МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 92 г. ЕКАТЕРИНБУРГА ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ: Решением Педагогического совета МАОУ СОШ № 92 протокол № 6 от «30» августа 2021 г. Директор МАОУ СОШ № 92 _______________________(М.О. Калинин) введено в действие приказом директора от «01» сентября 2021 г. № 125-О АДАПТИРОВАНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1) Содержание 1. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1) ………………………………………………………….. 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка………………………………………………..................... 1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО ………...….. 1.3 Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО......................................................................................................... 2. Содержательный раздел 2.1. Программа формирования универсальных учебных действий ....................................... 2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов ............................................................ 2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся....................... 2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.............................................................................................................................. 2.5. Направление и содержание программы коррекционной работы .................................... 3. 3 3 9 13 13 13 13 13 13 Организационный раздел 3.1. Учебный план начального общего образования ............................................................... 3.2. План внеурочной деятельности......................................................................................... 3.3. Календарный учебный график .......................................................................................... 3.4. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы………………………………………………………………………………….. 2 18 18 19 19 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) Цель реализации АООП НОО обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. АОП НОО предусматривает решение задач: • создания благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся при совместном обучении с нормативно развивающимися сверстниками; • специальной организации образовательной среды в соответствии с особыми образовательными потребностями слабослышащих и позднооглохших обучающихся, индивидуальными особенностями здоровья; • обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся в овладении содержанием образовательной программы начального общего образования; • обеспечения специальной психолого-педагогической помощи в формировании у обучающихся полноценной социальной (жизненной) компетенции, развития коммуникативных и познавательных возможностей; • оказания непрерывной консультативно-методической помощи родителям (законным представителям) слабослышащих и позднооглохших обучающихся; • обеспечение выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей общего и речевого развития слабослышащих младшего школьного возраста, направленное на развитие личности школьника на основе формирования его коммуникативных способностей, освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. АООП НОО для детей с НОДА МБУ МАОУ СОШ №92 разработана в соответствии с: • Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении введения в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 3 • Приказом Министерства России от 19.12.2014 г.№ 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях. Осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; • Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 18.12.2012) « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 2.12.2009 № 15785); • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот 29.12.2010 г.№189 (ред. от 25.12.2013) « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно–эпидемиологические правила и нормативы».) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. №19993); • Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»; • Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОСОВЗ»; • Письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 № ВК-15/07 «О направлении Методических рекомендаций»; • Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 № 06-281 «О направлении Требований» (вместе с Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса»); • Письмо Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого – медико – педагогической комиссии»; • Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4 Принципы и подходы к общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В основу АООП НОО для обучающихся с НОДА положены следующие подходы: Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей с НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с НОДА требованиями к: структуре образовательной программы; условиям реализации образовательной программы; результатам образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучащихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования. В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает: • придание результатам образования социально и личностно значимого характера; • прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с НОДА положены следующие принципы: 5 принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип; принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА; принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»; принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; - принцип сотрудничества с семьей. Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с НОДА по варианту 6.1. Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную Программу, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной Программы. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. 6 Требования к структуре, условиям и результатам коррекционной работы для каждого уровня образования задаются Стандартом образования обучающихся с НОДА применительно к каждой категории детей в данном варианте. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько; классификация, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней 10–го пересмотра). Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА: • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; • требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам; 7 • необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; • индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка; • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь. АООП НОО (вариант 6.1) для обучающихся с НОДА предусматривает различные варианты специального сопровождения обучающихся данной категории: • обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО обучающихся с НОДА (вариант 6.1); • обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения; • организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения МАОУ СОШ №92 АООП НОО (вариант 6.1) содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательных отношений- 20% от общего объема Программы. МАОУ СОШ №92 знакомит родителей (законных представителей) обучающихся (участников образовательных отношений): • с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе; • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации АООП НОО, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом школы 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с НОДА АООП НОО соответствуют ООП НОО МАОУ СОШ №92 Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты на уровне начального общего образования для обучающихся с НОДА по АООП НОО (вариант 6.1), соответствуют ООП НОО МАОУ СОШ №92. В учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты начального общего образования для обучающихся с НОДА по АООП НОО (вариант 6.1), включаются программы курсов 8 коррекционно-развивающей области. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО (вариант 6.1) соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП НОО МАОУ СОШ №92 Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); • предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. При получении начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ -компетентности обучающихся»; программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык (английский язык)», «Математика», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура». Планируемые результаты освоения обучающимися с НОДА АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата программы коррекционной работы По каждому направлению коррекционной работы определяются планируемые результаты реализации этой программы для каждого обучающегося. 1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы и др.) 9 умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к окружающей среде понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений; умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения; прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту; представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности; представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в этом направлении; стремление ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении. 2. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению: «Психологическая коррекция познавательных процессов» развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность; умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений; увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности; умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия; умение планировать свою деятельность по времени и содержанию; умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы; умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи. 3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»: смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность; модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих; 10 ммение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими; практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса. 4. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению :«Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»: - уменьшение ореола исключительности психологических проблем; - умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели; - умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; - умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. - умение получать и уточнять информацию от собеседника. 5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений речи»: - умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели; - формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом; - нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации; - формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи; - автоматизация поставленных звуков; - умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. 6. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»: - умение чтения разных слогов; - умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки; - умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости; - умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне; - умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов; - умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне; - умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне. При составлении программы коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка в освоении основной образовательной программы, необходимо руководствоваться рекомендациями, зафиксированными в Индивидуальной Программе Реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации», выдаваемой федеральными государственными учреждениями Медико Социальной Экспертизы. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование 11 универсальных учебных действий» АООП НОО (вариант 5.1), ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» соответствуют ООП НОО МАОУ СОШ №92 Планируемые результаты освоения учебных программ АООП НОО (вариант 5.1) по учебным предметам соответствуют ООП НОО МАОУ СОШ №92 1.3. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения АООП НОО соответствует ООП НОО МАОУ СОШ №92 и позволяет вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших АООП НОО. Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения АООП НОО предусматривает оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы Применительно к варианту 6.1. Основой служит анализ изменений поведения ребёнка в повседневной жизни по следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы с ребенком в условиях инклюзии: • адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; • способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; • владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком); • осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации; • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Программа формирования универсальных учебных действий АООП НОО обучающихся с ТНР 5.1 (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП НОО МАОУ СОШ №92 2.2 Рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности соответствуют ООП НОО МАОУ СОШ №92 12 2.3 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся соответствует ООП НОО МАОУ СОШ №92 2.4 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни соответствует ООП НОО МАОУ СОШ №92 2.5. Направление и содержание программы коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями: • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ, • СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015), • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015), • Уставом МАОУ СОШ №92 Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с НОДА посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации. Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление специальной поддержки освоения АООП НОО. Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса. Могут быть устанавлены следующие направления коррекционной помощи для всех категорий детей с НОДА, осваивающих вариант 6.1. Эти направления образуют структуру программы коррекционной работы, дополняющей основную образовательную программу: медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение); психологическая коррекция познавательных процессов; психологическая коррекция эмоциональных нарушений; психологическая коррекция социально-психологических проявлений; 13 коррекция нарушений речи; коррекция нарушений чтения и письма. Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи. Обязательным условием усвоения варианта 6,1. стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психологопедагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом. Цель программы. Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с НОДА в рамках АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с НОЛА посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа психолого-педагогического сопровождения предусматривает различные варианты специального сопровождения обучающихся с НОДА, в том числе и обучение по индивидуальной программе, с использованием надомной, очной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы. Задачи программы: – своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; – определять особые образовательные потребностей обучающихся с НОДА; – определение особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; – создавать условия, способствующие обучающимся с НОДА общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении; – осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); – организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой специалиста образовательного учреждения; 14 – обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных коррекционных услуг; – реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с НОДА; – оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по педагогическим, социальным и другим вопросам; – оказание консультативной и методической помощи учителям МБУ «Школа № 71»; – создание в МАОУ СОШ №92 условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности. Принципы формирования программы. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: 1. Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему с максимальной пользой и в интересах ребёнка. 2. Осведомленное согласие родителей (законных представителей). Принцип обеспечивает осуществление коррекционной деятельности на основании согласия родителей (законных представителей) и предполагает разъяснительную работу по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то есть системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. 4. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи решения проблемы. 5. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования. 6. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Направление и содержание работы. Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования с НОДА включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание: 1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с НОДА с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО. Проведение диагностической работы включает: 15 – психолого-педагогическое и медицинское обследование с целью выявления их особых образовательных потребностей; – мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АОП НОО; – анализ результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий. 2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоении ими содержания образования. Коррекционно развивающая работа включает: составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося (совместно с педагогами); формирование в классе (группе) психологического климата комфортного для всех обучающихся; совершенствование коммуникативной деятельности; организация деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие; организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся; формирование или коррекцию нарушений развития эмоциональноволевой сферы с целью максимальной социальной обучающегося с НОДА; личности, адаптации социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. 3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с НОДА в освоении АООП НОО, консультирование педагогов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с НОДА. Консультативная работа включает: психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся; выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с НОДА для всех участников образовательного процесса; консультирование обучающихся по интересующим их вопросам; консультирование специалистами педагогов по выбору дифференцированных индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися; 16 консультативную помощь семье в вопросах консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающего обучения учащегося с НОДА. 4. Информационно-просветительская работа направлена на осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с НОДА, со всеми его участниками - сверстниками, родителями (законными представителями). Информационно-просветительская работа включает: различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса и обучающимся, их родителям (законным представителям), вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с НОДА; проведение тематического обсуждения индивидуально-типологических особенностей обучающегося с НОДА с участниками образовательного процесса, родителями (законными представителями) обучающегося. Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной поддержки (сопровождения) освоения АООП НОО (вариант 6.1) обучающимися с НОДА. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебный план Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ООП НОО МАОУ СОШ №92 Если по медицинским показателям обучающийся с НОДА обучается на дому, то составляется индивидуальный учебный план, который согласуется с родителями (законными представителями). 1.2.План внеурочной деятельности План внеурочной деятельности АООП НОО (вариант 6.1) разработан на основе следующих нормативно-правовых документов: • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ, • СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015), • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 17 31.12.2015), Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598. План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения АООП начального общего образования и обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей). Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в объеме до 10 часов в неделю по следующим направлениям: • спортивно-оздоровительное • общекультурное • общеинтеллектуальное • духовно-нравственное • социальное. Для обучающихся с НОДА обязательной частью внеурочной деятельности является коррекционно-развивающая область. Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания АООП НОО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА. Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающую область, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционноразвивающую область, ООП НОО определяет МАОУ СОШ №92 Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Программа коррекционной работы разрабатывается образовательной организацией в зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся. 3.3. Календарный учебный график Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику ООП НОО МАОУ СОШ №92 3.4. Система условий реализации АООП НОО Кадровые условия Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу начального общего образования для обучающихся с НОДА, для каждой занимаемой должности должен соответствовать 18 квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственной или муниципальной образовательной организации – также квалификационной категории. Образовательная организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания обучающихся с НОДА. Педагоги, которые реализуют основную общеобразовательную программу начального общего образования с участием обучающихся с НОДА (вариант 6.1.), должны иметь высшее профессиональное образование, предусматривающее освоение одного из вариантов программ подготовки: – получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлению «Педагогическое образование» (соответствующего профиля подготовки); – получение квалификации «учитель начальных классов» по специальности «Начальное образование»; – получение квалификации «учитель» по другим специальностям при наличии переподготовки или курсов повышения квалификации в области начального образования. Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области инклюзивного образования, подтвержденной документом установленного образца. Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу коррекционной работы (вариант 6.1.), должны иметь высшее профессиональное образование и квалификацию/степень не ниже бакалавра по одному из вариантов программ подготовки:по профилю подготовки «Специальная педагогика и специальная психология», по направлению «Психолого-педагогическое образование» или по магистерской программе соответствующей направленности. Все специалисты должны обязательно пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования, подтвержденную сертификатом установленного образца. Лица, имеющие высшее педагогическое профессиональное образование по другим специальностям и профилям подготовки, для реализации программы коррекционной работы должны пройти переподготовку либо получить образование в области коррекционной педагогики, подтвержденные документом соответствующего образца. При необходимости в процесс реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА образовательная организация может временно или постоянно обеспечить участие тьютора, который должен иметь высшее профессиональное образование по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» либо по одному из его профилей (специальностей), или пройти курсы переподготовки по соответствующей программе, и стаж педагогической работы не менее 2 лет. Финансовые условия Стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. В соответствии с конституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть предусмотрено финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от 19 выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду. Нормативы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8Закона. Нормативные затраты определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по каждому виду образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных, предусмотренных Законом, особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся) в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей. Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Финансовые условия реализации адаптированной общеобразовательной программы для бучающихся с НОДА должны: – обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований стандарта; – обеспечивать реализацию обязательной части адаптированной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю; – отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации адаптированной программы и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования. Финансирование реализации адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью с НОДА должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения. Структура расходов на образование включает: – образование ребенка на основе адаптированной образовательной программы; – сопровождение ребенка в период его нахождения в образовательной организации; – консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка; – обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием и учебно-дидактическим материалом. Согласно п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной 20 организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ. Материально-технические условия Важным условием реализации основной образовательной программы НОО для обучающихся с НОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации. Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов. Все пространство класса должно быть доступно ребенку, передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений. Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) в случае выраженных двигательных нарушений требует от учителя больше внимания, чем традиционно развивающийся, поэтому наполняемость класса, где обучается ребенок с НОДА, должна быть меньше. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм. Для реализации несколькими организациями основной образовательной программы для обучающихся с НОДА возможно использование сетевой формы взаимодействия. Такие организации совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы, в том числе программы, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также определяют вид, уровень и (или) направленность образовательной программы. В организациях, осуществляющих реализацию основной образовательной программы начального общего образования и программы коррекционной работы для обучающихся с НОДА, должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств и технологий (в том числе, флеш-тренажеров, инструментов Wiki, цифровых видео материалов и др.), обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения. Материально-технические условия реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования детей с НОДА, а также соблюдение: 21 – санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.); – санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); – социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); – пожарной и электробезопасности; – требований охраны труда; – своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта; – возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения. Материально-техническая база реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования детей с НОДА должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений, предъявляемым к: – участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование); – зданию образовательного учреждения (доступная архитектурная среда во всех помещениях здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности); – помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки); – помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; – помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, роботехникой, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, иностранными языками, – актовому залу; – спортивным залам, игровому и спортивному оборудованию; – помещениям для медицинского персонала; – мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю; – расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации). Образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств 22 должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования. Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и специфическим образовательным потребностям каждой категории обучающихся с НОДА. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования каждой категории обучающихся с НОДА должна быть отражена специфика требований к: – организации пространства, в котором обучается ребёнок с НОДА; – организации рабочего места ребёнка с НОДА, в том числе для работы удаленно; – техническим средствам комфортного доступа ребёнка с НОДА к образованию (ассистивные средства и технологии). 23