературоведческихпонятий; 5) осознаниекоммуникативноэстетическихвозможностейродногоязыканаосновеизучениявыдающихсяпроизведенийкуль турысвоегонарода,умениесамостоятельновыбиратьинтересующуюлитературу;пользоватьс ясправочнымиисточникамидляпониманияиполучениядополнительнойинформации. Врезультатеизученияучебногопредмета«Литературноечтениенародномязыке» обучающиеся на уровне начального общего образованияосознáют значимостьчтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам наосновеосознанияиразвитиядошкольногоивнешкольногоопыта,связанногосхудожественн ойлитературой.Уобучающихсябудетформироватьсяпотребностьвсистематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьникибудутсинтересомчитатьхудожественные,научнопопулярныеиучебныетексты,которыепомогутимсформироватьсобственнуюпозициювжизн и,расширяткругозор. Учащиесяполучатвозможностьпознакомитьсяскультурно-историческимнаследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств иэмоциональнонравственнойотзывчивости. Младшие школьники будутучиться полноценно воспринимать художественнуюлитературу,воспроизводитьввоображениисловесныехудожественныеобра зы,эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать 9 мнениесобеседника.Ониполучатвозможностьвосприниматьхудожественноепроизведениек ак 10 особыйвидискусства,соотноситьегосдругимивидамиискусствакакисточникамиформирован ияэстетическихпотребностейичувств,познакомятсяснекоторымикоммуникативными и эстетическими возможностями родногоязыка, используемыми вхудожественныхпроизведениях,научатсясоотноситьсобственныйжизненныйопытсхудоже ственнымивпечатлениями. Кконцу обучениявначальнойшколедетибудутготовыкдальнейшемуобучениюисистематическомуиз учениюлитературывсреднейшколе,будетдостигнутнеобходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированыуниверсальныедействия,отражающиеучебнуюсамостоятельностьипознавате льныеинтересы,основыэлементарнойоценочнойдеятельности. Выпускникиовладеюттехникойчтения(правильнымплавнымчтением,приближающи мсяктемпунормальнойречи),приемамипониманияпрочитанногоипрослушанногопроизведе ния,элементарнымиприемамианализа,интерпретацииипреобразованияхудожественных,нау чнопопулярныхиучебныхтекстов.Научатсясамостоятельновыбиратьинтересующуюлитературу ,пользоватьсясловарямиисправочниками,осознаютсебякакграмотногочитателя,способного ктворческойдеятельности. Школьникинаучатсявестидиалогвразличныхкоммуникативныхситуациях,соблюдая правиларечевогоэтикета,участвоватьвобсуждениипрослушанного(прочитанного)произвед ения.Онибудутсоставлятьнесложныемонологическиевысказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста поплану;составлятьнебольшиетекстыповествовательногохарактерасэлементамирассужден ияиописания.Выпускникинаучатсядекламировать(читатьнаизусть)стихотворныепроизведе ния.Ониполучатвозможностьнаучитьсявыступатьпередзнакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями,используяиллюстративныйряд(плакаты,презентацию). Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной инаучнопопулярнойлитературой,будутнаходитьииспользоватьинформациюдляпрактическойработ ы. Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическомуровнеосознаютзначимостьработывгруппе иосвоятправилагрупповойработы. Виды речевой и читательской деятельностиВыпускникнаучится: – осознаватьзначимостьчтениядлядальнейшегообучения,саморазвития;воспри нимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;пониматьцельчтения:удовлетворениечитательскогоинтересаиприобретение опытачтения,поискфактовисуждений,аргументации,инойинформации; – прогнозироватьсодержаниетекстахудожественногопроизведенияпозаголовку ,автору,жанруиосознаватьцельчтения; – читатьсоскоростью,позволяющейпониматьсмыслпрочитанного; – различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,справочный),опираясьнаособенностикаждоговидатекста; – читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаическиепроизведенияидекламироватьстихотворныепроизведенияпослепредваритель нойподготовки; – использоватьразличныевидычтения:изучающее,выборочноеознакомительное ,выборочноепоисковое,выборочноепросмотровоевсоответствиисцельючтения(длявсехвидо втекстов); – ориентироватьсявсодержаниихудожественного,учебногоинаучно11 популярноготекста,пониматьегосмысл(причтениивслухипросебя,припрослушивании): 12 – дляхудожественныхтекстов:определятьглавнуюмысльигероевпроизведения; воспроизводитьввоображениисловесныехудожественныеобразыикартиныжизни,изображе нныеавтором;этическиоцениватьпоступкиперсонажей,формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события иустанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главнуюмысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты,описания), заданную в явном виде; задаватьвопросы по содержанию произведения иотвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова сопоройнаконтекст,сиспользованиемсловарейидругойсправочнойлитературы; – для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;находитьвтекстетребуемуюинформацию(конкретныесведения,факты,описанияявле ний, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста иотвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова сопоройнаконтекст,сиспользованиемсловарейидругойсправочнойлитературы; – использоватьпростейшиеприемыанализаразличныхвидовтекстов: – для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями,фактами,поступками(мотивы, последствия), мыслями, чувствамигероев, опираясь насодержание текста; – длянаучнопопулярныхтекстов:устанавливатьвзаимосвязьмеждуотдельнымифактами,событиями,явле ниями,описаниями,процессамиимеждуотдельнымичастямитекста,опираясьнаегосодержан ие; – использоватьразличныеформыинтерпретациисодержаниятекстов: – для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясьнасодержаниитекста;составлятьхарактеристику персонажа;интерпретироватьтекст,опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливатьсвязи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию ипоступки героев,объяснять(пояснять)поступки героев,опираясьнасодержаниетекста; – длянаучнопопулярныхтекстов:формулироватьпростыевыводы,основываясьнатексте;устанавливатьсв язи,отношения,невысказанныевтекстенапрямую,например,объяснятьявленияприроды,пояс нятьописываемыесобытия,соотносяихссодержаниемтекста; – ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельноделатьвыводы,соотноситьпоступкигероевснравственныминормами(только дляхудожественныхтекстов); – различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный),опираясьнаособенностикаждоговида текста (длявсехвидовтекстов); – передаватьсодержаниепрочитанногоилипрослушанногосучетомспецификите кста ввиде пересказа (полногоиликраткого)(длявсехвидовтекстов); – участвоватьвобсуждениипрослушанного/прочитанноготекста(задаватьвопро сы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевогоэтикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всехвидовтекстов). Выпускникполучит возможностьнаучиться: – осмысливать эстетические инравственныеценностихудожественноготекста ивысказыватьсуждение; – осмысливатьэстетическиеинравственныеценностихудожественноготекстаив ысказыватьсобственноесуждение; – высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)произведении,доказыватьиподтверждатьегофактамисоссылк 13 аминатекст; – устанавливатьассоциациисжизненнымопытом,свпечатлениямиотвосприятия другихвидовискусства; 14 – составлятьпоаналогииустныерассказы(повествование,рассуждение,описание ). Круг детского чтения (для всех видов текстов)Выпускникнаучится: – осуществлятьвыборкнигивбиблиотеке(или вконтролируемомИнтернете) позаданнойтематикеили пособственномужеланию; – вестисписокпрочитанныхкнигсцельюиспользованияеговучебнойивнеучебно йдеятельности,втомчисле для планированиясвоегокругачтения; – составлятьаннотациюикраткийотзывнапрочитанноепроизведениепозаданном уобразцу. Выпускникполучит возможностьнаучиться: – работатьстематическимкаталогом; – работатьсдетскойпериодикой; – самостоятельнописатьотзывопрочитаннойкниге(в свободнойформе). Литературоведческаяпропедевтика(толькодляхудожественныхтекстов)Выпускни кнаучится: – распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественнойвыразительности); – отличать на практическом уровне прозаический текстотстихотворного,приводитьпримерыпрозаическихистихотворныхтекст ов; – различатьхудожественныепроизведенияразныхжанров(рассказ,басня,сказка,з агадка,пословица),приводитьпримерыэтихпроизведений; – находить средства художественной выразительности (метафора,олицетворение,эпитет). Выпускникполучит возможностьнаучиться: – восприниматьхудожественнуюлитературу каквидискусства,приводитьпримерыпроявленияхудожественноговымысла впроизведениях; – сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,используярядлитературоведческихпонятий(фольклорнаяиавторскаялитература,стр уктура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание,метафора,олицетворение,сравнение,эпитет); – определятьпозициигероевхудожественноготекста,позициюавторахудожестве нноготекста. Творческая деятельность (только для художественных текстов)Выпускникнаучится: – создаватьпоаналогиисобственныйтекствжанресказкии загадки; – восстанавливатьтекст,дополняяегоначалоилиокончание,илипополняяегособ ытиями; – составлятьустныйрассказпорепродукциямкартинхудожникови/илинаосновел ичногоопыта; – составлятьустныйрассказнаосновепрочитанныхпроизведенийсучетомкомму никативнойзадачи(дляразныхадресатов). Выпускникполучит возможностьнаучиться: – вестирассказ(илиповествование)наосновесюжетаизвестноголитературногопр оизведения,дополняяи/илиизменяяегосодержание,например,рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лицилинеодушевленногопредмета; – писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотацииилиотзыва; 15 – создаватьсериииллюстрацийскороткимитекстамипосодержаниюпрочитанног о(прослушанного)произведения; 16 – создаватьпроектыввидекнижексамоделок,презентацийсаудиовизуальнойподдержкойипояснениями; – работатьвгруппе,создаваясценариииинсценируяпрочитанное(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и ввиде мультимедийногопродукта (мультфильма). Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»Видыречевойичитательскойдеятельности Аудирование(слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различныхтекстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросыпо содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,осознаниецелиречевоговысказывания,умениезадаватьвопроспоуслышанномуучеб ному,научно-познавательномуихудожественномупроизведению. Чтение Чтениевслух.Постепенныйпереходотслоговогокплавномуосмысленномуправильно мучтениюцелымисловамивслух(скоростьчтениявсоответствиисиндивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка нанормальныйдлячитающеготемпбеглости,позволяющийемуосознатьтекст.Соблюдениеор фоэпическихиинтонационныхнормчтения.чтениепредложенийсинтонационнымвыделение мзнаковпрепинания.Пониманиесмысловых особенностейразныхповидуитипутекстов,передачаихс помощью интонирования. Чтениепросебя.Осознаниесмыслапроизведенияпричтениипросебя(доступных пообъему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимуюинформацию.Пониманиеособенностейразныхвидовчтения:факта,описания,д ополнениявысказыванияидр. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:художественных,учебных,научно-популярных– иихсравнение.Определениецелейсозданияэтихвидовтекста.Особенностифольклорноготекс та. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозированиесодержаниякнигипоееназваниюиоформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста насмысловыечасти,ихозаглавливание.Умениеработатьсразнымивидамиинформации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать потеме,слушатьвыступлениятоварищей,дополнятьответыпоходу беседы,используятекст.Привлечениесправочныхииллюстративноизобразительныхматериалов. Библиографическаякультура.Книгакакособыйвидискусства.Книгакакисточник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общеепредставление).Книгаучебная,художественная,справочная.Элементыкниги:содержа ние или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информациив книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративныйматериал). Типыкниг(изданий):книга-произведение,книгасборник,собраниесочинений,периодическая печать,справочныеиздания(справочники,словари,энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа кдетскимкнигамвбиблиотеке.Алфавитныйкаталог.Самостоятельноепользованиесоответств ующимивозрастусловарямиисправочнойлитературой. Работастекстомхудожественногопроизведения.Пониманиезаглавияпроизведения, VI. 17 его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностейхудожественноготекста:своеобразиевыразительныхсредствязыка(спомощью учителя). 18 Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил иотношений. Пониманиенравственногосодержанияпрочитанного,осознаниемотивацииповедения героев,анализпоступковгероевсточкизрениянормморали.Осознаниепонятия «Родина»,представления о проявлениилюбви к Родине в литературе разныхнародов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разныхнародов.Самостоятельноевоспроизведениетекстасиспользованиемвыразительныхср едствязыка:последовательноевоспроизведениеэпизодасиспользованиемспецифическойдля данногопроизведениялексики(повопросамучителя),рассказпоиллюстрациям,пересказ. Характеристикагерояпроизведениясиспользованиемхудожественновыразительныхсредствданноготекста.Нахождениевтекстесловивыражений,характеризующ ихгерояисобытие.Анализ(спомощьюучителя),мотивыпоступкаперсонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявлениеавторскогоотношениякгероюнаосновеанализа текста,авторскихпомет,именгероев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные черезпоступкииречь. Освоениеразныхвидовпересказахудожественноготекста:подробный,выборочныйик раткий(передачаосновныхмыслей). Подробныйпересказтекста: определениеглавноймыслифрагмента, выделениеопорныхилиключевыхслов,озаглавливание,подробныйпересказэпизода;деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливаниекаждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, ввидевопросов,ввиде самостоятельносформулированноговысказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристикагероя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ огерое),описаниеместадействия(выборслов,выраженийвтексте,позволяющихсоставить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов изразныхпроизведенийпообщностиситуаций,эмоциональнойокраске,характерупоступковг ероев. Работасучебными,научнопопулярнымиидругимитекстами.Пониманиезаглавияпроизведения;адекватноесоотноше ниесегосодержанием.Определениеособенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Пониманиеотдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов(по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализаразличныхвидовтекста:установлениепричинноследственныхсвязей.Определениеглавной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые илиопорныеслова.Построениеалгоритмадеятельностиповоспроизведениютекста.Воспроиз ведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказтекста.Краткийпересказтекста (выделение главноговсодержаниитекста). Говорение(культураречевогообщения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: пониматьвопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, неперебивая,собеседникаиввежливойформевысказыватьсвоюточкузренияпообсуждаемому произведению(учебному,научно-познавательному,художественномутексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственныйопыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомствосособенностяминациональногоэтикетанаосновефольклорныхпроизведений. 19 Работасословом(распознаватьпрямоеипереносноезначенияслов,ихмногозначность), целенаправленноепополнениеактивногословарногозапаса. Монологкакформаречевоговысказывания.Монологическоеречевоевысказываниенеб ольшогообъемасопоройнаавторскийтекст,попредложеннойтеме 20 иливвиде(форме)ответанавопрос.Отражениеосновноймыслитекставвысказывании.Передач асодержанияпрочитанногоилипрослушанногосучетомспецификинаучно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (изповседневнойжизни,художественногопроизведения,изобразительногои скусства)врассказе(описание,рассуждение,повествование).Самостоятельноепостроениепла насобственноговысказывания.Отборииспользованиевыразительныхсредствязыка(синоним ы,антонимы,сравнение)сучетомособенностеймонологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельныхегосюжетныхлиний,короткийрассказпорисункамлибоназаданнуютему. Письмо(культураписьменнойречи) Нормыписьменной речи:соответствие содержаниязаголовку (отражение темы,местадействия,характеров героев),использование в письменнойречи выразительныхсредствязыка(синонимы,антонимы,сравнение)вминисочинениях(повествование,описание,рассуждение),рассказназаданнуютему,отзыв. Кругдетскогочтения ПроизведенияустногонародноготворчестваразныхнародовРоссии.Произведениякла ссиковотечественнойлитературыXIX– ХХвв.,классиковдетскойлитературы,произведениясовременнойотечественной(сучетоммно гонациональногохарактераРоссии),доступные длявосприятиямладшихшкольников. Представленностьразныхвидовкниг:историческая,приключенческая,научнопопулярная,справочно-энциклопедическаялитература. Основныетемыдетскогочтения:фольклорразныхнародов,произведенияоРодине,при роде,детях,школьномдетстве,семье,профессиях,дружбе,войне,добреизле. Литературоведческаяпропедевтика(практическоеосвоение) Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощьюучителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,гипербол. Ориентировкавлитературныхпонятиях:художественноепроизведение,художественн ыйобраз,искусствослова,автор(рассказчик),сюжет,тема;геройпроизведения: егопортрет,речь,поступки,мысли;отношениеавтора кгерою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видоврассказывания:повествование(рассказ),описание(пейзаж,портрет,интерьер),рассужде ние (монологгероя,диалоггероев). Прозаическаяистихотворнаяречь:узнавание,различение,выделениеособенностейсти хотворногопроизведения(ритм,рифма). Фольклориавторскиехудожественныепроизведения(различение). Жанровоеразнообразиепроизведений.Малыефольклорныеформы(потешки,послови цыипоговорки,загадки)–узнавание,различение,определениеосновногосмысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок:лексика,построение (композиция).Литературная(авторская)сказка. Рассказ,стихотворение,быль– общеепредставлениеожанре,особенностяхпостроенияивыразительныхсредствах. Творческаядеятельностьобучающихся(наосновелитературныхпроизведений) Интерпретациятексталитературногопроизведениявтворческойдеятельностиучащихс я: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,знакомствосразличнымиспособамиработысдеформированнымтекстомииспольз ованиеих(установлениепричинноследственныхсвязей,последовательностисобытий:соблюдениеэтапностиввыполнениидейс твий);изложениесэлементамисочинения,созданиесобственноготекстанаосновехудожестве нногопроизведения(текстпоаналогии),репродукцийкартинхудожников,посериииллюстрац ийкпроизведениюилинаосновеличногоопыта. 21 VII. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тематическоепланированиеучебногопредмета«Литературноечтениенародномязыке»2класс. Темаурока Хочувсё знатьиуметь! Мыходимвшколу. Происхождениекириллицы Рукописнаякнига–памятьнаших предков Счего начинаетсяРодина? Роднаяземля «Мороз и солнце; деньчудесный!...» СветлыйпраздникРождества Благодарностьиверностьв дружбе Старыйдруг лучшеновыхдвух Жизньродителей вдетях Бабушкинысказки,дедушкины присказки Однау человека родная мать,одна унегоиРодина Стыдхужедыма Доброта– это талант Трудвсемуголова Колвочас ов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Характеристика видов учебнойдеятельности Воспитательныйпотенциал Совершенствовать умения читать текстцелыми словами, осознанно ивыразительно; работать с содержаниемпроизведения; находить в текстеинформацию, заданную в явном инеявном виде; понимать смыслиспользованных в тексте образныхвыражений, пословиц; определятьглавнуюмысльсказки,рассказ а илистихотворения; формулировать своёотношение к прочитанному;рассматривать репродукции картины исоотносить её с содержаниемпрочитанного; делать несложный выводнаосновепрочитанного. Принимать,пониматьирешатьучебныеза дачиурока,выбиратьспособы работы с художественным текстом взависимости от учебной задачи;проявлятьинициативуприраб оте ссодержаниемпроизведения. Будутсформированы: • внутренняяпозицияшкольниканауровне положительногоотношениякшколе,ориентации насодержательныемоментышкольнойдействит ельностиипринятияобразца «хорошегоученика»; • широкаямотивационнаяосноваучебнойд еятельности,включающаясоциальные,учебнопознавательныеивнешниемотивы; • учебнопознавательныйинтерескновомуучебномумате риалуиспособамрешенияновойзадачи; • ориентациянапониманиепричинуспеха в учебной деятельности, в том числе насамоанализисамоконтрольрезультата,наанал из соответствия результатов требованиямконкретнойзадачи,напониманиеоц енокучителей,товарищей,родителейидругихлю дей; • способностькоценкесвоейучебной Живаяприрода 17 № 1 2 3 4 Темаурока Осеннеенастроение Тайноестановитсяявным Первыйразвтретийкласс Благодарностьиверностьв деятельности; • основыгражданскойидентичности,своей этническойпринадлежностивформеосознания «Я» как члена семьи, представителянарода,гражданинаРоссии,чувст васопричастностиигордостизасвоюРодину,нар од и историю, осознание ответственностичеловека заобщееблагополучие; • ориентация в нравственном содержанииисмыслекаксобственныхпоступков ,такипоступковокружающихлюдей; • знаниеосновныхморальныхнормиориен тациянаихвыполнение; • развитиеэтическихчувств— стыда,вины,совестикакрегуляторовморального поведения; понимание чувств других людей исопереживаниеим; • установканаздоровыйобразжизни; • основыэкологическойкультуры:приняти еценностиприродногомира,готовностьследоват ьвсвоейдеятельностинормам природоохранного,нерасточительного,з доровьесберегающегоповедения; • чувствопрекрасногоиэстетическиечувст ванаосновезнакомствасмировойи отечественнойхудожественнойкультурой. «Литературноечтениенародном(русском)языке»3класс 1 Колвочас ов 1 1 1 1 Развиватьумениявчитыватьсявхудожес твенныйтекстианализироватьхудожест венные произведения,составлять характеристику главногогероя; выявлять межпредметные связи;использовать словари при работе снепонятнымисловамиивыражениями. Характеристикавидовучебнойдеятельности Читать текст правильно и выразительно,целыми словами и синтагмами, вслух и просебя, осмысленно, интонационно оформляявысказывание,выделяяголосомло гические Воспитательныйпотенциал Воспитаниеинтереса кчтениюикниге.Воспитаниекомпетентн огочитателя. Осознаниекоммуникативноэстетическихвозможностейродногоязыкан аоснове 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 дружбе «Мыумножимнашурадость и разделимпополам!» Рождениепечатнойкнигина Руси Старинныйобычай ЧудоРождества Семья–опорасчастья Хлеб всемуголова Правдаикривда Вербноевоскресенье Весна пришла,веснедорогу! Жизньдананадобрыедела «Этот праздникссединою нависках…» Деломастерабоится 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 Малиновоелето 1 VIII. ударения; работать с содержаниемстихотворенияи рассказа;объяснятьзаглавиетекста; определять значение использованныхобразных средств; определять темупроизведения. Развиватьинтересктворчествуотечественныхп оэтовипрозаиковXX–XXIвв. Совершенствовать умения: определять жанрлитературногопроизведенияпоотличитель нымпризнакам;пониматьсодержаниепрочитанн огопроизведения; объяснять заглавие текста;находить в тексте фактическую информацию,заданную в явном виде; определять главнуюмысльпроизведения;формулироватьвы вод. Работать с детской книгой, прогнозировать еёсодержание по названию, отличать сборникпроизведенийразныхавторовоткнигио дногописателя; выбирать из предложенных книг те,которые соответствуют теме; составлятькраткую аннотацию прочитанной книги;сравнивать произведения разных жанров наоднутему. изучениявыдающихсяпроизведенийкульту рысвоегонарода,умениесамостоятельно выбиратьинтересующуюлитературу;польз оватьсясправочнымиисточникамидляпони манияиполучениядополнительнойинформ ации. Формированиенравственныхценностейиэс тетического вкусамладшихшкольников,пониманиюдух овнойсущностипроизведений. Описаниематериально-техническогообеспеченияобразовательногопроцесса. Дистанционныересурсы. Учебники: 2 класс– Н.Е.Кутейникова.идр.Литературноечтениенародном(русском)языке.2 класс.В2 ч.ООО «Русскоеслово- учебник»2021 3 класс-Н.Е.Кутейникова.идр.Литературноечтениенародном (русском)языке.3 класс.В2ч.ООО«Русскоеслово-учебник»2021