РП Литературное чтение 1-4 классы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 92
г. ЕКАТЕРИНБУРГА

Приложение
к основной образовательной
программе НОО
Приказ от 01.09.2021 № 125-О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение»

Уровень образования:

начальное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Нормативный срок обучения:

4 года

Класс:

1-4 класс

Екатеринбург, 2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательные стандарты

ФГОС НОО

Предмет

Литературное чтение (УМК «Школа России»)

Учителя

Рустамова С.У., Станичева А.В., Шибанова С.Л., Ярополова
О.Н., Давлетшина М.В., Гапонова Е.А., Кулакова Е.Н.,
Зайцева Л.А., Мальцева Э.Э., Кошевая И.Ю., Ягупьева Е.В.,
Тимухина О.В., Томских Ю.А., Мехонцева Л.И.

Количество часов по учебному плану МАОУ СОШ № 92 в 1-4 классах
Классы

1

2

3

4

Недельных

4

4

4

3

132

136

136

102

Годовых

Рабочая
программа
составлена на основе:

Всего 15
За курс 506

ФГОС НОО Основная образовательная программа МАОУ
СОШ № 92

Обучение ведется по учебно-методическому комплексу
Автор/авт. коллектив
Горецкий
В.
Г.,
Кирюшкин В. А.,
Виноградская Л. А. и
др.
Климанова Л. Ф.,
Горецкий
В.
Г.,
Голованова М. В. и
др.
Климанова Л. Ф.,
Горецкий
В.
Г.,
Голованова М. В. и
др.
Климанова Л. Ф.,
Горецкий
В.
Г.,
Голованова М. В. и
др.
Климанова Л. Ф.,
Горецкий
В.
Г.,
Голованова М. В. и
др.

Наименование

Класс

Издательство

Год изд.

Азбука. 1 класс. В 2 частях
(+электронное приложение)

1

Москва,
«Просвещение»

2019

Литературное
чтение.
1
класс. В 2 частях
(+электронное приложение)

1

Москва,
«Просвещение»

2019

Литературное
чтение.
2
класс. В 2 частях
(+электронное приложение)

2

Москва,
«Просвещение»

2019

Литературное
чтение.
3
класс. В 2 частях
(+электронное приложение)

3

Москва,
«Просвещение»

2019

Литературное
чтение.
4
класс. В 2 частях
(+электронное приложение)

4

Москва,
«Просвещение»

2019

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты
Литературное чтение
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре
и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование
потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных
и
учебных
текстов
с
использованием
элементарных
литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации;

Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.

Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего
развития и успешного обучения по другим предметам. У учащихся будет формироваться
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие
школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им
сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием
России и общечеловеческими ценностями.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную
литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и
уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное
произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства,
познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного
языка, используемыми в художественных произведениях.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению,
будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития,
сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и
познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся
самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и
справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой
деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях,
соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические
высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по
плану, составлять небольшие текстыповествовательного характера
с элементами
рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть)
стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой
аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и
научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для
практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом
уровне
осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
* осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать
чтение с учётом его цели как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта
(приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации);
* читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов
текстов);
* читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения
и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки (только
для художественных текстов);
* использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое,
поисковое/выборочное — в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного и научно-популярного текстов,
понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
— для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;

определять основные события и устанавливать их последовательность;
озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте

требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;
задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ
примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и другой справочной литературы;
—
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
—
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания
явлений, процессов), заданную в явном виде;
—
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ
примерами из текста;
—
объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой
справочной литературы;
* использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов:
— для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять
простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками,
мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
—
для научно-популярных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять
простой план;
—
устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями,
описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
* использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
— для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
содержании текста; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые,
структурные, языковые особенности;
* устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например
соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на
содержание текста;
— для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте;
устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять
явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
* ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать
выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для
художественных текстов);
* передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в
виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
* участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и
правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов
текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
-удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения;
-осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в
зависимости от цели чтения;
-различать на практическом уровне виды текстов
(художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
-высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

-составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному
желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной
деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному
образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
-работать с тематическим каталогом;
-работать с детской периодикой;
-самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных
текстов) Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на
примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить
примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка,
пословица), приводить примеры этих произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
-воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры
проявления художественного вымысла в произведениях;
-находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет);
-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд
литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста,
герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение,
метафора, эпитет);
-определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного
текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; восстанавливать
текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного
опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
-вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное
литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевлённого
предмета;
-создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения;
-работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное
самостоятельно) художественное произведение.

2. Содержание учебного предмета, курса
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского
стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них
коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению
целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение
скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого
текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её
особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном
— и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться
в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения
героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее
представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист,
аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и
тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных
средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения,
осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в
литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в
фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием
выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов),
последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного
произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения:
портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к
герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли
каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение
главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в
виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить
данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).
Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление
причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на
части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма
деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые
слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение
главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими
вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать

свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого
этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе
литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со
словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.
Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и
содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача
содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного,
учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы,
сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими
ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые
фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов
России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н.
Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв.,
классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с
учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для
восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов
Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках
Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские
периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические
произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств
выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их
значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания:
повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя,
диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение
основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности
сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за
особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с
различными способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с
элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта).

Тематическое планирование
1 КЛАСС (132 ЧАСА)
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема для записи в электронном журнале
Добукварный период
Обучение чтению (14 ч)
«Азбука» — первая учебная книга.
Речь устная и письменная. Предложение.
Слово и предложение.
Слог.
Ударение. Ударный слог.
Звуки в окружающем мире и в речи.
Звуки в словах.
Слог-слияние.
Гласный звук а, буквы А, а.

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15
16

Гласный звук о, буквы О, о.
Гласный звук и, буквы И, и.
Гласный звук ы, буква ы.
Гласный звук у, буквы У, у.
Повторение и обобщение пройденного материала.
Букварный период
Обучение чтению (53 ч)
Согласные звуки н, н’, буквы Н, н.
Согласные звуки с, с’, буквы С, с.

17

Согласные звуки к, к’, буквы К, к.

1

18

Согласные звуки т, т, буквы Т, т.

1

19

Согласные звуки т, т, буквы Т, т. Закрепление.

1

20
21
22
23
24
25
26

Согласные звуки л, л, буквы Л, л.
Согласные звуки р, р’, буквы Р, р.
Согласные звуки в, в’, буквы В, в.
Гласные буквы Е, е.
Согласные звуки п, п’, буквы П, п
Согласные звуки м, м’, буквы М, м.
Согласные звуки м, м’, буквы М, м. Закрепление. Чтение слов и
предложений с изученными буквами.

1
1
1
1
1
1
1

27
28

Согласные звуки з, з’, буквы З, з.
Согласные звуки з, з’, буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с
буквами з и с.
Согласные звуки б, б’, буквы Б, б.
Согласные звуки б, б’, буквы Б, б. Чтение слов с новой буквой,
предложений и коротких текстов.
Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.
Согласные звуки д, д’, буквы Д, д.
Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с
буквами д и т.

1
1

10
11
12
13
14

29
30
31
32
33

1
1

1
1
1
1
1

34
35
36

Гласные буквы Я, я.
Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного звука
Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

1
1
1

37

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со
знаками препинания.
Чтение слов, предложений и небольших текстов с изученными
буквами.
Согласные звуки г, г’, буквы Г, г.

1

Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с
буквами г и к.
Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
Сочетание ча.
Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

1

1

45
46

Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине
слова.
Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш.
Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Сочетание ши.

47

Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж.

1

48

Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и
ш.

1

49
50

Гласные буквы Ё, ё.
Буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

1
1

51
52

Звук j’, буквы Й, й.
Чтение слов и предложений с буквой й

1
1

53

Согласные звуких, х’, буквы Х, х.

1

54

Согласные звуких, х’, буквы Х, х. Чтение слов с новой буквой,
чтение предложений и коротких текстов.
Закрепление. Чтение предложений с интонацией и паузами в
соответствии со знаками препинания.

1

56

Закрепление. Чтение предложений с интонацией и паузами в
соответствии со знаками препинания.

1

57

Гласные буквы Ю, ю.

1

58

1

59

Буква ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.
Буква ю — показатель мягкости предшествующего согласного звука в
слоге-слиянии.
Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц.

60

Чтение слогов и слов с новой буквой. Чтение предложений и текстов.

1

61

Чтение слогов и слов с новой буквой. Чтение предложений и текстов.

1

62

Чтение предложений и текстов с изученными буквами.

1

63
64
65
66

Чтение предложений и текстов с изученными буквами.
Гласный звук э, буквы Э, э.
Чтение слов с буквой э, чтение предложений и коротких текстов.
Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ.

1
1
1
1

38
39
40
41
42
43
44

55

1
1

1

1

1
1

1

1

67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

77

Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ. Сочетания ща, щу
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале
небольших текстов и стихотворений
Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф.

1
1

Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф. Закрепление.
Мягкий и твёрдый разделительные знаки.
Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Закрепление.
Русский алфавит.
Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок
слов. Отработка техники чтения.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале
небольших текстов и стихотворений
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале
небольших текстов и стихотворений
Послебукварный период
Обучение чтению (16 ч)
Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился
говорить букву «р».

1
1
1
1
1

1

1
1

1
1

79
80
81

Одна у человека мать – одна и родина. К. Ушинский «Наше
Отечество».
История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские».
История первого русского букваря. В. Крупин «Первый букварь».
А.С. Пушкин – гордость нашей Родины. «Сказки». Выставка книг.

82

Рассказы Л.Н. Толстого для детей. Нравственный смысл поступка.

1

83
84

1
1

85
86

Произведения К.Д. Ушинского. Поучительные рассказы для детей
К.И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения. Выставка
книг К. Чуковского для детей
К.И. Чуковский. «Путаница», «Небылица».
Рассказы В.В. Бианки о животных. «Первая охота».

87
88
89
90

С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два».
М.М. Пришвин «Предмайское утро».
М.М. Пришвин «Глоток молока».
Стихи А.Л. Барто, С.В. Михалков.

1
1
1
1

91
92

Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука».
Проект «Живая Азбука».
Блок «Литературное чтение» (40 часов)

1
1

78

1
1
1

1
1

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)
93

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных
обозначений. Содержание учебника. Словарь..

1

Жили-были буквы (7 часов)
94

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела.В. Данько. «Загадочные буквы».

1

95
96

И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А».
С. Чёрный. «Живая азбука», Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» нет

1
1

97

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И.

1

Гамазкова «Кто как кричит»
1

99

С. Маршак «Автобус №26». Стихи Е. Григорьевой. Внеклассное
чтение
Из старинных книг. Разноцветные страницы.

100

Проект «Создаем город букв». Повторение и обобщение по теме

1

98

1

Сказки, загадки, небылицы (7ч)
101

Знакомство с названием раздела. Выставка книг по теме. Е. Чарушин
«Теремок».

1

102
103
104

Русская народная сказка «Рукавичка»
Загадки. Песенки.
Русские народные потешки. Английский народный фольклор. Стишки
и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».
Сказки А.С. Пушкина.
Русская народная сказка «Петух и собака».

1
1
1

107

Из старинных книг Л. Толстой «Зайцы и лягушки». К. Д. Ушинский
«Гусь и журавль». Проверь себя.
Апрель, апрель. Звенит капель! (5ч)

1

108

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. А.Майков «Весна», «Ласточка примчалась». А.Плещеев
«Сельская песенка».
С.Я. Маршак «Апрель», И. Токмакова «Ручей», Т. Белозёров
«Подснежники»
Стихи-загадки писателей Л.Яхнина, У. Трутневой, И. Токмаковой, Л.
Ульянцевой.

1

Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных
книг.
Повторение и обобщение по теме. «Составляем сборник загадок»
И в шутку и всерьез (7ч)

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. И. Токмакова « Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г.
Кружков «РРРы!»
Н. Артюхова «Саша-дразнилка». Произведения Т.Собакина, Г.
Сяпгир.

1

115

К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук».

1

116

И. Токмакова «Разговор лютика и жучка», К.Чуковский «Телефон», И.
Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».
М.С. Пляцковский «Помощники».

1

118
119

Из старинных книг.
Повторение и обобщение по теме.
Я и мои друзья (7ч)

1
1

120

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. Ю.Ермолаев «Лучший друг», Е.Благинина «Подарок».

1

В.Орлов «Кто первый?» С.В.Михалков «Бараны».

1

105
106

109
110
111
112

113

114

117

121

1
1

1
1

1

1

1

1

123

Р.Сеф «Совет», В.Д. Берестов «В магазине игрушек» В.Орлов «Если
дружбой дорожить», И.Пивоварова «Вежливый ослик».
С.Я.Маршак «Хороший день», Я.Аким «Моя родня».

124

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу».

1

125

Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

1

126

Повторение и обобщение по разделу.

1

122

1

О братьях наших меньших (6ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. С.В. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…»
Сказки-несказки. В.Осеева «Как собака яростно лаяла», И. Токмакова
«Купите собаку». Собаки. Внеклассное чтение.
М.С. Пляцковский «Цап-Царапыч», Г. Сапгир «Кошка».

1

130

В.Д.Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай»,
С.В.Михалков «Важный совет».

1

131

Н.Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо». Д Хармс «Храбрый
ёж». Из старинных книг.

1

132

Обобщение по разделу. Игра «Умники и умницы».

1

127
128
129

1
1

2 КЛАСС (136ч)
№
пп

Тема для записи в электронном журнале

Количество
часов

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)
1.

2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12

13
14

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных
обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Самое великое чудо на свете(4 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела.
Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги.
Проект: « О чем может рассказать школьная библиотека».
Классификация высказываний К. Ушинского, М. Горького, Л.
Толстого. Напутствие читателю Р. Сефа.
Устное народное творчество(15 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. Малые и большие жанры устного народного творчества.
Русские народные песни
Русские народные потешки и прибаутки.
Скороговорки, считалки, небылицы.
Загадки, пословицы, поговорки.
Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зернышко».
Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зернышко». Герои
сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных
качеств характера.
Русские народные сказки. «У страха глаза велики».
Русские народные сказки. «У страха глаза велики». Характеристика
героев сказки на основе представленных качеств характера.

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

15
16
17
18
19
20

Сказка «Лиса и тетерев».
Сказка «Лиса и журавль». Рассказывание сказки по рисункам.
Сказка «Каша из топора».
Сказка «Гуси-лебеди».
Сказка «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по плану.
Итоговый урок по разделу.
Люблю природу русскую. Осень. (8 ч)

1
1
1
1
1
1

21

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. Картины осенней природы. Образ осени в загадках.
Лирическое стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени
первоначальной…».
Лирическое стихотворение К.Бальмонта «Поспевает брусника…», А.
Плещеева «Осень наступила…».
Лирическое стихотворение А. Фета « Ласточки пропали…».
Лирическое стихотворение А. Фета « Ласточки пропали…». Средства
художественной выразительности.
Лирическое стихотворение А. Толстого, С. Есенина.
Сравнение художественного и научно- популярного текстов.
Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов.
Итоговый урок по разделу.
Русские писатели (14 ч)

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела.
А. С. Пушкин- великий русский писатель . Вступление к поэме
«Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.
А. С. Пушкин. Лирические стихотворения. Картины природы.
Настроение стихотворения.
А. С. Пушкин. « Сказка о рыбаке и рыбке»
А. С. Пушкин. « Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и
народной сказок.
А. С. Пушкин. « Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке.
А. С. Пушкин. « Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев
произведения.

1

36

Басни. И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

1

37

И. Крылов «Стрекоза и Муравей». Нравственный смысл басен.
Характеристика героев басни.

1

38
39
40
41

Л. Толстой «Старый дед и внучек».

42

Итоговый урок по разделу.
О братьях наших меньших (12 ч)

1

43

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела.
Веселые стихи о животных. Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…»,
И.Пивоварова «Жила-была собака…».
В.Берестов «Кошкин щенок».
Приемы сказочного текста в стихотворении А. Шибаевой.
Рассказы о животных. М.Пришвин «Ребята и утята».
М.Пришвин «Ребята и утята». Нравственный смысл поступков.

1

22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34
35

44
45
46
47
48

Л. Толстой «Филиппок».
Л. Толстой «Филиппок». Характеристика героев произведений

Л. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже». Л. Толстой
«Старый дед и внучек»

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
69
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92

Е Чарушин «Страшный рассказ».
Е Чарушин «Страшный рассказ». Характеристика героев.
Б.Житков «Храбрый утёнок».
В.Бианки «Музыкант».
В.Бианки «Сова».
Итоговый урок по разделу
Из детских журналов (9 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела.
Д.Хармс «Игра»
Д.Хармс «Вы знаете?»
Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи».
. Д.Хармс «Что это было?»

1
1
1
1
1
1

Н .Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог».
Ю.Владимиров «Чудаки».
А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка».
Итоговый урок по разделу.
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела.
Лирические произведение И. Бунина., К. Бальмонта.
Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою» Авторское отношение к зиме.
С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза».
Русская народная сказка «Два Мороза». Главная мысль произведения.
Русская народная сказка «Два Мороза». Герои произведения.
Характеристика героев.
С.Михалков «Новогодняя быль». Особенности данного жанра.
Веселые стихи о зиме А. Барто «Дело было в январе».
Итоговый урок по разделу.
Писатели детям (17 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела.
К. Чуковский «Путаница».
К. Чуковский «Радость».
К. Чуковский «Федорино горе».
К. Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к
изображаемому.
С. Маршак «Кот и лодыри».
С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли».
С. Михалков «Мой щенок».
А. Барто «Верёвочка».
А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу».
А. Барто «Вовка добрая душа».
Юмористические рассказы для детей. Н.Носов «Затейники».
Н.Носов «Живая шляпа». Герои юмористического рассказа.
Н.Носов «Живая шляпа». Составление плана текста.
Н.Носов «На горке». Авторское отношение к героям.
Н.Носов «На горке». Составление плана текста.
Итоговый урок по раздел.
Я и мои друзья ( 10 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела.
Стихи о дружбе и друзьях. В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.
Н. Булгаков «Анна, не грусти».

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

124

Ю.Ермолаев «Два пирожных».
В.Осеева «Волшебное слово».
В.Осеева «Волшебное слово». Соотнесение названия рассказа с
пословицей. Составление плана рассказа.
В.Осеева «Хорошее».
В.Осеева «Почему?
В.Осеева «Почему? Соотнесение названия рассказа с пословицей.
Составление плана рассказа.
Итоговый урок по разделу.
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела.
Лирические стихотворения Ф.Тютчева о весне, А.Плещеева о весне.
Лирические стихотворения А.Блок «На лугу».
Лирическое стихотворение С.Маршак «Снег теперь уже не тот…».
Лирическое стихотворение И.Бунин «Матери».
Лирическое стихотворение А.Плещеев «В бурю».
Лирическое стихотворение Е. Благинина «Посидим в тишине».
Лирическое стихотворение Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
Итоговый урок по разделу
И в шутку и всерьёз ( 14 ч )
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела.
Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?».
Б.Заходер. Песенка Винни-Пуха.
Б.Заходер. Песенка Винни-Пуха. Сравнение героев стихотворения.
Ритм стихотворения.
Э. Успенский «Чебурашка».
Э.Успенский «Чебурашка», «Если бы я был девчонкой…».
Стихи Э.Успенского.
Стихи В.Берестова.
Стихи И.Токмаковой.
Г.Остер «Будем знакомы».
Г.Остер «Будем знакомы». Герои юмористического текста
В.Драгунский «Тайное становится явным».
В.Драгунский «Тайное становится явным». Восстановление
последовательности текста на основе вопросов.
Итоговый урок по разделу.
Литература зарубежных стран ( 12 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела.
Американская и английские народные песенки.

125

Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети».

1

126
127

Ш. Перро «Кот в сапогах».
Ш. Перро «Кот в сапогах». Герои зарубежных сказок.

1
1

128
129
130
131
132
133
134
135

Ш. Перро «Красная Шапочка».
Ш. Перро «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок.
Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».
Э. Хогарт «Мафин и паук».
Э. Хогарт «Мафин и паук». Герои зарубежных сказок.
Проект: Мой любимый писатель- сказочник».
Итоговый урок по разделу.
КВН по сказкам

1
1
1
1
1
1
1
1

93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

136

Игра «Умники и умницы»

1

3 КЛАСС (136ч)
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Тема урока
Устное народное творчество (18 часов)
Введение. Знакомство с учебником. Что уже знаем и умеем
В мире книг. Волшебная сказка
Русские народные песни
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Произведения прикладного искусства. Гжельская и хохломская
посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка». Деление текста на части.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка». Иллюстрации И. Билибина к сказке
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый волк».
Особенности волшебной сказки
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый волк». Деление
текста на части. Составление плана
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый волк».
Характеристика героев сказки
Русская народная сказка «Сивка- Бурка». Деление текста на
части. Составление плана сказки
Русская народная сказка «Сивка- Бурка». Характеристика героев
сказки
Русская народная сказка «Сивка- Бурка». Особенности
волшебной сказки
Художники-иллюстраторы. Васнецов и Билибин
Поговорим о самом главном
КВН. Устное народное творчество
Проект. Сочиняем волшебную сказку
Проверим себя. Оценка достижений
Поэтическая тетрадь (10 часов)
Что уже знаем и умеем
В мире книг. «Как научиться читать стихи» на основе научнопопулярной статьи Я. Смоленского
Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра «О чем
расскажут осенние листья»
А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над
жаркой нивой…»
И.С. Никитин «Встреча зимы». Олицетворение как приём
создания картины природы
И.З.Суриков «Детство»
И.З.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины
природы
Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по
разделу)

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

Проверим себя. Оценка достижений
Великие русские писатели (25 часов)
Что уже знаем и умеем
Развитие речи: как рассказать о герое
А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал
о жизни А.С.Пушкина»
А. С. Пушкин. Лирические стихотворения
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
А.С.Пушкин «Зимний вечер»
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане..» Тема сказки. События
сказочного текста
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане..» Сравнение народной и
литературной сказок
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане..» Герои литературной
сказки. Нравственный смысл сказки.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане..»
Рисунки И. Билибина к сказке А.С. Пушкина. Соотнесение
рисунков с художественным текстом, их сравнение
И.А. Крылов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника
и книг о Крылове. Скульптурный портрет И.А. Крылову
Басня И.А. Крылова «Мартышка и очки»
И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
Басни И.А. Крылова
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка
сообщения на основе статьи
М.Ю. Лермонтов «Утёс»
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…»
Л.Н.Толстой. Детство Л.Н. Толстого. Из воспоминаний писателя.
Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода
из моря?»
Л.Н. Толстой «Акула»
Л.Н. Толстой «Прыжок»
Произведения Л.Н. Толстого
Проверим себя. Оценка достижений
Литературный праздник (обобщающий урок по разделу)
Литературные сказки (10 часов)
Знакомство с названием раздела: «Литературные сказки».
Прогнозирование содержания раздела
Д.Н. Мамин-Сибиряк. Подготовка сообщения о жизни Д.Н.
Мамина –Сибиряка
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные
уши, косые глаза, короткий хвост»
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и
литературной сказок. Составление плана сказки
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный пересказ сказки
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
В.М.Гаршин «Лягушка-Путешественница». Характеристика
героев сказки
В.М.Гаршин «Лягушка-Путешественница». Нравственный
смысл сказки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99

КВН (обобщающий урок по 1 части учебника)
Оценка достижений. Контрольная работа
Были-небылицы (13 часов)
Знакомство с названием раздела: «Были-небылицы». Что уже
знаем и умеем
В мире книг. Составление текста о творчестве М.Горького
М.Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной
приём описания подводного царства
М.Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ:
сочинение продолжения сказки
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра
произведения
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения

1
1

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика
героев
Поговорим о самом главном
А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения
А.И.Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана
А.И.Куприн «Слон»
Урок – путешествие по разделу
Проверим себя. Оценка достижений
Поэтическая тетрадь (10 часов)
Знакомство с названием раздела. Что уже знаем и умеем
Саша Чёрный «Воробей»
Саша Чёрный «Что ты тискаешь утенка?», «Слон»
А.А. Блок «Сны»
А.А. Блок «Ворона»
Поговорим о самом главном. М. Пришвин «Моя Родина»
М. Пришвин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о
жизни и творчестве М. Пришвина»
С.А. Есенин «Черёмуха».
Урок – викторина по разделу
Проверим себя. Оценка достижений
Люби все живое (15 часов)
Знакомство с названием раздела. Что мы уже знаем и умеем
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Листопадничек –
главный герой произведения.
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ:
дополнение содержания текста.
И.С. Соколов-Микитов. Подготовка сообщения «Что
интересного я узнал о жизни И.С. Соколова-Микитова
В.И.Белов «Малька провинилась». Главные герои рассказа.
В.И.Белов «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста.
В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».
Творчество В.Ю. Драгунского
В.П. Астафьев «Капалуха»
Б.С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения.
Б.С. Житков «Про обезьянку». Пересказ.
Б.С. Житков «Про обезьянку».
Б.С. Житков. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

жизни Б.С. Житкова
Урок – конференция «Земля – наш дом родной»
Проверим себя. Оценка достижений
Поэтическая тетрадь. (11 часов)
Знакомство с названием раздела. Что мы уже знаем и умеем
В мире книг. Как сочинить стихотворение
С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»
А. Л. Барто «Разлука»
А. Л. Барто «В театре»
С.В.Михалков «Если»
Поговорим о самом главном
Е.А. Благинина «Кукушка». «Котёнок»
«Крестики – нолики» (обобщающий урок по разделу)
Наши проекты. «В мире детской поэзии»
Проверим себя. Оценка достижений
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (14 часов)
Знакомство с названием раздела. Что мы уже знаем и умеем
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок».
Особенность заголовка произведения
М.М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа
М.М. Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического
рассказа
М.М. Зощенко «Великие путешественники».Главная мысль
произведения
М.М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление
порядка событий
М.М. Зощенко. Подготовка сообщения «Что интересного я
узнал о жизни М.М. Зощенко
Н.Н.Носов «Федина задача». Особенности юмористического
рассказа
А.П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа
А.П. Платонов «Цветок на земле». Особенности речи героев.
Чтение по ролям
Н.Носов «Телефон». Анализ заголовка
Н. Носов. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о
жизни Н. Носова»
Урок – конкурс «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
Проверим себя. Оценка достижений
Зарубежная литература (10 часов)
Знакомство с названием раздела. Что мы уже знаем и умеем
В мире книг. Что такое перевод
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Подготовка сообщения о
великом сказочнике
Г.-Х. Андерсен. Подготовка сообщения «Что интересного я
узнал о жизни Г.-Х. Андерсена
Развивающий час по теме «Зарубежная литература»
Итоговая контрольная работа
Проверка техники чтения
Брейн – ринг (обобщающий урок)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
4 КЛАСС (102 часа)
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7,8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Тема урока
Вводный урок по курсу литературного
чтения (1 ч)
Введение. Знакомство с учебником.
Летописи, былины, жития (9 ч)
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»
Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой.
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
Сравнение текста летописи и исторических источников. Из
летописи «И вспомнил Олег коня своего».
Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина
«Песнь о вещем Олеге».
Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия
Радонежского
Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания,
жития». Проверочная работа по разделу.
Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических
событий».
Чудесный мир классики (17 ч)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
Что уже знаем и умеем. В мире книг
Творчество А. С. Пушкина. Слонимский А. о Пушкине А.С.
А. С. Пушкин «Няне», «Унылая пора! Очей очарованье!..»
А. С. Пушкин «Туча»
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Характеристика героев.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Деление сказки на части. Составление плана.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Шан-Гирей А. о Лермонтове М.Ю.
М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Художественные
особенности сказок. Сравнение мотивов русской и турецкой сказок
М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика героев.
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. С. Толстой о Толстом Л.Н.
Л. Н.Толстой. «Детство». Характеристика главного героя
Л.Толстого.
Творчество А. П. Чехова. Семанова М. о А. П. Чехове
А.П. Чехов «Мальчики Главные герои рассказа - герои своего
времени.
Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики».
Оценка достижений. Проверочная работа по разделу.

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
2
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
5051
52
53
54
55
56
57
58

Поэтическая тетрадь (8 ч)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
В мире книг. Ушинский К. «Четыре желания»
Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…». Отбор
средств художественной выразительности для создания картины
природы.
А.А. Фет «Весенний дождь». Картины природы в
лирическом стихотворении А.А. Фет «Бабочка».
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!», «Где
сладкий шепот моих лесов?»
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» Н. А. Некрасов
«Школьник».
И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.
Обобщающий урок –игра. Поэтическая тетрадь № 1
Оценка достижений.
Литературные сказки (10 ч)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
В мире книг.
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Составление плана сказки.
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части.
Подробный пересказ.
П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в
авторском тексте.
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного
произведения.
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения.
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части.
Обобщающий урок – игра «Крестики – нолики».
Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие.
Делу время – потехе час (8 ч)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
Как сочинить веселый рассказ?
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Нравственный смысл произведения. Долг, ответственность.
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
В.Ю. Драгунский «Главные реки» Самостоятельное построение
плана собственного высказывания.
Поговорим о самом главном. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я
не ел». Смысл заголовка.
Обобщающий урок «Делу время – потехе час».
Оценка достижений.
Страна детства (7 ч)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
В мире книг
Б.С. Житков «Как яловил человечков». Герои произведения
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное
Сопровождение произведения.
М.М. Зощенко «Ёлка»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

Обобщающий урок «Страна детства».
Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь (3 ч)
61 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
62 М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»
63 С. А. Есенин «Бабушкины сказки»
Природа и мы (11 ч)
64 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
В мире книг
65 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Подготовка выборочного
пересказа.Отношение человека к природе.
66 Д. Н. Мамин–Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к
природе.
67 С.А. Есенин «Лебедушка».
68 М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основании
поступка.
69 М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основании
поступка.
70 А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика
героя произведения.
71 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа
72 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.
73 Обобщающий урок – конкурс «Природа и мы».
74 Проект «Природа и мы». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь (9 ч)
75 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания
76 И.С.Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.
77 С.Д. Дрожжин «Родине».
78 А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».
79 Поговорим о самом главном.
80
Обобщающий урок «Родина».
81 Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придет, от меча и
погибнет!»
82 Проект «Они защищали Родину».
83 Оценка достижений.
Страна Фантазия (7 ч)
84 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
В мире книг
85-86 Е. С. Велтистов «Приключение Электроника». Герои
фантастического жанра.
87 К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического
жанра.
88 К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов
фантастического жанра.
89 Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия»
90 Оценка достижений.
Зарубежная литература (12 ч)
91 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
59
60

В мире книг

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1

92

93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие
сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческих
рассказов.
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой
литературы.
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Отражение основной мысли текста
ввысказывании.
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев.
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев.
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их
поступки.
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их
поступки.
Контрольная работа за 2 полугодие.
Обобщающий урок «Зарубежная литература».
Урок – игра «Литературные тайны».

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».